В РФ существует несколько судебных органов, отличающихся особенностями работы, имеющимися привилегиями и полномочиями. Конституционный суд РФ — это орган конституционного контроля, поэтому рассматривает дела, имеющие отношение к соблюдению требований Конституции.
Он представлен независимым органом, осуществляющим судебную власть. В Конституции приводятся основные полномочия, обязанности и правила деятельности КС. Дополнительная информация содержится в статьях ФЗ «О КС РФ».
История появления
Впервые функции КС были возложены на Комитет конституционного надзора СССР еще в 1989 году. С 1991 года начинает функционировать республиканский КС РСФР, деятельность которого регламентировалась законом РСФСР «О КС».
На Съезде народных депутатов было избрано 13 судей. До 1993 года представители данного судебного органа занимались урегулированием конституционного кризиса.
Для этого судьи вели переговоры с президентом страны и чиновникам Верховного Совета.
В сентябре 1993 года представители КС приняли решение отрешить Ельцина от должности, но президент приостановил деятельность судебного органа. В 1994 году принят новый нормативный акт, регулирующий деятельность суда.
Теперь этот орган не может самостоятельно оценивать или рассматривать дела, касающиеся конституционности действий должностных лиц или политических партий. После этого было назначено 6 новых судей. За этот период было рассмотрено около 200 дел, касающихся конституционности принятых законов. Примерно 30 исков было удовлетворено, поэтому неконституционными признавались статьи УПК.
Где находится КС РФ и официальный сайт
Конституционный суд РФ находится в городе Санкт-Петербурге по адресу Сенатская площадь, дом 1. В Москве есть представительство регулирующего органа, расположено ул. Ильинка, дом 21, подъезд № 3.
Актуальную информацию о деятельности Конституционного суда в настоящее время можно получить на официальном сайте.
Функции КС РФ
Деятельность КС направлена на защиту конституционного строя, поэтому представители данного органа наделены определенными полномочиями, а также должны выполнять некоторые обязательные действия.
К основным функциям КС относится:
- Рассмотрение дел, касающихся конституционного строя или нарушения конституционных прав граждан. При этом учитываются не только положения Конституции, но и других нормативных актов, представленных федеральными законами, письмами и постановлениями Президента, Госдумы, Правительства или Совета Федерации. Дополнительно при рассмотрении каждого дела берется в расчет информация из конституций республик или нормативных актов регионов, международных договоров и контрактов, подписанных между разными органами власти.
- Разрешение споров, которые относятся к определению компетенции тех или иных государственных органов. Обычно такие разногласия возникают между федеральными органами власти, а также между высшими органами субъектов. Нередко приходится решать споры, образующиеся между федеральными и региональными органами власти.
- Изучение жалоб, в которых приводится информация о нарушении конституционных прав или свобод россиян. Проверка конституционности разных нормативных актах на основании запросов других судов.
- Толкование разных статей Конституции.
- Формирование заключения, в котором приводится информация о том, был ли соблюден правильный порядок выдвижения обвинения Президента страны в госизмене или совершения тяжелого преступления.
- Направление различных инициатив в области законодательства.
Справка! Иные полномочия суду предоставляются Конституцией, причем все вопросы, решаемые судьями, касаются исключительно права.
Состав КС Российской Федерации
До 2020 года в состав суда входило 19 судей, у каждого из которых имелось право принимать решение по разным вопросам, но для этого требовалось присутствие не меньше 2/3 судей. Но с начала 2020 года внесены существенные изменения, поэтому КС состоял из 15 судей.
Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля
ВикиЧтение
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» России Законодательство
Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля
Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Глава V. ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 36. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации
Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд
Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации
Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации
(в ред. Федерального конституционного
Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов органов
Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации обладают Президент
Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в
Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы
Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд
Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная
Статья 107. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Статья 107. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Обращение с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
1. Государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОНот 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 годаОдобрен
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОНот 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 годаОдобрен
Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган
Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти
Федеральный конституционный закон «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Федеральный конституционный закон «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Федеральный конституционный законот 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ«О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»(ред. от
73. Конституционный Суд Российской Федерации
73. Конституционный Суд Российской Федерации
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей.Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ,
Глава 18. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации
Глава 18. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются
Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля
Часть как структурная единица обозначается арабской цифрой с точкой. В этом случае ссылки оформляются таким образом: часть 1 статьи 12.
