Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям

Библиографическая ссылка на статью:
Курки А.Ю. Вопросы регламентирования государственной тайны в трудовых отношениях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/66835 (дата обращения: 21.05.2021).

Нынешний этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, вместе с тем, все сложнее становится защитить информацию ограниченного доступа от ее несанкционированного распространения.

Как мы уже говорили ранее, утечка государственной тайны, ее утеря или незаконное распространение может нанести ущерб национальной безопасности Российской Федерации, поэтому вопросы ее регламентирования стоят наиболее остро.

В ту же очередь, ряд ограничений, которые порождает собой допуск физического лица к государственной тайне, должен быть восполнен некоторыми социальными гарантиями, предусмотренные государством в отношении лиц, осуществляющих работу с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Регламентация государственной тайны в трудовых отношениях осуществляется с помощью:

  • Конституции Российской Федерации;
  • Федеральных законов (в том числе Кодексов);
  • подзаконных правовых актов;
  • локальных нормативных актов.

Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации [1] устанавливает общее право гражданина на труд,  на свободное реализацию своих способностей к труду и на достойные условия труда, отвечающие правилам безопасности и гигиены (ст. 37).

Как нам уже известно, наличие допуска работника к государственной тайне накладывает на него ряд дополнительных обязательств, порождающих возможные ограничения его конституционных прав.

Исходя из Конституции, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55).

Конституция так же закрепляет правило, исходя из которого нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

Данное требование применимо ко всем без исключения нормативным актам, направленным на регламентацию вопросов использования сведений, составляющих государственную тайну, в процессе осуществления трудовой деятельности.

В частности, локальные акты, в том числе приказы работодателя, имеющие нормативный характер, должны быть доведены до сведения работников организации. До момента ознакомления работников с ними они не должны применяться.

Представителям работодателя запрещено скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).

Нарушение режима работы со сведениями, составляющими государственную тайну, их незаконное распространение и передача третьим лицам уголовно наказуемо, вследствие чего, может быть ограничена свобода гражданина и нанесен ущерб его социальной жизни.

Сокрытие работодателем информации, о том, что предполагаемая должность работника связанна с использованием сведений, составляющих государственную тайну, запрещено.

Федеральные законы и кодексы Российской федерации

Федеральный закон «О государственной тайне» [2] является основополагающим нормативным документом в отношении регулирования вопросов связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну:

  • регламентируется порядок доступа нанимаемого работника к государственной тайне (ст. 21);
  • устанавливается набор социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;
  • рассматриваются условия расторжения трудового договора и прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне (ст. 23);
  • закрепляются ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне (ст. 24).

Трудовой кодекс Российской Федерации[3]регулирует общие вопросы, возникающие в процессе трудовой деятельности работником, имеющего доступ к государственной тайне.

Кодекс устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров.

Однако более детально, подробно и содержательно вопросы приема на работу, предоставления социальных гарантий и условия прекращения трудового договора с работниками, имеющими доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, рассматривают иные нормативные правовые акты.

  Важно помнить, что заключение трудового договора между работодателем и  кандидатом на должность, предполагающую наличие допуска к государственной тайне возможно лишь после получения кандидатом соответствующего допуска.

Подзаконные правовые акты

Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне” [4] определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска. В инструкции устанавливается последовательность оформления допуска к государственной тайне, подписания трудового договора и составления обязательства  по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В инструкции прописывается перечень оснований для отказа гражданину в допуске к государственной тайне (ст. 12) и соответственно в приеме на работу, и наоборот предусматриваются случаи прекращения допуска к государственной тайне в связи с расторжением  трудового договора. Также инструкция рассматривает особенности оформления допуска к государственной тайне при работе по совместительству (глава 3):

  • допуск к государственной тайне может быть оформлен только по основному месту работы,
  • при необходимости оформления гражданину, имеющему допуск к государственной тайне, такого же допуска для работы по совместительству в другой организации (в том числе и в качестве арбитражного управляющего) по соответствующему запросу изготавливается дубликат карточки-допуска (ст. 49).

