- Статья 36. Признание утратившими силу отдельных федеральных конституционных законов (положений федеральных конституционных законов)
- Признать утратившими силу:
- 1) Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст.5712);
- 2) Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1997 года N 3-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст.1);
- 4) Федеральный конституционный закон от 3 ноября 2004 года N 6-ФКЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст.4376);
- 5) ) Федеральный конституционный закон от 1 июня 2005 года N 4-ФКЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст.2197);
- 6) Федеральный конституционный закон от 30 января 2007 года N 1-ФКЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 6, ст.680);
- 7) Федеральный конституционный закон от 2 марта 2007 года N 3-ФКЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст.1147);
- 8) Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2008 года N 5-ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6206);
9) Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2008 года N 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст.3);
- 11) Федеральный конституционный закон от 22 июля 2010 года N 4-ФКЗ «О внесении изменения в статью 36 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 30, ст.3984);
- 12) статью 3 Федерального конституционного закона от 28 декабря 2010 года N 8-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст.1);
- 13) Федеральный конституционный закон от 3 декабря 2012 года N 4-ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст.6938);
- 15) Федеральный конституционный закон от 7 мая 2013 года N 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст.2294);
- 16) статью 3 Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и признании утратившим силу Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 11, ст.1088);
- 17) статью 2 Федерального конституционного закона от 23 мая 2015 года N 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 21, ст.2979);
20) Федеральный конституционный закон от 3 июля 2016 года N 8-ФКЗ «О внесении изменений в статьи 27 и 28 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст.4155);
21) Федеральный конституционный закон от 28 декабря 2016 года N 12-ФКЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст.3).
- Статья 37. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона
- Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Президент
- Российской Федерации В.Путин
- Москва, Кремль
- 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ
Электронный текст документа подготовлен АО «Кодекс» и сверен по: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.11.2020,
N 0001202011060001
Статья 36 ТК РФ. Ведение коллективных переговоров. Комментарии
Статья 36 ТК посвящена началу переговорных процессов в коллективном формате по трудовым вопросам. В ней описаны основные параметры взаимодействия нанимателей и их работников, а также возможные ограничения для лиц, представляющих сотрудников.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
Полный текст статьи, путеводители, дополнительная информация – в КонсультантПлюс
Содержание ст. 36 ТК
Во вводном абзаце указано, что представители нанимателей и их сотрудников имеют право на участие в переговорах по подготовке и заключению коллективного договора/соглашения, а также по их изменению. В статье для них предусмотрена возможность выступить с инициативой по началу подобных переговоров.
Далее сказано, что сторона, получившая подобное предложение, обязана его принять. Срок начала переговорных процессов установлен в семь дней с момента получения предложения, которое должно быть оформлено в письменном формате. Сигналом об их начале является ответное послание, где перечисляются конкретные представители и предоставленные им полномочия.
В заключительном абзаце подчёркнуто, что к переговорам не допускаются (и они не имеют права заключать какие-либо соглашения от имени сотрудников):
- представители интересов организаций-нанимателей;
- организации/органы, которые созданы или имеют финансирование от следующих групп: наниматели, органы исполнительной власти или самоуправления на местном уровне, а также политические партии.
В последнем случае исключения возможны в ситуациях, специально указанных в ТК.
Итак, рассмотренная статья прописывает принципы вступления в переговоры по трудовым вопросам в коллективном формате, а также устанавливает ограничения для лиц, которые вправе представлять сотрудников в этих переговорных процессах.
Вопросы использования ст. 36 ТК
На какие правовые акты ориентируется рассматриваемая статья?
В первую очередь нужно указать на принятую в 1981 году Конвенцию МОТ № 154. Хотя данный документ не ратифицирован РФ, но отдельные её положения, такие как формулировка коллективных переговоров, пользуется признанием в отечественном законодательстве.
А утверждённая в 1949 году Конвенция МОТ № 98 конкретизирует практические моменты таких переговорных процессов, в том числе защиты одной из сторон от вмешательства другой.
Также можно вспомнить и о принятой в 1944 году Филадельфийской декларации МОТ, где для представителей организаций-нанимателей и рабочих коллективов установлена возможность начать переговорный процесс на равноправной основе. В самом ТК вопросы переговоров коллективного характера затронуты в гл. 6.
