Статья 26. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы

1. Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации.

2.

При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года.

3. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.

4. Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально — трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.

4. Виды соглашений и их участники

Понятие, стороны, содержание коллективного договора, соглашений и порядок их заключений установлены Законом РФ от 11 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) «О коллективных договорах и соглашениях» (далее — Закон) и ст.7 КЗоТ РФ.

Видовое различие соглашений по Закону связано со сферой регулируемых ими отношений. Статьей 18 Закона определены пять основных видов соглашений:

Кроме того, соглашения по договоренности сторон могут быть двухсторонними и трехсторонними. Состав участников соглашения зависит от уровня заключаемых соглашений. Например, генеральное соглашение заключается исключительно на федеральном уровне с участием Правительства РФ.

Региональное и территориальное соглашения — только соответственно на уровне субъектов РФ или административно-территориальных образований в их составе. Отраслевые (межотраслевые) и профессиональные соглашения могут заключаться на федеральном уровне или на уровне субъектов РФ. В соответствии со ст.

19 Закона участниками соглашений могут быть:

Статья 26. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы

  • 5. Мотивация профсоюзного членства
  • Мотивация профсоюзного членства — это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих людей вступать в профессиональный союз и находиться в его рядах.
  • В основе мотивации лежат потребности, интересы и мотивы.
  • Потребность— состояние нужды в определенных объектах или условиях, необходимых для жизни и развития организма, личности, социальной группы, общества в целом.

Интерес— особое отношение к потребности, связанное с осознанием ее значимости и поиском способов удовлетворения. Заметную роль в возникновении и развитии интереса могут играть внешние факторы, например, мнения и действия других людей.

Мотив – (толкать, приводить в движение) — движущая сила поведения; интерес, приведший к целенаправленной деятельности. Активное влияние на формирование мотива оказываютвнешние побудительные причины (стимулы) и взгляды, ценности, идеалы (личностные установки) человека.

Состояние проблемы

Тема мотивации профсоюзного членства занимает в современном профдвижении одно из первых мест по своей остроте и дискуссионности. Идет устойчивая тенденция к снижению мотивов членства. Уже несколько десятилетий профсоюзное членство снижается во всеммире и в нашей стране.

Решение проблемы мотивации сегодня — это вся профсоюзная деятельность, максимальная отдача и польза для членов профсоюза от всех структурных звеньев профсоюзов и их объединений. В ее высокой эффективности лежит ключ к достижению успеха в данном направлении.

Профессиональным союзам приходится решать целый спектр многогранных задач, касающихся как защиты в полном объеме социально-трудовых прав и интересов трудящихся и студентов, так и создания материальной и моральной заинтересованности в профсоюзном членстве. Должны быть использованы все имеющиеся возможности профорганов разных уровней для того, чтобы сделать профсоюзы привлекательными для трудящихся и студентов.

Причины падения профсоюзного членства можно разделить на объективные и субъективные и свести их к нескольким пунктам.

Объективные причины

1.Структурная перестройка в экономике, развитие различных форм собственности.

2.

Попытки государственных структур снизить сферу деятельности профсоюзов, вмешательство во внутрипрофсоюзную жизнь.

3. Формирование через средства массовой информации негативного мнения о профсоюзах.

4. Рост безработицы.

5. Миграция рабочей силы.

Субъективные причины

1.Отставание форм и методов работы профсоюзов от требований современной жизни общества.

2.

Слабый уровень правовой защищенности членов профсоюза.

3.Отсутствие профсоюзного единства по актуальным экономическим и социальным вопросам.

4. Недостаток информации о деятельности профсоюзов всех уровней.

5.Недостаточная квалификация профсоюзных кадров, отсутствие необходимых личностных качеств у профлидеров

Как правило, падение численности происходит не столько из-за выхода трудящихся из профсоюзов, а в результате продолжающегося сокращения численности работающих на предприятиях, их закрытия или структурной перестройки.

Отрицательно сказывается на профсоюзном членстве и чрезмерное, нередко в ущерб защитным функциям, сосредоточение усилий отдельных профкомов на распределительной деятельности.

Выход из профсоюзов происходит как осознанно, так и в результате утери связи с ними по различным причинам.

