Статья 4. Единый хозяйствующий субъект

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
  • Федеральное агентство по образованию
  • по дисциплине «Хозяйственное право»
  • Тема «Характеристика субъектов хозяйственной деятельности»
  • 1. Общая характеристика субъектов хозяйственной деятельности
  • 2. Виды субъектов хозяйственного права
  • Список использованной литературы
  • 1. Общая характеристика субъектов хозяйственной деятельности

Субъекты хозяйственного права – это носители хозяйственных прав и обязанностей.

Данные права и обязанности относятся к сфере как непосредственного осуществления хозяйственной деятельности, так и регулирования (организации) этой деятельности.

Субъекты хозяйственного права являются участниками хозяйственных отношений. Такие отношения складываются не только в процессе осуществления хозяйственной деятельности (отношения по горизонтали), но и при регулировании (организации) этой деятельности (отношения по вертикали).

Сочетание этих видов отношений, характерное для хозяйственного права, объясняется единством экономики как системы, включающей не только горизонтальные, но и вертикальные связи.

Звенья экономической системы выполняют разные функции в ее составе, это может быть непосредственное осуществление хозяйственной деятельности или регулирование (организация) этой деятельности, но, несмотря на это, они едины, неразрывно связаны между собой, обладают общими признаками.

Первый признак всякого субъекта хозяйственного права состоитв том, что он обладает правами и обязанностями, относящимися к этой отрасли права. Совокупность прав и обязанностей, принадлежащих субъекту хозяйственного права в условиях плановой экономики, характеризовалась обычно как хозяйственная компетенция.

Данный термин применяется и в современных условиях, особенно в отношении субъектов, осуществляющих регулирование хозяйственной деятельности, а также внутрихозяйственных подразделений.

Применительно же к предприятиям и другим коммерческим организациям в нашей стране большей частью используется термин «правоспособность», что связано с применением такой терминологии в ГК РФ.

Хозяйственная правоспособность (компетенция) неодинаково определяется применительно к различным видам субъектов хозяйственного права.

Так, коллективные хозяйствующие субъекты (предприятия, другие коммерческие организации) обладают общей правоспособностью, но государственные и муниципальные предприятия имеют лишь специальную правоспособность, позволяющую им вести не всякую деятельность, а только такую, которая соответствует предмету деятельности данного субъекта.

Определение объема правомочий различных субъектов хозяйственного права проводится государством в соответствии с задачами и функциями, которые выполняются данными субъектами. Таким путем нормотворческая деятельность используется государством для регулирования предпринимательства в интересах государства и общества.

Права хозяйствующего субъекта создают возможность соблюдения его интересов в предпринимательской деятельности. Наиболее широкие возможности обеспечиваются при этом для частных лиц и организаций.

Менее широка хозяйственная самостоятельность государственных и муниципальных предприятий, т.е. субъектов государственного и муниципального предпринимательства.

Но и в этом случае речь идет о хозяйственной самостоятельности, достаточной для принятия тех или иных самостоятельных решений.

Вторым признаком субъекта хозяйственного права является наличие у него имущества, составляющего экономическую базу его деятельности. Это имущество может принадлежать субъекту на различных юридических основаниях, среди которых наиболее важное место занимает право собственности.

В условиях рыночной экономики наиболее важное значение имеет частная собственность, каковой является собственность граждан и юридических лиц. На базе частной собственности действует сейчас основная масса хозяйствующих субъектов в нашей стране.

Частный собственник свободно распоряжается своим имуществом, имеет наиболее полную имущественную самостоятельность в предпринимательской деятельности.

Такую деятельность граждане ведут в качестве индивидуальных предпринимателей либо путем создания предприятий.

В то же время, как отмечено выше, хозяйственная деятельность может осуществляться и на основе государственной и муниципальной собственности. При этом собственниками имущества государственных и муниципальных предприятий остаются государство или муниципальное образование, а создаваемые ими унитарные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Третий признак субъекта хозяйственного права состоит в ответственности за нарушение им своих обязанностей. Хозяйственная ответственность носит имущественный характер и состоит в возмещении убытков или в уплате штрафов и неустоек за нарушение хозяйственных обязательств.