Части статей подразделяются на пункты, нумеруемые арабской цифрой с круглой скобкой, либо на абзацы, не имеющие обозначения. Ссылки на пункты оформляются следующим образом: пункт 1 части 1 статьи 15.
- Пункты подразделяются на подпункты ,обозначаемые строчными буквами русского алфавита с круглой скобкой, либо на абзацы, не имеющие обозначения.
- Ссылки на подпункты оформляются следующим образом: подпункт «б» пункта 2 части 4 статьи 20.
- При подготовке законопроекта следует обращать особое внимание на структуру статьи законопроекта, исключать возможность неоднозначного толкования правовых предписаний, содержащихся в ней.
Особый случай представляют собой законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие акты. Такие законопроекты не имеют наименования статей, и могут быть структурированы следующим образом: статьи, пункты, подпункты, абзацы.
При оформлении законопроектов о внесении изменений следуют соблюдать хронологический принцип внесения изменений, вносимые в законодательный акт изменения должны излагаться последовательно (постатейно), начиная от первой статьи и заканчивая последней.
При внесении изменений недопустимо изменять нумерацию статей, глав, разделов и других структурных единиц закона. При необходимости дополнить законодательный акт новыми структурными единицами, новые структурные единицы обозначаются цифровым дополнительным знаком, помещаемым над основной цифрой (например, глава 51, ,статья 62 , часть32 , пункт 11 части 21 , подпункт «б1 «.
Статья о порядке вступления в силу вводится в законопроект в том случае, если необходимо установить отличный от общего, установленного Федеральным законом от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» порядок вступления в силу.
Такие же требования предъявляются к оформлению проектов постановлений Государственной Думы.
Текстовая частьпроектов постановлений Государственной Думы содержит текст акта и подразделяется, как правило, на две части: преамбулу (вводную часть) и постановляющую часть.
Преамбуласодержит обоснование принятия постановления, фактические обстоятельства, мотивы, цели и задачи, послужившие причиной или поводом для издания постановления, а в случае необходимости — ссылки на законы и иные акты, в соответствии с которыми принимается постановление. При этом указываются все реквизиты упоминаемых актов (наименование, дата подписания, номер акта) и в скобках указывается источник официального опубликования. В преамбулу не включаются положения нормативного характера.
- В постановленияхГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации преамбула завершается словом “п о с т а н о в л я е т:” (печатается вразрядку полужирным шрифтом).
- Например:
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
- Постановляющая (резолютивная) часть постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерацииможет подразделяться на пункты, подпункты, абзацы.
- Пункты имеют единую (сквозную) для всего акта нумерацию, которая проставляется арабскими цифрами с точкой, и наименований не имеют.
- Например:
1. Принять Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1996 год ” .
2. Направить указанный Федеральный закон в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Пункты подразделяются на подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами с круглой скобкой: 1), 2), 3) и т.д.
- После строчных цифровых обозначений со скобкой тексты подпунктов нужно начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.
- Например:
- 1. К местным относятся следующие налоги:
- 1) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
2) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций … на содержание милиции, благоустройство территорий и на другие цели;
3) налог на рекламу.
Пункт может подразделяться на абзацы. Они не имеют обозначения, их количество должно быть обозримым и незначительным ( не более пяти). Отсчет ведется от абзаца, начинающегося с цифры, обозначающей пункт.
Приложения.
В приложении к акту помещаются проекты федеральных конституционных законов; проекты федеральных законов; запросы в Конституционный Суд Российской Федерации; заключения, предложения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, рабочих групп; положения; планы; программы; перечни; списки составов делегаций, комитетов, комиссий, рабочих групп; таблицы; графики; образцы документов, бланков; схемы и т.п.
Если в тексте акта дается ссылка «согласно приложению», «(прилагается)» или “Приложение 1” (при наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами, знак номера не ставится), то в верхнем правом углу первой страницы приложения пишется, например:
Приложение 1 к постановлению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «наименование…» |
Составные части этого реквизита документа печатаются через 1 межстрочный интервал. При этом слово «Приложение» отделяется от слов на следующей строке 1,5 интервалами.
