Статья 46.1. Мероприятия, направленные на поддержку экспорта

Несырьевой неэнергетический экспорт России (далее – ННЭ) в 2019 году по расчетам АО «РЭЦ» составил 155,1 млрд долл. США . Это на 0,5% больше, чем в 2018 году, который до сих пор был рекордным по объемам ННЭ в новейшей истории России.

Развитие ННЭ шло относительно невысокими темпами, испытывая давление из-за замедления мировой торговли в целом (как следствие – падение спроса, в частности на черные металлы, и снижение цен на ряд важнейших товаров), роста протекционизма и торговых войн.

Динамика объемов несырьевого неэнергетического экспорта России, млрд долл. США 20152016201720182019119111136154155

Основными направлениями ННЭ России являются страны СНГ, Восточной Азии, Европы, существенное значение также имеют Ближний Восток, Африка и Америка.

Статья 46.1. Мероприятия, направленные на поддержку экспорта ННЭ России по отраслям нацпроекта, млн долл. США

2018 г. 2019 г. Прирост Темп, %
ННЭ 154 253 155 064 811 0,5%
Промышленность 128 290 129 434 1 144 0,9%
Машиностроение 33 818 33 754 -64 -0,2%
Химическая промышленность 25 374 24 687 -687 -2,7%
Металлургия и драгметаллы 47 083 47 880 796 1,7%
Лесопромышленный комплекс 11 861 11 068 -793 -6,7%
Фармацевтика, парфюмерия, косметика 1 489 1 738 249 16,7%
Легкая промышленность 1 312 1 439 126 9,6%
Прочие отрасли 7 351 8 867 1 516 20,6%
АПК 25 963 25 630 -333 -1,3%
Масложировая отрасль 3 174 4 067 893 28,1%
Зерновые 10 466 7 928 -2 538 -24,3%
Рыба и морепродукты 5 182 5 364 182 3,5%
Мясная и молочная отрасли 671 879 208 31,1%
Пищевая и перерабатывающая отрасль 3 517 3 975 458 13,0%
Прочие отрасли АПК 2 953 3 418 465 15,7%

Среди отраслей промышленности, показавших рост в 2019 году, можно выделить металлургию и драгметаллы, фармацевтическую и косметическую продукцию и прочие отрасли (рост экспорта потребительских товаров, а также ароматических продуктов переработки топлива). Из-за низкой конъюнктуры наблюдается спад по отраслям химической промышленности и лесопромышленного комплекса. При этом химическая промышленность и лесопромышленный комплекс показали рост физического объема экспорта.

Отрасль АПК показала снижение за счет сокращения экспорта зерновых по сравнению с прошлым годом, обусловленного высоким урожаем 2017-2018 сельскохозяйственных годов и высокими ценами 2018 года.

Наряду с этим масложировая отрасль показала рост экспорта в 28% в связи с высоким урожаем масличных и развитием переработки; мясная и молочная отрасль характеризуется 30-процентным ростом за счет увеличения поставок курятины и субпродуктов в рамках расширения взаимодействия с Китаем; в пищевой и перерабатывающей отрасли наблюдался рост поставок кондитерских изделий, сахара, продуктов перемола.

Поддержка 2019

уникальных экспортёров поддержано в 2019 году совокупный объем экспорта, поддержанного Группой РЭЦ в 2019 году

Совокупный объем экспорта, поддержанного Группой РЭЦ в рамках исполнения функции единого института, составил 19,5 млрд долл. США, что превысило плановое значение на 2019 год на 14%. По итогам года поддержано более 11 тысяч уникальных экспортеров, что почти на 10% выше аналогичного показателя за прошлый год.

Основополагающим принципом продуктового предложения Группы РЭЦ является акцент на реализацию экспортной сделки и обеспечение поддержки ее реализации в режиме «единого окна».

Существующая продуктовая линейка нацелена на то, чтобы позволить экспортеру максимально быстро и эффективно получить необходимые ресурсы и финансирование, контакты, навыки и компетенции, которые позволят начать или поддержат реализацию экспортных поставок.

Финансовая поддержка

Цель страховой и кредитно-гарантийной поддержки экспортеров – развитие экспортной деятельности и создание условий для упрощения доступа российских предприятий-экспортеров на международные товарные рынки. Деятельность реализуется с помощью инструментария страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, предоставления кредитов и гарантий.

Одним из преимуществ Группы РЭЦ является интегрированность в его корпоративном контуре компаний АО РОСЭКСИМБАНК и АО «ЭКСАР», что позволяет обеспечить комплексную финансовую поддержку.