Такая ответственность применяется как в отношениях между хозяйствующими субъектами, так и в отношениях между ними и органами, осуществляющими регулирование хозяйственной деятельности.

Важную роль в применении ответственности играет арбитражный суд, рассматривающий экономические споры и обеспечивающий защиту хозяйственных прав предпринимателей.

Четвертый признак субъекта хозяйственного права государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности. Она имеет конститутивное значение, т.е.

статус субъекта хозяйственного права возникает лишь после государственной регистрации. По общему правилу только зарегистрированный субъект предпринимательской деятельности может участвовать в хозяйственных правоотношениях.

Следует учитывать, что государственная регистрация обязательна только для субъектов хозяйственной деятельности.

Что же касается субъектов хозяйственного права, осуществляющих регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, то их легитимация проводится иными способами, например, утверждением положения о таком субъекте. Аналогичным образом устанавливается юридический статус внутрихозяйственных подразделений.

2. Виды субъектов хозяйственного права

Субъекты хозяйственного права многообразны. Их классификация может осуществляться по различным признакам.

Прежде всего, можно различать субъекты хозяйственного права в зависимости от формы собственности, на базе которой они действуют. С этой точки зрения различаются субъекты хозяйственного права, действующие на основе частной собственности, государственной собственности и муниципальной собственности.

Наиболее важное значение в условиях рыночной экономики имеют субъекты, действующие на основе частной собственности. К ним относятся индивидуальные предприниматели, корпоративные предприятия – хозяйственные товарищества и общества, некоторые другие хозяйствующие субъекты.

На базе государственной собственности действуют унитарные государственные предприятия, государственные территориальные образования, органы государственного регулирования экономики.

Субъектами, действующи


Часть работы скрыты для сохранения уникальности. Зарегистрируйся и получи фрагменты + бесплатный расчет стоимости выполнения уникальной работ на почту.

ми на базе муниципальной собственности, выступают муниципальные предприятия, муниципальные образования и органы, осуществляющие муниципальное регулирование хозяйственной деятельности (органы местного самоуправления).

Классификация субъектов хозяйственного права может также проводиться в зависимости от наличия или отсутствия у них прав юридического лица.

Права юридического лица имеют важное значение для субъектов, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность. Они называются обычно хозяйствующими субъектами и, как правило, имеют права юридического лица.

В связи с этим понятие хозяйствующего субъекта нередко отождествляется с понятием юридического лица.

Однако такое отождествление не может быть признано правильным. Хотя большинство хозяйствующих субъектов (например, предприятия и другие коммерческие организации) действительно обладают правами юридического лица, есть и такие субъекты, которые осуществляют хозяйственную деятельность, но юридическими лицами не являются.

Примером могут служить не только индивидуальные предприниматели (нередко называемые субъектами, действующими без образования юридического лица), но и некоторые коллективные субъекты, например, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Не обладают правами юридического лица также подразделения предприятия, в том числе обособленные подразделения – филиалы и представительства.

Юридическое лицо – это субъект отношений, регулируемых гражданским законодательством, к числу которых относятся, например, отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением предпринимательских договоров.

Но предприятие выступает не только в таких отношениях (отношениях по горизонтали), но и в отношениях, связанных с государственным и иным регулированием их деятельности (в отношениях по вертикали). И в тех и в других отношениях предприятие выступает как единый субъект права.

Даже в тех отношениях, для участия в которых необходимо иметь права юридического лица, предприятие действует как таковое, как организация, обладающая правами юридического лица наряду с другими правами.

Имеющиеся у предприятия права юридического лица являются составным элементом хозяйственной правоспособности (хозяйственной компетенции). В правосубъектности хозяйствующего субъекта органически сочетаются частноправовые и публично-правовые элементы.

Классификация субъектов хозяйственного права может быть проведена и по выполняемым ими функциям. С этих позиций могут быть выделены следующие виды субъектов предпринимательского права.

Прежде всего, это субъекты хозяйственной деятельности. Они непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность, являются хозяйствующими субъектами.

