Статья 2. система органов государственной власти субъекта российской федерации

Статья 2. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные. 

К федеральным относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);
  • Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
  • Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
  • Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
  • Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

  1. Полномочия
  2. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
  3. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
  4. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
  5. Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
  6. Федеральное Собрание
  7. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа.

Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;
  • назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;
  • лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
  • назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
  • прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
  • заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

  •  утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;
  • утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  •  объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;
  • обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
  • обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
  • обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
  • осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
  • осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
  • обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
  • создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации.

По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

4.14 Органы государственной власти Российской Федерации

  • Видеоурок:  
  • Лекция:  
  • Органы государственной власти РФ – это организации и учреждения, обладающие государственной властью и реализующие её.

В соответствии с принципом разделения властей они делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Высшим органом законодательной власти в нашей стране является Федеральное собрание РФ, он принимает законы и контролирует органы исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ, оно осуществляет государственное управление и исполняет законы, принятые Федеральным собранием.

Высшими органами судебной власти РФ являются Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, они восстанавливают справедливость, наказывая тех, кто нарушает законы.  

Итак, государственную власть в РФ осуществляют Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный и Верховный Суды РФ, а также Президент РФ.

В осуществлении государственной власти Президенту РФ помогают Администрация Президента РФ, Государственный Совет РФ, Совет Безопасности РФ, комиссии. Эти органы не входят в систему органов государственной власти.

Читайте также:  Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

Также в систему органов государственной власти не входят органы местного самоуправления (МСУ).

Взаимосвязь и взаимозависимость органов государственной власти обеспечивается системой сдержек и противовесов, которая позволяет органам государственной власти контролировать друг друга.

Так, Госдума может отправить Правительство в отставку; Президент ежегодно отчитывается перед Федеральным Собранием, а также может распустить Госдуму или наложить вето на закон.

Система сдержек и противовесов имеет важное значение, поскольку защищает граждан от монополии какой-либо одной ветви власти.

Знание полномочий органов государственной власти, закреплённых в Конституции РФ, пригодится вам для правильного решения задания 14 ЕГЭ по обществознанию. 

