Запуск с Байконура 21 марта будет застрахован на 3 млрд руб. При этом будут застрахованы и космонавты, и ракета-носитель «Союз», и космический аппарат «Союз-МС08», и стартовая площадка космодрома Байконур, и ответственность перед третьими лицами при проведении запуска. Об этом нам рассказал Павел Шутов, президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС). Кроме того, Павел прокомментировал, какие риски чаще всего страхуют в российской космонавтике и как происходит расследование страховых случаев.
Интервьюер: Сергей Карпов Респондент: Павел Шутов
21 марта с Байконура состоится старт пилотируемого корабля «Союз». Скажите, какой предусмотрен «стандартный набор» страховых услуг для подобных запусков?
В таких запусках страхуются ракета-носитель и космический аппарат – на полную стоимость. В этом конкретном случае страховая сумма составит чуть более трех миллиардов рублей. Страхуется также ответственность перед третьими лицами при запуске – защищаются имущественные интересы страхователя, связанные с риском наступления ответственности за причинение физического или имущественного ущерба третьим лицам на Земле и в космосе. Своего рода ОСАГО для космических запусков. При этом лимит ответственности составляет три миллиарда рублей. Застрахован весь отряд космонавтов – для них предусмотрено непрерывное страховое покрытие в течение года. Таким образом, пилоты защищены и на Земле – во время подготовки, при запуске в космос и в космосе – во время пребывания на МКС и при спуске на Землю. Также страхуется стартовый комплекс вместе с пусковой площадкой. Для всех стартовых комплексов космодрома Байконур предусмотрен договор страхования на год. Они застрахованы как на время пусков, так и на время так называемого межпускового периода. Если обобщить, то застраховано и имущество, задействованное в запуске, и люди, которые летят, и ответственность перед другими лицами, которая может возникнуть в случае аварии.
Перед страховыми выплатами, скажем, по автомобильному КАСКО, страховщики проводят расследование, действительно ли страхователь не виноват. Есть ли процедуры проверки перед возмещением космических рисков? Какие они?
Проверки, а точнее, исследование обстоятельств, конечно есть. И главный результат такой работы – это выводы межведомственной аварийной комиссии. Комиссия формируется из представителей предприятий, которые участвовали в производстве космической техники и непосредственно в запуске, и из независимых экспертов. В комиссию, как правило, привлекаются и представители компаний-страховщиков. Рассматриваются причины и последствия аварии, делаются выводы и рекомендации о том, как не допустить аварий в дальнейшем. Акт этой комиссии – основной документ, который рассматривается для изучения страхового случая и определения размера страховой выплаты. При проведении расследования страховщики имеют право запросить дополнительные документы для прояснения деталей. Решение принимается на основании всего пакета документов и результатов расследования.
В чем заключаются отличия страхования космических рисков в России, если сравнивать их со страхованием в США?
Страхование космических рисков в США и России практически никак не отличается. Очень часто мы участвуем в перестраховании иностранных космических рисков так же, как и иностранные компании участвуют в перестраховании наших рисков. Условия в основном идентичны как в России, так и в Европе, США и Китае.
Какие компании в России занимаются страхованием космических рисков? Какие требования предъявляются к таким компаниям?
Количество компаний на рынке космического страхования невелико. Космическими рисками в основном занимаются «ВТБ Страхование», «Согаз», «Ингосстрах», «Альфа Страхование», «Согласие», «ВСК». Космическое страхование – это большие лимиты, большие страховые суммы и, соответственно, вероятность крупных выплат. Поэтому главное требование к таким компаниям – финансовая устойчивость организации. Должен быть необходимый набор финансовых и трудовых ресурсов, высокие рейтинговые показатели – то есть все, что так или иначе характеризует надежность, финансовую стабильность и профессионализм страховой организации. Договоры страхования космических рисков заключаются через тендеры. Заказчики страховых услуг устанавливают высокую планку требований к показателям надежности и опыта страховщиков. Определенных цифр в требовании по объему финансовых ресурсов нет, но рассматриваются бухгалтерские документы и оценивается возможность компании осуществить выплату в крупных размерах, которые подразумеваются страховыми рисками.
- Скажите, как происходит страхование таких рисков: этим занимаются специальные агенты или договоры заключаются на уровне руководства компаний?
- Страхование космических рисков – это выгодный бизнес или, прежде всего, показатель статусности страховой организации?
- Какой пример страхового возмещения по космическим рискам был в вашей практике самым запоминающимся?
