Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Понятие и классификация субъектов, контролирующих оперативно-розыскную деятельность и надзирающих за ней

Определение субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней. Этими субъектами являются государственные органы и их должностные лица, наделенные законодателем функцией контроля за организацией, обеспечением и (или) осуществлением ОРД, а равно Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры, наделенные законодателем функцией надзора за исполнением ОРО законов России.

Реализуя специфические функции в ОРД (функции контроля и надзора), эти субъекты исполняют предусмотренные российским законодательством обязанности и пользуются соответствующими правами.

Классификация субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней. Всех этих субъектов классифицируют в зависимости от трех основных критериев. Во-первых, их группируют по функциям. Таких групп две:

1) субъекты, контролирующие ОРД (реализующие функцию контроля), и 2) субъекты, надзирающие за исполнением законов в ОРД (реализующие функцию прокурорского надзора).

Согласно законодательству за реализацией законов в ОРД надзирают Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры (см. ч. 1ст. 21 ФЗ об ОРД).

Во-вторых, по сфере осуществления предоставленных «контролерам» полномочий различают субъектов, которые проводят внешний контроль и надзор (иначе -вневедомственный) и внутренний контроль (иначе — ведомственный).

В соответствии с ФЗ об ОРД ведомственный контроль осуществляют руководители ОРО (см. ч. 3 ст. 19 и ст. 22) и должностные лица специальных контролирующих подразделений ОРО (инспекторских, организационных, кадровых и др.).

В-третьих, всех субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней, делят на юридических и физических лиц. Первыми являются соответствующие государственные органы (их подразделения), вторыми — их должностные лица (например, руководитель ОРО, прокурор).

§ 2. Субъекты, осуществляющие внешний (вневедомственный) контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Контроль за ОРД, осуществляемый перечисленными в ст. 20 ФЗ об ОРД субъектами, является контролем со стороны федеральных органов государственной власти РФ.

Он выражается в системе наблюдения и проверки соответствия деятельности уполномоченных органов и должностных лиц государства задачам, принципам и правилам, установленным ФЗ об ОРД и принятыми в его исполнение подзаконными актами.

Конечная цель данного контроля состоит в том, чтобы не допустить в ОРД отклонений от установленных нормативов, а при необходимости — скорректировать деятельность соответствующих органов и должностных лиц, устранить препятствия на пути их эффективной работы.

Субъекты внешнего контроля за ОРД. Согласно ФЗ об ОРД этот контроль за ОРД в пределах полномочий, определяемых Конституцией, ФКЗ и ФЗ, осуществляют:

  • Президент РФ (см. ст. 20);
  • Федеральное Собрание РФ (см. ст. 20);
  • Правительство РФ (см. ст. 20);
  • судья, санкционирующий ОРМ, влекущие ограничение конституционных прав граждан;
  • уполномоченные прокуроры;
  • представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля (см. ч. 3 ст. 19).

Общие положения контроля субъектов законодательной и исполнительной власти за ОРД.

Президент РФ осуществляет контроль за ОРД в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Согласно ст. 80-90 Конституции Президент РФ наделен широкими полномочиями, но га которые он не вправе выходить.

Важнейшей функцией Президента РФ является то, что он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (см. ч. 2 ст.

80) В частности, в круг основных полномочий Президента РФ в сфере обеспечения безопасности России входит следующее: он формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом (см. п. «ж» ст. 83).

при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных ФКЗ, он вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (см. ст. 88).

Президент РФ как высшее должностное лицо государства осуществляет стратегический контроль за деятельностью федеральных министерств и ведомств, в функции которых входит организация и осуществление ОРМ, практическое исполнение ФЗ об ОРД.

В ходе его оценивается:

  • полнота и эффективность исполнения Закона в целом на территории России и в разрезе соответствующих министерств и ведомств;
  • соответствие ведомственных схем организации ОРД задачам успешной борьбы с преступностью в реальных условиях оперативной обстановки, складывающейся в стране;
  • состояние подзаконной правовой базы ОРД, ее соответствие ФЗ; общий уровень профессионализма субъектов ОРД;
  • выполнение государственными органами и органами местного самоуправления гарантий правовой и социальной защиты, установленных для субъектов ОРД.

Президентскому контролю подлежит также исполнение изданных им правовых актов и поручений по вопросам, связанным с ОРД.

