Статья 26.1. Музеи-заповедники

22 марта группой депутатов во главе со Станиславом Говорухиным (ЕР) внесен в Госдуму законопроект, касающийся двойственного правового статуса историко-культурных музеев-заповедников одновременно как объектов культурного наследия и музейных учреждений.

Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в том числе раздел «Историко- культурные музеи-заповедники и музейные комплексы», в который включено 165 музеев-заповедников с филиалами.

Между тем, Указ Президента Российской Федерации № 176 был принят до вступления в силу Федерального закона от 25 июня 2002 года № 7Э-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и опирался на правовые нормы, установленные Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» введено понятие историко-культурного заповедника, признанного особой формой достопримечательного места, для управления которым не обязательно создание какого-либо учреждения или организации.

Однако, согласно статье 57 данного Федерального закона, если в зданиях и сооружениях, расположенных на территории историко-культурного заповедника, находятся исторические и художественные ценности, музейные предметы, подлежащие хранению и публичному показу, то содержание такого заповедника наряду с законодательством об объектах культурного наследия регулируется также Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». То есть, в этих случаях управление историко-культурными заповедниками должно осуществляться музеями-заповедниками, деятельность которых регулируется законодательством о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.

  • Включенные в Перечень объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения историко-культурные музеи- заповедники и музейные комплексы по своей правовой природе отличны от предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» историко- культурных заповедников тем, что совмещают в себе статусы музейных учреждений и недвижимых памятников истории и культуры.
  • Двойственный правовой статус историко-культурных музеев-заповедников одновременно как объектов культурного наследия и музейных учреждений приводит к правовой коллизии в вопросах государственного учета в едином государственном реестре объектов культурного наследия и государственной охраны таких объектов культурного наследия.
  • Авторы поправок предлагают дополнить Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» новой статьей, устанавливающей, что государственной охране подлежат расположенные в границах историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов объекты культурного наследия — ансамбли или достопримечательные места, на территории историко-культурных музеев-заповедников, деятельность которых предусмотрена Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» для музеев-заповедников.
  • Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ должны быть определены порядок и особенности внесения сведений в реестр об историко-культурных музеях-заповедниках и расположенных в их границах объектах культурного наследия.

Причем, как отмечают инициаторы поправок, мероприятия соответствующих органов охраны объектов культурного наследия по отнесению объектов культурного наследия к ансамблям или достопримечательным местам и определению их пообъектного состава не должны повлечь дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, так как должны будут проводиться с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия, но без использования механизма государственной историко-культурной экспертизы, осуществляемой за плату. Если в отношении объектов культурного наследия, находящихся на территориях музеев- заповедников, такая работа до вступления в силу проекта федерального закона уже была проведена, то повторное ее проведение исключается.

Музеи-заповедники — перспективный метод использования историко-культурного наследия

В последние десятилетия в России особое значение придается созданию музеев-заповедников. Статус музея-заповедника как особой охраняемой территории в нашей стране был введен в 60-е г. XX в.

Музей-заповедник является государственным учреждениему обеспечивающим сохранение и использование памятников, осуществляющим контроль хозяйственной деятельности и производство реставрационных работ на его территории.

Законодательство выделяет семь видов особо охраняемых природных территорий: памятники природы, заказники, заповедники, национальные парки, природные парки, ботанические сады и дендрологические парки, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отсутствует понятие «музей-заповедник», но имеется понятие «историко-культурный заповедник».

На основании этого закона на территории историко-культурного заповедника могут быть установлены особый правовой режим земель и градостроительный регламент, позволяющий сохранять и бережно использовать уникальную территорию с имеющимися на ней памятниками.

Одной из наиболее эффективных форм сохранения и использования недвижимых памятников истории и культуры в нашей стране являются музеи-заповедники.

«Музей-заповедник — это учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической, культурной и природной среде»[1].

Музеи-заповедники в нашей стране являются одними из главных учреждений культуры, сохраняющих, использующих и пропагандирующих недвижимое историко-культурное наследие народов России. Они выполняют задачу комплексной охраны и использования памятников историко-культурного и природного наследия.

Особенно их роль велика в сохранении исторических комплексов центров русской культуры XVII-XIX вв., церковных архитектурных ансамблей, этнографических комплексов малочисленных народов. Сохраняя очаги традиционного облика России, они создают привлекательный современный образ нашего государства.

Зарубежные гости, посещая места, связанные с именами выдающихся россиян, осознают важность вклада России в сокровищницу мировой культуры.

Велика роль музеев-заповедников на широкоизвестных туристических маршрутах: Золотое Кольцо, Подмосковье, пригороды Санкт-Петербурга, Кижи и другие популярные места. Однако не меньшую роль они играют и в небольших провинциальных населенных пунктах. Зачастую именно музеи-заповедники дают им основу для известности и создают условия для сохранения экономической жизни, привлекая потоки туристов.

