Статья 7.3. Гарантии жилищных прав собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации

Каждый человек, проживающий в старой многоэтажке, должен изучать документацию, которая имеет отношение к признанию данного строения к аварийному жилью. Дело в том, что проживание в таких объектах является опасным и неприемлемым, поэтому государство стремится переселить граждан из таких домов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону. Это быстро и бесплатно!

Федеральный Закон : общие сведения

Переселение из дома может реализоваться по разным причинам:

  • он признан аварийным, поэтому собственники или наниматели переселяются в другие квартиры, а владельцы жилья могут получить компенсацию;
  • требуется проведение капремонта, поэтому все граждане переселяются во временные квартиры;
  • земля под домом необходима муниципальным властям для разных нужд.

Процедура считается специфической и сложной, причем с 2021 года в нее были внесены определенные изменения, которые коснулись собственников, так как они теперь для получения нового комфортного жилья должны уплачивать некоторые средства.

В какие сроки происходит переселение из аварийного жилья? Смотрите по ссылке.

  Дачная амнистия, последние новости из Госдумы.

Регулируется процесс ФЗ №185, который имеет отношение к расселению жилья.

Программа расселения ветхого и аварийного жилья на основании ФЗ № 185, смотрите в этом видео:

Что должны знать жильцы домов

Люди, проживающие в аварийном доме, должны знать многие важные сведения:

  • жизнь в таком строении является опасной, так как существует вероятность его обрушения или аварии в инженерных коммуникациях;
  • власти города должны найти для всех жильцов новые места для жизни;
  • новое жилье должно обладать той же квадратурой, а также находиться в том же районе города;
  • собственники могут выбрать не только новое жилье, но и компенсацию;
  • если владельцы квартир выбирают новое жилье, то они должны заплатить за его получение некоторую сумму, а если она у них отсутствует, то они подписывают с муниципалитетом договор соцнайма.

Важно! Зная о своих правах и требованиях законодательства, каждый человек может с помощью суда отстаивать свои права, если они нарушаются местными властями.

Какие условия нужны для расселения

Не каждый владелец помещения, стоящий в очереди на новый объект недвижимости, успел получил его в срок.

Расселение жильцов происходит на основании Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Лица, претендующие на альтернативную жилую площадь, могут воспользоваться программой в следующей ситуации:

  • специальная комиссия, собранная при департаменте ЖКХ района должна признать, что здание находится в аварийном состоянии и не подлежит капитальному ремонту;
  • граждане должны иметь на руках документ, подтверждающий право владения объектом жилой недвижимости. Либо подтверждение использования данных квадратных метров по договору соцнайма.

Если жильцы подозревают, что их дом находится в аварийном состоянии, но официального решения на руках нет, следует составить коллективное заявление в органы местного самоуправления с просьбой инициировать данное действие. Арендаторы квартиры не могут участвовать в социальной программе по расселению ветхого жилого фонда.

Правила федеральной программы гласят, что переселению подлежит лишь аварийное жилье. Если многоквартирное здание признано ветхим, оно подлежит капитальному ремонту. Жильцы в этом случае могут рассчитывать лишь на временный переезд до завершения всех работ.

Основные положения законодательства

Значимые сведения о переселении содержатся в ФЗ №185. Здесь указывается возможность для владельцев жилья получать компенсацию или новое жилье.

После получения компенсации собственник должен в течение полугода после подписания договора покинуть жилье, но другие условия могут прописываться в самом соглашении.

Основные цели ФЗ.

Нюансы действия программы в 2021 году

Признание дома аварийным зависит от разных факторов, причем сюда относятся:

  • износ деревянного дома должен быть меньше 65%, а каменного – 70%;
  • дома признаются аварийными, если они находятся в местах, где имеется возможность появления оползня или лавины;
  • имеются значимые разрушения фасада или фундамента, которые не могут быть отремонтированы;
  • если был сильный пожар, то проживание в таком строении является небезопасным, а также это относится к наводнениям или воздействиям других природных сил.

Собственники получают либо равноценное жилье, либо компенсацию, причем она должна быть равна рыночной цене объекта, для чего требуется проводить оценку.