К этой группе субъектов предпринимательского права относятся индивидуальные предприниматели, предприятия, производственные кооперативы, другие коммерческие организации. Для этой группы субъектов ведение хозяйственной деятельности является основной задачей.

Данные субъекты играют наиболее важную роль в сфере предпринимательства. Они занимают главное место среди субъектов хозяйственного права.

Существуют и такие субъекты хозяйственного права, основная задача которых состоит в социальной, культурной, научной и иной нехозяйственной деятельности.

Они являются некоммерческими организациями и действуют в качестве субъектов предпринимательского права в случаях, когда для выполнения их основных задач оказывается необходимым вступление в хозяйственные правоотношения, заключение предпринимательских договоров и совершение других подобных действий.

Включение некоммерческих организаций в сферу хозяйственного права объясняется тем, что данная отрасль права охватывает, как отмечено выше, не только предпринимательскую деятельность, но и хозяйственную деятельность в более широком смысле.

В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность является основным видом хозяйственной деятельности. Поэтому именно на нее ориентировано хозяйственное право.

Некоммерческая хозяйственная деятельность охватывается предпринимательским правом как тяготеющая к деятельности предпринимательской.

Некоммерческие организации не имеют цели получения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В случае получения прибыли некоммерческая организация использует ее для обеспечения своей основной деятельности, причем полученная прибыль не может распределяться между участниками данной организации.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» предусматриваются организационно-правовые формы, в которых могут создаваться эти организации.

Такими организационно-правовыми формами являются общественные организации, религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также некоторые другие организационно-правовые формы.

Всякая некоммерческая организация является юридическим лицом, имеет имущество на праве собственности или оперативного управления, самостоятельный баланс или смету.

Некоммерческая организация создается на основе устава или учредительного договора и имеет специальную правоспособность.

Она может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Другую группу субъектов хозяйственного права составляют субъекты, осуществляющие регулирование (организацию) хозяйственной деятельности.

Субъектами, осуществляющими регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, являются, прежде всего, государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления.

Они регулируют хозяйственную деятельность на соответствующей территории, организуют предпринимательскую деятельность созданных ими государственных и муниципальных предприятий.

ФАС регулирует деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке.

В то же время в данную группу входят субъекты, осуществляющие не только государственное, но и внутрисистемное регулирование хозяйственной деятельности. Речь идет о центрах хозяйственных систем, об органах, возглавляющих производственно-хозяйственные комплексы.

Подразделяя субъекты хозяйственного права на осуществляющие хозяйственную деятельность и регулирующие ее, необходимо отметить, что это деление не является абсолютным. В некоторых случаях функции ведения и регулирования хозяйственной деятельности могут сочетаться и осуществляться одним субъектом.

Субъект, ведущий в основном хозяйственную деятельность, может выступать в качестве органа регулирования такой деятельности.

Так, в холдингах головная организация является хозяйствующим субъектом (предприятием), но в отношениях с дочерними предприятиями она выступает в качестве субъекта, регулирующего (организующего) их деятельность.

Возможна и противоположная ситуация, когда субъект, действующий в основном в качестве органа регулирования хозяйственной деятельности, сам осуществляет такую деятельность.

Например, государственные и муниципальные образования (субъекты РФ, городские и сельские поселения) являются субъектами, регулирующими хозяйственную и иную деятельность на своей территории.

Но, будучи собственниками имущества, они могут выступать как субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Особое место занимают внутрихозяйственные субъекты – подразделения предприятий (хозяйствующих субъектов).

Они могут участвовать во внутрихозяйственных отношениях, складывающихся в пределах предприятия между данными подразделениями, а также между ними и предприятием в целом.

Таким образом, внутри предприятия складываются отношения как по горизонтали (между подразделениями), так и по вертикали (между подразделениями и предприятием в целом).

Подразделения предприятия могут быть двух видов: внутренние и обособленные. Внутренние подразделения могут участвовать только во взаимоотношениях с другими подразделениями или с предприятием в целом. Их деятельность замкнута рамками предприятия. Такими подразделениями являются цеха, производства, хозяйства и другие подобные подразделения.

