Статья 3.1. недопустимость дискриминации по признаку инвалидности

Статья 3.1. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидностиС 1 января 2016 года в России вступили в силу поправки в законодательстве, направленные на совершенствование защиты прав инвалидов. Внесение изменений связано с ратификацией нашей страной Конвенции «О правах инвалидов» в 2012 году. Важные изменения внесены в Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данный Закон дополнен статьей 3.1, которая называется «недопустимость дискриминации по признаку инвалидности».

Установлено, что дискриминация по признаку инвалидности не допускается.

По смыслу закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Таким образом, законодательно установлена недопустимость дискриминации по признаку инвалидности во всех сферах, в том числе при трудоустройстве. Поправки создали базу для расширения возможностей защиты прав инвалидов, в том числе в административном и судебном порядке.

Законом регламентированы обязанности федеральных и региональных властей, органов местного самоуправления, организаций (независимо от их организационно-правовых форм) создавать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур.

При этом инвалидам должны быть обеспечены равные со всеми условия доступа к объектам жизнедеятельности, в том числе, в сфере услуг.

Вводится понятие абилитации инвалидов, под которой понимается система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Закон предусматривает формирование и ведение единого реестра инвалидов, благодаря чему появится возможность оценивать эффективность работы  органов власти и социальных учреждений по адаптации и интеграции инвалидов в общество, их реабилитации.

(Прокуратура РМЭ разъяснения законодательства

Источник: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Дискриминация по признаку инвалидности

Следует акцентировать, что такое понятие отсутствует в антидискриминационном законодательстве как зарубежных стран, так и отечественном.

Поэтому возможна такая «дискриминация по признаку инвалидности» — ситуация, при которой лицо, ассоциируется с лицом с инвалидностью, но само не имеет признаков инвалидности, испытывает ограничения в признании, реализации или использовании правами и свободами в форме прямой или косвенной дискриминации, или подстрекательство к дискриминации или пособничества в дискриминации.

Такое понятие требует обязательного закрепления в законах «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации » и «Об основах социальной защищенности инвалидов », поскольку отражает более широкое толкование понятия «признак».

  • Итак, четкое определение круга субъектов административных правоотношений по защите прав и свобод инвалидов в различных сферах, дает возможность выяснить основания привлечения к ответственности за совершение дискриминационных действий в отношении лиц с инвалидностью.
  • Акцентируем, что законодательство России НЕ содержит определения понятия «Дискриминация по признаку инвалидности», а также развернутой инвалидности, что затрудняет как решение вопроса о субъектном составе административных отношений по защите прав и свобод инвалидов, так и о привлечении виновных субъектов к ответственности за нарушение прав и свобод лиц с инвалидностью.
  • Итак, учитывая изложенное, возможно внести такие изменения в закон РФ «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации »
  • 1) закрепить закон «Дискриминация по признаку инвалидности» в соответствии с определением, приведенным в Конвенции о правах инвалидов: «любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении» ;
  • 2) в разделе» Дискриминация по признаку инвалидности» этого же Закона четко определить субъектов этих правоотношений в соответствии со сферами действия закона: в сфере занятости, транспорта, образования, пользование публичными объектами, связи.

Объектом исследуемых административных правоотношений являются общественные отношения, по поводу, которых возникают, изменяются и прекращаются правоотношения по защите прав и свобод лиц с инвалидностью. В этом смысле наиболее комплексный подход к определению объекта этих правоотношений отражено в антидискриминационного законодательства США, Австралии, Великобритании, Канады.

  1. Так, согласно Закону об инвалидах США, запрещается дискриминация инвалидов в сфере трудоустройства и занятости, образования, общественного транспорта, социального обслуживания, пользования общественными местами, учреждениями, общественными услугами и средствами связи.
  2. Закон Великобритании «О недопущении дискриминации» устанавливает меры по пресечению и предотвращению дискриминации инвалидов в таких сферах, как трудоустройство и занятость; доступ к товарам, услугам и социальной инфраструктуры; управления собственностью, приобретение или аренда земли и недвижимости.
  3. Анализ отечественного законодательства свидетельствует, что закон РФ «Об основах социальной защищенности инвалидов » определяет основы социальной защищенности инвалидов в области трудоустройства, образования, профессиональной подготовки, транспорта, жилья.
  4. Понятно, что этот закон априори не должен содержать нормы антидискриминационного содержания.
  5. Однако закон РФ «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации »

Ограничивается лишь перечислением сфер действий закона: государственная служба и служба в органах местного самоуправления; правосудия; трудовые отношения, в том числе применение работодателем принципа разумного приспособления; здравоохранение; образование, социальная защита; жилищные отношения; доступ к товарам и услуг (этот перечень не является исчерпывающим), — однако не рассматривает одну из них с точки зрения защищенных признаков (пол, возраст, инвалидность, раса и т. д.), а также прав и обязанностей субъектов соответствующих общественных отношений. Итак, учитывая опыт законодательного закрепления норм о прекращении и недопущении дискриминации в зарубежных странах, возможно в разделе «Механизм обеспечения предотвращения и противодействия дискриминации» закона «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации » предсказать подразделения по механизму обеспечения предотвращения и противодействия дискриминации в определенных законом сферах по признакам пола, возраста, расы, инвалидности и тому подобное.

Содержание правоотношений анализируются, составляют субъективные права, обязанности, полномочия, ответственность субъектов правоотношений. Структура содержания — это способ взаимосвязи, возникающий на основании субъективных прав, обязанностей, полномочий, субъектов правоотношений.

Содержание и структуру субъективного права составляют такие элементы, как право осуществлять определенные действия, то есть реализовать свои интересы; право требовать определенных действий от обязанного субъекта; право требовать восстановления нарушенного права, то есть обращаться в компетентные государственные органы за защитой субъективного права и принудительного обеспечения юридической обязанности; право пользоваться определенным социальным благом.

Поскольку в рамках вопроса о деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов уже был осуществлен анализ полномочий этих субъектов, акцентируется только на таком положительном моменте, как конкретизация их прав и обязанностей в определенных сферах, на которые распространяется действие антидискриминационного законодательства. Так, в соответствии к ч. 3 «Планы и основные этапы выполнения».

«Дискриминационные действия на общественном транспорте, обеспечивается общественными организациями» Закона об инвалидах США, где определены конкретные обязанности министра транспорта при разработке и выполнении планов. Министр транспорта должен предложить уполномоченному публичной организации разработать и представить план реализации данного параграфа, который

(a) учитывает итоги консультаций с лицами с ограниченными возможностями, которых может коснуться план, результаты общественного слушания и общественного обсуждения плана, и

(b) устанавливает основные этапы выполнения требований данного пункта. Соответственно за отсутствие такого плана, а также разработанного механизма его реализации министр транспорта привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

  • Заметим, что закон «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации » содержит раздел «Механизм обеспечения предотвращения и противодействия дискриминации», статьи, в которых определены права и обязанности субъектов, наделенных полномочиями по предотвращению и противодействию дискриминации, однако эти полномочия носят общий характер и не классифицируются в зависимости от сфер общественных отношений, в которых лица с инвалидностью могут испытать дискриминацию.
  • Итак, возможно, учитывая опыт ведущих зарубежных стран, в предложенном законе Российской Федерации «О деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов» закрепить полномочия органов публичной власти в каждой конкретной сфере действия этого Закона.
  • Основанием возникновения ответственности субъектов административных правоотношений за нарушение прав и свобод инвалидов является юридический факт, то есть факт дискриминации инвалидов в сфере трудоустройства, транспорта, пользования жилыми и общественными зданиями, связи.
  • Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)

Закон 1992 года о дискриминации инвалидов — Disability Discrimination Act 1992

Закон о дискриминации инвалидов акт , принятый парламентом Австралии , в который запрещает дискриминацию в отношении людей с ограниченными возможностями в сфере занятости, образования, общедоступных помещений, предоставление товаров и услуг, размещение, клубов и ассоциаций, а также других контекстах. Дискриминация определяется как неспособность внести разумные коррективы в человека.

Жалобы в соответствии с Законом направляются в Австралийскую комиссию по правам человека .