Органы власти Полномочия
1. Президент РФ (ст. 80, 83-93 КРФ) Возглавляет государство
Представляет РФ внутри страны и на международной арене  
Гарантирует исполнение Конституции, соблюдение прав и свобод
Определяет направления внешней и внутренней политики
Назначает премьер — министра (председателя Правительства РФ) с согласия Госдумы. Если Госдума трижды отклоняет кандидатуры Президента на должность премьер — министра, то Президент распускает Госдуму
Представляет Госдуме кандидатуру на должность Председателя Центробанка РФ и ставит перед Госдумой вопрос об освобождении от должности Председателя Центробанка РФ
По предложению Председателя Правительства РФ назначает и освобождает от должности заместителей премьер — министра и министров
Представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда и Верховного Суда; назначает других федеральных судей
Представляет Совету Федерации кандидатуры на должности Генерального прокурора и его заместителей либо вносит предложение об их освобождении; назначает и освобождает прокуроров субъектов РФ
Назначает и отзывает дипломатических представителей РФ
Возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину и является Верховным главнокомандующим ВС
Назначает выборы Госдумы и референдум
Обладает правом законодательной инициативы — может вносить свои законопроекты в Госдуму
Подписывает и обнародует законы, а также пользуется правом вето
Издаёт указы и распоряжения по вопросам ведения
Руководит внешней политикой, подписывает и ратифицирует международные документы, ведёт переговоры
Решает вопросы принятия гражданства и предоставления политического убежища
Награждает государственными наградами, присваивает почётные, воинские и иные звания
Осуществляет помилование
2. Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания РФ (ст. 102 КРФ) Утверждает вопросы изменения границ субъектов РФ
Утверждает указ Президента о введении военного или чрезвычайного положения
Решает вопросы использования вооруженных сил за пределами страны
Назначает выборы Президента
Отрешает Президента от должности на основании обвинения Госдумы в государственной измене или заключения Верховного Суда о совершении тяжкого преступления и заключения Конституционного Суда о соблюдении законности выдвижения обвинения
С представления Президента назначает на должность судей КС РФ и ВС РФ
С представления Президента назначает и освобождает Генерального прокурора и его заместителей
Назначает заместителей Председателя Счётной палаты и половину её аудиторов
Утверждает или отправляет на доработку законопроекты, принятые Госдумой
Издаёт постановления по вопросам ведения
3. Госдума — нижняя палата Федерального Собрания (ст. 103 КРФ) Даёт или не даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства
Заслушивает ежегодные отчёты Правительства о результатах исполнения законов
Решает вопрос о доверии Правительству и на законных основаниях отправляет его в отставку
Назначает и освобождает Председателя Центробанка РФ
Назначает и освобождает Председателя Счетной палаты и половину её аудиторов
Назначает и освобождает Уполномоченного по правам человека
Выдвигает обвинение против Президента для отрешения его от должности Советом Федерации
Объявляет амнистию
Обсуждает и принимает законопроекты, внесённые субъектами законодательной инициативы 
Издаёт постановления по вопросам ведения
4. Правительство РФ (гл. 6 КРФ) Разрабатывает государственный бюджет и исполняет его
Ежегодно отчитывается перед Госдумой о результатах деятельности и исполнения решений, принятых Госдумой
Управляет федеральной собственностью
Обеспечивает проведение внутренней политики: денежно — кредитной, налоговой, в области образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
Обеспечивает проведение внешней политики, обороны страны, государственной безопасности РФ
Обеспечивает законность, охрану правопорядка, борьбу с преступностью
Издаёт постановления и распоряжения по вопросам ведения
5. Конституционный суд РФ (ст. 125 КРФ) Разрешает дела о соответствии всех нормативно-правовых актов, принимаемых в стране Конституции РФ
Разрешает дела о соответствии договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ 
Разрешает споры о компетенции между федеральными гос/органами РФ; между гос/органами субъектов РФ
Даёт толкование норм Конституции РФ
Осуществляет проверку закона на конституционность в случае жалоб граждан на нарушение их конституционных прав
6. Верховный суд РФ (ст. 126 КРФ) Осуществляет гражданское, уголовное, административное судопроизводство
Осуществляет разбирательство по экономическим спорам
Даёт разъяснения по вопросам судебной практики

Приведённые выше органы относятся к федеральным. Но в системе государственных органов власти РФ есть ещё уровень органов государственной власти субъектов РФ. К ним относятся:

  • главы, президенты или губернаторы субъектов РФ;
  • законодательные органы власти субъектов РФ, к примеру, Народное Собрание РД, Волгоградская областная Дума, Амурский областной Совет народных депутатов, Законодательное Собрание Пензенской области и др.;
  • правительства субъектов РФ;
  • конституционные/уставные, мировые суды субъектов РФ.

Полномочия этих органов определяются Конституцией/Уставом, законами и иными нормативно — правовыми актами субъекта РФ, которые не могут противоречить Конституции РФ, Федеральным законам и иным нормативно — правовым актам РФ.

Дополнительные материалы к уроку:???? Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Институт президентства РФ»???? Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Федеральное Собрание РФ и его функции»???? Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Правительство РФ как институт исполнительной власти РФ»Интеллект-карта по обществознанию №61 Статья 2. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации

????‍???? Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно.

Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы.

Связаться со мной можно ???? здесь или ???? здесь

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:Инстаграм Абулова БариятYouTube канал «Школа обществознания»ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Предыдущий урок Следующий урок

Система государственного управления

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ.

Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:

  1. законодательный (представительный) орган государственной власти;
  2. высший исполнительный орган государственной власти;
  3. иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется при соблюдении следующих принципов:

  • государственная и территориальная целостность России;
  • распространение суверенитета России на всю ее территорию;
  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России;
  • единство системы государственной власти;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ;
  • самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 11 и 29 декабря 2004 г.).

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.