Так, интегрированная линейка кредитно-страховых продуктов Группы РЭЦ позволяет обеспечить комплексную финансовую поддержку российских экспортно ориентированных предприятий как в части защиты от рисков, так и в части предоставления финансирования на реализацию и развитие экспортной деятельности.

Страховая поддержка

Основной целью деятельности АО «ЭКСАР» является увеличение масштабов предоставления страховой поддержки российским экспортерам несырьевого сектора в рамках содействия повышению конкурентоспособности российской продукции на международных рынках.

Агентство предоставляет комплексный инструментарий страховой поддержки экспорта в координации с компаниями Группы РЭЦ, государственными и межгосударственными институтами и коммерческими организациями как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.

С точки зрения реализации основных показателей Агентства по итогам 2019 года зафиксировано перевыполнение плановых годовых значений по ряду ключевых показателей эффективности. Объем поддержанного экспорта составил 18,4 млрд долл. США, что превысило показатель прошлого года на 1,3 млрд долл. США.

Заметный рост по сравнению с прошлым годом наблюдается и по количеству поддержанных экспортеров (410 экспортеров в 2019 году против 364 экспортеров в 2018 году).

АО «ЭКСАР» традиционно фокусируется на поддержке отраслей, обеспечивающих наибольший стабильный объем российского несырьевого неэнергетического экспорта (металлургия, машиностроение, химическая промышленность, АПК и т.д.).

Страновая и отраслевая структура страховых обязательств свидетельствует о диверсификации принятых Агентством рисков. В разрезе географических направлений основная сумма принятых обязательств сконцентрирована в странах СНГ, Европы, Латинской Америки.

Проект Федерального закона "О поддержке экспорта"

Дата размещения новости: 23 апреля 2015 г.

Статья 46.1. Мероприятия, направленные на поддержку экспорта

Минэкономразвития России разработало законопроект о поддержке российского экспорта. Как отмечается разработчиками проекта закона, в действующем законодательстве отсутствует комплексное нормативно-правовое закрепление государственной системы поддержки экспорта. Также имеет место разрозненность правовых норм, регламентирующих вопросы поддержки экспорта.

В связи с этим предлагается создать единый законодательный акт, позволяющий создать единообразную правовую систему норм в данной сфере.

Законопроектом «О поддержке экспорта» вводится ряд новых понятий, в том числе сырьевой, несырьевой, высокотехнологичный, инновационный экспорт, экспорт услуг.

Определяются цели и принципы государственной политики в сфере поддержки экспорта, в частности диверсификация экспорта товаров и услуг из РФ, стимулирование несырьевого, высокотехнологического, инновационного экспорта товаров и услуг, эффективность мер поддержки экспорта.

Так, в соответствии со ст. 4 Законопроекта целями государственной политики в области поддержки экспорта являются:

  • диверсификация экспорта товаров и услуг из Российской Федерации;
  • стимулирование несырьевого, высокотехнологического, инновационного экспорта товаров и услуг, экспорта машинно-технической продукции, а также товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
  • создание стимулирующей экспорт институциональной среды, обеспечивающей конкурентоспособные условия деятельности российских организаций на мировом рынке;
  • расширение ассортимента и повышение доступности финансовых услуг для экспортеров;
  • развитие ключевых элементов инфраструктуры поддержки экспорта, обеспечивающих оказание финансовых, организационных, консультационных, маркетинговых и информационных услуг экспортерам;
  • усиление координации и взаимодействия участников системы поддержки экспорта;
  • увеличение числа российских субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих на постоянной основе экспорт товаров и услуг из Российской Федерации, в том числе за счет малых и средних предприятий.

Основными принципами государственной политики в области поддержки экспорта являются:

  • поддержка деятельности в сфере экспорта в соответствии с приоритетами, определенными документами стратегического планирования на федеральном уровне;
  • реализация мер поддержки экспорта в строгом соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;
  • развитие и поддержка экспорта, способствующего выполнению приоритетов внешней политики Российской Федерации;
  • применение мер поддержки экспорта для достижения показателей и индикаторов, установленных документами стратегического планирования;
  • системный характер осуществления мер поддержки экспорта;
  • непрерывность осуществления поддержки экспорта;
  • эффективность мер поддержки экспорта;
  • информационная открытость при применении мер поддержки экспорта.

Участниками системы поддержки экспорта в Российской Федерации, согласно законопроекта, являются Правительство Российской Федерации, уполномоченный федеральный органы исполнительной власти по поддержке экспорта и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, российские части межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и комиссий высокого уровня между Российской Федерацией и зарубежными странами, иные федеральные координационные и совещательные органы по поддержке экспорта, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», созданное Внешэкономбанком дочернее акционерное общество «Экспортный центр России». В число субъектов, участвующих в реализации государственной политики в сфере поддержки экспорта, входят также  торгово-промышленные палаты, российские общественные объединения производителей и экспортеров, российские субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие экспорт товаров и услуг из Российской Федерации, а также иные организации, входящие в состав инфраструктуры поддержки экспорта.

Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область+7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область+7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.Работаем без выходных

6 июля 2021 г.Проект Федерального закона № 1207312-7 «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О рекламе»

Законопроектом предлагается расширение перечня случаев, в которых допускаются размещение, распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в тотализаторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в тотализаторах.

29 июня 2021 г.Проект Федерального закона N 1202751-7 «О внесении изменения в статью 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Читайте также:  Статья 9. Информирование инвесторов о выпусках эмиссионных ценных бумаг и лицензировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

Законопроектом предусматривается установление обязанности заказчика увеличивать цену контракта, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, а именно: увеличение стоимости на сумму роста стоимости строительных материалов, которая подтверждается на основании конъюктурного анализа, независимо от цены заключенного контракта.

17 июня 2021 г.Проект Федерального закона N 1193924-7 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Цель законопроекта — целях уточнение вопроса, связанного с указанием в уставе общества с ограниченной ответственностью сведений об отсутствии у общества печати. Его принятие позволит внести ясность в вопрос об указании в уставе общества сведений об отсутствии печати, позволит устранить возникающие споры с контрагентами по данной проблеме.

9 июня 2021 г.Проект Федерального закона N 1187825-7 «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»

Цель законопроекта — развитие торговой деятельности, а также поддержка производителей сельскохозяйственной продукции, в том числе граждан, ведущих личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, членов крестьянских (фермерских) хозяйств. Его принятие позволит указанным категориям лиц свободно продавать на ярмарках произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, что в условиях развития конкуренции может привести к снижению на нее цен.

1 июня 2021 г.Проект Федерального закона № 1184356-7 «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»

Цель законопроекта — пресечение недобросовестного поведения на потребительском рынке, в том числе выражающегося в принудительном (необоснованном) сборе персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением или исполнением договора.

Устанавливается запрет для продавца отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей.

Государственная поддержка экспорта

Государственная поддержка экспорта

Развитие экспорта является на сегодняшний день одной из ключевых задач российской экономической политики. На протяжении нескольких лет Россия активно поддерживает экспорт российской продукции.

В этих целях в России были также созданы институты, которые предоставляют предприятиям информацию о развитии международных рынков, оказывают консультационную поддержку, а также предоставляют деловые контакты и информацию об экспортных возможностях.

Кроме того, предприятиям предоставляется страховое покрытие и гарантии, защищающие предприятия, поставляющие российскую продукцию на экспорт, от невыплат, а также упрощающие финансирование экспорта.

В настоящем разделе Вы найдете важную информацию о мерах государственной поддержки экспорта, а также об институтах, оказывающих такую поддержку. Кроме того, в настоящем разделе представлен отраслевой обзор и изложены рекомендации, которые помогут сделать Ваш экспорт успешным.

1. Общие условия

В настоящее время в фокусе российской экономической политики стоят вопросы развития и поддержки экспорта. Для этих целей был создан целый ряд институтов поддержки экспорта.

  • Российский экспортный центр (exportcenter.ru) оказывает информационную и консультационную поддержку экспортеров по экспортным сделкам, оказывает содействие продвижению за рубежом промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также оказывает финансовую поддержку.
  • Российское экспортное агентство (www.exiar.ru) осуществляет страховую поддержку экспорта товаров и услуг российского производства, содействие выходу на новые рынки. Агентство осуществляет страхование рисков неплатежа со стороны иностранного контрагента по экспортным кредитам и экспортным поставкам, осуществляемым на условиях отсрочки платежа, а также по подтвержденным аккредитивам.
  • РОСЭКСИМБАНК (www.eximbank.ru) предоставляет доступное финансирование российским экспортерам, а также выдает независимые гарантии в целях обеспечения возврата авансовых платежей, надлежащего исполнения обязательств по экспортному контракту, надлежащего исполнения обязательств по оплате.
  • Государственная корпорация «ВЭБ.РФ» (https://вэб.рф/en) координирует деятельность государственных институтов по вопросам поддержки экспорта продукции российского производства.

2. Отраслевой обзор

По данным Федеральной таможенной службы России экспорт товаров из России в 2018 году составил 449,6 млрд. долл. США. По сравнению с объемом экспорта 2017 года рост составил 25,8 %.