Они действуют только внутри предприятия, их организационное и имущественное обособление внутри предприятия носит относительный характер и достигается путем утверждения структуры предприятия и средствами бухгалтерского учета.

Оно проявляется главным образом на крупных промышленных предприятиях при определении функций, прав и обязанностей внутренних подразделений.

Обособленные подразделения (филиалы, представительства) участвуют не только во внутрихозяйственных отношениях, но и в отношениях с другими организациями, действуя при этом от имени предприятия. Их правовое положение определяется в общих чертах в законодательстве и конкретизируется в локальных нормативных актах.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Зинченко С.А., Шапсугов Д.Ю., Корх С.Э. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве. Ростов н/Д, 1999. 226 с.

3. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник /[Вознесенская Н.Н. и др.]; под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского – М., 2006. – 560 с.

4. Хозяйственное право. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп.- М.: 2001.- 912 с.

Понятие и основы деятельности единого хозяйствующего субъекта, их правовой статус

  • Контрольная работа
  • Порядок планирования и правовые основы организации железнодорожных перевозок (на основании Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» — УЖТ).
  • Железнодорожные перевозки — надежный способ доставки груза (продукции, товара) до места назначения, поэтому в общей структуре перевозок они занимают значительное место.

При выполнении перевозки грузов железные дороги (ж. д.) вступают в определенные отношения с грузовладельцами.

Эти взаимоотношения регламентируются определенными нормами и положениями, едиными и обязательными как для ж. д., так и для всех предприятий, организаций и лиц, пользующихся их услугами.

Основным документом, устанавливающим права и обязанности, а также нормы ответственности железных дорог, с одной стороны, и тех организаций и лиц, которые пользуются ими, с другой, служит Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, который имеет силу закона.

  1. В процедуре железнодорожных перевозок можно выделить несколько этапов:
  2. планирование перевозки грузов;
  3. операции приема железной дорогой груза к перевозке;
  4. выдача груза получателю.
  5. Каждый из этих этапов имеет определенный порядок и требует от сторон — участниц перевозки четкого соблюдения соответствующих правил.

Перевозка грузов железнодорожным транспортом организуется на договорных основах. Отметим, что, как правило, между железной дорогой и грузоотправителем заключается договор об организации перевозок грузов (ст.10 Устава).

В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.

Однако перевозка может осуществляться по отдельным заказам без заключения договора на условиях, согласованных железной дорогой и отправителем.

С учетом особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму: при перевозках в прямом сообщении — это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении — ежесуточная заявка, недельный календарный план.

При выполнении обязательств по перевозке грузов с участием грузоотправителя и перевозчика важную роль играет заявка.

Заявка является важнейшим средством организации перевозки грузов; в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку.

Грузоотправитель обязан подавать заявки перевозчику не менее чем за 10 суток до начала перевозок грузов (ст.11 УЖТ), а на перевозку грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанном сообщении, — не менее чем за 15 дней до начала перевозки грузов.

Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки.

Основной задачей планирования грузовых перевозок является установление предстоящих объемов, структуры и направлений. От размеров перевозок зависят объем работы подвижного состава, эксплуатационные расходы и доходы дорог, а также контингент. Структура перевозок грузов и грузооборота обуславливает потребность в вагонах разных типов и размеры поставки нового подвижного состава.

железнодорожная перевозка договор правовой

Правильно составленный план перевозок является важнейшим условием высокого качества всего транспортного плана. Поэтому на основе плана перевозок определяются, по существу, показатели всех остальных разделов, т.е. плана работы подвижного состава, плана эксплуатационных расходов, плана по труду, плана материально-технического обеспечения и т.д.

  • В плане перевозок можно выделить:
  • объемные показатели (отправление, прием, прибытие, сдача, перевозки, грузооборот);
  • качественные показатели (средняя дальность, средняя густота перевозок).
  • Наряду с грузооборотом и отправлением грузов система показателей плана перевозок должна включать данные, необходимые для расчета всех остальных разделов плана железнодорожного транспорта.
  • После ликвидации МПС России функцию планирования перевозок осуществляет ОАО «РЖД».

