22 марта группой депутатов во главе со Станиславом Говорухиным (ЕР) внесен в Госдуму законопроект, касающийся двойственного правового статуса историко-культурных музеев-заповедников одновременно как объектов культурного наследия и музейных учреждений.
Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в том числе раздел «Историко- культурные музеи-заповедники и музейные комплексы», в который включено 165 музеев-заповедников с филиалами.
Между тем, Указ Президента Российской Федерации № 176 был принят до вступления в силу Федерального закона от 25 июня 2002 года № 7Э-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и опирался на правовые нормы, установленные Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» введено понятие историко-культурного заповедника, признанного особой формой достопримечательного места, для управления которым не обязательно создание какого-либо учреждения или организации.
Однако, согласно статье 57 данного Федерального закона, если в зданиях и сооружениях, расположенных на территории историко-культурного заповедника, находятся исторические и художественные ценности, музейные предметы, подлежащие хранению и публичному показу, то содержание такого заповедника наряду с законодательством об объектах культурного наследия регулируется также Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». То есть, в этих случаях управление историко-культурными заповедниками должно осуществляться музеями-заповедниками, деятельность которых регулируется законодательством о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.
- Включенные в Перечень объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения историко-культурные музеи- заповедники и музейные комплексы по своей правовой природе отличны от предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» историко- культурных заповедников тем, что совмещают в себе статусы музейных учреждений и недвижимых памятников истории и культуры.
- Двойственный правовой статус историко-культурных музеев-заповедников одновременно как объектов культурного наследия и музейных учреждений приводит к правовой коллизии в вопросах государственного учета в едином государственном реестре объектов культурного наследия и государственной охраны таких объектов культурного наследия.
- Авторы поправок предлагают дополнить Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» новой статьей, устанавливающей, что государственной охране подлежат расположенные в границах историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов объекты культурного наследия — ансамбли или достопримечательные места, на территории историко-культурных музеев-заповедников, деятельность которых предусмотрена Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» для музеев-заповедников.
- Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ должны быть определены порядок и особенности внесения сведений в реестр об историко-культурных музеях-заповедниках и расположенных в их границах объектах культурного наследия.
Причем, как отмечают инициаторы поправок, мероприятия соответствующих органов охраны объектов культурного наследия по отнесению объектов культурного наследия к ансамблям или достопримечательным местам и определению их пообъектного состава не должны повлечь дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, так как должны будут проводиться с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия, но без использования механизма государственной историко-культурной экспертизы, осуществляемой за плату. Если в отношении объектов культурного наследия, находящихся на территориях музеев- заповедников, такая работа до вступления в силу проекта федерального закона уже была проведена, то повторное ее проведение исключается.
Музеи-заповедники — перспективный метод использования историко-культурного наследия
В последние десятилетия в России особое значение придается созданию музеев-заповедников. Статус музея-заповедника как особой охраняемой территории в нашей стране был введен в 60-е г. XX в.
Музей-заповедник является государственным учреждениему обеспечивающим сохранение и использование памятников, осуществляющим контроль хозяйственной деятельности и производство реставрационных работ на его территории.
Законодательство выделяет семь видов особо охраняемых природных территорий: памятники природы, заказники, заповедники, национальные парки, природные парки, ботанические сады и дендрологические парки, лечебно-оздоровительные местности и курорты.
В Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отсутствует понятие «музей-заповедник», но имеется понятие «историко-культурный заповедник».
На основании этого закона на территории историко-культурного заповедника могут быть установлены особый правовой режим земель и градостроительный регламент, позволяющий сохранять и бережно использовать уникальную территорию с имеющимися на ней памятниками.
Одной из наиболее эффективных форм сохранения и использования недвижимых памятников истории и культуры в нашей стране являются музеи-заповедники.
«Музей-заповедник — это учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической, культурной и природной среде»[1].
Музеи-заповедники в нашей стране являются одними из главных учреждений культуры, сохраняющих, использующих и пропагандирующих недвижимое историко-культурное наследие народов России. Они выполняют задачу комплексной охраны и использования памятников историко-культурного и природного наследия.