Большинство музеев-заповедников не ограничивается только сохранением историко-культурного наследия, они активно занимаются научной, образовательной, культурной и хозяйственной деятельностью.

Так как в территорию музеев-заповедников включается и обширная площадь культурного ландшафта, то зачастую музеи занимаются лесохозяйственной деятельностью и земледелием, прудовым хозяйством, разведением породистых лошадей, оранжерей, фруктовых садов, устройством пасек.

Музеи-заповедники являются активным фактором в сохранении культурной самобытности народов России, в создании условий преемственного развития культуры на основе местного историко-культурного наследия.

Они выполняют важнейшую функцию в формировании таких качеств личности, как патриотизм, гражданственность, уважение к истории своей Родины, гордость за свою страну. Музеи-заповедники являются крупными центрами культуры, оказывающими влияние на ее развитие в своем регионе.

Многие музеи-заповедники не ограничиваются лишь сохранением памятников, но играют определенную роль в формировании местного бюджета, создании рабочих мест, ведут образовательную деятельность.

Национальное богатство, находящееся в музеях-заповедниках, в экономическом значении превосходит основные фонды образования и науки. Оно сопоставимо с фондами ведущих отраслей промышленности.

Так, например, стоимость активов культурного наследия одного Санкт-Петербурга (без учета не поддающихся денежной оценке объектов) составляет 420 млрд рублей.

Это равносильно по цене месторождениям нефти, алмазов.

В современных условиях музеи-заповедники, принимая ежегодно миллионы туристов, организуя досуг и отдых людей, создают дополнительные инфраструктуры, направленные на обслуживание посетителей. В результате этого музейные учреждения, сохраняющие историко-культурное наследие, являются фактором развития местной экономики.

Таким образом, от степени развитости сети музеев-заповедников зависит не только состояние историко-культурного наследия, но, в первую очередь, уровень культуры страны и в значительной степени социальная стабильность общества.

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" стр. 3

При наследовании музейных предметов и музейных коллекций по завещанию либо по закону наследник обязан принимать на себя все обязательства, имевшиеся у наследодателя в отношении этих предметов.

При отказе от этих обязательств наследник может продать данные музейные предметы и музейные коллекции либо совершить иную сделку на означенных выше условиях, при этом государство имеет преимущественное право покупки.

  • Если наследник не обеспечил исполнение обязательств в отношении данных музейных предметов и музейных коллекций, то государство имеет право осуществить выкуп бесхозяйственно содержимых предметов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Все перечисленные сделки с музейными предметами и музейными коллекциями считаются совершенными со дня их государственной регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
  • Реализация преимущественного права покупки, предусмотренного частями первой и второй настоящей статьи, от лица государства производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.
Читайте также:  Статья 6. Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Глава V. Музеи в Российской Федерации

Статья 26. Создание музеев в Российской Федерации

Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.

Статья 26.1. Музеи-заповедники

  1. Музей-заповедник — музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями.

  2. Территорией музея-заповедника являются земельные участки, указанные в части первой настоящей статьи, иные земельные участки, предоставленные музею-заповеднику в установленном порядке в связи с созданием данного музея-заповедника, а также в период его деятельности.

  3. Наряду с видами деятельности, осуществляемыми музеями в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, музей-заповедник обеспечивает сохранность переданных ему объектов культурного наследия и доступ к ним граждан, а также осуществляет сохранение, изучение и популяризацию указанных объектов.
  4. Музей-заповедник также вправе:
  5. осуществлять деятельность, направленную на сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел;
  6. осуществлять экскурсионное обслуживание и предоставлять информационные услуги;
  7. создавать условия для туристской деятельности;
  8. проводить природоохранные мероприятия;
  9. осуществлять деятельность по содержанию и эксплуатации объектов инфраструктуры (в том числе зданий, жилых помещений и нежилых помещений), транспортных средств, необходимых музею-заповеднику для обеспечения доступа граждан к предоставленным ему объектам культурного наследия, осуществления экскурсионного обслуживания, создания условий для туристской деятельности.

Статья 27. Цели создания музеев в Российской Федерации

  • Целями создания музеев в Российской Федерации являются:
  • осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;
  • хранение музейных предметов и музейных коллекций;
  • выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
  • изучение музейных предметов и музейных коллекций;
  • публикация музейных предметов и музейных коллекций.
  • Целями создания музеев-заповедников в Российской Федерации наряду с целями, указанными в части первой настоящей статьи, являются обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов.
  • Целями создания музеев-заповедников в Российской Федерации наряду с целями, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, могут являться обеспечение режима содержания достопримечательного места, отнесенного к историко-культурному заповеднику, или ансамбля, сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел, осуществление экскурсионного обслуживания, предоставление информационных услуг, а также создание условий для туристской деятельности.
  • Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается.

