Статья 15.1. государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг

Александра Краснова

Из этой статьи вы узнаете:

  • В чем заключается доступность объектов для инвалидов и маломобильных групп населения
  • Что такое карта доступности объектов для инвалидов
  • Какие существуют мероприятия по обеспечению доступности объектов для инвалидов
  • Как обеспечивается доступность объектов торговли для инвалидов
  • Как организуется доступность объектов спорта для инвалидов
  • Кто контролирует обеспечение доступности объектов для инвалидов

Одной из наиболее незащищенных категорий граждан в любом обществе являются инвалиды. Зачастую их социальное положение полностью зависит от власть имущих. Поэтому перед чиновниками стоит задача реабилитации в социуме людей с ограниченными физическими возможностями и принятия законов, гарантирующих оказание всемерной помощи и создание благоприятных условий для их полноценной жизни и деятельности. В частности, именно от государства зависит организация доступности объектов для инвалидов. Инвалид – это человек, имеющий какие-либо постоянные расстройства здоровья, вызванные заболеваниями или травмами. Ввиду ограниченности физических возможностей, такие люди остро нуждаются в государственной социальной защите. Маломобильные группы населения – граждане, испытывающие значительные трудности при самостоятельных передвижениях и ориентировании. Это люди преклонного возраста, инвалиды, беременные женщины и лица с малолетними детьми. Все перечисленные категории людей имеют ограниченные физические возможности и поэтому государством принимаются специальные законы и меры, гарантирующие им доступность объектов и услуг в различных инфраструктурах.

Это документ, определяющий соответствие конкретного заведения требованиям законодательства об обеспечении доступности для инвалидов объектов и услуг.

«Паспорт доступности объектов для инвалидов» является важнейшим документом, дающим право на получение работы в определенном районе населенного пункта. Сейчас они выдаются только через соответствующие государственные инстанции, процедура заполнения заявлений и их рассмотрения довольно долгая, но необходимая.

Для учреждений, занимающихся обслуживанием инвалидов, наличие этого документа строго обязательно. К таким объектам относятся:

  • медицинские учреждения;
  • магазины индивидуального типа;
  • различные сервисные центры по оказанию услуг.

Все медицинские учреждения обязаны получить разрешение на занятие той или иной деятельностью. «Паспорт доступности объектов для инвалидов» является этим разрешающим документом. Он содержит сведения о наличии беспрепятственного доступа ко всем услугам. Пациентам с ограниченными физическими возможностями, проходящим лечение в этих заведениях, должны быть обеспечены:

  • услуги по транспортировке больного из дома в больницу и обратно;
  • необходимое оборудование и специально обученный медперсонал для обслуживания инвалидов на дому;
  • оптимальные условия для лечения инвалидов в медицинском учреждении.

Каждый из перечисленных аспектов находится под строгим контролем соответствующих органов, и при выявлении каких-либо нарушений «Паспорт доступности объектов для инвалидов» не выдается. Сейчас более подробную информацию можно получить на сайтах органов госконтроля или у специально обученных менеджеров.

«Паспорт доступности объектов для инвалидов» был введен при появлении программы «Доступная среда». Это специальный сертификат, дающий право на обслуживание категории граждан, имеющих ограниченные физические возможности. Лечение таких людей имеет целый ряд характерных особенностей и поэтому требует выполнения определенных мероприятий.

Зачем создана карта доступности для инвалидов

Все учреждения (административные, социальные, культурные и т. д.) «с Паспортом» занесены в единую «Дорожную карту». Она предназначена для того, чтобы лица с ограниченными физическими возможностями могли по ней определить, насколько то или иное заведение им подходит.

Дорожную карту можно найти на различных сайтах, но в общем доступе она находится на . Области нашей страны окрашены в разные оттенки синего цвета. Темно-синий означает, что карты для этих районов уже составлены. Пользоваться ею предельно просто.

Выбираете в «меню» нужное заведение (например, поликлиники), слева открывается карта, а справа – список всех медицинских учреждений. В перечне находите именно ту клинику, которую ищете, и открывается карточка ее доступности для инвалидов.

В ней находится подробное описание всех помещений и территорий, пути продвижения по ним и наличие средств аудио и видеоинформации.

  • Рекомендуемые к прочтению статьи:
  • По карте нельзя определить, как проехать в нужный корпус или подняться на лифте, но и те сведения, которые в ней даны, очень помогут людям с ограниченными физическими возможностями.
  • Доступность объектов для инвалидов определяется в процентном соотношении для людей, сидящих в кресле-коляске, имеющих поражения опорно-двигательного аппарата, слуха или зрения.
  • Необходимо учитывать, что эта услуга относительно новая в России и поэтому на настоящий момент предоставлены сведения о доступности объектов для инвалидов далеко не по всем регионам нашей страны.

