- 15 августа 2016 г., Право
- Адвокат Славянского правового центра Константин Андреев продолжает делиться рекоммендациями для верующих и религиозных организаций в связи с принятием “закона Яровой”.
- Статья 24.2 “Закона Яровой” определяет порядок осуществления миссионерской деятельности, в частности:
Пункт 1 статьи 24.2 предписывает, что граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.
Выше мы уже комментировали, что законодатель похоже делает все, чтобы сделать осуществление свободы вероисповедания в форме религиозной группы наименее привлекательным для граждан.
Что запрещает гражданам действовать не от лица религиозной группы в рамках ФЗ-125, прошедшей государственную регистрацию, а от лица группы, которая неформально сгруппировалась, пользуясь правом, представленным 28 статьей Конституции Российской Федерации. То есть, здесь действует уже озвученный принцип «не все то религиозная группа, что группируется».
А при выборе такой формы реализации своего права и свободы, гражданам следует помнить народную мудрость, гласящую «Зачем козе баян?». Вполне вероятно, что и незачем…
Пункт 2 статьи 24.2 описывает, что миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять:
Первая категория граждан:
- Руководитель религиозной организации. Его полномочия подтверждаются решениями высшего коллегиального органа и отражаются в выписке из ЕГРЮЛ.
- Член ее коллегиального органа. Их полномочия подтверждаются решениями высшего коллегиального органа и отражаются в Уставе и Протоколах;
- Священнослужитель религиозной организации. Его полномочия могут быть отражены в Уставе и во внутренних установлениях религиозной организации.
С учетом отсутствия в российском законодательстве понятия священнослужитель и связывания его исключительно со статьей 15 ФЗ-125 «Внутренние установления», а также с доктриной «всеобщего священства» у протестантов, данный пункт представляется более чем абсурдным. Но в практическом смысле, очевидно священнослужителю нужно выдавать справку, форма которой не определена законодателем.
- Иные граждане: Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.
Интересно, что помимо «иных граждан», под которыми можно подразумевать методом исключения: не руководителей, не членов коллегиального органа управления и не священников (хотя не понятно как быть со «всеобщим священством верующих»), миссионерской деятельностью от лица религиозной организации могут заниматься «юридические лица».
Если миссионерская деятельность – это прежде всего распространение определенной информации с целью вовлечения и т.д.
, а законодатель не уточнил какие именно «юридические лица» могут осуществлять миссионерскую деятельность по доверенности, можно предположить что любое СМИ может быть признано осуществляющим миссионерскую деятельность в рамках пункта 2 статьи 24.2.
Понятно одно, что «иным лицам» нужна «справка», которая, следуя букве закона, должна представлять собой документ, выданный руководящим органом религиозной организации и подтверждающий полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации.
Каким должен быть этот документ законодатель не разъясняет, но указывает, что эта «справка» должна в обязательном порядке содержать следующие данные:
- реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом (то есть, свидетельство о внесении изменений в уставные документы).
Но в последнем абзаце пункта 2 статьи 24.2 вновь дается исключение, согласно которого описанные правила (выдачи справок и удостоверений) не распространяются на миссионерскую деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.
О чем же говорит нам пункт 2 статьи 24.1, который в свою очередь имеет исключение с отсылкой к статьи 16 ФЗ-125, что справки не нужны, если миссионерская деятельность проводится:
- в культовых помещениях,
- зданиях и сооружениях,
- на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
- в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности,
- на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
- в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности,
- на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
- в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
- на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
- в местах паломничества;
- на кладбищах и в крематориях;
- в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.
В жилых помещениях получается тоже справка не нужна, потому что это исключение из п.2 статьи 24.1, где, как мы уже выяснили, можно осуществлять миссионерскую деятельность, если эта миссионерская деятельность совершается в форме религиозных обрядов и церемоний, которые, как уже отмечалось выше, осуществляются беспрепятственно.
Согласно пункту 3 статьи 24.2 , иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:
- от имени религиозной группы – только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
Возможно, это единственный случай, когда существование религиозной группы может быть оправдано, так как она может выдавать соответствующее разрешение на осуществление миссионерской деятельности иностранному гражданину.
Однако, не следует сильно обольщаться, потому что ошибки при оформлении «разрешительной документации» от группы могут свести к нулю все благие намерения и вылиться в негативные последствия в виде штрафа и выдворения иностранца за пределы РФ.