Статья 28. Порядок учреждения музеев в Российской Федерации

Музеи в Российской Федерации учреждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Порядок учреждения государственных музеев в Российской Федерации

Государственные музеи, находящиеся в ведении Российской Федерации, создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Создание, реорганизация и ликвидация государственных музеев, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, осуществляется в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законами субъекта Российской Федерации.

  1. Часть вторая утратила силу с 1 января 2011 г.
  2. Недвижимое имущество, закрепленное за государственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея.
  3. В случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными музеями на праве оперативного управления, арендные платежи остаются в распоряжении музея (за исключением музея, являющегося казенным учреждением) и направляются исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества.
  4. Земельные участки, на которых расположены государственные музеи, предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Статья 30. Порядок учреждения негосударственных музеев в Российской Федерации

  • Закрепление музейных предметов и музейных коллекций за негосударственными музеями производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
  • Уставы (положения) негосударственных музеев утверждаются их учредителями и регистрируются в установленном порядке.
  • Недвижимое имущество, закрепленное за негосударственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея.

Статья 31. Реорганизация музеев в Российской Федерации

Реорганизация музеев в Российской Федерации производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Изменение целей деятельности музеев в результате реорганизации не допускается.

Статья 32. Ликвидация музеев в Российской Федерации

Ликвидация музеев в Российской Федерации производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Часть вторая утратила силу с 1 января 2011 г.

При ликвидации государственных музеев музейные предметы и музейные коллекции, закрепленные за этими музеями, закрепляются в соответствии с частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона за иными государственными музеями (музеем). Соответствующее решение принимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.

Статья 33. Виды деятельности музеев в Российской Федерации

Музеи в Российской Федерации в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям деятельности музеев в Российской Федерации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Музеи в Российской Федерации в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 34. Исключена

Нормативно-правовые основания функционирования музеев-заповедников на современном этапе

Произошедшие в России за последнее десятилетие политические и экономические реформы предопределили необходимость пересмотра законодательства в сфере охраны наследия.

Это связано, прежде всего, с появлением и развитием института частной собственности, на землю, недвижимые памятники истории и культуры, с передачей полномочий органов государственной власти Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям, с разработкой и принятием ряда новых законов, затрагивающих сферы охраны и сохранения культурного и природного наследия [II].

Историко-культурные заповедники целесообразно определить как территории с особым правовым режимом содержания, на которых обеспечивается сохранение, изучение и публичное представление достопримечательного места с расположенными на данной территории памятниками и ансамблями, составляющими целостный историко-культурный и природный комплекс. В состав историко-культурного заповедника могут входить зоны охраны объектов наследия, иные объекты недвижимости, включая лесные и сельскохозяйственные угодья, поселения, водные объекты [II].

  • Музей-заповедник следует рассматривать как организационно-правовую форму учреждения, обеспечивающего сохранение и использование наследия историко-культурного заповедника.
  • В отношении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, на основании заключения историко-культурной экспертизы может быть принято решение об отнесении данного достопримечательного места к историко-культурным заповедникам [II].
  • Содержание историко-культурного заповедника, в зданиях и сооружениях которого находятся исторические и художественные ценности, музейные предметы, подлежащие хранению и публичному показу, регулируется Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и настоящим Федеральным законом.
  • Историко-культурные заповедники могут быть федерального, регионального и местного (муниципального) значения [II].

Граница историкокультурного заповедника определяется на основании историко-культурного опорного плана и иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница: в отношении историко-культурного заповедника федерального значения федеральным органом охраны объектов культурного наследия; в отношении историко-культурного заповедника регионального значения и историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.Территорией музея-заповедника являются земельные участки, указанные в части первой настоящей статьи, иные земельные участки, предоставленные музею-заповеднику в установленном порядке в связи с созданием данного музея-заповедника, а также в период его деятельности.

  1. Граница историко-культурного заповедника может не совпадать с границей достопримечательного места.
  2. Музей-заповедник музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями.
  3. Наряду с видами деятельности, осуществляемыми музеями в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, музей-заповедник обеспечивает сохранность переданных ему объектов культурного наследия и доступ к ним граждан, а также осуществляет сохранение, изучение и популяризацию указанных объектов [IV].
Читайте также:  Статья 19. Использование языков в нотариальном делопроизводстве

Порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определенным законом субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается данный заповедник. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Содержания устанавливаются органом местного самоуправления по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия [II].

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия [II].