Как правило, у всех компаний, которые занимаются космическим страхованием, есть специализированное подразделение для этого. Это либо подразделение по космическому страхованию, либо подразделение, совмещенное с авиационным – это смежные направления. Они могут называться по-разному, но, по сути, именно они занимаются страхованием космических рисков. Никакие агенты для этого не привлекаются. Если грамотно и умело заниматься этим направлением, уделять внимание перестрахованию и управлению рисками, то это выгодный бизнес. Любые крупные риски придают статусность страховой организации. Космос, разумеется, к ним относится. Это известный, яркий, «пиарный» вид страхования, но только ради статуса страховщики этим заниматься не будут. Слишком дорогое удовольствие. Их два – и оба связаны с ответственностью перед третьими лицами. В обоих случаях произошла авария – падение ракеты – на территории другого государства. Это наиболее трудоемкие страховые процессы. В них участвуют уже не межведомственные, а межправительственные комиссии по исследованию аварий. Ведутся гораздо более объемные разбирательства. Мне как специалисту интересно было работать именно с такими непростыми случаями. К счастью, страховые события, связанные с причинением вреда третьим лицам при космических авариях – самые редкие. Первый случай, когда я участвовал в выплатах по договору ответственности перед третьими лицами, произошел в Казахстане. Это была авария ракеты-носителя «Днепр» с белорусским спутником «БелКА-1». Вторая авария также случилась в Казахстане – это был ракета-носитель «Протон» со спутником «JCSAT-11» на борту.
Страхование какого риска в российской космонавтике самое распространенное? Какое – наоборот, встречается реже всего?
Самое распространенное страхование – страхование ответственности перед третьими лицами. Это вроде ОСАГО для автомобилей. Такое страхование установлено законом «О космической деятельности» и при всех запусках, которые производятся с территории РФ, это страхование должно быть обеспечено. Самое редкое – это страхование всевозможных финансовых рисков при эксплуатации космической техники. Например, это страхование потери прибыли при поломке или выходе из строя космических аппаратов. Это экзотическое страхование, но иногда встречается.
А какие страховые возмещения больше всего распространены в России?
Те, что связаны с самой космической техникой – поломками или полной гибелью аппаратов и ракет-носителей.
В уставе РААКС указано, что членами ассоциации могут стать в том числе страховые компании иностранных государств. Судя по сайту, таких в РААКС две – и обе из Беларуси. Интересуются ли членством в РААКС компании не из стран СНГ?
Некоторое время назад у нас были также компании из Украины, но они приняли решение выйти из ассоциации. 20-21 февраля мы провели международную конференцию РААКС, на которой несколько иностранных компаний заинтересовались вступлением в ассоциацию. Пока мы не приняли решение, я бы не хотел озвучивать их названия. РААКС для страховых компаний – это информационная площадка. Это возможность участия в конференциях, общения и обмена опытом. Это участие во всевозможных рабочих группах и комитетах на разных уровнях по формированию законодательной базы и разработке нормативных документов. Другими словами, это возможность участия в законотворческой деятельности и обмен опытом в области космического страхования.
21 марта Павел Шутов примет участие в InSpace Forum 2018 – международном форуме по коммерческой космонавтике и БПЛА. Он станет модератором дискуссии о страховании космических рисков.
Удаленное оформление страховки: Изменения в законодательстве в 2020г
Онлайн страхование предлагает многообразие вариантов страховых продуктов на выбор с подбором нужных опций для оформления и оплаты страховок, при этом страховой полюс будет отправлен на электронную почту страхователя (абз. 8 п. 7.2 ст. 15 Закона N 40-ФЗ; абз. 11 п. 1.11 Приложения 1 к Положению N 431-П). Онлайн-сервис на платформе 1С:Предприятие — «Ортикон: Финансовый супермаркет» предлагает калькулятор страховки, который позволяет подобрать за считанные секунды предложения от разных страховых компаний, из которых можно выбрать наиболее выгодное.
Из-за ограничительных мер и режима самоизоляции теперь посещение офиса не требуется, и оформить страховой полюс можно самостоятельно в любое время. Для того чтобы предоставить пользователям больше возможностей многие агенты, страховые брокеры или сами страховые компании предлагают установку мобильного приложения на смартфон или регистрацию личного кабинета на сайте.
Согласно действующему законодательству электронный страховой полюс, можно не распечатывать, вступает в силу такой полис через три дня после его оформления и достаточно показать его в электронном виде с экрана телефона (п. 1 ст.
32 Закона N 40-ФЗ; п. 2.1.1(1) ПДД РФ).
