Статья 7 БК РФ. Бюджетные полномочия Российской Федерации (действующая редакция)

Елена Кокош

Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Бюджетные полномочия – это правовые обязанности государственных органов, а также остальных организаторов процесса бюджетирования для соблюдения контроля и регулирования бюджетных соглашений, их организационных моментов и всей бюджетной реализации.

Статья 7 БК РФ. Бюджетные полномочия Российской Федерации (действующая редакция)

Во второй главе Бюджетного Кодекса Российской Федерации говорится о том, что все бюджетные компетенции для каждого этапа публичных структур на федеральном уровне субъектов Российской Федерации и для остальных действующих муниципалитетов.

Процесс разделения и укрепление бюджетирования на законодательном уровне каждого этапа госструктур будет реализовываться как неотделимая часть при установлении сотруднических отношений между всеми бюджетами Российской Федерации. Главным правилом является факт того, что должны устанавливаться конкретные принципы при составлении и обеспечении рабочей деятельности бюджетной структуры страны, ограничении контроля процесса бюджетирования.

Такие отношения между бюджетами страны должны быть в закреплены за федеральными структурами – это является осуществлением общего правила единого бюджетирования Российской Федерации.

Согласно данному принципу органы государственной власти всех регионов страны, а также все муниципальные органы должны быть наделены обширными правами бюджетирования, но подкрепленными и регулированными официально на законодательном уровне.

Права бюджетирования

Статья 7 БК РФ. Бюджетные полномочия Российской Федерации (действующая редакция)

Бюджетные полномочия должны:

  1. устанавливать главные принципы в процессе организации и рабочей деятельности бюджетирования Российской Федерации, а также главенствующей базы бюджетирования и всех отношений между бюджетами страны;
  2. выявлять главные правила при создании и регулировании проектов бюджетирования страны, а также утверждать, выполнять бюджеты процессы бюджетирования, составлять, проверять, рассматривать и подтверждать отчетности об исполненном и реализованном контроле в процессе реализации проектов;
  3. устанавливать порядок при создании и реализации проектов субъектов бюджетирования, а также иных бюджетов и фондов на государственном уровне российской Федерации;
  4. принимать и выполнять бюджеты на федеральном уровне, наблюдать за процессом реализации, контролировать, проверять, рассматривать и утверждать отчетности об исполненном и реализованном контроле в процессе реализации бюджетов и фондов, действующих отдельно бюджетов страны;
  5. составлять и рассматривать проекты бюджета на федеральном уровне и бюджеты фондов, зависящих от государственного аппарата Российской Федерации, а также осуществлять контроль при выполнении, проверять, рассматривать и утверждать отчетности об исполненном и реализованном контроле в процессе реализации бюджетов и фондов, зависящих от государства, составлять отчетную документацию о реализации консолидированного бюджета страны;
  6. устанавливать правила порядка при составлении и подаче в федеральные структуры сводные документы бюджетов страны, которые были утверждены ранее, а также отчетной документации о реализации консолидированного бюджета страны и остальной отчетности процесса бюджетирования;
  7. определять порядки при реализации расходов при публичных и правовых организациях;
  8. определять порядки при реализации расходов обязательств государственного аппарата, а также устанавливать и выполнять расходы при обязательствах всей страны;
  9. определять порядки при реализации всех налоговых величин, которые регулируются контролирующими налоговыми службами и законами Российской Федерации;
  10. определять правила установки и назначения трансфертных операций и иных операций, связанных с переводом денежных средств между бюджетами;
  11. устанавливать главные правила классифицирования бюджетной системы страны, основываясь на правилах и законодательных актах;
  12. устанавливать общие правила порядка при организации бюджетирования и предоставлять отчетные документы на все бюджеты страны и т.д.

Стоит сказать, что бюджетные полномочия реализуются в бюджетировании бок о бок с бюджетной компетенцией, а также правами и обязанностями бюджетирования. Полномочия подобного рода всегда применяются для установления конкретных правовых обязанностей и обязательств, которые равнозначны для всех сторон бюджетных соглашений.

Первые упоминания о термине «бюджетные полномочия» существовали еще во времена Советского Союза в Бюджетном Кодексе СССР, где были охарактеризованы права и обязанности всех социалистических республик, входивших в состав государства.