Охранная зона-территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ­территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Зона охраняемого природного ландшафта территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия. Наряду с видами деятельности, осуществляемыми музеями в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, музей-заповедник обеспечивает сохранность переданных ему объектов культурного наследия и доступ к ним граждан, а также осуществляет сохранение, изучение и популяризацию указанных объектов. Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации [II].

Недвижимое имущество, закрепленное за государственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея.

В случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными музеями на праве оперативного управления, арендные платежи остаются в распоряжении музея (за исключением музея, являющегося казенным учреждением) и направляются исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества [V].

Таким образом, в настоящее время утвердилось определение, в соответствии с которым музеи-заповедники – это историко-культурные и природные комплексы, которые имеют обширные границы: природный ландшафт, реки, озера, леса и т.д. на территории музея-заповедника.

находятся ценные предметы такие, как историко-культурные, архитектурные, художественные.

охрана музеев-заповедников может регламентироваться действующим законодательством в сфере охраны культурного наследия в России, в частности, – Федеральным законом «Об объектах культурного наследия», Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК — му­зе­й под от­кры­тым не­бом, об­ла­даю­щий осо­бой цен­но­стью и по­лу­чив­ший ста­тус за­по­вед­ни­ка.

Музеи-заповедники соз­да­ют­ся на ос­но­ве му­зее­фи­ка­ции тер­ри­то­рий, ан­самб­лей, ком­плек­сов и отдельных па­мят­ни­ков ис­то­рии, куль­ту­ры, при­ро­ды в их ес­тественной сре­де. Име­ют важ­ное зна­че­ние для со­хра­не­ния ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го и при­род­но­го на­сле­дия в его це­ло­ст­но­сти.

Ста­тус за­по­вед­ни­ка пре­ду­смат­ри­ва­ет осо­бые ре­жи­мы со­хра­не­ния и ис­поль­зо­ва­ния вклю­чён­ных в не­го тер­ри­то­рий и объ­ек­тов.

Тер­мин «Музей-заповедник» воз­ник в СССР и не упо­т­реб­ля­ет­ся ни­где, кро­ме стран СНГ и других рес­пуб­лик бывшего СССР.

Ны­не в РФ по­ня­тие «Музей заповедник» в по­все­днев­ной жиз­ни ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в ка­че­ст­ве си­но­ни­ма сре­до­во­го му­зея.

Из­на­чаль­но по­ня­тие «за­по­вед­ник» от­но­си­лось толь­ко к при­род­ным объ­ек­там. Пер­вым му­зе­ем, в на­зва­нии ко­то­ро­го по­явил­ся этот тер­мин, стал «Государственный за­по­вед­ник Пуш­кин­ский уго­лок» в Псков­ской губернии, соз­дан­ный в 1922 году (ны­не в со­ста­ве Пуш­кин­ско­го за­по­вед­ни­ка).

Официальный ста­тус стал при­сваи­вать­ся му­зе­ям с 1958-1959 годов, ко­гда, со­глас­но по­ста­нов­ле­ни­ям СМ СССР, ста­тус Музея заповедника по­лу­чи­ли Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ский ис­то­ри­ко-ар­хитектурный и ху­дожественный Музей заповедник, Нов­го­род­ский, Ко­ст­ром­ской, За­гор­ский, Горь­ков­ский (ны­не Ни­же­го­род­ский), Яро­сла­во-Рос­тов­ский, Псков­ский му­зеи.

Все пер­вые Музеи заповедники по про­фи­лю от­но­си­лись к ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ным и ху­до­же­ст­вен­ным и бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны на ба­зе кол­лек­ций ста­рых, имею­щих дав­ние тра­ди­ции го­род­ских и об­ла­ст­ных му­зе­ев и му­зее­фи­ка­ции зна­чительного чис­ла ар­хитектурных па­мят­ни­ков и ан­самб­лей.

Пер­вым ар­хео­ло­гическим му­зе­ем, имею­щим ста­тус за­по­вед­ни­ка, стал «Та­на­ис» (Рос­тов­ская область), соз­дан­ный в 1961 году на ос­но­ве му­зее­фи­ка­ции рас­ко­пок древ­не­го ан­тич­но­го го­ро­да Та­на­ис ( III век до н. э. — V век н. э.).

Тер­ри­то­рия ар­хео­ло­гических рас­ко­пок бы­ла ос­тав­ле­на от­кры­той для ос­мот­ра, экс­по­зи­ция под от­кры­тым не­бом до­пол­не­на ре­кон­ст­рук­ци­ей отдельных по­стро­ек и уса­деб и по­сто­ян­ной вы­став­кой ар­хео­ло­гических на­хо­док в зда­нии му­зея.