Какие проводятся мероприятия по обеспечению доступности объектов для инвалидов

  • Создание парковок.
  • Установка пандусов, кнопок вызова.
  • Оборудование раздвижными дверьми и адаптированными для инвалидов лифтами.
  • Создание доступных санитарно-гигиенических помещений.
  • Проектируются достаточной ширины дверные проемы, лестничные марши и площадки.
  • Оформление «Паспорта доступности объекта для инвалидов».
  • Обеспечение мероприятий по сопровождению инвалидов на территории объекта.
  • Поддержание «Паспортов доступности объектов для инвалидов» в актуальном состоянии.
  • Организация свободного, без препятствий, входа и выхода из объектов и помещений.
  • Создание благоприятных условий для самостоятельного передвижения инвалидов по территории объекта до места оказания услуг.
  • Размещение специальных носителей информации для оповещения инвалидов о способах легкого перемещения по объекту и доступа к получению услуг.
  1. Выделение как минимум одного специально оборудованного места для парковки на автостоянке. Обычно бывает 10 % от общего количества.
  2. Для привлечения внимания покупателей со слабым зрением на необходимую для них информацию активно используются тактильные и световые указатели, табло, пиктограммы, контрастное цветовое решение отдельных элементов интерьера.

  3. Во время строительных и ремонтных работ, при реконструкциях или благоустройстве торговые объекты должны снабжаться всем необходимым оборудованием и приспособлениями, а именно:
    • специальными указателями, предупреждающими о проведении строительных или ремонтных работ на объекте;
    • телефонами-автоматами или другими средствами связи, доступными для пользования инвалидам и маломобильным группам населения;
    • санитарно-гигиеническими помещениями;
    • лестницами у входа в здание, оснащенными пандусами и крепкими поручнями;
    • подъемными устройствами или пандусами на лифтовых площадках;
    • средствами звуковой, визуальной, текстовой и графической информации, знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Организация доступности объектов для инвалидов, как самих зданий, так и прилегающих к ним территорий, содержит много очень сложных моментов. Программой «Доступная среда» не разработано инструкций и нормативов, которые могли бы систематизировать эти мероприятия. Поэтому руководящему составу приходится «вариться в собственном соку» и составлять план действий самостоятельно. Чтобы облегчить задачу, советуем придерживаться следующих рекомендаций.

  1. Составляя список, учитывайте все, даже малейшие препятствия, «встающие на пути» посетителей, имеющих ограничения по слуху или зрению, или передвигающихся на креслах-колясках.
  2. Приводим примерный список оборудования, предусмотренный программой «Доступная среда», он составлен для спортивных учреждений и включает:
  • подъемные платформы для преодоления перепадов высоты и перемещения по лестницам;
  • перила и пандусы, исключающие даже малейшую вероятность возникновения травм, с нескользким покрытием;
  • тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т. д.);
  • оборудование для удобства в санитарно-гигиенических помещениях (поручни, широкие проходы);
  • специально отведенные места парковки для инвалидов.
  • Наличие кнопок экстренного вызова оператора во всех местах, где инвалидам может потребоваться срочная помощь.
  • Если в ваши обязанности входит обеспечение доступности для инвалидов общественного спортивного объекта, то можете смело ориентироваться на приведенный выше список оборудования.
  • К комплексу мероприятий по доступности объектов для инвалидов, помимо устранения различных преград на их пути, относится еще обеспечение полной безопасности и комфорта. В связи с этим особого внимания требуют следующие зоны и мероприятия:
  • Территории для зрителей. Инвалид по зрению может передвигаться по территории с собакой-поводырем, для выгула которой должна быть отведена специальная, оборудованная соответствующим образом «прогулочная» зона.
  • Трибуны. Наряду со звуковой трансляцией информации должны быть установлены дисплеи с текстовыми сообщениями.
  • Возможность для ориентации в пространстве инвалидов с полной потерей зрения и слабовидящих. Специальные тактильные полосы помогут им сориентироваться и придадут уверенности. Дополняют их крепкие поручни.
  • Бассейны и ванны. В мелких местах должна быть установлена пологая лестница для инвалидов, имеющих поражения опорно-двигательного аппарата. Для передвигающихся на креслах-колясках, необходимо оборудовать подъемник. Весь периметр чаши бассейна «обозначается» яркой полосой.
  • Залы для занятий слепых. Все поручни, детали крепежа, выключатели и другие элементы должны быть углублены или установлены «заподлицо» к стенам.
  • Проходы. Для свободного движения на креслах-колясках ширина дверных проемов должна быть не менее 1,2 метра.