Одним из определяющих факторов, вызывающих выход из профсоюзов, является неверие работников в стремление и возможность профсоюзных структур отстоять их жизненные интересы в резко ухудшающейся социально-экономической обстановке.

Зачастую причина «отрицательной» мотивации профсоюзного членства в том, что многие трудящиеся оказываются попросту не информированными о деятельности профкомов и других профсоюзных органов, предпринимаемых ими усилиях по защите интересов людей труда. Далеко не все члены профсоюзов знают свои правовые гарантии и уставные права. К тому же не всегда профсоюзные работники и активисты в состоянии дать убедительную аргументацию в пользу профсоюзного членства.

6. Структура и организационное строение профсоюзов (на примере ФНПР).

Структура ФНПР

В ФНПР входят три вида членских организаций:

  • общероссийские профсоюзы;
  • территориальные объединения организаций профсоюзов;
  • межрегиональные профсоюзы работников отраслей, не представленных в Федерации общероссийскими профсоюзами.

Органы управления ФНПР

Центральными органами управления ФНПР являются Съезд Федерации, Генеральный Совет Федерации, Исполнительный комитет Федерации, Председатель Федерации, Контрольно-ревизионная комиссия Федерации.

Съезд ФНПРВысший руководящий орган — Съезд — созывается Генсоветом не реже одного раз в 5 лет. Последний съезд состоялся в октябре 2005 года. Он был приурочен к 100-летию профсоюзного движения в России и 15-летию ФНПР.

Генеральный совет ФНПРМежду съездами постоянно действующим органом является Генеральный совет.

Генсовет формируется прямым делегированием по два представителя от каждого профсоюза и одному представителю от территориальных объединений организаций профсоюзов. Также в состав Генсовета входят председатель ФНПР и его заместители.

Срок полномочий Совета — 5 лет. Генсовет созывается решением Исполкомапо мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В рамках своих полномочий Генсовет:

  • определяет действия ФНПР по защите интересов членских организаций перед органами власти и работодателями, то есть фактически занимается разработкой стратегии;
  • утверждает состав Исполкома;
  • вносит предложение на Съезд об избрании и досрочном прекращении полномочий председателя Федерации, избирает по представлению председателя заместителей председателя, освобождает их от должности по предложению Исполкома и председателя Федерации.

Исполнительный комитет ФНПРИсполком, являющийся выборным исполнительным органом ФНПР, осуществляет текущее руководство деятельностью Федерации.

Избирается Генсоветом по решению съезда на основе равного представительства от профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов изчисла членов Генсовета.

В состав исполкома по выборной должности входят председатель и заместители председателя. Руководит Исполкомом председатель Федерации. Срок полномочий — 5 лет.

Исполком считается одним из основных рычагов управления председателя ФНПР в части хозяйственной деятельности. Исполком осуществляет хозяйственную и финансовую деятельность, распоряжается имуществом, в том числе денежными средствами Федерации.

По предложению председателя принимает решения о создании и структуре организаций и учреждений Федерации, утверждает и освобождает от должности представителей Федерации в федеральных округах, а также, как правило, руководителей организаций и учреждений Федерации.

Председатель ФНПРПредседателя ФНПР избирает Съезд по предложениям членских организаций. Это означает, что участие кандидата в выборах в порядке самовыдвижения невозможно.

  1. Председатель ФНПР распоряжается имуществом и денежными средствами Федерации, утверждает распределение полномочий и обязанностей между заместителями Председателя Федерации, осуществляет общее руководство учреждениями Федерации, назначает руководителей структурных подразделений (отделов, управлений) аппарата Федерации и определяет их функции, предлагает кандидатуры на выборные должности руководителей членских организаций Федерации.
  2. Заместители председателя ФНПРЗаместители Председателя ФНПР по поручению Председателя Федерации представляют Федерацию в государственных органах, органах местного самоуправления, объединениях работодателей, общественных объединениях, в иных организациях, средствах массовой информации, а также в международных организациях.
  3. Контрольно-ревизионная комиссия ФНПРОрганом внутреннего контроля ФНПР является Контрольно-ревизионная комиссия.
  4. Основной функцией Контрольно-ревизионной комиссии является контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Федерации и учрежденных ею организаций; исчислением и поступлением членских и других взносов; правильностью расходования денежных средств, использования имущества Федерации.
  5. Структура ФНПР в федеральных округахВ регионах связующим звеном между центральным руководством ФНПР и руководством регионов являются представители Федерации в федеральных округах, имеющие статус секретарей ФНПР.
  6. Их главная задача — координация деятельности и обеспечение взаимодействия ФНПР, территориальных объединений организаций профсоюзов с полномочными представителями Президента и другими властными структурами округов.
Читайте также:  Статья 7.1. Выявление и учет мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации. Информирование по вопросам осуществления реновации

