Статья 4. Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Комментарий к Статье 14 Конституции РФ

1. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной.

Например, в Англии такой религией является одно из основных направлений христианства — протестантизм (англиканская церковь), в Израиле — иудаизм. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.).

Однако в таком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на его жизнь.

Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня — Ватикан.

В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.

2. Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.

Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.

Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь.

В Российской Федерации как демократическом и светском государстве религиозное объединение не может подменить политическую партию, оно надпартийно и неполитично. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

Принцип светского государства в понимании, сложившемся в странах с моноконфессиональным и мононациональным устройством общества и с развитыми традициями религиозной терпимости и плюрализма, позволяет допустить в некоторых странах политические партии, основанные на идеологии христианской демократии, поскольку понятие «христианский» в данном случае выходит за конфессиональные рамки и обозначает принадлежность к европейской системе ценностей и культуре.

В многонациональной и многоконфессиональной России такие понятия, как «православный», «мусульманин», «русский», «башкирский» и т.д., ассоциируются в общественном сознании скорее с конкретными конфессиями и отдельными нациями, чем с системой ценностей российского народа в целом.

Поэтому конституционный принцип демократического и светского государства применительно к конституционно-историческим реалиям, сложившимся в России, не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. Такой запрет соответствует аутентичному смыслу ст. 13 и 14 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 28 и 29 (см. комментарии к ст.

13, 14, 19, 28 и 29) и является конкретизацией содержащихся в них положений (см. Постановление КС РФ от 15.12.2004 N 18-П).

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является упомянутый Закон о свободе совести и о религиозных объединениях.

Согласно этому Закону религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции или его территориальным органом в порядке, установленном действующим законодательством. Перерегистрация религиозных организаций не может проводиться вопреки условиям, которые в силу п. 1 ст. 9 и п. 5 ст.

11 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях необходимы и достаточны для учреждения и регистрации религиозных организаций.

Из этих норм следует, что для перерегистрации религиозных организаций, учрежденных до вступления в силу данного Закона, а также местных религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации, не требуется документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории не менее 15 лет; на такие религиозные организации не распространяется требование о ежегодной перерегистрации до наступления указанного 15-летнего срока; они не могут быть ограничены в правоспособности на основании абз. 3 и 4 п. 3 ст. 27 (см. Постановление КС РФ от 23.11.1999 N 16-П).

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в России вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

Религиозные организации вправе: производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительную деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством РФ; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Читайте также:  Статья 9. Соблюдение этических норм сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Надо сказать, что отдельные положения Закона о свободе совести и о религиозных объединениях неоднократно служили предметом рассмотрения Конституционного Суда. Однако каждый раз Суд признавал их не противоречащими Конституции.

Так, Конституционный Суд РФ принял Определение от 13.04.2000 N 46-О по жалобе регионального объединения «Независимый российский регион Общества Иисуса» на нарушения конституционных прав и свобод п. 3-5 ст. 8, ст. 9 и 13, п. 3 и 4 ст. 27 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях*(77).

Суд пришел к выводу, что оспариваемыми положениями Закона о свободе совести и о религиозных объединениях применительно к их действию в отношении религиозных организаций, учрежденных до вступления данного Закона в силу, конституционные права и свободы заявителя не нарушены.

Отношения государства и религиозных организаций

Определение 1

Религиозные организации — это организации, созданные для распространения определенного религиозного учения и совместного вероисповедания.

Правовое регулирование отношений религиозных организаций и государства строится на основе Конституции РФ, Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 4).

В РФ ни одна из религий не устанавливается в качестве обязательной или государственной.

Государство, согласно принципу отделения религиозных объединений от государства, должно:

  • не вмешиваться в выбор гражданином религиозной принадлежности или отношения к религии, в религиозное воспитание детей их законными представителями (родителями, опекунами, усыновителями) в соответствии с собственными убеждениями;
  • не возлагать на религиозные организации и объединения функций органов государственной власти, местного самоуправления, иных государственных учреждений;
  • не вмешиваться в деятельность религиозных организаций и объединений, если эта деятельность не противоречит действующему законодательству;
  • обеспечить светский характер обучения и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Государство регулирует и контролирует предоставление религиозным объединениям и организациям налоговых и других льгот, оказывает материальную, финансовую и другую помощь в содержании, реставрации и охране объектов и зданий, являющихся памятниками культуры и истории, в обеспечении возможности преподавать общеобразовательные дисциплины в созданных религиозными объединениями образовательных организациях.

Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, военнослужащие не имеют права использовать собственное служебное положение для формирования определенного отношения к религии. Деятельность этих органов не может сопровождаться публичными религиозными церемониями и обрядами.

Религиозное объединение, согласно принципу отделения религиозных объединений от государства, должно:

  • создавать и осуществлять собственную деятельность согласно своей институционной и иерархической структурой, назначать, выбирать и заменять свой персонал в соответствии с требованиями и условиями, в порядке, предусмотренным внутренними установлениями;
  • не выполнять функций органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления;
  • не участвовать в деятельности политических движений и партий, не оказывать им материальную или другую помощь;
  • не участвовать в выборах в органы местного самоуправления и органы государства.

Отделение религиозных организаций и объединений от государства не ведет к ограничению прав членов данных объединений принимать наравне с иными гражданами участие в управлении государственными делами, выборах в органы власти, в органы местного самоуправления, участвовать в деятельности политических движений и партий, иных общественных объединений.

Замечание 1

Органы государственной власти по просьбам религиозных объединений и организаций могут объявлять нерабочими или праздничными днями религиозные праздники на соответствующих территориях.

Современное состояние религиозных организаций в РФ

На современном этапе многие общественные организации, политические партии, политики, депутаты и бизнесмены пытаются заручиться поддержкой религиозных организаций и объединений.

Вовлеченность в общественную жизнь государства конфессий выражается в проникновение в те сферы, где их не было до недавнего времени: в систему образования, художественную культуру, хозяйственную деятельность, издательскую деятельность, средства массовой информации, армию и т. д.

Традиционными вероисповеданиями в РФ являются православие, буддизм, ислам, иудаизм, лютеранство, католицизм. Наивысшей интенсивности процесс их возрождения достиг в 1991-1994 гг. К началу XXI века этот процесс начал идти на спад.

Различные общины, которые относятся к разным направлениям протестантизма (баптизм, адвентизм, пятидесятничество, Новоапостольская церковь, Церковь свидетелей Иеговы и др.), иным религиозным движениям (Церковь объединения, Общество сознания Кришны и др.

) по темпам распространения начали опережать религиозные традиционные объединения.

Русская православная церковь остается крупнейшим религиозным объединением в РФ. Организации РПЦ составляют более половины от всех религиозных объединений, зарегистрированных в России.

К иным православным церквам относятся православная старообрядческая церковь, разные согласия и толки, православная автономная церковь, церковь за рубежом м др.

Значительный удельный вес занимают мусульманские общины РФ.

Изменившаяся религиозная ситуация является следствием изменения государственной политики по отношению к религиозным институтам и религии. В РФ сняты неконституционные ограничения на деятельность конфессий; религиозные организации и объединения стали широко участвовать в общественной жизни; верующим и религиозным центрам возвращено значительное количество зданий, имущества.

Замечание 2

Государственно-конфессиональные отношения являются значительной частью взаимодействия государства и общества, условием реализации прав человека на свободу вероисповедания и свободу совести.

К сущностным моделям взаимоотношений государства и религиозных объединений относятся:

  • теоретико-идеологическая основа взаимоотношений религиозных организаций и государства, в выработке которой участвуют представители властных и религиозных институциональных структур;
  • организационно-управленческие структуры, непосредственно реализующие политику государства в сфере свободы совести;
  • правовая база (Конституция, нормативно-правовая база, регулирующая деятельность конфессий).

Процесс формирования всех трех компонент еще не завершен. Основные положения государственной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений представлены в отдельных документах органов власти, в ежегодных посланиях Президента Федеральному собранию.

Российская Федерация – светское государство

Замечание 1

Российская федерация — светское государство. Таким государством признается такое, в котором государство и религия отделяются друг от друга.

Государство и органы государства отделены от церковных и религиозных объединений, не вмешиваются в их работу. В свою очередь последние не могут вторгаться в работу как государства, так и его органов.

Россия — светское государство, которое предполагает отсутствующую власть церкви над государственными органами.

