Коммерческое предприятие с отсутствующей ответственностью за имущество, которое закреплено за ним, зовется унитарным.
Это ограничение связано с тем, что унитарные предприятия могут быть только трех видов: государственные, муниципальные и федеральные (как на праве оперативного ведения, так и хозяйственного). А все средства для производства определенного вида деятельности выделяются государством.
И при полной ликвидации такого вида организационно-правового юридического лица все состояние уходит либо в государственный фонд, либо, соответственно, муниципальный.
Унитарное предприятие имеет право на хозяйственное ведение этой собственности, но продавать/обменивать/дробить на части и совершать процедуры чреватые частичным повреждением или разрушением объектов МУПа/ГУПа/ФГПа запрещается. После краткого введения пришло время перейти к более углубленному разбору одной из обязательных частей унитарных предприятий – уставный капитал, который разбит на два подвида и по своей сути является их совокупностью.
Общие сведения об уставном капитале унитарного предприятия
Формальное именование капитала УП
Образование уставного капитала из разных по ценности материальных благ вполне возможное явление, в связи с этим уставный капитал имеет, прописанное в федеральном законе и в последствии в уставе унитарной организации, юридическое название – уставный фонд.
Тут стоит указать одну особенность правовой лингвистики – синонимы «уставной» и «уставный» подразумевают одно и тоже, на то они и синонимы, но именно слово «уставный» закреплено во всей терминологии юридического дела. При заполнении важных уставных документов, в момент подачи оных на регистрацию, необходимо удостоверится в правильности написания всех словосочетании, где задействовано данное слово.
Сравнение УК разных субъектов
Регулирующие нормы
Основной федеральный закон, что регулирует УП, последний раз попадал по редакцию 23.05.2016. В него добавили некоторые поправки и дополнения к уже существующим системам МУПа и ГУПа, а также частично переработали систему ФГПов (до 161-Ф3 – ФГУП). Кроме самого федерального закона в регламентации прав унитарных предприятий участвуют некоторые статьи Гражданского кодекса.
Важные особенности
Любое унитарное предприятие, в отличии от акционерных обществ, плотно связано с государством и чаще всего используется для удовлетворения каких-либо потребностей или создания вещей/услуг, которыми пользуется общество. Все излишки прибыли пускаются, чаще всего, в резервные фонды, если информация о создании таковых была заранее задана в уставе унитарного предприятия.
Если унитарное предприятие каждый финансовый месяц увеличивает свою чистую прибыль, то на этот случай в соответствии с уставом производится пополнение поощрительных или стимулирующих фондов для выдачи премиальных средств работникам предприятия. Объем уставного фонда унитарного предприятия подсчитывается исключительно в российских рублях, но фонд может состоять не только из денежных средств. В этом случае проводится инспекция и оценка вложенных активов.
Построение УК УП
Его образование
Уставный капитал учреждается исходя из основных и оборотных ресурсов государственного/муниципального/федерального унитарного предприятия. Состояние обеих ресурсных резервов прописывается в уставе, при его регистрации, отдельно.
Согласно федеральному закону № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», уставный фонд может быть образован денежными средствами, ценными бумагами, облигациями, правами на имущество.
Собственнику унитарного предприятия после регистрации в государственных органах предоставляется срок размером в три полных месяца, на то чтобы закрыть счета денежными средствами или перевести под контроль государства имущество, которое идет на содержание уставного фонда. Если же фонд УП не будет собран в течении 3 месяцев, то собственник обязан подать заявление о самоликвидации унитарного предприятия.
Увеличение и уменьшение
По окончанию формирования уставного фонда унитарного предприятия, у собственников появляется возможность увеличить уставной капитал с помощью излишков оборотных средств, оставшихся после распределения их по внутренним фондам. Для этого от собственника требуется годовая отчетность за истекший год по всем финансовым манипуляциям.
С увеличением уставного фонда собственник должен будет подать документы на изменение устава предприятия (муниципального, государственного) – редактированный экземпляр с изменениями в размерах фонда. Важная деталь – объем изменяемого фонда не может превышать общую сумму, выведенную в чистый актив суммы.
При сокращении оборотных средств и падении их ниже уровня уставного фонда у собственника есть право уменьшить его до необходимого порога. Если этого не произойдет, то собственник, опять же, обязывается в течении 3 месяцев восполнить дефицит недостающих средств. После истекшего срока кредиторы через судебный иск потребуют возместить убытки или закрыть унитарное предприятие полностью.