Так, Московская городская Дума состоит из 35 депутатов, а Верховный хурал Республики Тува — из 160. Срок полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно. Всего избрано около 4 тыс.

региональных депутатов, из них одна тысяча работает на постоянной основе.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

  • принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ней;
  • утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, а также программы социально-экономического развития субъекта РФ;
  • устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания, порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
  • устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ;
  • регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ.

Читайте также:  Статья 46.1. Мероприятия, направленные на поддержку экспорта

Система органов госвласти субъектов РФ

На уровень эффективности государственности при федеративном устройстве РФ во многом зависит от степени качества организации структуры государственности власти в субъектах России. На основании Конституции 1993 г.

для ряда органов власти субъектов РФ появилась возможность получить законодательные полномочия, а также получить право на самостоятельную установку собственной системы органов государственной власти субъектов РФ.

При этом было важно работать в соответствии с основами конституционного строя РФ и федеральным законам относительно общих принципов организации государственной власти.

Ориентир для того, чтобы реализовать власть в ряде регионов на конституционном уровне, выступает в качестве закрепления принципа независимой реализации субъектами РФ некоторых своих полномочий за рамками ведения РФ и полномочий Федераций относительно совместного ведения РФ и ее субъектов. На уровне субъектов РФ существует ряд законодательных, исполнительных и судебных органов.

В одном из федеральных законов есть информация относительно требований к тому, как должна быть сформирована структура государственной власти в субъектах России, информация о порядке создания и работы органов госвласти субъектов РФ законодательного и исполнительного характера и т.д.

Замечание 1

Большинство субъектов РФ фиксируют структуру и статус государственных органов в свой конституции и уставе, вместе с ними же принимаются законы, которые определяют конкретные вопросы относительно организации и работы ряда органов государственной власти в регионах.

Для конституции (устава) субъекта РФ допустимо фиксировать должность высших должностных лиц субъектов Федерации.

Специфика системы органов госвласти субъектов РФ

Анализируя конституционное (уставное) законотворчество, можно сказать, что для субъектов РФ свойственно образовывать:

  • ряд законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
  • ряд высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
  • ряд высших должностных лиц субъектов РФ, которые в большинстве ситуаций выступает также в роли глав высшей исполнительной власти;
  • ряд конституционных (уставных) судов субъектов РФ;
  • ряд иных госорганов субъектов РФ. Речь идет о счетных палатах, уполномоченных по правам людей, уполномоченных по правам детей и т.д.

Для структуры государственной власти субъектов РФ на основании конституций (уставов) свойственно формировать ряд иных госорганов, которые по сути нельзя воспринимать как органы государственной власти. Но тут же стоит отметить, что для них свойственно обладать рядом отдельных государственно-властных полномочий.

Замечание 2

Президент РФ утверждает список типовых государственных должностей субъектов РФ.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Специфика наименований законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ

Можно проследить определенную логику в многообразие названий законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Особо оригинальны среди субъектов РФ в обозначение наименований высших законодательных (представительных) органов госвласти ряд республик. Речь идет о Государственных советах в Татарстане, Народном хурале в Бурятии, Законодательном собрании в Карелии и т.д.

Среди самых распространенных названий – Законодательные собрания и Думы.

Учреждение многих субъектов РФ было осуществлено однопалатными высшими законодательными органами. В состав Парламента Чеченской Республики входит две палаты. Речь идет о Совете Республики и Народном Собрании.

Существует несколько ключевых групп по числу депутатов высших законодательных органов субъектов РФ. Речь идет о крупных, средних и малых группах.

Большинство субъектов РФ сегодня имеют высших должностных лиц, представляющих субъекты РФ во взаимоотношениях с федеральной властью и рядом иных субъектов РФ.

Практически всегда для данного лица субъекта РФ свойственно и возглавлять и руководить исполнительной властью.

В некоторых субъектах Федерации для данного лица свойственно именоваться губернатором или выступать в качестве главы администрации.

Замечание 3

В Москве в качестве высшего должностного лица выступает мэр города.