- от имени религиозной организации – только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
Следует помнить, что иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 Федерального закона, помимо осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями, могут участвовать в паломничествах, участвовать в собраниях и других мероприятиях, получать религиозное образование.
В пункте 4 статьи 24.
2 конкретизируется, что иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации, в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, право осуществлять миссионерскую деятельность предоставлено всем тем иностранным гражданам, кто въехал на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 Федерального закона.
Оно никак не может быть ограничено лишь теми, кто въехал в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности. Например, если целью поездки иностранного гражданина является участие в собраниях и других мероприятиях религиозной организации, он также вправе осуществлять миссионерскую деятельность, хотя и не на профессиональной основе.
С разрешения другой религиозной организации или группы, а с учетом изъятий п.2 статьи 24.1 и ст.16 ФЗ-125 беспрепятственно.
Ваш христианский адвокат, Константин Андреев
По всем вопросам обращайтесь [email protected]
СКАЧАТЬ: Методические рекомендации религиозным объединениям и верующим гражданам в связи с исполнением положений ФЗ № 374 “Закона Озерова-Яровой”
Поделитесь этой важной информацией с друзьями в соцсетях!
Верховный Cуд РФ уточнил понятия «миссионерская деятельность» и «маркировка»
Руководитель Юридического департамента Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Владимир Озолин проанализировал обзор судебной практики посвященной делам, связанным с миссионерской деятельностью, подготовленную Верховным Судом в соответствии с поручением Президента РФ.
По его мнению, Верховный суд фактически поддержал позицию юристов, которая многократно озвучивалась в судах всех инстанций.
Однако для судов Пленум Верховного Суда России несомненно более авторитетен и есть основания надеяться, что ситуация с превратными толкованиями понятий миссионерской деятельности и маркировки изменится в лучшую сторону:
В рамках выполнения пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 февраля 2019 года N Пр-233 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Верховным Судом Российской Федерации изучена судебная практика по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за период с 2016 по 2018 год и 26 июня 2019 года Пленум Верховного Суда России утвердил соответствующий обзор судебной практики.
Верховным Судом изучено 550 судебных актов и выделены следующие основные вопросы применения положений статьи 5.26 КоАП РФ. В действительности как самих дел, так и вопросов значительно больше, но мы остановимся на самых актуальных из них.
Верховный Суд в очередной раз уточнил, что под миссионерской деятельностью религиозного объединения применительно к отношениям, регулируемым положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» понимается деятельность, которая, во-первых, осуществляется особым кругом лиц (религиозное объединение, его участники, иные граждане и юридические лица в установленном порядке), во-вторых, направлена на распространение информации о своем вероучении (его религиозных постулатах) среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в-третьих, имеет целью вовлечение названных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения посредством обращения к их сознанию, воле, чувствам, в том числе путем раскрытия лицом, осуществляющим миссионерскую деятельность, собственных религиозных воззрений и убеждений. Системообразующим признаком миссионерской деятельности является публичное распространение гражданами, их объединениями информации о конкретном религиозном вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, которые вовлекаются в их число, в том числе в качестве участников конкретных религиозных объединений (статья 24.1).
То есть, для того, чтобы признать деятельность миссионерской, нужно установить наличие всех ее признаков.
При этом публичное распространение информации о конкретном религиозном вероучении, нацеленное на нейтральное информирование окружающих о религиозном объединении, его деятельности, не может расцениваться как миссионерская деятельность. Это как в случае, что кто-либо рассказал кому-либо о церкви и пригласил прийти туда на богослужение.
Под понятие миссионерской деятельности не подпадает также размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ссылок на специализированные интернет-ресурсы религиозных объединений, поскольку такие ссылки не вводят пользователей в заблуждение относительно открываемой с их помощью информации и не препятствуют им в доступе к интересующим их материалам. А ведь часто ссылки на страницы церквей в социальных сетях расценивались именно как признак миссионерской деятельности.
При этом в большинстве случаев судьи привлекали к участию в производстве по делу специалистов, обладающих специальными познаниями в сфере религиозных отношений для исследования изображений, текстов и иных материалов.
Именно заключение этих специалистов влияет на обвинительный уклон со стороны судей. Нам известны случаи, когда заключение по вопросам религии давали поэт, историк и краевед. Однако суд признал их заключения допустимыми и вынес обвинительное постановление.
Поручать такое исследование необходимо специалистам. Об этом, при необходимости, нужно заявить ходатайство.
