Статья 30. Сброс вредных веществ

Статья 30. Сброс вредных веществГ.П. Холодныхавтор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

Оплата за негативное воздействие производится только в случае превышение норм или со всех пользователей?

Ответ

Платить за негативное воздействие на окружающую среду организация должна в случае, если в составе сточных вод будет  обнаружено превышение  концентрации загрязняющих веществ.

Расчет платы (п. 197 Правил N 644) производит организация, осуществляющая водоотведение, ежемесячно на основании декларации абонента либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод.

Самостоятельно абонент расчет платы не производит. 

Обоснование

Водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон N 416-ФЗ)).

По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации оплату водоотведенич, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (ч. 1 ст. 14 Закона N 416-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ).

Ст. ст. 30.1 — 30.3 Закона N 416-ФЗ регулируют обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации), исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, взимание указанной платы с абонентов и контроль состава и свойств сточных вод абонента.

Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием, в размере и порядке, установлеными правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ  (ч. 10 ст. 7 Закона N 416-ФЗ).

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (абз. 1 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ)).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
  • Плату за сбросы в воду рассчитываются по каждому объекту НВОС, на который получено разрешение Росприроднадзора на сбросы.

Для расчета нужны (п. 2 ст. 16.2, п. 4 ст. 23 Закона N 7-ФЗ, п. п. 9, 10 Правил):

  • данные вашего внутреннего учета фактических выбросов или сбросов (п. п. 2, 3 ст. 67 Закона N 7-ФЗ);
  • нормативы и лимиты, установленные в разрешении;
  • ставки платы за выбросы в воздух или сбросы в воду. При расчете платы в отношении территорий и объектов, которые находятся под особой охраной, умножьте ставку на 2 (п. 2 Постановления Правительства от 13.09.2016 N 913, п. 17 Правил).

Плата рассчитывается отдельно по каждому вредному веществу, а затем результаты складываются.

Таким образом, абонент в том числе обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства, в свою очередь, вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пп. «ж» п. 35, пп. «г» п. 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее — Правила N 644)).

Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:

  • по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 — 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
  • по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.

Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.

Отбор контрольных проб производится в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728.

Из изложенного следует, что отдельно вносить плату за НВОС организация не должна.

Все платежи за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения включаются организацией, осуществляющей водоотведение в состав тарифа, либо предъявляются отдельно на основании проведенных проб.

Если объем сброса не превышает норму, а вредные вещества отсутствуют, то платежи за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения  вашей организации предъявляться не должны.

Сброс сточных вод: что это такое?

Ежегодно количество воды, используемое человеком в бытовой и хозяйственной деятельности, растет. Соответственно увеличивается и количество загрязненных стоков, которые должны быть отведены от места проживания и жизнедеятельности людей.

Природоохранное законодательство Российской Федерации строго запрещает сброс сточных вод без разработки соответствующего проекта и получения разрешения от государственных органов.

Эта мера обеспечивает защиту окружающей среды, а также жизни и здоровья населения от вредного воздействия загрязняющих веществ.  

Что такое сброс сточных вод?

Сброс сточных вод – это отведение загрязненной в результате бытовой, хозяйственной или промышленной деятельности человека, воды от места деятельности людей.

Сброс сточных вод может производиться в канализационные системы, в водоемы различного назначения и непосредственно на рельеф.

При этом, естественно, страдает экология, что недопустимо в соответствии с природоохранным законодательством нашей страны.

В соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и  Водным кодексом РФ № 74-ФЗ, перед организацией сброса сточных вод в окружающую среду, должен быть проведен комплекс мер по их очищению и контролю химического состава.

Законный сброс может проводиться только в том случае, если концентрация опасных химических веществ в воде не превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами государства.

Для контроля этих показателей и недопущения загрязнения водоемов и рельефа, для официального сброса сточных вод необходимо обязательно получить соответствующее разрешение в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.    

Кому необходимо получать разрешение на сброс сточных вод?

Оформление разрешения на сброс сточных вод – необходимая мера в процессе разработки проектной документации для любого объекта, деятельность которого связана с негативным воздействием на окружающую природную среду (промышленные предприятия, сельскохозяйственные организации и т.д.). Даже для объектов жилищного строительства предусмотрена необходимость согласования точки сброса с Росприроднадзором.

