Статья 5. Финансирование судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента

Чепкасов Роман АртуровичКемеровский государственный университет

Chepkasov Roman ArturovichKemerovo State University

Библиографическая ссылка на статью:
Чепкасов Р.А. Материально-финансовое обеспечение судей как гарантия принципа независимости судей // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16274 (дата обращения: 19.06.2021).

Финансирование судей – одна из важнейших гарантий независимости судей. Оно прямо названо в качестве таковой в части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»[1].

В части 19 того же закона перечислены конкретные меры и правила материального обеспечения судей. Однако финансирование судей напрямую зависит от финансирования судов.

Поэтому считаем логически правильным начать рассмотрение вопроса материально-финансового обеспечения судей именно с порядка финансирования судов.

В соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом[2].

Важность данного конституционного положения подтверждает реальная практика деятельности судей без должного финансового обеспечения со стороны государства.

О такой практике можно судить по Постановлению IV Всероссийского Съезда Судей от 5 декабря 1996 года[3], который был направлен на разрешение кризиса судебной системы, связанного, в том числе, с недостатком финансовых поступлений из федерального бюджета.

В указанном документе обращается внимание на отсутствие у судов средств на судебные повестки, конверты, необходимые для извещения и вызова в судебные заседания участников процесса, оплату труда присяжных и народных заседателей, почтовые и командировочные расходы и так далее.

Отсутствие должного финансирования, по мнению участников съезда судей, неизбежно приведет к полному краху судебной системы и, как следствие, разрушению государственности. Решить проблему недостаточного финансирования предлагалось финансированием судов через банковскую систему, минуя казначейство. На тот момент в этих целях уже был издан указ Президента Российской Федерации[4], но не исполнялся в этой части. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что от финансового обеспечения судов напрямую зависит их деятельность, что недофинансирование судебной системы ставит под угрозу ее существование в объективной действительности, а не на бумаге.

Принятие Конституции Российской Федерации повлекло изменения в сложившейся системе финансирования судов. До принятия основного закона России вопросы организационного и финансового обеспечения находились в ведении исполнительной власти, а именно Министерства юстиции.

Такой порядок не мог сохраниться, так как был провозглашен принцип разделения властей и независимость судебной власти соответственно. Однако долгое время статья 124 Конституции носила декларативный характер и не претворялась в действительность, а значит, суды по-прежнему находились под попечительством исполнительной власти.

Такая материальная несамостоятельность судов потворствовала кризисам судебной власти середины 90-х годов, о которых упоминалось ранее.

Однако органы судейского сообщества и по сей день не остаются безучастными в разрешении проблем материально-финансового обеспечения судей.

Так, в постановлении VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 года[5] значительное внимание было обращено на такие проблемы как снижение покупательной способности заработной платы судей, недостаточно эффективная организация обеспечения судей жильем, отсутствие надлежащих условий для организации медицинского обслуживания судей и так далее.

Важнейшим этапом развития в новейшей истории финансового обеспечения деятельности судебной системы в Российской Федерации стало создание Судебного департамента. Вопрос об образовании Судебного департамента был поставлен в марте 1994 года на III внеочередном Всероссийском съезде судей.

Развитие эта идея получила на IV чрезвычайном съезде судей и нашла свое законодательное воплощение в статье 31 Федерального Конституционного Закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[6].

Судебный департамент был призван взять на себя решение организационно-финансовых проблем деятельности судов, а значит вывести судебную систему из-под патронажа исполнительной власти.

В январе 1998 года по законодательной инициативе Верховного Суда Российской Федерации был принят Федеральный Закон «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»[7], чем функции организационного обеспечения судов были переданы государственному органу при судебной системе.

Говоря о роли органов судейского сообщества, было упомянуто о существенных законодательных ограничениях возможностей государства влиять на размер финансирования судебной системы при составлении бюджета на следующий год.

А именно, уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации либо с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации в зависимости от размера предполагаемого уменьшения. Таким образом, приобретенная финансовая самостоятельность напрямую влияет на реализацию принципа независимости судей.

