Статья 33. судебный контроль за совершением нотариальных действий

В соответствии со ст. 46 Конституции России каждому гражданину РФ гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный контроль в сфере нотариальной деятельности осуществляется как при рассмотрении судами дел о правонарушениях нотариусов, так и при рассмотрении обращений нотариусов и органов нотариального самоуправления в связи со злоупотреблениями и неправомерными, по их мнению, действиями государственных органов и их должностных лиц. Судебный контроль за деятельностью нотариусов может быть прямым и косвенным.

Прямой контроль осуществляется судами при рассмотрении в соответствии со ст. 33 Основ законодательства РФ о нотариате отказов в совершении нотариального действия или неправильного совершения нотариального действия.

Правила обжалования действий нотариусов в настоящее время закреплены главой 37 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) «Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении» подраздела IV «Особое производство».

Часть 3 ст. 263 ГПК РФ закрепляет, что в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.

Заинтересованными лицами могут быть признаны граждане и юридические, лица, в отношении которых совершено нотариальное действие либо получившие отказ в его совершении. Кроме того, такое дело может быть возбуждено и по заявлению прокурора.

Иные лица, чьи права и охраняемые законом интересы были или могли быть затронуты нотариальным действием, вправе защищать свое нарушенное право или интерес путем обращения в суд с соответствующим иском.

В порядке особого производства могут быть рассмотрены заявления о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении, если эти действия произведены нотариусами, должностными лицами, уполномоченными на совершение нотариальных действий, при условии, если у заинтересованных лиц отсутствует спор о праве гражданском, подведомственный суду.

Если лица оспаривают права и обязанности, основанные на совершенном нотариальном действии, то такие дела рассматриваются и разрешаются судом в порядке искового производства.

Не могут быть рассмотрены в особом производстве, например, жалобы на отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство ввиду пропуска срока на его принятие или спора о нем наследников, жалобы, оспаривающие исполнительные надписи на документах о задолженности по банковским кредитам, квартирной плате, коммунальным услугам при наличии спора между должником и взыскателем о размерах платежей и т.п.

При принятии заявления о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении необходимо выяснять, не имеется ли спора о праве гражданском.

Если из заявления и приобщенных к нему документов усматривается, что такой спор имеется или подведомственный суду спор возникнет при рассмотрении дела, возбужденного по заявлению заинтересованного лица, судье следует вынести определение об оставлении такого заявления без рассмотрения, разъяснив заявителю его право обратиться с иском в суд или в арбитражный суд за разрешением возникшего спора.

  • Судья не вправе при возникновении спора в процессе судебного разбирательства отменить совершенное нотариальное действие или обязать нотариальный орган его выполнить, то есть разрешить заявление по существу.
  • Заявителем и другими лицами, участвующими в деле, при необходимости должны быть представлены подлинные нотариально удостоверенные документы:
  • · договоры, завещания, доверенности и другие письменные доказательства;

· документы, выданные нотариусом (например, свидетельство о праве на наследство, свидетельство о праве собственности на долю в общем, имуществе супругов и т.д.);

  1. · документы, подтверждающие бесспорность задолженности или иной обязанности должника перед взыскателем с учиненной на них исполнительной надписью и др.
  2. В случае отказа в совершении нотариального действия представляются документы, которые, по мнению заявителя, должны быть нотариально удостоверены или засвидетельствованы, а также постановление нотариуса или другого правомочного должностного лица об отказе в совершении нотариального действия.
  3. Заявление о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении подается в суд в течение десяти дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.
  4. Статья 33. Судебный контроль за совершением нотариальных действий
  5. Поэтому при рассмотрении заявления следует выяснять все обстоятельства, связанные с течением указанного срока, в том числе:
  • · дату совершения нотариального действия или отказа в его совершении;
  • · дату, когда заявителю стало известно о нотариальном действии, которое он оспаривает, либо об отказе в его совершении;
  • · причины, по которым заявитель обратился в суд с заявлением по истечении 10-дневного срока, если это произошло.
  • Если суд установит, что срок на обжалование нотариального действия (отказа в его совершении) заявителем был пропущен по уважительной причине, он может восстановить этот срок и рассмотреть заявление по существу.