Для чего нужно оформлять разрешение на сброс сточных вод?

Меры по необходимости получения разрешительной документации на сброс сточных вод направлены на сохранение экологического благополучия региона и защиту жизни и здоровья населения. Достигается эта цель путем запрета на сброс неочищенных сточных вод и требований по установке и применению очистительных сооружений.

Для решения природоохранной задачи, все сточные воды делят на три группы:

  • бытовые;
  • промышленные;
  • поверхностные (ливневые).

Добиться полного устранения или снижения негативного воздействия сточных вод на окружающую среду, можно посредством механического и биологического очищения воды перед отводом. Меры очищения должны разрабатываться индивидуально, в зависимости от типа сточных вод, концентрации загрязняющих веществ и особенностей точки сброса.

Нормы законодательства, регламентирующие сброс сточных вод

Изначально, право граждан на проживание в благоприятной экологической среде, устанавливается Конституцией РФ. Конкретные нормы и правила по вопросам сохранения экологии определяются Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Сброс сточных вод регламентируется отдельным сводом законов — Водным кодексом РФ. Важнейшим нормативно-документальным актом, определяющим порядок получения разрешения на сброс сточных вод, является Приказ Минприроды России от 09.01.2013 № 2.

В соответствии с перечисленными выше законодательными актами, можно выделить ряд норм и правил, выполнение которых обязательно для законного сброса сточных вод в окружающую среду:

  • Производить сброс сточных вод можно только на определенном расстоянии от жилых домов и объектов общественного пользования. Эта норма направлена не только на защиту жизни и здоровья населения, но и на предотвращение распространения неприятного запаха в местах жизни и работы людей.
  • Стоки могут быть сброшены в канализацию, водоем или на рельеф только после прохождения через фильтр, мощность, конструкция и тип которого определяется уровнем загрязнения сточных вод. Для жилых домов обычно достаточно прохождения сточных вод через аэробный реактор, что позволяет получить воду, с концентрацией загрязняющих веществ ниже предельно допустимого уровня. Для промышленных предприятий используются более мощные очистительные сооружения, многоуровневой механической и биологической системы очистки воды (метантенки, аэротенки, септики и т.п.).    
  • Если очистные сооружения обладают высокой мощностью, для их установки требуется разработка соответствующего проекта с расчетом санитарно-защитной зоны, размер которой достигает 50 метров. В этой зоне не запрещено жилое строительство и размещать объекты общественного пользования.  
  • Отведение сточных вод должно проводиться посредством утепленной трубы. Также определенные требования предъявляются к параметрам  уклона оголовка – конец трубы должен обязательно располагаться выше локализации дренажной канавы.
  • Приоритетным способом отведения сточных вод считается ее слив самотеком. Если реализовать такую технологию отведения воды на деле невозможно, необходимо использовать дренажный насос.  
Читайте также:  Статья 14. исключена. - федеральный закон от 04.07.2003 n 95-фз.

Способы сброса сточных вод

В соответствии с действующим законодательством сточные воды от жилых домовладений, коммерческих предприятий, промышленных и сельскохозяйственных объектов может отводиться либо в канализационную систему, либо непосредственно в окружающую среду.

  • Сброс сточных вод в канализацию. Приоритетный способ отведения сточных вод в городских условиях — сброс в центральную или локальную канализационную систему. Главное преимущество этого способа – канализация оснащена всеми очистительными системами и эффективно выполняет функцию сбора и транспортировки большого объема сточных вод. При этом перед сбросом стоков в канализационную систему, их также очищают до установленных законом уровней загрязнения.
  • Сброс сточных вод на рельеф. Если отведение сточных вод в канализационную систему невозможно, сброс может быть организован непосредственно на рельеф. Особенно часто такая система отвода применяется для ливневых вод, которые перед сбросом достаточно очистить механическим способом. Если речь идет о бытовых и промышленных стоках, производить их сброс на рельеф допускается только после согласования конкретной точки сброса с территориальными органами Росприроднадзора. Бытовые и промышленные стоки перед отводом на рельеф обязательно должны пройти механическое и биологическое очищение и лабораторное исследование образцов. Сброс на рельеф допускается только после официального подтверждения того факта, что концентрация загрязняющих веществ ниже предельно допустимого уровня. Это необходимо в рамках защиты экологического состояния почвы и водных резервуаров.
  • Сброс сточных вод в водоемы. В современных условиях, промышленными предприятиями очень часто используется способ сброса сточных вод в близлежащие водоемы. Для осуществления этого метода может использоваться береговой и русловой способ сброса сточных вод. Для получения разрешения на сброс сточных вод в водоем необходимо разработать подробный проект, который направляется на дальнейшее согласование и утверждение в органы Росприроднадзора. Комиссия при этом оценивает не только уровень загрязнения стоков, но и назначение конкретного водоема для сброса. Категорически недопустим отвод сточных вод в водоемы, вода из которых используется для технических нужд, полива сельскохозяйственных угодий и бытовых нужд. Также нельзя сбрасывать в водоемы стоки, содержащие болезнетворные бактерии и паразитов.