Рабочим аппаратом, с помощью которого Президент РФ выполняет контрольные функции, является Главное контрольное управление (ГКУ) Президента РФ.

В соответствии с положением о нем оно призвано проверять исполнение федеральными органами исполнительной власти, их должностными лицами ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ и готовить на этой основе информацию для Президента РФ с конкретными предложениями по устранению выявленных нарушений. ГКУ Президента РФ предоставлено право:

  • создавать комиссии с привлечением представителей и специалистов соответствующих органов и учреждений для проверки работы конкретных органов исполнительной власти;
  • направлять своих должностных лиц на заседания Правительства РФ, его Президиума, коллегий федеральных органов исполнительной власти и на совещания, проводимые федеральными органами исполнительной власти РФ; требовать самостоятельно или через привлеченных к проверке представителей соответствующих органов исполнительной власти от федеральных органов исполнительной власти, от организаций документы, объяснения и другую информацию, необходимые для проведения проверок;
  • вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ; вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки; ставить перед соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти вопрос о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими возложенных на них обязанностей, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;

направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти. При этом, однако, ГКУ Президента РФ не вправе вмешиваться в технологию ОРД, контролировать правомерность проведения конкретных ОРМ.

Согласно Положению о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, утвержденном указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г.

№ 849 президентский контроль за осуществлением ОРО в субъектах РФ реализуется также через институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Федеральное Собрание РФ также является одним из субъектов, согласно ст. 20 ФЗ об ОРД осуществляющих контроль за ОРД. В соответствии со ст.

94 Конституции Федеральное Собрание — парламент РФ является представительным и законодательным органом России и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Контроль со стороны законодателя за ОРД является важным элементом механизма гарантий соблюдения законности при ее осуществлении. Однако с учетом предписаний Конституции парламентский контроль реален только:

  • в ходе законотворческой работы, когда парламентарии вправе принять (отклонить) законопроекты в области ОРД;
  • за расходованием выделяемых на осуществление ОРД финансовых средств.
Читайте также:  Статья 23. Реорганизация и ликвидация библиотек

Этот вид контроля так же, как и первый, опосредован, так как, во-первых, происходит в рамках контроля за исполнением федерального бюджета (см. ч. 5 ст.

101 Конституции), отдельные статьи которой предусматривают выделение финансовых средств тем или иным государственным органам, осуществляющим ОРД, и, во-вторых, через возможности Счетной палаты РФ, образуемой Государственной Думой и Советом Федерации РФ.

Таким образом, Федеральное Собрание РФ осуществляет общий контроль за исполнением ФЗ об ОРД. Он не распространяется (и не может распространяться) на основания и порядок проведения конкретных ОРМ, а преследует цель оценки общей ситуации, складывающейся с исполнением и соблюдением ФЗ об ОРД как в стране в целом, так и соответствующими министерствами и ведомствами.

Аналитическая информация о состоянии исполнения ФЗ об ОРД формируется на основе работы с избирателями, рассмотрения писем и заявлений граждан, заслушивания информации руководителей соответствующих министерств и ведомств на заседаниях палат федерального Собрания РФ, их комитетов, подготовки изменений и дополнений в законодательство об ОРД, рассмотрения документов и материалов, представляемых органами государственной власти.

Палаты Федерального Собрания РФ вправе образовывать специальные комиссии для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах, но деятельность этих комиссий не может касаться проверки законности проведения оперативной проверки и разработки, работы с негласными сотрудниками.

Третьим субъектом вневедомственного контроля законодателем указано Правительство РФ. Именно оно осуществляет исполнительную власть России (см. ч. 1 ст. 110 Конституции).

Полномочия Правительства определены Конституцией (см. ст. 114) (В частности, к ним относится осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, а также законности, прав и свобод граждан, по 10)

Генеральная прокуратура проверила исполнение требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в органах внутренних дел

Генеральная прокуратура Российской Федерации совместно с прокурорами субъектов РФ провела проверку исполнения требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении органами внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

Нарушения закона со стороны сотрудников ОВД носили распространенный характер, о чем свидетельствовали массовые обращения граждан, а также результаты прокурорских проверок.