Справочная информация о законодательстве

На момент вступления в силу Закона в законодательных собраниях различных штатов уже существовали различные антидискриминационные законы в отношении людей с ограниченными возможностями, некоторые из которых были приняты еще в начале 1980-х годов. Во всех штатах и ​​территориях, за исключением Тасмании и Северной территории, действуют законы о борьбе с дискриминацией, и в этих двух местах законодательство находится на рассмотрении. Для принятия федерального закона были названы три причины:

Читайте также:  Статья 13. Защита права граждан на получение информации

  • Стандартизируйте объем прав, предлагаемых по всей стране
  • Выполнять обязательства правительства Австралии как страны, подписавшей международные декларации о правах людей с ограниченными возможностями.
  • Обеспечить регулирование дискриминационной практики властей Содружества.

Отчет комиссии по производительности

В 2004 году были опубликованы результаты расследования Закона Комиссии по производительности . Комиссия пришла к выводу, что, хотя еще есть возможности для улучшений, особенно в плане сокращения дискриминации при приеме на работу, в целом Закон был достаточно эффективным.

Кроме того, Комиссия обнаружила, что у людей с ограниченными возможностями по-прежнему меньше шансов, чем у других, закончить школу, получить TAFE или университетскую квалификацию и получить работу.

Они с большей вероятностью будут иметь доход ниже среднего, будут получать пенсию, жить в государственном жилье и в тюрьме.

Средний личный доход людей с ограниченными возможностями составляет 44 процента от дохода других австралийцев.

Важные случаи

Магуайр против Сиднея Организационный комитет Олимпийских игр (2000)

Это дело, возбужденное Брюсом Магуайром, касалось веб-сайта Олимпийских игр в Сиднее 2000 года и неспособности людей с нарушениями зрения эффективно использовать этот веб-сайт.

В своем решении Комиссия установила, что Сиднейский Организационный комитет Олимпийских игр (SOCOG) дискриминировал заявителя в нарушение статьи 24 Закона, «в том смысле, что на веб-сайте нет текста ALT на всех изображениях и картах изображений. ссылки, Указатель спорта не может быть доступен со страницы расписания, а таблицы результатов, представленные во время Игр на веб-сайте, останутся недоступными ».

Комиссия также отклонила утверждение SOCOG о том, что изменение его веб-сайта в соответствии с требованиями вызовет неоправданные трудности, и установила, что такие трудности нельзя использовать для избежания ответственности за нарушение статьи 24 Закона. SOCOG было приказано сделать сайт доступным к 15 сентября 2000 года.

Смотрите также

Ссылки

внешние ссылки

Полноценное равенство: за дискриминацию инвалидов вводят штрафы

Правительство вводит наказание за дискриминацию людей с ограниченными возможностями здоровья при оказании им различных услуг. Соответствующий законопроект был рассмотрен на заседании кабинета министров.

Если инвалид не может купить определенный товар или получить услугу из-за проблем со здоровьем, а представители компании откажут ему в помощи, их ждет штраф: для должностных лиц — до 30 тыс., а для юридических — до 100 тыс. рублей.

Документ разработало Минтруда и социальной защиты.

В документе, разработанном Минтруда, идет речь о наказании за отказ в помощи или игнорирование человека, которому она нужна. Например, возможна ситуация, когда инвалид-колясочник не видит снизу стоимость товара, лежащего в магазине на верхней полке. Или человек с болезнью Паркинсона не может потрогать товар или рассмотреть его. Персонал магазина в такой ситуации обязан помочь.

Также авиакомпании неоднократно отказывались перевозить инвалидов-колясочников, а людей с ментальными нарушениями выгоняли из кафе и ресторанов из-за того, что те могут нанести вред имиджу компании. В таких ситуациях пострадавший сможет обратиться в Роспотребнадзор с соответствующей жалобой и требованием оштрафовать.

В соответствии с законопроектом, в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) внесут поправки за отказ в предоставлении в удобной форме товаров или услуг для такой категории граждан. Документ предлагает дополнить статью 14.

8 КоАП новой нормой, которая будет предусматривать штрафы за отказ инвалидам в доступе к товарам, работе или услугам по причине их физического состояния. За такое правонарушение правительство предлагает ввести денежные санкции в размере от 15 тыс. рублей до 30 тыс.

рублей для должностных лиц и от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей — для юридических.