Этапы получения разрешения на сброс сточных вод

Получение разрешения на сброс сточных вод предполагает последовательное проведение таких этапов:

  1. Этап №1 – Привлечение специалистов и проведение исследований. Для получения разрешения на сброс сточных вод, в первую очередь необходимо привлечь компетентных сотрудников аккредитованной лаборатории, которые произведут заборы образцов сточных вод, законсервируют их и проведут необходимые лабораторные исследования. По результатам этих исследований заказчику выдается протокол с таблицей по содержанию загрязняющих веществ в образцах. При этом на анализ стоки должны поступать после прохождения очистительных сооружений и установок. Если по результатам исследований концентрация вредоносных химических примесей ниже предельно допустимых уровней, указанных в нормативах, заказчик может рассчитывать на положительное решение Росприроднадзора по выдаче разрешения на сброс. Также на этом этапе оценивается количество стоков, подлежащих отведению от объекта за определенную единицу времени.  
  2. Этап №2 – Разработка плана мероприятий по снижению концентрации загрязняющих веществ в стоках и уменьшению их объемов. Далее составляется список мероприятий, которые могут быть реализованы заказчиком с целью снижения негативного воздействия стоков на окружающую среду. Сюда могут входить и технологии модернизации очистных систем, и технологическое совершенствование технологий работы объекта.   
  3. Этап №3 – Согласование точки сброса сточных вод с органами Росприроднадзора. Далее необходимо обратиться в территориальное отделение Росприроднадзора для определения оптимальной точки сброса сточных вод. Для получения согласования в эти органы необходимо предоставить протоколы исследований стоков, схемы отвода  и разработанный ранее перечень мероприятий по снижению загрязняющего действия сточных вод.
  4. Этап №4 – Составление отчета о выполнении разработанного природоохранного плана. На основании реализации разработанных ранее мер по снижению негативного воздействия стоков на окружающую среду, составляется соответствующий отчет.
  5. Этап №5 – Обращение в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения разрешения. Все документы, собранные на предыдущих этапах, совместно с заявлением, подаются в Федеральную службу по экологическому надзору, на которую возложены функции по выдаче разрешения на сброс сточных вод.

Как мы работаем?   

Специалисты компании «Экобезопасность» возьмут на себя все хлопоты по разработке и согласованию проекта отведения стоков, и получению разрешения на сброс сточных вод. Наши услуги предполагают проведение такого комплекса мероприятий.

Мероприятия Описание
Анализ деятельности объекта сброса и инвентаризация документации Свою работу наши сотрудники начинают с комплексного анализа процесса образования стоков и изучения всей имеющейся технологической документации. Это позволяет максимально грамотно составить документальные подтверждения безопасности сброса сточных вод для окружающей среды.
Организация лабораторных исследований Далее наши сотрудники привлекут компетентных специалистов для забора и консервации образцов стоков, с дальнейшим проведением лабораторных исследований. Дальнейшие действия специалистов компании «Экобезопасность» полностью определяются полученными результатами лабораторных исследований образцов.
Разработка и реализация плана по снижению загрязненности стоков Если проведенные исследования показали, что концентрация вредных химических веществ в стоках превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами, специалисты разрабатывают план снижения токсичности. На этом этапе наши сотрудники предлагают заказчику варианты технологической модернизации или установки необходимых очистительных приборов. Это позволяет довести загрязненность сточных вод до приемлемой и безопасной границы.
Согласование точки сброса сточных вод Если исследования показывают, что концентрация загрязнений в стоках соответствует предельно допустимой, сотрудники «Экобезопасность» грамотно оформят всю необходимую документацию, обратятся в территориальное отделение Росприроднадзора и согласуют точку сброса сточных вод.
Получение разрешения на сброс сточных вод в Федеральной службе по экологическому надзору По результатам согласования с территориальными органами Росприроднадзора наши специалисты оформят все необходимые документы для обращения в Федеральную службу по экологическому надзору и получения соответствующего разрешения на сброс сточных вод.