Верховный суд указал и на понятие «маркировка», используемое в статье 17 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Маркировка означает исключительно нанесение в произвольной форме (в печатном, рукописном или ином виде) полного официального наименования данной организации на любые материалы — как выпускаемые ею, так и выпущенные иными организациями, но используемые ею при осуществлении своей миссионерской деятельности.
В тех случаях, когда материалы распространяются религиозной организацией в рамках миссионерской деятельности, но созданы (выпущены) иной религиозной организацией, требуется наличие двух маркировок: той религиозной организации, которая непосредственно издала (произвела) материалы и той, которая приобрела их для использования в своей миссионерской деятельности.
Таким образом, маркировке подлежат те материалы, которые выпускаются религиозной организацией, а также те, которые не были ею выпущены, но распространяются в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности вне мест, специально предназначенных для осуществления религиозной деятельности (например, на улице).
Под распространением религиозной литературы и материалов религиозного назначения в рамках миссионерской деятельности следует понимать не только вручение данных материалов конкретным лицам, но и обеспечение свободного доступа к этой литературе и материалам неопределенного круга лиц вне мест, специально предназначенных для осуществления религиозной деятельности.
Кстати, маркировать необходимо аудио-и видео материалы, размещаемые в сети Интернет (на сайте религиозной организации, в социальных сетях, в видеохостинге YouTube и пр.).
К административной ответственности по части 3 статьи 5.
26 КоАП РФ за отсутствие маркировки и указание полного наименования религиозной организации может быть привлечен только специальный субъект – религиозная организация.
Напомним, что полным наименованием считается официальное наименование, указанное в уставе религиозной организации и в реестре юридических лиц. Никаких сокращений как «МРО», «ЦРО» и подобных не допускается.
Важно отметить, что миссионерская деятельность может осуществляться как беспрепятственно в культовых помещениях и иных местах, указанных в пункте 2 статьи 24.
1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», так и с соблюдением ряда требований статьи 24.2 названного федерального закона за пределами указанных мест.
Ранее некоторые суды в своих постановлениях указывали, что миссионерская деятельность вне специально обозначенных мест не допускается.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять миссионерскую деятельность при условии соблюдения ими требований названного выше федерального закона к ее осуществлению.
А поскольку за нарушение порядка осуществления миссионерской деятельности иностранному гражданину могло быть назначено административное выдворение, как, например, в случае со студентками-африканками в г.
Нижнем Новгороде, Верховный суд указал, что назначение иностранному гражданину или лицу без гражданства дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Подводя итог анализу данного обзора судебной практики, отметим, что ничего нового Верховный суд не указал, а лишь закрепил позицию юристов, многократно озвучиваемую в судах всех инстанций.
Однако для судов более важными являются подобного рода документы, нежели аргументы защиты.
Мы рассчитываем, что в скором времени суды и правоохранительные органы перестанут произвольно толковать понятие миссионерской деятельности и обязывать маркировать каждую книгу.
Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Миссионерская деятельность религиозных объединений: понятие и порядок осуществления
Миссионерская деятельность — это деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения.
Такая деятельность осуществляется непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.
Порядок и необходимые условия осуществления миссионерской деятельности установлены статьями 24.1 и 24.2 Федерального закона от 26.09.1997 № 125 — ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
- Так, законодательством определены места беспрепятственного осуществления миссионерской деятельности, а именно:
- — культовые помещения, здания и сооружения, а также земельные участки, на которых расположены такие здания и сооружения;
- — здания и сооружения, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также земельные участки, на которых расположены такие здания и сооружения;
- — помещения, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также земельные участки, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
- — помещения, здания, сооружения и земельные участки, принадлежащие на праве собственности или предоставленные на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
- — земельные участки, принадлежащие религиозным организациям на праве _ собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;
- — места паломничества;
- — кладбища и крематории;
- — помещения образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.
- При этом следует иметь ввиду, что граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации
- На территории Брянской области такое подтверждение выдается Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области.
- В соответствии с требованиями вышеназванного федерального закона миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.
Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.
Необходимо отметить, что не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат законодательству Российской Федерации, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26.09.1997 № 125 — ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях
Миссионеры вне закона?
Сможет ли священник отслужить панихиду на кладбище или сказать вступительное слово перед концертом — и не быть за это оштрафованным? Будет ли считаться миссионерской деятельностью разговор о Боге с попутчиком в электричке? Кто выдаст удостоверения православным миссионерам?