Статья 311 ГПК РФ закрепляет, что заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса, должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в совершении нотариального действия. Однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.

В соответствии со ст. 312 ГПК РФ решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие.

  1. Поэтому в резолютивной части решения в случае отмены нотариального действия суд указывает, какое конкретное действие, когда и кем совершенное отменяется; при удовлетворении заявления об отказе в выполнении нотариального действия – какое именно нотариальное действие и кем должно быть совершено.
  2. Копию решения суда при удовлетворении заявления необходимо направлять в нотариальный орган, где было совершено нотариальное действие (отказано в нем), либо по месту работы должностного лица, чьи действия обжалованы.
  3. Поскольку нотариус (должностное лицо), совершивший нотариальное действие или отказавший в его свершении как лицо участвующее в деле, обладает всеми процессуальными правами, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством, он вправе в установленный законом срок обжаловать в кассационном порядке принятое по заявлению решение суда.

Второй разновидностью судебного контроля является косвенный судебный контроль. Данный вид контроля называется косвенным потому, что решения суда по делам, рассматриваемым судами в рамках осуществления этой формы контроля, не влияют непосредственно на права и обязанности нотариусов и на судьбу и законную силу принятых ими нотариальных актов.

Косвенный судебный контроль осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами при рассмотрении практически всех дел, так или иначе связанных с нотариальными актами.

Косвенный судебный контроль осуществляется при рассмотрении практически всех споров, в которых в качестве юридических фактов фигурируют нотариально удостоверенные сделки, договоры, нотариально засвидетельствованные факты. Это могут быть, например, споры о признании недействительными завещаний, нотариально удостоверенных договоров купли-продажи недвижимости, иных нотариально удостоверенных сделок, и др.

Достаточно часто при рассмотрении таких дел суды привлекают нотариусов в качестве соответчиков или третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора.

Следует признать совершенно оправданной практику вызова нотариусов в суд в качестве свидетелей, поскольку они могут обладать информацией, значимой для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Статья 33. Судебный контроль за совершением нотариальных действий

Судебный контроль нотариальной деятельности

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4Следующая ⇒

  • Споры с участием нотариусов, в том числе налоговые споры между налоговыми органами и нотариусами, рассматриваются в судах общей юрисдикции.
  • Виды судебного контроля:
  • 1.прямой;

2.косвенный.

  1. Прямой судебный контроль выражается в рассмотрении судами общей юрисдикции
  2. · заявлений о совершенных нотариальных действиях либо об отказе в их совершении, а также
  3. · исков о возмещении имущественного вреда, причиненного нотариусом при осуществлении его профессиональной деятельности.

Процедура осуществления прямого судебного контроля и его правила регулируютсягл. 37 ГПК РФ в рамках особого судопроизводства.

Читайте также:  Статья 3. оборотоспособность пестицидов и агрохимикатов

Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.

Кроме того, в силу ст. 45 ГПК РФ в суд вправе обратиться прокурор с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Заявление о неправильном удостоверении завещания или об отказе в его удостоверении капитаном морского судна, судна смешанного плавания или судна внутреннего плавания, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, подается в суд по месту порта приписки судна.

Заявление подается в суд в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.

Спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства.

Заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса, должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в совершении нотариального действия. Неявка указанных лиц, в том числе и нотариуса, не является препятствием к рассмотрению заявления (ст. 311 ГПК РФ).

Решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие.

Нотариус вправе обжаловать решение суда в соответствии со ст. 376 ГПК РФ.

Косвенный судебный контроль осуществляется при рассмотрении почти всех дел, связанных с нотариальными актами, например, при оспаривании их в исковом производстве при наличии споров между сторонами договора.

Контроль за деятельностью нотариусов административными (налоговыми) органами

Административная ответственность нотариусов установлена ст. 15.6 КоАП РФ «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».

В соответствии с ч.