В 1968 году соз­дан ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­гический Музей заповедник Эре­бу­ни в Ар­ме­нии, в 1995 году — Пенд­жи­кент­ский ар­хео­ло­гический Музей заповедник в Тад­жи­ки­ста­не. Це­лый ряд литературных му­зе­ев об­ре­та­ет ста­тус ме­мо­ри­аль­ных за­по­вед­ни­ков в 1950-1980-е годы: Му­зей И.К.

Кар­пен­ко-Ка­ро­го (То­би­ле­ви­ча) в селе Ми­ко­ла­ив­ка (Ни­ко­ла­ев­ка) Ки­ро­во­град­ской области (Ук­раи­на) по­лу­ча­ет ста­тус Музея заповедника в 1956 году, Му­зей А.П. Че­хо­ва Ме­ли­хо­во (Московская область) — в 1960 году, Му­зей-усадь­ба М.Ю.

Лер­мон­то­ва Тар­ха­ны (Пен­зен­ская область) — в 1969 году, Государственный Музей заповедник Н.В. Го­го­ля в селе Го­го­лев­ское (Ук­раи­на) — в 1984 году, Ме­мо­ри­аль­ный и при­род­ный Музей заповедник И.С.

Тур­ге­не­ва Спас­ское-Лу­то­ви­но­во в Ор­лов­ской области — в 1988 году, Литературно-ме­мо­ри­аль­ные му­зеи М.М. Ко­цю­бин­ско­го в Вин­ни­це (1927 год) и Чер­ни­го­ве (1934 год) (Ук­раи­на) и т.д.

В по­след­ние го­ды тер­ри­то­рии ста­рых ме­мо­ри­аль­ных Музеев заповедников рас­ши­ря­ют­ся, вклю­ча­ют всё но­вые объ­ек­ты на­сле­дия, а но­вые соз­да­ют­ся, как пра­ви­ло, сра­зу на ос­но­ве круп­ных ланд­шафт­ных ком­плек­сов. Так, музей А.С.

Гри­бое­до­ва Хме­ли­та (Смо­лен­ская область) соз­дан в 1990 году на ос­но­ве ро­до­во­го име­ния Гри­бое­до­вых с со­хра­нив­ши­ми­ся двор­цом, фли­ге­ля­ми и цер­ко­вью середины XVIII века в сти­ле ба­рок­ко и об­шир­ной тер­ри­то­рии, свя­зан­ной с име­на­ми А.С. Гри­бое­до­ва, П.С. На­хи­мо­ва, А.С.

Хо­мя­ко­ва, с со­бы­тия­ми Великой Отечественной вой­ны.

Од­ним из круп­ней­ших ме­мо­ри­аль­но-за­по­вед­ных ком­плек­сов, соз­дан­ных на ос­но­ве бе­реж­но со­хра­нён­но­го по­том­ка­ми Л.Н. Тол­сто­го ро­до­во­го гнез­да, ста­ла Яс­ная По­ля­на, объ­яв­лен­ная в 1986 году ме­мо­ри­аль­ным и при­род­ным за­по­вед­ни­ком.

Ста­тус во­енно-ис­то­рического Музея заповедника об­ре­та­ют са­мые зна­ме­ни­тые рат­ные по­ля: Национальный му­зей-за­по­вед­ник «По­ле Пол­тав­ской бит­вы» (1909 год, современный ста­тус с 1981 года) на Ук­раи­не; Государственный Бо­ро­дин­ский во­енно-ис­то­рический Музей-заповедник (1961 год) и Государственный во­енно-ис­то­рический и при­род­ный Музей-заповедник «Ку­ли­ко­во по­ле» (1995 год), ме­мо­риа­ли­за­ция ко­то­рых пу­тём по­ста­нов­ки хра­мов, мо­на­сты­рей и па­мят­ных зна­ков на­ча­лась ещё в XIX веке, Государственный во­енно-ис­то­рический Музей-заповедник «Про­хо­ров­ское по­ле» на ме­сте круп­ней­ше­го тан­ко­во­го сра­же­ния Великой Отечественной вой­ны 12 ию­ля 1943 года (1996 год).

Читайте также:  Глава XIII.2. Рассмотрение дел о возможности исполнения решений иностранных или международных (межгосударственных) судов, иностранных или международных третейских судов (арбитражей)

В 1987 году поя­вил­ся пер­вый на­учно-тех­нический и промышленный Музей-заповедник — Ниж­не­та­гиль­ский Музей-заповедник «Гор­но­за­вод­ской Урал».

