Статья 25. Основания для проведения расследования

Статья 25. Основания для проведения расследования

Производство следственных действий следователем, это совокупность процессуальных действии, посредством которых осуществляется, проверка и исследования доказательств в целом направленных на установление истины по уголовному делу. Все следственные действия, которые может использовать следователь в процессе расследования уголовного дела указанны в ст. 176-194 УПК РФ.

Общие правила производства следственных действий

Основание для проведения следственных действии

Согласно ч. 1 ст. 164 УПК РФ, следственные действия связанные с осмотром трупа при необходимости эксгумации (ч. 3 ст. 178 УПК РФ), освидетельствованием (ст. 179 УПК РФ), обыском (ст. 182 УПК РФ), выемкой (ст. 183 УПК РФ) производятся на основании постановления следователя.

По судебному постановлению проводяться следующие следственные действия (ч. 2 ст. 164 УПК РФ с отсылкой на ст. 29 УПК РФ):

  • о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
  • о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
  • о производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката в соответствии со статьей 450.1 УПК РФ;
  • о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 УПК РФ;
  • о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • о наложении ареста на имущество;(на взгляд автора не является следственным действием, а по своей природе относиться к обеспечительным мерам)
  • о контроле и записи телефонных и иных переговоров;
  • о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;

Как правило все следственные действия, которые ограничивают(ущемляют) Конституционные права граждан, проводяться по постановлению суда. Но не всегда заметьте производство личного обыска, возможно без решения суда (ст. 93 УПК РФ, ч. 2 ст. 184 УПК РФ)

Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

ч.2 ст.184 УПК РФ

Проведение следственных действии буз судебного постановления в случаях нетерпящих отлагательств

В случаях нетерпящих отлагательств, следователь может проводить следственные действия(по которым необходимо судебное постановление), без решения суда.

Для этого следователь выносит постановление о производстве таких действий, но он обязан в течений трех суток с момента начала таких действии обратиться в суд уведомив судью и прокурора о производстве таких действий, а суд в течении 24 часов принимает решение о законности или незаконности следственного действия.

Проведение следственных действии без судебного постановления в случаях нетерпящих отлагательств возможно по следующим действиям:

  • Осмотра жилища при отсутствии согласия;
  • Обыска и выемки в жилище;
  • Личного обыска;
  • Выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
  • Наложение ареста на имущество;(обеспечительная мера)

 В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения.

В этом случае следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия.

К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве.

Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса.

ч.5 ст.165 УПК РФ

Время производства следственных действии

Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

ч.3 ст.164 УПК РФ

Ночным временем признается промежуток с 22:00 до 6:00 по местном времени ( п. 21 ст. 5 УПК РФ). То есть производство следственных действий возможно проводить в период с 6:00 и до 22:00 часов.

Действия не терпящие отлагательств — действия которые срочно необходимо произвести например для предотвращения преступления, уничтожения доказательств, или проведения следственного эксперимента, достоверность которого возможна только в ночное временя суток.

Недопустимость насилия при производстве следственных действии

При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

ч.4 ст.164 УПК РФ

Если про насилие все в принципе ясно, и такие принципы закреплены в ст. 9 УПК РФ и в ст.

22 и 23 Конституции РФ то под угрозами не следует понимать пояснения или разъяснения следователя касаемые уголовно правовых последствий деяния.

На практике, как правило для получения необходимых от подозреваемого признательных вину показаний, следователь начинает пугать в случае отказа признать вину, применить меру пресечения связанную с содержанием под стражей.

Протокол при производстве следственных действий

В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.

ч.8 ст.164 УПК РФ

Протоколы следственных действий и протоколы судебных заседаний допускаются в качестве доказательств, если они соответствуют требованиям, установленным настоящим Кодексом.

ст. 83 УПК РФ

Протокол по сути является источником доказательств, а ни самим доказательством. Доказательствами будут являться сведения изложенные в данном протоколе. Хотя п. 5 ч. 2 ст. 74 УПК РФ он и включен в печень доказательств. Исходя из ч. 8 ст.

166 УПК РФ все дополнительные носители информации о ходе и результатах следственного действия должны быть приобщены к протоколу и указываются в приложении.