— Изменения, которые сегодня рассматриваются, устанавливают ответственность за отказ обслуживать клиента из-за возраста или состояния здоровья. К сожалению, бывают ситуации, когда от таких людей просто отмахиваются.

У них есть особые запросы, особые потребности, и не всегда удобен стандартный способ получения услуги. Персонал должен на это откликнуться, помочь, а не игнорировать просьбы, — сказал Дмитрий Медведев.

— Регулярно пенсионеры и инвалиды сталкиваются с тем, что их отказываются обслуживать, относятся равнодушно, не учитывают особые потребности.

В материалах правительства отмечается, что принятие поправок в КоАП обеспечит особые меры защиты уязвимых категорий граждан.Председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Елена Клочко отметила, что случаев, когда инвалидам отказывают в посещении кафе, ресторанов, баров и так далее, не сосчитать.

— Слепых не пускают с собаками-поводырями в общественный транспорт. Я не видела ни одного приспособленного для колясочников отделения «Почты России». Повседневные объекты инфраструктуры практически не приспособлены для нужд инвалидов, — сказала эксперт. — Отдельный разговор — про неправильно установленные пандусы.

Никакой ответственности за то, что пандус невозможно использовать по назначению, что он может быть опасен для жизни, до сих пор не было. А это широко распространенное нарушение.

Елена Клочко пояснила, что статья о запрете на дискриминацию инвалидов 181 закона «О защите прав инвалидов» до сих пор не работала потому, что для этого не было инструментов. Одним из них должно стать дополнение к КоАП.

Оно четко определит, что такое дискриминация, и обозначит организации, которые уполномочены проводить проверки: Роспотребнадзор, Росздравнадзор и Рособрнадзор.По мнению Елены Клочко, штрафы по этой статье должны быть существенными. Иначе некоторые организации предпочтут их заплатить, чем устранить нарушение.

Для физических лиц ощутимым может быть штраф до 10 тыс. рублей, а для юридических — от 30 тыс. рублей, полагает эксперт.— Создаваемая с помощью таких мер безбарьерная среда принесет пользу не только инвалидам, но и всему обществу. Легче станет и пожилым, и беременным, и больным, и людям с маленькими детьми, — добавила Елена Клочко.

Согласно данным Росстата, по состоянию на 2018 год, в России насчитывается 12,1 млн людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ответственность за нарушение прав инвалидов

Государство гарантирует социальную защиту инвалидов. К системе мер поддержки этой категории граждан отнесены экономические, правовые и социальные меры поддержки, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничения жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

К сожалению, встречаются факты, когда граждане и должностные лица нарушают права инвалидов.

В целях защиты лиц с ограниченными возможностями, лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая норма закреплена в статье 32 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

  • За нарушения в указанной сфере установлено три вида ответственности – гражданско-правовая, административная и уголовная.
  • Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении вреда, причиненного инвалиду гражданами, должностными лицами, государственными органами, органами местного самоуправления.
  • Возмещение вреда, в том числе и морального, в этом случае производится по общим требованиям, которые установлены статьями 1064 — 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Возмещение вреда инвалидам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, будет производиться в течение всего срока инвалидности, как закреплено в статье 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Такие случаи влекут, например, дорожно-транспортные происшествия.

Тогда владелец источника повышенной опасности несет ответственность за причинение вреда в связи с потерей кормильца независимо от вины потерпевшего.

  1. Административная ответственность за нарушения прав и свобод инвалидов установлена отдельными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  2. Такие нарушения можно разделить по следующим критериям:
  3. — нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (статья 5.42 КоАП РФ);
  4. — нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов (статья 5.43 КоАП РФ);
  5. — уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (статья 9.13 КоАП РФ);
  6. — отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами (статья 9.14 КоАП РФ);

— организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов (статья 11.24 КоАП РФ).

За самые серьезные нарушения прав инвалидов Уголовным кодексом Российской Федерации установлена уголовная ответственность. К ним относятся:

— нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 136 УК РФ).

Под дискриминацией понимается нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

Читайте также:  Раздел III. Регистрация и официальное опубликование международных договоров российской федерации

— нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ), что выражается в незаконном собирании или распространении сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо же в распространении этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующем произведении или средствах массовой информации.