В приложении к документу приведены формы учетной документации:

  • карточка-допуск (форма 1);
  • обязательство граждан перед государством по соблюдению требований  законодательства Российской Федерации о государственной тайне (форма 2);
  • номенклатура должностей работников организации, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3);
  • анкета кандидата на должность, предполагающую наличие допуска к государственной тайне (форма 4);
  • и т.д.

Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне” [5] определяет порядок допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне.

Лица, имеющие двойное гражданство (РФ и РСФСР) допускаются к государственной тайне в порядке, установленном для граждан РФ.

Однако, если граждане РФ допускаются к секретным сведениям по решению руководителей организации без проведения соответствующих проверочных мероприятий (за исключением отдельных случаев), то граждане в двойным гражданством допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом “секретно” только после проведения проверочных мероприятий органами федеральной службы безопасности (ст. 3).

Иностранные граждане допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям (ст. 6) [6].

Допуск эмигрантов к государственной тайне осуществляется исходя из гражданства (РФ, РСФСР или иностранное) указанных лиц на момент возбуждения ходатайства о допуске их к государственной тайне (ст. 8).

Постановление Правительства РФ “О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны” [7] утверждают правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (рисунок 1), и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям

  • Рисунок 1. Ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне
  • на постоянной основе
  • Процентная надбавка устанавливается в зависимости от степени секретности сведений, к которым допущен работник: секретно, совершенно секретно, сведения особой важности.
  • Процентная надбавка за стаж работы исчисляется из сроков работы в соответствующих структурных подразделениях: 1-5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 лет и выше.
  • Локальные нормативные акты
  • К числу локальных нормативных актов, регламентирующих государственную тайну в трудовых отношениях, относятся:
  1. Приказы и распоряжения руководителя организации (о выплате надбавок к должностному окладу, о приеме на работу и т.д.);
  2. Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Этот документ составляется на основе штатного расписания с выделением тех должностей, при назначении на которые требуется допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Номенклатура представляет собой таблицу, в которую вносятся сведения о наименовании должности, количестве штатных единиц, пункта перечня и степень секретности сведений, к которым будет допущен данный работник. Номенклатура согласоваться с органами федеральной службы безопасности и утверждается руководителем организации. Оформление допуска к государственной тайне гражданам, не внесенным в номенклатуру должностей организации, запрещено!
  3. Методические рекомендации кадровым подразделениям о порядке приема на работу граждан, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, разрабатываются режимно-секретным подразделением и представляют собой краткое содержание Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
  4. Должностные инструкции детально отражают трудовую функцию работника имеющего допуск к государственной тайне, его права и обязанности. В  тексте этого документа обязательно должна быть отражена специфика деятельности работника, предполагающая наличие у него доступа к государственной тайне.
  5. Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Помимо предусмотренных законодательством социальных гарантий работникам, имеющим доступ к государственной тайне, организация может устанавливать дополнительные преимущества таким работникам, например, дополнительные 2-3 дня ежегодного оплачиваемого отпуска.
Читайте также:  Статья 14. объединения субъектов страхового дела, страховых агентов, страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей

Библиографический список

Права государства в отношении сведений, составляющих государственную тайну. Ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне

Государство в отношении сведений, составляющих государственную тайну, имеет право: 1. Устанавливать степень секретности информации и гриф секретности носителей этих сведений в соответствии со степенью тяжести и возможного ущерба в случае их распространения. 2.

Рассекречивать сведения, составляющие государственную тайну. 3. Разрешать и прекращать допуск граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций к государственной тайне с ограничением их прав и законных интересов в установленном законом порядке. 4.

Разрешать доступ лиц, имеющих допуск к государственной тайне, к конкретным сведениям, составляющим государственную тайну. 5. Ограничивать право собственности российских предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием. 6.