Если в акте многократно упоминается тот или иной объект (круг объектов) либо то или иное понятие, то при первом упоминании такого объекта (круга объектов) или понятия оно приводится полностью, а в скобках дается сокращенное наименование по форме: «(далее -…)».В дальнейшем в тексте акта употребляется только сокращенное наименование.
При этом нужно иметь в виду, что введенное сокращение не носит нормативного характера и употребляется в конкретном тексте.
Поэтому в тексте нормативного акта не могут употребляться такие, например, сокращения, как МИД России, Минобороны России и другие сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти (как правило, сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти используются в положениях о них).
Наименования упоминаемых в акте органов, организаций и других объектов приводятся в полном соответствии с их официальными наименованиями, предусмотренными уставами, положениями о них, решениями об их создании или о переименовании и т.п.
Употребление сокращенных наименований допускается лишь в распоряжениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нетекстовых приложениях к актам федеральных органов государственной власти, а также в стенограммах заседаний палат Федерального Собрания.
- Обращения и заявленияне носят нормативного характера, поэтому не структурируются, а оформляются смысловыми абзацами.
- IV. Оформление принятых Государственной Думой актов
- Принятые Государственной Думой акты должны иметь следующие реквизиты и сведения:
- изображение Государственного герба Российской Федерации (на постановлениях Государственной Думы и некоторых других актах);
- официальное наименование государства или федерального органа государственной власти: Российская Федерация (для федеральных конституционных законов и федеральных законов) или Федеральное Собрание Российской Федерации (для актов Государственной Думы);
- наименование: Федеральный конституционный закон, Федеральный закон, Постановление Государственной Думы, Обращение Государственной Думы, Заявление Государственной Думы, Распоряжение Председателя Государственной Думы;
- наименование;
- текст, оформленный в соответствии с установленными требованиями;
- должность и фамилию лица, официально уполномоченного подписывать данный акт;
- место и дату принятия акта (указываются Протокольным отделом Организационного управления Аппарата);
- номер (оформляется Протокольным отделом Организационного управления Аппарата);
- печать (оформляется Протокольным отделом Организационного управления Аппарата).
- Каждый реквизит располагается на строго установленном месте.
Конституционный суд Российской Федерации
Конституционный суд РФ в настоящее время возглавляется дважды переизбранный на этот пост (в 1991 и в 2003 году после добровольной отставки в 1993 году) Валерий Дмитриевич Зорькин.
Конституционный суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Также при суде работает Научно-консультативный совет, состав, функции и порядок деятельности которого утверждаются Конституционным Судом.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ
определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» и другими нормативными актами.
История
Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения.
Комитет конституционного должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора, главного государственного арбитра и еще ряд других нормативных актов. В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.
15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. Закон был утвержден пятым Съездом 12 июля 1991 года.
29–30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного суда.
30 октября состоялось первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года – первое заседание, на котором было рассмотрено дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел. Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции, указав на то, что президент, подписав документ, превысил свои полномочия.
Глава 1. Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля: понятие, принципы организации и деятельности, функции
Введение
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства.
Основное назначение конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.
Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.
Конституционный Суд — важный элемент политической системы. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках.
При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства.
Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора.
Главная особенность и важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных судов в том, что Конституционный Суд РФ — это не только судебный орган, но и такой конституционный орган, которому предоставлено право в установленных Конституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде — и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая роль Конституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве и хранителя долгосрочных конституционных ценностей.
Целью написания данной работы заключается в следующем: раскрыть и рассмотреть Конституционный суд как судебный орган конституционного контроля. Объектом исследования является Конституционный суд РФ.
Предметом — Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
- Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- 1. Рассмотреть понятие и определение Конституционного суда;
- 2. Определить принципы организации и деятельность Конституционного суда;
- 3. Раскрыть состав и порядок формирования Конституционного Суда РФ;
- 4. Проанализировать полномочия Конституционного Суда;
5. Рассмотреть решения Конституционного суда.