В завершение, хотелось бы напомнить, что унитарные предприятия практически полностью работают на бюджет государства и каждый финансовый год происходит отчисление некоторой доли прибыли из фондов.
Доля эта вычисляется федеральным органом исполнительной власти не позднее 1 мая, сумма может варьироваться в зависимости от рентабельности предприятия и от программы развития на будущий рабочий год.
Про УК и другие важные особенности унитарных предприятий расскажет видео ниже:
Приватизация муниципального унитарного предприятия преобразование в ооо
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Каков порядок реорганизации в форме преобразования государственного унитарного предприятия в ООО?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]
8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Реорганизация МУП в ООО
Преобразование МУП в ООО
опубликовано: № 37 (1247) — сентябрь 2016
Увеличение уставного фонда унитарного предприятия: особенности бухучета
На фото Татьяна Потапова
Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины Александровой (г. Павловск)
Муниципальное унитарное предприятие: здание числится на балансе в составе основных средств, на его стоимость увеличивается уставный капитал, какие сделать проводки?
Унитарные предприятия вместо уставного (складочного) капитала учитывают уставный фонд, сформированный в установленном порядке.
Уставным фондом унитарного предприятия (в т.ч. муниципального) определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд унитарного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Увеличение уставного фонда унитарного предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) сведения о размере его уставного фонда должен содержать устав государственного или муниципального предприятия.
Решение об увеличении уставного фонда унитарного предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год (п. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).
Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда унитарного предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.
Документы для государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение его уставного фонда, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 4 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).
Какого-либо специального порядка отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с увеличением уставного фонда государственных и муниципальных унитарных предприятий, бухгалтерскими нормативными документами не предусмотрено.
Поэтому, учитывая правовой статус имущества унитарного предприятия, этому предприятию рекомендуется самостоятельно разрабатывать порядок отражения операций, связанных с увеличением уставного фонда, в зависимости от условий его формирования.
В любом случае согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 31.10.
2000 N 94н, увеличение уставного фонда унитарного предприятия за счет вклада учредителя отражается по кредиту счета 80 в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов с органом управления, учредившего унитарное предприятие, для расчетов с которым Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрен субсчет 75-1 «Расчеты по выделенному имуществу», на сумму увеличения уставного фонда.
Что касается дальнейшей корреспонденции счетов по конкретной ситуации, то в вопросе не указано, на каких основаниях у унитарного предприятия на балансе оказалось здание – было ли оно приобретено за счет доходов предприятия от его деятельности или здание было передано учредителем сверх уставного фонда.
Кроме того из содержания вопроса не представляется возможным определить производственную направленность здания – жилое или не жилое, помещения сдаются в аренду с разрешения собственника или используются как, например, заводские помещения в деятельности унитарного предприятия, порядок обложения деятельности предприятия НДС и т.д.
Учитывая множественность возможных вариантов, ответ будет основан на предположении, что в свое время унитарное предприятие за счет доходов от деятельности приобрело здание и использует его в деятельности, облагаемой НДС, как до принятия решения собственника об увеличении уставного фонда предприятия, так и после передачи здания в его уставный фонд. Амортизация начисляется линейным методом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Обозначения субсчетов, используемые в таблицах проводок. К балансовому счету 01 «Основные средства»: 01.1 «Основные средства в эксплуатации»; 01.2 «Выбытие основных средств».
К балансовому счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19.1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»: 19.1.1 «НДС по приобретенным ОС, подлежащий вычету»; 19.1.3 «Восстановленный НДС».
К балансовому счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»: 68.2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
68.4 «Расчеты по налогу на прибыль организаций».
- Учитывая условия примера, до принятия решения собственника об увеличении уставного фонда в бухгалтерском учете унитарного предприятия должны быть сделаны нижеследующие учетные записи.
Содержание операций | Дебет | Кредит | Первичный документ |
Отражены вложения в приобретенное здание |
- 08.4
- 60
- Отгрузочные документы продавца
- Отражена сумма НДС, предъявленная продавцом
19.1.1
- 60
- Счет-фактура
- Принята к вычету сумма НДС
- 68.2
19.1.1
- Счет-фактура
- Здание введено в эксплуатацию
- 01.1
- 08.4
- Свидетельство о праве хозяйственного ведения*, Акт о приеме-передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств
- Произведена оплата стоимости здания
- 60
- 51
- Выписка банка по расчетному счету
- Начислены амортизационные отчисления
- 20 (26 и др.)
