Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

Определение 1

Антимонопольное регулирование – это совокупность экономических, административных и законодательных мер, со стороны государства, для регулирования чрезмерного развития монополии. Эти действия направлены на то, чтобы обеспечить нормальное и эффективное развитие рыночной конкуренции.

Опасность монополий заключается, в первую очередь, в том, что цены на продукцию или услуги, как правило, завышены, а цены на закупку сырья для компании монополиста занижены.

К тому же, в монополистической среде отсутствует конкуренция, что чревато отсутствием развития в области. Наличие явного монополиста в определённом регионе или даже стране может вызвать определённые социальные колебания, недовольства.

В связи с вышеперечисленными факторами, в развитых странах существует антимонопольное регулирование.

Антимонопольное законодательство

В развитых странах и странах Запада государство активно старается предотвратить развитие монополий, их негативное влияние на экономику и снизить отрицательное воздействие на социум. В связи с этим используется так называемое антимонопольное законодательство.

Определение 2

Антимонопольное законодательство – это сложная структура, которая включает в себя огромную сеть различных законов, регулирующих ту или иную отрасль права и экономики.

Эти законы направлены, в первую очередь, на то, чтобы регулировать действие компаний на рынке товаров и услуг, отсекая недобросовестные фирмы, которые производят или предлагают некачественный товар или услугу, а также те компании, которые вредны для общества.

Антимонопольное законодательство существует в узком и широком аспекте.

В первом случае антимонопольные законы направлены против действия чистых монополий, которые обладают избыточной монопольной властью, предотвращает недобросовестные и нечестные действия по отношению к производству, потребителям и деловым партнёрам. В широком аспекте антимонопольное законодательство борется с любыми формами накопления монопольной власти, также и с мелкими фирмами.

Первые антимонопольные законы

Первые антимонопольные законы были приняты в Канаде и США в $1899-1890$ годах.

Закон Шермана.

Закон Шермана, который негласно называли «хартией экономической свободы», был очень жёстким по отношению к возможным монополистам и звучал так: «Закон звучал очень грозно.

Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничить свободу промысла и предпринимательства, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными.

Создание монополий влекло штраф до $5$ тысяч долларов (впоследствии он был повышен до $50$ тысяч долларов) и тюремное заключение сроком до одного года».

Закон Клейтона.

Закон Клейтона был принят в $1914$ году и запрещал слияние или покупку фирм и создание холдингов, если это влекло к уничтожению конкуренции. На основе этого закона запрещались горизонтальные слияние организаций, то есть объединение фирм и корпораций одной отрасли.

Контроль над картелями.

С $1935$ по $1937$ года в Западной Европе были попытки принять законы, которые бы регулировали картельные соглашения. Законы были направлены на то, чтобы не было явных злоупотреблений картельной формой монополий.

Акт Келлера-Кефаувера.

В $1950$ году был принят акт Келлера-Кефаувера, который дополнил закон Клейтона запретом на слияние через приобретение активов. К тому же, запрещались не только горизонтальные, но и вертикальные слияния. То есть запрещалось объединять компании, которые специализируются и работают в разных процессах, но в одной отрасли.

Замечание 1

Все эти законы и акты были направлены на регулирование и контроль над соглашениями, обеспечение здоровой конкуренции и свободного рынка. Но эффективность этих законов часто сводилась на нет, когда дело доходило до практики. В судах решение часто принималось в пользу монополий.

Меры антимнопольного регулирования

Антимонопольное регулирование в современной экономике можно свести к трём основным группам:

Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

Рисунок 1.

Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

Рисунок 2.

Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

Рисунок 3.

Замечание 2

Хочется отметить, что антимонопольное регулирование в каждой стране различается. Где-то оно более эффективное, где-то — менее. Однако следует сказать, компании монополисты всегда будут существовать.

В первую очередь, это достигается путём лоббирования интересов компании монополиста (будущего монополиста) в правительстве той или иной страны, региона или города. Также сама конкуренция, как бы это странно не звучало, — порождает монополию.

