Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

13 Июля 2021

ФНС России будет ввести и размещать на своём официальном сайте перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей и азартных игр, а также распространителей. Банки обязаны отказывать в проведении операции по переводу денежных средств, в том числе электронных, в пользу иностранного поставщика платёжных услуг, включённого в этот перечень.

Кроме того, кредитная организация, платёжный агент, оператор связи (в том числе почтовой) не могут заключать договоры с лицами, включёнными в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств. 

Также ФНС России будет размещать на своём официальном сайте перечень иностранных банков, оказывающих услуги по приёму платежей с использованием платёжных карт лицам, включённым в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Установлены условия и порядок заключения договора конвертируемого займа, заёмщиком по которому может выступать непубличное акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.

Также определены особенности эмиссии акций во исполнение договора конвертируемого займа.

Кроме того, ряд положений Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» приведен в соответствие с Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, заключённом в г. Алма-Ате 2 февраля 2018 года.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»

Упрощен порядок приобретения субъектами малого предпринимательства статуса резидента Арктической зоны Российской Федерации.

Так, при его получении затраты, понесённые субъектами малого предпринимательства на приобретение машин, оборудования и производственного инвентаря, будут учитываться при определении минимально необходимого объёма осуществлённых и запланированных капитальных вложений.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении»

Уточняется порядок содержания и обслуживания бесхозяйных объектов теплоснабжения. Так, установлено, что к таким объектам могут относиться не только тепловые сети, но и источники тепловой энергии.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Предусмотрено снижение доли участия иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, в уставном капитале рыбодобывающей организации с более чем 50 процентов до 25 процентов и более, при которой такая организация считается находящейся под контролем. Предусмотрен переходный период для реализации установленных требований. В течение 365 дней со дня вступления в силу поправок иностранный инвестор или группа лиц, в которую входит иностранный инвестор, имеющие право прямо или косвенно распоряжаться не менее чем 25 процентами и не более чем 50 процентами акций рыбодобывающей организации, обязаны подать ходатайство о согласовании установления контроля с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, или снизить долю своего участия до уровня менее 25% акций.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 338-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

При осуществлении прибрежного рыболовства разрешена транспортировка, хранение и выгрузка в российские морские порты не только уловов водных биологических ресурсов в живом, свежем или охлаждённом виде, но и живой, свежей или охлаждённой рыбной продукции, произведённой на судах рыбопромыслового флота.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 334-ФЗ «О внесении изменения в статью 24-1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Субъект малого или среднего предпринимательства, который обеспечивает занятость лиц, осуждённых к лишению свободы и принудительным работам в период отбывания наказания, имеет право получить статус социального предприятия.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 333-ФЗ «О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Расширен перечень сведений об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежащих включению в единый реестр таких организаций.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 332-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 1-1 статьи 8 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково»

Госкорпорация развития «ВЭБ.РФ» наделена полномочиями по участию в управлении институтами развития, определёнными решением Правительства РФ. Так, «ВЭБ.РФ» получил право реализовать полномочия учредителя и единоличного исполнительного органа институтов развития, а также осуществлять мероприятия по их реорганизации или ликвидации на основании решений Правительства РФ.

Также скорректирован порядок участия «ВЭБ.РФ» в реализации проектов, направленных на поддержку и развитие социального предпринимательства в России.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 330-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «Об организованных торгах»

Биржа обязана обеспечить конфиденциальность получаемой информации о заключённых не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 326-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 19 Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»

Установлена возможность безвозмездной передачи в федеральную казну или Банку России имущества госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ), приобретенного за счёт имущественных взносов РФ или Центробанка. Это возможно при наличии согласия Правительства РФ или ЦБ РФ соответственно. 