По данным Российского экспортного центра следующие отрасли несырьевого и неэнергетического экспорта занимают лидирующие положение в структуре экспорта из Российской Федерации: металлопродукция – 9,7 %, продукция машиностроения – 7,4 %, товары химической промышленности – 6,1 %, продовольствие и сырье – 5,4 %, лесобумажные товары – 3 %, драгоценные камни и металлы – 2,2 %[1].

Необходимо отметить, что существенный вклад в российский экспорт вносит металлургия: по итогам 2018 года ее доля в общем объеме несырьевого и неэнергетического экспорта составила порядка 30 %. Также в 2018 году вырос экспорт продукции гражданского машиностроения на 2,8 %, а в стоимостном выражении величина экспорта превысила уровень 2014 года.

Одним из ведущих примеров развития экспорта машиностроительной отрасли при государственной поддержке может считаться подписание Росэксимбанком соглашения о кредитной линии с кубинским банком BICSA (Banco International de Comercio S.A.) на сумму более 600.000 евро по продукту «кредит банку иностранного покупателя».

По условиям кредитного соглашения Росэксимбанком будет профинансирована поставка на ТЭС «Эсте-Гавана-2» запасных частей для генераторов. Соответствующий контракт заключен между ОАО «Силовые машины» и Импортно-экспортным объединением для электроэнергетических объектов «Энергоимпорт».

Данная сделка продолжает успешное сотрудничество Росэксимбанка с BICSA: в декабре 2015 года более 20 млн. евро было направлено на поддержку экспорта российских вагонов.

Другим примером является поддержка Экспортным агентством удмуртского экспорта (АО «Ижевский завод нефтяного машиностроения», ООО «Полимет-Трейдинг») в отраслях энергетического машиностроения и электротехники на сумму, превышающую 2 млн. долл. США.

В сельском хозяйстве совокупный экспорт зерна за 2018 год вырос на 27 % до 54,9 млн.т., что стало новым историческим максимумом. Россия второй год подряд занимает второе место в мире по экспорту зерна. При этом Россия стала второй страной в мире, перешагнувшей в своей истории отметку 50 млн.т. экспортированного зерна.

В химической промышленности по данным Российского экспортного центра экспорт химической продукции в 2018 г. вырос на 6,7 % – максимальный показатель за последние 6 лет.

[1] https://www.exportcenter.ru

3. Меры поддержки экспорта Государственная поддержка экспорта включает в себя как финансовые, так и иные меры: 3.1 Программы субсидирования

Наряду с прямой поддержкой экспорта через государственные институты, Правительство Российской Федерации предоставляет субсидии всем предприятиям, развивающим экспорт российской продукции.

Производители экспортных товаров имеют право на получение различных субсидий, в частности, субсидий на компенсацию затрат на научно-исследовательскую деятельность, компенсацию затрат на приобретение оборудования или затрат на инвестиции в инфраструктуру и пр.

Банки, финансирующие экспортные сделки, имеют право на субсидирование недополученных доходов по экспортным кредитам, выдаваемым в рамках обеспечения международной конкурентоспособности. Непосредственно экспортеры могут претендовать, например, на получение субсидии на покрытие транспортных расходов

Актуальные меры государственной поддержки экспорта:

  1. Программа, направленная на повышение конкурентоспособности, увеличение объемов производства и экспорта продукции — КППК (Постановление Правительства №191 от 23.02.2019). Организациям, реализующим КППК, предоставляется доступ к механизмам льготного кредитования по направлениям: инвестиционные кредиты на создание экспортоориентированного производства в России и/или за рубежом, пост экcпортное финансирование и международный факторинг, форфейтинг, аккредитивы, кредиты иностранным покупателям и банкам иностранных покупателей. Сроки реализации КППК — от 2 до 5 лет; максимальный объём одного кредита -до 60 млрд руб. по инвестиционным кредитам и до 30 млрд руб. по прочим кредитам.

Подробнее – в навигаторе мер поддержки

  1. Компенсация затрат на патентование за рубежом — субсидии российским производителям на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности, на основании Постановления Правительства РФ № 1368 от 15 декабря 2016 г.

Подробнее – в навигаторе мер поддержки.

  1. Компенсация части затрат на транспортировку продукции — специальная программа, направленная на поддержку производителей высокотехнологичной продукции, а именно на компенсацию до 80% фактически понесенных затрат при транспортировке своей продукции на внешние рынки (Постановление Правительства РФ № 496 от 26 апреля 2017 г.).

Подробнее – в навигаторе мер поддержки

3.2 Административные меры

Помимо вышеуказанных мер поддержки Российская Федерация предлагает целый ряд иных мер, направленных на развитие российского экспорта.