Планирование перевозок и предъявление грузов к перевозке осуществляет грузоотправитель. Его правом является предъявить груз к перевозке, как в собственных вагонах, так и в вагонах ОАО «РЖД» либо других собственников.

Выбор грузоотправителя зависит от условий, которые предлагает любой из собственников вагонов.

Если грузоотправителя устраивает цена и качество обслуживания конкретного оператора, это является основным фактором в выборе партнера, на который не может повлиять ОАО «РЖД».

  1. Предусмотрены следующие показатели плана перевозок грузов:
  2. по железным дорогам: грузооборот в тарифных тонно-километрах, утверждаемый министром путей сообщения; отправление грузов в тоннах по установленной номенклатуре, утверждаемое министром путей сообщения; расчетные показатели — среднесуточная погрузка в вагонах; средняя статическая нагрузка на физический вагон; тонно-километры эксплуатационные общие с распределением по видам тяги; средняя дальность перевозок грузов; прием и сдача грузов в целом по дороге и по каждому стыковому пункту с соседней дорогой в тоннах с выделением основных грузов; распределение грузооборота в тонно-километрах и перевозок грузов в тоннах по видам сообщений (ввоз, вывоз, транзит и местное сообщение);
  3. по отделениям железных дорог показатели плана те же, что и по железным дорогам, но грузооборот устанавливается в эксплуатационных тонно-километрах и утверждается начальником дороги, а размеры приема и сдачи грузов в целом по отделению и по каждому стыковому пункту с соседними отделениями планируются без распределения по родам грузов.
  4. В месячных планах помимо перечисленных показателей предусматривают перевозку грузов маршрутами, организуемыми как грузоотправителями (отправительские маршруты), так и железными дорогами.
  5. Перевозки распределяются по видам сообщений:
  6. местное — перевозки между станциями внутри дороги (местное сообщение на рассматриваемой дороге равно нулю);
  7. вывоз — отправление грузов на другие дороги (определяется как разность отправления и местного сообщения);
  8. ввоз — прибытие грузов с других дорог (определяется как разность прибытия и местного сообщения);

транзит — перевозка грузов, поступивших с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги. Транзит можно определить несколькими способами: прием минус ввоз, либо сдача минус вывоз, либо общие размеры перевозок минус остальные виды сообщения (ввоз, вывоз, местное).

Перевозки по ввозу, вывозу и транзиту называются перевозками в прямом сообщении. В их осуществлении участвуют две или более дорог.

Понятие и основы деятельности единого хозяйствующего субъекта, их правовой статус.

Понятие и основы деятельности единого хозяйствующего субъекта «единый хозяйствующий субъект» определены Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (ред. от 26 июня 2008 г.).

  • Это открытое акционерное общество «Российские железные дороги», создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
  • Единый хозяйствующий субъект осуществляет следующие виды деятельности:
  • эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, в том числе в пригородном сообщении;
  • оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги;
  • строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • ремонт железнодорожного подвижного состава;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области железнодорожного транспорта;
  • содержание объектов социальной сферы, находящихся в собственности единого хозяйствующего субъекта;
  • иные предусмотренные уставом единого хозяйствующего субъекта виды деятельности.
  • Единый хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность исходя из следующих основных принципов:
  • сохранение единства и централизованного управления инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, находящейся в собственности единого хозяйствующего субъекта;
  • обеспечение устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе перевозок в условиях военного положения и чрезвычайного положения;
  • качественное оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и выполнение условий перевозок;
  • обеспечение гарантированного недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования;
  • обеспечение прозрачности финансовых операций единого хозяйствующего субъекта, проведение ежегодной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности единого хозяйствующего субъекта;
  • раздельное ведение учета доходов и расходов по каждому виду деятельности единого хозяйствующего субъекта;
  • повышение уровня социальной защищенности работников единого хозяйствующего субъекта;
  • осуществление перевозок для государственных нужд, а также воинских и специальных железнодорожных перевозок.
  • Единый хозяйствующий субъект обеспечивает осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке, в том числе техническому прикрытию объектов железнодорожного транспорта, гражданской обороне в соответствии с установленным заданием и несет ответственность за их осуществление, а также предоставляет органам внутренних дел на транспорте и органам специальных перевозок, военно-транспортным органам необходимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Расходы единого хозяйствующего субъекта, связанные с осуществлением указанных в настоящем пункте мероприятий, компенсируются за счет средств федерального бюджета.
  • Единый хозяйствующий субъект обеспечивает в установленном порядке защиту государственной тайны и защиту информации от утечки.
  • Заключение и исполнение договора перевозки груза, расчеты за перевозку грузов.