Ведь каждая конкурирующая фирма мечтает стать монополистом.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте $1991$ г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условий создания и эффективного санкционирования товарных рынков.

Согласно закону, фирма занимает «доминирующее положение», если ее доля на рынке превышает $35 %$ – величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре $1991$ г.

ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке.

Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

$12$ июля $1999$ г. Правительством было принято Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной поддержке предпринимательства (МАП России). Его территориальные органы:

  1. Предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
  2. Направляют рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решении об осуществлении контррекламы;
  3. Направляют материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о ее приостановлении или достаточном аннулировании;
  4. Направляют в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

Антимонопольное регулирование и контроль в электроэнергетике

Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

Представляем Вашему вниманию аналитический обзор «Антимонопольное регулирование и контроль в электроэнергетике».

26 декабря 2013 года вступили в силу Правила осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства  от 17.12.2013 № 1164 (далее – Правила).

Основываясь на принципах статьи 20 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), посвященных государственному регулированию и контролю в электроэнергетике, данный порядок введен впервые.

По существу, его принятие говорит о создании системы регулярного контроля за функционированием оптового и розничных рынков, указанной в пункте 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике. Документ примечателен тем, что предусматривает применение ряда принципиально новых механизмов, направленных на обеспечение антимонопольного контроля на ОРЭМ.

  • Правила определили особенность осуществления порядка антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничном рынках электрической энергии и мощности, предусмотренные частью 1 статьи 25 Закона об электроэнергетике, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» (далее – Правила оптового рынка) и Федеральным законом № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции».
  • Объектами утвержденных правил являются цены на электроэнергию, уровень экономической концентрации на оптовом рынке, перераспределение долей в уставных капиталах субъектов оптового рынка, согласованные действия субъектов оптового или розничных рынков, в том числе занимающих доминирующее положение и действия совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры.
  • Хотелось бы обратить внимание на основные изменения антимонопольного регулирования и контроля в сфере электроэнергетики.

       I.          В правилах используется понятие «рыночная сила», которое раскрывается через критерий «определяющего влияния на формирование цен» (пункт 2 Правил).

  1. Пунктом 14 Правил определено, что доминирующее положение субъектов оптового рынка (групп лиц), функционирующих на оптовом рынке, определяется в соответствии с антимонопольным законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Законом об электроэнергетике.
  2. Однако в антимонопольном законодательстве отсутствовала процедура определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов (групп лиц) установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов.
  3. Таким образом, понятие «рыночная сила» введено в целях расширения случаев выявления факторов наличия, на рынке доминирующего положения хозяйствующих субъектов (групп лиц) с долей меньше 20 процентов (пункт 16 Правил).
  4. Кроме того, пунктом 17 Правилам установлены факторы, определяющие условия и оснований принятия решения о признании указанных субъектов занимающими доминирующее положение, а именно:
  5. n     доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынках топлива; n     частота возникновения рыночной силы у такого хозяйствующего субъекта (группы лиц); n   доля выработки (объема предложения) электрической энергии и (или) мощности генерирующим оборудованием хозяйствующего субъекта (группы лиц), влияющая на формирование цены на оптовом рынке, в объеме электрической энергии и (или) мощности, вырабатываемой (предлагаемой) всеми субъектами оптового рынка в соответствующей зоне свободного перетока; n   доля приобретения или потребления электрической энергии и (или) мощности, потребляемой хозяйствующим субъектом (группой лиц), влияющая на формирование цены на оптовом рынке, в общем объеме потребления (спроса) электрической энергии и (или) мощности всех субъектов оптового рынка в соответствующей зоне свободного перетока.
Читайте также:  Статья 3. Получение письменных сообщений