При этом на практике очень часто видеозапись фиксирующая ход следственного действия приобщается к делу, а не к протоколу, тем самым избегается последствия признания видеозаписи незаконной из-за несоблюдения формы протокола и исключения его из числа доказательств по делу.

Система следственных действии

Итак в процессуальный инструментарии следователя входят следующие следственные действия:

  • Следственный осмотр; ( ст.176,177,178, 180 УПК РФ)
  • Освидетельствование; ( ст. 179, 180 УПК РФ)
  • Следственный эксперимент; (ст. 181 УПК РФ)
  • Обыск; (ст.182, 184 УПК РФ)
  • Выемка; (ст.183 УПК РФ)
  • Допрос;( ст.187-190 , 191 УПК РФ)
  • Очная ставка; (ст. 192 , 191 УПК РФ)
  • Предъявление для опознания; (ст. 193 , 191 УПК РФ)
  • Проверку показании на месте; (ст. 194 , 191 УПК РФ)
  • Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку; (ст. 185 УПК РФ)
  • Контроль и запись переговоров; (ст.186 УПК РФ)
  • Получение информации о соединениях между абонентами и(или) абонентскими устройствами.;(ст. 186.1 УК РФ)

Производство следственных действий с обязательным участием понятых

Следственные действия с участием понятых дают дополнительную гарантию законности производимых следователем следственных действий, а также их достоверность.

В случаях, предусмотренных статьей 182, частью третьей.1 статьи 183, статьями 184 и 193 настоящего Кодекса, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

ч.1 ст. 170 УПК РФ

Исходя из вышеуказанной нормы права статьи 170 УПК РФ участие миниму двух понятых обязательно в следующих следственных действиях:

  • Обыске; (Личном обыске;)
  • Предъявлении для опознания;

Ранее еще была выемка информационных носителей по частью третьей.1 статьи 183, но на данный момент законодателем эта часть статьи упразднена.

В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, статьей 183 (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1), частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 настоящего Кодекса, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя.

Если в указанных случаях по решению следователя понятые в следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным.

Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

ч.1.1. ст. 170 УПК РФ

Наложение ареста на имущество — ст. 115 УПК РФ (нельзя отнести к следственным действиям, поскольку новых доказательств здесь не будет, это скорее обеспечительные меры). Но наличие при его производстве понятых если не видеться видеофиксация обязательна.

То есть, если видеофиксация не проводиться, то по следующим следственным действиям участие понятых обязательно:

  • Осмотр (в том числе осмотр трупа.Эксгумация);
  • Следственный эксперимент;
  • Выемка;
  • Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производимых следователем в соответствующем учреждении связи;
  • При составлении протокола о результатах осмотра и прослушивания фонограммы при контроле записи переговоров;
  • Проверки показаний на месте;

Количество понятых не оговорено, но в тексте статьи указывается множественное число из чего можно сделать вывода, понятых нужно также, как минимум два.

В некоторых случаях законодатель дает возможность проведения следственных действии без понятых (даже если это необходимое условие ч.1) и даже без видеофиксации предусмотрено это ч.3 ст. 164 УПК РФ

В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

ч.3 ст. 170 УК РФ Статья 25. Основания для проведения расследования

Последствия несоблюдения формы производства следственных действий

Многие считают, что нарушение формы производства следственного действия влечет к неминуемому исключению доказательств полученных входе такого следственного действия.

Читайте также:  Статья 30. Права, обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины

Не соблюдение следователем требования процессуальной формы следственного действия полностью или в какой либо части ведет к возможности признания недопустимым доказательств полученных при производстве такого следственного действия — принцип законности получения доказательств (ч.1 ст. 75 УПК РФ)

Но, на практике происходит по другому необходимо наличие причинно-следственной связи между нарушением входе производства следственного действия и последствиями вынесения незаконного и(или) необоснованного решения.

Основаниями отмены или изменения судебного решения судом апелляционной инстанции являются существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных настоящим Кодексом прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на вынесение законного и обоснованного судебного решения.

