Статья 11. Основания применения антидемпинговой меры

Доброго времени суток вам, уважаемые читатели блога ProNashiDengi.ru.

Написать эту статью, меня подвигло сообщение о том, что в нашем городе, не выдержав конкуренции, закрывается одна из местных продуктовых сетей. Это проблема общая, поэтому, я решил, посмотреть на этот вопрос, более глобально. Чаще всего, для того чтобы зайти на рынок, крупные сети используют демпинг.

Сегодня на повестке, еще одно слово, которое пришло к нам из другого языка. Мы будем искать ответ на вопрос, демпинг, что это такое? Термин у всех на слуху, но, что он означает? Узнать значение еще одного иностранного понятия, часто используемого в сфере бизнеса, можно прочитав статью «Факторинг. Или, как увеличить обороты бизнеса, простыми словами».

Это понятие есть в нескольких интерпретациях, в медицине есть демпинг-синдром, как проводят его лечение мы рассматривать не будем. В категории радиотехника есть понятие демпинг-фактор усилителя, его мы тоже оставим в покое. Мы будем рассматривать, что такое демпинг, применительно к экономике, а точнее к ценам.

Определение

Для начала. Давайте посмотрим, что по этому поводу говорит Википедия. Демпинг — это продажа товаров, по искусственно, заниженным ценам. Произошло это слово от английского слова dumping — сброс.

Простыми словами

Демпинг — это продажа товара, по ценам значительно ниже средних цен на этот товар, на текущий момент. Иногда при демпинге, устанавливают цены, которые даже не покрывают расходов на их производство.

Пример из жизни

Бывает так, что при демпинге, товар продают, даже ниже, чем себестоимость. Для чего, производители и продавцы, могут продавать товар себе в убыток. Вроде бы странно, зачем, при продажах, использовать стратегию не приносящую прибыль? В этом случае, необходимо заглянуть на пару шагов вперед.

Итак, давайте посмотрим это на примере сетевых магазинов. Достаточно крупная компания хочет закрепится на рынке, но там уже присутствуют другие игроки. Что делать? В первую очередь попытаться проникнуть на рынок.

Самый простой способ — это установить на товар самую низкую цену на рынке. Затем, запустить рекламу, показывающую, что у компании на товар самая низкая цена.

Люди, идут в магазин купить по акции, что-то, и попутно покупают все остальное, а на остальные товары цена, такая же, как и у конкурентов.

Конечно, чтобы применять демпинг, или бороться с ним длительное время, компании необходимы финансовые ресурсы. Именно поэтому, при проникновении на рынок крупных игроков, местные фирмы, не обладающие такими финансовыми запасами, чаще всего проигрывают. Их, если повезет, покупает игрок побольше. Второй вариант развития событий, они становятся банкротами и закрываются.

Жизненная реальность

Ддемпинг считается «нечестной» игрой в экономике, но как показывает практика, когда дело касается экономики и денег, понятие «честная игра», для игроков рынка, становится очень условным, и все, что не запрещено – разрешено. Необходимо взглянуть на вещи трезво и прагматично. На рынке, всегда важно только одно, что ты можешь сделать, а что нет. Все остальное это демагогия. Конечно, можно поспорить на этот счет, но это факт.

Теория

Демпинг в целом, мы будем рассматривать, в привязке к мировому, а не нашему национальному рынку. Так проще понять масштабы этого явления. Например, дело в том, что в развитых странах, деньги имеют достаточно низкую стоимость. В Европе, например, средняя ставка по кредиту для бизнеса, около 3.

5 процентов. В России, на данный момент, эта цифра, примерно в 4 раза выше. Если отбросить все остальные параметры то теоретически, европейский производитель может установить цену, на аналогичный, российскому, товар кратно ниже. Поэтому, конкурировать нашим производителям с иностранными, достаточно тяжело.

Типы демпинга

Какие типы демпинга существуют?

  • Ценовой демпинг – это продажа товара на внешнем рынке, дешевле, чем на внутреннем.
  • Стоимостной демпинг – это продажа товара на внешнем рынке, дешевле себестоимости товара.

Формы демпинга

Теперь, давайте посмотрим, какие формы может принимать демпинг.