Также Банк России получил право внести в качестве имущественного взноса в имущество АСВ 100% обыкновенных акций акционерного общества «Московский индустриальный банк» с их последующей передачей в государственную казну РФ. При этом Правительство РФ может внести эти акции в уставный капитал ПАО «Промсвязьбанк» в порядке оплаты приобретаемых в собственность РФ акций банка.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 323-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

Министерство юстиции РФ наделяется полномочием запрашивать и получать сведения, составляющие банковскую тайну, в отношении операций и счетов некоммерческих организаций в целях осуществления федерального государственного надзора за их деятельностью.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 322-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

МГУ и СпбГУ будут осуществлять от имени Российской Федерации полномочия учредителя юридических лиц, входящих в их научно-образовательные комплексы, а также полномочия собственника федерального имущества таких лиц, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Руководители вышеуказанных юрлиц будут назначаться и освобождаться от должности ректорами этих университетов.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 321-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Установлена возможность для лиц, имеющих высшее образование, получить второе высшее образование в области искусств за счёт бюджета.

Перечни образовательных организаций и специальностей, на которые осуществляется приём, а также порядок приёма будет утверждаться Правительством РФ.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Расширены полномочия наблюдательного совета вуза, являющегося автономным учреждением. Также принято решение создавать в отдельных государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, попечительские советы.

Кроме того, установлены цели программы развития образовательной организации высшего образования, а также порядок её разработки и утверждения. Требования к структуре и содержанию программы будут утверждаться Правительством РФ.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Скорректирован порядок изъятия из обращения и уничтожения фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных медицинских изделий. Так, расходы, связанные с изъятием из обращения таких изделий, будет возмещать их владелец. Ранее он нес расходы, связанные только с их уничтожением.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 310-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 36 и 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Установлено преимущественное право ребенка на зачисление в детсад и школу, в которых обучаются его полнородные и неполнородные брат или сестра.

Также на Правительство РФ возложены полномочия по определению размера, условий и порядка денежных выплат обучающимся  общеобразовательных организаций со специальными наименованиями.

  Речь идёт, в частности, о «президентском кадетском училище», «суворовском военном училище», «нахимовском военно-морском училище», а также  о профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении федеральных государственных органов.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 298-ФЗ «О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

В список газопроводов, на которые не нужно получать разрешения на строительство, включены объекты, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Источник: Парламентская газета

Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статья 1

Пункт 12 статьи 13 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст. 3400; 2017, N 48, ст. 7052) изложить в следующей редакции:

«12.

Информационное взаимодействие органа регистрации прав и депозитария, осуществляющего хранение электронной закладной или обездвиженной документарной закладной, осуществляется с использованием определенных Правительством Российской Федерации информационных систем, включенных в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.».

  • Статья 2
  • Внести в статью 1 Федерального закона от 3 июля 2019 года N 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 132 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 27, ст. 3522) следующие изменения:
  • 1) в части 5:
  • а) пункт 1 после слов «земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства,» дополнить словами «ведения личного подсобного хозяйства или ведения садоводства,»;
  • б) дополнить пунктами 11 — 15 следующего содержания:
  • «11) строительство на территории Российской Федерации объекта индивидуального жилищного строительства;
  • 12) приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица объекта индивидуального жилищного строительства, строительство которого не завершено;
  • 13) приобретение на территории Российской Федерации доли (долей) в праве общей собственности на объект недвижимости, указанный в пункте 1 настоящей части, при условии, что в результате приобретения такой доли (долей) объект недвижимости поступает в собственность гражданина, указанного в части 2 настоящей статьи, либо в общую собственность супругов;
  • 14) уплата (внесение) паевого взноса члена жилищно-строительного кооператива, деятельность которого соответствует требованиям пункта 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», члена жилищно-строительного кооператива или члена жилищного накопительного кооператива, деятельность которых соответствует требованиям пункта 2 или 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 1 июля 2018 года N 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • 15) приобретение на территории Российской Федерации жилого помещения в рамках программ и (или) мероприятий, реализуемых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;»;
  • в) в пункте 2 слова «указанных в пункте 1» заменить словами «указанных в пунктах 1 — 15», дополнить словами «и части 51 настоящей статьи»;
  • 2) дополнить частями 51 — 53 следующего содержания:
Читайте также:  Статья 14. Государственная политика в области библиотечного дела

«51.