- 02
- Бухгалтерская справка-расчет
* — Имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору купли-продажи или иным основаниям, поступает в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном для приобретения права собственности (п. 2 ст. 299 ГК РФ). В этом случае возникает право хозяйственного ведения предприятия, которое влечет возникновение права публичной собственности на это имущество.
Именно поэтому государственную регистрацию права хозяйственного ведения унитарного предприятия на объекты недвижимого имущества, приобретенные по договору или иным основаниям, рекомендовано осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты (п. 2 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утв. Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113).
В то же время Закон N 161-ФЗ предусматривает только два источника для увеличения уставного фонда: имущество, вносимое собственником, и чистую прибыль (п.2 ст.14).
Для справки.
В бухгалтерском учете унитарного предприятия, как у любой коммерческой организации, прибыль формируется полностью по окончании года. Поэтому прибыль текущего года для увеличения уставного фонда не может быть использована.
После принятия собственником решения об увеличении уставного фонда у права хозяйственного ведения на здание, находящееся на балансе унитарного предприятия изменится статус – с права, приобретенного в ходе хозяйственной деятельности, на право, внесенное в уставный фонд, т.е. в отношении описываемого здания одно право прекратится, а другое возникает.
Для справки
Право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).
Право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации собственник распорядился принадлежащим ему имуществом (зданием) следующим образом – сначала «изъял» его у унитарного предприятия, а затем передал этому же унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения то же здание для увеличения уставного фонда.
Передача учредителю имущества по его распоряжению не признается объектом налогообложения по НДС на основании п.п. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ.
В связи с этим часть суммы НДС, принятой к вычету после покупки здания, организация обязана восстановить.
Восстановлению подлежит НДС, относящийся к остаточной стоимости переданного основного средства, которая определяется по данным бухгалтерского учета (п.п. 4 п. 2, ст. 170 НК РФ).
Имущество, уставный фонд и управление унитарным предприятием
За унитарным предприятием закрепляется определённое имущество на праве хозяйственного введения на балансе, позволяющем владеть, пользоваться и распоряжаться в определённых законодательных границах.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется за счет:
- — «имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
- — доходов унитарного предприятия от его деятельности;
- — иных не противоречащих законодательству источников».
Имущество, находящееся у унитарного предприятия на балансе, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления т.е. у имущества унитарного предприятия есть собственник в лице государства.
При этом казенные предприятия менее самостоятельны в распоряжении имущества, чем предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения.
Распоряжаться своим имуществом казенное предприятие может только с согласия собственника. Также собственник определяет порядок использования прибыли предприятия. Без разрешения собственника казенное предприятие не может распоряжаться движимым или недвижимым имуществом.
Собственник вправе изъять имущество неиспользованное, излишнее, а также имущество, используемое не по назначению.
Имущество, закрепленное собственником имущества за предприятием и поступившее иным путем, доходы предприятия от его деятельности, иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации, являются источниками формирования имущества предприятия.
На совершение казенным предприятием любых сделок, связанных с распоряжением или отчуждением иным способом любым имуществом, находящимся на балансе предприятия (не только недвижимостью, как это имеет место в случае с хозяйственным ведением), необходимо согласие собственника, что составляет еще одно отличие правомочий казенного предприятия.
- К примеру, у казенного предприятия ограничены права на распоряжение земельным участком, который находится у него в аренде. Казенное предприятие, которое берет в аренду земельный участок, находящийся в собственности государства не имеет права:
- — отдавать в залог арендные права;
- — сдавать в субаренду данный земельный участок;
- — передавать по договору аренды другим лицам (перенаем) свои права и обязанности;
- — вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
- Предприятия, относящиеся к типу, основанному на праве хозяйственного ведения, пользуются и распоряжаются переданным им имуществом в пределах, определяемых ГК РФ. Законодательство устанавливает следующие ограничения на право распоряжения имуществом унитарных предприятий:
- — ГМП не вправе распоряжаться переданным ему собственником недвижимым имуществом без согласия собственника: продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ либо распоряжаться иным способом;
- — остальным имуществом, принадлежащим унитарному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, однако такое распоряжение допустимо лишь в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой установлены его уставом (это же ограничение распространяется дополнительно и на распоряжение недвижимым имуществом);
- — предприятие не вправе без согласия собственника: предоставлять займы, выдавать поручительства, получать банковские гарантии, осуществлять сделки с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга; а также заключать договоры простого товарищества.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается.
В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется, что объясняется субсидиарной ответственностью собственника по обязательствам такого предприятия.
Однако, но в обоих разновидностях имеют место резервный, жилищный, мобилизационный, социальный фонды, фонд материального поощрения работников, фонд развития предприятия, фонд специального назначения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.