Кто контролирует доступность объектов для инвалидов

Федеральным законом № 116-ФЗ от 7 июня 2017 года внесены изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года за № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Федеральный закон дополнен статьей 15.

1, в соответствии с требованиями которой будет контролироваться доступность для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в социальной, инженерной и транспортной инфраструктурах.

Федеральные органы исполнительной власти и субъекты РФ уполномочены в пределах своей компетенции осуществлять государственный надзор за исполнением законодательства.

  • Правительством Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора);
  • высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).

Осуществление государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг регламентируется положениями Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Читайте также:  Статья 25. Страхование космической деятельности

Перечисленные изменения вступают в законную силу с 1 января 2018 года.

Прокурорский надзор в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной и транспортной инфраструктуры

Согласно ст. 7 Конституции РФ Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов. Федеральный закон от 24.11.

1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации в целях реализации основных направлений реабилитации инвалидов.

В частности, ст.

15 Закона определено, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования транспортом, в том числе всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Однако многие объекты социальной и транспортной инфраструктуры вопреки указанным требованиям не приспособлены для инвалидов. С начала 2012 г. прокурорами выявлено порядка 500 нарушений в данной сфере. В суд и арбитражный суд направлено более 260 исков (заявлений), внесено 74 представления. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 71 лицо.

В целях защиты прав инвалидов прокурорами принимается комплекс мер прокурорского реагирования: вносятся представления, предъявляются иски о возложении обязанности оборудовать вход в здания специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.13, 11.24, ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Особое внимание уделяется обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры. Так, судом было удовлетворено  требование прокурора к администрации г. Губахи об  оборудовании светофорных объектов двух перекрестков города звуковыми устройствами, дублирующими световые сигналы светофора.

В Чернушинском городском поселении благодаря вмешательству прокуратуры 10% мест на автомобильных стоянках перед зданием администрации были определены для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Прокурором Ильинского района возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении Ильинского МАУТП и его директора в связи с необеспечением доступности для инвалидов транспортных средств предприятия, предназначенных для перевозки пассажиров.

Виновные лица привлечены к административной ответственности.

Кроме того, судом удовлетворены исковые требования прокурора к Ильинскому МАУТП о возложении обязанности создать условия, позволяющие инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственно пользоваться транспортными средствами предприятия при предоставлении услуг по перевозке пассажиров.

  • Работа органов прокуратуры края по обеспечению прав инвалидов на доступную безбарьерную среду уже дала положительные результаты и в будущем будет продолжена.
  • Татьяна Котова, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства, младший советник юстиции.
  • Материалы по теме

Государственный контроль надзор за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг — Региональный государственный жилищный надзор — Главная — Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Официальный сайт

С 01.01.2018 вступает в силу Федеральный закон от 07 июня 2017 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которым Департамент с 01.01.

2018 будет осуществлять новый вид контроля в рамках регионального государственного жилищного надзора – государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

В связи с чем Департамент напоминает, что в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 13.08.

2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – постановление Правительства РФ № 491) в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в том числе включаются конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома. Соответственно, бремя надлежащего содержания указанных конструкции возлагается на лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.

Также в соответствии с постановлением Правительства РФ № 491 общее имущество должно содержаться состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов»» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Названными Правилами закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида.

Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.

Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке.

В связи с выше изложенным, Департамент обращает Ваше внимание, что вопросы доступности жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома, помещений общего пользования, земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находятся на особом контроле государства. Приведенные выше требования являются обязательными и в настоящий момент, а с 01.01.2018 будут самостоятельным предметом проверочных мероприятий со стороны Департамента.

Информация о соблюдении положений законодательства Российской Федерации и законодательства Свердловской области, регулирующих отношения в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам в Свердловской области в сфере ЖКХ

Заключения о результатах обследования объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сфере жилищно-коммунального хозяйства за 2018 год

Заключения о результатах обследования объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сфере жилищно-коммунального хозяйства за 2019 год

Доступная среда в Москве и регионах, государственная программа доступная среда в ГК «Исток-Аудио»

Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны.

Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги.

В 2020 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.