ч.1 ст.389.17 УПК РФ

Решая вопрос о том, является ли доказательство по уголовному делу недопустимым по основаниям, указанным в пункте 3 части 2 статьи 75 УПК РФ, суд должен в каждом случае выяснять, в чем конкретно выразилось допущенное нарушение. 

Совершенствование процессуального порядка прекращения уголовных дел на основании статьи 25 УПК РФ

Кризис традиционной концепции наказания породил новое отношение и реакцию государства и общества на некоторые преступления. Уголовное законодательство идет по пути либерализации. Смягчается ответственность по отдельным преступлениям, в некоторых случаях наказание в виде  лишения свободы заменяется штрафом или исправительными работами.

Изобретаются и применяются новые методы, принципы уголовного судопроизводства, а также предлагаются и внедряются альтернативы уголовному преследованию.

Все это направлено на повышение эффективности расследования преступлений, экономии репрессий, а также ускорению самого производства по делу, что в наши дни весьма актуально, поскольку «затягивание» производства по делу нарушает один из принципов уголовного судопроизводства – разумный срок уголовного судопроизводства (ст. 6.1 УПК РФ).

Также государство несет значительные финансовые потери, ведь один лишний день производства стоит не один десяток тысяч рублей. Нельзя не упомянуть и о негативном отношении общества к таким затянувшимся процессам, а ведь в какой-то степени в этом проявляется отношение государства к своим гражданам.

Проблема увеличения сроков предварительного следствия не нова для науки и коснулась уголовно-процессуального права многих государств «в Нидерландах, где юстиция далеко не самая медленная, данные сроки колеблются в промежутке от 12 до 13 месяцев, а например, во Франции средний срок только предварительного следствия в 1968 г. составлял 5,94 месяца, в 1977 г. — 8,53 месяца, в 1993 г. — 12,4 месяцев». [1]

Одним из способов уменьшения нагрузки на следственные органы можно считать совершенствование институтов примирения в уголовном судопроизводстве. На наш взгляд, они в значительной степени могут снизить нагрузку на следственные органы за счет примирения по «неопасным» преступлениям и позволяют сосредоточиться на более сложных и «опасных» преступлениях.

Например, в западной юриспруденции давно используется такой правовой институт альтернативного прекращения уголовного преследования как медиация. Это процедура, при которой, независимая третья сторона помогает конфликтующим найти компромисс и достичь перемирия.

В российском уголовно-процессуальном праве альтернативой медиацией в какой-то степени можно считать возможность прекращения уголовного дела на основании примирения сторон (ст.25 УПК РФ). Но сама медиация пока не получила достаточного развития. По этому поводу очень точно высказывается Л. В.

Головко: «Возникает впечатление, что многие современные российские юристы понимают медиацию как один из альтернативных методов разрешения исключительно гражданских и арбитражных споров.

Уголовно-правовая медиация полностью выпала из поля зрения или даже считается теоретически невозможной и на концептуальном уровне логически противоречивой, поскольку идеи и техника якобы несовместимы с механизмом действия уголовного права и уголовного процесса».

[2]  Более подробное рассмотрение проблемы ввода  института медиации в отечественное уголовное судопроизводство требует отдельного освещения, на котором не будем останавливаться в этот раз. Мы же уделим внимание процессуальному механизму применения 25 статьи УПК РФ.

На практике достаточно мало дел прекращаются по 25 статье УПК РФ.

Это объясняется нежеланием следственных органов «связываться» с примирением, нельзя забывать про статистическую отчетность, которая «портится» при прекращении дела по основанию примирение сторон, так же необходимость согласия в одном случае прокурора, в другом – руководителя следственного органа сулит следователю или дознавателю определенные хлопоты. Все это в совокупности образует практически непреодолимое препятствие для применения указанной статьи. На практике выходит, что указанная статья, призванная защищать права и восстанавливать законные интересы граждан, нарушенные преступными деяниями «спотыкается» об интересы государства, тем самым ставя интересы граждан на второй план. Ведь уголовное производство не может строиться только из публичных сфер, в которых государство не согласует свои действия по защите граждан с их волей и интересом, в какой-то степени это препятствует восстановлению социальной справедливости. В результате примирения потерпевшему заглаживается весь вред, причиненный в результате преступного посягательства, и он сам изъявляет желание о прекращении уголовного преследование лица, которое этот вред причинило. С нашей точки зрения, будет оправданно предоставить потерпевшему право на примирение, которое может быть реализовано исключительно по его инициативе, с возможностью обжалования в суде, в случаях препятствия со стороны органов предварительного следствия возможности примирения. Такое сопротивления следственных органов процедуре примирения негативно сказывается как на нагрузке, непосредственно на органы предварительного расследования и дознания, так и на суд, что ведет к снижению качества работы указанных органов.

