Совершив преступление, гражданин будет привлечен к административной или уголовной ответственности. Выбор наказания зависит от категории и степени тяжести преступного деяния.
Согласно УК РФ, перед законом равны все граждане. Однако это утверждение распространяется на обычных жителей РФ.
Но есть ведь еще судьи, депутаты и прочие должностные лица, привлечь к ответственности которых будет той еще задачей.
Даже подготовив хорошую доказательную базу, завести уголовное дело на служителя Фемиды практически не представляется возможным. Ниже мы поговорим о том, как привлечь судью к уголовной ответственности.
Кто такие судьи
Судья – это должностное лицо, наделенное судебной властью. Рассматривая уголовные дела, судьи определяют степень вины подсудимого, оправдывая его или избирая ему определенную меру пресечения. Важным аспектом судебной деятельности является беспристрастность, ведь такое решение должно быть объективным, а не основанным на личных понятиях и предубеждениях.
Учитывая специфику работы судей, закон наделил их особым статусом. Данные лица получили неприкосновенность и пользуются уважением в обществе.
Сегодня стать судьей может далеко не каждый юрист. Чтобы претендовать на получение должности, гражданину нужно соответствовать повышенным требованиям. Рассмотрим их подробнее:
- Российское гражданство. Иностранец или лицо, имеющее двойное гражданство, не может стать судьей.
- Юридическое образование. Гражданин может закончить как государственный, так и частный ВУЗ. Главное – наличие аккредитации.
- Стаж. Необходимо проработать не менее 5 лет в юридической сфере. Такие требования установлены для судов первой инстанции. Если же речь идет о Высшем Арбитражном, Верховном или Конституционном судах, то минимальный стаж увеличивается до 11-15 лет.
- Возраст. Чтобы получить должность мирового судьи, гражданин должен достичь возраста 25 лет. Возрастной барьер для представителей высших судов составляет 30-40 лет.
- Отсутствие проблем со здоровьем. Перед получением работы, все кандидаты на должность проходят медкомиссию. На законодательном уровне закреплен список заболеваний, при наличии которых юриста не возьмут на должность судьи. К ним относится рассеянный склероз, тяжелые пороки сердца, болезнь Альцгеймера, сахарный диабет, волчанка, рематоидный артрит, хронические почечные патологии, инсульт, заболевания нервной и эндокринной системы.
- Научная степень. Перед получением должности гражданин должен защитить кандидатскую диссертацию, а также иметь ряд опубликованных научных работ.
- Отсутствие судимости, высокая нравственность.
О неприкосновенности судей
Неприкосновенность судей закреплена в Конституции РФ. Этот статус распространяется на само должностное лицо, а также на его имущество, жилье, личные вещи, документы и т. д. Под неприкосновенностью следует понимать невозможность привлечь гражданина к административной или уголовной ответственности.
В отношении судьи не проводятся следующие действия, выполняемые следственно-оперативной группой: обыск, арест, изъятие документов и т. д. Если служитель Фемиды вынес неверный приговор, действуя из корыстных побуждений, то привлечь его к ответственности будет крайне сложно.
Для этого потребуется не только оспорить решение в суде вышестоящей инстанции, но и доказать наличие прямого умысла в действиях должностного лица.
Судья не может быть заключен под стражу без получения одобрения от Генеральной прокуратуры РФ. Также дать разрешение на подобные действия может ККС.
Оперативная группа может совершить обыск в жилье судьи и изъять документы только при наличии открытого уголовного дела. Если же улик против служителя Фемиды недостаточно, он находится под государственной защитой. Кроме того, члены семьи сотрудника суда также защищены от противоправных действий третьих лиц.
Получив должность судьи, гражданин не может быть лишен полномочий без веских оснований. Перевод на другую работу допускается только с согласия должностного лица.
Перечень прав и обязанностей
Права и обязанности судей закреплены в ФЗ №3132-1. Данные должностные лица не подотчетны никому и подчиняются Конституции РФ.
В перечень прав судей включено следующее:
- Изучение материалов дела, исследование доказательств, опрос потерпевшего, подсудимого, свидетелей.
- Рассмотрение ходатайств, заявлений. Служитель Фемиды может как принять, так и отклонить запрос.
- Вынесение приговоров, решений.
- Истребование доказательств. Отправка запросов в госорганы.