Секретари ФНПРПредставители ФНПР в федеральных округах утверждаются и освобождаются от должности Исполкомом Федерации по предложению ее председателя. Таким образом, представители ФНПР, как правило, зависимы от центрального руководства, являются проводниками его политики на региональном уровне.

Международные контакты ФНПР

ФНПР поддерживает контакты с профцентрами более 100 стран мира. 19 членских организаций ФНПР являются членами Международных профсоюзных секретариатов.

ФНПР участвует в работе Международной организации труда (МОТ), в заседаниях ее Административного Совета, сессиях Международной конференции труда, различных семинарах и симпозиумах, в особенности касающихся вопросов соблюдения Конвенций МОТ, совершенствования системы трипартизма (система отношений работодателей, профсоюзов и государства), правовой защиты трудящихся.

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Статья 26. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы

  • Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации.
  • При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года.
  • Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.
  • Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.

Настоящая статья практически полностью совпадает со ст. 375 ТК РФ, а потому действует в полном объеме. Дополнительного разъяснения требует норма пункта 3, согласно которой время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж. Это положение закона должно применяться с учетом не только ТК РФ, но и пенсионного законодательства. Термин «специальный стаж» не употребляется пенсионными законами, но используется ТК РФ и законом о профсоюзах.

Под специальным стажем в праве социального обеспечения принято понимать суммарную продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях экономики, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Закон о трудовых пенсиях (ст.

11) устанавливает исчерпывающий перечень видов иных периодов, которые включаются в страховой стаж, среди которых отсутствует работа на выборных должностях в профсоюзе с освобождением от выполнения трудовых обязанностей. Под страховым стажем закон (ст.

10 закона о трудовых пенсиях) понимает периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. Наличие предусмотренного законом специального стажа предоставляет работнику право назначения трудовой пенсии ранее достижения возраста, установленного ст.

7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначаемой по правилам Главы VI данного закона. Согласно ст. 10 закона о пенсиях основным критерием назначения трудовой пенсии является наличие необходимого страхового стажа.

Таким образом, как следует из пенсионного законодательства, период работы на выборной должности в профсоюзах освобожденного от основной работы работника не может засчитываться ему в специальный стаж для целей назначения пенсии.

Однако на практике иногда в судебном порядке профсоюзным работникам удается включать в специальный стаж время работы на освобожденных должностях в профсоюзах, приходящегося на советский период, когда в отдельных отраслях закон предусматривал соответствующие положения. В трудовом праве понятие «специального стажа» может употребляться и в ином целевом назначении, например, при установлении разряда по оплате труда. В этом случае ведомственными нормативными актами, как правило, предусматривается включение работы освобожденным профсоюзным работникам в специальный стаж.

Наибольшие сложности в правоприменительной практике вызывает реализация гарантий, предусмотренных п.

4 комментируемой статьи, согласно которой освобожденные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением. Эта норма закона о профсоюзах повторяется ТК РФ в ст. 375 с незначительными изменениями -таким работникам гарантируется равенство их трудовых прав (в отличие от социально-трудовых) с трудовыми правами других работников организации. Нередко данное положение дублируется и письменными трудовыми договорами освобожденных работников, которые они заключают с профсоюзной организацией, являющейся юридическим лицом.

Данная норма закона представляется достаточно противоречивой, порождающей многочисленные коллизии на практике. Прежде всего, трудовые права и обязанности работника являются существенным элементом трудового правоотношения. ТК РФ в ст.