Оформить страховку самостоятельно через интернет на сайтах страховых компаний можно давно, но на период карантина введены временные меры, а так же поправки в Федеральные законы, связанные со страховой деятельностью, такие как:
- Федеральный закон от 25.05.2020 № 161-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Поправки связаны с тем, что страховщики на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обеспечивают возможность расчета страхователем страховой премии по договору обязательного страхования, а также размещают информацию о факторах, применяемых ими при установлении значений базовых ставок страховых тарифов.
Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются Банком России, так же Банк России устанавливает перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов, а также осуществляет контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования.
В период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года включительно договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств может быть заключен без представления диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (далее — диагностическая карта), либо свидетельства о прохождении технического осмотра в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин (далее — свидетельство о прохождении технического осмотра).
При этом страхователь обязан не позднее одного месяца со дня отмены принятых органами государственной власти на территории преимущественного использования транспортного средства ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, но не позднее 31 октября 2020 года представить страховщику диагностическую карту либо свидетельство о прохождении технического осмотра (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «е» пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если не требуется представления диагностической карты либо свидетельства о прохождении технического осмотра). Правительство Российской Федерации вправе продлить сроки, но не более чем на девяносто дней.
- Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Поправки связаны с правом страховщиков устанавливать базовые ставки страховых тарифов с учетом новых факторов. Возможность таким образом устанавливать базовые ставки ограничена их максимальными и минимальными значениями, предусмотренными Банком России.
Так же страховщики обязаны учитывать грубые нарушения при установлении надбавок в рамках тарифного коридора, установленного Банком России. С апреля 2020 года страховые компании учитывают аварийность водителя на один календарный год с 1 апреля по 31 марта.
Проверку полюсов ОСАГО планируется осуществлять в тестовом режиме с помощью системы «Карантин», которая использовалась для проверки цифровых пропусков в режиме онлайн в период ограничительных мер.
- Федеральный закон от 24.04.2020 № 149-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
У страховых посредников появилось право оказывать услуги по заключению договоров страхования в электронном виде.
- Федеральный закон от 20.06.2020 № 211-ФЗ «О совершенствовании финансовых сделок с использованием финансовой платформы».
В 2020 г. началась реализация возможности получения финансовых услуг, в том числе страховых, с использованием финансовой платформы (система «Маркетплейс») (ч. 1 ст. 1, п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона от 20.07.2020 N 211-ФЗ; п. 7.2 ст. 15 Закона N 40-ФЗ), которая станет новым каналом продаж для банков, страховых компаний и иных финансовых компаний.
Банк России принял решение по регуляторным послаблениям и макропруденциальным мерам 10 августа 2020 года (Пресс-релиз Банка России). Банк России принял решение о продлении до 1 июля 2021 г. неприменения мер воздействия за нарушение отдельных требований к структуре активов, в которые инвестируются собственные средства страховщиков и средства страховых резервов.
- Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 08.12.2020) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Поправки связаны с информацией в электронной форме и финансовыми платформами, а так же регулируют деятельность финансовых посредников (страховой агент, страховой брокер).
Страховой агент является представителем страховой компании, действует от имени и по поручению страховой компании, на основе агентского договора или постоянно действующего договора-поручения, соответственно ответственность за действия страхового агента полностью несет страховщик.
Страховой брокер всегда действует от своего имени и по поручению других лиц, которые имеют потребность в страховых услугах на основе брокерского соглашения и лицензии на страховую деятельность. Брокер может быть независимым посредником, выступать на стороне страхователя или быть свободным в выборе страховщика.
Во время пандемии коронавируса наступило время цифровизации и дистанционного сервиса. Электронному формату подвержены многие другие документы, так например, с 1 ноября 2020 года паспорт транспортного средства будет только электронным.
Страховые организации — члены РСА получают доступ к системе электронных паспортов и вносят свои отметки в электронном виде.
С 1 ноября 2020 года можно оформить электронное извещение о ДТП через приложение «Помощник ОСАГО» и «ДТП.Европротокол» во всех российских регионах.
Фонд «Сколково» и VR_Bank впервые оценили степень цифровизации топ-45 страховых компаний по размеру собранных премий (без учета ОМС) по итогам работы в первом полугодии 2020 года.
Вместе с созданием онлайн-сервисов страховые компании уделят особое внимание защите персональных данных, выполняя требования к программному обеспечению.
Для идентификации пользователей и документов, используются различные технологии автозаполнения и распознавания документов. Весь процесс регистрации защищен и направлен на быстроту и удобство заполнения.
Скорость обработки данных является конкурентным преимуществом.