  • Спорадический демпинг – это эпизодическая продажа товара на внешнем рынке, при затоваривании на внутреннем, происходит это тогда, когда объемы производства и складских запасов, превышают внутренний спрос, и перед компанией встает выбор, либо частично останавливать производство, либо продать товар на внешнем рынке по цене ниже себестоимости.
  • Умышленный демпинг – это преднамеренное снижение цен на внешнем рынке, с целью вытеснения конкурентов и установления в дальнейшем монополии.
  • Постоянный демпинг – это продажа товара на внешние рынки, на постоянной основе, по ценам ниже себестоимости.
  • Обратный демпинг – это продажа товара на экспорт, по ценам выше, чем цены на внутреннем национальном рынке. Такая ситуация не часто, но встречается в мире. Наглядным примером может послужить, поставка российского газа в Европу.
  • Взаимный демпинг – существует и такое явление. Когда страны поставляют на экспорт, друг-другу, одинаковые товары, по заниженным ценам.

Как я уже говорил ранее, демпинг нарушает правила справедливой конкуренции. В связи с этим существуют различные законы, соглашения и правила, регламентирующие применение антидемпинговых мер, на различных уровнях.

Антидемпинговые меры, в масштабах мирового рынка, достаточно подробно, прописаны в соглашении ВТО по применению статьи VI ГААТ 1994. С 2012 года, Россия является членом ВТО. Однако, эксперты до сих пор спорят о целесообразности этого шага. На графике мы можем увидеть, что мировая практика противодействия демпингу, имеет относительно длительную историю.

Статья 11. Основания применения антидемпинговой меры

Цели введения антидемпинговых и иных мер по защите интересов России

Каждое государство, чтобы защитить своих производителей, также принимает различные антидемпинговые меры. Это могут быть различные антидемпинговые пошлины, компенсационные меры или специальные защитные меры и иные инструменты, для защиты внутреннего рынка. Ниже, приведены цели этих мер, в России.

  • Защита отраслей экономики и хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.
  • Обеспечения условий для эффективного вхождения России в мировую экономику
  • Обеспечение потребителей рынка РФ в случае недостатка товаров на нем посредством регулирования экспорта
  • Поддержание равновесия платежного баланса РФ посредством регулирования импорта товаров.

Антидемпинговые меры в России

Импорт товаров

Что касается России, то применение антидемпинговых мер, при импорте товара в Россию, прописано в законе 165-ФЗ. Эти меры необходимы для защиты внутреннего рынка и местных производителей.

Госзакупки

В нашей стране, относительно недавно, также возникла необходимость, введения антидемпинговых мер, но уже на внутреннем рынке. Особенно после того, как возник сервис госзакупок.

 Некоторые игроки, участвующие в госзакупках, начали применять демпинг. В законе 44-ФЗ, есть статья 37, которая регламентирует применение антидемпинговых мер, при проведении конкурса и аукциона.

Также, эта деятельность регламентируется законом 223-ФЗ.

Статья 11. Основания применения антидемпинговой меры

Как показывает практика, эти меры не всегда останавливают участников рынка. Приведенные ниже графики и диаграммы, наглядное тому подтверждение.

Статья 11. Основания применения антидемпинговой меры

Антидемпинговые расследования

В настоящее время, антидемпинговые расследования стали обычной практикой, в мировой торговле. Россия ведет множество процессов против иностранных производителей ввозящих в нашу страну аналогичные российским товары. В тоже время, в различных странах мира, идут десятки антидемпинговых процессов, против российских товаров.

Статья 11. Основания применения антидемпинговой меры

Как видим, России нет среди крупнейших стран инициаторов дел. Много ли ведется против нашей страны таких дел, мы узнаем посмотрев на следующий график.

  • Статья 11. Основания применения антидемпинговой меры
  • Ниже, приведена статистика антидемпинговых расследований, против российских товаров.
  • Статья 11. Основания применения антидемпинговой меры

От автора

В этой статье я, в краткой форме, описал ответ на вопрос, «демпинг что это такое?». Надеюсь статья окажется полезной для вас. В заголовке статьи «малый бизнес», я взял в кавычки, потому, что малый, это относительное понятие. От демпинга, может пострадать и совсем не малый бизнес. Если против него действует, крупный игрок.