Особенно их роль велика в сохранении исторических комплексов центров русской культуры XVII-XIX вв., церковных архитектурных ансамблей, этнографических комплексов малочисленных народов. Сохраняя очаги традиционного облика России, они создают привлекательный современный образ нашего государства.
Зарубежные гости, посещая места, связанные с именами выдающихся россиян, осознают важность вклада России в сокровищницу мировой культуры.
Велика роль музеев-заповедников на широкоизвестных туристических маршрутах: Золотое Кольцо, Подмосковье, пригороды Санкт-Петербурга, Кижи и другие популярные места. Однако не меньшую роль они играют и в небольших провинциальных населенных пунктах. Зачастую именно музеи-заповедники дают им основу для известности и создают условия для сохранения экономической жизни, привлекая потоки туристов.
Большинство музеев-заповедников не ограничивается только сохранением историко-культурного наследия, они активно занимаются научной, образовательной, культурной и хозяйственной деятельностью.
Так как в территорию музеев-заповедников включается и обширная площадь культурного ландшафта, то зачастую музеи занимаются лесохозяйственной деятельностью и земледелием, прудовым хозяйством, разведением породистых лошадей, оранжерей, фруктовых садов, устройством пасек.
Музеи-заповедники являются активным фактором в сохранении культурной самобытности народов России, в создании условий преемственного развития культуры на основе местного историко-культурного наследия.
Они выполняют важнейшую функцию в формировании таких качеств личности, как патриотизм, гражданственность, уважение к истории своей Родины, гордость за свою страну. Музеи-заповедники являются крупными центрами культуры, оказывающими влияние на ее развитие в своем регионе.
Многие музеи-заповедники не ограничиваются лишь сохранением памятников, но играют определенную роль в формировании местного бюджета, создании рабочих мест, ведут образовательную деятельность.
Национальное богатство, находящееся в музеях-заповедниках, в экономическом значении превосходит основные фонды образования и науки. Оно сопоставимо с фондами ведущих отраслей промышленности.
Так, например, стоимость активов культурного наследия одного Санкт-Петербурга (без учета не поддающихся денежной оценке объектов) составляет 420 млрд рублей.
Это равносильно по цене месторождениям нефти, алмазов.
В современных условиях музеи-заповедники, принимая ежегодно миллионы туристов, организуя досуг и отдых людей, создают дополнительные инфраструктуры, направленные на обслуживание посетителей. В результате этого музейные учреждения, сохраняющие историко-культурное наследие, являются фактором развития местной экономики.
Таким образом, от степени развитости сети музеев-заповедников зависит не только состояние историко-культурного наследия, но, в первую очередь, уровень культуры страны и в значительной степени социальная стабильность общества.
Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" стр. 3
При наследовании музейных предметов и музейных коллекций по завещанию либо по закону наследник обязан принимать на себя все обязательства, имевшиеся у наследодателя в отношении этих предметов.
При отказе от этих обязательств наследник может продать данные музейные предметы и музейные коллекции либо совершить иную сделку на означенных выше условиях, при этом государство имеет преимущественное право покупки.
- Если наследник не обеспечил исполнение обязательств в отношении данных музейных предметов и музейных коллекций, то государство имеет право осуществить выкуп бесхозяйственно содержимых предметов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
- Все перечисленные сделки с музейными предметами и музейными коллекциями считаются совершенными со дня их государственной регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
- Реализация преимущественного права покупки, предусмотренного частями первой и второй настоящей статьи, от лица государства производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.
Глава V. Музеи в Российской Федерации
Статья 26. Создание музеев в Российской Федерации
Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.
Статья 26.1. Музеи-заповедники
- Музей-заповедник — музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями.
- Территорией музея-заповедника являются земельные участки, указанные в части первой настоящей статьи, иные земельные участки, предоставленные музею-заповеднику в установленном порядке в связи с созданием данного музея-заповедника, а также в период его деятельности.
- Наряду с видами деятельности, осуществляемыми музеями в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, музей-заповедник обеспечивает сохранность переданных ему объектов культурного наследия и доступ к ним граждан, а также осуществляет сохранение, изучение и популяризацию указанных объектов.