      II.          Внесены дополнения в антимонопольное регулирование на оптовом и розничных рынках.

Законодательством Российской Федерации созданы специальные регулятивные механизмы при проведении конкурентных отборов мощности (далее – КОМ), для осуществления которых федеральному антимонопольному органу предоставлены полномочия по установлению: n    критериев введения по зонам свободного перетока предельного размера цены на мощность для проведения КОМ (подпункт «а» пункта 4 Правил); n    перечня зон свободного перетока, в которых КОМ проводится с использованием предельного размера цены на мощность (подпункт «б» пункта 4 Правил); n   дополнительных требований к ценовым заявкам. Антимонопольный орган на основании анализа экономической концепции в зонах свободного перетока может принять решение о введении дополнительных требований к ценовым заявкам, подаваемым для участия в КОМ поставщикам мощности, занимающим доминирующее положение; n   определение требований экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии, а также ценовых заявок на продажу мощности (подпункт «ж» пункта 4 Правил); n  стандартов предоставления субъектами оптового и розничных рынков (за исключением потребителей электрической энергии – физических лиц) информации о своей деятельности непосредственно в федеральный антимонопольный орган в порядке, установленном этим органом (подпункт «з» пункта 4 Правил).

      III.          Расширены полномочия антимонопольного органа при осуществлении контроляфункционирования оптового и розничных рынков.

  • Установлено осуществление антимонопольного контроля посредством рассмотрения ходатайств и установление условий или ограничения участия субъекта оптового рынка в конкурентном отборе мощности (подпункт «г» пункта 5 Правил).
  • Согласно пункту 9 Правил для субъектов, имеющих намерение участвовать в КОМ и занимающих доминирующее положение, предусмотрена обязанность направлять в антимонопольный орган ходатайство об определении им условий участия этого субъекта в КОМ.
  • Порядок направления таких ходатайств, перечень необходимых документов и сведений, представляемых хозяйствующим субъектом в ФАС России, а также порядок рассмотрения такого ходатайства антимонопольным органом установлен, утвержденными Правилами.
  • Документом предусмотрено, что по результатам рассмотрения ходатайства антимонопольный орган может либо установить дополнительные условия, либо ограничить участие поставщиков мощности (группы лиц), занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на оптовом рынке в пределах одной зоны свободного перетока, в конкурентном отборе мощности, в том числе по указанию одинаковых цен в заявках, подаваемых на конкурентный отбор мощности, по указанию цен в ценовой заявке поставщика не выше цены, рассчитанной в соответствии с методикой проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности, утверждаемой ФАС России.
  • В случае если субъект оптового рынка не направит ходатайство антимонопольному органу для участия в конкурентном отборе мощности, то он вправе подавать только ценопринимающие заявки (без указания цены).
  • Таким образом, процедура получения и рассмотрения ходатайств позволяет существенно снизить риск манипулирования ценами на рынке мощности, предотвратить рост цен на мощность и обеспечить надлежащий контроль за действиями субъектов оптового рынка, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на рынке.

    IV.          Установлены критерии существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность.

Порядок их определения в целях установления признаков манипулирования ценами на рынке электроэнергии определяются отдельно для оптового и розничного рынков электроэнергии и представляют собой условия, при соблюдении которых, изменение цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность, является существенными.

При выявлении случаевманипулирования ценамина электрическую энергию и (или) мощностьна оптовом рынке ФАС России осуществляет проверку наличия критериев с использованиемрезультатовмодельных расчетовцен (цены) и стоимости электрической энергии и мощности в соответствии с антимонопольным законодательством (пункт 20 Правил).

Модельные расчеты проводятся НП «Совет рынка», ОАО «АТС» и ОАО «СО ЕЭС» в пределах компетенции указанных организаций по запросу ФАС России и осуществляются в том же порядке, который установлен законодательством об электроэнергетике и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка для расчета финансовых обязательств и требований участников рынка, равновесных цен на электрическую энергию, индикаторов стоимости и цен для балансирования, а также цен на мощность, цен покупки и продажи электрической энергии (мощности). Такие расчеты производятся с использованием новых значений параметров, указанных федеральным антимонопольным органом, при условии неизменности исходных параметров, для анализируемого периода (пункты 21, 22 Правил).