P.S. Извините, статистические данные не очень актуальные, какие смог найти, взяты из разных открытых источников. Делитесь вашим мнением в х, и не забывайте подписаться на обновления блога.

С уважением, Власов Антон.

Антидемпинговые меры 2021 г

Закажите бесплатную консультацию

И мы поможем вам в решении вашего вопроса

Читайте также:  Статья 15. Обжалование неправомерных действий

Подать заявку Статья 11. Основания применения антидемпинговой меры 1. Антидемпинговые меры по 44 ФЗ2. Применение антидемпинговых мер3. Антидемпинговые меры по 223 ФЗ 4. Видео-инструкция антидемпинговые меры при проведении аукциона или конкурса В обязанности всех участников закупок входит использование антидемпинговых мер, которые применяются к участникам закупок.

Под антидемпинговыми мерами понимаются действия по проведению закупочных процедур, которые осуществляются с помощью конкурентных способов. Главной целью их применения является устранение наличия демпинга, под которым понимается искусственное снижение итоговой суммы договора на 25% и больше.

Такого рода сделки могут распознаваться в качестве некого ограничения конкуренции со стороны недобросовестных поставщиков. Из-за чего у заказчиков могут возникнуть проблемы в виде: предоставления товара ненадлежащего качества. На практике иногда встречаются ситуации, при которых и честные поставщики пытаются уменьшить цену ниже себестоимости товара, чтобы в дальнейшем выйти на рынок. Они считают, что с помощью этого их ждут большие перспективы в выполнении работ. Но в основном такие действия направляются на устранение конкурентов. В этой ситуации, в виде предупредительных мер участник одержавший победу в закупке имеет возможность предоставить увеличение обеспечения исполнения контракта и доказывает свою добросовестность. В определенных ситуациях от победителя может потребоваться обоснование итоговой цены.

2. Применение антидемпинговых мер

На основании со ст 37 44 ФЗ стоит применять данный вид мер, только в конкурсах и аукционах, когда по итогу их осуществления НМЦК будет уменьшаться на 25 % или больше.

При самой процедуре осуществления аукциона документы, которые будут свидетельствовать о добросовестности должны быть приложены к заявке на участие одном из конкурентных способов.

В полномочия комиссии заказчика входит проверка данных документов, если в них присутствует недостоверная информация, то происходит отклонение заявки участника. О том, как происходит отклонение заявки участника при участии в аукционе смотрите в данной статье.

В том случае, если процедура демпинга применяется в момент осуществления закупочной процедуры, то участник одержавший победу в аукционе должен к подписанному договору приложить добросовестные намерения. Если участник не выполнит данных требований, то ему грозит попадание в РНП. Когда происходит выбор повышенного обеспечения, то в этом случае участник должен предоставить его перед тем, как произойдет процедура по заключению договора.  Хотите получить помощь в подготовке и подаче заявки на участие в электронном аукционе?

         На «Центр Поддержки Предпринимательства» оказывает помощь в подготовке любой аукционной документации!

Обратиться за бесплатной консультацией В самом законе не идет речи об антидемпинговых мерах по 223 ФЗ. Но все же в ч 2 ст 2 223 ФЗ предоставляет Положению о закупках правом по регламентации закупочных процедур заказчика, сюда будут относиться и начальные этапы.

На основании этого можно сказать, что заказчик может озвучивать свои требования к действию по борьбе с демпингом. Данные действия могут быть такими же, как в законе или же различаться.

При применении антидемпинговых мер по 44 ФЗ, происходит увеличение обеспечения исполнения контракта в полтора раза, если его сравнивать с указанным в документации, при условии того, что НМЦК будет больше 15 млн руб.