Уплата страховой премии осуществляется в безналичном порядке способами, предложенными страховщиком. Таким образом можно с уверенностью утверждать, что пандемия способствовала значительному прогрессу цифровизации страховой деятельности. Возможно, в ближайшее время появится сервис урегулирования страховых случаев без визита в офис, после снятия законодательных ограничений.
Страхование космических рисков в России | InsNews
3
Ракетно-космическая техника имеет свои особенности, которые делают эту область особым сектором в страховании. Что же это за особенности?
Для начала стоит напомнить, что стоимость полезной нагрузки, ракеты – носителя, стартовых сооружений и планирование миссии составляет миллиарды рублей. К примеру потеря спутников ГЛОНАСС во время аварии ракеты – носителя Протон-М в 2011 году обошлась в 2,5 млрд. рублей.
Для чего нужно космическое страхование?
Подобные аварии не только приводят к безвозвратной потере всех космических аппаратов, но и несут очень большую опасность для людей и целых населённых пунктов.
В 2013 году во время аварии и потери управления ракета – носитель Протон-М упала на землю всего в нескольких километрах от стартовых сооружений, а в 2007 году такое неприятное приземление случилось всего в 40 километрах от казахского города Жезказган.
Из-за высокой токсичности компонент топлива ракеты и близости к населённому пункту человеческих жертв удалось избежать чудом. Роскосмос при этом нёс не только убытки за потерю ракеты – носителя и космических аппаратов, но и за устранение последствий серьёзного экологического загрязнения на территории Казахстана.
Источник: nat-geo.ru
Страхование космических рисков сильно завязано на особенности производства и эксплуатации ракетно – космической техники, подробнее о космическом страховании можно прочитать здесь.
Что это означает? В первую очередь, это означает, что систем аварийного спасения для непилотируемых миссий не существует, следовательно, при аварии ракеты – носителя или при выведении полезной нагрузки на некорректную орбиту гарантируется полная и безвозвратная потеря космических аппаратов и их функционала, это же касается ошибок при сборке или проектировании самих спутников. В целом о космической технике можно сказать, что она не ремонтопригодна и есть только один шанс, за редким исключением, чтобы вывести космический аппарат на штатную орбиту и запустить его работу, кстати, о некоторых других космических опасностях и страховании почитайте тут.
Так же на страхование космических объектов влияют особенности производства ракетно – космической техники. Производителей этой техники не много, это значит, что сбой в работе одного из подрядчиков неизбежно ведёт к срывам сроков подготовки старта.
Также стоит отметить, что производство изделий ракетно – космической техники до сих пор не является серийным, а зачастую является штучным, к примеру, пилотируемые пуски до сих пор считаются испытательными, всё это вызывает трудности в оценке рисков.
Важно подчеркнуть, что тот или иной космический проект является венчурным со значительной капиталоёмкостью и высокой степенью инвестиционного риска.
Какова же ситуация со страхованием космических рисков в России?
У нас на этот счёт есть ряд проблем. Один из основных недостатков – это отсутствие целевых средств на страхование космических рисков у государственных предприятий ракетно – космической отрасли. Также в нашей стране несовершенна нормативно – правовая база страхования, а со стороны зарубежных заказчиков есть вопросы к оценке надёжности наших средств выведения.
С другой стороны, в России виден стабильный рост страхования космических проектов. Чтобы более подробно, поэтапно описать процесс страхования космических рисков в России, немного напомним о том, что же такое страхование.
Если рассматривать систему страхования с точки зрения методологии, то страхованием можно назвать систему мероприятий по созданию денежного фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, который причинен неблагоприятными событиями, такими как: стихийное бедствие или какой-либо произошедший несчастный случай.
Также в случае наступления неблагоприятного события выплачиваются иные денежные суммы.
Важно знать отличия страхования от резервирования, так как страхование перераспределяется между участниками (непосредственно между страховщиком и страхователем), а в резервировании снижение степени неблагоприятного события достигается за счет создания резервов, на которые требуются необходимые дополнительные затраты денежных средств.
Возвращаясь к страхованию космических рисков в России, сам процесс можно разделить на несколько этапов:
- Выбор координатора пула страховщиков;
- Выбор международного брокера, который необходим для консультирования;
- Предстартовая экспертиза космического проекта международным брокером и отечественной страховой компанией;
- Разработка программы страхования рисков космических проектов;
- Организация пула страховщиков для сострахования и перестрахования рисков космического проекта;
- Разработка, согласование и заключение договора между исполнителем космического проекта, страховой компанией, международным брокером, состраховщиками и перестраховщиками;
- Размещение международным брокером договора перестрахования рисков космического проекта на международном страховом рынке;
- Сопровождение международным брокером и головной отечественной страховой компанией выполнения договоров страхования;
- При этом на разных этапах подготовки космического проекта оценка рисков и соответствующих страховых выплат сильно разнятся.