15 определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Исходя из этого определения можно утверждать, что профсоюзный работник, избранный в выборный профсоюзный орган и в связи с этим освобожденный от выполнения своих трудовых обязанностей в организации (хозяйствующем субъекте) в принципе не может иметь те же самые права и обязанности, что и другие работники, так как для него работодателем является не данная организация (хозяйствующий субъект), а профсоюзная организация. Именно с ней у выборного профсоюзного работника возникает правовая связь, следовательно, его трудовые права и обязанности (см. комментарий к ст. 7). В то же время, для того, чтобы уяснить содержание этой нормы закона, необходимо обратиться к обычной практике, которая считается общепринятой. К социально-трудовым правам освобожденных профсоюзных работников для целей п. 4 комментируемой статьи обычно относятся следующие права: пользование социально-культурными учреждениями, находящимися в собственности организации (санатории, поликлиники, оздоровительные центры и т.д.); получение премий по итогам работы, в том случае, если это предусматривается для всех работников организации; оказание материальной помощи в определенных случаях; оплата транспортных расходов и т.д. Все перечисленные льготы и выплаты освобожденным профсоюзным работникам организация вправе осуществлять за счет собственных средств. Что касается отнесения данного вида расходов организации к расходам на оплату труда организации (хозяйствующего субъекта), здесь единого мнения у специалистов нет. Автор считает, что в данном случае предоставление гарантий предусмотрено законодательством (ст. 375 ТК РФ), подтверждается коллективными договорами и соглашениями, а потому должно быть отнесено к затратам на оплату труда организации — хозяйствующего субъекта. В то же время налоговые органы, как правило, дают иную трактовку и считают, что такого вида затраты не могут относиться к расходам на оплату труда и должны выплачиваться из прибыли организации. По-видимому, окончательный ответ на вопрос, может ли хозяйствующий субъект относить выплаты к расходам на оплату труда, предусмотренные ч. 4 ст. 375 ТК РФ, может быть получен либо в результате устранения неясности в налоговом законодательстве, либо непосредственно в результате судебных решений по конкретным делам.

Читайте также:  Можно ли открыть ИП по временной регистрации? - советы юриста

Статья 375. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам

Новая редакция Ст. 375 ТК РФ

Работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации (далее также — освобожденный профсоюзный работник), после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае получения образования — на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.

Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с коллективным договором.

Комментарий к Статье 375 ТК РФ

Согласно статье 375 Кодекса и статье 26 Федерального закона от 12 января 1996 г.

N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная работа (должность) в той же организации.

Трудовой кодекс, освобождая от работы избранных в профессиональные органы, одновременно гарантирует им, что по завершении срока полномочий таким работникам предоставляется прежняя работа или должность, а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная работа (должность) в той же организации. Если же таковая отсутствует, то с письменного согласия работника ему предоставляется равноценная работа у того же работодателя.

Если же такой возможности нет поскольку, например, организация или индивидуальный предприниматель были ликвидированы либо отсутствует соответствующая работа или должность, то в этом случае общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период его трудоустройства. Однако злоупотребить таким правом не удастся: средний заработок выплачивается максимум в течение шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — в течение года.

Помните, что время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.

Помимо этого, освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, вправе рассчитывать на те же социально-трудовые права и льготы, которые предоставляются и другим работникам организации.

Другой комментарий к Ст. 375 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья устанавливает гарантии трудовых прав работников, которые были освобождены от работы в связи с избранием их на выборные должности в выборный орган первичной профсоюзной организации.

Поскольку данные лица прекращают трудовые отношения с работодателем и заключают трудовой договор с соответствующим профсоюзом (первичной профсоюзной организацией), то последний и несет все права и обязанности работодателя в отношении данного работника.

Основной гарантией трудовых прав данного работника выступает включение времени его работы в выборном органе первичной профсоюзной организации на выборной должности в специальный трудовой стаж.

Работа в вышестоящих органах профсоюза, объединения профсоюзов не будет включаться в специальный трудовой стаж, но включается в общий трудовой стаж, как и любая другая работа по трудовому договору.

В период работы указанного работника в выборном органе первичной профсоюзной организации на выборной должности он обладает всеми правами, социальными гарантиями и льготами, которые включены в коллективный договор, наравне с работниками организации, индивидуального предпринимателя.

Трудовой кодекс Российской Федерации не требует распространения указанных гарантий на работников, заключивших трудовой договор с профсоюзом, первичной профсоюзной организацией о работе по обслуживанию деятельности соответствующего выборного профсоюзного органа.