После того, как на официальном сайте Минюста был опубликован проект закона о внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Кодекс об административных правонарушениях, в обществе разгорелись споры о том, как реально закон отразится на религиозных организациях. Поможет ли он в борьбе с сектами или запретит представителям традиционных религий осуществлять миссию? Мы попытались разобраться в этом с помощью экспертов.
Событие
18 сентября 2009 года в Министерстве юстиции Российской Федерации состоялось заседание круглого стола, на котором обсуждались поправки в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Эти дополнения и изменения, предложенные Минюстом, целиком направлены на урегулирование миссионерской деятельности.
На заседании присутствовали представители различных религиозных организаций. От Русской Православной Церкви на круглом столе выступили председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и юрисконсульт Московской Патриархии К.А. Чернега.
Законопроект (некоторые положения)
“Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение своего вероучения среди лиц, не являющихся членами, участниками, последователями данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в религиозное объединение, и осуществляемая религиозными объединениями либо уполномоченными ими лицами непосредственно, публично, при помощи средств массовой информации либо другими законными способами. Не является миссионерской деятельность религиозного объединения в пределах зданий и сооружений религиозного назначения и относящихся к ним территорий, иных мест, предоставленных на постоянной основе данному религиозному объединению для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, мест паломничества, учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев».
“Право религиозной организации на осуществление миссионерской деятельности возникает со дня ее государственной регистрации. Право религиозной группы на осуществление миссионерской деятельности возникает со дня уведомления о создании религиозной группы и начале ее деятельности соответствующего территориального органа федерального органа государственной регистрации».
- “Запрещается осуществление миссионерской деятельности: 1) лицами, не имеющими специального документа; 2) временно пребывающими в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства; 3) лицами, осужденными по приговору суда за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни или иные преступления экстремистского характера; 4) в пределах объектов религиозного назначения, принадлежащих другому религиозному объединению, без письменного согласия его руководящего органа; 5) сопровождаемой предложением материальных, социальных и иных выгод с целью вовлечения граждан в религиозное объединение либо угрозой применения насилия, психологическим давлением, манипуляцией сознанием, то есть осуществляемой вопреки воле лиц, на которых она направлена; 6) в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов без согласия администрации указанных учреждений и лиц, находящихся в данных учреждениях (их законных представителей, опекунов, попечителей); 7) в пределах административных зданий государственных органов или органов местного самоуправления и на обслуживающих эти здания земельных участках.
- “Вовлечение несовершеннолетнего в деятельность религиозного объединения вопреки его воле и (или) без согласия его родителей или иных законных представителей посредством приглашения несовершеннолетнего для участия в собраниях религиозного объединения или не воспрепятствования несовершеннолетнему участвовать в собраниях религиозного объединения, путем проведения бесед с несовершеннолетним, передачи для ознакомления печатных, аудио – и видеоматериалов, а также предоставления несовершеннолетнему материальных благ за участие в деятельности религиозного объединения – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от пяти до десяти тысяч рублей».
Мнения экспертов - Протодиакон Андрей КУРАЕВ, профессор Московской Духовной Академии
«Я больше не миссионер» — с такими словами протодиакон Андрей Кураев выступил в своем личном дневнике в Живом Журнале 12 октября. Мы приводим выдержки из текста.
Я больше не миссионер, потому что у меня нет надлежащей справки. Читайте законопроект, внесенный Минюстом.
….
Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение своего вероучения среди лиц, не являющихся членами, участниками, последователями данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в религиозное объединение, и осуществляемая религиозными объединениями либо уполномоченными ими лицами непосредственно, публично, при помощи средств массовой информации либо другими законными способами.
Тут нет различия между профессиональным миссионерством и ситуативным. Если бабушка в поезде заведет разговор с попутчиком о своих болезнях и о Блаженной Матронушке — ее что, штрафовать надо?
…Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации и (или) член ее руководящего органа.
Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации на основании доверенности, выданной соответствующей религиозной организацией или иного письменного документа, подтверждающего право на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. Запрещается осуществление миссионерской деятельности лицами, не имеющими документа, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.
Поскольку в законопроекте не сказано «дьякона Кураева это не касается», я считаю, что это и мне всунули кляп в рот.