Рассмотрев вопрос финансирования судов, считаем возможным обратиться непосредственно к материально-финансовому обеспечению судей как носителей судебной власти. Материально-финансовое обеспечение судей как одну из важнейших гарантий принципа независимости можно разбить на следующие составляющие:

  • Ежемесячное денежное вознаграждение;
  • Ежемесячное пожизненное содержание (пенсия);
  • Отпуск (отдых);
  • Улучшение жилищных условий;
  • Медицинское обслуживание;
  • Выплата компенсаций;
  • Обеспечение проездными билетами

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (далее – должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее – оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей[8].

При этом размер должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается указом Президента Российской Федерации и на данный момент равен 32752 рублей в месяц[9].

Следует отметить, что размеры должностных окладов Председателя Верховного Суда Российской Федерации составляет 98% от должностного оклада Председателя Конституционного Суда, т. е. 32 096,96 руб. в месяц. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в предусмотренном законом процентном отношении к этой сумме.

В частности, оклад судей районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов равняется 21 504,96 руб. в месяц (67%), мирового судьи – 19 258,18 руб. (60%).

Размеры прочих слагаемых ежемесячного денежного вознаграждения судьи, а именно месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее – оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание “Заслуженный юрист Российской Федерации”, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей, рассчитываются исходя из размеров должностных окладов.

Кроме того, судье выплачивается ежеквартальное денежное поощрение в размере ежемесячного денежного поощрения по замещаемой должности.

Также ежемесячное денежное вознаграждение судьи, по общему правилу, подлежит ежегодной индексации по решению Президента Российской Федерации.

Однако в настоящий момент индексация временно приостановлена в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального Закона “О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона “О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»[10].

Исходя из смысла статьи 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» чем дольше человек проработал в должности судьи, тем больше будет ежемесячное содержание после отставки.

Так, пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях, если он занимал эту должность менее двадцати лет.

Если же стаж работы на должности судьи более двадцати лет, то у отставного судьи есть выбор либо получать пенсию на общих основаниях, либо – не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста пятидесяти пяти (для женщин – пятидесяти) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

При этом ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности.

Каждый судья имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью тридцать рабочих дней. Однако отпуск может быть дольше в зависимости от стажа работы в области юриспруденции или района проживания.

Например, законом установлено, что в районах Крайнего Севера отпуск судьи составляет пятьдесят один рабочий день, а в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, – сорок пять рабочих дней.

В зависимости от стажа работы в области юриспруденции судье предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью от пяти до пятнадцати дней.

Кроме того, время, пока судья находится в пути к месту отдыха и обратно, не засчитывается в срок отпуска, а стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате из государственного бюджета.

Что касается улучшения жилищных условий, то судья имеет право на бесплатное предоставление отдельного жилого помещения, если он будет признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В объективной реальности сложно представить такую ситуацию, ведь, как правило, в судьи идут достаточно обеспеченные граждане. Однако Терехин В.А.

считает, что данная гарантия не может быть реализована в полной мере, поскольку в настоящий момент механизм предоставления судьям жилья закреплен нормативно ненадлежащим образом[11].

Также судьи имеют право на внеочередную установку телефона в жилых помещениях с оплатой по установленным тарифам. Детям судей во внеочередном порядке предоставляются места в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, летних оздоровительных учреждениях и так далее.

Читайте также:  Статья 33. судебный контроль за совершением нотариальных действий

Судьям и членам их семей предоставляются медицинские услуги и санаторно-курортное лечение, которые оплачиваются из федерального бюджета. Это право доступно судьям также после отставки.

Также судьи в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами общественного транспорта (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении.

Судьи имеют право внеочередного бронирования проездных билетов и мест в гостиницах в случае командировки.

В случае смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее двенадцати ежемесячных денежных вознаграждений.

Таким образом, законом установлены реальные материально-финансовые гарантии принципа независимости судей.

Судьи обеспечиваются всем необходимым и соответствующим их высокому статусу комплексом средств и услуг как во время несения судейских полномочий, так и после выхода в отставку.

Государство ограничено в своих возможностях уменьшить размеры материально-финансового обеспечения судов, что явилось результатом реформы судебной системы в Российской Федерации.

Зарплата судей в России в 2019-2020 годах

Работа на должности судьи гарантирует не только высокие зарплаты и общественный статус, но и пожизненное пенсионное обеспечение, по размеру не сильно уступающее зарплате.