К примеру риск повреждения космического аппарата на этапе хранения или подготовке к пуску оценивается в 1 – 3 % от стартовой суммы. Это значение страхового тарифа увеличивается при оценке риска повреждения полезной нагрузки после выведения на орбиту – 12 – 20 %.
А оценивая риск полной гибели космического аппарата страховой тариф находится в интервале 9 – 25 %.
В свою очередь на этапе начала работы космического аппарата риск частичного отказа аппаратуры или полная потеря функционала оценивается уже в 3 – 10 % от стартовой суммы.
При оценке рисков на этапе выведения и работы ракеты – носителя размер страховых тарифов находится в диапазоне 12 – 20 %.
После краткого анализа, можно тезисно обозначить направления развития страхования космических рисков в России:
- Необходимо повысить степень государственного регулирования и организации аппарата управления системой страхования;
- Установление равноправных отношений с иностранными страховыми организациями;
- Формирование долгосрочных взаимовыгодных отношений между страхователями и страховщиками, укрепление партнерских связей и организация взаимообмена опытом между страховыми компаниями;
- Поощрять повышение страховой активности у потенциальных страхователей;
Для того чтобы обеспечить выполнение указанных задач, необходимо составить комплекс организационно-технических мероприятий, который включает в себя:
- Формирование общества взаимного страхования (в обеспечение обязательного страхования рисков);
- Страхового пула (в обеспечение добровольного страхования рисков);
- Страхового аналитического центра (информационное и методическое сопровождение системы);
Очевидно, что наиболее перспективным методом страхования рисков космических проектов при осуществлении космической деятельности (риск гибели участников и работников космической деятельности, риск ответственности по обязательствам, которые могут возникнуть вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц) является страхование в рамках общества взаимного страхования, которое объединяет федеральные органы исполнительной власти в области космической деятельности.
Заключение
Кратко проанализировав систему страхования рисков космических проектов в России, можно сделать вывод о том, что необходимо совершенствовать систему страхования в России на всех этапах её реализации.
Отечественная система страхования космических рисков в условиях рыночной экономики обусловлена, прежде всего, отсутствием реальных механизмов финансовой поддержки предприятий ракетно-космической промышленности в кризисных ситуациях.
Поэтому необходимо расширять объём их поддержки в кризисы и поощрять развитие сферы страхования космических миссий.
Новостистрахования.рф ©
Источники: calmins.com, habr.com, cyberleninka.ru
3
Страхование космической деятельности
Международная ответственность за ущерб перед третьими лицами может наступить на любом этапе цикла космической деятельности: от начала разработки образца ракетно-космической техники до окончания срока активного существования космического аппарата на орбите и его утилизации (включая возвращение аппарата в атмосферу Земли). В этой связи страхование рисков ответственности при осуществлении космических операций представляется объективной необходимостью как гарантия защиты участников космических проектов (как государств, так и частных лиц) от неблагоприятных финансовых последствий возможного ущерба.
Так как МКП не затрагивает вопросы страхования космических рисков, правовое регулирование рассматриваемой области осуществляется на уровне национального законодательства.
Страхование рисков при осуществлении КД подразделяется на две большие группы: страхование международной ответственности за вред, причиненный третьим лицам, и страхование так называемой внутренней ответственности при обращении пострадавшего лица в суд с частным иском к лицензиату. Первой категории, непосредственно затрагивающей государственные интересы, национальные законодатели уделяют первоочередное внимание, особенно если речь идет о частной космической деятельности.
Космическое законодательство стран мира, по общему правилу, закрепляет условия страхования космической деятельности в целом, без разбивки по отдельным ее направлениям.
В мировой практике предусматривается следующий механизм страховой защиты государственных интересов при осуществлении КД организациями данных государств: общим условием выдачи лицензии на осуществление космической деятельности является получение страхового полиса, покрывающего в целом или в части компенсацию, которую государство будет обязано выплатить в случае возможного ущерба. Подобное положение закреплено в космическом праве Австралии[1], Австрии[2], Великобритании[3], КНР[4], США[5], Южной Кореи[6], Франции[7], ЮАР[8].
К примеру, в США предельный размер страхового обеспечения установлен в 500 млн долл, или равен максимальному значению страхового покрытия на мировом рынке, если оно составляет менее 500 млн долл.
Если же уплате подлежит большая сумма, государство обязуется предоставить недостающие средства в пределах 1,5 млрд долл.