Меры государственной поддержки реализуются также в отношении ипотечных жилищных кредитов (займов), которые предоставлены на приобретение или строительство объектов недвижимости, указанных в пунктах 1 — 15 части 5 настоящей статьи, включая оплату неотделимых улучшений, и (или) оплату ремонта этих объектов, и (или) уплату страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключение которых предусмотрено кредитными договорами (договорами займа), указанными в части 5 настоящей статьи.

  1. 52. Полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если кредитором (заимодавцем) по кредитному договору (договору займа), указанному в части 5 настоящей статьи, является:
  2. 1) кредитная организация в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;
  3. 2) единый институт развития в жилищной сфере, определенный Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — единый институт развития в жилищной сфере);
  4. 3) организация, включенная единым институтом развития в жилищной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в перечень уполномоченных организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов;
  5. 4) ипотечный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»;
  6. 5) учреждение, созданное по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

53.

В случае, если целью ипотечного жилищного кредита (займа) является приобретение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или ведения садоводства, гражданин вправе обратиться за предоставлением мер государственной поддержки после государственной регистрации в установленном порядке права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, возведенный на этом участке, и государственной регистрации ипотеки в отношении такого объекта, а в случаях, указанных в пунктах 11 — 15 части 5 настоящей статьи, — после государственной регистрации в установленном порядке права собственности гражданина (перехода доли в праве общей собственности) на соответствующий объект недвижимости и государственной регистрации ипотеки в отношении такого объекта или государственной регистрации договора участия в долевом строительстве (соглашения (договора) об уступке прав требований по указанному договору) и государственной регистрации залога прав требований по договору участия в долевом строительстве.»;

3) в части 6 слова «определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,» исключить.

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2.

Действие положений пунктов 1 — 15, пункта 2 части 5 и части 51 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2019 года N 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 132 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие из кредитных договоров (договоров займа), заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 132 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» с учетом положений части 2 настоящей статьи, в отношении договоров займа, заключенных с кредитными потребительскими кооперативами и сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, реализуются при условии, что такие договоры заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и государственная регистрация ипотеки в отношении объектов недвижимости, являющихся обеспечением обязательств по таким договорам займа на момент их заключения, либо залога прав требований по договорам участия в долевом строительстве осуществлена не позднее пятнадцати календарных дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

4.

В случае, если обязательства по ипотечному жилищному кредиту (займу), указанному в частях 5 и 51 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2019 года N 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 132 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (в редакции настоящего Федерального закона), обеспечены поручительством гражданина, который указан в части 2 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2019 года N 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 132 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», но не является заемщиком по такому кредиту (займу), меры государственной поддержки реализуются в отношении такого гражданина при условии, что договор поручительства заключен до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и такому гражданину принадлежит право собственности (доля в праве общей собственности) на объект недвижимости, который указан в части 5 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2019 года N 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 132 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (в редакции настоящего Федерального закона) и является обеспечением по соответствующему ипотечному жилищному кредиту (займу).

Президент Российской Федерации В. Путин

Как применять действие новых норм гражданского права во времени к договорным правоотношениям?

На практике случаются ситуации, когда неверно применяют действие норм во времени. Ошибочно применяют новые правила закона к уже возникшим правоотношениям и к заключенным договорам.

Краткое изложение сути правил действия норм во времени заключается в следующем: при наличии договора по общему правилу применяем ст. 422 ГК РФ, то есть нормы, действовавшие на период заключения договора. Если нет договора – ст. 4 ГК РФ.

Создается впечатление, что определять действие нормы во времени в конкретной ситуации легко и просто. В действительности периодически приходится сталкиваться с проблемой действия норм во времени.

Часть вопросов решена, так больше не вызывает сомнений, что к договорам применяются нормы права, действовавшие на момент заключения.

Тем не менее, при толковании действия норм во времени возникают новые вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.

(см. научно-практический онлайн круглый стол «Действие новым норм гражданского права применительно к договорным правоотношениям во времени», проводимого Юридическим институтом «М-Логос», комментарий к ст. 422 ГК РФ, авторы – А. Г. Карапетов и М. А. Церковников. Договорное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 420-453 ГК РФ. Отв. ред. А. Г. Карапетов. М., М- Логос, 2020).