В его со­став во­шёл один из ста­рей­ших российских про­вин­ци­аль­ных му­зе­ев, от­кры­тый по ини­циа­ти­ве за­во­дчи­ков Де­ми­до­вых в 1841 году, а так­же мно­го­численные па­мят­ни­ки, свя­зан­ные главным образом с раз­ви­ти­ем ме­тал­лур­гии на Ура­ле; сре­ди них — пер­вый в РФ му­зее­фи­ци­ро­ван­ный круп­ный промышленный объ­ект — Ниж­не­та­гиль­ский за­вод-му­зей, Му­зей ре­мё­сел и бы­та гор­но­за­вод­ско­го на­се­ле­ния, Му­зей под­нос­но­го про­мыс­ла.

Музеями-заповедниками час­то объ­яв­ля­ют­ся му­зеи-усадь­бы [Ме­мо­ри­аль­ный Музей-заповедник По­ле­но­во (Туль­ская область) по­лу­чил ста­тус за­по­вед­ни­ка в 1983 году], му­зеи-двор­цы [двор­цо­во-пар­ко­вые ком­плек­сы при­го­ро­дов Санкт-Пе­тер­бур­га; Шир­ван­ша­хов дво­рец (ста­тус Музея-заповедника с 1964 года) в Азер­бай­джа­не; Государственный двор­цо­во-пар­ко­вый Музей-заповедник в г. Алуп­ка (1997 год), Олес­ский и Зо­ло­чев­ский зам­ки — все на Ук­раи­не], мо­на­стыр­ские ан­самб­ли, фраг­мен­ты сре­ды ис­то­рических по­се­ле­ний, в т. ч. го­ро­дов-му­зе­ев, осо­бо цен­ные при­род­ные и ан­тро­по­ген­ные ланд­шаф­ты (например, Со­ло­вец­кий ис­то­ри­ко-ар­хитктурный и при­род­ный Музей-заповедник в Ар­хан­гель­ской области, тер­ри­то­рия ко­то­ро­го пло­ща­дью около 300 км2 вклю­ча­ет острова Со­ло­вец­ко­го ар­хи­пе­ла­га в Бе­лом море с рас­по­ло­жен­ны­ми на них 245 па­мят­ни­ка­ми и мор­скую ак­ва­то­рию на рас­стоя­нии до 5 км от край­них то­чек ост­ро­вов).

В 1980-1990-х годах в на­зва­ни­ях це­ло­го ря­да ис­то­ри­ко-куль­тур­ных, ме­мо­ри­аль­ных Музеях-заповедниках поя­ви­лось до­пол­нительное оп­ре­деле­ние про­фи­ля: «при­род­ный» или «при­род­но-ланд­шафт­ный» (Ко­ло­мен­ское, Ца­ри­цы­но — в Рос­сии), позд­нее (2005 год) соз­дан Восточно-Ка­захский ар­хи­тек­тур­но-ху­дожественный и при­род­но-ланд­шафт­ный Музей-заповедник в Ка­зах­ста­не. Это бы­ло свя­за­но с рас­ши­рен­ным по­ни­ма­ни­ем на­сле­дия и стрем­ле­ни­ем со­хра­нять его в це­ло­ст­но­сти, с по­ста­нов­кой эко­ло­гических про­блем. Хо­тя се­го­дня в на­зва­ни­ях боль­шин­ст­ва музеев оп­ре­де­ля­ет­ся их основной про­филь, по су­ти они, как пра­ви­ло, яв­ля­ют­ся ком­плекс­ны­ми.