Для церкви в этом случае не допускается исполнение определенных функций государства, для государственных органов при этом отсутствует требование от государственных служащих обязательного вероисповедания.

Страна и ее правление не признает юридическое значение церковных актов и правил религии в качестве правовых источников, которые обязательны для определенного человека. Также светское государство не должно заниматься финансированием расходов любых церковных организаций.

Россия как светское государство

Ст. 14 Конституции РФ признает нашу страну светским государством, поэтому данное положение можно считать определяющим в отношении государства к религии.

Если взять во внимание светскую природу нашей страны, то здесь религиозные объединения отделяются от государства. Это характеризуется тем, что, в первую очередь, никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной (государственной). Во-вторых, государство не имеет права возложить ни на одну религиозную организацию функции государства, вмешиваясь в их деятельность.

Замечание 2

Таким образом, в основе отношений религии и государства в РФ лежит взаимное невмешательство.

Концепция светского государства получила развитие в прочих конституционных нормах, включая федеральные законы.

Конституция РФ провозглашает равноправие и свободу разных вероисповеданий, религиозных направлений и конфессий (статьи 19 и 28).

Федеральными законами дается гарантия свободы совести, невмешательства церквей, религиозных объединений в работу государства, местного самоуправления (и наоборот).

То, что РФ светское государство на практике не исключает возможности для предоставления льгот и оказания требуемой материальной помощи церквям и религиозным объединениям, включая цели обеспечения прав религиозных меньшинств. Тем не менее, законодательно должны быть даны гарантии равных прав для любых религиозных объединений в случае получения определенных льгот и материальной помощи.

Порядок и характер взаимоотношения религиозных объединений и государства с обществом определяет № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Статья 4 данного Закона конкретизирует конституционный принцип, который касается отделения религиозных организаций от государства. В нем определены отношения между государством и религиозными объединениями.

Если придерживаться этого принципа, то РФ в качестве государства не должна:

  • вмешиваться в определение гражданами собственного отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание родителями ребенка (лицами, которые их заменяют) в зависимости от своих убеждений и учитывая детские права на свободу совести и вероисповедания;
  • возлагать на религиозные объединения функции государственных органов власти, других органов и учреждений страны, включая органы местного самоуправления;
  • вмешиваться в работу ни одного из религиозных объединений, если эта работа не вступает в противоречие с федеральным законодательством;
  • отказываться от обеспечения светского характера образования в государственных и муниципальных организациях образования.

Замечание 3

Отделение любой религиозной организации от государства не должно повлечь за собой ограничения никаких прав участников этих организаций. Они могут в качестве граждан принимать участие вместе с другими в управлении делами страны, выборах, работе политических партий или движений и др.

При наличии просьб религиозных организаций определенные органы государственной власти в РФ имеют право на объявление религиозных праздников нерабочими (праздничными) днями на некоторых территориях. Так, в нашей стране такой нерабочий праздничный день признан 7 января (Рождество Христово).

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Взаимоотношение между церковью и государством в РФ

Согласно статье 14 второй части Конституции РФ религиозные объединения имеют равенство перед законом. Данное положение необходимо рассматривать шире, чем его буквальное значение. Здесь предполагается равенство как отдельных объединений, так и религий в целом.

Анализируя принцип равноправия невозможно избежать вопроса присутствия исторических и социальных условий развития религий в нашей стране. Православие является ведущей конфессией, что в России сложилось в ходе истории. Сегодня большая часть верующих людей в РФ – православные.

Подобную особенность отмечает преамбула ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Преамбула отражает положение, что ФЗ был принят при условии действия РФ в качестве светского государства, где признается особое значение православия в истории страны, в ее становлении и развитии.

Одновременно с этим необходимо уважение к другим христианским религиям, включая буддизм, ислам, иудаизм, поскольку они составляют неотъемлемый элемент исторического наследия народностей России.

Замечание 4

Читайте также:  Статья 56.5. Особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения

В основе официальной позиции православной церкви, включая ее отдельных представителей, лежит то, что базовой составляющей отношений государства и церкви в светском государстве должна являться не концепция их противопоставления, а гармония и согласие.