В перечень обязанностей представителя судебной власти входит следующее:
- строгое следование букве закона;
- справедливость и гуманизм;
- защита прав и свобод граждан;
- невозможность совершать действия, способные нанести ущерб правосудию, опорочить честь судебной системы;
- сохранение материалов следствия в тайне;
- доскональное знание практики судопроизводства.
Судьи не вправе выполнять следующие действия:
- заниматься политикой;
- параллельно вести иную деятельность;
- вести предпринимательскую деятельность.
В каких случаях судью можно привлечь к ответственности
Привлечь судью к ответственности сложно, но все же можно. Получить наказание служители Фемиды могут при наличии следующих оснований:
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
- Телефон в Москве и Московской области: +7 (495) 266-02-45
- Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7 (812) 603-78-25
- Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20
- Неподобающее поведение, нарушающее судебную этику. Речь идет о нецензурной брани во время заседаний, предвзятом обращении к подсудимым, унижении свидетелей и т. д.
- Вынесение неправосудных решений. Этот факт необходимо доказать, обратившись в суд высшей инстанции.
- Намеренное затягивание сроков рассмотрения дела.
- Утаивание документов от участников судебного процесса.
- Наличие двойного гражданства.
- Ведение коммерческой деятельности.
Как привлечь судью к уголовной ответственности
Завести уголовное дело в отношении служителя Фемиды может Генеральный прокурор РФ. Также инициировать процесс может председатель следственного комитета, получивший соответствующее разрешение комиссии по квалификации судей. Если обвиняемым является сотрудник Конституционного суда, то решение принимается СК вместе с председателем.
Чтобы привлечь судью к административной ответственности, необходимо соответствующее заявление от представителя Генеральной прокуратуры. Далее создается комиссия из трех судей Верховного суда, которая занимается рассмотрением дела.
Чтобы завести уголовное дело, необходимо составить представление, направив его в квалификационную коллегию. Документ рассматривается в течение 10 дней.
Привлечение к дисциплинарной ответственности
Основными поводами для дисциплинарных наказаний являются нарушения законодательства, процессуальные ошибки, нарушение этики и прочие поступки, не подобающие представителям судебной власти. Совершив подобные действия, судья получит одно из следующих наказаний:
- Замечание. Если проступок был малозначителен, то судья может получить устный выговор. Решение о назначении наказания принимается квалификационной коллегией. Подобное наказание чаще всего применяется при умышленном затягивании сроков.
- Предупреждение. Применяется в том случае, если судья ранее получал устные замечания. Также предупреждение выносится тогда, когда судья несколько раз принял неверные решения. Например, его постановления были отменены вышестоящими судами.
- Досрочное лишение полномочий. Данное наказание применяется в отношении тех лиц, которые совершили действия, порочащие судебную систему. Чаще всего должностное лицо лишается своего статуса при вынесении неправомерных приговоров, которые нарушают права и свободы участников процесса. Нередко подобные решения выносятся из корыстных побуждений или по причине личной предвзятости. Лишить полномочий могут также того служителя Фемиды, который неподобающим образом ведет себя в повседневной жизни. Например, дебоширит, распускает руки и т. д.
- Лишение статуса судьи в отставке. Эта мера применяется в отношении тех судей, которые ушли на заслуженный отдых, совершив при этом аморальный или незаконный поступок.
Привлечь гражданина к дисциплинарной ответственности можно не позднее, чем через полгода с момента обнаружения нарушения. Возможно продление срока максимум на полтора года, если судья находится в отпуске или на больничном. Если служитель Фемиды в течение года ни разу не нарушил правил, его взыскание считается погашенным.
Прекращение полномочий судьи
Должностное лицо подает в отставку самостоятельно. Подобное возможно при наличии следующих оснований:
- желание принять участие в выборах в качестве кандидата;
- достижение пенсионного возраста;
- наличие заболевания, делающего дальнейшую работу невозможной.
Также возможно приостановление полномочий. Это может произойти как по желанию самого должностного лица, так и в рамках дисциплинарных мер. В последнем случае гражданин может лишиться льгот, неприкосновенности и высокого статуса.
Прекращение полномочий судьи может произойти в таких случаях:
- Гражданин признается пропавшим без вести.
- Должностное лицо утратило гражданство РФ или получило второе гражданство.
- Судья или его близкие родственники нарушили закон. Это может быть незаконное ведение бизнеса, наличие счетов в зарубежных банках.
- На гражданина было заведено уголовное дело или был вынесен вступивший в силу обвинительный приговор.