Сегодня значение бюджетных полномочий практически не изменилось, лишь подкрепилось некоторыми юридическими и законодательными актами для усовершенствования работы при распределении бюджетов Российской Федерации. Под бюджетными полномочиями понимается конкретная правовая позиция каждого участника процесса бюджетирования.

Виды бюджетных полномочий

Бюджетные полномочия бывают двух видов: основанные на материальной основе и на процессуальной основе. Материальные включают в себя:

  • право на реализацию бюджетирования (наблюдение, прием, осуществление, процесс контроля за движением бюджета);
  • право на доступ к правовым документам, касающихся всех отношений с бюджетом;
  • право получать прибыль. Действие подобного права дает возможность создавать определенные формы бюджетов;
  • право на реализацию расходной части;
  • право для создания и дальнейшего пользования конкретными фондами, находящимися под влиянием бюджетов. Нужно сказать, что бюджетные фонды всегда имеют вид бюджетных (когда все деньги идут конкретно на выделенную проблему) и внебюджетных (когда происходит спонсирование другого бюджета страны, у которого наблюдается нехватка денежных средств);
  • право на защиту в суде. Каждая сторона бюджетирования имеет полноценное право подать заявление в судебный орган, если было замечено нарушение его прав и интересов;
  • право передавать полученную прибыль в различные бюджеты как финансовую поддержку.
Читайте также:  Статья 12. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Статья 7 БК РФ. Бюджетные полномочия Российской Федерации (действующая редакция)

Процессуальные, в свою очередь, также имеют несколько подвидов в разделении полномочий:

  • право главнокомандующего Российской Федерации раз в год передавать обращение в палаты Федерального Собрания. Данное обращение содержит определенное послание, в котором говорится о конкретных направлениях бюджетирования и налогового регулирования страны на следующий отчетный финансовый период (обычно равный году). После получения послания Федеральное Собрание обязано начать планировать бюджет на следующий год;
  • право рассматривать и утверждать бюджет на следующий финансовый год. Суть заключается в том, что уполномоченные государственные органы при рассмотрении имею право внести собственные коррективы по его реализации;
  • уполномоченные государственные органы должны обеспечивать реализацию бюджета: создавать и поддерживать все необходимые мероприятия для корректного выполнения поставленной задачи. Помимо этого, проверочный процесс от лица внешних структур всех видов отчетных документов и их детальный разбор являются обязательной частью.

Органы, которые занимаются данной проверкой, по ее окончанию обязаны составить детальный отчет, где должны быть отражены все положительные и отрицательные стороны при прохождении проверки. После проверочных мероприятий отчет необходимо отправить в уполномоченный орган власти, где он будет рассмотрен и утвержден.

Осуществление бюджетных полномочий

Основываясь на действующем законодательстве, бюджетные полномочия могут осуществляться как государственным аппаратом страны, так и конкретными административными органами, которые находятся в том или ином субъекте Российской Федерации. По позициям прав бюджетирования можно выделить горизонтальные и вертикальные правовые особенности.

Вертикальные представляют собой нормы конституции, которые характеризуют нормативные правила между государственными органами и муниципалитетом.

Статья 7 БК РФ. Бюджетные полномочия Российской Федерации (действующая редакция)

Горизонтальные правовые особенности реализуются между органами власти, которые находятся на одном уровне (например, административные и правовые) и характеризуются положениями Конституции Российской Федерации.

Реализация бюджетных полномочий привносит большое количество положительных аспектов в процесс жизнедеятельности страны: помогает государственным органам реализовывать собственные функции и задачи, которые регламентируются Конституцией страны, и помогает своевременно поддерживать уровень финансовой стабильности.

Ваш репост и оценка статьи:

Статья 7. Бюджетные полномочия Российской Федерации

  • К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:
    установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
    определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
    установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
    составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
    установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;
    определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;
    определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;
    определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
    определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
    установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
    определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
    определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
    предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
    определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;
    осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации;
    установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;
    установление, детализация кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющихся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
    установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов ;
    установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) ;
    временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    установление оснований для привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
    установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;
    установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям Российской Федерации.
Читайте также:  Статья 34. Право сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на обеспечение жилым помещением в городе Москве

Комментарий к статье 7 БК РФ

Комментируемая статья определяет полномочия РФ применительно к регулированию бюджетных правоотношений.