…Вовлечение несовершеннолетнего в деятельность религиозного объединения вопреки его воле и (или) без согласия его родителей или иных законных представителей посредством приглашения несовершеннолетнего для участия в собраниях религиозного объединения или не воспрепятствования несовершеннолетнему участвовать в собраниях религиозного объединения, путем проведения бесед с несовершеннолетним, передачи для ознакомления печатных, аудио – и видеоматериалов, а также предоставления несовершеннолетнему материальных благ за участие в деятельности религиозного объединения –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от пяти до десяти тысяч рублей.
Если я видел, что в храм входит ребенок без родителей, и я не задержал его и не позвал милицию — я должен платить штраф? Даже в Хрущевские времена такого не было.
Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества
Этот законопроект уже давно обсуждается, причем заседания рабочей группы Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ и совещания в Минюсте всегда проходят при участии представителей религиозных организаций, в том числе Русской Православной Церкви.
В последнее время проект был много раз откорректирован и, наверно, нуждается еще в некоторой корректировке. Но главная его идея – о необходимости правовой регламентации миссионерской деятельности – полностью оправдана, как я считаю. О такой регламентации многие и многие годы говорят и региональные власти, и представители общественности, и журналисты.
У нас сегодня существует правовой вакуум в этом вопросе, который необходимо ликвидировать.
В России все религиозные объединения равны перед законом, можно долго дискутировать, хорошо это или плохо. Я считаю, что не очень хорошо. К примеру, законодательства ряда стран Европы гораздо жестче разделяют секты и традиционные религии. Но в данный момент наша Конституция такова, поэтому законопроект должен распространяться на все религиозные организации.
Мне видится оправданным стремление законодательно закрепить связь миссионера с религиозной общиной. Я думаю, что и отец Андрей Кураев, и любой другой миссионер могут легко получить в своем приходе подтвержение того, что они ведут миссионерскую деятельность законно и от имени реально существующей церковной общины.
Православный христианин нисколько не пострадает, если будет действовать не сам по себе, а в контексте прихода, по согласованию настоятелем и другими членами общины.
Другое дело, что закон вовсе не препятствует тому, чтобы один человек просто поговорил с другим о своей вере. Беседы людей в быту – это не миссионерсво, при условии, что эти беседы не ведутся против воли одного из собеседников. Мы не должны уподобляться Свидетелям Иеговы, которые хватают людей за руки, пристают к ним, запугивают.
Спорный момент в законопроекте – преложение ввести наказание за вовлечение несовершеннолетних в деятельность религиозных объединений.
На мой взгляд, это предложение нуждается в серьезной ревизии, я как раз сейчас обсуждаю эту тему с чиновниками Минюста и, кажется, нахожу понимание с ними.
Нужно четко прописать, о чем идет речь: о согласии одного родителя или обоих, об устном или письменном согласии. Мне не ясен выход из ситуации, когда один родитель, например, приветствует участие ребенка в богослужениях, а другой нет.
Кроме того, важно уточнить, о каком возрасте идет речь. Я считаю, что несовершеннолетний подросток сам имеет право решать, посещать ему церковь или нет.
Я сам, будучи сыном неверующих родителей, начал ходить в храм в возрасте тринадцати лет. Ествественно, мама и папа были против.
Согласно сегодняшнему законопроекту, тогда священников, которые меня исповедовали и причащали, надо было бы штрафовать. Даже для советского времени такие жесткие правила были несвойственны!
Интересно, что в законопроекте отдельно не прописано, как регламентирвоать миссионерскую деятельность в средствах массовой информации. Лично я вообще не считаю, что выступления священников, к примеру, в прямом эфире телевизионных передач, подпадают под действие этого закона.
Потому что транслирование своих убеждений широкому кругу аудитории – это не миссионерская деятельность. В законе речь идет все-таки о распространении своей веры среди лиц, не являющихся ее последователями.
Никакого препятсвия для выступления в СМИ отца Андрея Кураева, вашего покорного слуги и других миссионеров я не вижу.
Александр ДВОРКИН, заведующий кафедрой сектоведения Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского
Я согласен с законопроектом — в том виде, в котором он сейчас существует. Частности и детали, безусловно, нужно еще оговаривать, согласовывать, объяснять, уточнять, но мне кажется, что общее направление разработчиками проекта было взято правильно.
О том, что закон нужен, говорили уже давно, всем было ясно, что бесконтрольную деятельность псевдомиссионеров следует каким-то образом ограничивать.
Вспомним, как 10-15 лет назад в регионах даже предпринимались попытки создания собственных законов о миссионерской деятельности — и эти законы, кстати, были намного жестче, чем нынешний проект поправок, который предлагает Минюст.