В рассматриваемой статье указано на необходимость составить приглашение к началу переговоров в письменной форме. Но есть какие-то указания на требования к её оформлению?
Нет, а это значит, что данный документ может быть написан в произвольном формате. Но на практике рекомендуется включить в него следующие параметры:
- место переговоров;
- предполагаемый состав переговорщиков;
- сроки начала переговорного процесса.
Предложенные параметры могут быть согласованы или отвергнуты другой стороной в её ответном послании. Также подразумевается, что другая сторона должна иметь возможность зафиксировать получение этого послания для профилактики возможных разногласий по срокам начала переговоров и другим моментам.
Что произойдёт, если организация-наниматель будет уклоняться от начала коллективных переговоров с персоналом?
В такой ситуации она несёт ответственность административного характера. В КоАП для этого специально предусмотрена ст. 5.28, согласно которой наниматель или его представитель наказываются штрафом от 1 до 3 тыс. руб. или просто предупреждаются о недопустимости такого поведения.
В заключительной части рассматриваемой статьи указано на возможные исключения по составу лиц, представляющих сотрудников. Какие подобные исключения указаны в ТК?
В действующем ТК подобные исключения не предусмотрены. Согласно его статьям 29-31 интересы персонала в переговорах коллективного характера могут представлять:
- профсоюзные структуры;
- иные представители, в роли которых выступают отдельные сотрудники, выбранные персоналом на общей конференции.
Следовательно, перечень лиц, которые могут представлять персонал, носит закрытый характер и исключений для них не предусмотрено.
Жилищный кодекс рф 2021
СКАЧАТЬ ЖК РФ 2021
Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников
Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
Примечание:По вопросу, касающемуся формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и перехода его в собственность собственников помещений такого дома, см. статью 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 462-ФЗ)
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.3.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.4.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.4.1.
Приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.(часть 4.1 введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 462-ФЗ)5. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке.6. В случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным настоящей частью имуществом в соответствии с гражданским законодательством.
(часть шестая введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
Статья 36.1. Общие денежные средства, находящиеся на специальном счете
Статья 36 ТК РФ. Ведение коллективных переговоров
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров .
Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа .
Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом .
Комментарий к статье 36 ТК РФ
Глава 6 ТК (ст. ст. 36 — 39) включает нормы, содействующие реализации одного из основных прав работников, закрепленных в ст. 21 ТК, — права на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей.
В основе содержания комментируемых статей данной главы лежат нормы МОТ, закрепившие в числе основополагающих принципов и прав в сфере труда свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров, завершающихся заключением коллективного договора.
В их числе Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, предусматривающая обязательность их соблюдения всеми государствами — членами МОТ, даже если они не ратифицировали Конвенции, в которых принципы и права получили свое выражение и развитие.
Эта обязательность определяется самим фактом членства соответствующих государств в МОТ.
Международно-правовая характеристика права на ведение коллективных переговоров раскрывается в ряде конвенций и рекомендаций: в Конвенции N 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.); в Конвенции N 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.) и в Рекомендации N 163 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.).
В ст. 4 Конвенции N 98 обращается внимание на необходимость поощрения развития и использования процедуры ведения переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.
- Понятие коллективных переговоров в сфере труда, а также мер и средств, содействующих их организации, раскрыты в Конвенции N 154 и Рекомендации N 163. Под коллективными переговорами понимаются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников — с другой, в целях:
- a) определения условий труда и занятости;
- b) и (или) регулирования отношений между работодателями и работниками;
- c) и (или) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.
Конвенция N 154 имеет широкую сферу действия, ибо она распространяется на все отрасли экономической деятельности. В ней указывается также, что национальным законодательством могут устанавливаться гарантии и особые способы ее применения в отношении вооруженных сил, полиции и государственной службы.
Меры содействия коллективным переговорам определяются соответствующими национальными условиями.
В Конвенции N 154 указывается, что эти меры должны быть направлены, в частности, на то, чтобы: а) коллективные переговоры были возможны для всех работодателей и всех категорий работников в отраслях деятельности, указанных в Конвенции; б) чтобы они распространялись на все вопросы, которые составляют цель коллективных переговоров.
Основополагающие положения международных трудовых норм о ведении коллективных переговоров получили достаточно полное отражение в российских законах, регламентирующих вопросы содержания и порядка ведения коллективных переговоров.