  Примеры заявлений в гжи о проведении проверки

Важно! Если владелец квартиры не согласен с предлагаемой выкупной ценой, то он может подать в суд для ее оспаривания и увеличения.

Нередко граждане получают от муниципалитета квартиру с меньшим количеством комнат, но одинаковой квадратурой, а в этом случае даже суд может признать такие действия властей правомерными, если в фонде отсутствуют подходящие другие объекты.

Фз о расселении

  • ФЗ №188 и ФЗ №185 указывают на то, что если предлагается жилье в другом районе или иной квадратуры, то власти должны давать письменные разъяснения такой ситуации.
  • Жильцы аварийного дома составляют с муниципалитетом новый договор соцнайма.
  • О капитальном ремонте жилых домов.

Изменения, внесенные в госпрограмму в 2021 году

Фонд ЖКХ курирует процесс проведения капремонта и расселения граждан.

Нужно ли оплачивать коммунальные услуги в аварийном жилье? Ответы тут.

  1. За счет него формируются региональные комиссии, которые производят оценку имеющихся домов и квартир, после чего решается, являются ли они аварийными.
  2. Действия программы касаются только домов, которые официально являются аварийными по разным причинам.
  3. Изменения коснулись правил предоставления жилья собственникам квартир, так как в большинстве случаев им требуется уплачивать за новое жилье определенные средства, представленные доплатой.

Что по ФЗ №185 делает комиссия

После оценки здания формируется отчет, в котором содержатся важные сведения:

  • план строения;
  • заявления от жильцов об аварийном состоянии;
  • копии документов на квартиры;
  • заключение, на основании которого решается, включается ли дом в программу переселения.

Важно! Сами жильцы домов могут подавать заявления на проведение оценки.

Особенности переселения владельцев квартир

Собственники жилья могут выбрать компенсацию или новую квартиру. Так как новое жилье будет стоить дороже аварийного объекта, то они должны выплатить муниципалитету нужную сумму средств.

Как формируются списки? Смотрите тут.

  Телефон горячей линии МосОблЕИРЦ, как подать жалобу

Если у владельцев квартир отсутствуют необходимые деньги, то они могут заключить договор соцнайма или получить компенсацию.

Как обеспечивается законность действий местной власти при переселении из ветхого и аварийного жилья? Смотрите в этом видео:

Нюансы переселения и предоставления компенсации

Сам процесс делится на этапы:

  • проводится исследование жилья;
  • выносится решение комиссией;
  • если дом признается аварийным, то все наниматели расселяются по новым квартирам, для чего с ними составляется новый договор соцнайма;
  • собственники решают, будет ли ими получена компенсация или они получат новую квартиру;
  • составляются соответствующие соглашения.

Важно! Длительность процесса зависит от состояния дома.

Ответы на вопросы по переселению граждан из аварийного жилья

МУП «Центр недвижимости» г. Уфы информирует граждан по вопросам расселения граждан из жилых помещений при их включении в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

— Кто принимает решение о признании жилого дома аварийным? На основании каких документов дом признается аварийным?

— Решение принимает межведомственная комиссия по оценке жилых помещений в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.

01.2006 г. № 47.

В состав комиссии включаются представители органа исполнительной власти, представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, а также собственник с правом совещательного голоса. Дом признается аварийным на основании постановления администрации городского округа города Уфа «Об утверждении актов межведомственной комиссии о признании жилых домов непригодными для проживания».

— Какие документы нужно представить для того, чтобы дом был включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда?

— Для рассмотрения межведомственной комиссией вопросов, связанных с оценкой жилых помещений жилищного фонда, нужно заявление собственника помещения либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора.

Вместе с заявлением необходимо также представить следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения — проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением, заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома. По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

В случае, если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого, комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.

— Как узнать, что дом признан аварийным и включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда?

— Как только дом признают аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, городские власти сообщают об этом жителям. Сообщение о предстоящем расселении и сносе публикуют в местных газетах. Владельцев жилых помещений уведомляют о предстоящем расселении их аварийного жилья и приглашают в МУП «Центр недвижимости» г. Уфа для поведения предварительной беседы.

— Требуется ли согласие всех жильцов, чтобы дом был включен в программу расселения?