Когда НМЦК будет иметь значение меньше или же будет равняться сумме 15 млн руб, то в при этом участник может предоставить как полуторное обеспечение, так и документы, которые будут подтверждать добросовестность. Стоит обратить внимание, что при проведении закупки благодаря процедуре конкурса научных, конструкторских или технологических работ, то при этом заказчик должен рассматривать заявки с обычным снижением, то есть до 25% по одним из критериев, а при демпинговых мерах по иным, согласно с ч 7, 8 ст 37.Антидемпинговые меры могут не применяться при проведении таких процедур, как запрос котировок или предложений, так как они их просто не затрагивают. Все дело в том, что при проведении данных процедур может произойти значительное уменьшение цены. А еще при данных закупках нельзя выявить итоговый объем запасных частей из-за того, что происходит снижение НМЦК и цены единицы товара. Кроме того данные меры не могут иметь распространения на закупку лекарств, при наличии требований того, что предложение участника не может быть меньше предельной отпускной цены товара на 25% и больше. В соответствии с ч 12 ст 37.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и 223-ФЗ: полный обзор для поставщиков и заказчиков

Антидемпинговые меры – это форма защиты заказчиков и поставщиков от недобросовестной конкуренции. Заказчики обязаны их применять, если участники значительно снижают цену закупки. В статье рассмотрим, как эти меры работают по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Что такое антидемпинговые меры, и когда они применяются?

Антидемпинговые меры (АДМ) используются в конкурсах и аукционах. Они направлены на выявление и предотвращение демпинга, т.е. искусственного снижения цены контракта на 25% и более. Недобросовестные участники таким способом пытаются устранять конкурентов. А для заказчиков это чревато получением некачественной услуги или товара.

Победитель тендера, снизивший цену контракта более чем на 25%, обязан предоставить повышенное ОИК (обеспечение исполнения контракта), либо подтвердить свою добросовестность. В отдельных случаях победитель должен обосновать итоговое ценовое предложение.

Важный момент! Антидемпинговые меры применяются в конкурсах и аукционах и не применяются при запросах котировок и запросах предложений. В последних видах торгов, участник может понижать цены без каких-либо последствий.

Разберем общий порядок применения таких мер по 44-ФЗ в зависимости от НМЦК.

Если НМЦК более 15 млн. рублей, то контракт с поставщиком, снизившим цену более чем на 25%, заключается после предоставления им ОИК, увеличенном в полтора раза от начальной стоимости контракта, но не ниже суммы аванса (ч 1. ст. 37 44-ФЗ).

Если НМЦК не более 15 млн. рублей, то победитель закупки, выигравший торги с внушительным снижением, вправе сам выбрать антидемпинговые меры: предоставить повышенное ОИК  или подтвердить свою добросовестность с одновременным предоставлением ОИК. В последнем случае ОИК предоставляется в размере, указанном в тендерной документации (ч. 2 ст. 37 44-ФЗ).

По какой причине участники могут значительно снижать цену контракта?

Участник закупки может снизить НМЦК специально или ошибочно. На это у него есть свои причины:

  • Заказчик ошибся при расчете цены контракта . Даже понизив ее более чем на 25%, победитель останется в плюсе.
  • Участник нацелен именно на данный заказ и планирует выполнить его надлежащим образом даже по низкой стоимости.
  • Участник изначально планировал сработать недобросовестно. Например, поставить некачественный товар или получить аванс и не выполнить обязательства. ​
  • Участник ошибся при расчете рентабельности, но ему все равно необходимо исполнить контракт себе в убыток, чтобы не попасть в РНП.

Как участнику закупки подтвердить свою добросовестность?

Добросовестность участника подтверждается тремя исполненными по 44-ФЗ контрактами без штрафов и пеней в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке.

Специфика исполненных в прошлом контрактов не важна и может не совпадать с выигранной закупкой, в отношении которой к участнику применяются антидемпинговые меры. Главное, чтобы из 3-х представленных контрактов, цена хотя бы одного из них составляла 20% и более от НМЦК.

Антидемпинговые меры в «бумажных» и электронных процедурах

Между АДМ по «бумажным» процедурам и электронным есть разница:

«Бумажные» закупки Электронные закупки
Сведение о добросовестности участник подает в составе заявки.
Если участник не предоставил такую информацию, или комиссия признала ее недостоверной, заявка участника отклоняется.
Сведения о добросовестности участник подает при заключении контракта.
Если информация признается комиссией недостоверной, то участник объявляется уклонившимся от обязательств и сведения о нем вносятся в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).
Читайте также:  Статья 27. требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

Дополнительные антидемпинговые меры

По некоторым предметам закупки ст. 37 44-ФЗ обязывает заказчика применять к поставщикам дополнительные АДМ. Они применяются дополнительно к общим мерам, но не взамен их.