Противники примирительных процедур в уголовном процессе считают примирение  как возможность «откупиться» от наказания. По их мнению, примирительные процедуры по ст.

25 УПК РФ «не соответствует задачам уголовного закона: охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности».[3]  На наш взгляд, такой подход несколько неточен, ведь как отмечает Марковичева Е. В.

«такая позиция не только не отвечает международным реалиям прав человека, но и потребностям российской жизни, а отсутствие четкой законодательно закрепленной модели примирительного производства в российском уголовном процессе нередко мешает реализации дискреционных полномочий соответствующих должностных лиц».

[4] Так же в научных кругах существует мнение, что институт примирения противоречит толкованию принципа презумпции невиновности, но как справедливо отмечает Л.В Головко «в противоречии данному принципу именно толкования соответствующих положений уголовного (главным образом) и уголовно-процессуального законов, а не их самих.

Тот факт, что институты освобождения от уголовной ответственности и прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям противоречат ст. 49 Конституции РФ независимо от их толкования, является скорее теоремой, нежели аксиомой».[5]

Как вариант совершенствования примирительной процедуры на досудебном производстве можно предложить новую форму окончания досудебного производства – в связи с примирением сторон.

Следователь или дознаватель, получив ходатайство сторон о примирении, проводит допрос потерпевшего, обвиняемого, очную ставку между ними и иные следственные действия, направленные на выяснение обстоятельств заключения перемирия.

Убеждается в том, что все действия добровольны и осознанны, выясняет, возмещен ли ущерб и через руководителя следственного органа в первом случае, и прокурора – во втором направляет дело в суд, для утверждения заключенного перемирия.

Отказ направить примирительное соглашение в суд, может быть обжаловано в суде, в случае удовлетворения жалобы – утверждается соглашение о примирении, в случае отказа дело возвращается следователю или дознавателю и проходит общий порядок досудебного производства.

Так же необходимо регламентировать срок, на рассмотрение следователем или дознавателем и направлением в суд ходатайства о примирении сторон. На наш взгляд, оптимальным будет срок в 10 суток. Так же целесообразно будет отнести к обязанностям следователя или дознавателя разъяснения обвиняемому и потерпевшему права на примирение, эту обязанность можно включить в ст. 11 УПК РФ.

Потребуются изменения статьи 25 УПК РФ, а так же регламентация новой формы  прекращения предварительного следствия. Такая процедура примирения, с нашей точки зрения, уберет, пожалуй, одно из многочисленных препятствий на пути применения примирения в уголовном процессе РФ.

Таким методом можно достичь уменьшения нагрузки на следственные органы, суды, что должно положительным образом сказаться на качестве выполняемой ими работы и позволит тщательнее заниматься наиболее сложными и тяжелыми преступлениями. Также применение примирительных процедур, по мнению, Л.А. Вискобитова «введение института примирения …

давало надежду на сокращение уровня применения уголовной репрессии. Позволяло формировать иной социальный подход, иную реакцию общества на преступления, не представляющие большой общественной опасности, совершенные лицом впервые …

принцип неотвратимости наказания — не единственная из возможных реакций государства и общества на совершенное преступление». [6]

Но, даже при осуществлении всех предложенных нововведений, примирительная процедура будет далека от идеала. Необходимо дальнейшее развитие данной процедуры. Оно видится нам в направлении медиационных процедур, которые придут на смену действующим нормам.