1. Общее правило применения гражданского законодательства во времени по ст. 4 ГК РФ.

Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ).

Новые положения закона применяют в отношении прав и обязанностей, возникших после вступления в силу новых норм (п. 2 ст. 4 ГК РФ).

Правило содержит следующее исключение: действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие.

В этом случае такое указание должно содержаться непосредственно в законе.

  • Формулировка «в отношении прав и обязанностей, возникших после вступления в силу новых норм» без какого-либо дополнительного разъяснения законодателя, вызывает при применении новой нормы затруднения.
  • Иногда законодатель определяет в законе правила действия норм во времени.
  • Поэтому в новом законе следует обращать внимание на наличие в тексте закона специальных указаний о действии новых норм во времени (в статьях о порядке вступления закона в силу, переходных положениях).
  • В случае отсутствия указаний со стороны законодателя, толкованием действия новых норм во времени занимается правоприменитель.

В целом проблемы, связанные с  применением на практике ст. 4 ГК РФ, являются предметом отдельного исследования (см. комментарий к ст. 4 ГК РФ, автор – М.А. Церковников. Общие положения гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1 – 16.1 ГК РФ. Отв. ред. А.Г. Карапетов. М., – М-Логос. 2020).

2. Общее правило применения гражданского законодательства во времени к договорным правоотношениям (ст. 422 ГК РФ).

Читайте также:  Статья 5. Торговая политика Российской Федерации

2.1. Норма п. 1 ст. 422 ГК РФ содержит указание на то, что договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения.

Аналогичное толкование должно быть  в отношении диспозитивных или императивных норм, восполняющих договорное правоотношение теми или иными правами и обязанностями (п. 4, 5 ст. 421 ГК РФ, п.

6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах»).

Таким образом, в отношениях сторон, не исключивших применение диспозитивной нормы или не договорившихся об ином, диспозитивная норма становится частью  договора.

Если стороны в договоре пришли к соглашению об ином, то будут применяться согласованные в договоре условия. Например, стороны включили в договор условие, согласно которому при изменении законодательства новые нормы будут применяться к их отношениям по договору на будущее.

Достаточно интересным является следующий вопрос: на какой момент следует учитывать императивные нормы в контексте их применимости к договору, например, в случае временного разрыва между тем, когда одна сторона (оферент) направит оферту, а другая сторона акцептует договор после появления новых императивных норм. Либо стороны заключили договор с отлагательным условием или отлагательным сроком, по которому согласованные условия созревают после изменения императивных норм. В судебной практике высших судов этот вопрос пока не прояснен.

2.2. Новый закон не применяется с обратной силой в отношении обязательств или иных длящихся правоотношений, возникших из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ). Из этого правила следует, что нормы договорного права применяются только к договорам, заключенным после принятия нового закона.

Правило содержит следующее исключение: действие закона может распространяться на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В этом случае такое указание должно содержаться непосредственно в законе.

Так, в п. 83 Постановления Пленума Верховного суда от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» содержится указание на то, что положения Гражданского Кодекса Российской Федерации в измененной Законом № 42-ФЗ редакции, например, статья 317.

1 ГК РФ, не применяются к правам и обязанностям, возникшим из договоров, заключенных до дня вступления его в силу (до 1 июня 2015 года).

При рассмотрении споров из названых договоров следует руководствоваться ранее действовавшей редакцией Гражданского Кодекса Российской Федерации с учетом сложившейся практики ее применения (пункт 2 статьи 4, абзац второй пункта 4 статьи 421, пункт 2 статьи 422 ГК РФ).

Таким образом, договорные правоотношения даже после вступления в силу новых норм продолжают развиваться в рамках правил, действовавших на момент заключения договора. Это положение также касается новых императивных требований к форме договора или порядку его заключения.

Сторонам договорам следует проявить внимательность в случаях пролонгации договора,  а также при внесении изменений в договор в части существенного увеличения объема взаимных предоставлений либо существенного увеличения объема обязательства по односторонне обязывающему договору. В случае если стороны не намерены применять к их договорным правоотношениям новые нормы, необходимо в заключаемом договоре или соглашении  прямо предусмотреть исключение применения новых норм.