Таким образом, если производится закупка товаров для обеспечения нормального жизнеобеспечения (продукты, средства для оказания скорой и специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные препараты, ГСМ), то поставщик в составе заявки предоставляет обоснование своей цены. Для этих целей подходят:

  • гарантийное письмо от производителя товара;
  • документальное подтверждение наличия товара у поставщика;
  • иные документы, подтверждающие осуществление поставки.

Сам 44-ФЗ не регламентирует требования к обоснованию участником предложенной стоимости контракта. Также закон не дает оснований, по которым комиссия могла бы отклонить обоснование цены участника.

Поэтому поставщик при обосновании вправе использовать произвольную форму.

А сам факт представления обоснования, является основанием для признания участника выполнившим дополнительные антидемпинговые меры.

Отклонить заявку участника или отказаться от заключения контракта с ним заказчик может только по одной причине: если участник такое обоснование не предоставил.

Также дополнительные антидемпинговые меры применяются при закупке исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг путем проведения конкурса.

При таких торгах заказчик вправе предусмотреть различную значимость критериев оценки для заявок поставщиков, снизившихся по стоимости на 25% и более, и предложивших цену в рамках 25% снижения.

Но если заказчик не предусмотрел иной порядок оценки заявок для демпингующих заявок, их заявки должны рассматриваться на общих основаниях с применением к соответствующему участнику общих антидемпинговых мер.

Важный момент! Согласно ч.13 ст.37 44-ФЗ заказчик обязан включить в контракт условие о запрете перевода аванса, если такой контракт подписывается с поставщиком, который снизил цену на 25% и более от НМЦК. Таким образом, исключается искусственное и необоснованное занижение цены недобросовестными участниками, которые не планируют исполнять свои обязательства.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ для СМП и СОНКО

Если в документации к закупке присутствуют ограничения для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), то участник не платит ОИК с учетом АДМ, если до подписания контракта предоставит информацию из реестра контрактов о выполнении хотя бы 3-х контрактов (без учета правопреемства) за 3 года до подачи заявки.

Эти контракты должны быть выполнены без штрафов и неустоек, а сумма их цен составлять не менее НМЦК. Если таких данных нет, то к поставщику применяются общие антидемпинговые меры. Но согласно ч.6 и ч.8.1 ст.96 44-ФЗ обеспечение рассчитывается от стоимости контракта, а не от НМЦК, и не может быть меньше аванса.

Специфика антидемпинговых мер при закупках лекарственных средств

К участнику применяются общие и дополнительные АДМ при осуществлении закупок лекарственных средств, внесенных в список ЖНВЛП. 44-ФЗ предусматривает некоторые особенности таких торгов. Антидемпинговые меры применяются к участнику, если он снизил цену на 25% и более от предельной отпускной цены производителя, а не от НМЦК.

Например, участник снизил цену НМЦК на 50% и более, но предложенная им цена не ниже  25% предельной отпускной цены производителя лекарственного средства. В этом случае АДМ к участнику не применяются.

При закупке лекарственных средств, не внесенных в перечень ЖНВЛП, антидемпинговые меры применяются на общих основаниях.

Из-за разности способов подсчетов не допускается проведение закупки одним лотом, объединяющим лекарственные средства, включенные и не включенные в список ЖНВЛП.

Когда антидемпинговые меры не применяются?

АДМ не применяются:

Международно-правовое регулирование антидемпинга

УДК 339.543.328

Р.А. Шепенко

В статье предпринята попытка систематизации существующих систем и моделей правового регулирования антидемпинга.

В настоящее время в рамках таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации происходит формирование единых правил антидемпингового регулирования.

В частности, с 1 июля 2010 года вступило в силу Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Москва, 25 января 2008 г.). Этот процесс должен вестись с учетом опыта других региональных объединений и требований ВТО.