Распространение гарантий, установленных коллективным договором, на этих лиц возможно только при закреплении данного условия в самом коллективном договоре.

2. Работник, прекративший работу на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, имеет возможность вернуться на прежнюю (до избрания на выборную профсоюзную должность) работу.

Предоставление работнику после окончания срока его выборных полномочий прежней работы (должности) является обязанностью работодателя и не зависит от того, принят ли на соответствующую должность иной работник.

Поскольку избрание работника на выборную должность в профессиональный союз осуществляется исключительно на определенный срок, принятие на освободившуюся должность иного работника возможно только на соответствующий срок для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы.

В тех случаях, когда прежняя работа (должность) отсутствует вследствие произошедших технологических или организационных изменений условий труда, повлекших ее сокращение, работодатель обязан предложить работнику другую равноценную работу (должность).

Если ни прежнюю, ни другую равноценную работу (должность) по прежнему месту работы предоставить невозможно, то за работником на период трудоустройства сохраняется его средний заработок. Срок сохранения заработка ограничен 6 месяцами, а в случае учебы или переквалификации работника — одним годом. Обязанность проведения данных выплат возложена на общероссийский (межрегиональный) профсоюз.

Работник может отказаться как от прежней работы (должности), так и от другой равноценной (должности). В этом случае по общему правилу средний заработок на период трудоустройства за ним не сохраняется. Решение о сохранении заработка на период трудоустройства может быть принято общероссийским (межрегиональным) профсоюзом.

Статья 375 ТК РФ. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам

Работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации (далее также — освобожденный профсоюзный работник), после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае получения образования — на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.

Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

Читайте также:  Транспортный налог для пенсионеров - советы юриста

Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с коллективным договором.

Комментарий к статье 375 ТК РФ

В комментируемой статье предусмотрены гарантии и льготы освобожденным профсоюзным работникам, в соответствии с которыми работники, избранные на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации и имеющие статус освобожденного профсоюзного работника, обладают в сфере труда на основании коллективного договора такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации, индивидуального предпринимателя.

Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором (ч. 7 ст. 377 ТК).

Весьма существенной является предусмотренная ч. 1 комментируемой статьи гарантия предоставления прежней работы (должности) работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность, по окончании срока его полномочий.

При отсутствии возможности вернуться на прежнюю работу (должность) ему предоставляется с его письменного согласия другая равноценная работа (должность) у того же работодателя.

В случае невозможности предоставления указанной работы (должности), например, в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, Общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев. А если он поступит на учебу или будет направлен на переквалификацию — на срок до одного года.

Другой комментарий к статье 375 ТК РФ

1. В ряде случаев осуществление профсоюзной деятельности требует полной отдачи сил и времени такой работе, указывая на невозможность ее совмещения с иными видами работ.

Работники, назначаемые на такие должности, относятся к числу освобожденных работников.

В отношении данных работников гарантии деятельности в профсоюзной организации в большинстве своем направлены на сохранение правового статуса работника по окончании срока его деятельности в составе соответствующей организации.

К числу таких гарантий ч.1 комментируемой статьи относит предоставление прежней работы, а при ее отсутствии — другой равноценной работы у того же работодателя с письменного согласия работника. Таким образом, закон обязывает прежнего работодателя принять на работу работника, уволенного в связи с избранием на должность в выборный орган профсоюзной организации.

Однако предоставление указанной гарантии не означает обязанности работодателя обеспечить сохранение за работником рабочего места на протяжении всего периода его профсоюзной деятельности.

В большинстве случаев после избрания работника на соответствующую должность работодатель принимает на его место другого работника, но по срочному трудовому договору.

Срок действия такого договора приравнивается к периоду работы прежнего работника в профсоюзной организации.

Однако нередки и случаи заключения трудового договора на неопределенный срок, что делает затруднительным восстановление на данном рабочем месте прежнего работника. В связи с этим закон предусматривает возможность предоставления ему иной равноценной работы.

Признак равноценности предоставляемой работы указывает на необходимость соблюдения требований к квалификации, специальности, образованию работника, а также среднему заработку, который он ранее получал по своей должности.

Работодатель обязан предложить работнику имеющиеся у него должности, подпадающие под категорию равноценной работы, причем, как правило, такие должности должны быть вакантными.