Для большинства субъектов РФ свойственно называть правительством или администрацией высший коллегиальный орган исполнительной власти.

Особую роль при правовом анализе работы и организации государственной власти в субъектах РФ играет ряд решений конституционного суда субъекта РФ. Исследуя акты данных органов, можно сформировать мнение относительно проблем правового регулирования и практики того, как организована система органов гос власти субъектов РФ, которые возникают со стороны ряда регионов.

Специфика деятельности высшего должностного лица субъекта РФ

Для полномочий высшего должностного лица субъекта РФ в ряде ситуаций свойственно досрочное прекращение. Оно может быть из-за выражения недоверия ему рядом законодательных органов госвласти субъектов РФ, в ситуациях, когда суд признает его недееспособным, когда данное лицо утрачивает гражданство РФ и т.д.

Для законодательного органа госвласти субъекта РФ допустимо обозначить свое недоверие относительно высшего должностного лица в ситуациях, когда им были изданы акты, которые противоречат законодательству РФ и субъектов РФ, в ситуациях, когда ряд противоречий установил суд, и не они не были устранены в течение месяца с того момента, когда судебное решение вступило в силу и т.д. После решения законодательных органов о недоверии наступает немедленная отставка данного лица.

Замечание 4

Для Президента РФ допустимо использовать в отношении высшего должностного лица субъекта РФ ряд мер воздействия. Речь идет о предупреждении, отрешении от должности. В ситуациях, когда используются данные меры, для Президента РФ важно назначить лицо, которое будет временно исполнять обязанности высшего должностного лица субъекта РФ.

Система органов государственной власти субъектов рф и принципы ее формирования

Ключевые слова: СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ; СУБЪЕКТ РФ; THE SYSTEM OF STATE AUTHORITIES; THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION.

Аннотация: В данной статье характеризуются система органов государственной власти субъектов РФ и принципы ее формирования. Автор рассматривает понятие органа государственной власти, анализируя совокупность признаков данного понятия, выделяя особенности создания государственных органов в субъектах федерации.

  • В настоящее время общепризнанным является определение органа государственной власти, характеризующее его как звено государственного аппарата, которое участвует в осуществлении определенных государственных функций, а также наделено в связи с этим властными полномочиями.
  • В целом понятие органа государственной власти состоит из совокупности всех его признаков. Орган государственной власти:
    1) создается и действует от имени государства (в целом от имени Российской Федерации или же ее субъекта);
    2) действует на основе законов и иных нормативных правовых актов;
    3) выполняет свойственные ему задачи и функции;
    4) имеет собственную компетенцию;
    5) характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;
  • 6) наделен властными полномочиями (его решения принимаются от имени государства, носят общеобязательный характер).

Только наличие совокупности всех указанных признаков дает основание для отнесения того или иного органа к числу государственных. Далеко не каждое государственное учреждение или организация будет являться государственным органом власти. К примеру, государственное учебное заведение или же учреждение здравоохранения к числу государственных органов не относится.

Система государственных органов власти достаточно сложна, она состоит из различных, иерархически соподчиненных звеньев. Так, в зависимости от критерия государственные органы власти делятся на разные виды. По уровню деятельности различаются федеральные органы власти и органы власти субъектов РФ.

На уровне федерации система государственных органов власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также федеральные суды.

Что касается системы органов государственной власти субъектов РФ, то это — «образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте Российской Федерации» [1, с. 383].

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимосвязанные органы российского государства, функционирующие и взаимодействующие между собой при осуществлении государственной власти, формируют государственную систему органов власти Российской Федерации.

В связи с федеративным государственным устройством России в указанную систему входят как органы государственной власти Российской Федерации, так и органы государственной власти субъектов Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г.

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2] устанавливает, что «систему органов государственной власти субъектов РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ».

«Субъект федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство» [1, с. 398].