Объ­ек­ты Музея-заповедника мо­гут быть объ­е­ди­не­ны еди­ной за­по­вед­ной тер­ри­то­ри­ей [например  «Ко­ло­мен­ское», Мо­с­ков­ский Кремль, «Рос­тов­ский кремль» (ос­но­ван в 1883 году, современный ста­тус с 1995 года), Нов­го­род­ский государственный объ­еди­нён­ный му­зей-за­по­вед­ник (современный ста­тус с 1976 года), Государственный ис­то­ри­ко-ар­хитектурный и эт­но­гра­фический Музей-заповедник Ки­жи, Бол­гар­ский государственный ис­то­ри­ко-ар­хитектурный Музей-заповедник (1969 год) в Та­тар­ста­не — все в Рос­сии; Государственный ис­то­ри­ко-ар­хитектурный Музей-заповедник «Ку­май­ри» (город Гюм­ри), Исто­ри­ко-куль­тур­ный Музей-заповедник «Зварт­ноц» — оба в Ар­ме­нии; Мцхет­ский Музей-заповедник (конец XIX- начало XX века) в Гру­зии; Национальный По­лоц­кий ис­то­ри­ко-куль­тур­ный Музей-заповедник (1968 год, современный ста­тус с 2004 года), Национальный ис­то­ри­ко-куль­тур­ный Музей-заповедник «Не­свиж» (1993 год) — оба в Бе­ло­рус­сии; Государственный ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­гический Музей-заповедник «Ичан-Ка­ла» (1969 год) в Хи­ве, Бу­хар­ский государственный ар­хитектурно-ху­дожественный Музей-заповедник (1985 год), Государственный объ­е­ди­нён­ный ар­хитектурно-ху­дожественный Музей-заповедник в Са­мар­кан­де (ос­но­ван в 1896 году) — все в Уз­бе­ки­ста­не; Государственный ис­то­ри­ко-куль­тур­ный Музей-заповедник в Ку- ня-Ур­генч (1985 год, Турк­ме­ния); Ис­то­ри­ко-куль­тур­ный Музей-заповедник «Хуль­бук» (2006 год) в Тад­жи­ки­ста­не] и да­же на­хо­дить­ся в пре­де­лах од­но­го ар­хитектурного ан­самб­ля: Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский ис­то­ри­ко-ар­хитектурный и ху­дожественный Музей-заповедник в Во­ло­год­ской области, соз­дан­ный на ба­зе ар­хитектурного ан­самб­ля Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря, Ис­то­ри­ко-ар­хитектурный и ху­дожественный Музей-заповедник «Алек­сан­д­ров­ская сло­бо­да» во Вла­ди­мир­ской области, за­ни­маю­щий ком­плекс ре­зи­ден­ции Ива­на Гроз­но­го 1564-1581 годы, на мес­те ко­то­рой в XVII-XX веках дей­ст­во­вал Ус­пен­ский жен­ский монастырь, Пе­ре­славль-За­лес­ский ис­то­ри­ко-ар­хитектурный и ху­дожественный Музей-заповедник на тер­ри­то­рии бывшего Го­риц­ко­го монастыря — все в Рос­сии; Ар­хитектурно-ар­хео­ло­гический Музей-заповедник «На­ка­ла­ке­ви», «Кре­пость Пет­ра» (Ци­хи­сд­зи­ри; 1989 год), Го­нио-Ап­сар­ский Музей-заповедник (1994 год) — все в Гру­зии; Ту­райд­ский Музей-заповедник (1988 год) в Си­гул­де (Лат­вия); Государственный ис­то­ри­ко-куль­тур­ный Музей-заповедник «Аз­рет-Сул­тан» (1978 год, современный ста­тус с 1989 года), Аты­рау­ский об­ла­ст­ной Музей-заповедник «Хан ор­да­лы Са­рай­шык» (1999 год; пан­те­о­ны 7 ка­захских ха­нов) — оба в Ка­зах­ста­не.

Музеи-заповедники мо­гут быть рас­сре­до­то­че­ны на зна­чительной тер­ри­то­рии (Нов­го­род­ский объ­е­ди­нён­ный ис­то­ри­ко-ар­хитектурный и ху­дожественный Музей-заповедник, вклю­чаю­щий му­зеи и па­мят­ни­ки, рас­по­ло­жен­ные на тер­ри­то­рии всей Нов­го­род­ской области). В со­став круп­ных Музеев-заповедников мо­гут вхо­дить тер­ри­то­рии, как пол­но­стью или час­тич­но изъ­я­тые из хо­зяйств. ис­поль­зо­ва­ния, так и не изъ­я­тые, с различными ре­жи­ма­ми ох­ра­ны: от стро­жай­ше­го за­по­вед­но­го ре­жи­ма до жи­вых по­се­ле­ний.

  • Для Музея-заповедника ха­рак­тер­ны та­кие фор­мы куль­тур­но-об­ра­зо­вательной дея­тель­но­сти, как му­зей­ные празд­ни­ки (осо­бен­но час­то — фольк­лор­ные, свя­зан­ные с празд­но­ва­ни­ем тра­диционного народного ка­лен­дар­но­го цик­ла), во­енно-ис­то­рические ре­кон­ст­рук­ции (например, ре­кон­ст­рук­ции фраг­мен­тов сра­же­ний на Бо­ро­дин­ском и Ку­ли­ко­вом по­лях), мас­тер­ские народных про­мы­слов, эко­ло­гические тро­пы; литературные, по­этические, музыкальные фес­ти­ва­ли (ча­ще все­го в ме­мо­ри­аль­ных Музеях-заповедниках), дет­ские ар­хео­ло­гические ла­ге­ря, эко­ло­гический и экс­тре­маль­ный ту­ризм и др.
  • Раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся ге­не­раль­ные пла­ны раз­ви­тия ря­да Музеев-заповедников, пре­ду­смат­ри­ваю­щие воз­рас­та­ние их ро­ли в ка­че­ст­ве гра­до­об­ра­зую­ще­го фак­то­ра ре­гио­на, реа­ли­за­цию круп­но­мас­штаб­ных ис­сле­до­ва­тель­ских и куль­тур­но-об­ра­зо­вательных про­грамм, раз­ви­тие на ба­зе за­по­вед­ных тер­ри­то­рий форм не­ма­те­риаль­но­го на­сле­дия, вклю­че­ние в их со­став но­вых тер­ри­то­рий и ком­плек­сов.
  • В начале XXI века Музей-заповедник — од­на из наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ных, пер­спек­тив­ных и ди­на­мич­но раз­ви­ваю­щих­ся групп му­зе­ев.
  • © Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Му­зеи-за­по­вед­ни­ки в 1980–87 гг. М., 1989
  • На пу­ти к му­зею XXI в. Му­зеи-за­по­вед­ни­ки. М., 1991
  • Уни­каль­ные тер­ри­то­рии в куль­тур­ном и при­род­ном на­сле­дии ре­гио­нов. М., 1994
  • Му­зеи-за­по­вед­ни­ки Рос­сии. Ка­та­лог. М., 1999