- Музей-заповедник также вправе:
- осуществлять деятельность, направленную на сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел;
- осуществлять экскурсионное обслуживание и предоставлять информационные услуги;
- создавать условия для туристской деятельности;
- проводить природоохранные мероприятия;
- осуществлять деятельность по содержанию и эксплуатации объектов инфраструктуры (в том числе зданий, жилых помещений и нежилых помещений), транспортных средств, необходимых музею-заповеднику для обеспечения доступа граждан к предоставленным ему объектам культурного наследия, осуществления экскурсионного обслуживания, создания условий для туристской деятельности.
Статья 27. Цели создания музеев в Российской Федерации
- Целями создания музеев в Российской Федерации являются:
- осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;
- хранение музейных предметов и музейных коллекций;
- выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
- изучение музейных предметов и музейных коллекций;
- публикация музейных предметов и музейных коллекций.
- Целями создания музеев-заповедников в Российской Федерации наряду с целями, указанными в части первой настоящей статьи, являются обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов.
- Целями создания музеев-заповедников в Российской Федерации наряду с целями, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, могут являться обеспечение режима содержания достопримечательного места, отнесенного к историко-культурному заповеднику, или ансамбля, сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел, осуществление экскурсионного обслуживания, предоставление информационных услуг, а также создание условий для туристской деятельности.
- Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается.
Статья 28. Порядок учреждения музеев в Российской Федерации
Музеи в Российской Федерации учреждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 29. Порядок учреждения государственных музеев в Российской Федерации
Государственные музеи, находящиеся в ведении Российской Федерации, создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Создание, реорганизация и ликвидация государственных музеев, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, осуществляется в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законами субъекта Российской Федерации.
- Часть вторая утратила силу с 1 января 2011 г.
- Недвижимое имущество, закрепленное за государственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея.
- В случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными музеями на праве оперативного управления, арендные платежи остаются в распоряжении музея (за исключением музея, являющегося казенным учреждением) и направляются исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества.
- Земельные участки, на которых расположены государственные музеи, предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статья 30. Порядок учреждения негосударственных музеев в Российской Федерации
- Закрепление музейных предметов и музейных коллекций за негосударственными музеями производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
- Уставы (положения) негосударственных музеев утверждаются их учредителями и регистрируются в установленном порядке.
- Недвижимое имущество, закрепленное за негосударственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея.
Статья 31. Реорганизация музеев в Российской Федерации
Реорганизация музеев в Российской Федерации производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Изменение целей деятельности музеев в результате реорганизации не допускается.
Статья 32. Ликвидация музеев в Российской Федерации
Ликвидация музеев в Российской Федерации производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Часть вторая утратила силу с 1 января 2011 г.
При ликвидации государственных музеев музейные предметы и музейные коллекции, закрепленные за этими музеями, закрепляются в соответствии с частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона за иными государственными музеями (музеем). Соответствующее решение принимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
Статья 33. Виды деятельности музеев в Российской Федерации
Музеи в Российской Федерации в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям деятельности музеев в Российской Федерации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Музеи в Российской Федерации в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 34. Исключена
Нормативно-правовые основания функционирования музеев-заповедников на современном этапе
Произошедшие в России за последнее десятилетие политические и экономические реформы предопределили необходимость пересмотра законодательства в сфере охраны наследия.
Это связано, прежде всего, с появлением и развитием института частной собственности, на землю, недвижимые памятники истории и культуры, с передачей полномочий органов государственной власти Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям, с разработкой и принятием ряда новых законов, затрагивающих сферы охраны и сохранения культурного и природного наследия [II].
Историко-культурные заповедники целесообразно определить как территории с особым правовым режимом содержания, на которых обеспечивается сохранение, изучение и публичное представление достопримечательного места с расположенными на данной территории памятниками и ансамблями, составляющими целостный историко-культурный и природный комплекс. В состав историко-культурного заповедника могут входить зоны охраны объектов наследия, иные объекты недвижимости, включая лесные и сельскохозяйственные угодья, поселения, водные объекты [II].