С провозглашением отделения государства от церкви нельзя проводить политику конфессионального безразличия, где власть страны будет находиться в позиции атеизма. Концепция гармонии и согласия с государственной властью должна быть распространена на любую религию и конфессию, которые сотрудничают с ней ради интересов людей и соблюдают Конституцию и законы РФ.

Конституционное право. Университетский курс

Деятельность религиозных объединений на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

В Конституции Российской Федерации закреплены основы правового статуса религиозных объединений.

В соответствии с положениями статей 13, 14 Конституции РФ, Российская Федерация является светским государством, основными принципами которого являются отделение религиозных объединений от государства и равенство их перед законом, а также запрет на создание и деятельность общественных объединений, преследующих цели, направленные на разжигание религиозной розни.

В соответствии со ст. 28 Конституции РФ, гражданам России предоставлено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения. Данные положения действуют во взаимосвязи с конституционным правом граждан на объединение.

Свобода вероисповедания в России реализуется либо индивидуально — человеком, либо коллективно — в рамках религиозных объединений, статус которых регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон о свободе совести).

Закон о свободе совести определяет основные понятия, способы и порядок реализации свободы совести, светский характер государственно-конфессиональных отношений, статус и источники правового регулирования деятельности религиозных объединений, их права и условия деятельности, органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции в данной сфере, и другие положения.

Однако данный нормативно-правовой акт является весьма противоречивым.

К его существенным недостаткам можно отнести: некорректно сформулированную преамбулу, где все религиозное разнообразие нашей страны представляется как иерархия религий с признанием особого вклада православия в историю России; отсутствие гарантий и механизмов поддержки государством социально значимой деятельности религиозных организаций (например, реабилитации лиц, отбывших наказание, профилактики наркомании и алкогольной зависимости, заботы о социально незащищенных слоях населения); отсутствие правовых оснований и механизмов содействия государства религиозному паломничеству верующих.

В соответствии с Законом о свободе совести, под религиозным объединением понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: 1) вероисповедание; 2) совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; 3) обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения, в свою очередь, подразделяются на религиозные организации и религиозные группы. Среди религиозных организаций выделяются местные и централизованные.

Согласно ст.

8 Закона о свободе совести религиозная организация — это добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Следовательно, религиозная организация, будучи юридическим лицом, обладает, помимо конституционно-правовой, также административной, гражданской процессуальной и гражданской правоспособностью.

Более подробно права религиозных организаций перечислены в гл. III Закона о свободе совести.

В частности, религиозной организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, учреждать средства массовой информации, устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, создавать учреждения профессионального религиозного образования, производить и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.

Помимо специфических прав, религиозные организации обладают правами, обычно присущими юридическим лицам: например, заключают трудовые договоры с работниками; владеют, пользуются и распоряжаются своей частной собственностью.

По состоянию на 01.06.2014 г. в Российской Федерации зарегистрировано 26 865 религиозных организаций, а также 4 представительства иностранных религиозных организаций.

Религиозной группой в Законе о свободе совести признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозные группы наделены рядом прав и обязанностей в объеме несоизмеримо меньшем, нежели организации.

Религиозным группам предоставлено право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Таким образом, религиозная группа обладает конституционной правоспособностью, но эта правоспособность значительно уже, нежели у организации, например религиозная группа не может производить и распространять религиозную литературу.

Несмотря на это обстоятельство, Европейский суд по правам человека в последние годы уделяет все больше внимания проблемам правового статуса религиозных групп, примером чему может служить Постановление ЕСПЧ от 1 октября 2009 г. по делу «Кимля и другие против Российской Федерации».

В зарубежных странах правовое положение религиозных объединений может быть отражено в конституции (основном законе), специализированном нормативно-правовом акте и различных договорах, соглашениях.

Так, в Италии основными источниками правового регулирования деятельности религиозных объединений являются Конституция Итальянской Республики, Итальянский гражданский кодекс, Латеранский договор между Италией и Святым Престолом от 11 февраля 1929 г., Закон Итальянской Республики от 24 июня 1929 г. № 1159 «Положения о религиозной практике, допускаемой в пределах государства, и о заключении брака священнослужителями соответствующих религий», соглашения государства с отдельными конфессиями.