Распоряжаться сведениями, составляющими государственную тайну (передавать другим государственным органам РФ, предприятиям, учреждениям, организациям, а также другим государствам). 7.

Требовать соблюдения законодательства о государственной тайне от органов государственной власти, предприятий, учреждений или организаций, их должностных лиц и граждан РФ. 8. Требовать обязательной сертификации средств защиты информации на соответствие требованиям защиты сведений определенной степени секретности.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность. 1) Дисциплинарная ответственность заключается в применении мер дисциплинарного характера.

Например, в статьях 37 и 57 федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27.07.04г. предусмотрена возможность увольнения государственного служащего за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

2) Административная ответственность применяется за нарушение правил защиты информации, незаконную деятельность в области защиты информации, а также за разглашение информации с ограниченным доступом на основании ст. 13.12, 13.13 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

3) Уголовная ответственность устанавливается за преступления, связанные с государственной тайной, в соответствии со ст. 275, 276, 283, 284 Уголовного кодекса РФ. (К таким преступлениям относятся государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны, утрата документов, содержащих государственную тайну).

Алфавит VBA

Visual Basic for Applications (VBA, Visual Basic для приложений) — немного упрощённая реализация языка программирования Visual Basic, встроенная в линейку продуктов Microsoft Office (включая версии для Mac OS), а также во многие другие программные пакеты, такие как AutoCAD, SolidWorks, CorelDRAW, WordPerfect и т. д.

  • Как и все языки программирования высокого уровня, Visual Basic имеет свой набор допустимых для использования символов – алфавит. Алфавит языка содержит в себе:
  • — как прописные, так и строчные буквы латинского и русского алфавитов: A, B, … ,Z a, b, … , z А, Б, … ,Я а, б, … ,я;
  • — арабские цифры: 0,… ,9.

Из вышеописанных символов конструируются все структуры языка: имена типов, встроенных констант, процедур, функций, операторов, объектов, свойств, методов и др. Прописные и строчные буквы не различаются. Все слова, задействованные в конструкциях языка, являются зарезервированными словами и не могут применяться для других целей.

  1. Для построения конструкций языка используются также нижеперечисленные символы:
  2. + – суммирование в математических выражениях и сцепление строк в строковых выражениях;
  3. — – разность (вычитание);
  4. * – умножение;
  5. / – деление;
  6. – целое деление;
  7. ^ – возведение в степень;
  8. () – для составления сложных выражений;
  9. = – оператор присваивания или знак “равно”, применяемый в логических выражениях;
  10. & – сцепление подстрок в строку (конкатенация);
  11. ‘ – комментарий;
  12. _ – разрыв строки исходного кода программы или как связка в идентификаторах;
  13. > – больше;
  14. < – меньше;
  15. = – больше или равно (не меньше);
  16. – не равно;
  17. пробел – разделитель слов (операторов) в языке.
  18. Типы переменных VBA
  19. Переменная — это имя, которое программист дает области компьютерной памяти, используемой для хранения данных какого-либо типа.

Для лучшего понимания переменной можно провести аналогию, скажем, с автоматической камерой хранения на вокзале.

Ячейки камеры, как известно, пронумерованы — это «имя» переменной (в отличие от камеры хранения, мы можем сами присваивать определенное имя переменной).

То, что лежит в ячейке камеры хранения — это значение переменной. Оно может меняться, но номер ячейки (имя переменной) остается одним и тем же.

  • Имя переменной
  • При выборе имени переменной необходимо соблюдать определенные правила:
  • Имя переменной должно начинаться с буквы алфавита;
  • Имена переменных не могут содержать пробелы, точку или любой другой символ, который VBA использует для обозначения математических операций и операций сравнения;
  • Имена переменных не могут превышать 255 символов;

Имя переменной должно быть уникальным в рамках его области действия. Оно должно быть уникальным в пределах процедуры или модуля, в которой объявлена эта переменная (по аналогии с камерой хранения: на одном вокзале не может быть двух ячеек с одинаковым номером).Имя переменной не может дублировать зарезервированные ключевые слова VBA;

Имена переменных не чувствительны к состоянию регистра. Т.е. нет разницы между MyNumber, mynumber, mYnUmBeR.