Так, в 2010 году органы прокуратуры выявили 672 нарушения, что значительно превысило показатель предыдущего периода (454). Наиболее часто требования закона нарушали сотрудники органов внутренних дел Республики Татарстан, Краснодарского, Красноярского, Ставропольского краев, Архангельской, Иркутской, Липецкой, Саратовской, Самарской, Ярославской областей, г. Москвы.

В частности, обследование нередко проводилось при отсутствии достаточной информации о наличии признаков преступления. По этой причине признаны незаконными действия сотрудников УБЭП ГУВД по Красноярскому краю. Они провели гласное обследование помещений ООО «Саяны» в Емельяновском районе и отобрали образцы проб нефти из принадлежащих организации резервуаров.

Также, Лабинский городской суд Краснодарского края в июне 2010 года признал незаконными действия одного из сотрудников оперативно-розыскной части оперативно-розыскного бюро Главного Управления МВД России по Южному федеральному округу, проводившего гласное обследование помещений предприятия ЗАО «Мясокомбинат «Бабаевский». Суд установил, что оперативно-розыскное мероприятие проводилось без согласия руководителя предприятия, изъятие документов и компьютерной техники происходило принудительно.

В нарушение закона сотрудники органов внутренних дел зачастую не соблюдают процедуру проведения оперативно-розыскного мероприятия, нарушают порядок оформления его результатов, а именно: в протоколах не всегда указывается место проведения мероприятия, участвующим лицам не разъясняются его порядок и применение технических средств, не изготавливаются копии документов.

В некоторых случаях сотрудники органов внутренних дел с нарушением закона оформляли изъятие предметов и документов, а также не принимали мер к их сохранности. Данное обстоятельство нередко влекло причинение ущерба субъектам предпринимательской деятельности.

Так, директор ООО «Авента» обратился с жалобой в прокуратуру Архангельской области. При проверке было установлено, что во время обследования помещений указанной фирмы в марте 2011 года сотрудники полиции составили протокол изъятия документов, предметов и материалов, который не содержал описания их индивидуальных признаков.

Позже часть из изъятых документов была прошита и заверена подписями понятых. Количество и индивидуальные признаки оставшихся документов не были документально зафиксированы. Их хранение также не было обеспечено.

Данный факт позволил директору общества заявить о хищении сотрудниками полиции оригиналов векселей на предъявителя на сумму 10 млн. рублей.

Кроме того, органы прокуратуры установили факты невозвращения изъятых документов, предметов, либо их утрату сотрудниками органов внутренних дел.

Результаты проверки показали, что ведомственный контроль за деятельностью подчиненных при проведении оперативно-розыскных мероприятий не всегда организован надлежаще.

В связи с выявленными нарушениями Генеральная прокуратура Российской Федерации внесла представление об их устранении Министру внутренних дел РФ Рашиду Нургалиеву.

В ходе его рассмотрения ведомство провело ряд служебных проверок, по результатам которых 55 сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России привлечены к дисциплинарной ответственности.

Функции и полномочия государственных органов, осуществляющих внешний контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Негласный, конспиративный характер ОРД, сопряженность ряда оперативно-розыскных мероприятий с ограничением конституционных прав и свобод граждан требуют контроля за порядком ее осуществления в рамках действующего законодательства. В настоящее время данную функцию в сфере ОРД выполняет государственный контроль: президентский, парламентский, органов исполнительной власти, судебный и ведомственный.

Под функцией в толковом словаре русского языка понимается «обязанность», «круг деятельности». Функция определяет предназначение контролирующего органа, обуславливает его полномочия, права и обязанности.

С функцией государственных органов связывается избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны социальной среды.

Контрольная функция государственных органов в сфере ОРД — это назначение конкретного представителя уполномоченного органа, осуществляемое посредством реализации прав или исполнения обязанностей для оказания воздействия на оперативно-розыскные правоотношения.

В сфере ОРД выделяют следующие функции государственного контроля:

корректирующий функция, которая заключается в приведении деятельности органов, осуществляющих ОРД, в соответствие с поставленными перед ними задачами (выявление и фиксация нарушений законодательства, отклонений от управленческих решений, корректировка и воздействие на подконтрольный субъект ОРД и др.);

предупредительная функция, которая состоит в профилактической деятельности по предупреждению возможных правонарушений в сфере ОРД, проверке соблюдения данными органами правовых норм, приказов, правил и т.п.;

Читайте также:  Глава V. Заключительные положения

охранительная функция, направленная на устранение выявленных нарушений и прекращение неправомерных действий со стороны должностных лиц оперативно-розыскных органов;

диагностическая функция — одна из ведущих функций контроля за деятельностью органов, осуществляющих ОРД, позволяющая предвидеть состояние дел (сделать реальный прогноз) в сфере ОРД.