— отказ в предоставлении гражданину информации (статья 140 УК РФ). Следует подчеркнуть, что инвалиду информация должна предоставляться в доступной для него форме, с учетом его индивидуальных физических особенностей и состояния здоровья.

— невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 145.1 УК РФ).

Замминистра Григорий Лекарев: Новая норма закона поможет предупредить дискриминацию по признаку инвалидности

Норма о недискриминации инвалидов, которая вступит в силу в России с 1 января 2016 года, поможет предотвратить случаи, аналогичные тому, что произошел с сестрой модели Натальи Водяновой, заявил РИА Новости заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев.

«Есть норма о недискриминации — она вступает в силу с 1 января 2016 года и связана с Конвенцией ООН о правах инвалидов. Эта норма вносит изменение в действующий закон о социальной защите инвалидов и устанавливает само понятие дискриминации по признаку инвалидности, а также ее недопустимость в Российской Федерации», — заявил Григорий Лекарев.

  • «Норма о недискриминации по признаку инвалидности, надеюсь, поможет предупредить возникновение подобных ситуаций, как это случилось с Оксаной Водяновой», — добавил замминистра.
  • Также, по его словам, во исполнение закона сейчас разрабатываются и будут утверждены серии порядков по созданию условий доступности для инвалидов, в том числе в торговых организациях и организациях общественного питания.
  • Григорий Лекарев напомнил, что и Конституция РФ, и Конвенция ООН о правах инвалидов, которую ратифицировала Россия, не допускают отказа в предоставлении услуг инвалидам.
  • «Уголовный кодекс предусматривает наказание за унижение достоинства человека по признаку принадлежности к какой-либо социальной группе», — добавил Григорий Лекарев.

Он отметил, что, если будет доказано, что действия представителя кафе сопровождались угрозой применения насилия, то наказание может быть увеличено, но установить все факты произошедшего предстоит правоохранительным органам и суду.

По словам Григория Лекарева, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов штраф на должностных лиц в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей, на юридических лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

«Однако мы считаем, что в данном случае речь идет о более серьезном нарушении. Если факты подтвердятся, то произошел фактический отказ в предоставлении услуги, открытой для населения, а это нарушение принципа равенства», — отметил он.

По словам Григория Лекарева, аналогичные случаи происходили не только в России. «Случаи с недопущением инвалида на борт воздушного судна, не пропускали инвалидов-аутистов в зоопарк. Судебная практика по таким случаям, как правило, шла по пути отмены инструкций, порядков и приказов, которые запрещали или ограничивали инвалидам доступ», — резюмировал замминистра.  

Источник: РИА Новости

Новая норма законодательства РФ поможет избежать дискриминации инвалидов

Контекст

СК РФ возбудил уголовное дело после инцидента с родными ВодяновойКабмину поручено проконтролировать создание реестра инвалидовМеждународный день борьбы за права инвалидов. Справка

МОСКВА, 14 авг — РАПСИ.

Норма о недискриминации инвалидов, которая вступит в силу в России с 1 января 2016 года, поможет предотвратить случаи, аналогичные тому, что произошел с сестрой модели Натальи Водяновой, заявил РИА Новости заместитель министра труда и социальной защиты Григорий Лекарев.

Во вторник между хозяином кафе в Нижнем Новгороде и матерью модели произошел конфликт после того, как мужчина попросил удалиться из заведения сестру Водяновой Оксану, страдающую аутизмом.

В результате оба обратились в полицию с обоюдным заявлением по факту оскорбления. УМВД по Нижнему Новгороду проводит проверку.

Позже следственные органы возбудили дело об унижении человеческого достоинства.

«Есть норма о недискриминации — она вступает в силу с 1 января 2016 года и связана с Конвенцией о правах инвалидов. Эта норма вносит изменение в действующий закон о социальной защите инвалидов и устанавливает само понятие дискриминации по признаку инвалидности, а также ее недопустимость в Российской Федерации», — заявил Лекарев.

