Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Комментарий к ст. 2 СК РФ

В комментируемой статье говорится о предмете правового регулирования семейного законодательства или, другими словами, об отношениях, регулируемых семейным правом. Следует отметить, что легального (зафиксированного в норме закона) определения семьи нет.

В то же время в законодательстве некоторых стран подобное определение есть. Так, ст.

59 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье предусматривает, что семья — это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Различают понятие семьи в социологическом и юридическом смыслах. В социологическом смысле семья — это объединение лиц, основанное на браке или родстве, связанное личными неимущественными и имущественными отношениями, взаимной поддержкой и воспитанием детей.

В юридическом смысле семья — это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.

Семья в социологическом смысле может распасться в случае прекращения фактических брачных отношений, однако в юридическом смысле может сохраниться (например, супруги фактически не живут вместе, однако юридические права и обязанности существуют).

Как следует из комментируемой статьи, предметом семейного права, так же, как и гражданского, являются имущественные и неимущественные отношения. Однако в семейном праве имущественные отношения обладают определенной спецификой, поскольку не обязательно носят стоимостный характер.

Так, при определении размера алиментов отсутствует взаимное соизмерение имущественных затрат, произведенных одним членом семьи в пользу другого.

Точно так же при разделе общего имущества супругов при отсутствии брачного договора доли супругов признаются равными независимо от того, каков был фактический вклад каждого из супругов в приобретение этого имущества.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Хотя личные неимущественные отношения являются преобладающими в семейных отношениях, правом регулируется лишь их небольшая часть.

Это объясняется тем, что основная часть этих отношений лежит вне пределов права и может регулироваться только нормами морали. Так, право по определению не может вмешиваться в лично доверительные отношения любви, дружбы, взаимного уважения и т.д.

К тому же невозможно с помощью нормы права заставить одного супруга любить другого супруга.

Вопрос о соотношении личных неимущественных и имущественных отношений является дискуссионным.

Следует отметить, что не все юристы разделяют точку зрения, согласно которой именно личные неимущественные отношения являются преобладающими в семейных отношениях. Так, по мнению М.А.

Антокольской, такая точка зрения справедлива по отношению к семье как социальному институту. Но, если говорить о том же соотношении в семейном праве, картина получается обратная. Однако такая точка зрения не является преобладающей.

Субъектный состав семейных правоотношений определен законом.

В их число входят супруги, родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители), дети (в том числе усыновленные), другие родственники (дедушка, бабушка, внуки, братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица) и в отдельных случаях — иные лица, прямо предусмотренные в нормах семейного законодательства. Права и обязанности, возникающие из данных отношений, неотчуждаемы и непередаваемы.

В предмет семейного права также включены отношения, связанные с определением формы и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Информация об изменениях:

  • Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 457-ФЗ статья 2 настоящего Кодекса изложена в новой редакции
  • Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством
  • См. комментарии к статье 2 СК РФ
  • Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
>Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права
СодержаниеСемейный кодекс (СК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

[2]

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Читайте так же:  Процедура получения рвп по программе переселения

Комментарий к Ст. 3 СК РФ

Семейное законодательство — это система законодательных и иных нормативных актов, регулирующих семейные отношения (см. ст. 2 СК и комментарий к ней).

Семейное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72). Как следует из ч. 2 ст.

76 Основного Закона, по семейному законодательству издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. При этом согласно ч. 5 ст.

76 Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.

Главным нормативным правовым актом любой отрасли законодательства, в том числе и семейного, является Конституция РФ. Наряду с положениями, рассмотренными в комментарии к ст.

1 СК РФ, Основной закон содержит базовые положения для любого законодательства. В соответствии с ч. 1 ст.

15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Ключевым актом, регулирующим семейные отношения, в настоящее время, безусловно, является СК РФ, который определяет главные принципы семейного права, устанавливает основные начала правового регулирования семейных отношений (см. ст. 1 СК и комментарий к ней).

Гражданский кодекс РФ регулирует целый ряд вопросов, связанных с семейными отношениями, соответственно, и в СК РФ есть гражданско-правовые нормы (см. ст. 4 СК и комментарий к ней).

Читайте также:  Статья 13.1. национальная перестраховочная компания

Из других федеральных законов, содержащих нормы семейного права, следует выделить Федеральный закон от 24 апреля 2008 г.

N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Закон об опеке), Федеральный закон от 16 апреля 2001 г.

N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643.

Нормы семейного права содержатся и в ряде других законодательных актов, например в ЖК РФ.

На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и Указами Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г.

N 851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей» ) и Постановлениями Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье» (о правовых актах, принятых во исполнение Закона об опеке, см. ст. 3 данного Закона и комментарий к ней).