Стоимость

Стоимость услуги по согласованию точки сброса сточных вод в канализацию, водоем или непосредственно на рельеф и получения разрешения на сброс в нашей компании составляет _________ (нет данных). В эту цену входят следующие преимущества сотрудничества с нашей компанией:

  • профессионализм и грамотность наших специалистов в области природоохранного законодательства;
  • кратчайшие сроки выполнения всего спектра услуг;
  • привлечение компетентных специалистов, работающих в аккредитованных государством лабораториях;
  • большой опыт работы в области разработки и реализации природоохранных мероприятий, направленных на снижение загрязненности сточных вод;
  • низкие цены на профессиональные услуги.

Сроки

Подготовка документов для получения разрешения на сброс сточных вод в нашей компании занимает от 10 дней. При этом на рассмотрение и выдачу разрешения Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору законодательно предоставляется срок до 30 рабочих дней.

Необходимые для процедуры документы

При оформлении разрешения на сброс сточных вод в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору необходимо предоставить такой перечень документальных свидетельств:

  • заявление по установленной форме;
  • согласование точки сброса стоков с органами Росприроднадзора;
  • план снижения сбросов сточных вод;
  • отчет о выполнении плана, с приложением протоколов лабораторных исследований;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (для юридических лиц);
  • НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод.

Особенности процедуры

Отведение сточных вод от жилых домовладений – процесс несложный и обычно быстро решаемый. Значительно более сложная и длительная процедура – получение разрешения на сброс большого количества сточных вод, образующихся на промышленном предприятии.

Читайте также:  Статья 6. Предложение о принятии в Российскую Федерацию

С целью предотвращения аварийных ситуаций и нарушения природоохранного законодательства, после получения разрешения на сброс сточных вод, надзорные органы обязаны проводить регулярные проверки.

Такие проверки проводятся не чаще одного раза в три месяца и не реже одного раза в год.

Основанием для внеплановой проверки может служить аварийная ситуация на предприятии, выявление фактов сброса сточных вод в окружающую среду без предварительного очищения и наличие в составе стоков запрещенных веществ. Также особенное внимание надзорных служб привлекают предприятия, которые ранее получали рекомендации и предписания по изменению режима сброса стоков.

Штрафы и ответственность

Нарушение природоохранного законодательства в области сброса сточных вод, наказывается статьями 8.13 и 8.

14 Кодекса РФ об административных правонарушениях — «Нарушение правил охраны водных объектов».

В соответствии с этими статьями нарушителю грозит штраф в размере от 500 рублей до 1 тысячи для граждан, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц и от 80 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

Компания «Экобезопасность» — ваш надежный помощник в сфере соблюдения норм природоохранного законодательства и грамотного оформления разрешения на сброс сточных вод.  

Плата за сброс загрязняющих веществ

По Вашим вопросам сообщаю следующее.

Вопрос 1. Начисляется ли плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для школ и детских садов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. м в сутки (п. 203 Правил — упрощенная расчетная формула) и на базе которых имеются прачечная и пищевые блоки?

Ответ.

— Реклама —

  • Плата за превышение нормативов состава сточных вод может исчисляться и взиматься с абонентов, для которых обязательно соблюдение таких нормативов.
  • При этом, как известно, предприятия общественного питания, объекты, используемые для стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, относятся к категории объектов, для которых соблюдение нормативов состава сточных вод является обязательным (вне зависимости от объема сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ).
  • Таким образом, перечисленные Вами объекты могут быть отнесены к объектам, в отношении которых:
  • 1) применяются нормативы состава сточных вод;
  • 2) исчисляется плата за превышение нормативов состава сточных вод (в случаях, предусмотренных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения).