  • «Норма о недискриминации по признаку инвалидности, надеюсь, поможет предупредить возникновение подобных ситуаций, как это случилось с Оксаной Водяновой», — добавил замминистра.
  • Также, по словам чиновника, во исполнение закона сейчас разрабатываются и будут утверждены серии порядков по созданию условий доступности для инвалидов, в том числе в торговых организациях и организациях общественного питания.
  • Собеседник агентства напомнил, что и Конституция РФ, и Конвенция о правах инвалидов, которую ратифицировала Россия, не допускают отказа в предоставлении услуг инвалидам.
  • «Уголовный кодекс предусматривает наказание за унижение достоинства человека по признаку принадлежности к какой-либо социальной группе», — добавил Лекарев.

Он отметил, что, если будет доказано, что действия представителя кафе сопровождались угрозой применения насилия, то наказание может быть увеличено, но установить все факты произошедшего предстоит правоохранительным органам и суду.

По словам эксперта, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов штраф на должностных лиц в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей, на юридических лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

«Однако мы считаем, что в данном случае речь идет о более серьезном нарушении. Если факты подтвердятся, то произошел фактический отказ в предоставлении услуги, открытой для населения, а это нарушение принципа равенства», — отметил он.

По словам Лекарева, аналогичные случаи происходили не только в России. «Случаи с недопущением инвалида на борт воздушного судна, не пропускали инвалидов-аутистов в зоопарк. Судебная практика по таким случаям, как правило, шла по пути отмены инструкций, порядков и приказов, которые запрещали или ограничивали инвалидам доступ», — резюмировал эксперт.

За дискриминацию инвалидов и пожилых людей будут штрафовать

Andrejs Pidjass / Фотобанк Лори

Правительство РФ рассмотрело законопроект о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающих штрафы за отказ инвалидам и пожилым людям в доступе к товарам, работам или услугам по причине их физического состояния, сообщают «Известия». Размер штрафа за подобные правонарушения для должностных лиц составит до 30 тыс. рублей, для юридических лиц – до 100 тыс. рублей.

На заседании правительства были рассмотрены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, касающиеся защиты прав потребителей. Они устанавливают ответственность за отказ обслуживать клиента из-за возраста или состояния здоровья.

«Бывают ситуации, когда от таких людей просто отмахиваются: у них есть особые запросы, потребности, не всегда удобен стандартный способ получения услуги.

Персонал должен на это откликнуться, помочь, а не игнорировать просьбы, – сказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, – поэтому устанавливается ответственность за отказ оказывать такого рода услуги».

«Когда такие нормы вводятся на законодательном уровне, это несколько странно. Вообще-то это просто банальная вежливость, – отметил Медведев.

– Но, к сожалению, необходимость в этом есть: регулярно и пенсионеры, и инвалиды сталкиваются с тем, что их отказываются обслуживать, относятся равнодушно, не учитывают особые потребности.

Поэтому эта форма ответственности, надеюсь, каким-то образом повлияет на ситуацию».

Если человек с инвалидностью не может приобрести какой-либо товар или получить ту или иную услугу из-за ограниченных физических возможностей или проблем со здоровьем, а физические или юридические лица, занимающиеся продажей таких товаров и услуг, откажут ему в помощи, их ожидает штраф. Размер штрафа в таких случаях для должностных лиц составит до 30 тыс. рублей, для юридических лиц – до 100 тыс. рублей.

Председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Елена Клочко отметила, что в последнее время очень часто фиксируются случаи дискриминации людей с инвалидностью. «Слепых не пускают с собаками-поводырями в общественный транспорт. Я не видела ни одного приспособленного для колясочников отделения «Почты России».

Повседневные объекты инфраструктуры практически не приспособлены для нужд инвалидов, – отметила она. – Отдельный разговор – про неправильно установленные пандусы. Никакой ответственности за то, что пандус невозможно использовать по назначению, что он может быть опасен для жизни, до сих пор не было.

А это широко распространенное нарушение».

Елена Клочко также пояснила, что статья №181 закона «О защите прав инвалидов» о запрете на дискриминацию инвалидов закона до сих пор не работала потому, что не было инструментов ее реализации.

Штрафы по ней небольшие, поэтому многие компании и организации предпочитают платить штрафы и не устранять нарушения. «Создаваемая с помощью таких мер безбарьерная среда принесет пользу не только инвалидам, но и всему обществу.

Легче станет и пожилым, и беременным, и больным, и людям с маленькими детьми», – считает Елена Клочко.

Ранее мы сообщали, что Минтруд предложил штрафовать чиновников, по вине которых инвалиды не могут получить положенные им лекарства или госуслуги.