Важно, чтобы нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ принимались в случаях, непосредственно предусмотренных комментируемым Кодексом либо другими федеральными законами.

СЗ РФ. 1996. N 24. Ст. 2885.

СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721.

Особо следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в Указе Президента РФ от 21 января 1993 г.

N 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации» , а также в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г.

N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» .

Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 4. Ст. 301.

СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

Согласно названным документам нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальной публикации в газете «Российская газета», которая должна осуществляться не позднее 10 дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Как указывалось ранее, семейные отношения могут регулироваться нормативными актами субъектов Федерации (республиками в составе Федерации, краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург, автономной областью, а также автономными округами). Акты субъектов Федерации также делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе принимать решения, влияющие на семейные отношения, однако их компетенция существенно ограничена (см., например, статья 13 СК РФ с комментарием).

Международные договоры, участницей которых является Российская Федерация, также могут регулировать семейные отношения (см. ст. 6 СК и комментарий к ней).

На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению в том числе СК РФ и других актов семейного законодательства.

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Комментарий к Ст. 2 СК РФ

В комментируемой статье определяется предмет правового регулирования семейного законодательства. Его образует система семейных отношений. Понятно, что характеристика такого рода социальных связей вряд ли возможна без определения ключевого понятия — что есть семья. Около 100 лет назад В.И.

Синайский указывал: «К сожалению, в нашем праве понятие семьи лишено всякой определенности и ясности» . С тех пор в этом вопросе мало что изменилось. По-прежнему нет официального определения семьи (да и нужно ли оно?). В различных отраслях законодательства (гражданском, жилищном, трудовом и т.д.) в понятие «семья» вкладывается разное содержание.

Как и прежде, продолжаются споры в юридической науке .

Синайский В.И. Указ. соч. С. 483.

Обзор мнений см.: Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 2 — 6.

Конечно, при разработке закона нет и не может быть ничем не ограниченного произвола (потому и сказано, что закон отталкивается от обыденного понимания семьи). Но меняется наше представление о семье, меняется и закон. При этом имеет место усмотрение законодателя.

Читайте так же:  Как собственнику жилья выписать прописанного человека

По мнению Г.Ф. Шершеневича, семья представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих . В комментируемой статье к членам семьи отнесены: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).

Одновременно указывается, что семейное законодательство в случаях и пределах, предусмотренных законодательством, регулирует также отношения между другими родственниками и иными лицами и, кроме того, определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 406.

Понятие семьи осознается, скорее, инстинктивно. Закон, с одной стороны, отражает это понятие, а с другой — регулирует отдельные участки социальных связей, примыкающих к собственно семейным отношениям, а иногда в реальной жизни являющихся ими. Будучи урегулированными нормами семейного права, все эти социальные связи условно именуются семейными отношениями.

Семья есть явление социальное . Она «представляет собой сложный комплекс естественно-биологических, психологических, духовных, материальных связей. Далеко не во всех своих элементах они приемлют правовое регулирование» .

Поэтому, думается, следует признать, что закон, не давая определения семьи, не стремясь урегулировать «все и вся», касающееся семьи, определяет права и обязанности членов семьи (и некоторых иных лиц).

На большее право не способно.

Если верить Г.Ф. Шершеневичу, семья — «основная ячейка государственного организма» (см.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407). По Г.В. Плеханову, семья представляет собой естественную ячейку общества (см.: Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. М., 1949. С. 146).

Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. С. 5 (автор главы — В.Ф. Яковлев).

Очень важно отметить, что отношения, регулируемые семейным законодательством, возникают на основе брака, родства, усыновления, опеки и попечительства, принятия детей на воспитание.

Семейное законодательство регулирует имущественные и неимущественные отношения, складывающиеся между членами семьи и — в предусмотренных законом случаях — между иными лицами.

Читайте также:  Статья 24. Поисковые и аварийно-спасательные работы, ликвидация последствий происшествий

Наиболее важные положения о регулировании имущественных отношений (в том числе входящих в предмет семейного права) сосредоточены в ГК РФ. Они получили развитие в СК РФ (см., в частности, ст. ст. 33 — 44 СК и соответствующий комментарий).

Среди неимущественных отношений, входящих в предмет семейного законодательства, следует выделить отношения организационные (см., например, ст. 122 СК) и личные неимущественные (см., например, ст. ст. 31, 32, 58 СК и др.).

Отношения, входящие в предмет семейного права, характеризуются тем, что их субъектами являются физические лица. Вместе с тем семейное законодательство содержит ряд норм, «адресованных» иным лицам (например, органам опеки и попечительства). Семейные отношения являются длящимися, носят личный характер.

Какие отношения регулируются семейным законодательством РФ?