На розничном рынке в качестве существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность установлено считать, в случае если цена превышает значение предельного уровня нерегулируемой цены, определяемого в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 (далее — ОПФРР), с учетом предусмотренной в них дифференциацией нерегулируемых цен и их предельных уровней (пункт 24 Правил).

  1. Заключение
  2. Утвержденные Правила учитывают особенности контроля на электроэнергетических рынках, способствует не только пресечению нарушений антимонопольного законодательства, но их предупреждению.
  3. Ряд положений правил, например, в части осуществления контроля проведения конкурентных отборов мощности, носят предупредительный характер, при котором доминирующим субъектам на рынке определяются условия участия, что позволяет избежать негативных последствий, как для рынка, так и для субъектов, чьи действия могли быть квалифицированы как манипулирование ценами.
  4. С принятием Правил, законодатель расширил полномочия антимонопольных органов по контролю за субъектами рынка электроэнергетики.
  5. Учитывая, что большинство субъектов электроэнергетики занимают доминирующее положение на рынке или являются субъектами естественной монополии, антимонопольным органам остается для привлечения к ответственности доказать лишь факт нарушения ими антимонопольного законодательства.

При этом нельзя забывать, что за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке субъект естественной монополии подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа, кратного сумме выручки на товарном рынке. О серьезности данных штрафов свидетельствуют ежедневные публикации на сайтах антимонопольных органов России о практике рассмотрения дел об административных правонарушениях.

  См. подпункт «б» пункта 4 Правил.  Исчерпывающий перечень таких дополнительных требований установлен в Приказе ФАС России от 17.07.

2013 № 462/13 «О введении дополнительных требований к ценовым заявкам, подаваемым для участия в конкурентном отборе мощности на 2014 год поставщиками мощности (группы лиц), занимающими доминирующее положение на оптовом рынке в пределах одной зоны свободного перетока»;

   Следует заметить, что в настоящее время, государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков осуществляют ФАС России и ФСТ России на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».

Антимонопольное законодательство. Обеспечение защиты конкуренции

Обеспечение защиты конкуренции выступает как один из механизмов, поддерживающих и обеспечивающих эффективность экономики любой страны по всем направлениям.

Экономика конкуренцией признает соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности, то есть цивилизованную легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

И хотя конкуренция является необходимым условием развития предпринимательской деятельности, средством регулирования основных экономических процессов, удовлетворения интересов потребителей, следует признать правомерным положение о том, что конкуренция не способна к саморегуляции в должной мере. Поэтому для обеспечения оптимального функционирования рынка необходимо дальнейшее совершенствование российского конкурентного законодательства.

Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» введено юридическое понятие «конкуренция» — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона).

В целях защиты хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции государством предусмотрен комплекс мер, направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции.

Так, государственное антимонопольное регулирование и контроль включает в себя комплекс экономических, административных и законодательных мер, находящихся в компетенции государства и направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции, а также на недопущение чрезмерной монополизации рынка, что угрожало бы нормальному функционированию рыночного механизма. Вышеупомянутым законом № 135-ФЗ под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона)..

Антимонопольное законодательство РФ основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральных законах.

Отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, также регулируются постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Отправными в данном случае являются положения Конституции РФ, в соответствии с которыми в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст.8), не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст.

34), в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка, то есть устанавливается федеральный уровень антимонопольного законодательства (п. «ж» ст. 71),   на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (п. 1 ст. 74).

Гражданский кодекс РФ устанавливает равенство участников регулируемых им отношений, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебную защиту.

Читайте также:  Глава 7. Заключительные положения

Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 30 июня 2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указал, что к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке .

Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения  конкуренции органами власти.

 Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.

Большая роль при регулировании процедур защиты и поддержки конкуренции принадлежит Правительству РФ и издаваемым им актам, среди которых можно выделить постановление РФ от 5 июля 2010 года № 504 «О случаях допустимости соглашений между страховщиками, работающими на одном и том же товарном рынке, об осуществлении совместной страховой или перестраховочной деятельности», которым признано, что хотя соглашения между хозяйствующими субъектами, приводящие к ограничению конкуренции, запрещены, но при определенных условиях они могут быть признаны допустимыми. Установлены случаи допустимости соглашений между страховщиками, работающими на одном и том же товарном рынке, об осуществлении совместной страховой или перестраховочной деятельности (общие исключения).