- Истек срок полномочий, предусмотренных в договоре.
- Гражданин стал недееспособным.
- Судья отказался перейти на новое место работы после упразднения старого.
- Гражданин скончался.
Практика привлечения судей к уголовной ответственности
Прекращение полномочий лишает служителя Фемиды многих привилегий, однако даже этого наказания может оказаться недостаточно. Если гражданин был лишен судейского статуса, то он автоматически наделяется правами и обязанностями обычного человека. А это значит, что его можно привлечь к уголовной ответственности.
Гораздо сложнее наказать судью, сохранившего свои полномочия. Даже при наличии веских доказательств, служители Фемиды привлекаются к уголовной ответственности крайне редко.
При мелких и средних проступках в отношении должностного лица выносится дисциплинарное наказание.
Если же нарушение повлекло за собой крупный ущерб, гражданину может быть предложено добровольно уйти в отставку, сохранив все судейские привилегии.
Чтобы привлечь судью к уголовной ответственности, необходимо собрать хорошую доказательную базу и обратиться в суд высшей инстанции. Шансов выиграть дело будет немного, но они повышаются в том случае, если к процессу будет привлечен опытный адвокат.
Административная ответственность судей в 2020 году
Значение и роль судов в регулировании общественных отношений трудно переоценить. Судебные органы стоят на страже законных интересов граждан и призваны гарантировать торжество справедливости.
Для того чтобы судьи могли принимать объективные и беспристрастные решения, чтобы никто никаким образом не мог повлиять на принимаемые ими решения Конституция РФ устанавливает судьям гарантии независимости и неприкосновенности.
Все это необходимо для эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Но как быть гражданину в том случае, если судья оказывается заинтересованным в исходе дела? Если судья вместо того, чтобы защитить его права, наоборот, сам их нарушает? Если судья руководствуется не законом, а своими личными интересами или действует исходя из корыстных соображений? Ведь согласно Кодексу судейской этики в своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда; судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия. Если судья не справляется со своими обязанностями, если он нарушает права человека и своими действиями причиняет вред законным интересам граждан, не утверждает справедливость, то такого судью необходимо привлечь к ответственности.
Но, как мы знаем, согласно Уголовному закону «Судья неприкосновенен.
Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений)».
Однако неприкосновенность судей не абсолютна. Судья может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Часть 2 ст.
122 Конституции Российской Федерации устанавливает специальный порядок привлечения судей к уголовной ответственности: «Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом». Этот особый порядок установлен ст. 16 Закона о статусе судей и ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Согласно п. 3 ст.
16 Закона о статусе судей и п.п. 3-5 ст.
448 Уголовно-процессуального кодекса РФ решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается только Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии, состоящей из трех судей вышестоящего суда, и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего уровня (или с согласия Конституционного Суда РФ в отношении судьи Конституционного Суда РФ). Согласно п. 4 ст. 16 Закона о статусе судей решение о привлечении судьи к административной ответственности принимается только судебной коллегией, состоящей из трех судей вышестоящего суда, на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.
Что касается привлечения судьи к материальной ответственности, то согласно ст. 22 Закона о статусе судей законодательство РФ о труде распространяется на судей в части, не урегулированной Законом о статусе судей.
Эта норма позволяет распространять действие Трудового кодекса РФ на отношения, связанные с привлечением судей к материальной ответственности, т.к. сам Закон о статусе судей никаких специальных положений на этот счет не содержит. Итак, в отношении судей подлежит применению гл.
39 Трудового кодекса РФ. Статья 248 Трудового кодекса РФ устанавливает общий порядок привлечения работника к материальной ответственности за вред, причиненный имуществу работодателя.
Согласно названной норме взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя.
Следующий интересный и сложный вопрос гражданско-правовой ответственности судей за вред, причиненный при осуществлении правосудия. Согласно ст. 53 Конституции РФ «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».
Статья 1070 Гражданского кодекса РФ развивает эту норму, устанавливая гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Однако пункт 2 названной статьи гласит, что вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
Таким образом, иски о возмещении вреда, причиненного при осуществлении правосудия, заявленные в рамках гражданского судопроизводства, оставались без удовлетворения на основании положений п. 2 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ.
Отказывая в удовлетворении исков о взыскании морального или материального вреда, суды исходили из того, что первоначально судья должен быть привлечен к уголовной ответственности, а уже затем, на основании вступившего в силу приговора, потерпевшая от действий (бездействия) виновного судьи сторона могла потребовать возмещения причиненного ущерба.