— Фондом содействия реформирования ЖКХ, осуществляющего финансирование программы расселения в субъектах Российской Федерации, рекомендовано проведение собраний жильцов и принятие решений о согласии перед Уполномоченным органом о включении дома в программу расселения. Главным условием такого решения – при расселении не должно быть семей или жильцов, которые впоследствии откажутся от расселения и, таким образом, расселяемый дом своевременно не будет снесен.

— Каков порядок изъятия жилого помещения, принадлежащего собственнику, в аварийном многоквартирном доме?

— Изъятие жилого помещения, принадлежащего собственнику, осуществляется органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном ЖК РФ. Так, согласно п.1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа жилого помещения определяются соглашением с собственником такого жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

Читайте также:  Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.12.2020) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

Согласно п. 7 ст.

32 ЖК РФ при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае если соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

ЖК РФ предусматривает и вариант замены жилого помещения, находящегося в аварийном доме, на другое благоустроенное жилье. Так, в соответствии с п. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Также жилое помещение может быть выкуплено и на основании решения суда. Орган государственной власти или орган местного самоуправления имеет право подачи иска в суд о выкупе жилого помещения, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто согласие о выкупной цене жилого помещения или других условиях выкупа.

— Каков порядок изъятия жилого помещения по договору социального найма, находящегося в аварийном многоквартирном доме?

— В случае если в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, помещения занимаются по договору социального найма, то в соответствии со ст.

86 ЖК РФ выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 89 ЖК РФ другие благоустроенные жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, должны отвечать санитарным, экологическим, техническим требованиям и условиям, предъявляемым к жилому помещению в соответствии с ч. 1 ст. 15 ЖК РФ, быть равнозначными по общей площади ранее занимаемому нанимателем жилому помещению, находиться в черте населенного пункта.

Для случаев, когда в связи с выселением предоставляется благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, ст.

89 ЖК РФ сохранила правило в том, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали отдельную квартиру или не менее чем две комнаты, то наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или жилого помещения, состоящего из того же количества комнат, в коммунальной квартире.

— Почему при расселении новое жилое помещение по договору социального найма предоставляется не по нормам предоставления?

  Жалоба на отсутствие отопления в квартире: образец

— В соответствии со ст.

89 ЖК РФ предоставляемое гражданам при выселении в связи со сносом дома другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условия соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие с ним совместно члены его семьи до выселения занимали квартиру или менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. При этом в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации № 14 от 02.07.2009 г. установлено, что при предоставлении жилых помещений по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 ЖК РФ, иные обстоятельства, в том числе норма предоставления, разнополость граждан и право на дополнительную площадь не учитываются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняют право состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Таким образом, обеспечение другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из непригодных для проживания жилых помещений, носит исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку в данном случае целью переселения является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Особенности мониторинга обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Прежде чем расселять аварийные дома, нужно зафиксировать факт опасного состояния объекта недвижимости.

Общий регламент прописан в нормах ФЗ № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21 июля 2007 года, а также в статьях ЖК РФ и региональных программах.

Ответственный за переселение граждан из аварийного жилья орган – государственная корпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ. Основная задача – найти непригодное жилье, составить список аварийных объектов и определить порядок расселения домов в регионах.

Условия выполнения Программы по переселению из аварийного жилья:

  1. Выделение средств из федерального и региональных бюджетов – в скором будущем планируется переложить основные затраты на муниципальные объединения.
  2. Аварийность дома устанавливают эксперты по ходатайству межведомственной комиссии.
  3. Допускаются плановая и внеплановая проверка объекта недвижимости – в рамках Программы реформирования ЖКХ или по заявлению жильцов старого дома.
  4. Соблюдение принципа «метр в метр» – взамен старой аварийной жилплощади предоставляются квартиры со схожим метражом или чуть большим метражом. Разницу в стоимости фиксируют в отчете: если жилье собственника было дороже, государство доплатит за переселение, а если новое жилье дороже – разницу в цене покрывает уже гражданин.
  5. Переселение в объекты того же района или населенного пункта, например – в пределах Санкт-Петербурга, а не в Саратове или Казани.
  6. Задействование маневренного (резервного) жилищного фонда – временная мера, которая позволяет переждать поиск подходящего жилья.
  7. Возможность выбора: новое жилье или деньги за выкуп аварийного.
  8. Учёт жилой нормы – не менее 18 кв. метров на одного человека (в зависимости от региона проживания).
  9. Возможность обжаловать выбор властей – если граждан не устраивает предоставленная жилплощадь, они могут подать иск о переселении в более подходящий жилой объект.
  10. Принудительное расселение домов – аналогичным правом подачи иска обладают и власти, в том случае, если жильцы отказываются покидать аварийный дом.
  11. Жильцы коммуналок расселяются в отдельные квартиры.
  12. Граждан, снимающих жилье по договору социального найма, переселяют в муниципальные объекты – старый договор расторгают; по прибытию на место наниматель вновь заключает договор соцнайма с администрацией района.