2 данной статьи нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

Таким образом, основанием для административной ответственности нотариусов является совершение налогового правонарушения в форме непредставления в налоговый орган предусмотренных законодательством сведений, либо представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде.

Ст.

85 НК РФ предусматривает, что органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязанысообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее 5 дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым

Статья 33. Судебный контроль за совершением нотариальных действий

  • Глава VII. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ
  • Статья 33. Судебный контроль за совершением нотариальных действий
  • Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке.

Статья 33.1. Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления

  1. Территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) лиц, указанных в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, проводит проверку в порядке, установленном федеральным органом юстиции.
  2. Предметом проверки является:
  3. 1) соблюдение органами местного самоуправления требований настоящих Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;
  4. 2) организация работы по совершению нотариальных действий;
  5. 3) исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;
  6. 4) соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.
  7. По результатам проведенной проверки территориальный орган юстиции вправе:
  8. 1) вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации;
  9. 2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;
  10. 3) направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий.
  11. Статья 34. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, — нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса.

54. Контроль за совершением нотариальных действий

  • 54. Контроль за совершением нотариальных действий
  • Основы законодательства РФ о нотариате выделяют следующие виды контроля за совершением нотариальных действий:
  • 1) судебный контроль (ст. 33);
  • 2) контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34);

3) налоговый контроль (ст. 34).

Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия могут быть обжалованы в суд Согласно ст. 310 ГПК РФ.

Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по местонахождению нотариуса или по местонахождению должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.

Заявление должно быть подано в суд в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.

Данное заявление рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса, должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в совершении нотариального действия.

Решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие (ст. 312 ГПК РФ).

Судебный контроль за деятельностью нотариусов и уполномоченных на выполнение нотариальных действий должностных лиц направлен на защиту интересов физических и юридических лиц при обращении за совершением нотариальных действий.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в 4 года. Целью проверки является: выявление нарушений и ошибок в работе, оказание помощи и принятие мер к устранению причин и условий недостатков в работе.

Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.

Налоговые органы обязаны проводить проверки правильности исчисления и удержания, своевременности и полноты перечисления в бюджет. Правильность взимания нотариального тарифа определяется по записям в реестре регистрации нотариальных действий.

По результатам проверок и обследований деятельности физических лиц составляется акт, который должен содержать все реквизиты проверяемого лица, сведения о его деятельности и результаты проверок и обследований.

Статья 333.38.
Льготы при обращении за совершением нотариальных действий
Комментарий к статье 333.38Текст п.12 изложен в новой редакции. Уточнен состав оснований, при которых физические лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий,

Нотариат: Шпаргалка

Традиционно в деятельности государственных органов различают контроль, при котором проходит проверка законности и целесообразности деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности.

Читайте также:  Статья 20. Нетарифное регулирование

Несмотря на то что ст.

33 Основ о нотариате называется «Судебный контроль за совершением нотариальных действий», фактически в ее содержании речь идет о судебном надзоре: «Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке».

Порядок рассмотрения жалобы определяется ГПК РФ. Конституция РФ предусматривает право каждого гражданина на судебную защиту, являясь также основой для обжалования действий (бездействий) нотариуса.

Для того чтобы был задействован государственный механизм защиты, необходимо наличие заявления заинтересованного лица (в данном случае лица, обратившегося за совершением нотариального действия). Может быть обжалован только отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия. Следует также учитывать, что Основы о нотариате не дают понятия «неправильное совершение действия».

ГПК РФ устанавливает, что любое заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий. Под заинтересованными лицами следует понимать тех лиц, в отношении которых должны быть совершены нотариальные действия, а также тех граждан и юридических лиц, которые принимали непосредственное участие в совершении нотариальных действий.

Заявление подается в суд в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия. Заявление должно содержать просьбу заявителя об отмене нотариального действия или об обязанности нотариуса совершить соответствующее нотариальное действие.

Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства.

Согласно ГПК РФ заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса, должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в совершении нотариального действия. Однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.

Решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие.