Справедлив будет вопрос: почему же не ввести медиацию на данном этапе? На наш взгляд все упирается в финансовые возможности и необходимость продолжительного периода времени на совершенствование нового для уголовного судопроизводства института медиации.

К тому же вопрос медиативных процедур не столько процессуальный, сколько социальный. Регламентация самого механизма и независимой стороны должна быть четко прописана в законе и контролироваться государством. В качестве посредника могут выступать юридические вузы, психологические и социальные службы.

Но, так или иначе, суд, прокурор, следователь или дознаватель будут иметь дело с результатом медиативной процедуры, выраженным в ходатайстве о примирение сторон.

_________________________________

1. Головко Л.В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве. Спб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2002. С. 37.

2. Головко Л.В. Институт уголовно-правовой медиации и его перспективы в Российской Федерации // Закон. 2009. N 4. С. 127.

3. Багмет А. Прекращение уголовных дел в связи с примирение сторон. Законность. 2007. № 4.

4. Марковичева Е. В. Роль института медиации в ускорении уголовного судопроизводства. Российский судья. 2009. № 9.

5. Головко Л.В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве. Спб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2002. С. 309-310.

6. Вискобитова Л. А. Перспективы развития института примирения сторон в уголовном судопроизводстве России // Мировой судья. 2007. № 1.

Читайте также:  Статья 11.1. Пограничная деятельность

Как правильно провести служебное расследование: этапы, сроки и формы документов — Статьи об архивном деле, документообороте, делопроизводстве

Должностная инструкция любого работника содержит раздел, в котором прописывается ответственность за те или иные нарушения. Обычно здесь есть пункты о:

  • причинении ущерба компании,
  • порче товарно-материальных ценностей,
  • несоблюдение трудовой дисциплины,
  • халатное выполнение трудовых функций,
  • разглашение коммерческой тайны и т.п.

Все эти проступки могут повлечь за собой достаточно серьезные последствия для организации и стать причиной служебного расследования. И если это случилось, то внутреннее «следствие» поможет установить истинную причину происшествия и определить степень виновности того или иного сотрудника.

Что сделать до составления акта служебного расследования

Акт служебного расследования составляется в тех ситуациях, когда материальный ущерб нанесен работодателю по причине несоблюдения трудовой дисциплины или вследствие каких-либо других действий сотрудников.

Однако перед оформлением данного документа необходимо выполнить некоторые действия. Так, расследование должна проводить специальная комиссия. Чтобы ее создать, руководитель фирмы издает соответствующий приказ.

Можно догадаться, лицам, которые причастны к происшествию, запрещено являться членами проверяющей группы. Расследование должно быть проведено в течение одного месяца.

Специалисты собирают и рассматривают необходимые документы, получают от некоторых сотрудников объяснительные, в том числе и в письменном виде. Если по каким-то причинам работник отказывается предоставить объяснения, комиссия оформляет соответствующий акт.

Что касается состава комиссии, управленец сам назначает проверяющих. Естественно, это должны быть специалисты, разбирающиеся в данной теме.

Например, если было обнаружено хищение имущества, среди участников будут работники бухгалтерского отдела, представители охраны и руководители подразделения, в котором произошло хищение.

Хотя каких-то особых требований к членам проверяющей группы не существует. Директор может назначать их по своему усмотрению. Комиссия должна состоять минимум из трех человек.

И уже по результатам тщательной проверки комиссия составляет акт служебного расследования. Сюда вносится вся полученная информация, например, обстоятельства происшествия, его причины, сумма ущерба и другие сведения. В качестве вывода комиссия признает виновного сотрудника.

(Видео: «Как происходит расследование уголовного дела?»)

В каких случаях проводится служебное расследование

Нужно знать, служебное расследование – это достаточно серьезная процедура. Именно поэтому она не проводится при выявлении незначительных проступков. Впрочем, насколько «тяжелой» является ситуация решает сам руководитель.

Даже в том случае, если у него появились лишь подозрения в отклонениях от нормы и возникновении нестандартных ситуаций, он может назначить поверку.