При отсутствии вакантных должностей в соответствии с предписаниями ряда подзаконных нормативных актов, в том числе и актов службы занятости, в качестве равноценной подходящей работы может рассматриваться и работа по соответствующей специальности, аналогичной должности у иных работодателей данного региона.

В этом случае работодатель направляет запрос в территориальное подразделение службы занятости о предоставлении ему сведений о наличии подходящей работы, которую он может предложить освобожденному работнику профсоюзной организации. В то же время ч.

1 комментируемой статьи ограничивает круг потенциальных предложений исключительно возможностями самого работодателя, что в значительной степени ограничивает права освобожденного работника на обеспечение его прежнего статуса.

Таким образом, понятие равноценной работы толкуется в настоящее время расширительно, в него включается работа не только у того же, но и других работодателей, расположенных в месте постоянного проживания работника.

В качестве специальной гарантии, предоставляемой высвобождаемому работнику профсоюзной организации, закон гарантирует сохранение такой организацией его среднего заработка в течение периода, не превышающего 6 месяцев с момента прекращения им деятельности по соответствующей должности такой организации, т.е. на период трудоустройства.

Закон устанавливает максимально возможный срок предоставления материального обеспечения работнику, но его фактическая реализация определяется применительно к моменту трудоустройства такого работника, т.е.

если работник будет трудоустроен в течение одного месяца, то обязанность профсоюзной организации ограничивается этим месяцем и не требует ее реализации в течение всего установленного законом периода.

Установленный законом срок увеличивается вдвое при необходимости получения работником образования. В таком случае профсоюзная организация берет на себя бремя его финансового обеспечения на протяжении срока, не превышающего 1 год.

Следует особо обратить внимание на порядок реализации указанной гарантии. Она предоставляется только тем работникам, которые не могут быть восстановлены на прежнем месте работы, и им не может быть предоставлена равноценная работа у того же работодателя.

Причем одновременно закон ограничивает основания невозможности представления прежней или равноценной работы — в связи с ликвидацией работодателя или прекращением деятельности индивидуального предпринимателя.

Во всех остальных случаях обязанность обеспечения работника работой возлагается на его прежнего работодателя во взаимодействии со службой занятости.

Отказ работника от предложенной ему работы является волевым актом, в связи с чем работник самостоятельно определяет последствия принятия им того или иного решения. На случай такого отказа гарантии, предусмотренные ч.

1 комментируемой статьи, не распространяются, т.е. такому работнику выплата заработной платы до его трудоустройства не производится.

Исключением из общего правила могут выступать только предписания специальных нормативных актов соответствующих профсоюзных организаций.

2. Часть 2 комментируемой статьи указывает на предоставление специальной гарантии работнику профсоюзной организации в части сохранения стажа трудовой деятельности, т.е. такая деятельность, равно как и иные периоды работы, засчитывается в общий трудовой стаж.

Общий трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности гражданина и имеет юридическое значение при установлении трудовой пенсии.

Одновременно закон гарантирует включение указанного периода деятельности и в специальный стаж, который представляет собой суммарную продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторых видов общественно полезной деятельности.

Таким образом, период трудовой деятельности в профсоюзной организации включается в специальный стаж по прежнему месту работы по соответствующей должности в соответствующей отрасли хозяйства, что обусловливает предоставление работнику иных гарантий и компенсаций, предусмотренных для соответствующей отрасли хозяйства.

3. В целом освобожденные работники профсоюзных организаций обладают равным правовым статусом с иными категориями работников, т.е. пользуются общими правами и несут равные обязанности с иными работниками того же работодателя. Объем гарантий и компенсаций, а также трудовых прав определяется коллективным договором соответствующего работодателя.

Таким образом, закон предусматривает фактическое сохранение правового положения работника применительно к особенностям работодателя, у которого он осуществлял свою трудовую деятельность до момента его избрания в профсоюз, на протяжении всего периода его деятельности в составе профсоюзной организации.

Основанием утраты такого статуса является невозможность предоставления работнику равноценной работы у того же работодателя или отказ работника от предложенной ему работы.

В указанных случаях такое лицо приобретает права и обязанности, установленные ЛНА того работодателя, к которому он впоследствии устраивается на работу.

Ссылка на основную публикацию