Глава 1. Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля: понятие, принципы организации и деятельности, функции.
Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов.
Финансирование Конституционного Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме[1].
В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда средства, которыми он распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
Имущество, необходимое Конституционному Суду для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд может наделять правом оперативного управления этим имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.
Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного Суда, установленных законом, не допускается.
Основная функция Конституционного Суда — осуществление конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории Российской Федерации.
Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также в принятии мер по устранению этих отклонений. В случае признания правового акта неконституционным он утрачивает юридическую силу.
Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
В своей деятельности Конституционный суд Российской Федерации руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.
1. Независимость. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.
Конституционный суд сегодня, в отличие от ранее действовавшего законодательства, независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов.
Финансирование Конституционного суда производится за счет федерального бюджета, что обеспечивает возможность осуществления независимого конституционного судопроизводства в полном объеме.
Конституционный суд независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей работы. Имущество, которым он пользуется в процессе осуществления своих функций, является федеральной собственностью. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного суда, оговоренных законом, не допускается.
2. Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты — при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.
3. Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.
Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
4. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.
В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.
Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.
Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
5. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
Конституционный Суд Российской Федерации до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.
Палата Конституционного Суда Российской Федерации до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к компетенции палаты.
До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.
6. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации[2].
Конституционный суд Российской Федерации — Организация
Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. КС правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия не ограничены определенным сроком.
Деятельность суда обеспечивает Аппарат, состоящий из Секретариата, Управления государственной службы и кадров, Финансового управления и Управления делами.
- Состав Конституционного Суда РФ
- Зорькин Валерий ДмитриевичПредседатель Конституционного суда РФ
- Хохрякова Ольга СергеевнаЗаместитель Конституционного суда РФ
- Маврин Сергей ПетровичЗаместитель Конституционного суда РФ
- Арановский Константин Викторович
- Гаджиев Гадис Абдуллаевич
- Казанцев Сергей Михайлович
- Красавчикова Лариса Октябриевна
- Ярославцев Владимир Григорьевич
- Бойцов Александр Ильич
- Данилов Юрий Михайлович
- Князев Сергей Дмитриевич
- Мельников Николай Васильевич
- Бондарь Николай Семенович
- Жаркова Людмила Михайловна
- Кокотов Александр Николаевич
- Рудкин Юрий Дмитриевич
16 марта 2020 года Конституционный суд России признал законопроект о поправке к Конституции соответствующими статьям 1, 2 и 9 Основного закона страны и в части содержания, и процедуры принятия.
Это заключение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу после его официального опубликования, оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами и незамедлительно направляется президенту РФ.
12 декабря 2019 года Владимир Путин встретился с судьями Конституционного Суда России, приуроченную ко Дню Конституции страны. Глава государства поздравил судей с государственным праздником и отметил, в частности, что от глубокого понимания Основного закона страны и его принципов зависит качество новых нормативных актов.
В этой связи невозможно переоценить роль КС, который доказывает свою востребованность как хранителя конституционного порядка и осуществляет контроль над деятельностью законодателей. От этого зависит качество принимаемых законов и жизни людей, а также развитие общества и эффективность государства.
Подчеркнув, что закрепленные в Конституции механизмы должны быть четкими и отлаженными.
31 января 2018 года Совет Федерации России продлил полномочия Валерия Дмитриевича Зорькина в качестве Председателя Конституционного суда Российской Федерации на очередной шестилетний срок, по предложению Президента Российской Федерации Владимира Путина.
Связанные новости и события
Конституционный суд как орган конституционного контроля
В данной работе рассмотрены функции Конституционного суда РФ в осуществлении им конституционного контроля. Исследована важнейшая роль Конституционного Суда РФ в обеспечении конституционной законности, основных прав и свобод человека и гражданина. Обосновывается значимость историко-политического способа толкования правовых норм.
Ключевые слова: Конституционный Суд, права и свободы человека, функции, обязанности, нормы, защита гражданина
В любом государстве, стремящемся считаться демократическим, правопорядок основывается на конституции, которая обычно облечена в правовую форму и как закон обладает верховной юридической силой.