В Испании — это: Конституция Испании, Закон от 5 июля 1980 г. № 7 «О свободе вероисповедания», Королевский указ от 9 января 1981 г. №142 «Об организации и осуществлении регистрации религиозных объединений», Базовое соглашение от 28 июля 1976 г. между государством Испания и Святым Престолом.

В федеративных государствах, к которым относится и Россия, в зависимости от механизма распределения государственных полномочий, регулирование может осуществляться либо на общефедеральном уровне (например, Австрия, Аргентина), либо совместно федерацией и ее субъектами (например, Австралия, Индия, Канада, Федеративная Республика Германия).

В Австралии на федеральном уровне действует ряд рамочных актов, устанавливающих свободу совести и религии (например, Конституция Австралийского Союза 1900 г., Австралийский билль о правах 2001 г., Парламентский устав Билля о правах 2001 г.

), а отдельные штаты принимают свои законы относительно некоторых религиозных объединений. Например, в штате Виктория приняты следующие акты: Закон о Союзе баптистских объединений 1930 г., Закон о Веслианских независимых методистах и баптистах 1838 г., Закон о Церкви Шотландии 1840 г.

, Закон о Пресвитерианской церкви Австралии 1900 г. и некоторые другие акты.

Принцип отделения религиозных объединений от государства нашел свое отражение в законодательстве большинства зарубежных стран, однако, в разных странах он понимается по- разному. К примеру, классическими образцами стран, где действует принцип отделения, являются США и Франция.

Но если в США в основе такого отделения лежит принцип свободы каждого человека в вопросах вероисповедания, значительной автономии религиозных организаций, который объясняется фактом существования церкви на территории США до формирования государства, то во Франции этот принцип исторически сформировался в целях ограничения влияния католической церкви на общественную жизнь, и впоследствии был распространен на все конфессии.

В государствах Центрально-Азиатского региона принцип отделения религиозных организаций (церкви) предполагает исключение религиозных организаций из политической и, во многом, социальной активности, а также наличие запрета на выполнение религиозными организациями государственных функций.

Например, в Туркменистане и в Узбекистане действует императивный вариант отделения религиозных объединений, выражающийся в максимально возможном исключении религиозных организаций не только из политической, но и из общественной сфер жизни общества, тотальном контроле за религиозными лидерами и верующими. В частности, Конституция Кыргызстана закрепляет полномочие Конституционного Суда решать вопрос о конституционности деятельности религиозных объединений.

В Таджикистане, напротив, разрешено создание политических партий на религиозной или атеистической основе, а религиозные организации в Кыргызстане вправе участвовать в политической жизни, что говорит о своеобразном понимании этими странами принципа отделения религиозных объединений от государства.

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции).

  • Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками [18].
  • Религиозное объединение отвечает таким признакам, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
  • По форме религиозные объединения могут быть религиозной группой или религиозной организацией [14].
  • Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
  • Религиозная организация – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
  • В зависимости от территориальной сферы деятельности религиозные организации делятся на местные и централизованные.
  • Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском по- селении.
  • Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
  • Взаимосвязь государства и религиозных объединений сводится к тому, что по отношению к религиозным объединениям:
  • – государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
  • – государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
  • – государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству;
  • – государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • – государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую и иную помощь;
  • – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями;
  • – органы юстиции осуществляют регистрацию и контроль за деятельностью религиозных объединений.
  • Религиозной организации могут отказать в государственной регистрации, если: ее цели и деятельность противоречат Конституции и законодательству РФ (со ссылкой на конкретные статьи законов); она не признана религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны; в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем, же наименованием; учредитель (учредители) неправомочен.
  • Основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в судебном порядке:
  • – нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;
  • – действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • – создание вооруженных формирований;
  • – пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;
  • – принуждение к разрушению семьи;
  • – посягательство на личность, права и свободы граждан;
  • – нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
  • – склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном, для жизни и здоровья состоянии;
  • – воспрепятствование получению обязательного образования;
  • – принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
Читайте также:  Статья 10. зона проживания с правом на отселение

Религиозным объединениям запрещается вмешиваться в деятельность органов государства и местного самоуправления. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе передавать свои полномочия религиозным организациям либо принимать на себя какие-либо функции последних.