Кто осуществляет надзор за нотариусами

  • Исходя из Основ законодательства РФ о нотариате гл.7, дается определение контроля за деятельностью нотариусов:
  • Статья 33. Судебный контроль за совершением нотариальных действий
  • Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке.
  • Статья 34. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, — нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.

Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности в республике в составе РФ, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса.

Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

Законодательством республик в составе Российской Федерации могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса.

В соответствии со ст.48 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи в своей стране. Эту помощь призван обеспечить и нотариат путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий.

Нотариусы, совершая нотариальные действия, должны выполнять возложенные на них обязанности, руководствуясь Конституцией РФ, Конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства о нотариате, другими законодательными актами, а также правовыми актами органов государственной власти, принятыми в пределах их компетенции, и международными договорами.

Особенностью деятельности нотариусов является их полная независимость от кого-либо при выполнении своих прямых профессиональных обязанностей — совершении нотариальных действий. Ни президент нотариальной палаты, ни руководитель органа юстиции или иного органа государственной власти, ни прокурор не вправе обязать нотариуса выполнить какое-либо нотариальное действие.

Право обязать нотариуса совершить нотариальное действие, в отношении которого он вынес постановление об отказе, а также указать, каким образом надо выполнить нотариальное действие, по поводу которого подано заявление, предоставлено только суду. По действующему законодательству о нотариате контроль за совершением нотариальных действий возложен в России лишь на судебные органы (ст.33, ч.

2 ст.49 Основ).

По гражданскому процессуальному законодательству судебный контроль за совершением нотариусами нотариальных действий осуществляется при рассмотрении исков в порядке искового производства и при рассмотрении заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении в порядке особого производства.

Каждый гражданин или юридическое лицо, обращающееся к нотариусу для совершения им какого-либо нотариального действия, вправе рассчитывать на квалифицированное оформление нотариального акта и придание ему именно той формы, которая ему нужна.

Однако, если нотариус или уполномоченное должностное лицо придает нотариальному акту форму, которая по каким-либо причинам не устраивает обратившегося за совершением нотариального действия, или его не устраивает содержание нотариального акта, из-за чего обратившийся считает, что нотариальное действие совершено неправильно, он вправе подать в суд соответствующее заявление.

Вправе подать в суд заявление и лицо, которому нотариус отказал в совершении нотариального действия.

Так, в порядке особого производства рассматривается отказ нотариуса удостоверить какую-либо сделку, выдать свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов или свидетельство о праве на наследство, совершить исполнительную надпись па документе, включенном в Перечень, принять в депозит денежную сумму или цепные бумаги, Принять на хранение документы и т.д.

  Кто осуществляет ветеринарный надзор

  1. В заявлении кроме сведений о заявителе и других заинтересованных лицах должны быть указаны;
  2. наименование суда, в который подается заявление;
  3. фамилия, имя, отчество нотариуса или должностного лица, совершившего нотариальное действие или отказавшего в его совершении;
  4. местонахождение конторы нотариуса или организации, где выполняет свои обязанности но совершению нотариальных действий должностное лицо;
  5. на нотариальное действие, но поводу которого подается заявление;
  6. нотариальное действие, по поводу которого подается заявление;
  7. в чем заключается нарушение прав или законных интересов заявителя;
  8. перечень прилагаемых к заявлению документов.

К заявлению, подаваемому в суд, должны быть приложены нотариальный документ и другие необходимые по требованиям гражданского процессуального законодательства документы (копия заявления, квитанция об оплате государственной пошлины и т.д.).

Заявление о совершенном нотариальном действии или отказе в его совершении подается в суд по месту нахождения нотариуса (государственной нотариальной конторы, органа, на должностного лица которого возложено совершение нотариальных действий). Такие заявления подлежат рассмотрению только в федеральных судах общей юрисдикции. Арбитражные суды не вправе ни принимать такие заявления, ни рассматривать их.

По гражданскому процессуальному законодательству для подачи заявления в суд установлен весьма ограниченный срок. Согласно н.2 ст.