Под договором перевозки Гражданский Кодекс РФ понимает реальный договор перевозки, т.е. заключаемый путем вручения груза отправителем перевозчику. Договор перевозки груза возмездный и двусторонний. Его сторонами являются перевозчик и отправитель.

Перевозчиком могут быть соответствующие транспортные организации в форме государственного унитарного предприятия или хозяйственного общества (иной коммерческой организации), а также гражданин-предприниматель, обладающие лицензией на осуществление перевозочной деятельности.

Отправитель груза — лицо, вручающее от своего имени груз перевозчику.

Основная обязанность перевозчика — доставить в целости и сохранности врученный отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу. Основное право перевозчика — получить причитающиеся ему провозные платежи, размер которых может быть определен соглашением сторон либо установленными для соответствующего вида транспорта тарифами (ст.790 ГК).

Порядок оплаты провозных платежей определяется действующими на соответствующем виде транспорта правилами, а если таковые отсутствуют, то соглашением сторон. Основная обязанность отправителя — оплатить установленную за перевозку плату, а основное право — требовать доставки груза в целости и сохранности в пункт назначения и выдачи его управомоченному на получение груза лицу.

Грузополучатель вступает в договор независимо от того, поступила в его адрес грузовая квитанция, накладная или нет, поскольку ст.31 Устава железнодорожного транспорта установлено, что грузополучатель вправе переадресовать груз без наличия грузовой квитанции.

Таким образом, договор перевозки грузов является трехсторонним договором, в котором все его участники имеют права и обязанности. Субъектами обязательства по перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также грузополучатель.

Перевозчиками грузов могут быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов.

Функции грузоотправителей и грузополучателей могут выполнять как физические, так и юридические лица.

Статья 798 ГК РФ предусматривает, что перевозчики и грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок, в которых определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В этих договорах может быть установлена и ответственность за нарушение предусмотренных в них обязательств. Долгосрочный договор об организации перевозок грузов заключается в письменной форме, при этом стороны сами определяют (в зависимости от объемов перевозки грузов), на какой срок они будут заключать такой договор.

Следует иметь в виду, что заключение договора об организации перевозок грузов не освобождает грузоотправителя от представления заявки на перевозку грузов в порядке и сроки, предусмотренные транспортными кодексами и уставами.

Этот договор не заменяет договор на перевозку конкретного груза, носит консенсуальный, взаимный характер. УЖТ РФ в ст.11 устанавливает, что заявки на перевозку грузов в прямом смешанном сообщении подаются грузоотправителем не менее чем за 15 дней.

Однако эта норма носит общий характер, касается грузоотправителя и не устанавливает, в какие сроки перевозчик подает заявку другому перевозчику в отношении перевалки грузов.

Внесение провозной платы является одной из важнейших обязанностей грузоотправителя. По общему правилу провозная плата, размер которой определяется тарифами, должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке.

Кроме того, перевозчик вправе задержать отправку груза, если плата за перевозку не внесена в установленные сроки (ст.30 УЖТ) При этом вагоны, контейнеры будут, в соответствии со ст.

30 Устава железнодорожного транспорта, находиться на ответственном простое грузоотправителя.

В случае невнесения причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку груза подача перевозчиком вагонов, контейнеров под очередную погрузку прекращается.

При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по вине грузоотправителя или грузополучателя с них взыскиваются в пользу перевозчика проценты на сумму просроченного платежа в соответствии с гражданским законодательством РФ. Пленум Высшего арбитражного Суда в своем Постановлении N 30 (п. 20) уточнил это положение от 6 октября 2005 г.