Аварийное жилье имеет отличие от ветхого и пригодного для проживания людей. В частности, износ такого жилья составляет свыше 70%. Жить в доме опасно для здоровья граждан.

Восстановить аварийный дом практически невозможно, поэтому в большинстве случаев он подлежит немедленному сносу. Зачастую на его месте строят новый дом, а переселенные жильцы могут заселиться в готовый объект.

Сейчас активно практикуется социальная ипотека для переселяемых заемщиков – льготная ставка составляет порядка 5-6% годовых.

Пример:

Семья Черновых проживала в 3-комнатной квартире, общей площадью 80 кв. метров. Жилье принадлежало муниципальным властям, с которыми был заключен договор социального найма. Дом был построен в 1967 году и попал в Программу по переселению из аварийного жилья.

Наравне с другими жильцами расселение коснулось и семью Черновых – двоих супругов и маленькой дочки. Однако им была выделена не 3-комнатная жилплощадь. Администрация смогла предоставить только 2-комнатную квартиру с меньшим метражом – 48 кв. метров.

Глава семейства обратился с жалобой в отдел по расселению местной администрации. Ему пояснили, что власти гарантируют лишь сохранение жилой площади взамен аварийной. Об улучшении условий для нанимателя и членов его семьи речи не идет.

Следовательно, при получении новой квартиры не действует правило предоставления жилья нуждающимся семьям (ст. 57 и 58 ЖК РФ). При этом администрация не нарушила закон, выделив семье квартиру с двумя, а не с одной комнатой.

В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения переселения граждан из аварийного жилья, анализируется состояние системы мониторинга жилищного фонда. В ходе анализа дается оценка реализации региональных адресных программ по переселению граждан.

Ключевые слова: государственная политика в сфере ЖКХ, финансовое обеспечение, мониторинг региональных адресных программ.

Право гражданина на жилье является одним из базовых конституционных прав в Российской Федерации, как и в любом развитом государстве. Очевидно, что данное жилье должно быть безопасным и соответствовать определенным стандартам качества. Соответственно, проживание граждан в жилье ненадлежащего качества, а тем более, признанном аварийным, недопустимо.

Согласно данным официальной статистики в период с 2000–2012 годов площадь аварийного жилищного фонда непрерывно увеличивалась и к концу 2012 года удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда государства составил 0,67 %. [5]

В жилищном фонде по данным Росстата на начало 2013 года здания старше 40 лет составляют более 36 %, около двух третей многоквартирных домов имеют износ более 30 %. [4]

Согласно Федеральному закону от 21.07.

2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на Фонд возлагается ответственность за проведение мониторинга и анализа реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также за мониторинг выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в целях контроля за эффективностью использования средств Фонда. [1]

Фонд проводит мониторинг на основе сбора и анализа информации, предоставляемой ему высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ): отчетности о ходе реализации указанных программ, планов, выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и отчета о расходовании средств Фонда. Ответственность за полноту и достоверность предоставляемой в Фонд информации возлагается на высшие должностные лица субъектов РФ и главы муниципальных образований. Таким образом мониторинг представляет собой двустороннее взаимодействие, в ходе которого происходит регулярное и достаточно широкое информационное взаимодействие Фонда и стороны, получающей финансовую поддержку.