Российская Федерация является федеративным государством, которое сочетает в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку (республики, автономные округа, автономная область — в общей сложности 27 национально-государственных образования; края, области, 3 города федерального значения – всего 58 государственно-территориальных образований); в общей сложности 85 субъектов РФ.
В соответствии с Конституцией РФ [3], субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
При этом все субъекты РФ соответствуют следующим конституционным принципам:
1) не обладают суверенитетом;
2) не имеют права на выход из состава государства;
3) граждане абсолютно любого субъекта РФ имеют равные права и обязанности на всей территории РФ;
4) локальные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам;

5) на уровне федеральной власти все субъекты равноправны.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:
1) В соответствии со ст.

5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство.

Читайте также:  Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

2) Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ.

3) Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
4) Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию.

5) Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти.

На территории субъекта РФ система органов государственной власти, согласно ст.

77 Конституции РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

В частности, принимаются во внимание вышеупомянутый Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации», а также основы конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти.

Федеративный характер Российского государства предполагает, что государственную власть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации. Между этими уровнями государственной власти существует тесная связь и взаимодействие, обеспечивающие единство государственной власти в РФ.

Вместе с тем, для того, чтобы федерализм был реальным, а власть демократически децентрализована, необходимо предоставить субъектам Федерации возможность осуществлять государственную власть с помощью собственных органов, организация и деятельность которых отвечала бы региональным условиям и общим принципам разграничения властных полномочий между Федерацией и её субъектами.

Создание механизма власти в субъектах РФ относится к числу вопросов, основы которых требуют закрепления на конституционном уровне – как в Конституции РФ, так и в конституциях (уставах) субъектов РФ.

Естественно и то, что общефедеральные основы организации государственной власти в субъектах РФ закрепляются Конституцией РФ, а соответствующие им конкретные системы органов власти – в конституциях (уставах) субъектов.

Список литературы

  1. Арутюнян, Г. Г. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Г. Г. Арутюнян, М. В. Баглай. – М.: Норма, 2006. – 544 с.
  2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации : Федеральный закон Рос. Федерации от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 сент. 1999 г. : в ред. Федер. закона Рос. Федерации от 3 июля 2016 г. № 298-ФЗ // Рос. газ. – 1999. – 19 окт.; 2016. – 06 июл.
  3. Конституция Рос. Федерации от 12 дек. 1993 г. : в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 5 января 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31, ст. 4398.

Общие принципы организации гос. власти в субъектах РФ

Одним из элементов конституционно-правового статуса субъектов РФ является наличие собственной системы органов государственной власти.

Самостоятельность субъектов РФ предполагает, что они самостоятельно устанавливают виды (систему) органов, их компетенцию, отношения между ними и т.п. Однако самостоятельность субъектов РФ в этом вопросе существенно ограничена.

Они связаны, во-первых, нормами-принципами основ конституционного строя РФ и, во-вторых, достаточно жесткими нормами Федерального закона от 06.10.

l999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также нормами других федеральных законов.

  • Государственная власть во всех субъектах РФ организована на основе принципа разделения власти.
  • Система органов государственной власти субъекта РФ в общем плане включает:
  • 1) законодательный (представительный) орган государственной власти; 2) высшее должностное лицо субъекта РФ (глава региона);
  • 3) высший исполнительный орган государственной власти; 4) иные органы государственной власти.
  • Функционирующие на территории субъекта РФ территориальные органы федеральных органов государственной власти (исполнительных, судебных) в систему органов государственной власти субъекта РФ не входят (хотя осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с последними).

Законодательный орган государственной власти в субъекте РФ один (высший и единственный). Он является постоянно действующим, хотя часть депутатов может работать и на непостоянной основе.

Название законодательного органа определяется субъектом РФ самостоятельно – это может быть совет (государственный, верховный, областной и пр.), собрание (государственное, законодательное, народное и пр.

), дума (краевая, областная, окружная, городская, губернская), хурал, парламент и т.п.

Формируются законодательные органы субъектов РФ исключительно путем выборов депутатов населением региона, при этом не менее 50% депутатов парламента должны избираться по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам), причем однопартийный состав региональных парламентов исключен – федеральный закон гарантирует предоставление депутатских мандатов в законодательном органе субъекта РФ представителям как минимум двух политических партий. Срок полномочий региональных парламентов не может превышать пяти лет.