Необходимо учитывать, что положения абзаца 21 статьи 7 БК РФ о таком полномочии, как установление, детализация кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющихся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов). На это указывает часть 6 статьи 4 Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ.

«Внимание!»
Положения статьи 7 БК РФ необходимо сопоставлять с нормами статей 8 и 9 БК РФ, закрепляющими бюджетные полномочия соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Указанные три статьи соответствуют принципу разделения властей.

Бюджетные полномочия

Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти изложены в ст. 7 БК РФ.

  • Бюджетные полномочия РФ можно разделить на две группы:
  • 1) полномочия, связанные с определением общих принципов и основ организации и функционирования бюджетной системы на всех ее уровнях;
  • 2) полномочия, относящиеся непосредственно к федеральному уровню власти.
  • К первой группе полномочий относятся, в частности:
  • 1) установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
  • 2) определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
  • 3) установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти бюджетной отчетности;
  • 4) установление порядка разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • 5) определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 6) определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • 7) определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
  • 8) установление порядка осуществления заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, управления долгом РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга РФ; 9) установление бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения.
  • Ко второй группе полномочий относятся:
  • 1) установление порядка:
  • а) составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • б) утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • в) осуществления контроля за их исполнением;
  • г) утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • д) составления отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • 2) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ;
  • 3) установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • 4) предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
  • 5) осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом РФ и др.
Читайте также:  Статья 4.1. классы опасности отходов

Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации

Характер бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ определяется федеративным устройством России. Основные бюджетные полномочия субъектов РФ определены в ст. 8 БК РФ, детально они регламентируются нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ.

  1. Полномочия субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений состоят из двух групп:
  2. 1) полномочия, которые касаются всей бюджетной системы субъекта РФ, включающей в себя собственно бюджет этого субъекта и местные бюджеты;
  3. 2) полномочия, которые относятся исключительно к бюджету субъекта РФ непосредственно.
  4. К первой группе можно отнести следующие полномочия:
  5. 1) установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности;
  6. 2) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;
  7. 3) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
  8. 4) установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
  9. 5) установление нормативов отчислений в местные
  10. бюджеты от федеральных или региональных налогов и сборов; 6) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления.
  11. Ко второй группе можно отнести следующие полномочия:
  12. 1) установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении;
  13. 2) установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;
  14. 3) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ; детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ;
  15. 4) осуществление государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом субъекта РФ.

Несколько расширены бюджетные полномочия городов федерального значения – Москвы и Санкт—Петербурга.

Помимо перечисленных, органы государственной власти указанных субъектов РФ вправе: определять источники доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований; устанавливать нормативы отчислений в бюджеты внутригородских муниципальных образований от федеральных, региональных или местных налогов и сборов; определять объем и порядок предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований и т. п.

Бюджетные полномочия муниципальных образований

Особенности бюджетных полномочий местных органов власти определяются системой местного самоуправления. Общие полномочия органов местного самоуправления в области бюджетных правоотношений установлены ст. 9 БК РФ, которые детально регламентируются законами соответствующего субъекта РФ, а также нормативными правовыми актами самих муниципальных образований.

  • К полномочиям органов местного самоуправления относятся:
  • 1) установление порядка:
  • а) составления и рассмотрения проекта местного бюджета;
  • б) утверждения и исполнения местного бюджета;
  • в) осуществления контроля за исполнением местного бюджета и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
  • 2) составление и рассмотрение проекта местного бюджета;
  • 3) утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
  • 4) определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
  • 5) осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом; детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к соответствующему местному бюджету.
  • Учитывая двухуровневую структуру органов местного самоуправления в РФ, органам местного самоуправления муниципальных районовнаряду с указанными выше полномочиями предоставлены также полномочияпо:
  • 1) установлению в соответствии с законодательством нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов;
  • 2) установлению порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
  • 3) предоставлению межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
  • 4) определению целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • 5) составлению отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.
  • В то же время органы местного самоуправления поселений, помимо бюджетных полномочий, отнесенных к компетенции муниципальных органов, осуществляют бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.
Ссылка на основную публикацию