Данное положение о распределении финансового бремени является уникальным в национальной правотворческой практике, гак как имеет первоочередной целью не возмещение расходов государства, а финансовую поддержку коммерческих операторов пусковых услуг.
Государства заинтересованы, с одной стороны, в развитии коммерческого космического сектора, а с другой — в обеспечении посредством страхования своей потенциальной ответственности за национальную КД. Однако учитывая значительную стоимость космических проектов, частные компании нс способны обеспечить страхование всех потенциальных рисков в полном объеме.
В этой связи в ряде стран, подобно США, были установлены законодательные пределы обязательного страхования космических рисков как дополнительная гарантия стабильности и финансовой защищенности операторов КД, что является одним из главных стимулов их привлечения в отрасль.
Так, минимум страхового покрытия законодательно установлен в Австрии (60 млн евро), Австралии
(750 млн долл, или в размере максимально возможного ущерба[9], если такой ущерб оценен в сумме менее указанной), Великобритании (100 млн фунтов стерлингов), Франции (60,98 млн евро).
Проблема страхования космических рисков на сегодняшний день наименее исследована в российской правовой науке, однако чрезвычайно актуальна в современных условиях глобальной коммерциализации КД.
Предпосылки для развития и внедрения системы страхования космических рисков в России появились с началом рыночных реформ. На сегодняшний день отработаны и применяются единые принципы и процедуры размещения космических рисков на страховом рынке и сопутствующего документооборота.
Что касается законодательного закрепления, страхованию космических рисков посвящена единственная ст.
25 Закона «О космической деятельности»[10], которая устанавливает обязательное страхование жизни и здоровья космонавтов, работников объектов космической инфраструктуры, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц. Страхователями, согласно п.
1 указанной статьи, должны выступать организации и граждане, эксплуатирующие космическую технику или по заказу которых осуществляются создание и использование (эксплуатация) космической техники. Порядок и условия обязательного страхования должны быть определены отдельным законом.
Учитывая специфику космических рисков, проект Федерального закона «Об обязательном страховании рисков при осуществлении космической деятельности», работа над которым ведется с 2002 г., призван обеспечить понятный правовой режим всех видов страхования в рамках всего жизненного цикла объектов космической инфраструктуры, прежде всего находящихся в государственной собственности.
Целью принятия закона является экономическая защита государственных интересов в случае наступления международной ответственности за ущерб в результате национальной космической деятельности, а также обеспечение беспрепятственного выполнения Федеральной космической программы России и иных федеральных целевых программ, в рамках которых осуществляется создание и использование ракетно-космической техники.
Глава 3 законопроекта посвящена страхованию рисков ответственности перед третьими лицами. Согласно п. 1 ст.
18 проекта, «объектами страхования при страховании ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц, являются имущественные интересы, связанные с обязанностью возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу других лиц при подготовке и проведении запусков космических аппаратов». Страховым случаем, согласно ст. 20 законопроекта, признается «наступление ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при подготовке или проведении запуска космических объектов». Также в указанной главе приводится разграничение бюджетных и внебюджетных источников финансирования страхования в зависимости от вида страхуемой космической деятельности (государственной в рамках ФЦП или коммерческой), устанавливаются размеры страховых сумм. В части содержания, порядка заключения и исполнения договоров страхования ответственности за вред, причиненный третьим лицам, проект закона раскрывает соответствующие положения гл. 48 ГК РФ и Закона от «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[11] применительно к КД.
В отличие от общепринятой мировой практики, российский законодатель не рассматривает страхование как обязательное условие выдачи лицензии на осуществление КД.
Данную особенность можно объяснить тем, что в настоящее время космос является сферой стратегических интересов России, ракетно-космическая техника создается за счет бюджетных средств и находится в собственности государства.
Монополия государства в рассматриваемой области очевидна, и пока не представляется возможным говорить о коммерциализации КД в чистом виде и росте частного космического сектора (в отличие от зарубежного опыта), основным инструментом координации деятельности которого со стороны государства является лицензирование.
Виды страхования космической деятельности
Страхование космической деятельности так или иначе включает практически все виды страхования и должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла ракетно-космической техники.
Механизм страхования космических объектов на этапе их создания практически не отличается от механизма соответствующих видов страхования любой другой техники.
Здесь могут быть застрахованы риски, связанные с ошибками проектирования и изготовления космических средств, технические риски, перевозимые грузы, ущербы имущества предприятий космической отрасли при испытаниях ракетно-космической техники, пожарами и стихийными бедствиями и пр.