При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя), с него подлежат взысканию по требованию перевозчика проценты, предусмотренные ст.395 ГК РФ.

Кроме того, в указанном случае до внесения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей в соответствии с частью 5 ст.30 Устава железнодорожного транспорта не выданные грузополучателю вагоны, контейнеры находятся на ответственном простое грузополучателя и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.

Более того, в соответствии со ст.

35 Устава железнодорожного транспорта в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза и иных платежей, причитающихся перевозчику, последний вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузополучателя, который обязан в течение четырех суток после получения такого уведомления распорядиться грузом.

Если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению платы за перевозку грузов и иных платежей и не распорядится грузом, перевозчик имеет право, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать удерживаемый груз. При этом закон предусматривает определенные исключения.

Не могут быть реализованы грузы, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с федеральными законами; а также грузы, в отношении которых таможенное оформление не завершено; специальные, в том числе воинские грузы, предназначенные для удовлетворения государственных и оборонных нужд.

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение заявок (заказов) на перевозку грузов.

Своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь одним из условий надлежащего исполнения обязательства по перевозке, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

Понятие и виды хозяйствующих субъектов

Хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Исходя из приведенного определения, к видам хозяйствующих субъектов можно отнести:

1) юридические лица, в том числе, иностранные:

    • коммерческие организации;
    • некоммерческая организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход;

2) индивидуальные предприниматели (физические лица) — граждане и неграждане РФ:

    • индивидуальные предприниматели;
    • иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход,

в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Вопросы и ответы

  • 1требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица. Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

    • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов.
    • акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
    • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
    • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

    Требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью в целях внесения сведений о таких обществах в реестр не учитывается при внесении сведений в реестр в 2016 году.

  • 2среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

    • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
    • до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
  • 3доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать следующие предельные значения (постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»):

    • микропредприятия — 120 млн. рублей;
    • малые предприятия — 800 млн. рублей;
    • средние предприятия — 2 млрд. рублей.

    При этом для цели отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства доход суммируется по всем осуществляемым видам деятельности.

  • Верховный суд разобрался с группой лиц и частными исками // Пленум подготовил разъяснения по антимонопольному законодательству

    Пленум Верховного суда (ВС) подготовил разъяснения по антимонопольному законодательству. В проекте постановления есть важные для практики вопросы о частных исках, которые могут подать те, чьи права нарушены, без обращения в антимонопольный орган.

    Административный порядок защиты прав не является обязательным условием для прямого обращения в суд, подчеркивает ВС. Также в проекте дано разъяснение о группе лиц: ВС считает ее одним участником рынка (хозяйствующим субъектом).

    При этом режим группы лиц не может применяться к тому, кто формально в нее входит. Надо учитывать поведение этого участника.

    Анализ правоприменения показал, насколько сложны антимонопольные споры, говорила судья ВС Татьяна Завьялова, представлявшая проект. Ведь их разрешение связно с оценкой разумности, эконмической эффективности поведения хозяйствующих субъектов.

    Антимонопольное законодательство находится на стыке права и экономики, поддерживал ее зампред Суда по интеллектуальным правам Владимир Корнеев.

    Ценно, по его словам, то, что проект разъяснений ориентирует на применение Закона о защите конкуренции с учетом необходимости установить реальные экономические отношения.

    Закон о защите конкуренции нельзя назвать образцом кодификационной работы и юридической техники, говорила председатель Совета Исследовательского центра частного права Лидия Михеева. Поэтому у разработчиков проекта постановления была непростая задача.

    Значение документа – не только в позициях суда о применении норм антимонопольного законодательства, но и в формировании общих категорий антимонопольного права. И самое главное, с ее точки зрения, то, что проект разводит применение норм о защите конкуренции и гражданского законодательства, говорила Лидия Михеева.

    Это позволит побороть практику использования жестких антимонопольных инструментов в тех случаях, когда необходимы средства гражданско-правовой защиты, полагает она.