Получается – гражданско-правовая ответственность установлена, но привлечение к ней судьи практически невозможно? Некоторую ясность внесло в этот вопрос Постановление Конституционного Суда РФ № 1-П «под правосудием следует понимать не все судопроизводство, а лишь ту его часть, которая заключается в принятии судебных актов, разрешающих дело по существу» По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан.
Исходя из такого смысла анализируемой статьи, ее пункт «не может служить основанием для отказа в возмещении государством вреда, причиненного при осуществлении гражданского судопроизводства в иных случаях (а именно когда спор не разрешается по существу) в результате незаконных действий (или бездействия) суда (судьи), в том числе при нарушении разумных сроков судебного разбирательства, – если вина судьи установлена не приговором суда, а иным соответствующим судебным решением». Помимо этого в Постановлении было указано, что положения п. 2 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ не противоречат Конституции, а Федеральному Собранию РФ надлежит урегулировать порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) суда (судьи), а также подведомственность и подсудность такого рода дел.
Таким образом, в настоящее время уголовно не наказуемые, но незаконные виновные действия (или бездействие) судьи в судопроизводстве (нарушение разумных сроков судебного разбирательства, несвоевременное вручение заинтересованным лицам процессуальных документов, неправомерная задержка исполнения и т.п.), причинившие вред конкретным лицам, должны рассматриваться как нарушение права на справедливое судебное разбирательство Халдеев Л.С. Судья в уголовном процессе. Но Государственная Дума РФ не урегулировала порядок возмещения вреда, причиненного при осуществлении правосудия. В итоге суды по-прежнему отказывают в удовлетворении исков о взыскании морального или материального вреда, ссылаясь на то, что порядок такого взыскания не установлен, за исключением случаев, когда вина судьи установлена приговором.
Отдельное немаловажное значение и большую актуальность в настоящее время имеет вопрос привлечения судей Российской Федерации к дисциплинарной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 12.
1 Закона о статусе судей: «Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения». Сама процедура привлечения судьи к ответственности установлена Положением о квалификационных коллегиях судей.
Так, согласно ст. 3 названного Положения судья, в отношении которого рассматривается вопрос о дисциплинарной ответственности, вправе иметь представителя. Согласно абзацу 1 ст.
4 указанного Постановления: «Полномочия судьи могут быть досрочно прекращены в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности только на основании представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества, в котором содержится просьба о прекращении полномочий судьи, при наличии в представленных материалах доказательств, подтверждающих совершение судьей дисциплинарного проступка» Положение о квалификационных коллегиях судей. Что касается судей Конституционного Суда РФ, то основания и порядок их привлечения к дисциплинарной ответственности установлены абзацем Федеральным конституционным законом «О конституционном суде Российской Федерации».
- На VII Всероссийском съезде судей Президент Дмитрий Медведев предложил съезду судей обсудить идею создания единого дисциплинарного органа, который мог бы рассматривать конфликты, связанные с привлечением судей к дисциплинарной ответственности. Речь шла о создании специального суда, в котором можно будет оспорить решения квалификационных коллегий
- Прошло время, и вот Конституционный закон “О дисциплинарном судебном присутствии” предусматривает совершенствование механизма обжалования и пересмотра решений о прекращении полномочий судей за дисциплинарные проступки.
- Новый судебный орган, получивший в среде юристов название “дисциплинарный трибунал для судей”, будет наделен следующими полномочиями:
- • рассмотрение жалоб судей, чьи судейские полномочия были досрочно прекращены за совершение дисциплинарных проступков;
• рассмотрение обращения Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда, если ранее Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации и квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации было отказано в удовлетворении представлений о прекращении полномочий судей. - По каждой жалобе или обращению члены дисциплинарного судебного присутствия принимают мотивированное решение.
Кс напомнил, что неприкосновенность не освобождает судей от уголовной ответственности
27 сентября Конституционный Суд вынес Определение № 2333-О по жалобе судьи, посчитавшего, что отдельные нормы Закона о статусе судей и УПК не соответствуют, в частности, конституционному принципу неприкосновенности судей.
Причина обращения в КС
Как указано в определении, первая и апелляционная инстанции признали законным произведенный в ситуации, не терпящей отлагательства, осмотр жилища Владимира Стародубцева, занимающего должность судьи районного суда, в качестве места происшествия.