Судебная практика признала исключение из общего правила п. 2 ст. 422 ГК РФ: п. 1 ст. 395 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»).

При решении вопроса о начислении процентов за неисполнение денежного обязательства, возникшего на основании заключенного до 1 июня 2015 г.

договора, в отношении периодов просрочки, имевших место с 1 июня 2015 г., размер процентов определяется в соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ в редакции Закона № 42-ФЗ.

То есть применяются правила расчета процента годовых вне зависимости от момента заключения договора.

За исключением п. 1 ст. 395 ГК РФ, к отношениям, возникшим из договоров, заключенных до 1 июня 2015 года, применяется ранее действовавшая редакция ст. 395 ГК РФ с учетом сложившейся практики ее применения (п. 6 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Так, к договорам, заключенным до 1 июня 2015 года, в случае нарушения, возникшего из договора денежного обязательства кредитор вправе предъявить либо требование о взыскании с должника процентов на основании ст. 395 ГК РФ, либо требование о взыскании предусмотренной договором неустойки.

3. Отдельные аспекты применения действия норм во времени к договорным правоотношениям.

По смыслу п. 2 ст. 422 ГК РФ речь идет о нормах, регулирующих права и обязанности сторон договорного правоотношения.

То есть если норма закрепляет права и обязанности сторон договора по отношению друг к другу по общему правилу применяется п. 2 ст. 422 ГК РФ.

Но если нормы относятся к общим нормам о недействительности сделок, о правах третьих лиц, в том числе публичных органов и пр., по общему правилу следует применять ст. 4 ГК РФ.

Когда федеральные законы вступают в силу?

Федеральные законы вступают в силу с наступлением определенного юридического события. Знание правил и порядка этого процесса помогает в применении законодательства на практике. Некоторые нюансы данного вопроса изложены в настоящей статье.

С момента наступления какого события закон вступает в силу

Вступлению в силу федеральных законов предшествует наступление определенных условий:

  • принятие их Госдумой;
  • подписание главой государства;
  • официальная публикация.

Чтобы понять, с какого момента можно применять нормативный правовой акт (НПА), необходимо проверить, когда закон вступает в силу и в каком порядке ее приобретает:

  • по общим правилам;
  • в специальном порядке.

В первом случае федеральный закон будет иметь силу по истечении 10 дней со дня опубликования в изданиях, признанных официальными источниками. Их перечень дан в ст. 4 закона «О порядке опубликования…» от 14.06.1994 № 5-ФЗ (далее — закон № 5). Это:

  • Собрание законодательства РФ;
  • «Российская газета»;
  • «Парламентская газета».

Другой источник, где может быть размещен новый закон, — специальный интернет-ресурс «Официальный интернет-портал правовой информации».

Опубликование и вступление в силу НПА

Требование об обязательной публикации нового принятого Госдумой федерального закона обусловлено ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, которая прямо запрещает применять законы, официально не опубликованные для всеобщего сведения. Об этом же гласит ст. 1 закона № 5.

ВАЖНО! Федеральные законы вступают в силу с момента публикации их текста, который должен быть размещен на официальных ресурсах только в полном объеме. Усеченная или сокращенная публикация нового НПА не будет основанием для его вступления в силу.

Специальный порядок вступления в силу, как правило, довольно прост для определения времени, с которого начинает действовать нормативный акт.

Так, если в тексте нового закона указана конкретная дата, с которой закон подлежит применению, то с этой даты он и обретет силу. Также будет несложно определить начало применения закона, если в нем расписан порядок его вступления в силу.

Но и при установлении специального порядка могут возникнуть затруднения с определением даты отсчета, как и в общем порядке.

Сложности в определении даты публикации

Одним из оснований противоречий в определении даты, когда федеральный закон вступил в силу, может быть публикация нового НПА сразу в нескольких источниках.

https://www.youtube.com/watch?v=EE3YLYEaVPA\u0026t=21s

Учитывая то, что «Российская газета» издается ежедневно, а журнал «Собрание законодательства РФ» — только раз в неделю, может возникнуть следующий вопрос.