    В первую очередь это нашло отражение в разъяснениях о частных исках (п. 61). Такой иск в суд могут подать потерпевшие, минуя антимонопольный орган. Эта возможность становится все более востребованной.

    Проект постановления говорит о круге лиц, которые могут обратиться в суд, и об распределения бремени доказывания.

    ВС отмечает, что Закон о защите конкуренции не говорит, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в суд или, наоборот, является обязательным условием обращения в суд для лиц, чьи права нарушены. Значит, если лицо за защитой своих прав обратится в суд, не подавая до этого соответствующего заявления в антимонопольный орган, суд не может оставить такое заявление без рассмотрения.

    Другое важное разъяснение — о группе лиц (п. 7). Ее ВС рассматривает как одного хозяйствующего субъекта. При этом ВС сохраняет возможность доказать, что лица, формально входящие в группу, действует каждый в своем экономическом интересе. Это даст субъектам защиту от претензий антимонопольных органов, которые на практике отождествляют действия участника группы со всей группой.

    Вопрос о том, что означает отнесение нескольких юрлиц к группе — один из самых дискуссионных на протяжении всего существования современного антимонопольного законодательства, говорил Владимир Корнеев. В старом законе 1991 года[1] говорилось, что группа лиц — это единый хозяйствующий субъект.

    В действующем Законе о защите конкуренции другая формулировка: он распространяет запреты антимонопольного законодательства на группу лиц. Из этого суды делают выводы, что возможно конкурирование хозяйствующих субъектов, в том числе связанных корпоративными отношениями (т.е. входящих в одну группу).

    Но оба этих крайних подхода — конкуренция внутри группы лиц всегда возможна или всегда невозможна — не учитывают структуру рыночных отношений, полагает Владимир Корнеев. Решение, которое дает ВС в этом пункте, — это сбалансированный вариант.

    Разработчики постановления исходят из презумпции отсутствия конкуренции внутри группы лиц и действий всех ее членов в едином экономическом интересе.

    Проект разъяснений ВС формулирует главные условия вмешательства в частно-правовые отношения сторон сделки (п. 57). Обращаясь в суд, например, с исками о признании недействительными договоров, об обязательном заключении договора, об изменении или о расторжении договора антимонопольный орган должен обосновать наличие публичного интереса в защите конкуренции.

    Наиболее спорным при подготовке был п. 11 проекта о распределении бремени доказывания в спорах о злоупотреблении доминирующим положением, говорила судья Татьяна Завьялова.

    Были разные варианты, начиная от установления презумпции злоупотребления и заканчивая противоположным подходом, по которому антимонопольный орган должен в каждом случае доказывать вероятность негативных последствий для рынка.

    В подготовленном тексте выбран сбалансированный подход, говорила Татьяна Завьялова. При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением.

    В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и имеет разумное оправдание.

    Пункт 30 говорит о квалификации действий как акта недобросовестной конкуренции, исходя из круга субъектов (нарушителя и потерпевшего).

    Есть точка зрения, по которой к числу необходимых признаков недобросовестной конкуренции относится наличие конкурентных отношений между потерпевшим и нарушителем, рассказывал Владимир Корнеев. Проект ВС подчёркивает, что этот подход является ошибочным.

    Конкурентных отношений на момент нарушения может и не быть. Показательный пример – в п. 32 проекта, когда используется символика спортивных мероприятий для продвижения своей деятельности.

    Потерпевший от этих действий — организатор мероприятий, но он не конкурент нарушения (о таком паразитическом маркетинге см. статью Екатерины Фетисовой в «Вестнике экономического правосудия»). Поэтому ВС уточняет, что субъектами нарушения могут быть не только действительные, но и потенциальные конкуренты.

    Это верно, но можно внести уточнения, полагает Владимир Корнеев. Например, вместо указания на статус субъекта говорить о существе нарушения, о действии, которое способно оказать влияние на состояние конкуренции. Это позволит не оценивать, возможна ли конкуренция в перспективе, а учитывать влияние непосредственно совершенных действий.

    [1] Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

    Гульнара Исмагилова

    Ссылка на основную публикацию
    Для любых предложений по сайту: [email protected]