Пенсия судей, порядок ее начисления и дополнительных выплат описывается в федеральных законах 400-ФЗ и 126-ФЗ, а также специализированных законах №4468-I и 3132-I.

Подробнее о нюансах расчет выплат для судейского сообщества читайте в нашей статье.

Пенсия судей в 2020 году: размер, расчет и условия назначения

В основном регулирование персонального обеспечения судей производится законом №3231. В нем описываются как особенности начисления улучшенной «пенсии», так и подсчет стажа с необходимыми условиями. Если судья не проходит по стажу ни для выслуги лет, ни по пожизненному обеспечению, то его вопрос рассматривается в стандартном порядке, через Пенсионный Фонд России.

Гарантии для сотрудников судов описаны в Постановление Правительства №425. Там же указывается минимальный стаж для назначения пожизненного обеспечения. Работающий судья не имеет права для получения персонального содержания, поэтому первым шагом станет выход в отставку. Сделать это можно как самостоятельно, подав письменное заявление, так и автоматически.

Количество судей, лишенных полномочий в прошлом году

Каждое из этих событий может стать причиной отставки судьи с полным сохранением своих привилегий. В случае судебного разбирательства и увольнения по статье либо уголовного наказания судейские привилегии аннулируются, и юрист имеет право рассчитывать только на обычную пенсию, оформляемую ПФР.

Разновидности выплат для судей в отставке

Получить пенсионное содержание могут граждане РФ, имеющие не менее двадцати лет юридического стажа, которые были проведены на следующих должностях:

  • арбитр или судья вне зависимости от категории;
  • прокурор, адвокат, их заместители и помощники (или любая другая профессия, требующая профильного юридического образования);
  • органы юстиции, любая должность, связанная с судопроизводством.

Судья, вышедший в отставку или сменивший должность, начиная с 55 лет (50 для женщин) может обратиться за одной из трех разновидностей выплат:

  1. Стандартная страховая пенсия, выплачиваемая гражданам России на общих основаниях.
  2. Обеспечение по выслуге лет (закон 4468-I).
  3. Пожизненное содержание (закон 3132-I).

Страховая пенсия начисляется в соответствии с выплатами, ежемесячно отчисляемых с зарплаты судьи в Пенсионный фонд.

Несмотря на то, что итоговая сумма выходит заметно выше средней по стране, эта разновидность судейской пенсии является самой маленькой, поэтому подавать заявление на ее получение стоит только при недостаточном стаже для второго и третьего варианта. Судья, проработавший менее 10 лет в юридической сфере, на специализированную пенсию не имеет права.

При 25-летнем стаже судья имеет право на немедленный выход на пенсию по выслуге лет, даже если пенсионный возраст еще не достигнут.

В отличие от третьего пункта с денежным довольствием, выплата содержания по выслуге лет проводится по общему для всех сотрудников силовых ведомств закону №4468-I.

В статье 14 указывается, что пенсионер имеет право на довольствие от 50 до 85% зарплаты в зависимости от выслуги (50% после 20 лет, затем по 3 дополнительных процента за каждый следующий год).

При достижении 20-летнего стажа, юрист имеет право выбрать ежемесячное пожизненное содержание, составляющее от 80 до 85% заработка активного судьи на аналогичной должности.

Размер процентного значения зависит от величины стажа — за каждый дополнительный год добавляется по одному проценту.

Опция пожизненного содержания описана в специализированном законе 3132-I о статусе судей.

Обеспечение судей КС оговаривается отдельным постановлением правительства за номером 425

Также, в постановлении №425 описывается порядок выплат иждивенцам и членам семьи умершего (или погибшего) судьи, если на момент смерти он все еще не ушел в отставку.

Дополнительное материальное обеспечение

Помимо основной пенсии или пожизненного содержания, судья может получить выплаты при наличии государственных наград. Статья 1 №21-ФЗ определяет следующие категории лиц, которым полагается дополнительное обеспечение:

  • Герои СССР и России;
  • награжденные орденами Андрея Первозванного, Славы, Ленина, «За заслуги перед Отечеством», «За службу Родине»;
  • обладатели госпремий СССР и РФ;
  • чемпионы Олимпийских и Паралимпийских игр.

Размер выплат указывается во второй статье этого же закона и колеблется в диапазоне от 250 до 415 процентов от общероссийской социальной пенсии.