- Музей-заповедник следует рассматривать как организационно-правовую форму учреждения, обеспечивающего сохранение и использование наследия историко-культурного заповедника.
- В отношении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, на основании заключения историко-культурной экспертизы может быть принято решение об отнесении данного достопримечательного места к историко-культурным заповедникам [II].
- Содержание историко-культурного заповедника, в зданиях и сооружениях которого находятся исторические и художественные ценности, музейные предметы, подлежащие хранению и публичному показу, регулируется Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и настоящим Федеральным законом.
- Историко-культурные заповедники могут быть федерального, регионального и местного (муниципального) значения [II].
Граница историко—культурного заповедника определяется на основании историко-культурного опорного плана и иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница: в отношении историко-культурного заповедника федерального значения федеральным органом охраны объектов культурного наследия; в отношении историко-культурного заповедника регионального значения и историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.Территорией музея-заповедника являются земельные участки, указанные в части первой настоящей статьи, иные земельные участки, предоставленные музею-заповеднику в установленном порядке в связи с созданием данного музея-заповедника, а также в период его деятельности.
- Граница историко-культурного заповедника может не совпадать с границей достопримечательного места.
- Музей-заповедник –музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями.
- Наряду с видами деятельности, осуществляемыми музеями в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, музей-заповедник обеспечивает сохранность переданных ему объектов культурного наследия и доступ к ним граждан, а также осуществляет сохранение, изучение и популяризацию указанных объектов [IV].
Порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определенным законом субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается данный заповедник. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Содержания устанавливаются органом местного самоуправления по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия [II].
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия [II].
Охранная зона-территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Зона охраняемого природного ландшафта территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия. Наряду с видами деятельности, осуществляемыми музеями в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, музей-заповедник обеспечивает сохранность переданных ему объектов культурного наследия и доступ к ним граждан, а также осуществляет сохранение, изучение и популяризацию указанных объектов. Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации [II].
Недвижимое имущество, закрепленное за государственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея.
В случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными музеями на праве оперативного управления, арендные платежи остаются в распоряжении музея (за исключением музея, являющегося казенным учреждением) и направляются исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества [V].
Таким образом, в настоящее время утвердилось определение, в соответствии с которым музеи-заповедники – это историко-культурные и природные комплексы, которые имеют обширные границы: природный ландшафт, реки, озера, леса и т.д. на территории музея-заповедника.
находятся ценные предметы такие, как историко-культурные, архитектурные, художественные.
охрана музеев-заповедников может регламентироваться действующим законодательством в сфере охраны культурного наследия в России, в частности, – Федеральным законом «Об объектах культурного наследия», Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК — музей под открытым небом, обладающий особой ценностью и получивший статус заповедника.
Музеи-заповедники создаются на основе музеефикации территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории, культуры, природы в их естественной среде. Имеют важное значение для сохранения историко-культурного и природного наследия в его целостности.
Статус заповедника предусматривает особые режимы сохранения и использования включённых в него территорий и объектов.
Термин «Музей-заповедник» возник в СССР и не употребляется нигде, кроме стран СНГ и других республик бывшего СССР.
Ныне в РФ понятие «Музей заповедник» в повседневной жизни широко применяется в качестве синонима средового музея.
Изначально понятие «заповедник» относилось только к природным объектам. Первым музеем, в названии которого появился этот термин, стал «Государственный заповедник Пушкинский уголок» в Псковской губернии, созданный в 1922 году (ныне в составе Пушкинского заповедника).
Официальный статус стал присваиваться музеям с 1958-1959 годов, когда, согласно постановлениям СМ СССР, статус Музея заповедника получили Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный Музей заповедник, Новгородский, Костромской, Загорский, Горьковский (ныне Нижегородский), Ярославо-Ростовский, Псковский музеи.
Все первые Музеи заповедники по профилю относились к историко-архитектурным и художественным и были организованы на базе коллекций старых, имеющих давние традиции городских и областных музеев и музеефикации значительного числа архитектурных памятников и ансамблей.