- Этап запуска и эксплуатации ракетно-космической техники характеризуется наиболее значительными возможными ущербами ирисками. Это:
- широкая номенклатура и высокая стоимость космических объектов и привлекаемых для их эксплуатации материальных средств, многочисленность обслуживающего персонала;
- сложность, многоэтапность и разнообразие выполняемых работ при реализации процессов эксплуатации космических средств, в том числе работ с повышенной степенью опасности;
- достаточно высокая вероятность возникновения различных происшествий, вызванных недостаточно высокими характеристиками надежности качества изготовления ракетно-космической техники, а также ошибками персонала.
Эти особенности предопределяют большое разнообразие рисков, возникающих при эксплуатации ракетно-космической техники.
Применительно к этому этапу при подготовке договоров страхования могут рассматриваться, помимо имущественных, финансовые, экономические потери, вред, нанесенный здоровью и жизни людей, а также окружающей среде при авариях и катастрофах, связанных с ракетно-космической техникой.
Страховые случаи с ракетно-космической техникой классифицируются в зависимости от характера и степени тяжести возможных последствий на катастрофы, аварии, поломки (отказы техники, несчастные случаи (в том числе с гибелью людей), незапланированные прекращения выполнения задач при использовании космической техники.
Кроме имущественного страхования, в классификацию страхования космической деятельности включают страхование ответственности и личное страхование. В имущественном страхований выделены две группы — страхование основных образцов космической техники на различных этапах их использования и страхование средств наземной базы эксплуатации.
Действие договора страхования охватывает период от приема представителем заказчика изготовленного образца до транспортировки собранной ракеты с космическим аппаратом на стартовый комплекс либо завершения предстартовых подготовительных операций.
Страховой риск здесь невелик, поэтому устанавливаемая страховая тарифная ставка не превышает 0,5—2% от стоимости образца космической техники. Страхование запусков космических объектов является наиболее распространенным видом космического страхования.
Застрахованной в данном случае может быть как сама ракета космического назначения, каждая из составных частей ракеты и космический аппарат, используемый в качестве груза. Страхование осуществляется на период функционирования объекта.
- При страховании ракет космического назначения на величину страхового взноса влияют:
- а)сроки создания и длительность периода эксплуатации как ракеты в целом, так и ее составных частей;
- б) достигнутая надежность ракеты и ее составных частей;
- в)объем предшествующей наземной экспериментальной и летной обработки ракет и ее составных частей, а также результаты их приемо-сдаточных испытаний.
Наибольший риск связан с возможностью полной гибели дорогостоящей ракеты космического назначения. При этом на размер страхового взноса будет оказывать влияние также конъюнктура космического рынка. Их размер колеблется в широких пределах: от 9—12 до 20—25%.
Договором страхования обычно устанавливается, что при возникновении страхового случая страховщик должен компенсировать стоимость замены космических аппаратов, стоимость подготовки и проведения повторного запуска.
Кроме того, страховое покрытие задержек запуска гарантирует владельцу космических аппаратов компенсацию затрат, связанных с дополнительным наземным обслуживанием и неполучением прибыли.
Страхование космического аппарата на орбите обеспечивает защиту от частичных или полных отказов аппаратуры космического аппарата. Ставки страховых взносов в этом случае устанавливаются в размере 3-10% в зависимости от степени отработанности страхуемого типа космических аппаратов на момент страхования.
Правила страхования наземных объектов не очень отличают от страхования строительно-монтажных объектов. Страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный им при эксплуатации космической техники, может быть связан возникновением обязанности страховщика осуществить страховую выплату в случаях:
падения элементов ракеты космического назначения вне зоны отчуждения вследствие как случайных факторов, так и при возникновении аварийной ситуации;
возникновения экологической катастрофы при аварии ракеты космического назначения с токсичными компонентами топлива.
Договор страхования ответственности защищает как страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявления к нему исков о компенсации ущерба, причиненного третьей стороне, так и имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной стороны может не оказаться достаточных средств, чтобы оплатить убытки.
Страхование жизни и здоровья астронавта обязательный элемент выполнения полетов пилотируемых космических аппаратов.
10.3. Сущность, основные понятия и особенности космических рисков
Космической деятельности, как любой сфере жизнедеятельности человечества, связанной с целенаправленным преобразованием человеческой природы, свойственны специфические риски ее осуществления по сравнению с так называемыми массовыми рисками.
Во-первых, для космических рисков нехарактерна однородность, поэтому к их анализу, управлению и оценке не применимы статистические подходы. Хотя часть рисков все же можно отнести к устойчивым совокупностям и в рамках этих совокупностей применить единые правила анализа.