Контроль за ОРД можно разделить на два вида: внешний и ведомственный (внутренний).

Оба вида контроля должны осуществляться систематически, объективно, обладать преемственностью и результативностью, что позволяет придать данному направлению деятельности плановый характер, выявить ранее имеющие место нарушения и предотвратить их повторение, избежать предвзятого отношения к оценке проводимых ОРМ.

В соответствии со ст. 20 Закона об ОРД внешний контроль за ОРД осуществляют следующие субъекты: Президент РФ; Федеральное собрание РФ; Правительство РФ.

Президент РФ как глава государства в соответствии с Конституцией РФ (ст. 80, 85, 90) обладает всей полнотой полномочий по осуществлению стратегического контроля за законностью деятельности различных государственных органов, в том числе оперативно-розыскных.

По указанию Президента РФ разрабатывается и после утверждения под его контролем осуществляется федеральная программа по усилению борьбы с преступностью, предусматривающая наряду с иными и меры оперативно-розыскного характера по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.

По представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, ведающих вопросами обороны и безопасности, и назначает руководителей силовых ведомств.

Президент РФ осуществляет на федеральном уровне подбор и расстановку кадров министерств и ведомств, являющихся субъектами ОРД. Он вправе: заслушивать должностных лиц этих органов; выносить вопросы, связанные с ОРД, на рассмотрение Совета Безопасности; участвовать в работе всероссийских совещаний руководящих работников специальных служб.

Одной из главных функций Президента РФ является то, что он выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина.

В круг его основных полномочий в сфере обеспечения безопасности входит: формирование Совета Безопасности РФ, который решает проблемы безопасности страны, в том числе оперативно-розыскными мерами; введение при обстоятельствах, предусмотренных законом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения.

Обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, Президент РФ вносит законопроекты в Государственную Думу ФС РФ, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, касающиеся осуществления ОРД.

Президент в рамках контроля за деятельностью оперативно-розыскных органов вправе заслушивать их руководителей, в том числе по вопросам ОРД.

Рабочим аппаратом, с помощью которого Президент РФ выполняет контрольные функции, является Главное контрольное управление (ГКУ).

В соответствии с Положением о нем оно призвано проверять исполнение федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами законов, а также указов и распоряжений Президента РФ и готовить на этой основе информацию с конкретными предложениями по устранению выявленных нарушений.

По результатам проверки ГКУ может направлять руководителям федеральных органов исполнительной власти, являющихся субъектами ОРД, предписания об устранении выявленных нарушений.

Президентскому контролю подлежит также исполнение изданных им правовых актов и поручений по вопросам, связанным с ОРД.

В субъектах РФ контроль производится также через институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, которые осуществляют контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ в соответствующем федеральном округе. По результатам контроля Президенту РФ представляются аналитические материалы и предложения.

Федеральное Собрание РФ наделено правом парламентского контроля за органами, осуществляющими ОРД, т.е. за соблюдением ими законов и других правовых актов, а также за эффективностью их деятельности, которое оно реализует на основании ст. 101-104 Конституции РФ.

Федеральное Собрание РФ контролирует:

  1. соблюдение законов, нормативных актов в деятельности органов, осуществляющих ОРД, вносит необходимые коррективы в осуществление борьбы с преступностью;
  2. эффективность работы оперативно-розыскных органов, правовую защищенность сотрудников, особенно тех, чья деятельность связана с профессиональным риском;
  3. эффективность использования государственных денежных средств, выделяемых на осуществление ОРД.