В первую очередь, речь идет о широкой информационно-консультативной поддержке экспортеров, сотрудничестве с международными организациями, устранении тарифных и нетарифных барьеров для экспорта продукции, поддержке экспортного производства путем создания особых экономических зон, технопарков, промышленных парков и т.д.

Читайте также:  Статья 109. Порядок направления запроса и дачи заключения

К налоговым мерам поддержки экспорта можно отнести возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров, освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при экспорте услуг, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при ввозе технологического оборудования и комплектующих в целях развития производства в Российской Федерации.

Поддержка экспорта ТПП 2021 — Журнал Международных Экспертов

Поддержка экспорта ТПП РФ. Одна из приоритетных задач Торгово-промышленной палаты – развитие торгово-экономического сотрудничества предприятий России с зарубежными странами. К услугам заказчиков ТПП предлагает квалифицированную помощь при выходе на внешний рынок и в дальнейшей внешнеэкономической деятельности. Развернуть

  • Консультации по вопросам осуществления внешнеэкономической деятельности
  • Юридическое, организационное и документальное сопровождение внешнеэкономической деятельности.

Система продвижения вашего товара на экспорт. Продвижение нового продукта на рынке – это комплекс мероприятий, который проводится с целью привлечения интереса потребителей к продукции, увеличение продажи товара, услуги. Единая система продвижения экспорта разработана международными экспертами Союзконсалт в 2012 году и представляет:

  • Онлайн группы покупателей по странам,
  • Базы данных покупателей,
  • Алгоритмы анализа и поиска клиентов,
  • Реклама,
  • Инструменты оптимизации поискового трафика,
  • Информационная поддержка для участия в международных выставках,
  • Поддержка «одного окна»,
  • Коммерческое сопровождение международных проектов.

Наша практика с 2008 года утверждает, что наилучший эффект приносит комплексный подход продвижения. Закажите план продвижения ваших товаров на экспорт. Обращайтесь, контакты на обложке видео.

Платформа для экспортёров продажа товаров WhatsApp +79169906144

  • Предсъездовская дискуссия «Приоритеты внешнеэкономической стратегии России: позиция бизнеса»
  • В период подготовки к VIII Съезду Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в ТПП РФ 10 февраля состоялась предсъездовская дискуссия «Приоритеты внешнеэкономической стратегии России: позиция бизнеса».
  • Модератором мероприятия выступил председатель Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности, директор ОАО «Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт» Андрей Спартак.

Открывая дискуссию, он отметил, что внешние факторы имеют большое, а на отдельных направлениях – решающее значение для российской экономики. Для отечественного бизнеса очень важно четко сформулировать свои задачи и интересы в постковидном мире. И в этой связи особенно остро стоит вопрос о принятии новой внешнеэкономической стратегии России до 2030 года.

Вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко ознакомил участников мероприятия с основными результатами опроса членов Палаты на предмет их оценки существующих рисков для реализации внешнеэкономических задач и интересов России в период до 2030 года.

Опрос был проведен в ходе подготовки к сегодняшней сессии по инициативе Палаты и Комитета ТПП РФ по ВЭД. В опросе приняли участие около 100 респондентов, в основном это представители малого и среднего бизнеса, отметил Владимир Падалко.

Также вице-президент ТПП РФ подчеркнул, что основные  предложения по результатам сегодняшней дискуссии будут включены в проект резолюции предстоящего VIII съезда ТПП России.

В своем докладе и.о. директора Департамента аналитического сопровождения внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Елена Мельникова рассказала об основных вызовах для экспортной политики, не связанных с пандемией. Основная задача, которую придется решать в будущем, это продвижение отечественных товаров и услуг на мировом рынке в новых условиях.

Председатель правления Росэксимбанка, входящего в группу РЭЦ (Российский экспортный центр) Азер Муталим оглы Талыбов рассказал о ключевых вопросах, которые должны быть отражены в новой внешнеэкономической стратегии России до 2030 года.

По его мнению, на первый план вышло цифровое развитие экономики, на что следует обратить особое внимание. В прошлом году РЭЦ очень многое сделал для продвижения российских компаний на международный рынок именно в сфере IT-технологий и налицо неплохие перспективы на год текущий.

И для этого необходима поддержка государства.

Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Груздев сделал доклад о совершенствовании системы внешнеторгового оборота и анализа ситуации.

По его словам, сейчас следует готовиться к откату к прежней экономической ситуации, когда пандемия останется позади.

Кроме того, он сообщил, что Минпромторг России планирует в будущем открытие новых торговых представительств России в странах Африки и Латинской Америки, в том числе в Мексике.