 Ключевые слова: демпинг; международный договор; Андское сообщество; АСЕАН; ЕС; НАФТА; ВТО; ГАТТ; Антидемпинговый кодекс

Канаде принадлежит сомнительная слава государства, давшего миру первые антидемпинговые положения. Это произошло в 1904 г., когда они были применены против импорта стали из США.

Вскоре антидемпинговые акты появились в Новой Зеландии (1905), Австралии (1906), Южно-Африканском союзе (1914) [13, p. 63].

С этого времени эта пошлина широко используется почти всеми государствами с целью противодействия нечестным методам конкуренции.

С распространением практики применения антидемпинговых пошлин вопросы антидемпингового регулирования были выведены на международно-правовой уровень.

В настоящее время правовое регулирование антидемпинга осуществляется на двух уровнях: международном и национальном.

В свою очередь, международный уровень правового регулирования образован универсальными международными договорами и международными договорами с ограниченным кругом участников, а также двусторонними международными договорами.

Универсальными международными договорами являются ГАТТ (Женева, 30 октября 1947 г., Марракеш, 15 апреля 1994 г.) и Соглашение о выполнении ст. VI ГАТТ 1994 года (Марракеш, 15 апреля 1994 г.), более известное как Антидемпинговый кодекс (англ. – Antidumping Code). Вместе они образуют антидемпинговые правила ВТО.

В ГАТТ демпингу посвящена ст. VI.

В пункте 1 этой статьи провозглашено: договаривающиеся стороны признают, что демпинг, состоящий в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной цены товаров, подлежит осуждению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории договаривающейся стороны, или существенно задерживает учреждение национальной промышленности. В пункте 2 той же статьи установлено, что в целях устранения или воспрепятствования демпингу договаривающаяся сторона может налагать на любой демпинговый товар антидемпинговую пошлину, не превышающую демпинговую маржу по такому товару.

Антидемпинговый кодекс, как следует из его названия, также является универсальным международным договором. В нем 18 статей, распределенных в трех частях, плюс два приложения: Приложение I «Процедуры расследований на месте согласно пункту 7 статьи 6» и Приложение II «Наилучшая имеющаяся информация по смыслу пункта 8 статьи 6».

Наличие двух источников одного уровня актуализирует вопрос о соотношении ст. VI ГАТТ и Антидемпингового кодекса. Название «Соглашение о выполнении ст.

VI ГАТТ 1994 года» имеет существенное юридическое значение, на которое указывает его первая статья, гласящая: «Антидемпинговая мера применяется только в обстоятельствах, предусмотренных в статье VI ГАТТ 1994 года, и в результате расследований, инициированных и проведенных в соответствии с положениями настоящего кодекса. Нижеследующие положения регулируют применение статьи VI ГАТТ 1994 года, когда мера принимается на основании антидемпингового законодательства или нормативных актов» [15, p. 168]. По мнению Д. Палмета, эта формулировка означает, что Антидемпинговый кодекс является, в юридическом смысле, специальным законом по отношению к ст. VI ГАТТ и применяется вместо этой статьи [12, p. 46].

Следующий уровень — международные договоры с ограниченным кругом участников. В данном случае речь идет о региональных правилах, получивших широкое распространение; как справедливо подмечено, несмотря на продолжающиеся дебаты об интернационализации или глобализации экономики, торговые модели на протяжении последних 25 лет становятся более региональными и менее глобальными [10, p. 1].

Положения региональных правил подчинены антидемпинговым правилам ВТО. Такое заявление основано на норме ст. XXIV ГАТТ.

В пункте 1 этой статьи предусмотрено: положения ГАТТ применяются к таможенным территориям метрополий договаривающихся сторон и к любым другим таможенным территориям, в отношении которых ГАТТ было принято согласно ст. XXVI или применяется согласно ст.

XXXIII, или во исполнение Протокола о временном применении. Каждая такая таможенная территория, исключительно с точки зрения территориального применения ГАТТ, рассматривается, как если бы она была договаривающейся стороной.

В пункте 2 статьи XXIV определено, что для целей ГАТТ под таможенной территорией понимается территория, в отношении которой действуют отдельные тарифы или другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями.