К наиболее частым ситуациям, при которых назначается расследование, можно отнести:

  • обнаружение недостатки при плановой инвентаризации;
  • поступил сигнал или жалоба от сотрудников или клиентов, которые постоянно работают с этой компанией;
  • серьезное нарушение должностных инструкций. Например, непосещение рабочего места в течение длительного времени;
  • нарушение правил пожарной безопасности и пренебрежение защитными и страховочными средствами;
  • сотрудник разглашает важные фирменные секреты, в том числе и среди конкурирующих организаций;
  • компания или отдельные ее сотрудники получили материальный или моральный урон;
  • имеются подозрения в даче или получении взяток.

Конечно, это лишь основные причины, по которым наиболее часто директор решает проводить служебную проверку. Существует еще достаточно много серьезных нарушений, которые могут стать основанием для проведения расследования.

Порядок проведения расследования

При некоторых видах правонарушений проведение расследования является обязанностью работодателя, в других же случаях оно является добровольной инициативой руководителя. Если такое расследование не провести, то сотрудник в дальнейшем сможет обжаловать дисциплинарное наказание, которому был подвергнут.

Однако процедура расследования достаточно трудоемкая и ответственная, поэтому для нее отдельным приказом назначается специальная комиссия. Основная ее задача: выяснение обстоятельств случившегося, беседы с предполагаемыми виновниками, установление степени их вины, подсчет нанесенного организации ущерба.

В состав комиссии должно входить не менее трех человек из разных подразделений компании.

Все они должны быть достаточно квалифицированными и грамотными специалистами, чтобы провести расследование качественно, на должном уровне, разобрав все мотивы, причинно-следственные связи и прочие обстоятельства.

При этом действовать нужно предельно аккуратно, не допуская нарушения прав работников. Как правило, в комиссию включаются:

  • представитель внутренней службы безопасности,
  • юрист,
  • сотрудник бухгалтерского отдела или экономист,
  • технический работник, например, инженер и т.п.

В комиссию может входить и руководитель компании.

О служебных расследованиях на предприятиях

Четкое определение служебных расследований в Трудовом кодексе отсутствует. Но на практике предполагают установление фактов, связанных с правонарушением. Процедура имеет свой формализованный порядок.

Внутренние расследования проводят для достижения нескольких целей:

  • Своевременное применение взысканий.
  • Выявление того, насколько законно само взыскание.
  • Установление факта совершения проступка конкретным лицом.

В законодательстве не приводят и конкретного перечня с дисциплинарными взысканиями, внутренними расследованиями. Руководители имеют право самостоятельно контролировать данный вопрос. Их закрепление проводят с помощью локальных нормативных актов.

Случаи, когда применяют взыскания, могут выглядеть так:

  1. Материальный ущерб работодателю. В этом случае без внутренних расследований не обойтись.
  2. Нарушение правил по технике безопасности.
  3. Невыполнение трудовых обязанностей.
  4. Нарушения в сфере трудовой дисциплины.

Если обнаружено преступление, административное правонарушение – администрация предприятия имеет право сообщить о произошедшем правоохранительным органам.

Результаты расследования

После проведения расследования комиссия в специальном акте выносит свое решение, которое в случае доказательств виновности сотрудника служит основанием для назначения ему дисциплинарного наказания.

Обычно в таких случаях наказание наступает в виде выговора или даже увольнения, редко кому удается отделаться замечанием. Кроме того, сотрудник может понести и материальную ответственность (если были доказаны факты умышленной порчи имущества предприятия).

В особых ситуациях внутреннее расследование может послужить основанием к возбуждению административного или даже уголовного дела, а также привести к подаче против виновника гражданского иска.

  Расчет среднесписочной численности: совместители

Сроки служебного расследования

Сроки проведения служебного расследования по Трудовому кодексу (статья 193 ТК РФ) не должен превышать 1 месяц с обнаружения события, которое послужило его причиной. Обычно срок прописывается в самом приказе. Следует учесть, что существует срок давности привлечения работника к ответственности, в который не входит:

  • время болезни работника;
  • время пребывания работника в отпуске;
  • время, необходимое на учет мнения профсоюза или иного представительного органа работников.