Основными формами контроля являются:

  • рассмотрение и принятие федеральных законов РФ о деятельности оперативно-розыскных органов (приняты Закон об ОРД, федеральные законы «О внешней разведке», «О федеральной службе безопасности», «О государственной охране», «Об оружии» и др.);
  • создание специализированных временных комиссий, которые вправе запрашивать у органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц необходимые для работы документы и материалы;
  • парламентские расследования, которые характерны для деятельности Государственной Думы ФС РФ, которая создает специальные комиссии по расследованию деятельности оперативно-розыскных органов;
  • деятельность парламентских комитетов и комиссий палат, которые совместно со Счетной палатой РФ реализуют контрольные парламентские полномочия в сфере расходования бюджетных средств на осуществление ОРД;
  • парламентские слушания, предусматривающие заслушивание министров, руководителей федеральных служб, в том числе руководителей органов, осуществляющих ОРД;
  • депутатский запрос, который регламентирован Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Оперативно-розыскные органы обязаны предоставлять сведения по существу запроса, за исключением информации о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках, а также лицах, оказывающих или оказавших им конфиденциальное содействие.

Парламентский контроль осуществляется по следующим направлениям:

  • обсуждение и принятие (отклонение) законопроектов, касающихся сферы ОРД;
  • расходование денежных средств, выделенных из федерального бюджета на осуществление ОРД;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Контроль за ОРД по каждому из обозначенных направлений допускается до определенных пределов. Так, финансовый контроль осуществляется только в отношении обоснованности расходования средств, выделенных на ОРД из федерального бюджета.

Государственный финансовый контроль за законностью расходования бюджетных средств возлагается на Счетную палату, которая образуется Советом Федерации и Государственной Думой (ч. 5 ст. 101 Конституции РФ).

При проведении проверок должностные лица Счетной палаты РФ (аудиторы) не должны вмешиваться в ОРД проверяемых объектов, а также придавать гласности свои выводы до завершения ревизии и оформления ее результатов.

Контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина может проводиться в порядке парламентских расследований фактов нарушения прав человека, допущенных в процессе осуществления ОРД.

С учетом конституционных положений парламентский контроль наиболее реален в ходе законотворческой деятельности, когда парламентарии вправе принять (отклонить) законопроект в области ОРД.

Вместе с тем не допускается вмешательство членов Совета Федерации ФС РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ в ОРД (см. Федеральный закон от 5 июля 1999 г. № 133-ФЭ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»»).

Правительство РФ как внешний субъект государственного контроля осуществляет исполнительную власть в России (ст. ПО Конституции РФ). Полномочия Правительства определены ст. 114 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Оно наделено полномочиями по руководству федеральными министерствами и определению основных направлений деятельности федеральных министерств и комитетов, в число которых входят и те, которые правомочны осуществлять ОРД (ОВД, ФСБ России, ФСИН России, таможенные органы и др.). Кроме того.

Правительство РФ осуществляет контроль в сфере ОРД для обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка. В этих целях заслушиваются должностные лица оперативно-розыскных органов, издаются постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в Российской Федерации.

Читайте также:  Пенсионное законодательство - советы юриста

Правительство назначает и освобождает от должности министра внутренних дел РФ и руководителей других силовых ведомств.

Правительство РФ вправе требовать от МВД России исполнения федерального бюджета в плане обоснованности финансирования ОРД, а также сведений о результативности деятельности оперативных подразделений. Проверка обоснованности расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, может осуществляться уполномоченными представителями Минфина России.

Одним из направлений контролирующей деятельности Правительства РФ является проверка соответствия ведомственных нормативных актов, касающихся ОРД, Конституции РФ и федеральным законам. Механизмом данного контроля является государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан.

В целях реализации законов Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые служат основой для принятия ведомственных нормативных актов МВД РФ.

Следует отметить, что в предмет контроля Президента РФ, Федерального собрания РФ и Правительства РФ не может входить законность и обоснованность деятельности субъектов ОРД по конкретным делам.

Данные органы государственной власти не праве вмешиваться в технологию ОРД, контролировать правомерность проведения ОРМ, оперативной разработки, а также работу с негласным (специальным) аппаратом. Никто из них не вправе по этим направлениям ОРД давать какие-либо обязательные указания.

Этим обеспечивается необходимая автономия правоохранительного механизма ОРД и в то же время исключается использование возможностей спецслужб вразрез с целями и задачами, указанными в Законе об ОРД.

Невмешательство указанных органов государственной власти в вопросы организации проведения конкретных ОРМ закреплено в оперативно-розыскном законодательстве (ч. 2 ст. 16 Закона об ОРД).

Внешний (вневедомственный) контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Внешний (вневедомственный) контроль над ОРД — это ее законная проверка со стороны представителей российского государства или общественности.