Отставка судей: особенности

Об органах судейского сообщества

Согласно статье 10 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии с положениями статьи 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

В соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ от 14.03.2002 № 30-Ф3 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»:

  • Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти (пункт 1 статьи 3).
  • Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:
  • Всероссийский съезд судей;
  • конференции судей субъектов Российской Федерации;
  • Совет судей Российской Федерации;
  • советы судей субъектов Российской Федерации;
  • общие собрания судей судов;
  • Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
  • квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 3).

Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 19  Закона).

Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации:

  • рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации (подпункт 1 пункта 2 статьи 19 Закона);
  • приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов, председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации (подпункт 5 пунктa 2 статьи 19 Закона);
  • налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка (подпункт 8 пункта 2 статьи 19 Закона).

Последнее обновление: 15 августа 2018 г., 22:15

Правовые основы финансового обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества. Особенности финансового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации органы судебной власти самостоятельны. Одним из признаков их самостоятельности является финансовая независимость и финансовая обеспеченность судебных органов.

Это закреплено в статье 124 Конституции Российской Федерации: «Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом».

В развитие данных конституционных положений Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»[109] определяет общую схему финансирования судов, которая еще более детализируется в Федеральном законе «О финансировании судов Российской Федерации» и ряде иных законов[110].

В этих законах тоже закреплено, что суды Российской Федерации финансируются только за счет средств федерального бюджета, в котором ежегодно отдельными строками должно предусматриваться выделение средств на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и других судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других арбитражных судов.

Проект федерального бюджета в части финансирования судов разрабатывает Правительство Российской Федерации во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководителем Судебного департамента и с Советом судей Российской Федерации. При этом надо учитывать, что планирование и непосредственно финансирование Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей должно осуществляться на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указываться отдельными строками в федеральном бюджете.

Кроме того, Закон о финансировании судов устанавливает, что Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в части финансирования судов Российской Федерации должно учитывать в числе прочих расходов расходы на материальное обеспечение судей, работников аппаратов судов Российской Федерации, Судебного департамента, социальные гарантии судей и членов их семей, защиту судей, ресурсное обеспечение судов Российской Федерации в целях создания условий для осуществления правосудия, обеспечения правового порядка и укрепления государственной власти.

В случае, когда при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов возникают разногласия Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения соответствующих судов, Судебного департамента и Совета судей Российской Федерации вместе со своим заключением.

При дальнейшем обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации вправе участвовать представители Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, руководитель Судебного департамента.

Читайте также:  Статья 8. обязательность проведения оценки объектов оценки

В случае если федеральный бюджет на текущий финансовый год не утвержден, закон устанавливает, что суды и Судебный департамент финансируются ежемесячно в размере 1/12 суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на истекший год. Эти суммы должны перечислятся до 10-го числа текущего месяца[111].

В случае же их неперечисления либо неполного их перечисления в такой срок их списание со счета Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации осуществляется в безакцептном (бесспорном) порядке инкассовыми поручениями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Судебного департамента.

В процессе исполнения федерального бюджета финансирование судов Российской Федерации должно производиться в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Закон устанавливает, что Правительство Российской Федерации при исполнении федерального бюджета не может использовать свои полномочия по сокращению расходов на финансирование судов Российской Федерации в зависимости от поступления средств в доходную часть федерального бюджета.

Законом предусматривается возможность уменьшения размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год.

Однако при этом оговаривается, что такое уменьшение финансирования судов не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации, а более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации[112].

При этом смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом[113].

Финансирование федеральных судов Российской Федерации, мировых судей, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации должно осуществляется ежемесячно равными долями в размере 1/12 суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Суды Российской Федерации самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и иными федеральными законами.

При этом согласно решения Совета судей РФ, в случае необходимости при наличии общей экономии ассигнований, выделенных на текущий финансовый год, при отсутствии задолженности по выплате заработной платы и начислениям на нее, федеральные суды могут направлять эту экономию на покрытие задолженности по текущим хозяйственным расходам[114].