Хорошим тоном программирования считается, когда именам переменным даются осмысленные названия, отражающие их суть в производимых программой операциях. Например, логично будет, если переменная, содержащая итоговую сумму, будет иметь название «AllSum».

Создание переменной

Самым простым способом создания переменной является использование ее в операторе VBA. При этом VBA создает переменную и резервирует память для переменной. Сохранение значения данных в переменной называется присваиванием переменной. Делается это с помощью оператора присваивания (=).

Например: Sum=120

Этот оператор сохраняет численное значение 120 в ячейке памяти, заданной переменной Sum.

Такое объявление переменной называется «неявным объявлением переменной» или «объявление переменной на лету». Все переменные, которые VBA создает подобным образом, имеют тип данных Variant.

Неявное объявление переменной может вызвать массу проблем во время отладки программного кода, поэтому, такой способ программирования не рекомендуется. В некоторых языках программирования вообще нельзя объявлять переменные неявным способом.

  1. Поэтому, VBA предоставляет возможность выполнить явное объявление переменной. Это несет следующие преимущества:
  2. Ускоряется выполнение кода;
  3. Уменьшается количество потенциальных ошибок при написании кода;
  4. Улучшается читабельность программного кода;

Нормализуется выделение заглавными буквами в имени переменной (т.е., если вы явно объявили имя переменной как «AllSumm», то при написании в теле кода этой переменной, как allsumm, автоматически произойдет замена на AllSumm)

  • Для явного объявления переменной используется оператор Dim (Dimension).
  • Синтаксис:
  • Dim name1 [, name2…]

nameN — любой допустимый идентификатор переменной. Идентификатор — это имя, которое дается элементам в создаваемых процедурах и модулях, таким как переменные. Это обусловлено тем фактом, что создаваемые имена определяют конкретные участки памяти (имя переменной), группы инструкций (макрос или процедура).

  1. Например: Dim MyValue
  2. Dim Value_1, Value_2
  3. Все переменные, созданные подобным образом, являются переменными типа Variant.
  4. Когда VBA создает новую переменную, эта переменная инициализируется (переменной присваивается некоторое значение «по умолчанию»):
  5. строки инициализируются пустыми строками;
  6. числа — значением 0;
  7. переменные типа Boolean — False;
  8. даты — 30 декабря 1899

Переменную можно объявлять только один раз в отдельной процедуре или модуле. Фактически переменные можно объявлять в любом месте кода. Однако, в практике программирования принято собирать все явные объявления переменных в одном месте, как правило, в начале процедуры.

  • Типизированные переменные
  • Все переменные в VBA, независимо от того, объявляются ли они неявно или явно, являются переменными типа Variant, если только не задается тип переменной в объявляющем ее операторе. Объявление типизированных переменных имеет ряд преимуществ:
  • Типизированные переменные ускоряют выполнение кода программы;
  • Использование типизированных переменных может значительно сократить объем памяти, требуемой для выполнения программы;
  • Программный код с типизированными переменными легче читается и понимается;
  • В программах, использующих типизированные переменные, легче обнаружить некоторые ошибки программистов;
  • Не возникает проблем с датами.
Читайте также:  Статья 1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

Тип переменной объявляется в том же операторе, который используется для объявления самой переменной. Можно объявлять типизированную переменную либо при неявном объявлении, либо при явном — с помощью оператора Dim.

Для объявления переменной и ее типа с помощью оператора Dim необходимо добавить ключевое слово As перед именем переменной, а затем ввести имя типа данных для этой переменной.