Право работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей является одним из основных трудовых прав, закрепленных в ст. 21 ТК. Инициаторами проведения таких переговоров могут быть представители любой стороны.
Получив уведомление одной стороны в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, другая сторона обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.
Неисполнение обязанностей по вступлению в коллективные переговоры влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.28 КоАП).
Чтобы не допускать ослабления позиции заинтересованных организаций работников в процессе ведения коллективных переговоров и заключения соответствующих договоров и соглашений, запрещается их ведение и заключение от имени работников лицами, представляющими работодателя (ч. 3 ст. 36 ТК, ч. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
В соответствии с ч. 2 ст.
36 ТК представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения.
Сторона, получившая такое предложение, должна отправить ответ инициатору предложения с указанием представителей от своей стороны и их полномочий для участия в работе комиссий по проведению коллективных переговоров.
Очень важным дополнением в ч. 2 ст. 36 ТК является уточнение в ней даты начала коллективных переговоров, которой считается день, следующий за днем получения инициатором переговоров указанного ответа.
Это уточнение имеет существенное значение еще и потому, что со дня их начала действуют особые гарантии представителям работников, участвующим в коллективных переговорах (ч. 3 ст.
39 ТК), а также начинает отсчитываться срок, по окончании которого стороны обязаны подписать коллективный договор на согласованных условиях и составить протокол разногласий (ч. 2 ст. 40 ТК).
Принципиально важным для обеспечения реальной защиты интересов работников в процессе ведения коллективных переговоров является закрепленное в ч.
3 комментируемой статьи требование соответствующих международно-правовых норм о недопущении к ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров и соглашений от имени работников лиц, представляющих интересы работодателей, а также организаций или органов, созданных либо финансируемых работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК.
Другой комментарий к статье 36 ТК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает общие положения по ведению коллективных переговоров по вопросам подготовки, заключения или изменения коллективных договоров, коллективных соглашений.
В ч.1 комментируемой статьи установлены субъекты, участвующие в ведении коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективных договоров и коллективных соглашений, а также их общие права.
Под коллективными переговорами применительно к комментируемой статье и ТК РФ в целом следует понимать устный обмен мнениями, взглядами, предложениями работников и работодателей по вопросам о подготовке, заключении или изменении коллективных договоров и коллективных соглашений. В соответствии с ч.1 комментируемой статьи в коллективных переговорах участвуют представители работников и представители работодателей (понятия представителей работников и представителей работодателей раскрываются в х к ст.29 и ст.33, коллективного договора и коллективного соглашения — ст.40 и ст.45).
- Подготовка коллективного договора или коллективного соглашения представляет собой совокупность действий по разработке проекта коллективного договора или коллективного соглашения с учетом замечаний и предложений представителей работников и работодателей.
- Заключение коллективного договора или коллективного соглашения — действия представителей работников и работодателей по подписанию коллективного договора или соглашения и приданию им юридической силы.
- Изменение коллективного договора или соглашения — внесение уточняющих положений в отдельные пункты коллективного договора или соглашения и (или) изложение их или всего коллективного договора или коллективного соглашения в новой редакции.
- Основные права, которые установлены в ч.1 комментируемой статьи в отношении представителей работников и работодателей, это:
— право на участие в коллективных переговорах, то есть высказывание и направление своих замечаний и предложений по поводу подготовки, заключения, изменения коллективных договоров или коллективных соглашений; - — право на выдвижение инициативы по проведению коллективных переговоров — юридическая возможность представить предложения о подготовке, заключении, изменении коллективных договоров или коллективных соглашений и обоснование такой необходимости.
2. В ч.2 комментируемой статьи урегулированы вопросы о начале ведения коллективных переговоров.
Для этого представители одной из сторон (то есть либо работники, либо работодатели) направляют другой стороне в письменной форме предложения о начале ведения коллективных переговоров.
Такое предложение может быть составлено в произвольной форме на листе формата А4, в котором будет содержаться указание на необходимость проведения коллективных переговоров с целью подготовки, заключения или изменения коллективного договора, соглашения.
При этом ч.2 комментируемой статьи в отношении представителей с другой стороны, получившей такое письменное предложение, закрепляет обязанность вступить в переговоры для реализации вышеуказанных целей.