Он выражается в системе наблюдения и проверки соответст­вия деятельности оперативно-розыскных органов и их должностных лиц целям, задачам, принципам и правилам, установленным Конституцией [1], Закону [2], а также принятыми для реализации их предписаний нормативных правовых актов, включая ведомственные.

  • Конечная цель этого контроля состоит в недопущении в ОРД отклонений от установленных нормативов, а при необходимости — корректировке деятельности оперативно-розыскных органов и их должностных лиц, устранении препятствий на пути их эффективной работы.
  • Виды внешнего (вневедомственного) контроля над ОРД. В зависимо­сти от того, представитель государства или общества проводит такой кон­троль над ОРД, различают два его вида:
  • государственный — контроль со стороны государства, его органов и должностных лиц;

общественный — со стороны различных общественных организа­ций, движений и т.п.

Субъектами контроля высту­пают республиканские органы государственной власти и их должностные лица, а также некоторые другие представители государства, наделенные законо­дателем функцией контроля над организацией, обеспечением и (или) осу­ществлением ОРД.

Круг лиц (физических и юридических), которые проводят государственный контроль над ОРД, непосредственно очерчен в ст. 21 Закона. Его составляют:

  1. Глава ДНР (ст. 21);
  2. Народный Совет ДНР (ст. 21);
  3. Правительство ДНР (ст. 21) [3];

представители Минфина ДНР, уполномоченные на проведение финансового контроля в соответствии с ч. 2 ст. 20.

Согласно норм Конституции Глава ДНР наделен широ­кими полномочиями. Важнейшей его функцией является то, что он высту­пает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверените­та ДНР, ее независимости и государственной целостности.

Глава ДНР полномочен проводить контроль над ОРД как непосредственно, так и опосредованно.

  • Непосредственно Глава ДНР как высшее должностное лицо государства руководит деятельностью республиканских органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел и некоторыми другими (в том числе оперативно-розыскными органами).
  • В процессе руководства и контроля подлежит оценке:
  • — полнота и эффективность исполнения Закона в целом на территории Республики и по направлениям работы соответствующих министерств и служб;
  1. — общий уровень профессионализма участников ОРД;
  2. — состояние подзаконной нормативной базы ОРД, ее соответствие федеральному за­конодательству;
  3. — выполнение уполномоченными государственными органами гарантий правовой и социальной поддержки, установленных для участников ОРД.
  4. — утверждает по представлению Председателя Правительства ДНР

Полномочия Правительства ДНР определены в Конститу­ции. К ним, в частности, относится осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, а также за­конности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство ДНР наделено широкими полномочиями по общим вопросам руководства в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и по обеспечению обороны и государственной безо­пасности страны.

Правительство ДНР компетентно проверять полноту и эффективность ис­пользования республиканскими органами исполнительной власти предоставлен­ных им полномочий по ведению ОРД для решения задач воздействия на пре­ступность. Эти функции реализуются в процессе анализа информации, имею­щейся в распоряжении Правительства ДНР, заслушивания докладов и отчетов на заседании Правительства ДНР руководителей соответствующих органов.

Важным направлением контрольной деятельности Правительства ДНР является проверка соответствия ведомственных нормативных актов, касающихся ОРД, Конституции и законам.

Кроме того, в компетенцию Правительства ДНР входит проверка обоснованности расходова­ния финансовых средств, выделяемых на ОРД соответствующих оперативно-розыскных органов.

Эта проверка проводится Минфином ДНР через специально выделяемых для этих целей сотрудников [4].

Контроль над расходованием финансо­вых средств, выделенных на ОРД, осуществляют не только руководители государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие ОРД, но и специально уполномоченные на то представители Минфина ДНР (ч. 2 ст. 20 Закона).

Следовательно, представители Минфина ДНР в ОРД выступают должностными лицами, уполномоченными законодателем на проведение внешнего государственного контроля над расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД. На представителей Минфина ДНР возла­гаются обязанности и им предоставляются права в соответствии с республиканским  законодательством и нормативными актами Минфина ДНР.

Представители Минфина ДНР должны проходить процедуру допус­ка к сведениям, составляющим государственную тайну. После допуска к ним они становятся полномочными должностными лицами, которым необ­ходимые им документы о финансировании ОРД должны предоставляться в полном объеме.

Ссылка на основную публикацию