По его словам, Минпромторг проводит реорганизацию системы торгпредств, которая должна позволить высвободить ресурсы для открытия новых представительств. «На Ближнем Востоке уже первая точка такая в результате реорганизации запущена – это Саудовская Аравия, и мы продолжим эту работу. Уверяю вас, Латинская Америка в фокусе нашего приоритета», — сказал Груздев.

Замминистра также добавил, что у Минпромторга есть планы по открытию новых торгпредств в Африке.

 «Мы серьезно сейчас анализируем и готовимся через оптимизацию наших других точек в освобождении ресурсов по открытию новых точек в Африке», — отметил Груздев.

Он добавил, что министерство также организует для российских компаний специальные выездные выставки и рассматривается возможность их проведения в странах Центральной и Южной Африки.

Генеральный директор Национального Комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки Татьяна Машкова отметила, что страны Латинской Америки заинтересованы, прежде всего, в российских технологиях и продуктах с высокой добавленной стоимостью. Это касается возможностей совершенствования морских портов, поставки малых судов и катеров и развития инфраструктуры. Также латиноамериканских партнеров интересует возможность приобретать продукцию для силовых структур, системы пожаротушения и авиатранспорт.

Директор Института Африки Российской академии наук Ирина Абрамова рассказала о перспективах сотрудничества со странами Африки, отметив, что главенствующую роль в торговом взаимодействии займут товары и продукты, так или иначе связанные с современными технологиями.

Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росспецмаш» Константин Бабкин в своем выступлении выделил 4 вопроса, которые необходимо решить в самое ближайшее время.

Это проблема с кредитованием, снятия бюрократических барьеров для бизнеса и введение единой экспертной поддержки внешнеэкономических связей, страхование.

По мнению эксперта, нужно не продавать природные ресурсы в готовом виде, а освоить их переработку, тем самым развивая производство и производя эффективные, конкурентоспособные и высокотехнологичные товары высокого передела.

В дискуссии также приняли участие директор Института Дальнего Востока Российской академии наук Алексей Маслов, заместитель председателя – исполнительный директор Российско-Сингапурского делового совета Сергей Пронин и другие представители экспертного сообщества.

Поддержка экспортеров

  • Экспортер – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, созданные (зарегистрированные) на территории Российской Федерации и осуществляющие деятельность по экспорту несырьевой продукции из Российской Федерации в целях исполнения экспортного контракта.
  • Паспортом национального проекта (программы) «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусмотрены мероприятия с участием АО «Корпорация «МСП», направленные на поддержку экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. 
  • Комплекс мер поддержки для экспортеров 
  • В рамках взаимодействия институтов развития АО «Корпорация «МСП», АО «МСП Банк» и компаниями Группы «РЭЦ»: АО «Российский экспортный центр» (АО «РЭЦ»), Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (АО) (АО РОСЭКСИМБАНК), АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (АО «ЭКСАР») осуществляется финансовая, гарантийная и иная поддержка экспортерам и экспортно – ориентированным субъектам МСП.

В продуктовом каталоге АО «Корпорация «МСП» предусмотрены гарантийные продукты, которые могут применяться субъектами МСП – экспортно ориентированными компаниями либо экспортерами: «Прямая гарантия для инвестиций», «Прямая гарантия для обеспечения кредитов с целью пополнения оборотных средств», «Прямая гарантия для экспортеров, выдаваемая совместно с поручительством региональной гарантийной организации (согарантия для экспортеров)» (https://corpmsp.ru/products/).

Целевым назначением кредитов, обеспечиваемых согарантией, является выполнение экспортных сделок (контрактов) или договоров комиссии между производителем и экспортером, предусматривающих реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, включая предэкспортный сбор, закупку, заготовку продукции, всестороннюю подготовку экспортных поставок, транспортировку экспортируемой продукции и прочее сопровождение экспортных сделок экспортеров.

Линейка продуктов АО «МСП Банк» для прямого кредитования на цели оборотного и инвестиционного финансирования субъектов МСП – экспортно ориентированных компаний либо экспортеров по суммам от 10 млн рублей предусматривает дополнительную возможность по снижению требований к базовому объему обеспечения путем страхования АО «ЭКСАР» экспортных и/или кредитных рисков субъектов МСП – экспортно ориентированных компаний, либо экспортеров (https://mspbank.ru/credit/).

  Меры поддержки субъектов МСП – экспортеров осуществляются во взаимодействии с организацией-партнером АО «Корпорация «МСП» – Государственным специализированным Российским экспортно-импортном банком (акционерное общество), который предоставляет широкую линейку кредитных продуктов для экспортеров (http://eximbank.ru/credits/).