Сейчас, с приходом Александра Коновалова и его команды, состоящей из высококвалифицированных профессионалов, Минюст попытался эту проблему решить — создать такой закон, который, с одной стороны, давал бы возможность традиционным религиям спокойно заботиться о своей пастве и заниматься миссионерством, а с другой – ограждал бы людей от недобросовестного миссионерства всевозможных сект и мошенников, которые под видом миссии решают задачи, от миссионерства весьма и весьма далекие.
Меня не смущает то, что законопроект «грешит» общим подходом. В России пока не существует пока четкого законодательного разграничения между традиционными и нетрадиционными религиями, хотя мне кажется, что рано или поздно мы к этому разграничению, в той или иной степени присутствующему в законодательстве большинства европейских стран, все равно придем.
Но пока его нет, было очень важно сформулировать поправки таким образом, чтобы законопослушные религиозные организации никак от него не пострадали. Авторам проекта нужно было буквально пройти по лезвию бритвы, чтобы никак не задеть право традиционных религий, к примеру, православия, на реализацию миссии, к которой они призваны.
Мне кажется, они, в общем и в целом, справились с этой сложной задачей.
Очень важный аспект законопроекта – подкрепление запрета на конфессиональную анонимность. Фактически в нашей стране не существует никаких карательных мер, которые применялись бы к тем, кто таким образом нарушает Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором этот запрет прописан.
Законопроект Минюста предлагает залатать дыру в нашем законодательстве и ввести административную ответственность за конфессиональную анонимность или псевдонимность. Секты сплошь и рядом используют эту лазейку в законе: приглашают людей в религиозные организации либо вообще без названия, либо с названием, вводящим в заблуждение, либо прикрываясь символикой или названиями других организаций.
Сколько раз я видел неопятидесятнические объявления с православными крестами и приглашениями в «Храм Святого Духа» для помазания «привезенным из Иерусалима маслом», которое «будет проводить священник»! Портрет такого «священника» в рясе и с софринским крестом часто прилагается.
Или адвентисты седьмого дня, которые позиционируют себя в виде респектабельной протестантской конфессии, тоже не гнушаются методов конфессиональной анонимности. Пример их афиши: «Приглашаем на встречу с преподавателями Заокской духовной академии…» Кто знает, что эта академия – адвентистское учебное заведение? А в объявлениях это, как правило, не оговорено.
Я уже не говорю о мормонах, которые завлекают людей при помощи бесплатных уроков английского языка, или «богородичниках», которые приходят в больницы без всякого приглашения администрации, одетые как православные священники.
Законопроект впервые дает определение миссионерской деятельности. Вся критика проекта, которую мы слышим, как мне кажется, чаще всего исходит от людей, которые не внимательно его читали.
В проекте четко сказано, что миссионерская деятельность – это не просто рассказы о своей вере, это всегда прямой призыв прийти в такую-то организацию по такому-то адресу.
А просто рассказывать о своей вере вправе любой верующий.
Только когда человек приглашает своего собеседника в конкретную организацию, агитирует за это – его действия могут называться миссионерской деятельностью.
Сейчас же складывается такая ситуация: даже когда в правоохранительные органы поступают жалобы на навязчивое приставание сектантов, то, когда по жалобе обращаются в секту, там говорят: «Мы ни при чем, эти люди действуют сами, по собственной инициативе».
Законопроект регламентирует этот момент: если граждане занимаются миссионерством по своей инициативе, они должны быть готовы нести за это ответственность. Если же у них будет удостоверение от религиозной организации о том, что они вправе заниматься такой деятельностью, то – при нарушениях пунктов закона – за них ответственность будет нести уже организация.
Думаю, всем добропорядочным организациям такой порядок пойдет только на пользу, потому что поправки к закону станут защитой от людей, которые от их имени проповедуют неизвестно что.
А вот для определенной публики – сектантов – этот закон крайне невыгоден, поэтому они начинают шуметь, кричать и, возможно, кого-то вводят этим в заблуждение.
Поэтому на сегодняшний момент, как я считаю, главная задача Минюста – грамотно доработать проект, учесть замечания, внести ясность в спорные моменты, проведя разъяснительную работу.
И главное – соблюсти тонкую, миллиметровую грань, чтобы никак не ограничить свободу совести граждан, но вместе с тем защитить их от недобросовестных религиозных организаций и отдельных комбинаторов, которые пользуются прорехами в законе в корыстных или в честолюбивых целях.