Музей-заповедник — это… Что такое Музей-заповедник?

Музе́й-запове́дник — разновидность музея, в состав которого помимо экспозиций входят архитектурные, исторические и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия страны или региона. С целью защиты этих памятников государство дополнительно наделяет такие музеи правовым статусом заповедника, что предусматривает особые режимы сохранения и использования включенных в него территорий и объектов.

В связи с открытостью территорий, многие музеи-заповедники проводят различные музейные праздники (чаще всего — на фольклорные темы), организуют мастерские народных промыслов, исторические реконструкции (например реконструкции фрагментов сражений на Бородинском и Куликовском полях), «экологические тропы», различные фестивали (литературные, музыкальные) и т.п.

На 2010 год количество музеев-заповедников в России приближается к 100.

Содержание

  • 1 Классификация
  • 2 История
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Источники

Классификация

Музеи-заповедники, в зависимости от входящих в их состав объектов и основной направленности, бывают следующих видов:

При этом несмотря на то, что в названиях современных музеев-заповедников чаще всего определяется только их основной профиль, как правило, большинство из них являются комплексными.

История

С XV века «заповедниками» называли леса, которые «заповедывалось», то есть было запрещено вырубать. Слово изначально использовалось только к природным объектам.

В 1922 году слово «заповедник» впервые появилось в названии музея «Пушкинский уголок» (ныне «Михайловское»).

С конца 1950-x годов статус «музей-заповедник» стали присваивать официально.

Тогда были сформированы несколько музеев-заповедников на базе коллекций городских и областных музеев и музеефикации архитектурных памятников и ансамблей.

По профилю первые музеи-заповедники относились к историко-архитектурным и художественным (Владимиро-Суздальский, Новгородский, Костромской, Загорский, Горьковский (ныне — Нижегородский), Ярославо-Ростовский, Псковский).

Во второй половине XX в. форма музея-заповедника оказалась оптимальной для организации охраны, развития и музейного использования культурных и природных территорий и недвижимых памятников, обладающих высокой научной, эстетической, мемориальной ценностью. Статус музеев-заповедников присваивался:

  • местам раскопок древних поселений — например «Танаис»
  • литературным музеям (часто с прилегающими природными ландшафтами) — «Мелихово», «Тарханы», «Хмелита» и др.
  • местам наиболее известных военных сражений — Бородинское поле и Куликово поле
  • музеям-усадьбам — «Поленово»
  • музеям-дворцам — «Петергоф», «Царское Cело»
  • монастырским ансамблям — Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  • фрагментам среды исторических поселений
  • особо ценным природным и антропогенным ландшафты — острова Соловецкого архипелага с прилегающей акваторией Белого моря.

В 1987 году появился первый научно-технический музей-заповедник в Нижнем Тагиле, включающий в том числе первый в РФ музеефицированный крупный промышленный объект — Нижнетагильский завод-музей. В настоящее время это одна из наиболее востребованных, перспективных и динамично развивающихся групп музеев.

11 февраля 2011 года Государственная Дума приняла новое определение музея-заповедника как «музея, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами или ансамблями, отнесенными к историко-культурным заповедникам» и расширила перечень задач таких объектов, включив в него «обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов». Также утверждено право музеев-заповедников заниматься в границах своей территории сохранением исторически сложившихся видов деятельности, народных художественных промыслов и ремесел.[2]

См. также

  • Список музеев-заповедников России

Примечания

  1. И.А. Анощенко. Музей-заповедник  (рус.). Большая советская энциклопедия. Проверено 19 февраля 2010.
  2. М.Е. Каулен. Музеи-заповедники  (рус.). Российская музейная энциклопедия. Архивировано из первоисточника 18 апреля 2012. Проверено 19 февраля 2010.
Ссылка на основную публикацию