Первым археологическим музеем, имеющим статус заповедника, стал «Танаис» (Ростовская область), созданный в 1961 году на основе музеефикации раскопок древнего античного города Танаис ( III век до н. э. — V век н. э.).
Территория археологических раскопок была оставлена открытой для осмотра, экспозиция под открытым небом дополнена реконструкцией отдельных построек и усадеб и постоянной выставкой археологических находок в здании музея.
В 1968 году создан историко-археологический Музей заповедник Эребуни в Армении, в 1995 году — Пенджикентский археологический Музей заповедник в Таджикистане. Целый ряд литературных музеев обретает статус мемориальных заповедников в 1950-1980-е годы: Музей И.К.
Карпенко-Карого (Тобилевича) в селе Миколаивка (Николаевка) Кировоградской области (Украина) получает статус Музея заповедника в 1956 году, Музей А.П. Чехова Мелихово (Московская область) — в 1960 году, Музей-усадьба М.Ю.
Лермонтова Тарханы (Пензенская область) — в 1969 году, Государственный Музей заповедник Н.В. Гоголя в селе Гоголевское (Украина) — в 1984 году, Мемориальный и природный Музей заповедник И.С.
Тургенева Спасское-Лутовиново в Орловской области — в 1988 году, Литературно-мемориальные музеи М.М. Коцюбинского в Виннице (1927 год) и Чернигове (1934 год) (Украина) и т.д.
В последние годы территории старых мемориальных Музеев заповедников расширяются, включают всё новые объекты наследия, а новые создаются, как правило, сразу на основе крупных ландшафтных комплексов. Так, музей А.С.
Грибоедова Хмелита (Смоленская область) создан в 1990 году на основе родового имения Грибоедовых с сохранившимися дворцом, флигелями и церковью середины XVIII века в стиле барокко и обширной территории, связанной с именами А.С. Грибоедова, П.С. Нахимова, А.С.
Хомякова, с событиями Великой Отечественной войны.
Одним из крупнейших мемориально-заповедных комплексов, созданных на основе бережно сохранённого потомками Л.Н. Толстого родового гнезда, стала Ясная Поляна, объявленная в 1986 году мемориальным и природным заповедником.
Статус военно-исторического Музея заповедника обретают самые знаменитые ратные поля: Национальный музей-заповедник «Поле Полтавской битвы» (1909 год, современный статус с 1981 года) на Украине; Государственный Бородинский военно-исторический Музей-заповедник (1961 год) и Государственный военно-исторический и природный Музей-заповедник «Куликово поле» (1995 год), мемориализация которых путём постановки храмов, монастырей и памятных знаков началась ещё в XIX веке, Государственный военно-исторический Музей-заповедник «Прохоровское поле» на месте крупнейшего танкового сражения Великой Отечественной войны 12 июля 1943 года (1996 год).
В 1987 году появился первый научно-технический и промышленный Музей-заповедник — Нижнетагильский Музей-заповедник «Горнозаводской Урал».
В его состав вошёл один из старейших российских провинциальных музеев, открытый по инициативе заводчиков Демидовых в 1841 году, а также многочисленные памятники, связанные главным образом с развитием металлургии на Урале; среди них — первый в РФ музеефицированный крупный промышленный объект — Нижнетагильский завод-музей, Музей ремёсел и быта горнозаводского населения, Музей подносного промысла.
Музеями-заповедниками часто объявляются музеи-усадьбы [Мемориальный Музей-заповедник Поленово (Тульская область) получил статус заповедника в 1983 году], музеи-дворцы [дворцово-парковые комплексы пригородов Санкт-Петербурга; Ширваншахов дворец (статус Музея-заповедника с 1964 года) в Азербайджане; Государственный дворцово-парковый Музей-заповедник в г. Алупка (1997 год), Олесский и Золочевский замки — все на Украине], монастырские ансамбли, фрагменты среды исторических поселений, в т. ч. городов-музеев, особо ценные природные и антропогенные ландшафты (например, Соловецкий историко-архитктурный и природный Музей-заповедник в Архангельской области, территория которого площадью около 300 км2 включает острова Соловецкого архипелага в Белом море с расположенными на них 245 памятниками и морскую акваторию на расстоянии до 5 км от крайних точек островов).