По совокупности привлечь виновного к дисциплинарной ответственности можно не позднее чем через шесть месяцев (а по делам, связанным с коррупционными проявлениями, — три года). По истечении этого срока привлечь к ответственности уже не получится.

По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки такой срок составляет не более двух лет со дня совершения или обнаружения проступка.

В эти сроки не входит период производства по уголовному делу (если оно было открыто).

Образец акта служебного расследования на предприятии

Образец запроса объяснений

Как составить приказ

На сегодняшний день нет стандартного унифицированного образца приказа о служебном расследовании в отношении провинившегося работника. Предприятия и организации могут писать его в произвольной форме или использовать шаблон, разработанный внутри предприятия, исходя из его потребностей (в этом случае форма приказа должны быть утверждена в четной политике фирмы).

Приказ о расследовании должен включать в себя ряд основных сведений. Это:

  • название компании-работодателя,
  • персональные данные сотрудника: его должность, ФИО, информация о случившемся,
  • ссылку на основание,
  • сведения об ответственных за его исполнение лицах.

Также приказ обязательно должен быть пронумерован и датирован. Ставить печать на документе не обязательно, т.к. с 2021 года требование закона к юридическим лицам (как ранее и к ИП) о применении в работе штампов и печатей отменено.

Порядок обжалования

На предприятии могут быть предусмотрены различные процедуры по обжалованию результатов расследования, какие это будут процедуры, устанавливается локальными актами. Законодательством этот вопрос не регулируется, как мы уже упоминали, в нём вообще нет такого понятия, как служебное расследование, и тем более не установлены нюансы его обжалования.

А вот что можно обжаловать, так это принятое работодателем решение – в трудовой инспекции или сразу в суде. В таком случае он должен будет предоставить собранные в ходе расследования документы, чтобы доказать, что нарушение в самом деле было допущено, и тем самым лицом, на которое наложено наказание, а мера тяжести соответствует нарушению.

Образец приказа

  1. В начале слева или справа (не имеет значение) пишется название организации с указанием ее организационно-правового статуса (т.е. ЗАО, ОАО, ИП, ООО), а также дата и номер документа.
  2. После этого посередине вписывается слово «Приказ» и чуть ниже коротко передается его смысл (в данном случае, «о служебном расследовании»).
  3. Затем располагается основная часть приказа.

  4. Сначала сюда вносится «предисловие», то есть информация о нештатной ситуации (нарушении, проступке и т.п.) и допустившем ее сотруднике, указывается дата инцидента.
  5. Затем отдельными пунктами пишется собственно приказ. Здесь назначается состав комиссии (указываются должности сотрудников предприятия, их фамилии, имена, отчества) с выделением председателя и рядовых членов, прописываются их цели и задачи, а том числе составление заключения о проведенном расследовании.
  6. Отдельным пунктом назначается ответственное за выполнение приказа лицо.
  7. После этого в документ вносится ссылка на основание (с его номером и датой).
  8. В завершении приказ подписывается руководителем, а также всеми упомянутыми в нем работниками.

Что устанавливает созданная комиссия

После того как состав комиссии утвержден, она приступает к выполнению своих обязанностей. В частности, она вправе в письменной форме попросить дать виновного в каком-либо проступке пояснения относительно своих действия.

Но стоит иметь в виду, что сотрудник может (и имеет на это право) уклониться или отказаться от дачи каких-либо показаний. В таком случае комиссия составляет акт об отказе. Его должны подписать все члены комиссии.

Это интересно: Бессрочный договор аренды нежилого помещения в 2021 — образец, надо ли регистрировать, расторжение

Помимо этого, комиссия собирает документы о произошедшем. Ими могут являться акты замеров измерительного оборудования, акты инвентаризации с выявленной недостачей, служебные записки от других сотрудников организации, которые были очевидцами случившегося и пр.

Акт служебного расследования на предприятии будет при этом заключительным документом. Он включает в себя все фактические данные, выжимку необходимых ссылок из нормативных актов, а также выводы комиссии относительно виновности или невиновности определенного лица или группы лиц.

Читайте также:  Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля

  Каковы проводки по счетам при учете отпуска?