Вопрос 2. Если среднесуточный объем составляет более 30 куб. м в сутки, должен ли водоканал производить ежемесячные отборы проб сточных вод для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае наличия таких превышений?

Ответ.

В соответствии с п. 6 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 г. № 728:

Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год (за исключением случаев, указанных в абзаце втором данного пункта).

Для объектов абонентов, объем сбрасываемых сточных вод с которых в среднем составляет менее 30 куб.

метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта абонента (при условии отведения сточных вод в централизованную систему водоотведения, имеющую канализационные очистные сооружения), периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц.

Таким образом, по общему правилу (для объектов, объем сточных вод которых более 30 куб. м в сутки) периодичность планового контроля не может быть чаще 1 раза в месяц.

Однако решение о периодичности контроля принимает организация, осуществляющая водоотведение. В связи с этим организация ВКХ вправе определить периодичность планового контроля (в том числе отбора проб сточных вод, сбрасываемых абонентом в ЦСВ) реже, чем 1 раз в месяц (но не реже, чем 1 раз в год).

При этом организация ВКХ не обязана производить ежемесячные отборы проб сточных вод для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Так, указанный вид платы может начисляться в том числе по данным декларации о составе и свойствах сточных вод (если в представленной декларации содержатся данные о превышениях в составе сточных вод).

Однако необходимо учитывать, что представление декларации возможно лишь при условии наличия контрольных канализационных колодцев, в которых сточные воды абонента не смешиваются со сточными водами иных абонентов.

При этом в случае если такой контрольный канализационный колодец имеется, в декларации, представленной абонентом, отсутствуют превышения нормативов, а у организации ВКХ отсутствуют данные контроля, подтверждающие несоответствие сточных вод установленным нормативам состава сточных вод, взимание платы за превышение нормативов будет не соответствовать требованиям законодательства.

Вопрос 3. Или школам и детским садам подобная плата вообще не начисляется, а только плата за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения?

  1. Ответ.
  2. Плата за превышение нормативов состава сточных вод не может начисляться в отношении тех объектов абонентов ЦСВ, для которых неприменимы сами нормативы состава сточных вод, а это, как известно:
  3. — объекты, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

— иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. ме в сутки (за исключением объектов, на которых осуществляются виды деятельности, перечисленные в абзацную. 4 п. 167 Правил холодного водоснабжения и водоотведения).

  • Сами по себе школы и детские сады не поименованы как отдельные объекты, которые освобождены от необходимости:
  • 1) соблюдения нормативов состава сточных вод;
  • 2) внесения платы за превышение нормативов состава сточных вод.

При решении вопроса о применении нормативов к таким объектам необходимо исходить из конкретного перечня видов деятельности, осуществляемых на таких объектах (сопоставив эти виды деятельности с видами деятельности, указанными в абз. 4 п. 167 Правил).

Превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих вещест

Загрязнение Мирового океана на сегодняшний день является одной из глобальных экологических проблем человечества.

Гора мусора в Тихом океане достигла настолько больших размеров, что её стали называть «мусорным континентом». При этом твёрдые бытовые отходы – далеко не единственный источник загрязнения мирового океана.

Существенный вклад в загрязнение водных экосистем вносят сточные воды предприятий.

Например, в озеро Байкал, где сосредоточено 20 % мировых запасов пресной воды, в течение продолжительного периода времени (с 1966 г. по 2013 г.) сбрасывал промышленные отходы Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, что значительно ухудшило качество воды в озере. Заводы по производству пищевой продукции, автомобилей или пластика также наносят огромный вред окружающей среде.

Сегодня жидкие отходы предприятий стали основным источником загрязнения водных объектов. В этой статье мы рассмотрим изменение состава воды после использования её на предприятии, виды нормирования промышленных сбросов, а также методы их очистки.

Кроме того, Вы узнаете, в чём заключается опасность промышленных сбросов для водоёмов и как поступать в случае, если возникают подозрения, что в водоем, который Вы используете для купания, или на территорию, рядом с которой расположен Ваш колодец или скважина, производится несанкционированный сброс промышленных отходов.

Определение

К сточным водам предприятия относят воду, которая после использования в промышленном цикле загрязнена производственным отходами.