Читайте также:  Статья 23. минимальные размеры пенсии по инвалидности

В ведомстве разработали изменения в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым на должностных лиц ПФР и ФСС будут налагаться штрафы за несвоевременное или искаженное предоставление данных о человеке в Федеральный реестр инвалидов, который используется при предоставлении госуслуг гражданам с инвалидностью. Виновным будет грозить взыскание в размере от 10 до 30 тыс. рублей.

Мы также писали о том, что Минтруд издал приказ об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости. В документе описываются признаки как прямой, так и косвенной дискриминации инвалидов при их трудоустройстве и профессиональной деятельности.

Если человек с инвалидностью считает, что работодатель нарушает его право на труд, то он или его законный представитель может обратиться с заявлением в письменной форме или в форме электронного документа в государственную инспекцию труда в субъекте РФ или через сайт онлайнинспекция.

рф с требованием провести проверку организации или компании на предмет соблюдения ими трудового законодательства.

Признаки дискриминации инвалидов в сфере занятости

Министерством труда и социальной защиты населения РФ разработаны методические рекомендации, позволяющие выявить признаки дискриминации инвалидов в сфере труда.

Дискриминация инвалидов подразделяется на две группы:

Прямая дискриминация — это установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав инвалидов, не связанные с их деловыми качествами. Например:

  • отказ в трудоустройстве;
  • ограничения в продвижении по службе, профессиональной ориентации и подготовке;
  • трудоустройство на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места.

Косвенная дискриминация — это установление таких требований, которые формально являются едиными для всех работников, но фактически ставят в неравное положение инвалидов.

Основные признаки дискриминации инвалидов в сфере труда

Признаков, свидетельствующих о том, что работодатель прямо или косвенно дискриминирует инвалидов, лишает их возможности трудоустроиться и выполнять работу наравне с другими работниками достаточно. Приведем некоторые из них:

  • ограничение доступа к информации о наличии вакансий, проведении конкурсных мероприятий по избранию на должность, квотируемых для инвалидов рабочих местах;
  • не проведение мероприятий, рекомендуемых в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида;
  • отказ от создания условий, позволяющих инвалиду передвигаться по территории организации, обеспечения доступности для него необходимых служебных помещений и информации;
  • отказ в разумном приспособлении рабочего места для инвалида таким образом, чтобы не имелось ограничений или препятствий при выполнении им работы по сравнению с другими работниками;
  • неоказание инвалиду помощи в организации труда при дистанционной работе или работе на дому;
  • несоблюдение требований трудового законодательства в отношении условий труда инвалидов;
  • отказ инвалидам в переводе на другую имеющуюся в организации работу в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
  • отказ в приеме на работу, увольнение с работы по причине инвалидности;
  • установление при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу.

Методические рекомендации Минтруда России позволяют не только выявить признаки дискриминации инвалидов в сфере труда, но и предлагают мероприятия реализации прав инвалидов на труд.

Скачать приказ Минтруда России от 09.11.2017 № 777 «Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости»

Дискриминация инвалидов

Замечание 1

Термин «инвалид» в его буквальном переводе означает «неполноценный», «малопригодный».

В России данное слово употребляется еще со времен Петра Первого в отношении военнослужащих, которые потеряли свою боевую способность в связи с увечьями, ранениями или заболеваниями, которые они получили во время ведения боя с врагом.

В Европе также изначально этот термин относился только к военным, и лишь позже начал относиться ко всем лицам, которые обладают какими-либо физическими отклонениями или недостатками, а также психическими заболеваниями.

Государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями, которую мы можем наблюдать сегодня – это прямой результат ее развития, которое продолжалось в течении более чем двухсот лет.

В большей степени государственная политика отражает историю развития инвалидов как социальной группы, культуру общества в отношении людей с ограниченными возможностями, а также социально-экономическую политику на различных этапах развития общества.

Если говорить конкретно о Российской Федерации, то в Федеральном законе от 20 января 1995 года («О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») сформулировано определение понятия «инвалид».

Определение 1

Согласно ему «инвалид» — это человек, который имеет конкретные нарушения здоровья, что привело к дисфункциям всего организма в целом.