Религиозные организации равны перед законом. Им разрешается иметь собственность, средства массовой информации, заниматься благотворительной деятельностью. Они могут получать от государства определенные финансовые льготы.

Закон разрешает деятельность религиозных объединений по оказанию помощи своим членам в конфликтных ситуациях, признает право священнослужителя на отказ от дачи свидетельских показаний по обстоятельствам, ставших ему известными из исповеди. Государство сотрудничает с религиозными объединениями в противодействии экстремистской деятельности.

Отделение религиозных объединений от государства означает светский характер образования. В то же время церковь может иметь свои учебные заведения для подготовки священнослужителей.

Религиозные объединения и их иерархи не включены в систему государственной власти и местного самоуправления; они не могут влиять на принятие государственных решений. Действия органов государственной власти и местного самоуправления не согласовываются с религиозными объединениями.

Граждане России обладают равными правами независимо от их религиозных воззрений. Государство не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений. Ни одного религиозного объединения не может финансироваться из государственного бюджета.

В государственных органах, органах местного самоуправления, учебных заведениях не могут образовываться структуры религиозных организаций. Решения руководящих органов религиозных организаций не имеют значения публично-правовых норм.

Государственные служащие не вправе использовать служебное положение в интересах религиозных объединений. Они могут участвовать в религиозных церемониях как обычные верующие, а не в официальном качестве.

В служебных кабинетах не должны размещаться предметы религиозной символики.

Государство ограничивает деятельность религиозных или отдельных лиц в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Ограничения по этим основаниям допускает и Международный пакет о гражданских и политичес- ких правах.

Являясь институциональной формой выражения религии и важнейшим условием ее социального бытия, религиозные объединения создаются и действуют с целью удовлетворения религиозных потребностей людей, определяющих сущность и назначение религиозных объединений. Эти объединения занимаются благотворительной, образовательной и иными видами деятельности тем самым, оказывая конструктивное воздействие на гражданское общество.

  1. В современной России формирование гражданского общества может стать реальным гарантом демократического характера происходящей в стране глобальной социальной трансформации всех сфер общественной жизни, участниками которой являются в том числе и религиозные объединения, ищущие свое место в системе институтов гражданского общества.
  2. Правовая модель правоотношений государства и религиозных объединений в различный исторический период России определялась правовым статусом религиозных объединений. В истории формирования и развития религиозных объединений в России можно выделить пять этапов:
  3. 1) от начала христианства на Руси до утверждения московского единодержавия в XVI веке;
  4. 2) от начала московского единодержавия до Петра Великого;
  5. 3) от Петра Великого (или утверждения Святейшего Синода) до Октябрьской революции 1917 года;
  6. 4) советский период;
  7. 5) постсоветский период.
  8. Социально-правовая специфика религиозных объединений как института гражданского общества определяет правовое содержание элементов правового статуса религиозных объединений, которыми являются права, обязанности, юридические гарантии и юридическая ответственность религиозных объединений, закрепленные в Конституции Российской Федерации,
  9. Специфика религиозных объединений среди иных институтов гражданского общества выражается:
  10. 1) в исторической устойчивости и неизменности внутренних взаимоотношений, их многообразии, специфичности в зависимости от конфессиональной принадлежности;
  11. 2) в субординации с жестким подчинением единоличному главе, который наделяется божественным непререкаемым авторитетом;
  12. 3) в особенностях имущественного положения религиозных объединений, связанного с необходимостью использования ими в своей деятельности имущества религиозного, в том числе богослужебного назначения;
  13. 4) в целях создания (удовлетворение религиозных потребностей человека).
  14. Формирование надлежащего правового статуса религиозных объединений является фактором предотвращения возможных межконфессиональных конфликтов, преодоления религиозного (и связанного с ним национального) экстремизма, подрывающего основы гражданского общества.

При анализе юридической ответственности религиозных объединений необходимо выделить ее особенности, отличные от мер юридической ответственности, применяемых к другим юридическим лицам.