Читайте также:  Статья 2. судья - член судейского сообщества

В случаях, когда по результатам мониторинга региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фондом было выявлено нецелевое использование средств, правление Фонда принимает решение о приостановлении предоставления финансовой поддержки, причем финансирование приостанавливается в части средств, равных средствам, использованным с нарушением их целевого назначения. Предоставление финансовой поддержки возобновляется в случае устранения выявленных нарушений при условии представления в Фонд отчета об устранении выявленных нарушений, а также в случае возврата средств Фонда.

Плановые показатели в разрезе субъектов РФ установлены распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда». В 2020 г. планируется расселить 2933,7 тыс.

м2 аварийного жилищного фонда, в котором проживает 186,74 тыс. человек.

В качестве фактических показателей берется площадь аварийного жилищного фонда, расселенная с 2014 года и количество граждан, переселенных с 2014 года — по состоянию на отчетную дату включительно (накопительным итогом). [2]

При формировании отчета по мониторингу в части финансирования в первую очередь приводятся данные по общей фактической стоимости долгосрочной программы переселения по всем источникам финансирования, то есть четко разделяются средства Фонда, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

Также оцениваются по годам суммы средств по заключенным и планируемым к заключению контрактам, суммы средств перечисленные и планируемые к перечислению контрагентам.

По итогам мониторинга рассчитывается недостаточность средств субъекта РФ и может указываться сумма средств, планируемых к внесению в составе изменений в НПА субъекта.

Мониторинг в части оценки рисков осуществляется на основе показателей реализации программ переселения за предыдущие периоды с учетом потребности в финансировании и реальной обеспеченности в средствах консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Проводится поквартальная балльная оценка субъектов, вследствие чего субъекты ранжируются по уровню риска.

В зависимости от попадания в зону риска либо от близости к данной зоне субъектам РФ присваивается определенный цветовой индикатор, то есть образуется цветовая карта субъектов по уровню риска.

По результатам ежемесячного мониторинга Фондом принимаются меры, направленные на недопущение срыва сроков реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. В обязательном порядке проводится анализ причин отставания в выполнении программ и выработка мер по их устранению.

Так, за 2020 год Фондом было проведено 173 выездных проверки реализации программ переселения, в рамках которых 52 субъекта РФ проверены согласно утвержденному плану-графику.

Всего в 2020 году в ходе выездного мониторинга проверкам подверглись 510 муниципальных образований на территории 78 субъектов РФ, были осмотрены 4 432 многоквартирных дома, включая вновь возведенные и предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. [3]

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // СПС КонсультантПлюс.

Минстрой спускает на тормозах программу по расселению аварийного жилья

Главная » Расселение » Программа расселения из аварийного жилья

Дмитрий Алексеев

Автор статьи, практикующий юрист, эксперт по жилищному праву и ипотеке.

Март 10, 2021 Нет комментариев

В нашей стране действуют законодательные акты, регулирующие проблему расселения граждан из непригодного для проживания жилья.

В случае признания здания ветхим или аварийным, жильцы должны быть переселены в другое комфортное жилье, отвечающее требованиям безопасности.

Но сложности связаны с несовершенством законодательства, которое приводило к затягиванию сроков переселения граждан на продолжительные сроки.

  Дарственная на деньги от родителей

Однако, в 2021 году порядок расселения жильцов из аварийных домов изменился.

Эта процедура регламентируется федеральной программой «Жилье и городская среда».

Обещается, что процедура расселения будет совершаться в более короткие сроки, при этом предоставляемое жилье будет соответствовать всем установленным техническим м санитарным правилам.

Разберем в данной статье особенности указанной программы, а также положения действующих законов, затрагивающих этот вопрос.

Механизм расселения в 2021 году

Процесс расселения жильцов из аварийных жилых домов в другие квартиры основывается на программе, также известной как нацпроект «Жилье и городская среда».

Задачами программы является обеспечение российских граждан доступным жильем, создание возможностей для покупки жилых помещений с использованием ипотеки, процентная ставка по которой менее 8%, а также обеспечение стабильного сокращения непригодного для проживания жилого фонда.

Нацпроект разработан для ускорения процесса переселения жильцов из ветхого и аварийного жилья, в соответствии с надлежащим порядком, установленном в жилищном законодательстве.