В отличие от законодательной власти исполнительную власть в субъекте РФ осуществляет система органов, включающая высший исполнительный орган государственной власти (правительство, администрацию) и иные органы исполнительной власти (министерства, департаменты, комитеты, управления и т.п.). Система исполнительных органов государственной власти устанавливается законом субъекта РФ, а их структура в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ и указанным законом определяется главой региона.

По общему правилу кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями, однако законом субъекта РФ может быть предусмотрена и возможность самовыдвижения. На стадии выдвижения кандидатов законодатель предусмотрел два своеобразных «фильтра».

Прежде всего, каждый кандидат должен пройти так называемый муниципальный фильтр, т.е.

заручиться предварительной поддержкой депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) всенародно избранных глав муниципальных образований соответствующего субъекта РФ (конкретное число требуемых подписей устанавливается региональным законом в пределах от 5 до 10% местною депутатского корпуса и избранных глав муниципальных образований).

Высший исполнительный орган субъекта РФ формируется главой региона, но законодательством субъекта РФ может быть установлена необходимость получения согласия на назначение некоторых должностных лиц парламента субъекта РФ.

Говоря об организации судебной власти в субъектах РФ, необходимо иметь в виду следующее. Собственно судами субъектов РФ являются только конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Исходя из того, что мировые судьи (являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ) лишены возможности участвовать в разрешении публично-правовых споров (они рассматривают только определенные категории уголовных, гражданских и административных дел), в реализации принципа разделения власти на региональном уровне участвуют только конституционные (уставные) суды

Принципы организации системы органов государственной власти в субъектах РФ:

1) государственная и территориальная целостность РФ (т. е.

субъекты РФ не вправе формировать органы власти, не установленные Конституцией РФ и иными федеральными законами; недопустимо установление каких-либо иных границ между отдельными субъектами РФ, нежели административно-территориальные, и недопустимо установление субъектами РФ пограничных знаков, таможни и таможенных пошлин);

2) суверенитет РФ распространяется на всю территорию РФ (т. е. РФ осуществляет свои исключительные полномочия в любом из ее субъектов и во всех субъектах одновременно в равной мере, никакой орган власти не вправе ограничивать суверенитет РФ);

3) верховенство Конституции РФ (т. е.

при формировании органов государственной власти в субъектах РФ и установлении их компетенции необходимо соблюдать положения Конституции РФ, касающиеся соответствующих органов.

А также данный принцип означает, что все акты, принимаемые органами власти субъектов РФ, должны соответствовать Конституции РФ и не должны касаться вопросов, не входящих в компетенцию соответствующего органа власти);

4) единство системы государственной власти как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ (т. е.

в пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему государственной власти РФ, таким образом, компетенция этих органов аналогична друг другу, но ограничивается территориальными пределами соответствующего субъекта РФ и предметами ведения, зафиксированными в Конституции РФ);

5) разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную (т. е. принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную должен соблюдаться не только в отношении высших федеральных органов государственной власти, но и в регионах при формировании соответствующих органов);

6) разграничение предметов ведения РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (т. е. федеральным органам власти предоставлено право по соглашению с органами власти субъектов РФ передавать последним часть своих полномочий.

В свою очередь органы власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами власти вправе передавать им свои полномочия, таким образом осуществляя корреспонденцию полномочий внутри единой системы государственной власти РФ.

Существует ряд полномочий, которые не могут быть переданы, исключены или иным образом перераспределены между различными уровнями власти: предметы ведения РФ; предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; предметы ведения субъектов РФ);

7) невмешательство органов государственной власти субъектов РФ в компетенцию органов государственной власти РФ (т. е.

несмотря на единство системы государственных органов власти, ни федеральные органы власти, ни органы власти субъектов РФ не вправе осуществлять полномочия вне пределов своей компетенции, установленной Конституцией РФ, законами или договорами о разграничении предметов ведения между этими органами).

Ссылка на основную публикацию