Считаем, что закрепление именно обязанности по вступлению в такие переговоры не является правомерным, несмотря на то, что целью федерального законодателя является недопущение уклонения от участия и обеспечения подготовки, заключения или изменения коллективного договора, соглашения, поскольку коллективные договоры и соглашения — это правовые акты, которые также регулируют отношения между работником и работодателем. В то же время ст.21 и ст.22 ТК РФ закрепляют право работодателей и работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений, а не обязанность. Кроме того, ст.9 ТК РФ предусматривает, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (см. комментарий к ст.9). Таким образом, обязанности по ведению коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений ТК РФ не предусматривает, поэтому установление именно обязанности по вступлению в коллективные переговоры противоречит иным положениям ТК РФ.
Для вступления в коллективные переговоры представителей со стороны, получившей в письменной форме предложение о начале коллективных переговоров, ч.2 комментируемой статьи устанавливает срок семь календарных дней. Таким образом, сроки для вступления в такие коллективные переговоры включают в себя как рабочие дни, так и календарные.
В то же время ч.
2 комментируемой статьи определяет способ такого вступления в коллективные переговоры — направление ответа, в котором должны быть указаны представители от стороны, получившей вышеуказанное предложение, для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров, а также должны быть указаны их полномочия.
Таким образом, ответ, направляемый стороной, получившей предложение о начале ведения коллективных переговоров, направляется в письменной форме с указанием необходимой информации. На наш взгляд, положение ч.
2 комментируемой статьи о том, что направление ответа является вступлением в коллективные переговоры, не является верным, так как, по существу, направление такого ответа является подтверждением или согласием на вступление в коллективные переговоры, поэтому с этой точки зрения и с учетом положений ч.
2 комментируемой статьи в целом правильным было бы указать, что представители стороны, получившей письменное предложение о начале коллективных переговоров, дают согласие на вступление в коллективные переговоры путем направления письменного ответа с указанием представителей от стороны, получившей вышеуказанное предложение, для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров, а также их полномочий.
В ч.2 комментируемой статьи также определен и момент начала ведения коллективных переговоров — это день, следующий после дня получения одной из сторон (работодателя или работника) письменного ответа на письменное предложение о начале ведения коллективных переговоров.
Такая формулировка соответствует и ст.191 ГК РФ, которая определяет момент начала течения срока — следующий день после дня или события, которым определено его начало.
Таким образом, в целом период согласования вопроса о начале ведения коллективных переговоров может занять до восьми календарных дней.
3. В ч.3 комментируемой статьи фактически закреплены принцип недопустимости ненадлежащего представительства при ведении коллективных переговоров, а также принцип недопустимости вмешательства в процесс ведения коллективных переговоров органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий.
Эти принципы проявляются в установлении запрета на представительство интересов работников при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений:
— лицами, представляющими интересы работодателей, к числу которых могут быть отнесены, собственно представители работодателей, а также специально уполномоченные на ведение коллективных переговоров лица;
— организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями. К организациям могут быть отнесены любые виды юридических лиц, если работодатель тех работников, которые участвуют в ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров и соглашений, является их учредителем, либо участвует в формировании уставного (складочного) капитала, имущества таких юридических лиц. Органами, созданными или финансируемыми работодателями, могут быть любые органы управления, в том числе в организации, являющейся работодателем;
— органами исполнительной власти — органами, которые осуществляют функции исполнительной власти. В частности, к числу таких органов относятся высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные органы исполнительной власти. Обратим внимание на то, что ч.3 комментируемой статьи, устанавливая такой запрет, «ограничивается» только указанием на органы исполнительной власти, хотя существуют органы еще двух других ветвей власти (законодательной и судебной), поэтому с этой точки зрения более правильным было бы указать — органы государственной власти;
— органами местного самоуправления — согласно ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
— политическими партиями — согласно ст.
3 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» ими являются общественные объединения, созданные в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
При этом ч.3 комментируемой статьи предусматривает, что из вышеприведенного правила о недопустимости такого представительства ТК РФ могут устанавливаться исключения.
Статья 36. Ведение коллективных переговоров
Новая редакция Ст. 36 ТК РФ
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.
Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Комментарий к Статье 36 ТК РФ
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров (ч. 1 ст. 36 Трудового кодекса РФ).
Вторая часть комментируемой статьи строго регламентирует порядок вступления в переговоры стороны, получившей приглашение к началу таких переговоров.