В какой ситуации необходимо расследование

В Российском трудовом кодексе нет точного понятия термина «служебное расследование», зато прописана четкая процедура применения дисциплинарного взыскания. Его нельзя наложить на работника безосновательно.

То есть сам факт провинности следует доказать. Для этого необходимо собрать объяснения с работников, оценить масштаб причиненного ущерба, понять был ли злой умысел в действиях сотрудника. Набор всех этих мероприятий носит название «служебное расследование» или «служебная проверка», если виновное лицо государственный служащий.

К серьезным дисциплинарным проступкам, требующим проверки со стороны работодателя, относятся следующие деяния:

  1. Неявка на работу.
  2. Причинение материального ущерба.
  3. Злоупотребление должностным положением.

За совершенный проступок на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения либо издан приказ о возмещении нанесенного ущерба. Чтобы эти действия со стороны работодателя были обоснованными необходимо проведение служебного расследования.

Максимальные сроки

Законодательством отводится ровно один месяц на проведение расследования. Период определяется от даты издания приказа. Это установлено статьей 192 ТК Российской Федерации.

  • Время разбирательства может быть увеличено, если в период его проведения «обвиняемый» сотрудник находился в отпуске или отсутствовал по причине болезни.
  • Срок не может быть продлен более чем на 6 месяцев.
  • Если комиссия не сделала выводы до момента истечения срока, сотрудника нельзя привлекать к дисциплинарной ответственности, даже если в последствии итоговое заключение будет не в его пользу.
  • Если комиссия обнаружила достаточное количество фактов, доказывающих виновность работника, наказание к нему можно применить в течение 6 месяцев со дня оформления заключительного акта.

Глава 21 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РФ. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ. Адвокат по уголовным делам

  • Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

  • Предварительное следствие производится:
    1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:
    а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 — 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 — 149, 170.1, 171.2, 185 — 185.6, 194, 198 — 199.2, 201, 204, 205 — 205.2, 208 — 212, 215, 215.1, 216, 217, 217.1, 227, 237 — 239, 242.2, 246 — 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282 — 282.2, 285 — 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.1 — 305, 317, 318, 320, 321, 328, 330.1, 332 — 354 и 356 — 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
    б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;
    в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;
    г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;
    2) следователями органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 205, 205.1, 205.2, 208, 211, 217.1, 226.1, 229.1, 275 — 281, 283, 283.1, 284, 322 частью второй, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации;
    3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой — третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.2, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй — четвертой, 159 частями второй — четвертой, 159.1 частями второй — четвертой, 159.2 частями второй — четвертой, 159.3 частями второй — четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.5 частями второй — четвертой, 159.6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью второй, 166 частями второй — четвертой, 167 частью второй, 169, 171 частью второй, 171.1 частью второй, 172, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 191 — 193, 195 — 197, 201, 202, 205, 206, 208 — 210, 213 частью второй, 215.2, 215.3, 217.1, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 225 — 227, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242.1, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частями третьей и четвертой, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей, 272 — 274, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частью второй и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации;
    4) утратил силу.

    5) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226.

    1 (в части, касающейся контрабанды сильнодействующих или ядовитых веществ), 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.

    1, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

  • Дознание производится:
    1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 — 6 настоящей части;
    2) утратил силу.
    3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью первой статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;
    4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;
    5) утратил силу.
    6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;
    7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи;

    8) дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 частью первой, 228.2, 228.3, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой и 327 частями первой и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

  • По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

  • По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частями третьей и четвертой, 159 частями второй — четвертой, 159.1 частями второй — четвертой, 159.2 частями второй — четвертой, 159.3 частями второй — четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.

    5 частями второй — четвертой, 159.6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171.1 частью второй, 172, 173.1, 173.2, 174, 174.

    1, 176, 183, 187, 190, 191, 192, 193, 195 — 197, 201, 202, 206, 208 — 210, 222 частями второй и третьей, 226 частями второй — четвертой, 226.1, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 239, 272 — 274, 282.1, 282.2, 308, 310, 327 частью второй и 327.

    1 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

  • По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 285, 285.1, 285.2, 286, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

  • При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

  • Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

  • Ссылка на основную публикацию