Синтаксис:

Dim varname_1 [As type1] [, varname_2 [As type2]..]

Varname_N — любое допустимое имя переменной

Type_N — любое из имен типов данных VBA

После объявления типизированной переменной, независимо от того, объявляется ли эта переменная явно или неявно, и как задается ее тип, эта переменная сохраняет тот же самый тип столько времени, сколько она существует. Нельзя переобъявлять переменную или переопределять ее тип.

Создаваемые строковые переменные по умолчанию являются строками переменной длины, т.е. они изменяют свою длину, в зависимости от длины строки, сохраняемой переменной.

Но, иногда может понадобиться использовать строку фиксированной длины. Такие строки всегда имеют одну и ту же длину.

Они полезны, если необходимо обеспечить, чтобы текст, сохраненный в строковой переменной, всегда содержал одно и то же число символов.

  1. Синтаксис:
  2. Dim varname As String * N
  3. Varname — любое допустимое имя переменной
  4. N — целое число, указывающее длину строки
  5. Область действия переменных
  6. Любая переменная имеет свою область действия.
  7. Термин область действия относится к области процедуры или модуля VBA, где данная переменная, процедура или другой идентификатор, являются доступными.
  8. Переменные, процедуры и идентификаторы, которые доступны только в процедуре, имеют область действия процедурного уровня, а те, которые доступны для всех процедур в модуле, имеют область действия модульного уровня.
  9. Область в начале модуля перед любыми объявлениями процедур называют областью объявлений модуля, потому что именно туда следует помещать объявления переменных модульного уровня и другие директивы VBA, влияющие на весь модуль.

В первой строке, приведенного выше листинга, объявлена переменная А модульного типа. Однако в процедуре example_02 имеется свое объявление переменной А. VBA выбирает наиболее локальную переменную А, объявленную как переменная процедурного уровня.

Переменные процедурного уровня часто называют локальными переменными, потому что их объявления являются локальными для выполняемой в данный момент процедуры.

Если вы хотите всегда использовать только явное объявление переменных, то для таких целей VBA предоставляет команду Option Explicit. При использовании Option Explicit VBA требует объявления всех переменных перед их использованием.

  • В настройках редактора VBA можно указать, чтобы команда Option Explicit автоматически включалась в новый модуль.
  • Архиваторы
  • Одним из наиболее распространенных видов системных программ являются программы, предназначенные для архивации, упаковки файлов путем сжатия хранимой в них информации.
  • Сжатие информации — это процесс преобразования информации, хранящейся в файле, в результате которого уменьшается ее избыточность, соответственно, требуется меньший объем Памяти для хранения.

Сжатие информации в файлах производится за счет устранения избыточности различными способами, например за счет упрощения кодов, исключения из них постоянных битов или представления повторяющихся символов или повторяющейся последовательности символов в виде коэффициента повторения и соответствующих символов. Применяются различные алгоритмы подобного сжатия информации.

Сжиматься могут как одни, так и несколько файлов, которые в сжатом виде помещаются в так называемый архивный файл, или архив.

Архивный файл — это специальным образом организованный файл, содержащий в себе один или несколько файлов в сжатом или несжатом виде и служебную информацию об именах файлов, дате и времени их создания или модификации, размерах и т. д.

Целью упаковки файлов обычно являются обеспечение более компактного размещения информации на диске, сокращение времени и, соответственно, стоимости передачи информации по каналам связи в компьютерных сетях.

Кроме того, упаковка в один архивный файл группы файлов существенно упрощает их перенос с одного компьютера на другой, сокращает время копирования файлов на диски, позволяет защитить информацию от несанкционированного доступа, способствует защите от заражения компьютерными вирусами.

Под степенью сжатия понимают отношение размеров сжатого файла и исходного, выраженное в процентах.

Степень сжатия зависит от используемой программы сжатия, метода сжатия и типа исходного файла.