Также, следует обратить внимание и на постановление Правительства РФ от 1 апреля 2010 года № 208 «Об утверждении Положения о предварительном согласовании особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже», которым установлен порядок предварительного согласования с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже. Предписание о таком согласовании выдается хозяйствующему субъекту по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

А, например, принятое в ноябре 2007 года постановление Правительства РФ от № 769 «О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» устанавливало, что такие соглашения должны были заключаться на срок не позднее 30 апреля 2008 г. Но на практике эта модель отношений власти и бизнеса оказалась более востребованной, а данные ФАС рекомендации стали служить ориентиром для определения взаимных обязательств сторон в соглашениях такого рода. К таким соглашениям относятся соглашения об ограничении торговых надбавок на продукты питания первой необходимости с ведущими сетевыми компаниями, соглашения об установлении предельной отпускной цены на продукты питания первой необходимости и т.п. В качестве примера можно сослаться на соглашение, заключенное Администрацией Тверской области с компанией «Ритм 2000», которое было призвано обеспечить дальнейшее развитие ведущей торговой сети региона — «Тверской купец», включающее в себя не только вопросы инвестиций для расширения бизнеса, но и вопросы социальной ответственности, что предполагало реализацию тверских товаров надлежащего качества по экономически обоснованной цене при обязательном наличии социального ассортимента товаров .

В целях реализации положений антимонопольного законодательства постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 года № 409 «Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации» определены Условия признания доминирующим положения кредитной организации. Законом «О защите конкуренции» установлено, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта) доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%, кроме финансовой организации (ст. 5 ), для которой предусмотрены нижние пороговые значения, исключающие возможность признания ее доминирующего положения. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее данной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок. Доминирующее положение на товарном рынке нескольких кредитных организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц.

Важными для обеспечения защиты конкуренции являются следующие подзаконные нормативные правовые акты антимонопольного органа:

— приказ ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», которым актуализирован порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Такой анализ необходим для установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, ведении реестра хозяйствующих субъектов.

Он также проводится при решении вопросов о принудительном разделении (выделении) организаций.

— приказ ФАС России от 24 февраля 2010 года № 89 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства». Данным приказом утвержден административный регламент ФАС России, который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Регламентирован порядок осуществления следующих административных процедур: принятие решения о проведении проверки; подготовка к проверке; проверка; составление акта по ее результатам; ознакомление с ним субъекта проверки; принятие мер.

Первые разделы планов проверок размещаются на официальных сайтах ФАС России и ее территориальных органов в сети Интернет. Общий срок проведения проверки составляет не более 3 месяцев. Проверки проводятся в выездной форме. По результатам проверок Службой составляются акты проверяемых лиц.

Определен порядок обжалования действий (бездействия) Службы в ходе проведения проверки.

— приказ ФАС России от 17 апреля 2008 года № 129 «Об утверждении формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными ст. 27-31 Федерального закона «О защите конкуренции».

В связи с необходимостью государственного контроля за экономической концентрацией создание крупных коммерческих организаций (в том числе путем слияния, присоединения) осуществляется либо с предварительного согласия ФАС России, либо при условии обязательного уведомления ФАС России.

В некоторых случаях требуется согласие ФАС России на приобретение акций, долей в уставном капитале, имущества коммерческой организации. При этом, п. 3.

30 Административного регламента ФАС России установлено, что в случае представления в антимонопольный орган не всех указанных документов и сведений антимонопольный орган в течение пяти рабочих дней уведомляет заявителя о том, что ходатайство (уведомление) не считается представленным с указанием непредставленных документов и сведений. Так, например, Федеральный арбитражный суд Московского округа признал, что ФАС РФ правомерно возвратил представленное ЗАО «Стройкапиталинвест» уведомление, которое не соответствует требованиям действующего законодательства (постановление от 9 марта 2011 г. № КА-А40/1195-11 по делу № А40-99162/10-139-535).