Почти любая промышленность использует воду в производственном процессе, который загрязняет её отходами и может менять её физические характеристики – например, температуру. Сейчас на современных предприятиях сточные воды делят на категории по составу, по условиям отведения и очистки, а также дальнейшего использования в замкнутом цикле водоснабжения.

Штраф за сброс сточных вод в водный объект

Ответственность сброс сточных вод в водный объект предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ:

КоАП РФ Статья 7.6.

Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий Водопользование с нарушением его условий — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав

В воде промышленные отходы образуют сложные многокомпонентные смеси, которые сложно удалить. Характер загрязнений сбросами зависит от отрасли производства и обрабатываемых материалов. Для наглядного примера приведём таблицу состава сбросов различных предприятий.

Классификация сточных вод различных предприятий
Металлургическая промышленность Минеральные примеси, пыль, грязь, песок, окалина, масла, тяжёлые металлы, кислоты
Целлюлозно-бумажная промышленность Волокна, селен, хлор, диоксид серы, скипидар
Машиностроительная промышленность Нефтепродукты, фенолы, взвешенные вещества
Нефтеперерабатывающая промышленность Нефтепродукты, сульфаты, взвешенные вещества, хлориды
Птицефабрики и мясокомбинаты Азот, фосфор, калий, вирусы и бактерии
Рыбная промышленность Жиры, растительные масла, белки, минеральные вещества
Нефтедобывающая промышленность Сероводород, парафины, аммиак, меркаптаны, сульфиды, фенолы, нефтепродукты, минеральные соли, аммонийный азот
Производство пластика Фенолы, пластификаторы
Горно-обогатительная промышленность Тяжёлые металлы, кислоты, органические растворители
Угольная промышленность Взвешенные вещества (угольная пыль и частицы сопутствующих пород), нефтепродукты в виде минеральных масел
Текстильная промышленность Минеральные и органические примеси, реагенты, моющие средства, волокна и взвешенные вещества
Производство консервов Взвешенные вещества, аммонийный азот хлориды, сульфаты, эфирорастворимые вещества, фосфор
Производство сахара и крахмала Азот, калий, кальций и фосфор
Молочная промышленность Молочная сыворотка
Читайте также:  Глава II. Услуги почтовой связи общего пользования

Пдк рыбохозяйственных водоемов 2021: таблица

№№ п/п Наименование показателя Норматив ПДК очищенной сточной воды, поступающей в водоем рыбохозяйственного назначения
1 Водородный показатель pH 6,0-9,0
2 Нитраты 9 мг/дм3
3 ПДК нефтепродуктов в воде 0,05 мг/дм3
4 Железо 0,1 мг/дм3
5 Сульфаты 100,0 мг/дм3
6 Хлориды 300 мг/дм3
7 ПДК АПАВ в воде рыбохозяйственных водоемов 0,5 мг/дм3
8 Аммоний (по азоту) 0,4 мг/дм3
9 Аммоний-ион 0,5 мг/дм3
10 Нитриты 0,2 мг/дм3
11 БПК 5 ПДК в воде рыбохозяйственного назначения 3 мг O2/дм3
12 Фосфат-ион 0,2 мг/дм3
13 Фосфаты по (P) 1-2 мг/дм3
14 Щелочность pH 7,9
15 Взвешенные вещества 10,0 мг/дм3
16 Алюминий 0,04 мг/дм3
17 Барий 0,74 мг/дм3
18 ПДК меди в воде рыбохозяйственного назначения 0,001 мг/дм3
19 Ртуть Отсутствие
20 Свинец 0,1 мг/дм3
21 Фенол 0,01 мг/дм3
22 Фториды 0,75 мг/дм3
23 Хром 0,07 мг/дм3
24 Цинк 0,01 мг/дм3
25 ХПК 30 мг O2/дм3

Это основные ПДК, действующие в 2021 году.

Нормирование

Существует два принципиально разных сценария утилизации сточных вод:

  • очищенные и неочищенные сточные воды сбрасываются в ливневую или бытовую канализацию;
  • очищенные сточные воды сбрасываются в водоём или водоток участником хозяйственной деятельности.

В первом случае использование водных ресурсов предприятиями контролирует Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении». Всем предприятиям, которые сливают отходы в водоёмы или канализацию, необходимо получить разрешение от природоохранных органов.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 для сточных вод предприятий введены предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, превышение которых недопустимо.