Теория семейного права содержит понятие семьи как круга лиц, которые связаны имущественными и неимущественными обязанностями и правами, которые вытекают из брачного союза, родства, усыновления либо другого принятия на воспитание детей в семью Трофимова Г.А. Заключение брака как необходимое условие создания семьи / Г.А.Трофимова // Семейное и жилищное право.- 2013.- № 3.- С. 34..

Статья 2 НК РФ. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах

СТ 2 НК РФ.

1. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3.

К отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется.

Комментарий к Ст. 2 Налогового кодекса

В части 1 комментируемой статьи определяется круг общественных отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах и которые приобретают в силу этого характер налоговых правоотношений.

Иными словами, можно сказать, что в ст. 2 Налогового кодекса РФ определяется предмет налогового права.

Однако при этом законодатель не дает общей характеристики или определения налоговых правоотношений, а ограничивается лишь перечислением их основных видов.

  • Выделенные в НК РФ группы (блоки) общественных отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах, в целом соответствуют основным разделам налогового законодательства:
  • 1) отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ — разделы I — IV НК РФ;
  • 2) отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, — раздел V НК РФ;
  • 3) отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, — раздел VII НК РФ;
  • 4) отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, — раздел VI НК.

Законодательство о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям российского законодательства. Регулируемые им отношения возникают в процессе осуществления государственной власти и власти муниципальных образований.

Налоговые правоотношения представляют собой разновидность властных правоотношений, которые характеризуются неравенством сторон, преобладанием воли одного участника над волей другого участника. Подобные правоотношения носят субординационный характер и устанавливают соподчинение между их участниками.

Властная природа налоговых правоотношений не раз подчеркивалась в решениях судебных органов.

Так, например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» читаем: «Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой.

Они предполагают субординацию сторон, одной из которых — налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой — налогоплательщику — обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона.

С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств».
———————————

СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 197.

  1. Публично-правовой характер налоговых отношений предполагает обязательное участие в них государственных органов, должностных лиц, а также субъектов с делегированными им полномочиями властного характера.
  2. Отмеченные свойства налоговых правоотношений отличают их от отношений, регулируемых нормами частного права (в первую очередь от гражданско-правовых отношений).

Различия в природе налоговых и гражданских отношений и механизме их правового регулирования законодатель закрепляет, например, в ст.

2 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Налоговые правоотношения разнообразны и многоплановы. Они могут быть классифицированы по различным критериям. Так, например, можно выделить материальные правоотношения, которые непосредственно выражают содержание налогового регулирования — статус участников налоговых правоотношений, а также правоотношения процессуальные, касающиеся различного рода процедур в налоговой сфере.

Налоговые правоотношения могут быть подразделены на регулятивные и охранительные. Первые возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с регулятивными правовыми нормами (отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ).

Правоотношения второго типа возникают на основе охранительных правовых норм (отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий, бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения).

Следует отметить тенденцию расширения спектра охранительных налоговых правоотношений.

При этом если ранее среди таких правоотношений, безусловно, доминировали правоотношения, нацеленные на охрану законных интересов государства в налоговой сфере (прежде всего интересов фискального характера), то сейчас обозначился интерес законодателя к четкой регламентации отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия должностных лиц. Указанные отношения нацелены в первую очередь на охрану прав и законных интересов налогоплательщика от различного рода проявлений произвола со стороны администрации. Данная тенденция отвечает основам конституционного строя Российской Федерации. Как правило, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ именно «человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Эта тенденция нашла свое отражение, в частности, в дополнениях, внесенных в текст комментируемой статьи Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ. Именно этот Закон дополнил перечень отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, упоминанием об отношениях, возникающих в процессе обжалования актов налоговых органов, действий, бездействия их должностных лиц.

Законодатель может выводить отдельные виды отношений налогового характера из-под действия НК РФ. Так, например, в 2002 г. был принят Федеральный закон от 9 июля 2002 г.

Читайте также:  Раздел V. Безопасность движения, охрана грузов и объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях

N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» , которым устанавливались правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедуры банкротства.

При этом под долгом сельскохозяйственного товаропроизводителя понималась в том числе его просроченная, отсроченная или рассроченная задолженность по платежам в бюджеты всех уровней. Упомянутым Законом было внесено дополнение в ст. 8 Федерального закона от 31 июля 1998 г.

N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» , в соответствии с которым положения первой части НК РФ не должны применяться к отношениям, регулируемым Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
———————————

СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2787.

СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3825.

Задача части второй комментируемой статьи состоит в разведении предметов налогового и таможенного законодательства в части регулирования таможенных отношений, имеющих финансово-правовую природу.