Отметим, что 8 октября 2019 г. Следственный комитет РФ сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Анапского районного суда Краснодарского края Владимира Стародубцева. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере).
По версии следствия, подозреваемый совместно с еще двумя лицами требовал от предпринимателя денежные средства в размере 64 млн рублей якобы для их передачи в качестве взятки судьям Краснодарского краевого суда за принятие решения по административному делу, в котором потерпевший представлял интересы собственников земельных участков.
Как указано на сайте СКР, в феврале 2019 года при передаче судье Владимиру Стародубцеву по месту его жительства денежных средств «преступные действия судьи и его соучастников были пресечены сотрудниками ФСБ России».
Позиция заявителя
Владимир Стародубцев обратился в Конституционный Суд, полагая, что отдельные нормы Закона о статусе судей и УПК не соответствуют Конституции.
По его мнению, п. 7 ст. 16 Закона о статусе судей и ч. 5 ст.
450 УПК допускают возможность проведения в отношении судьи следственных действий (если в отношении него не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого), связанных с ограничением его гражданских прав либо нарушением его неприкосновенности, без предварительного получения решения соответствующей коллегии судей. Заявитель полагал, что такое правоприменение нарушает гарантированные Конституцией права на неприкосновенность жилища и судебную защиту, а также принцип неприкосновенности судей.
Владимир Стародубцев также оспаривал конституционность ч. 5 ст.
165 УПК, регулирующей судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия и допускающей осмотр жилища до возбуждения уголовного дела без постановления следователя или дознавателя в случае, не терпящем отлагательства. Заявитель посчитал, что указанное правило также нарушает его право на неприкосновенность жилища.
Суд разъяснил назначение принципа неприкосновенности судей
Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС отметил, что Конституция в ч. 1 ст. 22 провозглашает неприкосновенность судьи в качестве принципа, исходя из которого решаются конкретные вопросы неприкосновенности и ответственности судей. Частью 2 этой статьи установлено, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Как отмечено в определении, детализируя положения ст. 122 Конституции, п. 1 ст. 16 Закона о статусе судей определяет, что неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность его личности, жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, а также тайну переписки и иной корреспонденции.
Пунктом 7 этой же нормы установлено, что если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело или он не привлечен в качестве обвиняемого, то осуществление в отношении него ОРМ и следственных действий, связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, допускается только на основании судебного решения.
Конституционный Суд напомнил, что уголовно-процессуальный закон относит судей к лицам, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, который предусматривает дополнительные гарантии при возбуждении уголовного дела, задержании, избрании мер пресечения и производстве отдельных следственных действий (ст.
448–450 УПК). К таким гарантиям относится и требование о получении согласия суда на производство следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых в соответствии с УПК на основании судебного решения, в том случае, если уголовное дело в отношении судьи не было возбуждено или он не был привлечен в качестве обвиняемого (ч. 5 ст.
450 УПК).
Конституционный Суд еще раз напомнил: судейская неприкосновенность, являясь определенным исключением из принципа равноправия, не означает освобождения от уголовной или иной ответственности.
Она является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, прежде всего – интересов правосудия. Аналогичная позиция была высказана в постановлениях КС от 7 марта 1996 г.
№ 6-П, от 19 февраля 2002 г. № 5-П и от 28 февраля 2008 г. № 3-П.
Суд указал, что оспариваемые п. 7 ст. 16 Закона о статусе судей и ч. 5 ст. 450 УПК направлены на реализацию принципа неприкосновенности судей, более того, являются ее гарантиями, поэтому не могут расцениваться как нарушающие права заявителя.
КС счел необходимым обратить внимание заявителя на позицию, выраженную им в Постановлении от 9 июня 2011 г. № 12-П.
Как указано в этом акте, правомочие суда принять решение по вопросу о проведении в отношении судьи следственных действий, связанных с ограничением его гражданских прав или его судейской неприкосновенности, представляет собой одну из форм выражения судебной власти, осуществляемой посредством перечисленных в Конституции видов судопроизводства, каковым в данном случае выступает именно уголовное судопроизводство.
«Соответственно, и решение судом этого вопроса должно осуществляться по правилам уголовного судопроизводства, обязательным для всех его участников, на основании п. 7 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей …» во взаимосвязи с общими принципами и нормами уголовно-процессуального закона», – подытожил КС.