Наименование показателя Ед. изм. ПДК
Взвешенные вещества мг/дм3 300
БПК5 мг/дм3 300
ХПК мг/дм3 500
Азот общий мг/дм3 50
Фосфор общий мг/дм3 12
Нефтепродукты мг/дм3 10
Хлор и хлорамины мг/дм3 5
Соотношение ХПК:БПК5 2,5
Фенолы мг/дм3 5
Сульфиды мг/дм3 1,5
Сульфаты мг/дм3 1000
Хлориды мг/дм3 1000
Алюминий мг/дм3 5
Железо мг/дм3 5
Марганец мг/дм3 1
Медь мг/дм3 1
Цинк мг/дм3 1
Хром общий мг/дм3 0,5
Хром шестивалентный мг/дм3 0,05
Никель мг/дм3 0,25
Кадмий мг/дм3 0,015
Свинец мг/дм3 0,25
Мышьяк мг/дм3 0,05
Ртуть мг/дм3 0,005
Водородный показатель (pH) единиц 6-9
Температура ºC +40
Жиры мг/дм3 50
Летучие органические соединения (ЛОС) (в том числе толуол, бензол, ацетон, метанол, бутанол, пропанол, их изомеры и алкилпроизводные по сумме ЛОС) мг/дм3 20
СПАВ неионогенные мг/дм3 10
СПАВ анионные мг/дм3 10
Полихлорированные бифенилы (сумма ПХБ) мг/дм3 0,001

Сброс жидких отходов запрещён, если в них есть вещества, для которых ПДК не разработаны.

Также запрещены превышение разрешённых объёмов сбросов сточных вод и сброс в неустановленных местах или на прилегающей к очистным сооружениям местности.

Если ПДК загрязняющих веществ в сбрасываемых предприятием водах превышено, то на него может быть наложен штраф до 100 000 ₽ или запрет на деятельность сроком до 90 суток.

Во втором случае сбросы отходов предприятий в водоёмы разделяют на слабозагрязнённые и загрязнённые, которые обязательно должны очищаться перед спуском в водоём. Уровень загрязнения определяется концентрацией примесей.

Если предприятие сбрасывает загрязнённые воды в водоёмы или водотоки, то для каждого предприятия рассчитываются нормы предельно допустимого сброса, основанные на качестве воды выше места сброса и учитывающие объёмы сброса.

Как правило, такая вода требуют очистки или отстаивания даже если используется исключительно для охлаждения. Расчёт предельно допустимых сбросов (ПДС) происходит в индивидуальном порядке.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) сточных вод

В результате производственных процессов предприятия образуются сточные воды с разнообразными характеристиками, которые требуют очистки перед сбросом в систему канализации.

В зависимости от сферы производственной деятельности, сточные воды могут содержать различные загрязнения. К примеру, сточные воды металлургических предприятий содержат цветные металлы и железо, взвешенные минеральные вещества, сульфаты, хлориды, смолы, масла, серную кислоту и железный купорос.

  • Сточные воды нефтеперерабатывающих предприятий загрязнены нефтью и нефтепродуктами, хлоридами, взвешенными веществами.
  • Коксохимические предприятия сбрасывают смолы, масла, фенолы, аммиак, цианиды, роданиды, соли и большое количество неорганических кислот, взвешенные вещества.
  • Сточные воды предприятий целлюлозно-бумажной промышленности содержат органические вещества, волокно, каолин и прочие соединения.
  • К основным загрязнителям сточных вод машиностроительных предприятий относят цианиды, хром, масла и окалину.

  Выбираем фекальный насос с измельчителем для дачного туалета

Загрязняющими веществами сточных вод текстильных предприятий являются красители, анионные и неионогенные поверхностно активные вещества.

занимается установкой очистного оборудования. Полный список оборудования представлен в каталоге.