310 ГПК заявления подается в суд в десятидневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.

Но если этот срок пропущен но уважительной причине, он может быть восстановлен судом но просьбе лица, подающего заявление.

Правом обращения в суд с заявлением в соответствии с п.2 ст.310 ГПК наделены только заинтересованные лица. К заинтересованным лицам могут быть отнесены граждане и юридические лица, в отношении которых совершено нотариальное действие, либо получившие отказ в его совершении. Именно такое разъяснение давал Пленум Верховного Суда применительно к норме ст.271 ГПК РСФСР 1964 г.

, в которой, как и в ст.310 ГПК РФ 2002 г., предусматривалось, кто вправе обратиться в суд по поводу совершенного нотариального действия или отказа в его совершении в порядке особого производства.

Читайте также:  Статья 8. Культуртехническая мелиорация земель

Но приведенное разъяснение, к сожалению, не дает полного представления о том, кто все-таки может быть признан заинтересованным лицом и соответственно, кто может подавать такое заявление.

Нет единообразного подхода к определению круга лиц, обладающих правом обращения в суд с заявлением о проверке в порядке особого производства законности действий нотариуса или его отказа в совершении нотариального действия, и в судебной практике.

Нередко заявления на действия нотариусов подают лица, с которых по оформленным нотариусами документам должны быть произведены взыскания, например, должники по исполнительным надписям нотариусов. Вместе с тем под заинтересованными лицами, упоминаемыми в п.1 ст.

310 ГПК, следует понимать тех, кто непосредственно участвовал в совершении нотариального действия.

Под заинтересованными лицами, которые вправе подавать заявления на действия нотариуса, например, по протесту векселей, как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 33 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 14 от 4 декабря 2000 г. следует понимать «тех лиц, в отношении которых были совершены указанные действия:

в случае отказа в платеже — векселедатель простого векселя либо акцептант переводного;

в случае отказа в акцепте — плательщик по переводному векселю, иные обязанные но векселю лица (индоссанты, авалисты и т.д.), нрава в отношении которых определяются на основании совершенного протеста, а также те граждане и юридические лица, по требованию которых был или должен был быть совершен протест».

  Кто осуществляет надзор за качеством электроэнергии

Заявление о неправильном совершении нотариального действия или об отказе в совершении нотариального действия рассматривается судом в порядке особого производства по общим правилам искового производства с теми изъятиями и дополнениями, которые содержатся в гл.27 и 37 ГПК РФ. Заявление рассматривается с участием заявителя и других заинтересованных лиц, нотариуса или должностного лица, совершившего нотариальное действие.

Удовлетворяя заявление, суд в соответствии с гражданским процессуальным законодательством выносит решение, которым либо отменяет совершенное нотариальное действие, либо обязывает нотариуса выполнить то действие, в отношении которого им было вынесено постановление об отказе.

Если же при рассмотрении дела, возбужденного по заявлению о совершенном нотариальном действии, возникает спор о нраве, основанный на совершенном действии, суд в соответствии с п.3 ст.310 ГПК не может при рассмотрении дела но заявлению отменить это действие.

В таких случаях выносится определение об оставлении заявления без рассмотрения, а лицу, подавшему заявление, разъясняется его право обратиться с иском в суд или в арбитражный суд за разрешением возникшего спора.

Таким же образом поступает судья и в том случае, когда еще при приеме заявления из его содержания или из приобщенных к нему документов усматривается наличие спора о нраве подведомственного суду.

Законом предусмотрены две формы контроля.

Одна из них касается правовой стороны деятельности нотариуса и осуществляется судом в случае нарушения. То есть суд проводит расследование, в ходе которого устанавливает, имело ли место нарушение в ходе нотариального делопроизводства или же при регистрации того или иного акта.

Работу нотариуса, если он работает на государственную организацию, контролирует исполнительный орган федеральной власти, а также региональные представители власти.

Если нотариус занимается частной практикой, то вся его деятельность находится под строгим надзором нотариальной палаты, выдавшей ему лицензию для работы.