Кроме того, в статье 36 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона N 90-ФЗ появилась часть третья, которая запрещает ведение коллективных переговоров, а равно и заключение коллективных договоров (соглашений) от имен работников лицами, представляющими интересы работодателей, либо организациями (органами), созданными (финансируемыми) работодателями, органами власти (управления) или политическими партиями (за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ).
Другой комментарий к Ст. 36 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Общее определение коллективных переговоров дается в Конвенции МОТ N 154 «О содействии коллективным переговорам». Под ними понимаются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей с одной стороны и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой в целях:
- а) определения условий труда и занятости; и/или
- б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися; и/или
- в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.
Коллективные переговоры охватывают все стороны взаимоотношений между работниками и работодателями, т.е. не существует таких вопросов в отношениях по поводу применения наемного труда, которые не могли бы явиться предметом коллективных переговоров.
В рамках системы «трипартизм» в коллективных переговорах могут принимать участие представители государства или местного самоуправления.
Они являются в таком случае полноправными участниками переговоров.
В случаях, предусмотренных законом, участие в коллективных переговорах органов государственной власти, органов местного самоуправления является обязательным (см. ст. 45 ТК РФ и комментарий к ней).
Коллективные переговоры — универсальное средство согласования интересов сторон социального партнерства, подготовки правовых актов социального партнерства. Они могут проводиться на всех уровнях социального партнерства, начиная с уровня организации и заканчивая федеральным уровнем.
В комментируемых статьях данной главы установлен общий порядок проведения коллективных переговоров. Он имеет общее значение и применяется для проведения переговоров любого уровня. Стороны коллективных переговоров на основании норм комментируемой главы самостоятельно определяют конкретную процедуру проведения коллективных переговоров.
2. Универсальными участниками коллективных переговоров являются представители работников и работодателей. О соответствующих представителях см. гл. 4 ТК РФ и комментарий к ней.
Инициатором начала коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.
Предложение о начале коллективных переговоров выдвигается от имени представителей работников или работодателей органом, к компетенции которого отнесено принятие соответствующего решения (профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации, совет объединения профсоюзов, исполнительный орган объединения работодателей или конкретного работодателя и т.п.). Процедура принятия данного решения определяется уставами и регламентами организаций работников или работодателей (работодателя). Выдвижение инициативы по проведению коллективных переговоров органом или лицом, не имеющим надлежащих полномочий, не порождает у другой стороны (других сторон) обязанностей по вступлению в переговоры. Правом на выдвижение предложения о начале коллективных переговоров обладают непосредственно работники организации, а также их представители (профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников организации, которой поручено представлять интересы работников, единый представительный орган, иной представитель).
Предложение о начале коллективных переговоров направляется инициатором другой стороне (сторонам) в письменной форме. Письменное предложение о начале коллективных переговоров должно быть направлено способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной (вручение уполномоченному лицу под расписку, направление почтовой связью с уведомлением о вручении и т.п.).
Представители стороны, получившие от другой стороны уведомление о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.
Вступление в переговоры осуществляется посредством назначения (выбора) лиц, участвующих в коллективных переговорах от ее имени, и направления соответствующего решения инициатору коллективных переговоров.
Решение о вступлении в переговоры принимается органом, к компетенции которого отнесено принятие соответствующего решения (профсоюзный комитет, совет объединения профсоюзов, исполнительный орган объединения работодателей или конкретного работодателя и т.п.). Процедура принятия данного решения определяется соответствующими уставами и регламентами.
3. Коллективные переговоры начинаются на следующий день после получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа, предусмотренного ч. 2 ст. 36. Днем окончания коллективных переговоров является день подписания коллективного договора, соглашения либо протокола разногласий.
4. Часть 3 ст. 36 воспроизводит положения ст.
5 утратившего силу Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях», исключая представительство интересов работников лицами, которые представляют интересы работодателей, организациями или органами, подконтрольными работодателям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, политическим партиям.
К таким организациям могут быть отнесены те из них, которые образованы при преимущественном участии работодателей или их представителей, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, политических партий либо напрямую финансируются ими.
Данное правило конкретизирует нормы Конвенции МОТ N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров», согласно которой организации трудящихся и работодателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов.
В частности, как вмешательство рассматриваются действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.
О легальном финансировании работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления профессиональных союзов см. ст. 377 ТК РФ и комментарий к ней.