Можно привести также ряд иных актов, принимаемых уполномоченными органами, но тем не менее, все вышесказанное подтверждает, что существующая в настоящее время система антимонопольного регулирования включает в себя и федеральное законодательство, и иные нормативные документы, уполномоченных органов.

Однако, следует отметить, что подзаконные акты часто только уточняют и дублируют федеральное законодательство, что приводит к определенным трудностям в процессе правоприменения, а само законодательство о защите конкуренции требует усовершенствования.

На это обстоятельство неоднократно ссылается Торгово-промышленная палата РФ, которая в Концепции развития законодательства РФ на период 2008 — 2011 гг.

, в Концепции развития законодательства РФ на период до 2012 года предлагает усовершенствовать правовую основу предпринимательской деятельности, подчеркивая, что существующая в настоящее время система антимонопольного регулирования включает в себя не только федеральное законодательство, но и целый ряд методических рекомендаций, приказов и иных нормативных документов, разработанных антимонопольным органом, которые уточняют, а зачастую и дублируют федеральное законодательство . Концепции включают в себя наиболее проблемные вопросы и предлагают перечень изменений в антимонопольное законодательство для их решения, список проектов законодательных актов, подлежащих разработке и принятию, с которыми нельзя не согласиться.

Говоря о защите конкуренции нельзя не сказать об ответственности за совершение нарушений антимонопольного законодательства, к которым Закон «О защите конкуренции» относит злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, что выражаются в действии (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (ст.10). Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отказал в признании недействительными решений антимонопольной службы, поскольку антимонопольным органом доказано, что предприятие занимает доминирующее положение на рынке услуг по подписке и доставке периодических печатных изданий, и факт уклонения предприятия от заключения соответствующего договора (постановление от 25 сентября 2008 г. № А74-953/2007-Ф02-9325/2007).

Читайте также:  Статья 10. Обязательные обследование и лечение больных туберкулезом

Также к нарушениям антимонопольного законодательства относятся соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст.11 Закона).

В статье 8 Закона «О защите конкуренции» определено, что согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются такие их действия на товарном рынке, которые заранее известны каждому из указанных лиц, их результат соответствует интересам каждого из них, они вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке. К обстоятельствам, в равной мере влияющим на всех хозяйствующих субъектов, действующих на конкретном товарном рынке, данная норма, в частности, относит изменение регулируемых тарифов, цен на сырье, используемое для производства товара; изменение цен на товар на мировых товарных рынках; существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год. При этом, для признания действий хозяйствующих субъектов согласованными необходимо, чтобы эти действия были совершены указанными лицами на одном товарном рынке; не являлись следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке; были заранее известны каждому из хозяйствующих субъектов и их результат соответствовал интересам каждого из этих лиц.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.

2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными, следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, — может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий наряду с прочими обстоятельствами может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции | Министерство экономического развития Российской Федерации

Департамент осуществляет оценку возможного влияния правовых актов на состояние конкуренции и формирование позиции Минэкономразвития России по вопросам антимонопольного законодательства.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 декабря 2017 г. № 618 (далее – Указ № 618) в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определены сокращение избыточного участия государства в экономике и обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности.

Также Указом № 618 утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Национальный план), которым предусмотрена разработка проектов федеральных законов, предусматривающих ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках, а также запрет прямого или косвенного приобретения государством и муниципальными образованиями акций и долей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции.

Оптимизация государственного участия в экономике регионов, в том числе путем ограничения влияния государственных и муниципальных предприятий на условия формирования рыночных отношений, является одним из направлений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного в обновленной редакции распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. № 768-р (далее – Стандарт).

Целями Стандарта являются: формирование условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, устранение административных барьеров, выявление потенциала развития экономики Российской Федерации, включая научно-технологический и человеческий потенциал, а также повышение прозрачности деятельности региональных властей.