К таким территориям относятся таможенные союзы, например ЕС. Вообще же на региональном уровне сложились три модели антидемпингового регулирования.

Первая модель антидемпингового регулирования – применение региональных правил и национального законодательства.

Читайте также:  Статья 30.1. обжалование решений органов управления кооперативом

В статье 1 декрета Президента Колумбии от 10 февраля 1995 г.

№299 «О регулировании применения антидемпинговых и компенсационных пошлин» закреплено, что он устанавливает правила, подлежащие применению в отношении импорта демпинговых или субсидируемых товаров, происходящих из государств, не являющихся участниками Картахенского соглашения [Соглашение об андской субрегиональной интеграции (Картахен, 26 мая 1969 г.)], которые наносят или создают угрозу нанесения материального ущерба основной части национальной промышленности или материальное замедление становления промышленности в Колумбии. Похожая норма есть и в ст. 1 закона Венесуэлы от 18 июня 1992 г. «О несправедливой иностранной торговой практике». В ней предусмотрено, что этот закон регулирует политику, генеральную линию и меры, направленные на предупреждение и предотвращение неблагоприятных эффектов на отечественную промышленность от импорта товаров на демпинговых условиях или товаров, производство, изготовление, хранение, транспортировка или экспорт которых, или материалы и компоненты которых субсидируются, а также во всех случаях, когда в отношении практики демпинга и субсидирования не действуют положения Картахенского соглашения.

Эти нормы указывают на наличие специального правового режима в рамках Андского сообщества. Правовой основой применения антидемпинговых и компенсационных пошлин в случае внутреннего демпинга в Андском сообществе является Решение Комиссии Картахенского соглашения от 21–22 марта 1991 г.

№283 «О правилах предотвращения и устранения искажений конкуренции, возникающих в результате практики демпинга или субсидий». Это решение применяется в торговых отношениях между участниками Андского субрегиона.

В статьи 2 закреплено: что участники или предприятия, которые имеют легитимный интерес, вправе обратиться к Совету министров иностранных дел за решением о применении мер для предотвращения или исправления искажения конкуренции на субрегиональном рынке, вызванного демпингом или субсидиями.

  • В данном случае можно говорить о некой экстерриториальности антидемпингового законодательства, под которой следует понимать не исключение поставщиков отдельных юрисдикций из-под сферы антидемпингового регулирования, а указание на специальный правовой режим, подлежащий применению.
  • Вторая модель антидемпингового регулирования – применение региональных правил вместо национального законодательства.
  • Данная модель принята в ЕС.

Антидемпинговые процедуры

Антидемпинговые меры – наиболее часто применяемый странами-членами ВТО инструмент торговой защиты.

В Соглашении ВТО по применению Статьи VI ГАТТ 1994 термин «демпинг» определен как поступление товара на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости (цены продаж аналогичного товара в рамках обычного хода торговли на рынке экспортирующей страны). Демпинг не запрещен нормами ВТО.

Однако, принимая во внимание то, что демпинговый импорт может наносить или угрожать нанести ущерб национальной отрасли, или препятствовать ее формированию, в рамках ГАТТ/ВТО был создан механизм противодействия такой недобросовестной практике.

В ВТО вопросы применения антидемпинговых мер регулирует Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1994.

Существует два основных способа устранения неблагоприятных экономических последствий демпинга:

-введение антидемпинговых пошлин (антидемпинговые пошлины являются адресными, вводятся только в отношении демпингующих предприятий и взимаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам);

-принятие от экспортеров ценовых обязательств. Ценовые обязательства – это обязательства экспортеров отказаться от поставок по демпинговым ценам и придерживаться согласованного уровня цен.

Антидемпинговые меры могут быть введены на срок до 5 лет только после проведения уполномоченными органами расследования, в котором будут доказаны наличие демпинга, ущерба или угрозы ущерба и причинно-следственной связи между демпингом и ущербом.

Действие антидемпинговой меры может быть продлено на очередной пятилетний период в результате пересмотра.

Пересмотр может быть инициирован в конце каждого пятилетнего периода действия меры, и срок действия меры может продлеваться на очередной такой период каждый раз, когда в ходе пересмотра устанавливаются основания для его продления.