Относительно обжалования ч. 5 ст. 165 УПК Конституционный Суд отметил, что она, вопреки содержащимся доводам Владимира Стародубцева, прямо предусматривает возможность в исключительных случаях, когда осмотр жилища не терпит отлагательства, произвести данное следственное действие на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения.
По мнению Суда, ссылка на неконституционность указанной нормы связана с несогласием заявителя с судебными решениями, принятыми по его делу. КС напомнил, что оценка такого рода решений требует исследования фактических обстоятельств дела и выходит за рамки полномочий Суда.
Мнение экспертов
Доцент кафедры уголовно-процессуального права Университета им. О.Е. Кутафина Артем Осипов указал, что определение не содержит правовых позиций, «сколько-нибудь значимых» для российской правоприменительной практики.
«Остается лишь сожалеть о том, что Конституционный Суд не воспользовался возможностью дать развернутое толкование «случаям, не терпящим отлагательства» применительно к ч. 5 ст. 165 УПК РФ в указанном заявителем аспекте.
Данная правовая конструкция при всей ее публично-правовой ценности оставляет крайне широкие пределы для произвольного толкования и применения сотрудниками следственных органов, от чего может пострадать не только судейская неприкосновенность, но и иные разновидности конституционно значимых ценностей (адвокатская тайна, тайна личной жизни, право обвиняемого на защиту)», – пояснил Артем Осипов.
По его словам, в настоящий момент стандарты судебного контроля за обоснованностью неотложных следственных действий не разработаны, несмотря на краткий перечень оснований для их проведения в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 1 июня 2017 г. № 19.
Как полагает руководитель конституционной практики Адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА Дмитрий Кравченко, данное определение является «очередным свидетельством недостаточности защиты конституционных прав в ординарном судебном контроле».
«Заявители, даже судьи, сталкиваются с ситуациями ограничения их базовых гарантий, прямо предусмотренных законом, и, не найдя поддержки в судах общей юрисдикции, обращаются в КС. Но в случае, когда разовое правоприменение прямо расходится с законом, Конституционный Суд может (но не должен) лишь рассматривать норму в контексте этой практики.
Как правило, для этого практика должна сформироваться и все же прямо не противоречить нормам закона», – отметил Дмитрий Кравченко.
Адвокат полагает, что конституционный контроль в конкретном деле должны осуществлять суды общей юрисдикции, однако они, по его мнению, не всегда справляются с этой функцией.
Неприкосновенность судей
Этот элемент правового статуса судьи является одним из важнейших средств обеспечения его независимости и самостоятельности, призванным ограничить судью от всяких посягательств.
Правовые основы неприкосновенности судьи содержатся в Конституции РФ (ст. 122). Статья 12 Закона о судебной системе предусматривает, что гарантии неприкосновенности устанавливаются федеральным законом.
В ст. 16 Закона о статусе судей содержится система правовых средств (гарантий), направленных на реальное обеспечение судейской неприкосновенности.
- 1. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за принятые им при осуществлении правосудия решения, если только вступившим в законную силу приговором суда нс будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо в вынесении заведомо неправосудных судебных актов.
- 2. К уголовной ответственности судьи привлекаются в особом порядке.
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ принимает Председатель Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ.
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судей остальных судов принимает Председатель Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ или квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.
В период 2009–2011 гг. квалификационные коллегии судей дали согласие на возбуждение уголовных дел в отношении 45 судей и одного присяжного заседателя и отказали в даче соответствующего согласия в отношении 26 судей[1].
- 3. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности должен быть немедленно освобожден.
- 4. Не допускается личный досмотр судей, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами для обеспечения безопасности других людей.
- 5. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного процесса, должно быть рассмотрено по первой инстанции Верховным Судом РФ.
- 6. Порядок осуществления в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий зависит от того, возбуждено ли в отношении судьи уголовное дело (привлечен ли он в качестве обвиняемого по другому уголовному делу).
Если в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, то оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия (кроме заключения судьи под стражу) производятся в обычном порядке, предусмотренном УПК РФ и Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
В остальных случаях оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, связанные с ограничением гражданских прав судьи или с нарушением его неприкосновенности, осуществляются по решению коллегии из трех судей Верховного Суда РФ или областного и соответствующего суда.
7.
К административной ответственности судья может быть привлечен по решению коллегии из трех судей Верховного Суда РФ или областного и соответствующего суда по представлению Генерального прокурора РФ (эти суды дают согласие на привлечение судьи к административной ответственности, а затем дело передается для рассмотрения по существу мировому судье или в районный суд в соответствии с правилами о подсудности этих судов)[2].