При этом, одной из основных функций нотариального органа самоуправления является контролирование законности сделок в ходе нотариальной деятельности.

Большие нотариальные объединения имеют отдельные подразделения, занимающееся исключительно работой по надзору за деятельностью нотариусов на территории, находящейся в ведомстве данного органа. Такой контроль обычно проводится после обращения заинтересованного лица или при подаче жалобы. Чаще всего причиной для жалобы становится:

  • отказ в принятии заявления по осуществлению делопроизводства по наследственному делу;
  • при неоправданном увеличении срока регистрации свидетельства о праве распоряжения наследством;
  • отказе возмещения денежных средств, потраченных на похороны умершего родственника.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, проверяющий орган имеет право привлечь к дисциплинарной ответственности нерадивого нотариуса.

Контроль выплаты налогов нотариальной конторой

Отслеживание налоговой деятельности любого нотариуса занимается налоговая служба. Делает это она в порядке, регламентированном специальным законодательством. Предусмотрена всего лишь одна проверка за четыре рабочих года.

Проверка в начале работы в сфере нотариальных услуг в любом субъекте Российской Федерации будет проведена в конце первого года, после получения полномочий.

В начале проверки, по закону, нотариус обязан предоставить все документы, подтверждающие его расчеты с физическими лицами и фирмами.

В отдельных республиках, находящихся в составе Российской Федерации, местные законодательные органы могут изменять периоды плановых проверок нотариусов.

  Сельхоз надзор что проверяет

Могут ли проводиться не предусмотренные законом проверки?

Иногда имеют место и спонтанные проверки. Поводом для таких проверок обычно служит информация, поступившая из средств массовой информации, других общественных организаций и по запросу полицейского отделения.

Государственное управление нотариальной деятельностью обладает высокой значимостью в социально-правовом аспекте. При этом особенность нотариата состоит в том, что он представляет собой звено системы государственного управления, способствующее стабилизации гражданского оборота на правовой основе; путем оформления сделок и удостоверения документов в особо установленном государством порядке.

Контроль за деятельностью нотариусов — совокупность мероприятий по наблюдению и проверке осуществления нотариусами профессиональной деятельности, проводимых уполномоченными органами, с целью повышения эффективности нотариальной деятельности.

В зависимости от времени контроль подразделяется:

  • — предупредительно-превентивный (предварительный). Содержит мероприятия, направленные на профилактику правонарушений в сфере совершения нотариальных действий (например, квалификационный экзамен, повышение квалификации и др.);
  • — текущий. Заключается в периодических проверках уполномоченными органами правильности совершения нотариальных действий в процессе осуществления нотариальной деятельности (проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности в республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса);
  • — последующий. Используется, как средство реагирования уполномоченных органов на совершенное правонарушение в области нотариальной деятельности и завершается, как правило, применением установленной законодательством санкции за такое правонарушение.

В зависимости от субъекта, уполномоченного на проведение контроля, выделяют:

  • — контроль государственных органов в лице уполномоченных должностных лиц (органов юстиции, налоговых органов, судебных органов, органов уголовной юстиции);
  • — контроль органов нотариального самоуправления (например, контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты).

Классической классификацией является деление контроля на следующие виды:

  • — административный (в соответствии с п. 6 Положения о Министерстве юстиции РФ, утв. Указом Президента РФ от 02.08.99 г. № 954 Министерство юстиции: наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации; осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства;
  • — профессиональный (контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой,- нотариальные палаты;
  • — налоговый контроль (контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ;
  • — судебный контроль (согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 49 заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный (городской) суд по месту нахождения нотариальной конторы. Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом или арбитражным судом в порядке искового производства;
  • — контроль органов уголовной юстиции (например, в рамках прокурорского надзора и при осуществлении деятельности иными правоохранительными органами. Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями частными нотариусами предусмотрена ст. 202 УК РФ).

Источники:

Кто контролирует деятельность нотариуса?

http://m.studwood.ru/1189996/pravo/kontrol_deyatelnostyu_notariusov

Ссылка на основную публикацию