  • Процедуру проведения расследования можно разделить на следующие этапы:
  • — отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние демпинговый импорт, готовят заявление (петицию) с просьбой о начале антидемпингового расследования, включая в него доказательства наличия условий для введения антидемпинговой меры, и подают его в орган расследования;
  • — уполномоченный орган рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;

— после начала расследования уполномоченный орган собирает информацию по всем основным элементам расследования у заинтересованных лиц, среди которых отечественные и иностранные производители товара, экспортеры, импортеры и потребители.

Ключевым элементом сбора информации является направление вопросников – документа с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам и другой информацией, обработка ответов на которые дает подробное понимание ситуации на рынке товара.

  1. — не ранее чем через 60 дней с даты начала расследования уполномоченный орган может принять решение о введении предварительной антидемпинговой меры в форме предварительных антидемпинговых пошлин или залога. Сумма уплаченных предварительных антидемпинговых пошлин/залога должна быть возвращена экспортеру, если окончательная мера не будет введена по результатам расследования;
  2. — после принятия предварительного решения и введения предварительной антидемпинговой меры орган расследования предоставляет (с учетом необходимости сохранения конфиденциальности информации) заинтересованным лицам возможность ознакомиться с предварительными выводами и предоставить комментарии;
  3. — в течение пяти-шести месяцев с начала расследования уполномоченный орган проводит публичные слушания, которые представляют собой заседание с участием всех заинтересованных сторон, где стороны имеют право предоставлять свое мнение по всем основным вопросам, связанным с расследованием, и комментировать мнение другой стороны;
  4. — после сбора всей необходимой информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной антидемпинговой меры, орган расследования предоставляет возможность всем заинтересованным лицам ознакомиться с окончательными результатами расследования.

Конфиденциальная информация не раскрывается без разрешения предоставившей ее стороны. Информация рассматривается в качестве конфиденциальной, если раскрытие такой информации предоставит преимущество в условиях конкуренции третьему лицу либо повлечет за собой неблагоприятные последствия для лица, предоставившего такую информацию, или лица, у которого данное лицо получило такую информацию.

Стороны, предоставившие конфиденциальную информацию, предоставляют также ее неконфиденциальную версию, которая позволяет понять суть самой информации, не нарушая ее конфиденциальности.

В случае если сторона не предоставляет неконфиденциальную версию, либо запрашивает конфиденциальный статус для информации, которая не является конфиденциальной, орган расследования может не принять во внимание такую информацию.

  • Советы экспортерам:
  • Если товар Вашей компании становится предметом антидемпингового расследования, Ваши действия могут быть следующими:
  • — зарегистрироваться как заинтересованная сторона расследования;
  • — получить копию извещения о начале расследования, неконфиденциальную копию жалобы местной промышленности и вопросник;
  • — определиться с тем, будет ли предприятие пользоваться услугами профессиональных консультантов, и, если будет, выбрать конкретную фирму;
  • — создать группу из должностных лиц — представителей маркетинговых, внешнеэкономических, бухгалтерских, инженерных и юридических служб предприятия; назначить руководителя этой группы, который будет координировать работу в рамках расследования и отвечать за подготовку документов; данная группа должна сохранять постоянный состав на протяжении всего периода расследования, в особенности до проведения проверочного визита, чтобы в любой момент можно было получить комментарии по поводу документов, подготовленных в рамках расследования;
  • — установить контакты с предприятиями России, товары которых также охватываются расследованием;
  • — подготовить и предоставить в установленный срок комментарий на заявление на начало расследования от иностранных производителей аналогичного товара;

— грамотно и в срок заполнить вопросник. Стадия, на которой производитель заполняет вопросник, является самой трудоемкой.

Если предприятие не заполнит вопросник или если в заполненном вопроснике будут обнаружены значительные пробелы, неточности и несовпадения, с наибольшей долей вероятности орган, проводящий расследование, не примет во внимание данную информацию.

В результате против предприятия могут быть использованы данные, которые приведут к введению необоснованно высоких пошлин;

— принимать активное участие в консультациях, верификационных визитах и слушаниях, организуемых органом, проводящим расследование.

Ссылка на основную публикацию