Для национального проекта были определены цели и сроки, за которые они должны быть реализованы. У программы имеется бюджет, заложено количество объектов недвижимости, которые должны быть построены за время действия нацпроекта.

Срок действия программы

В соответствии с положениями указанной программы существует период для осуществления переселения жильцом в новую жилплощадь. Кроме того, такая процедура выполняется согласно принципу очередности.

Граждан, проживающих в аварийных домах, вставших в очередь в 2013 году, переселили в 2021 году. К примеру, здание было признано непригодным для проживания в 2021 года, то жильцам не стоит ожидать переезда в 2021 году.

В случае включения владельцев жилого помещения в очередь на переселение в 2021 году, фактическое расселение будет осуществлено не раньше 2024 года.

Статистические показатели на период конца 2021 года говорят о том, что на территории РФ более 40 тыс. жилых домов находятся в аварийном состоянии.

Кроме того, в программу расселения из аварийных домов были сделаны некоторые видоизменения. В частности, сменились источники финансирования этой программы.

Прежде финансирование осуществлялось в равных частях за счет федерального и региональных бюджетов. Сейчас регионам предоставляются субсидии до 80%, что является крайне выгодным для субъектов РФ.

Это позволяет надеяться на то, что выполнение нацпроекта по расселению будет происходить быстрее.

Также в 2021 году изменились и общие положения о расселении. В настоящее время граждане, проживающие в аварийном жилье, имеют право на оплату за счет него первоначального взноса по ипотечному кредиту.

Программа в данный момент корректируется в отношении понятия ветхого жилья. Планируется раскрыть в законодательстве содержание терминов ветхое и аварийное жилье, что сделает более простым формирование списков жилья для реконструкции и сноса.

Намечается разработка заключения социального найма с последующим выкупом квартиры. Наниматели аварийных помещений смогут стать собственниками на новое жилье на протяжении 10-20 лет.

  Как получить выписку из лицевого счета на квартиру

Предполагается внесение в программу положений для решения спорных вопросов переселения в экстренных случаях. Существуют объекты недвижимости, которые должны быть расселены в безотлагательном порядке.

  • Для чего формируются резервные жилищные фонды в муниципальных образованиях, жилые площади которых предназначены для временного переезда жильцов из аварийных домов в неотложных случаях.
  • Мнение эксперта
  • Дмитрий Алексеев
  • Автор статьи, практикующий юрист, эксперт по жилищному праву и ипотеке.
  • Задать вопрос

К 2021 году органы государственной власти планируют приступить к привлечению инвесторов в нацпроект. Для увеличения финансирования программы, нужно искать способы привлечения из разных источников. При этом за счет инвестиций для реализации проекты, им будут предоставлены участки земли, на котором находится расселяемый дом под снос.

Перечень аварийных домов для расселения

Муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа» Утверждена Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13.10.2016 №1985
  1. Срок реализации Программы 2019-2024 годы
  2. Денежные средства, предусмотренные на реализацию Программы в соответствии с утвержденным бюджетом ПКГО, позволяют осуществить мероприятие по расселению домов, признанных аварийными с января по июль (частично) 2021 года
  3. .

Период реализации программы: Предусмотренные ассигнования (тыс. руб.)
2020 124 276,45
2021 92 951,13
2022 90 595,64
2023 (на уровне 2022 г.) 90 595,64
2024 (на уровне 2023 г.) 90 595,64

Гражданам, проживающим в муниципальных жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными, предоставляются другие жилые помещения по договорам социального найма (пункт 4.3 Муниципальной программы).

  • Жилищные права собственников жилых помещений в аварийных домах регулируются положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), из содержания которой следует, что на орган местного самоуправления возлагается обязанность по выплате возмещения за изымаемое жилое помещение.
  • Разные даты начала процедур расселения граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде и собственников жилых помещений связан с необходимостью подготовки землеустроительной документации по формированию земельных участков для выкупа у собственников.
  • В отношении домов, вошедших в программу, но у которых не указаны сроки начала расселения, мероприятия по расселению будут проводиться при наличии дополнительного финансирования или в рамках следующего планового периода реализации программы.

  Что включает в себя капитальный ремонт лифта?