Среди них, в частности, можно выделить норму Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», регламентирующую приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидацию религиозной организации, запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации и норму, согласно которой на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов. Применительно к первой норме обращается внимание на то обстоятельство, что конституционно-правовой институт запрета по существу превращается в институт ликвидации для тех религиозных объединений, которые не имеют статуса юридического лица. Между тем институт запрета того или иного объединения – это жесткое средство конституционно-правового воздействия, которое должно иметь адекватные правовые последствия, отличные от последствий применения гражданско-правового института ликвидации юридического лица. Одним из таких последствий должен быть запрет на воссоздание запрещенного объединения без каких-либо оговорок относительно срока действия такого запрета. При рассмотрении второй нормы указано на ее правомерность, т.к. в данном случае иное (т.е. взыскание на имущество богослужебного назначения) означало бы фактически блокирование деятельности религиозных объединений.

Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», установлено, что религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не имеют права оказывать им материальную поддержку, не могут участвовать в выборах в органы власти и в органы местного самоуправления, не выполняют функции органов государственной власти и других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Правомерность таких ограничений вытекает из существа религиозных объединений, их назначения, связанного с удовлетворением религиозных потребностей и интересов людей. В данном случае речь идет о правомерных ограничениях прав религиозных объединений, которые направлены на сохранение религии как фактора, консолидирующего общество.

Законодательство определяет особенность государственной регистрации религиозных организаций, которая отличает ее от регистрации других юридических лиц вообще. Это предусмотренный законодательством пятнадцатилетний срок существования, а также фактически разрешительный порядок государственной регистрации.

Следует отметить, что важным шагом в совершенствовании законодательства о религиозных объединениях могло бы стать исключение из преамбулы Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» фразы «признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

Требует уточнения целый ряд норм необоснованно ограничивающих права религиозных объединений.

В частности, предусмотренный в законе пятнадцатилетний временной ценз, как необходимое условие создания религиозной организации, является, по нашему мнению, навязыванием религиозным общинам членства в централизованных религиозных организациях (догматика которых может и не совпадать), что противоречит принципу свободы совести, предполагающему добровольность участия каждого в религиозных объединениях. В этой связи предлагается внести соответствующие изменения в пункт 1 статьи 9 и пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Одной из проблем, требующей правового регулирования в соответствии с нормами международного права, является проблема «иностранного источника» в религиозном объединении (учредителей религиозной организации). По данному вопросу сформулирована позиция Европейского суда по правам человека не совпадающая с нормами законодательства о религиозных объединениях.

Закон устанавливает различное отношение государства к российским и иностранным гражданам, с точки зрения их способности публично осуществлять право на свободу совести посредством участия в деятельности религиозных объединений.

Между тем, согласно Конституции Российской Федерации свобода вероисповедания, включающая «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию», гарантируется каждому.

Другой вопрос, заслуживающий внимания законодателя, касается уточнения понятия «централизованная религиозная организация».

Централизованные и местные религиозные организации являются разновидностями религиозной организации как самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц (статья 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

При этом правовое положение централизованных религиозных организаций неопределенно: Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» называет их собственно религиозными организациями, которые опять же состоят из религиозных организаций.

Это не соответствует положению, сформулированному в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому религиозной организацией является «объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих в Российской Федерации». Соответственно централизованные религиозные организации не могут признаваться разновидностью религиозных организаций.

Необходимо отметить, что установление преимуществ религиозным объединениям в сфере экономической деятельности (не вытекающих из их существа как института гражданского общества) может привести к злоупотреблению организационно-правовой формой религиозного объединения, и как следствие, к девальвации ценности религиозной идеологии и формированию негативного отношения к религиозным объединениям как к институту гражданского общества. В связи с этим необходимо откорректировать некоторые льготы религиозным организациям в налоговой сфере, направленные на обеспечение их адресного применения при осуществлении религиозной, образовательной, благотворительной деятельности религиозных организаций. При этом следует исключить распространение налоговых льгот на предпринимательскую деятельность последних. В частности, предлагается пересмотреть соответствующие положения части 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовый техники», отменив освобождение предприятий религиозных организаций от применения контрольно-кассовой техники при реализации предметов религиозного назначения культа и религиозной литературы; освободить от налога на имущество организаций не все имущество религиозных организаций, а только непосредственно используемое в религиозных целях не связанного с извлечением прибыли; нормативно определить понятие «религиозная деятельность» в целях применения льготы по налогу на добавленную стоимость.

Ссылка на основную публикацию