Дата выхода газеты соответствует дате ее поступления в продажу, а дата, проставленная на журнале, не соответствует, так как является датой поступления в печать, в продажу он попадает значительно позже. По какому источнику определять вступление в силу нового закона, если раньше он напечатан в журнале?

Однозначный ответ на этот вопрос был дан в постановлении Конституционного суда РФ от 24.10.

1996 № 17-П, смысл которого в том, что дата, указанная на журнале «Собрание законодательства РФ», не может быть принята для отсчета срока на вступление закона в силу ввиду того, что эта дата не является днем обнародования документа и адресаты в этот день реально не могут ознакомиться с текстом нового НПА.

Дни публикации закона в «Российской газете» и «Парламентской газете» обычно совпадают.

***

Опубликование и вступление в силу федеральных законов тесно взаимосвязано: при отсутствии первого второе невозможно. Однако даже публикация не всегда является гарантией вступления в силу закона, если для этого предусмотрены какие-либо специальные условия.

Порядок принятия и вступления в силу федеральных законов. пределы действия закона вступило в силу по

Пункт 10.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения законов охватывается стадиями законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая внесением федерального закона Президенту РФ на подписание.

После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет назначает специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ в компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрению законопроекта в первом чтении.

Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит по истечении 14 дней со дня его представления.

Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в 3 чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен.

Первое чтение рассмотрения законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная г Дума может вынести одно из следующих решений:

Читайте также:  Статья 26. Заявление о заключении брака

1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;

2) отклонить законопроект;

3) принять закон (закон может быть принят в первом же чтении согласно ч. 1 ст. 119 ГД ФС РФ).

Второе чтение законопроекта должно пройти в течение 4 месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении.

Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом и включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений:

  • 1) возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;
  • 2) принять законопроект во втором чтении;
  • 3) отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;
  • 4) вернуть законопроект к процедуре первого чтения;
  • 5) принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены).
  • В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками.
  • По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.

Законы, вступающие в силу с 13 июля

ФНС России будет ввести и размещать на своём официальном сайте перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей и азартных игр, а также распространителей. Банки обязаны отказывать в проведении операции по переводу денежных средств, в том числе электронных, в пользу иностранного поставщика платёжных услуг, включённого в этот перечень.

Кроме того, кредитная организация, платёжный агент, оператор связи (в том числе почтовой) не могут заключать договоры с лицами, включёнными в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств. 

Также ФНС России будет размещать на своём официальном сайте перечень иностранных банков, оказывающих услуги по приёму платежей с использованием платёжных карт лицам, включённым в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Установлены условия и порядок заключения договора конвертируемого займа, заёмщиком по которому может выступать непубличное акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.

Также определены особенности эмиссии акций во исполнение договора конвертируемого займа.

Кроме того, ряд положений Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» приведен в соответствие с Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, заключённом в г. Алма-Ате 2 февраля 2018 года.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»

Упрощен порядок приобретения субъектами малого предпринимательства статуса резидента Арктической зоны Российской Федерации.

Так, при его получении затраты, понесённые субъектами малого предпринимательства на приобретение машин, оборудования и производственного инвентаря, будут учитываться при определении минимально необходимого объёма осуществлённых и запланированных капитальных вложений.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении»

Уточняется порядок содержания и обслуживания бесхозяйных объектов теплоснабжения. Так, установлено, что к таким объектам могут относиться не только тепловые сети, но и источники тепловой энергии.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Предусмотрено снижение доли участия иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, в уставном капитале рыбодобывающей организации с более чем 50 процентов до 25 процентов и более, при которой такая организация считается находящейся под контролем. Предусмотрен переходный период для реализации установленных требований. В течение 365 дней со дня вступления в силу поправок иностранный инвестор или группа лиц, в которую входит иностранный инвестор, имеющие право прямо или косвенно распоряжаться не менее чем 25 процентами и не более чем 50 процентами акций рыбодобывающей организации, обязаны подать ходатайство о согласовании установления контроля с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, или снизить долю своего участия до уровня менее 25% акций.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 338-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