  • Финансирование осуществляется по целевым статьям расходов в соответствии с перечнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
  • Таким образом, в современное время каждый год в Российской Федерации принимается федеральный закон «О Федеральном бюджете на текущий год», где предусматриваются денежные средства по разделу 0200 – «Судебная власть», которые должны финансово обеспечить возможность полного и независимого осуществления правосудия.
  • Так, например, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» предусмотрено, что финансирование судов осуществляется в пределах расходов, утвержденных по разделу «Судебная власть» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, исходя из следующей штатной численности на 31 декабря 2004 года:
  • — судей судов общей юрисдикции (без мировых судей) в количестве 22 265 единиц, военных судей в количестве 907 единиц и работников их аппаратов (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) соответственно — 51 325 единиц и 1 567 единиц, из них военнослужащих — 240 единиц;
  • — персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации, устанавливаемой Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах выделенного фонда оплаты труда;
  • — федеральных государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации — 6 148 единиц, в том числе центрального аппарата — 467 единиц, из них военнослужащих — 53 единицы;
  • — судей Верховного Суда Российской Федерации (включая судей Военной коллегии) — 125 единиц и работников его аппарата (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) — 843 единицы, из них военнослужащих — 52 единицы;
  • — судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — 90 единиц и работников его аппарата (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) — 387 единиц;
  • — судей системы арбитражных судов Российской Федерации — 3 758 единиц и работников их аппаратов (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) — 7 252 единицы.
  • Применительно к системе судов общей юрисдикции непосредственно право на бюджетные ассигнования из федерального бюджета имеют Верховный Суд Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, как главные распорядители соответствующих бюджетных средств.
  • В свою очередь Судебный департамент и входящие в его систему органы, организационно обеспечивая деятельность большинства судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы, в том числе и финансовые[115].
  • Финансовое обеспечение судов общей юрисдикции в СССР и Российской Федерации до 1998 года производилось в основном через финансовые органы Министерства юстиции СССР (Российской Федерации)[116].
  • Принятый в 1996 году Закон о судебной системе положил начало изменению такого положения дел – большая часть вопросов организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, в том числе представление в их распоряжение необходимых финансовых ресурсов, были провозглашены полномочиями Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента[117].
  • С принятием в 1998 году Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», закрепившим положения о том, что только Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей, состоялась передача обеспечения деятельности большинства судов общей юрисдикции от Министерства юстиции Российской Федерации Судебному департаменту[118].

С 1999 года в бюджетах Российской Федерации, принимаемых на год, целенаправленно для судебной власти стали планировать бюджетные средства по разделу 0200.

Финансирование Верховного Суда Российской Федерации стало осуществляться напрямую из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, а распорядителем бюджетных средств для верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов и военных судов теперь является Судебный департамент.

Судебный департамент на основании приказа Генерального директора департамента от 14 августа 1998 г. № 28 «О порядке приема финансирования судов общей юрисдикции от управления юстиции Российской Федерации» осуществил прием финансирования судов с 1 сентября 1998 года.

Финансирование верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных и флотских военных судов теперь осуществляет центральный аппарат Судебного департамента, который также полномочен осуществлять контроль за расходованием ими бюджетных средств.

Созданные в субъектах Российской Федерации управления (отделы) Судебного департамента, т. е. территориальные подразделения, стали обеспечивать деятельность судов общей юрисдикции на местах, в том числе и путем финансового обеспечения, на основании поступивших на их счета бюджетных средств. Согласно ст.

14 Закона о Судебном департаменте его территориальные управления и отделы стали полномочны осуществлять финансирование районных судов, мировых судей и квалификационной коллегии судей в субъекте Российской Федерации, контролировать расходование ими бюджетных средств, проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности.

В связи с этим начальниками управлений и отделов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в срок до 25 августа 1998 года были зарегистрированы территориальные управления (отделы) во внебюджетных фондах: в Пенсионном фонде, в Фонде обязательного медицинского страхования, в Фонде социального страхования, в Фонде занятости, в органах статистики и налоговой инспекции, а также открыты бюджетные счета этих территориальных подразделений в территориальных органах Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, а также ряд иных мероприятий (по оформленного юридического адреса территориального управления (отдела) и т.д.).

Таким образом, финансовое обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества является составной частью обеспечения их деятельности и представляет собой предусмотренный законом комплекс мероприятий по планированию и закреплению в федеральном бюджете финансовых ассигнований для органов судебной власти, передаче на их счета этих финансовых ресурсов, а также по контролю за расходованием ими бюджетных средств, необходимых в целях полного и независимого осуществления судами правосудия.