На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:

  • подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
  • представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
  • создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
  • предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
  • проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.

Условия адаптации зданий и территорий

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления.

Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным.

В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

  В каких аптеках Москвы готовят лекарства по рецепту

Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

Специалисты ГК «Без Преград» реализовали уже более сотни проектов по адаптации в самых разных сферах. Накопленный опыт и знания законодательства в области доступной среды – наша прочная база для решения любой задачи по адаптации зданий и территорий.

Особенности исполнения в регионах

В каждом регионе особенности исполнения программы «Доступная среда» различаются. У регионов также существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве.

На втором и третьем месте находятся Краснодарский край и Республика Татарстан.

Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской области – там реализация доступной среды для инвалидов оставляет желать лучшего.

Читайте также:  Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

В большинстве регионов доступность объектов составляет как минимум 50%. На сайте «Жить вместе» можно найти карту доступности социальных объектов. В регионах делается все для того, чтобы осуществить государственную программу Российской Федерации «Доступная среда».

В год устанавливается большое количество пандусов, создаются группы поддержки для родителей детей-инвалидов, усиливаются другие меры помощи для людей с ограниченными возможностями.

Это приводит к тому, что ключевые социальные объекты становятся доступными для посещения, а инвалиды получают возможность вести более-менее нормальную жизнь: ходить на работу, ездить в общественном транспорте, посещать объекты культурного значения и т. д.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Доступная среда

В настоящее время в России насчитывают около 12 миллионов инвалидов, что составляет 8,6 процента от всего населения страны. При этом немалая часть людей имеет инвалидность с самого детства, что весьма затрудняет социализацию.

Поэтому в России были разработаны меры по поддержке населения с ограниченными возможностями. Для детей, имеющих отклонения в развитии, существуют реабилитационные центры, в которых проводятся профилактические и восстанавливающие процедуры.

Согласно Закону РФ, дети-инвалиды имеют такое же право на обучение в школах и детских садах, как и обычные дети. Кроме этого, всем инвалидам в России выплачивается денежное пособие, размер которого зависит от степени инвалидности.

Для возможности полноценной жизни государство обеспечивает людей с ограниченными возможностями всеми необходимыми техническими средствами по медицинским показаниям.

Государственная программа «Доступная среда» — это многоцелевая программа, которая ставит своей миссией улучшение качества жизни инвалидов и их реабилитацию.

Для этого была разработана многоступенчатая программа, в которой были прописаны все необходимые шаги для достижения этой цели. Государственная программа «Доступная среда» в Российской Федерации занимает особое место.

Для ее выполнения были привлечены колоссальные человеческие и материальные ресурсы. На данный момент программа находится на заключительном этапе, ее завершение планируется в 2020 году.

Задачи Программы:

  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Цели и задачи программы «Доступная среда»

Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.

  1. Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
  2. Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
  3. Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.

На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2020 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.

Подпрограмма №1

Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.

В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.

  Заявление на временную опеку без лишения родительских прав

  1. Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п.

    Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.

  2. Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
  3. Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.

  4. Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.).

    Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.

  5. Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.

  6. Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
  7. Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.

На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.

Подпрограмма №2

Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.

Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.

  1. Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
  2. Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
  3. Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
  4. Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
  5. Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.

На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.

Подпрограмма №3

Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.

  1. Разработка новых методик проведения экспертизы.
  2. Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
  3. Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
  4. Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
  5. Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
  6. Повышение квалификации сотрудников.
  7. Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
  8. Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.

На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.

181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является основополагающим документом, где строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к созданию доступной среды, что должно быть сделано на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 15.1

. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (изложение ФЗ-116). Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор.
  • Правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор. В частности, на федеральном уровне: на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте
  • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации
  • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения
  • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты

Экспертиза без присутствия

Отсутствие межведомственного электронного взаимодействия между системой соцзащиты и здравоохранением, в том числе в системе медико-социальной экспертизы, является значительной проблемой для людей с инвалидностью — документы часто приходится самостоятельно носить из одного учреждения в другое.

«Минкомсвязи России (М. И.

Шадаеву) совместно с Минтрудом России, Минздравом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с учетом ранее данных поручений дополнительно проработать вопрос установления или подтверждения инвалидности без личного участия гражданина и соответствующие предложения до 20 марта 2020 года представить в Правительство Российской Федерации», — говорится в тексте поручения.

О соблюдении требований законодательства при предоставлении социальных услуг в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к социальным услугам и объектам, на которых они предоставляются (материалы для публичного обсуждения результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания граждан в хабаровском крае)

С 1 января 2016 года вступил в действие Федеральный закон от 01.12.