При осуществлении прибрежного рыболовства разрешена транспортировка, хранение и выгрузка в российские морские порты не только уловов водных биологических ресурсов в живом, свежем или охлаждённом виде, но и живой, свежей или охлаждённой рыбной продукции, произведённой на судах рыбопромыслового флота.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 334-ФЗ «О внесении изменения в статью 24-1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Субъект малого или среднего предпринимательства, который обеспечивает занятость лиц, осуждённых к лишению свободы и принудительным работам в период отбывания наказания, имеет право получить статус социального предприятия.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 333-ФЗ «О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Расширен перечень сведений об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежащих включению в единый реестр таких организаций.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 332-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 1-1 статьи 8 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково»

Госкорпорация развития «ВЭБ.РФ» наделена полномочиями по участию в управлении институтами развития, определёнными решением Правительства РФ. Так, «ВЭБ.РФ» получил право реализовать полномочия учредителя и единоличного исполнительного органа институтов развития, а также осуществлять мероприятия по их реорганизации или ликвидации на основании решений Правительства РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=PJGAKnDAgHA\u0026list=PLoOUI8Ot3eDcT75RhKKqNcPsqjxeNK2st

Также скорректирован порядок участия «ВЭБ.РФ» в реализации проектов, направленных на поддержку и развитие социального предпринимательства в России.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 330-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «Об организованных торгах»

Биржа обязана обеспечить конфиденциальность получаемой информации о заключённых не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 326-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 19 Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»

Установлена возможность безвозмездной передачи в федеральную казну или Банку России имущества госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ), приобретенного за счёт имущественных взносов РФ или Центробанка. Это возможно при наличии согласия Правительства РФ или ЦБ РФ соответственно. 

Также Банк России получил право внести в качестве имущественного взноса в имущество АСВ 100% обыкновенных акций акционерного общества «Московский индустриальный банк» с их последующей передачей в государственную казну РФ. При этом Правительство РФ может внести эти акции в уставный капитал ПАО «Промсвязьбанк» в порядке оплаты приобретаемых в собственность РФ акций банка.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 323-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

Министерство юстиции РФ наделяется полномочием запрашивать и получать сведения, составляющие банковскую тайну, в отношении операций и счетов некоммерческих организаций в целях осуществления федерального государственного надзора за их деятельностью.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 322-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

МГУ и СпбГУ будут осуществлять от имени Российской Федерации полномочия учредителя юридических лиц, входящих в их научно-образовательные комплексы, а также полномочия собственника федерального имущества таких лиц, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Руководители вышеуказанных юрлиц будут назначаться и освобождаться от должности ректорами этих университетов.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 321-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Установлена возможность для лиц, имеющих высшее образование, получить второе высшее образование в области искусств за счёт бюджета.

Перечни образовательных организаций и специальностей, на которые осуществляется приём, а также порядок приёма будет утверждаться Правительством РФ.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Расширены полномочия наблюдательного совета вуза, являющегося автономным учреждением. Также принято решение создавать в отдельных государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, попечительские советы.

Кроме того, установлены цели программы развития образовательной организации высшего образования, а также порядок её разработки и утверждения. Требования к структуре и содержанию программы будут утверждаться Правительством РФ.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Скорректирован порядок изъятия из обращения и уничтожения фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных медицинских изделий. Так, расходы, связанные с изъятием из обращения таких изделий, будет возмещать их владелец. Ранее он нес расходы, связанные только с их уничтожением.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 310-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 36 и 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Установлено преимущественное право ребенка на зачисление в детсад и школу, в которых обучаются его полнородные и неполнородные брат или сестра.

Также на Правительство РФ возложены полномочия по определению размера, условий и порядка денежных выплат обучающимся  общеобразовательных организаций со специальными наименованиями.

 Речь идёт, в частности, о «президентском кадетском училище», «суворовском военном училище», «нахимовском военно-морском училище», а также  о профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении федеральных государственных органов.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 298-ФЗ «О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

В список газопроводов, на которые не нужно получать разрешения на строительство, включены объекты, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно.

Ссылка на основную публикацию