Финансирование судов

Конституционные  (уставные) суды субъектов РФ финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Мировые  судьи финансируются из федерального бюджета.

Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

(при этом в бюджетной отчетности указанные расходы отражаются по разделу «Федеральная судебная система). Его осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти субъекта федерации в порядке, установленном региональным законом.

расходы на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, системы федеральных судов общей юрисдикции, системы федеральных арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, мировых судей и их аппаратов, органов судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов, расходы на развитие судебной системы России, а также расходы на предоставление государственных гарантий, обусловленных статусом судей, иных гарантий в соответствии с федеральным законодательством отражаются подразделу 0105 «Судебная система» 3.  Финансирование судов Российской Федерации в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Отсутствие достаточных финансовых средств, направляемых на финансирование мероприятий Программы, негативно скажется на развитии судебной системы, то есть в полной мере не будут реализованы стратегические цели государства.

Читайте также:  Глава IV. Контроль за соблюдением настоящего федерального закона и ответственность за его нарушение

Не получая достаточного финансирования из федерального бюджета, суды вынуждены искать иные источники финансирования — бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований, а также средства частных инвесторов.

По данным Счетной палаты РФ, полученные денежные средства расходуются судами на нужды строительства, ремонт, приобретение автотранспорта, покупку оборудования, жилья, оплату услуг связи, коммунальных услуг и других текущих хозяйственных расходов, т. е.

на незащищенные статьи расходов, финансирование которых не осуществлялось в полном объеме ежегодных бюджетных назначений. Объемы средств и материальных ценностей, полученные судами из внебюджетных источников, не отражались в бухгалтерской отчетности перед Минюстом РФ или отражались частично.

Наибольшее распространение такая практика получила в районных и городских судах общей юрисдикции.                  
       По данным проверок, проведенных Счетной палатой РФ в 2012-2013 годах, наряду с финансированием из средств федерального бюджета судебная система в нарушении ст.

124 Конституции РФ финансировалась и из средств субфедеральных бюджетов различных уровней, а также из средств сторонних организаций. Вместе с тем проверки показали, что отдельные суды финансировались из местных бюджетов в гораздо больших объемах.

Наиболее высокий процент финансирования из местных бюджетов (от 50 до 70 процентов) был выявлен в Московском и Санкт-Петербургском городских судах, Челябинском областном суде, Арбитражном cуде Республики Дагестан. Было также отмечено, что наряду с финансированием из средств местных бюджетов Тульский областной суд получил  средства частных инвесторов в размере 0,2 процента от общего объема финансирования; Арбитражный cуд Нижегородской области получил беспроцентную ссуду от АО «Нижнегороднефтепродукт».  Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Создание благоприятного инвестиционного климата в нашей стране напрямую связано с эффективностью судебной системы. Развитие  судебной системы является немаловажным фактором привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации.

Эффективность решения проблем в деятельности судебной системы программно-целевыми методами подтверждается положительным опытом реализации федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы и «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы.

 Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода государственных судебно-экспертных учреждений на новый качественный уровень деятельности, что определяет необходимость применения программно-целевого метода, позволяющего выбрать оптимальный вариант решения проблем, обеспечить рациональное и адресное расходование средств, учесть потребности судов и органов правосудия Российской Федерации в новых услугах государственных судебно-экспертных учреждений. 
      Решение задач Программы без использования программно-целевого метода потребует дополнительного ежегодного финансирования за счет средств федерального бюджета на соответствующий год в связи с тем, что в соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только за счет средств федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.*

Анализ ситуации показал, что средства федерального бюджета на судебную систему в 2007-2011 годах составили:

в 2007 году — 78931,3 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года — 6379,7 млн. рублей;

в 2008 году — 92627,4 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года — 8937,1 млн. рублей;

в 2009 году — 107289,2 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года — 10152,5 млн. рублей;

в 2010 году — 109009,6 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года — 10930,3 млн. рублей;

в 2011 году — 113858,5 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года — 13531,5 млн. рублей.

В 2012 году запланированы средства на судебную систему в размере 117793,4 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года — 10792,8 млн. рублей.