Однако чрезвычайно сложное и подвижное правовое регулирование современных общественных отношений требует постоянного контроля в области соблюдения Конституции.
Так, само обилие правовых норм и значительное число правоустанавливающих органов публичной власти таят в себе возможность её нарушения. Естественно, что функция такого контроля возлагается обычно на суды, причем во многих странах — на специальные конституционные суды.
В России сегодня правопорядок основан на Конституции, принятой референдумом 12 декабря 1993 года, но Конституционный Суд как орган конституционного контроля был учрежден и создан еще раньше.
Возможность для любого конституционного или другого наделенного соответствующей юрисдикцией суда осуществлять эффективный конституционный контроль в большой мере определяется его правовым статусом. От него зависит, в какой степени будет действенным конституционный контроль.
Данный конституционный контроль, осуществляемый в российском федеративном государстве Конституционным Судом и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, призван обеспечить содействие реализации Конституции Российской Федерации.
Безусловно, роль этих органов в механизме судебного конституционного контроля принципиально различна. Для выявления этой роли необходимо первоначально охарактеризовать конституционные основы реализации судебной власти в Российской Федерации.
В юридической литературе феномен правовых позиций судов, правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата исследуется достаточно часто, несколько реже исследователи обращаются к проблемам уяснения её сущности.
Согласно ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», в компетенцию Конституционного судавходят исключительно вопросы права, но А.
Медушевский считает, что разграничить политику и право при толковании норм Конституции РФ в процессе конституционного судопроизводства весьма сложно.
Классиками марксизма-ленинизма было замечено, что закон «есть политика, есть политическая мера» [3, c.230–234]. Поэтому нельзя исключать политическую составляющую при их толковании, в том числе и Конституции РФ.
Таким образом, правотворческий аспект постановлений Конституционного Суда РФ является их свойством, а каждое свойство элемента потенциально является функцией, и, Конституционный Суд РФ изначально, исходя из своих полномочий, в определенной мере является и «законотворцем», а его решения — источниками права [5].
Рассмотрим вопрос применения правовых позиций Конституционного суда РФ в отношении вопроса прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации гарантирует полноту свобод и прав человека и гражданина, их неотъемлемость и недопустимость ограничения.
Указанная гарантия вытекает из конституционного признания свобод и прав неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения (ч. 2 статьи 17 Конституции РФ). Запрещается издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч.
2 статьи 55 Конституции РФ). Этот запрет касается свобод и прав, закрепленных не только Конституцией РФ, но и международными нормативно-правовыми актами, являющимися частью российской правовой системы.
Конституционная норма распространяется и на подзаконные нормативные акты.
В настоящее время в России на федеральном уровне решения Конституционного Суда РФ играют важнейшую роль в обеспечении конституционной законности, основных прав и свобод человека и гражданина. Это придаёт особую значимость конституционным гарантиям прав. Решения Конституционного Суда РФ оказывают безусловное влияние на развитие конституционного права.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. А также в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, существование ограничений предопределено необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей в целях обеспечения необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.
В конституционности ограничения основных свобод и прав большое значение имеет толкование Конституционным Судом части 3 статьи 55 Конституции РФ.
В данной части установлены критерии к правомерному ограничению прав человека.
Во-первых, ограничения могут быть установлены только федеральным законом, но не подзаконными актами и не законами и иными актами субъектов РФ. Хотя вопрос защиты свобод и прав человека и гражданина относится к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов (п.
«б» части 1 статьи 72 Конституции РФ), только Федерация обладает правом издавать законы, которые могут ограничивать основные права и свободы.
Под федеральными законами в смысле части 3 статьи 55 Конституции подразумеваются федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Во-вторых, ограничение может быть допустимо, только если оно служит определенным целям, указанным в Конституции:
1) защите основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;
2) обеспечению обороны страны и безопасности государства. Данный перечень публично-правовых ценностей, защита которых оправдывает отдельные ограничения свобод и прав, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Европейский суд по правам человека полагает, что ограничение должно быть вызвано «острой общественной потребностью» и подтверждено «уместными и достаточными причинами», указанными органами власти.