Перечень многоквартирных жилых домов, подлежащих расселению в рамках Муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13.10.2016 № 1985 (срок реализации программы 2019-2024 годы)

№ п/п Адрес дома Реквизиты распоряжения о признании дома аварийным и подлежащим сносу Начало процедуры расселения жилых помещений (плановые сроки) Примечание
улица № дома дата муници-пальная собст-венность частная собст-венность
1 Ленинградская 68 05.02.2015 24-р расселены 2019
2 Рябиковская 64 в

Статья 7.3. Гарантии жилищных прав собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации

  • Собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации (далее — собственники жилых помещений), и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, в целях обеспечения их жилищных прав взамен указанных жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения.
  • Под равнозначным жилым помещением в настоящем Законе понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:
  • жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
  • такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным законодательством города Москвы, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом города Москвы;

такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же районе города Москвы, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации (при этом границы указанного района определяются по состоянию на 1 января 2017 года), за исключением случая, если многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административном округе города Москвы. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации.

Читайте также:  Статья 8. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию

Собственник жилого помещения на основании письменного заявления вместо предоставляемого в собственность равнозначного жилого помещения вправе получить за освобождаемое жилое помещение равноценное возмещение в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения.

Выплату равноценного возмещения в денежной форме не вправе требовать собственник жилого помещения, в отношении которого зарегистрированы в установленном порядке ограничения прав или обременения.

Стоимость предоставляемого равноценного жилого помещения не может быть ниже стоимости освобождаемого жилого помещения, определяемой по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Указанное в настоящей части заявление может быть направлено в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в течение тридцати дней со дня получения собственником жилого помещения проекта договора, заключаемого в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления равнозначного жилого помещения.

Предоставление равнозначного жилого помещения, равноценного возмещения в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения осуществляется на основании договора, заключаемого между собственником жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы (далее — договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение).

Договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления равнозначного жилого помещения, подлежит заключению собственником жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, в обязательном порядке в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, предусмотренного частью шестой настоящей статьи. К такому договору применяются правила гражданского законодательства о мене с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.

В случае, если собственник жилого помещения направил предусмотренное частью третьей настоящей статьи заявление в указанный в этой части срок, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы заключает с этим собственником жилого помещения договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления ему равноценного возмещения в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения на праве собственности. В этом случае договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления равноценного возмещения в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения, подлежит заключению этим собственником жилого помещения в обязательном порядке в соответствии с гражданским законодательством.

  1. К договору, предусматривающему переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления равноценного возмещения в денежной форме, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
  2. К договору, предусматривающему переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления равноценного жилого помещения, применяются правила гражданского законодательства о мене с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
  3. Договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение, должен содержать:
  4. сведения о сторонах договора;
  5. сведения о жилом помещении в многоквартирном доме, включенном в программу реновации;
  6. сведения о равнозначном жилом помещении (с указанием кадастрового номера такого жилого помещения) либо в случаях, установленных частью третьей настоящей статьи, сведения о равноценном жилом помещении (с указанием кадастрового номера такого жилого помещения), передаваемом собственнику жилого помещения, или размер и порядок выплаты равноценного возмещения в денежной форме;
  7. реквизиты решения о реновации;
  8. обязательство уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в установленные договором сроки передать собственнику жилого помещения равнозначное жилое помещение или в случаях, установленных настоящим Законом, передать равноценное жилое помещение либо выплатить равноценное возмещение в денежной форме, а также обязательство указанного собственника жилого помещения принять соответственно равнозначное жилое помещение, равноценное жилое помещение, равноценное возмещение в денежной форме;
  9. обязательство собственника жилого помещения в установленные договором сроки передать уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы принадлежащее ему жилое помещение, а также обязательство уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы принять такое жилое помещение;
  10. срок исполнения указанных в абзацах шестом и седьмом настоящей части обязательств;
  11. перечень лиц, имеющих право пользования жилым помещением в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и приобретающих соответствующие права в отношении равнозначного жилого помещения либо в случаях, установленных настоящим Законом, в отношении равноценного жилого помещения.