Реализация указанных кредитных и гарантийных продуктов АО «МСП Банк» и АО «Корпорация «МСП» наряду с финансовыми продуктами Группы «РЭЦ» в рамках единого комплекса поддержки экспорта обеспечит предоставление возможности получения финансовой и гарантийной поддержки на цели развития своей деятельности субъектам МСП – экспортно ориентированным компаниям.

Читайте также:  Статья 20. ежемесячные денежные компенсации

Презентация «Коробочный продукт поддержки экспорта»

0.55 мб

Особенности поддержки экспорта в России

Киселев, Р. Д. Особенности поддержки экспорта в России / Р. Д. Киселев. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 113-116. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9739/ (дата обращения: 27.07.2021).

Чем выше у экономики страны экспортный потенциал, тем больше возможностей в этой стране для развития бизнеса. В данной статье описаны меры поддержки, которыми могут заручиться российские экспортеры.

Ключевые слова: экспорт, российский экспорт, поддержка, поддержка экспорта, экспортеры, поддержка экспортеров, поддержка российских экспортеров, экспортные операции, экспортные кредиты, государственные гарантии

Экспортный потенциал российской экономики зависит не только от одного желания игроков рынка и наличия производственных мощностей. Важным фактором является развитие системы поддержки российских экспортеров.

  • Меры поддержки экспортеров в России делятся на финансовые и нефинансовые.
  • К мерам государственной финансовой поддержки экспорта относятся:
  •                    Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности.
  •                    Государственные гарантии Российской Федерации.
  •                    Льготное кредитование иностранных покупателей.
  •                    Финансирование экспортных операций Внешэкономбанком.
  •                    Страхование экспортных кредитов АО «ЭКСАР».
  •                    Финансирование экспортных операций АО «Росэксимбанк». [2]

Прежде всего, следует сказать о гарантийной поддержке, которая оказывается в отношении экспорта всех работ и услуг российских участников ВЭД, а также при экспорте определенных видов промышленной продукции, в их числе все высокотехнологичные товары. Перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. № 1222-р.

Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются российским экспортерам, российским или иностранным банкам-кредиторам, а также ЗАО «Росэксимбанк» по его заимствованиям.

Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 803.

ЗАО «Росэксимбанк», как банк-агент Правительства Российской Федерации по оказанию финансовой гарантийной поддержки экспорта, осуществляет прием от российских экспортеров и банков-кредиторов документов.

Кроме того, в качестве специализированного финансового института ЗАО «Росэксимбанк» предоставляет средне- и долгосрочные кредиты для финансирования экспортных проектов российских компаний, в том числе за счет или с участием средств федерального бюджета (лимит средств на одного заемщика составляет немногим более 400 млн.

рублей), осуществляет предэкспортное финансирование российских экспортеров, выдает банковские гарантии, покрывающие обязательства российских экспортеров при проведении внешнеторговых операций.

ГК «Внешэкономбанк» также осуществляет финансовое (инвестиционное) содействие экспорту. Минэкономразвития России совместно с Внешэкономбанком продолжает работу по внедрению нового механизма финансовой поддержки экспорта: страхование экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков.

Среди финансовых инструментов можно назвать обеспечение доступа производителей и потребителей российской продукции к экспортному финансированию на конкурентных условиях.

Кроме того, желательно создать механизм возмещения затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности российских производителей и экспортеров, а также затрат экспортеров на участие в зарубежных выставках, ярмарках и презентациях экспортно-ориентированной продукции.

Экспортно-ориентированные предприятия также ждут расширения инструментов компенсации части затрат для адаптации продукции на внешних рынках, включая проведение испытаний, оценку соответствия и т. д. [1]

Важным направлением поддержки российского экспорта являются меры государственной финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, направленной на развитие российского экспорта, также являются важным инструментом повышения внешнеторгового потенциала страны.

В этой области Минпромторгом России осуществляются меры по улучшению подготовки и проведения российских экспозиций на крупнейших международных выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, которые предусмотрены Перечнем выставок и ярмарок, организуемых за рубежом в соответствующем году (утверждается ежегодно распоряжением Правительства Российской Федерации).