Оценка внедрения Стандарта в регионы осуществляется Департаментом на основе методики, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 15 мая 2014 г. № 266 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 4 февраля 2016 г. № 43).

В международной сфере Департамент участвует в работе по совершенствованию положений раздела ХVIII и приложения № 19 Договора о Евразийском экономическом союзе и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов в рамках следующих совещательных органов:

  • Сводная рабочая группа при Евразийской экономической комиссии по совершенствованию положений Договора о союзе.
  • Экспертная подгруппа Сводной рабочей группы по совершенствованию положений Договора о союзе.
  • Отраслевая подгруппа Евразийской экономической комиссии по вопросам конкуренции и антимонопольному регулированию.
  • Рабочая группа в области рекламы при Евразийской экономической комиссии.

Регулирование антимонопольное

Регулирование антимонопольное

меры экономической политики государства, направленные против монополизации народного хозяйства, в защиту прав потребителей.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

(англ. antimonopolic adjustment) – применение государством экономических, законодательных и административных мер с целью развития конкуренции на рынке сбыта товаров.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

Регулирование антимонопольное

деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.

Источник: Термины рыночной экономики

Антимонопольное регулирование

совокупность законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством (страховой надзор) с целью ограничения возможностей страховщиков монополизировать страховой рынок.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Комплекс законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью создания и поддержания конкуренции на рынке среди товаропроизводителей, и против монополизации производства.

Начинается с анализа структуры рынков конкретных товаров и завершается мероприятиями организационного (разукрупнение предприятий, создание новых) и экономического (контроль уровня цен, налоговая политика) характера.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. А.р. включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности (открытость рынка для иностранных конкурентов или поощрение экспортных монополий), ценовое и налоговое регулирование.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

РЕГУЛИРОВАНИЕ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ

комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмерной монополизации. А.р.

включает регулирование процессов концентрации и монополизации производства и сферы обращения, поддержание условий для частной конкуренции и контроль за соблюдением предприятиями условий такой конкуренции, регулирование внешнеэкономической деятельности (открытость рынка для иностранных конкурентов или поощрение экспортных монополий). А.р.

осуществляется на основе антимонопольного законодательства, специальных программ по демонополизации экономики и развитию конкурентного рынка и некоторых других нормативных актов.

Источник: Большой бухгалтерский словарь

Антимонопольное регулирование

комплекс мер, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Основные направления демонополизации экономики: (1) определение зоны «естественного» монополизма, перевод естественной монополии в состояние «регулируемой»; (2) последовательная либерализация рынка, в том числе поддержка мелкого и среднего бизнеса, его венчурных форм, стимулирование диверсификации, создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных и зарубежных вкладчиков капитала; (3) прямое воздействие на предпринимательскую монополию: государственный контроль над процессом централизации капитала, финансовые санкции, расформирование монополий.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

(монополия — от греч. monos — один и poleo — продано) — система нормативно — правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополий, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.В США, Канаде и Австралии антимонопольное регулирование нашло конкретное воплощение в системе так называемых антитрестовских законов, направленных на ограничение деятельности монополий: антимонополистическое законодательство, законы о нечестной конкуренции, ограничительной деловой практике, нечестной торговле и т. д. По существу антитрестовские законы явились в этих странах одним из элементов государственного регулирования экономики.В отличие от этого, в странах Европы запрещается не сама монополия или доминирующее предприятие, а только злоупотребление монопольной властью. Главной формой государственного контроля здесь является система регистрации картельных и иных ограничительных соглашений в специальных административных органах. Впервые это было предусмотрено Римским договором о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) в 1957 г. К широко используемым методам антимонопольного регулирования относятся: постоянный государственный мониторинг деятельности монополий, отмена неправильных решений, наложение крупных штрафов.

Большинство законов антимонопольного регулирования запрещает различные виды ограничительных соглашений: фиксирование цен, соглашения о разделе рынка, связывающие контракты. Эта же система используется и в Российской Федерации.

Источник: Экономический словарь

Ссылка на основную публикацию