Лучше всего сжимаются файлы графических образов, текстовые файлы, файлы данных, степень сжатия которых может достигать 5 — 40%, меньше сжимаются файлы исполняемых программ и загрузочных модулей — 60 — 90%.

Почти не сжимаются архивные файлы. Программы для архивации отличаются используемыми методами сжатия, что соответственно влияет на степень сжатия.

Архивация (упаковка) — помещение (загрузка) исходных файлов в архивный файл в сжатом или несжатом виде.

Разархивацияия (распаковка) — процесс восстановления файлов из архива точно в таком виде, какой они имели до загрузки в архив. При распаковке файлы извлекаются из архива и помещаются на диск или в оперативную память.

Программы, осуществляющие упаковку и распаковку файлов, называютсяпрограммами-архиваторами.

Большие по объему архивные файлы могут быть размещены на нескольких дисках (томах). Такие архивы называются многотомными. Том — это составная часть многотомного архива. Создавая архив из нескольких частей, можно записать его части на несколько носителей.

Основные виды программ-архиваторов

В настоящее время применяется несколько десятков программ-архиваторов, которые отличаются перечнем функций и параметрами работы, однако лучшие из них имеют примерно одинаковые характеристики. Из числа наиболее популярных программ можно выделить: Zip (и его модификация WinZip), WinRAR, Arj (и его разновидности), G-Zip, 7-Zip.

Программы-архиваторы позволяют создавать и такие архивы, для извлечения файлов из которых не требуются какие-либо программы, гак как сами архивные файлы могут содержать программу распаковки.

Такие архивные файлы называются самораспаковывающимися.

Самораспаковывающийся архивный файл — это загрузочный, исполняемый модуль, который способен к самостоятельной разархивации находящихся в нем файлов без использования программы-архиватора.

Самораспаковывающийся архив получил название SFX-архив (SelF-eXtracting). Архивы такого типа обычно создаются в формате ЕХЕ-файла.

Многие программы-архиваторы производят распаковку файлов, выгружая их на диск, но имеются и такие, которые предназначены для создания упакованного исполняемого модуля (программы).

В результате такой упаковки создается программный файл с теми же именем и расширением, который при загрузке в оперативную память самораспаковывается и сразу запускается.

Вместе с тем возможно и обратное преобразование программного файла в распакованный формат. К числу таких архиваторов относятся программы Upx, PKLITE, LZEXE.

  1. Ппрограмма EXPAND, входящая в состав утилит операционной системы Windows, применяется для распаковки файлов программных продуктов, поставляемых фирмой Microsoft.
  2. Способы управления программой-архиватором
  3. Управление программой-архиватором осуществляется одним из следующих способов:
  4. — с помощью командной строки, в которой формируется команда запуска, содержащая имя программы-архиватора, команду управления и ключи ее настройки, а также имена архивного и исходного файлов;
  5. — с помощью встроенной оболочки и диалоговых панелей, появляющихся после запуска программы и позволяющих вести управление с использованием меню и функциональных клавиш, что создает для пользователя более комфортные условия работы;
  6. — с помощью контекстного меню Проводника в операционной системе Windows.

Статья 275. Государственная измена

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание.

Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 275 УК РФ

1. Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. ч. 1 и 3 ст. 4).

Читайте также:  Статья 25. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров

Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и федеральными законами меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. ст. 71, 80, 82, 83, 87, 114 и др. Конституции).

Гарантированные в ст. 29 Конституции России свобода мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию могут осуществляться любым законным способом.

Эти права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл. 29 УК.

Повышенная степень общественной опасности государственной измены обусловлена в первую очередь участием в совершении преступления наряду со специальным субъектом (гражданином России, в том числе бипатридом) иностранного государства или международной либо иностранной организации, которые всеми доступными им средствами способствуют нанесению ущерба безопасности России. Совершение данного преступления гражданином Российской Федерации совместно с зарубежными представителями затрудняет противодействие такой деятельности, поскольку от государства требуется затрата большего количества ресурсов. В немалой мере на степень общественной опасности влияет и отсутствие возможности применения национального законодательства в отношении иностранных субъектов и членов их семей, обладающих дипломатическим статусом.