Например, регулярно проходят Российско-Китайские ЭКСПО, последняя в 2015 г. прошла в городе Харбин с 11 по 16 октября. Организаторами выставки являются Минпромторг и Минэкономразвития РФ, министерство коммерции КНР и народное правительство провинции Хэйлунцзян. [3]

  1. Перечень выставок и ярмарок, проводимых за рубежом в соответствующем году, на которых планируется организация российских экспозиций, частично финансируемых за счет средств федерального бюджета, подготавливается Минпромторгом России, согласовывается с заинтересованными министерствами и направляется в Правительство Российской Федерации.
  2. Работа по выявлению и устранению ограничений в торговой политике, препятствующих доступу российской продукции, осуществляется Департаментом торговых переговоров Минэкономразвития России по следующим направлениям:
  3.                    профилактика и предотвращение установления необоснованных торговых барьеров;
  4.                    устранение дискриминационного подхода в отношении российских компаний;
  5.                    защита российских интересов с торговыми партнерами на двустороннем и многостороннем уровнях;
  6.                    формирование договорно-правовой базы интеграционных объединений с участием Российской Федерации, в частности Союзного Государства, ЕАЭС и СНГ. [5]
  7. Подробная информация о мерах, направленных на расширение доступа российских экспортеров на внешние рынки содержится на Портале Минэкономразвития России «Внешнеэкономические отношения и международные правила торговли».
  8. Информационная поддержка внешнеэкономической деятельности является одной из наиболее значимых мер развития экспортного потенциала российских компаний.
  9. В целях повышения эффективности информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России разработан и введен в эксплуатацию единый Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития России в сети Интернет, который содержит широкий спектр официальной и аналитической информации в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе:
  10.                    официальную информацию федеральных и региональных органов исполнительной власти о мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  11.                    информацию по конъюнктуре зарубежных рынков;
  12.                    актуальную информацию по доступу на зарубежные рынки и возможностях расширения российского экспорта;
  13.                    информацию по практическим вопросам ведения внешнеэкономической деятельности (в том числе по вопросам государственной поддержки экспорта на федеральном и региональном уровне);
  14.                    информационно-аналитические материалы, подготавливаемые с участием научных и деловых кругов;
  15.                    интерактивные сервисы, в том числе для обсуждения актуальных вопросов в сфере внешнеэкономической деятельности;
  16.                    базу данных российских экспортеров на русском и английском языке
  17.                    информацию о проводимых за рубежом тендерах. [2]

Руководитель АНО «Информационно-аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности» Минпромторга России Роман Лядов считает, что российская система нефинансовой поддержки экспорта разрознена и не отвечает современным требованиям. Для решения этой проблемы имеет значение принятие специальных государственных документов о поддержке экспорта.

  • В России разработана Концепция развития национальной инфраструктуры поддержки ВЭД. Она предполагает развитие следующих инструментов поддержки российского экспорта:
  •                    Совершенствование механизма финансирования региональной инфраструктуры поддержки ВЭД в регионах Дальнего Востока на границе.
  •                    Мероприятия дорожной карты проекта АСИ «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».
  •                    Развитие зарубежной товаропроводящей сети в формате ЧГП — создать в случае экономической целесообразности и заинтересованности предпринимателей торговые дома РФ.
  •                    Формирование сети (корпуса) внешнеторговых консультантов.[4]
  • В заключение можно сделать следующие выводы:
  • Российская система поддержки экспорта состоит из двух блоков: финансовые и нефинансовые инструменты.
  • Финансовые инструменты включают следующие меры: налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности; государственные гарантии Российской Федерации; льготное кредитование иностранных покупателей; финансирование экспортных операций и страхование экспортных кредитов банками РФ (Внешэкономбанк, Росэксимбанк).
  • Нефинансовые инструменты поддержки российского экспорта включают: торгово-политические меры, направленные на расширение доступа российского экспорта на внешние рынки (двусторонние соглашение, интеграционные союзы); информационно-консультационные меры (информационные центры).
  • В целом, российская система поддержки экспорта ещё формируется, и будет продолжать совершенствоваться.
  • Литература:
  1.              Российскому экспорту нужна финансовая и нефинансовая поддержка // «Российская Бизнес-газета» — Промышленное обозрение №1011 (32) от 18 августа 2015 г
  2.              Краткая справка по мерам государственной поддержки экспорта в Российской Федерации http://www.ved.gov.ru/system/assets/attachments/1094/%D0%9F%D0%AD201010.doc?1291878209
  3.              Российским специалистам необходимо подробнее изучать практику ВТО http://ac.gov.ru/events/03915.html
  4.              Основные направления развития экспорта на период до 2030 года (основные положения) Москва – 2015 http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/9b12cffa-3ce8-46c0-97fc-b0a04579e826/Основные+направления_основные+положения_08122014.pdf
  5.              Нефинансовые меры — http://www.ved.gov.ru/rus_export/exporters_support/federal/non_financial_measures/

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, внешнеэкономическая деятельность, российский экспорт, Россия, экспортер, мера, промышленная продукция, экспортный потенциал, государственная финансовая поддержка, льготное кредитование.

Ссылка на основную публикацию