Мвд обновило регламент по поводу нетрезвых судей за рулем
Я читала, что судьям теперь можно ездить за рулем пьяными. Якобы гаишники не имеют права им ничего сделать — так постановило МВД. Это правда? Как теперь ездить обычным людям? Если у меня есть удостоверение судьи, мне можно быть пьяной за рулем?
Валентина Александровна
3 февраля вступил в силу приказ МВД № 948. Он внес изменения в регламент по надзору за участниками дорожного движения. Этот регламент обновляли и в прошлом году — мы рассказывали, что там важного.
На самом деле никому не разрешали водить машину пьяным: ни судье, ни члену Совета Федерации или избирательной комиссии, ни депутату госдумы или прокурору.
Но если сотрудник ГИБДД остановит машину, за рулем которой нетрезвый судья, он не может задержать его, выписать протокол и отправить дело мировому судье. Судью даже на освидетельствование нельзя отправить. Об этом факте составят рапорт, который сразу же пойдет начальнику подразделения и в прокуратуру.
Информация о том, что конкретный судья был пьяным за рулем, дойдет до квалификационной коллегии. Тогда судья может сильно пожалеть, что он не обычный гражданин, которому всего лишь выпишут штраф, но не лишат статуса и работы.
Судьи и сотрудники ГИБДД — это представители разных ветвей власти. У судей и прокуроров особый статус и иммунитет. Чтобы разные ветви власти не пересекались и не могли давить друг на друга, в некоторых ситуациях для их представителей есть особый порядок.
Например, сотрудник ГИБДД и раньше не мог составить протокол об административном нарушении в отношении прокурора. Нужно было составить не протокол, а рапорт и отправить его руководителю подразделения ДПС. Потом документы передавали в прокуратуру и разбирались как положено.
Теперь для судей действует такой же порядок, как для прокуроров: он описан в п. 303 регламента.
Сотрудник ДПС не может вынести определение о возбуждении дела, а потом привлечь судью к административной ответственности без разрешения специальной коллегии.
Вместо этого сотрудник составляет рапорт, передает его своему руководителю, а потом — в прокуратуру. Дальше в деле конкретного судьи будет разбираться особый независимый от ГИБДД орган, у которого есть такие полномочия по закону.
Если за рулем пьяный судья, сотрудник ГИБДД не даст машине продолжать движение. Это четко написано в п. 304 регламента. Он сообщит в дежурное отделение, а оттуда немедленно информируют прокуратуру. Никто не отпустит судью рулить дальше — как минимум его отправят домой ближайшим транспортом.
Если судья виноват, должны наказать. Но с этим будет разбираться прокуратура и квалификационная комиссия, а не лейтенант МВД и мировой суд. При всем к ним уважении для судей предусмотрен особый порядок по закону. Люди, которые имеют статус судьи, всегда обладали неприкосновенностью.
Статье 16 закона о статусе судей много лет. Но она почему-то никого не возмущает и не стала инфоповодом для громких заголовков. Вот несколько тезисов оттуда:
- судья неприкосновенен;
- его жилье нельзя досматривать;
- личные вещи, багаж и переписку тоже;
- судью нельзя заключить под стражу как обычного гражданина;
- дело против него на общих основаниях возбудить тоже нельзя.
У них всегда был особый статус. В свое время это проверил Конституционный суд и объяснил, в чем суть неприкосновенности.
Государство и общество предъявляют к судье высокие требования. Он должен быть самостоятельным и беспристрастным, не зависеть от чужого мнения и влияния. Еще работа судьи связана с профессиональным риском: он выносит приговоры, в том числе и опасным преступникам.
От его решения зависят судьбы людей, которые могут быть представителями силовых структур, очень богатыми людьми или высокопоставленными чиновниками. Иногда перед судьей целая банда, а некоторые ее члены еще на свободе.
В ответ государство должно обеспечить ему гарантии.
Неприкосновенность судьи — это не личная привилегия человека, а гарантия интересов правосудия.
Не только судьи обладают неприкосновенностью: она есть у президента и депутатов госдумы. Но это не значит, что их тоже нельзя наказать за нарушения.
Может быть, судью не лишат прав, но привлекут к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения. Но даже в этом для судьи нет ничего хорошего.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.