В 1980-1990-х годах в названиях целого ряда историко-культурных, мемориальных Музеях-заповедниках появилось дополнительное определение профиля: «природный» или «природно-ландшафтный» (Коломенское, Царицыно — в России), позднее (2005 год) создан Восточно-Казахский архитектурно-художественный и природно-ландшафтный Музей-заповедник в Казахстане. Это было связано с расширенным пониманием наследия и стремлением сохранять его в целостности, с постановкой экологических проблем. Хотя сегодня в названиях большинства музеев определяется их основной профиль, по сути они, как правило, являются комплексными.
Объекты Музея-заповедника могут быть объединены единой заповедной территорией [например «Коломенское», Московский Кремль, «Ростовский кремль» (основан в 1883 году, современный статус с 1995 года), Новгородский государственный объединённый музей-заповедник (современный статус с 1976 года), Государственный историко-архитектурный и этнографический Музей-заповедник Кижи, Болгарский государственный историко-архитектурный Музей-заповедник (1969 год) в Татарстане — все в России; Государственный историко-архитектурный Музей-заповедник «Кумайри» (город Гюмри), Историко-культурный Музей-заповедник «Звартноц» — оба в Армении; Мцхетский Музей-заповедник (конец XIX- начало XX века) в Грузии; Национальный Полоцкий историко-культурный Музей-заповедник (1968 год, современный статус с 2004 года), Национальный историко-культурный Музей-заповедник «Несвиж» (1993 год) — оба в Белоруссии; Государственный историко-археологический Музей-заповедник «Ичан-Кала» (1969 год) в Хиве, Бухарский государственный архитектурно-художественный Музей-заповедник (1985 год), Государственный объединённый архитектурно-художественный Музей-заповедник в Самарканде (основан в 1896 году) — все в Узбекистане; Государственный историко-культурный Музей-заповедник в Ку- ня-Ургенч (1985 год, Туркмения); Историко-культурный Музей-заповедник «Хульбук» (2006 год) в Таджикистане] и даже находиться в пределах одного архитектурного ансамбля: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник в Вологодской области, созданный на базе архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря, Историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник «Александровская слобода» во Владимирской области, занимающий комплекс резиденции Ивана Грозного 1564-1581 годы, на месте которой в XVII-XX веках действовал Успенский женский монастырь, Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник на территории бывшего Горицкого монастыря — все в России; Архитектурно-археологический Музей-заповедник «Накалакеви», «Крепость Петра» (Цихисдзири; 1989 год), Гонио-Апсарский Музей-заповедник (1994 год) — все в Грузии; Турайдский Музей-заповедник (1988 год) в Сигулде (Латвия); Государственный историко-культурный Музей-заповедник «Азрет-Султан» (1978 год, современный статус с 1989 года), Атырауский областной Музей-заповедник «Хан ордалы Сарайшык» (1999 год; пантеоны 7 казахских ханов) — оба в Казахстане.
Музеи-заповедники могут быть рассредоточены на значительной территории (Новгородский объединённый историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник, включающий музеи и памятники, расположенные на территории всей Новгородской области). В состав крупных Музеев-заповедников могут входить территории, как полностью или частично изъятые из хозяйств. использования, так и не изъятые, с различными режимами охраны: от строжайшего заповедного режима до живых поселений.
- Для Музея-заповедника характерны такие формы культурно-образовательной деятельности, как музейные праздники (особенно часто — фольклорные, связанные с празднованием традиционного народного календарного цикла), военно-исторические реконструкции (например, реконструкции фрагментов сражений на Бородинском и Куликовом полях), мастерские народных промыслов, экологические тропы; литературные, поэтические, музыкальные фестивали (чаще всего в мемориальных Музеях-заповедниках), детские археологические лагеря, экологический и экстремальный туризм и др.
- Разрабатываются генеральные планы развития ряда Музеев-заповедников, предусматривающие возрастание их роли в качестве градообразующего фактора региона, реализацию крупномасштабных исследовательских и культурно-образовательных программ, развитие на базе заповедных территорий форм нематериального наследия, включение в их состав новых территорий и комплексов.