Во-вторых, риски осуществления космической деятельности имеют заметный кумулятивный характер. В силу этой специфики при их анализе используются в основном инженерные методы.
рассматривая страхование как экономическую категорию применительно к сфере космической деятельности, в качестве ровных ее признаков выделяют наличие космического риска в сочетании индивидуальных и групповых страховых интересов участников космической деятельности.
Риск есть объективная категория существования человечества. С точки зрения теории страхования риск, реализуемый через страховой интерес, создает предпосылку возникновения страхового правоотношения.
Его количественные и качественные характеристики и признаки определяют содержание и границы страховой защиты.
Космический риск — гипотетическая возможность нанесения ущерба имущественным интересам участников космической деятельности и другим лицам в процессе ее осуществления.
Негативное влияние космического риска связано, с одной стороны, с вредоносными факторами на всех этапах жизненного цикла космической техники, с другой — с ответственностью, обусловленной возникающими экономическими отношениями, регулируемыми гражданским правом.
Система космического страхования может покрывать риски по двум направлениям: с позиции предоставления всесторонней страховой защиты субъекта космической отрасли; организация страхового покрытия по конкретному космическому проекту на всех стадиях его реализации.
Различие заключается в цели организации страховой защиты. В первом случае страховое покрытие необходимо для непрерывного и бесперебойного обеспечения уставной деятельности хозяйственного субъекта, а во втором — Непрерывной реализации космического проекта.
В страховое покрытие включается различный объем ответственности страховщика, хотя факторы риска практически неизменны.
Поэтому идентификация и анализ качественных характеристик космического Риска в зависимости от направления их страхового покрытия не Имеют принципиального значения.
Фазы разработки и изготовления космических средств наиболее продолжительные и капиталоемкие. Основными факторами Риска при осуществлении разработки (модификации) космической техники является невыполнение (несвоевременное, некачественное) договорных обязательств и профессиональная ответственность конструкторов космической техники (наличие конструктивных недостатков).
Эксплуатация представляет собой наиболее долговременный насыщенный самыми сложными и различными по своей специфике технологическими операциями этап, с точки зрения страхования наиболее рискованный. Специфику этапа эксплуатации космической системы составляет возрастание роли человеческого фактора и качественное содержание риска.
С точки зрения страхования, эксплутационные процессы космических средств целесообразно рассматривать в части ракетно-космической техники и в части наземной космической инфраструктуры. Объектом, наиболее подверженным риску, является космическая инфраструктура космодромов.
Ввиду того, что оборудование наземной базы эксплуатации космодрома является государственной собственностью, возмещение возможного ущерба гарантируется средствами федерального бюджета. Единственным механизмом покрытия ущерба коммерческого проекта является страхование.
В качестве объектов риска выступают целевые компоненты космодрома.
Этап эксплуатации ракет космического назначения состоит из транспортирования элементов ракет космического назначения, их хранения и запуска, а также функционирования орбитальных средств.
Этапам хранения и транспортирования присущи риски гибели, утраты и повреждений в космической технике. Ущерб при этом колеблется в пределах 5—25% от стоимости космических средств.
Размер страховых тарифов в данном случае колеблется в пределах 1% от страховой суммы.
Осуществление пуска ракеты и выведение орбитального средства — самый рискованный этап в статистике космических рисков. Он характеризуется наибольшей вероятностью реализации и значительным ущербом. Основополагающим фактором при оценке риска в этом случае выступает надежность средства выведения. Размер страхового тарифа при этом колеблется в пределах 12-20%.
При оценке степени готовности орбитального средства к применению по целевому назначению основными факторами риска является качественное выполнение предыдущих фаз запуска, а надежность аппаратуры орбитального средства. Страховой тариф здесь составляет порядка 8—12%.
Результатом целевого применения космической системы является получение космической продукции (услуги), которая реализуется ее потребителями на платной основе.
Космический проект окупается при длительном функционировании космической системы.
фаза получения космической продукции подвержена рискам, обусловленным, с одной стороны, уровнем устойчивости функционирования космической системы и конъюнктуры рынка космической продукции, а также экономической ситуацией — с другой.
В процессе орбитального функционирования орбитальные средства подвергаются рискам внутреннего и внешнего происхождения.
Риски внутреннего происхождения характеризуются отказами бортовой аппаратуры, к внешним можно отнести неблагоприятное воздействие компонентов космического пространства (радиационное, атмосферное, вибрационное, температурное и пр.). Ставки страховых тарифов здесь составляют 5—8%.
Стадии производства и эксплуатации космической техники характеризуются повышенным риском нанесения ущерба окружающей среде — экологические риски.