Круг отношений, регулируемых таможенным законодательством Таможенного союза, очерчен в ст.

1 Таможенного кодекса Таможенного союза, в соответствии с которой таможенное регулирование в Таможенном союзе представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. При этом отмечается, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза — в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

  • Коллизия (столкновение) норм законодательства о налогах и сборах и таможенного законодательства чаще всего возникает при регулировании следующих видов отношений:
  • а) по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, к которым относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы;
  • б) возникающих в процессе контроля за уплатой таможенных платежей;
  • в) возникающих в процессе обжалования актов таможенных органов (Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов), действий (бездействия) их должностных лиц;
  • г) возникающих в процессе привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении норм об уплате таможенных платежей.

При разрешении возникающих коллизий норм, содержащихся в законодательстве о налогах и сборах, и норм таможенного законодательства следует руководствоваться принципом, закрепленным в части второй комментируемой статьи: к перечисленным выше отношениям, возникающим в связи с уплатой таможенных платежей, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ. Иными словами, для регулирования таких отношений будут применяться нормы таможенного законодательства. Нормы Налогового кодекса РФ будут применяться для регулирования отношений по уплате таможенных платежей только в том случае, если это прямо предусмотрено в самом Налоговом кодексе РФ.

В Федеральном законе от 27.11.

2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» закреплено положение, в соответствии с которым, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Другой комментарий к Статье 2 НК РФ

Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ

Российская федерация

Федеральный закон

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Принят Государственной Думой                               22 марта 2013 года

Одобрен Советом Федерации                                    27 марта 2013 года

(В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ, от 24.11.2014 № 356-ФЗ, от 01.12.2014 № 416-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 08.03.2015 № 48-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 29.06.2015 № 188-ФЗ, от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 220-ФЗ, от 13.07.2015 № 226-ФЗ, от 13.07.2015 № 227-ФЗ, от 13.07.2015 № 249-ФЗ, от 29.12.2015 № 390-ФЗ, от 30.12.2015 № 469-ФЗ, от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 05.04.2016 № 96-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 02.06.2016 № 167-ФЗ, от 23.06.2016 № 203-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 266-ФЗ, от 03.07.2016 № 314-ФЗ, от 03.07.2016 № 320-ФЗ, от 03.07.2016 № 321-ФЗ, от 03.07.2016 № 365-ФЗ, от 28.12.2016 № 474-ФЗ, от 28.12.2016 № 489-ФЗ, от 28.12.2016 № 500-ФЗ, от 22.02.2017 № 17-ФЗ, от 28.03.2017 № 36-ФЗ, от 28.03.2017 № 45-ФЗ, от 01.05.2017 № 83-ФЗ, от 07.06.2017 № 106-ФЗ, от 07.06.2017 № 108-ФЗ, от 26.07.2017 № 198-ФЗ, от 26.07.2017 № 211-ФЗ, от 29.07.2017 № 231-ФЗ, от 29.07.2017 № 267-ФЗ, от 29.12.2017 № 475-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ, от 23.04.2018 № 108-ФЗ, от 29.06.2018 № 174-ФЗ, от 29.07.2018 № 267-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 03.08.2018 № 311-ФЗ, от 30.10.2018 № 393-ФЗ, от 27.12.2018 № 502-ФЗ, от 27.12.2018 № 512-ФЗ, от 27.12.2018 № 518-ФЗ, от 01.04.2019 № 50-ФЗ, от 01.05.2019 № 69-ФЗ, от 01.05.2019 № 70-ФЗ, от 01.05.2019 № 71-ФЗ, от 27.06.2019 № 151-ФЗ, от 27.06.2019 № 152-ФЗ, от 27.12.2019 № 449-ФЗ, от 27.12.2019 № 469-ФЗ, от 27.02.2020 № 27-ФЗ, от 01.04.2020 № 98-ФЗ, от 04.04.2020 № 107-ФЗ, от 24.04.2020 № 124-ФЗ, от 08.06.2020 № 180-ФЗ, от 31.07.2020 № 249-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 22.12.2020 № 435-ФЗ, от 22.12.2020 № 436-ФЗ, от 30.12.2020 № 494-ФЗ, от 30.12.2020 № 501-ФЗ, от 30.12.2020 № 539-ФЗ, от 24.02.2021 № 20-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

  • Глава 1. Общие положения
  • Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
  • 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
  • 1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
  • 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ)

  1. 4) особенностей исполнения контрактов;
  2. 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
  3. 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
  4. 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контроль в сфере закупок).
  5. 2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:
  6. 1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
  7. 2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;

3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни; (Пункт введен — Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ; в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 203-ФЗ)

4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ; в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 23-ФЗ)

5) привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; (Пункт введен — Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

Ссылка на основную публикацию