- В начале XXI века Музей-заповедник — одна из наиболее востребованных, перспективных и динамично развивающихся групп музеев.
- © Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Музеи-заповедники в 1980–87 гг. М., 1989
- На пути к музею XXI в. Музеи-заповедники. М., 1991
- Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов. М., 1994
- Музеи-заповедники России. Каталог. М., 1999
Музей-заповедник — это… Что такое Музей-заповедник?
Музе́й-запове́дник — разновидность музея, в состав которого помимо экспозиций входят архитектурные, исторические и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия страны или региона. С целью защиты этих памятников государство дополнительно наделяет такие музеи правовым статусом заповедника, что предусматривает особые режимы сохранения и использования включенных в него территорий и объектов.
В связи с открытостью территорий, многие музеи-заповедники проводят различные музейные праздники (чаще всего — на фольклорные темы), организуют мастерские народных промыслов, исторические реконструкции (например реконструкции фрагментов сражений на Бородинском и Куликовском полях), «экологические тропы», различные фестивали (литературные, музыкальные) и т.п.
На 2010 год количество музеев-заповедников в России приближается к 100.
Содержание
|
Классификация
Музеи-заповедники, в зависимости от входящих в их состав объектов и основной направленности, бывают следующих видов:
При этом несмотря на то, что в названиях современных музеев-заповедников чаще всего определяется только их основной профиль, как правило, большинство из них являются комплексными.
История
С XV века «заповедниками» называли леса, которые «заповедывалось», то есть было запрещено вырубать. Слово изначально использовалось только к природным объектам.
В 1922 году слово «заповедник» впервые появилось в названии музея «Пушкинский уголок» (ныне «Михайловское»).
С конца 1950-x годов статус «музей-заповедник» стали присваивать официально.
Тогда были сформированы несколько музеев-заповедников на базе коллекций городских и областных музеев и музеефикации архитектурных памятников и ансамблей.
По профилю первые музеи-заповедники относились к историко-архитектурным и художественным (Владимиро-Суздальский, Новгородский, Костромской, Загорский, Горьковский (ныне — Нижегородский), Ярославо-Ростовский, Псковский).
Во второй половине XX в. форма музея-заповедника оказалась оптимальной для организации охраны, развития и музейного использования культурных и природных территорий и недвижимых памятников, обладающих высокой научной, эстетической, мемориальной ценностью. Статус музеев-заповедников присваивался:
- местам раскопок древних поселений — например «Танаис»
- литературным музеям (часто с прилегающими природными ландшафтами) — «Мелихово», «Тарханы», «Хмелита» и др.
- местам наиболее известных военных сражений — Бородинское поле и Куликово поле
- музеям-усадьбам — «Поленово»
- музеям-дворцам — «Петергоф», «Царское Cело»
- монастырским ансамблям — Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
- фрагментам среды исторических поселений
- особо ценным природным и антропогенным ландшафты — острова Соловецкого архипелага с прилегающей акваторией Белого моря.
В 1987 году появился первый научно-технический музей-заповедник в Нижнем Тагиле, включающий в том числе первый в РФ музеефицированный крупный промышленный объект — Нижнетагильский завод-музей. В настоящее время это одна из наиболее востребованных, перспективных и динамично развивающихся групп музеев.
11 февраля 2011 года Государственная Дума приняла новое определение музея-заповедника как «музея, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами или ансамблями, отнесенными к историко-культурным заповедникам» и расширила перечень задач таких объектов, включив в него «обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов». Также утверждено право музеев-заповедников заниматься в границах своей территории сохранением исторически сложившихся видов деятельности, народных художественных промыслов и ремесел.[2]
См. также
- Список музеев-заповедников России
Примечания
- И.А. Анощенко. Музей-заповедник (рус.). Большая советская энциклопедия. Проверено 19 февраля 2010.
- М.Е. Каулен. Музеи-заповедники (рус.). Российская музейная энциклопедия. Архивировано из первоисточника 18 апреля 2012. Проверено 19 февраля 2010.