2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее – Федеральный закон № 419-ФЗ) и начался новый этап в создании доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения (далее – МГН).

  • Этим документом принят ряд взаимоувязанных норм, внесены изменения в 25 федеральных законов, которыми впервые определены в качестве приоритетов в работе по формированию доступной среды:
  • — отраслевой принцип: в развитии нормативно-правовой базы, системы управления и практической деятельности, кадрового обеспечения, а также системы контроля и надзора в сфере доступности;
  • — новые задачи и ответственность органов власти и организаций, в том числе негосударственных, по соблюдению прав инвалидов во всех сферах жизнедеятельности в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов (комплексный подход, включая решение вопросов доступности объектов и услуг, а также обучение или инструктирование персонала по этим вопросам);
  • — новые подходы к решению проблемы доступности, с перенесением акцентов в работе от доступности объекта (физической составляющей доступности, или архитектурно-планировочной) к доступности услуги (организационной и информационной составляющей).
  • Описанные принципы в полной мере согласуются с основными положениями Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006) о том, что «инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности».

Федеральным законом №419-ФЗ (п. 4 ст.

26) определено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

Обязанность по созданию архитектурно-планировочной доступности объекта возложена на собственника объекта. Обязанность по обеспечению доступности услуги в полной мере несет организация, предоставляющая услугу на объекте.

Согласно Федеральному закону от 24.11.

1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций».

Во исполнение этого положения федеральными отраслевыми органами

власти разработаны, согласованы с Минтрудом России и утверждены отраслевые порядки обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации приказом от 30.06.

2015 № 527н утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Данный порядок обязателен для исполнения организациями всех форм собственности, предоставляющими услуги в перечисленных сферах деятельности.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства в интересах защиты прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам, услугам и оказание необходимой помощи для их использования наравне с другими установлен Федеральным законом от 07.06.2017 № 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Данный контроль «встроен» в уже имеющиеся виды федерального и регионального контроля, т.е.

все органы обладающие контрольно-надзорными полномочиями при осуществлении соответствующего вида контроля (надзора) в установленной сфере деятельности контролируют соблюдение нормативных актов – порядков обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в соответствующей сфере деятельности.

Министерство социальной защиты населения края является уполномоченным органом по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.

При проведении соответствующих контрольных мероприятий проверяет соблюдение поставщиками социальных услуг требований Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минтруда России от 30.06.2015 № 527н:

  1. Требования к доступности объекта, на котором организовано предоставление услуги:
  2. а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
  3. б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
  4. в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;
  5. г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и самостоятельного передвижения по территории объекта;
  6. д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
  7. е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
  8. ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

В целях повышения уровня доступности объекта организациями проводится паспортизация объекта, формируется перечень первоочередных и отложенных мероприятий и план по поэтапному повышению уровня доступности объекта.

При отсутствии доступности объекта — разрабатывается временный порядок предоставления услуг инвалидам, позволяющий гражданам с любой формой инвалидности получить услугу, который согласовывается с общественной организацией инвалидов.

При невозможности оказать услугу на объекте отдельным категориям инвалидов должно быть организовано предоставление услуги на дому без взимания дополнительной платы. На сайте организации должна быть размещена информация о реализованных технических и (или) организационных мерах по обеспечению инвалидам доступа к услуге.

  • Требование к доступности услуг:
  • а) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
  • б) предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;
  • в) оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами;
  • г) наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также аудиоконтура в регистратуре.
  • Дополнительные требования в целях формирования доступной среды для инвалидов:
  • оборудование на прилегающих к объекту территориях мест для парковки автотранспортных средств инвалидов;
  • содействие со стороны поставщиков социальных услуг в прохождении медико-социальной экспертизы;
  • предоставление бесплатно в доступной форме с учетом стойких расстройств функций организма инвалидов информации об их правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях доступности их предоставления;
  • включение условий доступности предоставляемых социальных услуг, необходимых инвалиду с учетом ограничений жизнедеятельности, в индивидуальную программу предоставления социальных услуг;
  • сопровождение получателя социальной услуги при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
  • на руководителя организации возложена обязанность по инструктированию или обучению специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности
  • В Российской Федерации действует ряд нормативных и правовых документов, регламентирующих реализацию требований доступности для инвалидов, к ним можно отнести:

Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений»,

РДС 35-201-99 (руководящий документ системы «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. К данному документу разработано 15 СП (сводов правил)

ряд документов рекомендательного характера.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]