По общему правилу в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК преступление относится к категории особо тяжких преступлений, а также тяжких преступлений в том случае, если судом применены правила ч. 6 ст. 15 УК и назначенное осужденному наказание не превысило семи лет лишения свободы.

3. Объектом государственной измены являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности Российской Федерации по обеспечению своей безопасности, характеризующейся охраной конституционного строя, суверенитета, территориальной целостностью государства.

Суверенитет Российской Федерации по смыслу ст. ст.

3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ представляет собой верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус .
———————————

Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

  • Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.
  • Обороноспособность Российской Федерации является ключевым фактором военной безопасности страны, предполагает наличие всех необходимых средств и механизмов для эффективного отражения реальных угроз и противодействия потенциальным.

4. Субъект государственной измены специальный, им является гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет.

При этом субъектом выдачи государственной тайны выступает только носитель этой тайны: лицо, которому сведения доверены или стали известны по службе (работе), учебе или в иных случаях и на котором лежит обязанность по их неразглашению, либо лицо, оказывающее финансовую, материально-техническую, консультативную или иную помощь иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

При этом иностранные граждане или лица без гражданства не являются субъектами данного преступления и не могут привлекаться к уголовной ответственности как исполнители, при этом уголовная ответственность по данной статье может наступить в случае наличия в их действиях одного из видов соучастия (ст. 33 УК). За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.

5.

С объективной стороны состав государственной измены сконструирован как формальный, что не предполагает наступление каких-либо общественно опасных последствий и может совершаться одним из способов, исчерпывающе определенных в законе: в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Так, старший научный сотрудник одного из учреждений Ф. имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф.

вошел в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф.

на одной из конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение. Действия Ф.

квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в формах шпионажа и выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб безопасности РФ .
———————————

Научно-практическое пособие по применению Уголовного кодекса РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005.

В УК РСФСР ранее были предусмотрены семь форм измены, в том числе переход на сторону врага, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, заговор с целью захвата власти. Такие формы государственной измены в настоящее время с учетом правовых позиций КС РФ, высказанных им в своих решениях, признаны противоречащими Конституции .
———————————

Об этом см., например: Постановление КС РФ от 20.12.1995 N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» // Российская газета. 1996. 18 января.

Под финансовой помощью следует понимать передачу денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ликвидных объектов материального мира, отчуждение нематериальных активов, незаконное предоставление преференций в кредитных, налоговых и других организациях, а также другие действия, способствующие укреплению финансового положения иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, деятельность которых направлена против безопасности РФ.

Материально-техническая помощь представляет собой удовлетворение потребностей иностранного государства, международной либо иностранной организации или иных представителей в материалах и технических ресурсах.

Она может заключаться в планировании, обеспечении материалами, деталями, изделиями, транспортными средствами, дорожными и строительными машинами, инструментом, схемами и чертежами и ряде других действий в целях, направленных против безопасности РФ.

Под консультационной помощью следует понимать предоставление советов, подсказок, разработку финансовых схем, разработку планов и другие действия, осуществляемые в интересах иностранного государства, иностранной либо международной организации или их представителей.

6. Предметом государственной измены является любая информация, предоставленная иностранным представителям, которой они в состоянии воспользоваться с целью причинения ущерба безопасности РФ .
———————————

Понятие предмета государственной измены дается исходя из высказанной правовой позиции КС РФ в Постановлении от 27.03.1996 N 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1, 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768.

В целях защиты безопасности государство относит те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности к государственной тайне. В связи с этим ч. 4 ст. 29 Конституции предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству.

В силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе.

Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции .
———————————

Определение КС РФ от 27.05.2004 N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Ссылка на основную публикацию