Таким образом, ограничения прав человека не должны быть произвольными и неоправданными.
М. С. Саликов, исходя из того, что законы и постановления Конституционного Суда РФ по своей юридической силе равны, утверждает, что последние больше защищены, чем законы, так как Конституционный суд вправе изменить закон и отменить свое судебное решение, а парламент — только закон [4, c.417].
Вероятно, суть проблемы здесь не в большей защите, так как парламент вправе принять новый закон и внести в него изменения, не касаясь судебного решения и не отменяя его.
Проблема заключается в соотношении правотворческих функций двух самостоятельных ветвей власти, а также в обосновании позиции о том, что постановления Конституционного Суда РФ являются источниками права.
Правовая позиция Конституционного Суда и есть источник права. Разделение единой государственной власти не исключает наличия в каждой из ее ветвей отдельных свойств, присущих «общей» государственной власти.
Кроме того, равенство, самостоятельность и независимость ветвей власти обеспечивается и наличием у них единой функции — правотворческой, различающейся по субъекту, характеру деятельности, процедуре реализации (принятия) и юридической силе этой деятельности.
Постановления Конституционного Суда РФ, как и законы, выносятся от имени Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию и обязательны на всей территории РФ.
Судебное правотворчество, судебный прецедент в качестве источников права официально в РФ не признаны, а научные изыскания в рассматриваемой сфере и судебная практика показывают и доказывают возможность их официального признания [2, c.201].
В проверке конституционности закона и толкования норм Конституции РФ и проявляется правотворческая деятельность Конституционного Суда, а в качестве источника права и материального носителя оформляется и публикуется судебное постановление.
Конституционное правосудие, судопроизводство, юстиция и контроль, несмотря на различия в терминологии, посредством охраны и защиты Конституции РФ направлены на обеспечение защиты прав и правовой системы в целом в соответствии с содержанием, придаваемым им Конституцией РФ, и общепризнанными нормами международного права.
Таким образом, постановления Конституционного Суда РФ не нарушают самостоятельность других ветвей государственной власти, и, более того, они направлены на их укрепление посредством устранения противоречий, разночтений, преодоления пробелов, признания не соответствующими Конституции РФ правовых норм по смыслу, придаваемому им в правоприменительной практике. Данными постановлениями обеспечивается единообразие в применении норм в соответствии с Конституцией РФ и волей законодателя. Кроме того, судебные постановления в определенной мере носят характер промежуточного правового регулирования, то есть ими можно руководствоваться до момента внесения соответствующих изменений или дополнений в закон.
Таким образом, Конституционный Суд РФ стремится сохранить собственные прерогативы влияния на правовые процессы в государстве — правотворческие, правоприменительные. Важно, чтобы это стремление имело исключительно позитивный характер, а цели соответствовали интересам всего государственно-организованного общества.
Учёт исторических условий является обязательным требованием процесса толкования правовых норм. В правовой науке этот способ признается и определяется как историко-политический (историко-целевой).
Некоторые теоретики права прямо указывают на то, что интерпретатор учитывает социально-политическую обстановку, складывающуюся в момент самого процесса толкования. Верно также и то, что конституционной интерпретации свойственны политические цели, а ее возможности затрагивают различные уровни публичной политики.
Однако нет никаких гарантий тому, что цели интерпретации всегда будут исключительно позитивны — судьи Конституционного Суда РФ имеют собственную социализацию, политические симпатии и антипатии.
Литература:
- Гаджиев Г. А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ как новый источник российского гражданского права // Закон. 2016. N 11 // СПС «КонсультантПлюс».
- Малюшин А. А. Конституционно-судебное правотворчество в РФ: проблемы теории и практики: Монография. М.: Юрист, 2013. — 404 с.
- Медушевский А. Конституционное правосудие как политический институт в системе разделения властей // Конституционный суд как гарант разделения властей: Сб. докл. М., 2004. С. 230–234.
- Саликов М. С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 2013. С. 417.
- Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx.
Основные термины (генерируются автоматически): Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, Российская Федерация, Конституционный Суд, свобода человека, конституционный контроль, конституционная законность, конституционный строй, судебное решение, юридическая сила.