Несмотря на ряд позитивных перемен, произошедших в сфере правосудия в результате реализации Программы до 2012 года, и значительное увеличение бюджетных расходов на органы правосудия, все еще остались проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации этой сферы удовлетворяет общество.

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе.

Судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом.

Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности.

Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации провозглашена правовым государством.

Правовое государство характеризуется в том числе самостоятельной и независимой судебной системой, эффективно обеспечивающей защиту интересов государства, прав и интересов граждан и юридических лиц.

Создание благоприятного инвестиционного климата в нашей стране напрямую связано с эффективностью судебной системы.

Немаловажным фактором привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации является развитие судебной системы, которая могла бы эффективным образом исполнять свои полномочия и обеспечивать должную защиту прав и интересов сторон.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, для повышения эффективности политико-правовых институтов и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации необходимо решение следующих проблем:

  • защита частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности является одним из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти;
  • проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений;
  • создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции (а не регистрироваться в оффшорах) и использовать для разрешения споров, в том числе споров по вопросам собственности, российскую судебную систему;
  • борьба с коррупцией;
  • существенное улучшение доступа к информации о деятельности государственных органов;
  • кадровое обеспечение эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий.

Задачи, поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, являются основополагающими для развития судебной системы России.

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.

В этой связи требуется скорейшее внедрение в судебную систему, систему принудительного исполнения судебных актов и судебно-экспертную деятельность современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сроки осуществления правосудия, качество и оперативность проводимых судебно-экспертными учреждениями экспертиз и обеспечить эффективное исполнение судебных решений.

  • Реализация мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы»  по созданию мобильного правосудия, электронного правосудия, внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и формирование электронного архива судебных дел позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов.
  • Также  осуществление мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению зданий судов, обеспечение зданий судов средствами безопасности и охраны являются по-прежнему актуальными.
  • В  рамках Программы предполагается реализовать мероприятия по созданию условий для осуществления качественных экспертиз государственными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации, которые являются независимой структурой государственных судебных экспертов, не подчиненной органам дознания и следствия, свободной от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, и имеют на сегодняшний день наиболее полную нормативную правовую базу по судебной экспертизе.
  • Внедрение современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, создание необходимых условий для эффективного осуществления принудительного исполнения судебных актов будут способствовать построению эффективной системы исполнительного производства, повышению открытости и доступности системы принудительного исполнения. 
  • Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, а также реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы.
  • Программа реализуется только за счет средств федерального бюджета.
  • Общий объем финансирования Программы составляет 90559,33 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
  • капитальные вложения — 68400,81 млн. рублей;

прочие нужды — 22158,52 млн. рублей.

Руководителем Программы является Министр экономического развития Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.

В результате выполнения мероприятий Программы предполагается значительное повышение качества правосудия и эффективности рассмотрения судебных споров, обеспечение доступности и открытости правосудия, формирование стабильной и единообразной судебной практики, повышение авторитета судебной власти, создание условий для конкурентоспособности российской судебной системы в международном сообществе, обеспечение независимости судебной системы и повышение привлекательности государственной гражданской службы в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также повышение качества исполнения судебных актов и качества проводимых судебных экспертиз. 4

Глава 3. Особенности организации работы финансовых органов судов РФ

Понимание перечисленных проблем Правительством отразилось в принятии Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 гг., утвержденной постановлением от 27 декабря 2013 года N 1406. Рассмотрим основные проблемы финансирования судебной системы в Российской Федерации:

Первая проблема финансирования судебной системы состоит в том, что оно осуществляется в недостаточных объемах. Уровень материального обеспечения судей не соответствует их высокому статусу, объему выполняемой ими работы и ответственности, которая возложена на них как на носителей судебной власти.

Условия работы, как правило, не отвечают существующим требованиям. Главное опасение, которое возникает в связи с недостаточным финансированием судебной системы, состоит в том, что ставится под угрозу независимость судебной власти. Независимая судебная власть необходима для утверждения принципа верховенства права и закона.

Судьи должны быть в состоянии рассмотреть все обстоятельства дела и применить закон без каких-либо ограничений, влияния, побуждений, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с любой стороны и по любой причине.

В процессе принятия решения судьи должны быть независимы по отношению к другим судьям и вышестоящим лицам, а также от исполнительной и законодательной властей.

Ссылка на основную публикацию