Региональные ПДК в Российской Федерации и Европейском Союзе

Показатели качества воды, химические вещества Предельно допустимые концентрации ПДК сточных вод промышленных предприятий:
ЕС Москва Санкт-Петербург Ярославль Тула Курск Ижевск Екатеринбург ПДК РХ
pH 6,5-8,5 6,5-8,5 6,5-8,5 6,5-8,5 6,5-8,5 6,5-8,5 6,5-8,5 6,5-8,5 6,5-8,5
Железо (Fe), мг/л 2-20 3 1 0,4 1 0,1
Медь (Cu, суммарно), мг/л 0,1-4 0,5 0,02 0,004 0,008 0,001
Цинк (Zn2+), мг/л 0,5-7 2 0,1 0,03 0,05 0,01
Кадмий (Cd, суммарно), мг/л 0,01-0,6 0,01 0,005 0,003 0,005 0,005
Никель (Ni2+), мг/л 0,5-3 0,5 0,1 0,04 0,01
Хром (Cr6+), мг/л 0,1-0,5 0,1 0,1 0,07 0,02
Хром (Cr3+), мг/л 0,5-5 1 0,1 0,4 0,6 0,07
Алюминий (Al3+), мг/л 1-10 1 0,04 0,04
Свинец (Pb, суммарно), мг/л 0,2-1 0,1 0,06 0,06 0,006
Кремний (SiO32-), мг/л 1
Олово (Sn, суммарно), мг/л 2-10 4
Марганец (Mn), мг/л 2 0,2
Кальций (Ca2+), мг/л 150 180
Жесткость, мг-экв/л
Сухой остаток, мг/л 2000
Сульфаты (SO42-), мг/л 500 250 100
Хлориды (Cl-), мг/л 350 170 300
Нитраты (NO3-), мг/л 23,5 40
Фосфаты (PO43-), мг/л 4 1,5 1,6
Эфироизвлекаемые вещества, мг/л 20 23,1 3
Аммиак и аммонийные соли, мг/л 20 23,1 3
Нефтепродукты, мг/л 0,1-5 4 0,5 0,3 0,6 0,05
ПАВ (анионные и неионогенные), мг/л 2,5 2,5 0,9
Суперфлок А-100 Флокулянт: анионный полиакриламидный амин — 95% д.в.влага — 4.5%, примеси — 0.5%, мг/л 0,25
Жиры, мг/л 20
Фенолы, мг/л 0,01
ХПК, мг/л 150-400 800 270 176
Взвешенные вещества, мг/л 50-60 500 150 103
Сухой остаток, мг/л 500

Методы очистки

Загрязнения можно разделить на:

  • механические (нерастворимые частицы);
  • химические (токсичные вещества);
  • бактериальные (патогенные бактерии и грибки);
  • радиационные (радиоактивные элементы);
  • физические (изменилось агрегатное состояние вещества или другие характеристики, например, температура).

Выбор оптимальных методов очистки возможен только после количественного анализа сточной воды. Степень очистки, подбор эффективного оборудования и фильтрующих элементов зависят от состава загрязнения и объёма сточных вод.

Для очищения промышленных сбросов используют различные методы и их комбинации. Процеживание, отстаивание и фильтрация относятся к механическим способам очистки. Фильтрация – самый распространённый способ очистки воды. В металлургии подобным образом очищают до 90 % нерастворимых загрязнений. Однако в пищевой промышленности этим методом можно удалить не более 5 % загрязнений.

При применении физико-химических методов очистки использую осаждающие реагенты, электрический ток и изменение температурного режима, замораживание, выпаривание.

Разрешающие документы на сброс промышленных сточных вод

Если открываемое предприятие в результате своей деятельности будет наносить вред окружающей среде, ему необходимо получить разрешающую документацию. Для получения разрешения на водопользование предприятию необходимо сделать анализ сточных вод в аккредитованной лаборатории, где компетентные сотрудники произведут отбор проб воды для исследования.

Отбор проб следует производить после прохождения сточными водами очистных сооружений. По результатам исследования формируется протокол, в котором указывается содержание вредных примесей. Для получения разрешения Росприроднадзора вредные вещества в протоколе не должны превышать ПДК.

Также для каждого отдельного предприятия-водопользователя разрабатывается норма ПДС.

Помимо химического анализа предприятие должно:

  • сделать оценку количества стоков, которые подлежат отведению от предприятия за определённую единицу времени;
  • разработать план мероприятий по снижению концентраций вредных веществ, негативно влияющих на окружающую среду;
  • согласовать оптимальную точку сброса промышленных вод;
  • собрать полный пакет разрешающих документов.

ПДК

Для поверхностных водных объектов используются следующие предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водах водных объектов:

№ п/п Анализируемые показатели
Ссылка на основную публикацию