Взамен освобождаемой гражданином комнаты в коммунальной квартире в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, в качестве равнозначного жилого помещения или равноценного жилого помещения в соответствии с настоящим Законом предоставляется отдельная квартира. При этом предоставление комнаты в коммунальной квартире или части жилого помещения, составляющей долю в праве общей собственности на отдельную квартиру, не допускается. В случае, если освобождаемая комната в коммунальной квартире в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, находится в общей долевой или общей совместной собственности граждан, таким гражданам предоставляются отдельные квартиры на праве общей долевой или общей совместной собственности в порядке, установленном частью двадцать первой настоящей статьи.

Нанимателю жилого помещения и проживающим совместно с ним членам его семьи взамен освобождаемого ими жилого помещения предоставляется равнозначное жилое помещение по договору социального найма, а при наличии их письменного заявления равнозначное жилое помещение предоставляется им на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.

Гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в том числе гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма), и имеющим в собственности или в пользовании на условиях социального найма жилые помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, жилищные условия улучшаются путем предоставления жилых помещений по норме предоставления на одного человека, установленной нормативным правовым актом города Москвы, во внеочередном порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом города Москвы. В случае отказа указанных граждан от улучшения жилищных условий, а также при несоблюдении ими условий, установленных нормативным правовым актом города Москвы, им предоставляется в соответствии с настоящим Законом равнозначное жилое помещение либо равноценное возмещение в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения. Указанные граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до получения ими жилых помещений в порядке улучшения жилищных условий или до выявления предусмотренных жилищным законодательством оснований для снятия их с данного учета.

В случае, если договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение и подлежащий заключению в обязательном порядке в соответствии с настоящей статьей, не был заключен в течение девяноста дней со дня получения собственником жилого помещения проекта договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, заказным письмом с уведомлением о вручении, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы вправе обратиться в суд с требованием одновременно о понуждении указанного собственника жилого помещения к заключению договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, об освобождении жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и о передаче его в собственность города Москвы, а также о государственной регистрации перехода права собственности на соответствующее жилое помещение. В исковом заявлении в обязательном порядке указываются адрес, общая и жилая площадь, количество комнат, кадастровый номер предоставляемого равнозначного жилого помещения, а в случае направления собственником письменного заявления, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, адрес, общая и жилая площадь, количество комнат, кадастровый номер предоставляемого равноценного жилого помещения или размер равноценного возмещения в денежной форме.

Собственники жилых помещений освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, со дня ее утверждения. При этом ранее внесенные указанными собственниками жилых помещений взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме используются на цели реализации данной программы.

В случае, если собственники жилых помещений в качестве способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме выбрали формирование его на специальном счете, после перехода права собственности на все помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, городу Москве владелец специального счета передает права на специальный счет городу Москве в порядке, установленном нормативным правовым актом города Москвы.

Наличие зарегистрированных в установленном порядке ограничений или обременений прав на жилое помещение в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, не является препятствием для государственной регистрации перехода прав на указанное жилое помещение городу Москве, а также для принятия судом предусмотренных настоящей статьей решений. В этом случае одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности на предоставляемое жилое помещение осуществляется государственная регистрация ограничений или обременений прав в отношении указанного предоставляемого жилого помещения.

  • В случае, если в отношении недвижимого имущества в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, принят судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, заключение договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, является основанием для перехода указанных ограничений или обременений прав на предоставляемое жилое помещение.
  • Право собственности собственника жилого помещения или в случае, предусмотренном частью одиннадцатой настоящей статьи, нанимателя жилого помещения на жилое помещение во введенном в эксплуатацию многоквартирном доме, предоставляемое на основании договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, или на основании договора передачи жилого помещения в собственность, может быть зарегистрировано без предварительной регистрации права собственности города Москвы на такое жилое помещение при одновременном соблюдении следующих условий:
  • строительство многоквартирного дома осуществлено на земельном участке, находящемся в собственности города Москвы, или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена (в том числе на земельном участке, предоставленном в соответствии с земельным законодательством Московскому фонду реновации жилой застройки в аренду или в безвозмездное пользование);
  • такое строительство в целях выполнения мероприятий, предусмотренных программой реновации, осуществлено за счет средств города Москвы организацией, подведомственной уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы, или Московским фондом реновации жилой застройки.
Ссылка на основную публикацию