Расстройство функций обусловлено заболеваниями, а также травмами, их последствиями, врожденными или приобретенными дефектами.

Все это приводит к ограничению в нормальной жизнедеятельности и вызывает необходимость его социальной защиты со стороны государства и общественных организаций.

Что касается ограничений жизнедеятельности, то это может быть как полная, так и частичная утрата человеком его способности или реальной возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельное передвижение по территории, ориентацию на местности, общаться с другими людьми и социальными группами, а также в целом контролировать свое поведение в соответствии с заранее установленными в обществе законами и социальными нормами.

Авторы, имеющие инвалидность, сами создали социальную модель, согласно которой они – такие же полноценные граждане своего государства. При этом проблема инвалидности – это не патология, связанная с наличием физического недостатка: это связь человека с окружающей его средой и людьми, которые не имеют отклонений.

Таким образом, перед государством встает задача организации максимально комфортных условий, в которых люди с инвалидностью будут чувствовать себя «своими», без ущемлениях их прав и свобод, как гражданских, так и личных (право на перемещение, общение с другими социальными группами).

К сожалению, не всегда политика срабатывает в нужном русле, и до сих пор инвалиды сталкиваются с таким явлением, как дискриминация.

Дискриминация в отношении социальной группы инвалидов

В современном обществе инвалидность ассоциируется со словом «болезнь». То есть, в первую очередь человек рассматривает другого не как такого же, равного себе: он акцентирует внимание на его недостатке.

В связи с этим отношения к инвалидам у части граждан достаточно скептическое, негативное и очень подозрительное.

Чаще всего люди, которые имеют какую-либо группу инвалидности, сталкиваются с двумя видами дискриминации:

  1. Косвенная дискриминация;
  2. Институциональная дискриминация.

Человек, попадая в специальное учреждение, где его содержат и предоставляют уход, определенным образом оказывается изолирован от всего остального мира. Основная причина, конечно же, его инвалидность.

Система образования также достаточно жестко относится к инвалидам: дети, страдающие от определенных отклонений, вытесняются из обычных школ в специализированные интернаты. Таким образом, их лишают очень важной части их жизни: общения со здоровыми детьми.

В нашем обществе принято считать, что человек должен находиться в среде себе подобных, потому что среди «нормальных» он выглядит пугающе. Но на самом деле дела обстоят наоборот: общение инвалидов и полноценных людей – это важный шаг.

Таким образом инвалид социализируется, чувствует себя таким же нормальным человеком, а люди, наоборот, в общении с инвалидами воспитывают в себе чувство толерантности, солидарности и сочувствия.

В России проблема инвалидности достаточно актуальна. И связано это не только с мировоззрением большинства населения и их отношением к людям с ограниченными возможностями: все исходит из высшей законодательной системы.

Так, законодательство Российской Федерации в большей степени ориентировано не на обеспечение равных прав и свобод, а также полноценного участия в социальной жизни. Оно ориентировано на традиционный подход, на защиту инвалидов от социума.

Но это не поможет, пока политики не поймут, что инвалидов нельзя прятать от общества: их нужно внедрять в него, делать такой же частью, как и все остальные.

Если в европейских странах в данном вопросе сделали большой шаг вперед, то у нас еще все впереди. Необходимо создание специальных условий для инвалидов и внедрение их в общую социальную среду.

Важно сделать доступными практически любые социальные институты: образование, наука, культура, политика.

Только так возможно вырастить новое поколение, которое не будет отворачиваться от инвалидов, или одаривать их презрительным взглядом.

Различного рода антидискриминационные нормы помогут обязать частный сектор соблюдать права и свободы инвалидов, а также создавать те необходимые условия, в которых будут доступны товары и услуги, ранее не предназначенные для людей с ограниченными возможностями.

Также конструкция по запрету дискриминации более эффективна с точки зрения защиты прав инвалидов, так как, в отличие от так называемых «позитивных мер», в этом случае будет гораздо проще доказать нарушение прав и свобод (субъективного права конкретного человека). Также именно антидискриминационные меры позволят перенести ресурсы от сегрегации к инклюзии.

Уже сегодня можно отметить, что эти меры предприняты в рамках образовательного процесса (инклюзивное образование).

Ссылка на основную публикацию