2002 N 161-ФЗ «уставный фонд унитарного предприятия должен быть полностью оплачен собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия.
До завершения формирования уставного фонда, унитарное предприятие не вправе совершать сделки, не связанные с его учреждением». Таким образом, правосубъектность унитарного предприятия в полном объеме возникает только после завершения формирования уставного фонда.
Уставный фонд необходим для формирования минимального размера имущества, которое гарантирует интересы кредиторов предприятия. В ином случае если интересы кредиторов гарантированы субсидиарной ответственностью учредителя, то формирование уставного фонда не требуется.
Уставный фонд унитарных предприятий формируется за счет денежных средств, но может также формироваться с помощью ценных бумаг, иных вещей, а также имущественных прав, имеющих денежный эквивалент.
Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера.
Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.
- В дальнейшем размер уставного фонда может изменяться подобно тому, как это предусмотрено для организаций частного сектора:
- – в случае передачи собственником недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ГУП на праве хозяйственного ведения, уставной фонд ГУП подлежит увеличению и перерегистрации в общеустановленном порядке;
- – в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов ГУП окажется меньше размера его уставного фонда, уставной фонд подлежит уменьшению до размера, не превышающего стоимости чистых активов; соответствующие изменения регистрируются в установленном порядке.
- «Управление государственными предприятиями – это система организационно-экономических отношений между руководителем государственного предприятия и органами управления исполнительной власти по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства».
Основы управления унитарными предприятиями были заложены законом РФ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Особенности управления казенными предприятиями регулируются Постановлением Правительство РФ от 15.12.2007 г. № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий».
Политика в сфере управления федеральными государственными унитарными предприятиями определяется Министерством экономического развития РФ.
- Можно выделить следующие задачи управления федеральными унитарными предприятиями:
- — обеспечение оптимизации состава ФГУП (реорганизация, преобразование в другие организационно-правовые формы, ликвидация ФГУП, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность);
- — внедрение системы экономического мониторинга и контроля функционирования федеральных унитарных предприятий (принятие и реализация программ и стратегий ФГУП, формирование системы оценки показателей деятельности ФГУП и эффективности использования федерального имущества).
- Деятельность унитарного предприятия не находится под непосредственным управлением государства, причем можно выделить несколько специфических механизмов управления деятельностью подобных предприятий со стороны государства.
- Существуют следующие виды механизмов государственного управления деятельностью унитарных предприятий:
- – механизм административного управления;
- – механизм правового управления;
- – механизм экономического управления.
Механизм административного управления реализуется посредством административных и организационных методов (Рис. 3).
- Государство, как собственник решает большой круг вопросов, среди них:
- — вопросы, связанные с распоряжение недвижимым имуществом ГУП;
- Механизм управления государственным предприятием
- Функции
- Методы
- Принципы
- Планирование
- Целособразность
- Экономические
- Организация
- Эффективность
- Руководство
- Административно- контрольные
- Управляемость
- Координация
- Социально-
- психологические
- Воспроизводство
- Контроль
- Гибкость
- Рисунок 3 Механизм управления государственным предприятием
- — осуществляет контроль за пользованием по назначению имущества;
- — определяет цели, предмет и виды деятельности ГУПа;
- — утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контроль за их выполнением;
— осуществляет прием на работу и увольнение руководителя и главного бухгалтера и т.д.
Но, несмотря на то, что собственник унитарного предприятия обладает столь широкими полномочиями, контроль над менеджментом унитарных предприятий со стороны органов государственной и муниципальной власти, осуществляющих права собственника, невелик. Чаще всего ключевую роль в унитарных предприятиях играет менеджмент.
Механизм правового управления и соответствующие ему законодательные и нормативно-правовые методы заключается в законодательном установлении основных принципов, условий и отличительных особенностей функционирования унитарных предприятий.
Наиболее сложным является механизм экономического управления деятельностью унитарных предприятий, реализуемый посредством экономических методов. К основным направлениям государственного управления в рамках экономического механизма можно отнести:
– различные методы бюджетного регулирования: объемы бюджетного финансирования, предоставление бюджетных кредитов, грантов и т.п., величина отчислений из прибыли ГУП в бюджет и др.;
– определение параметров государственного заказа на продукцию ГУП: виды продукции, объемы, цена, порядок расчетов, требования к качеству и т.п.;
– выдачу разрешений руководству ГУП на осуществление сделок, проведение которых по закону невозможно без согласия государства;
– принятие решений об оптимизации структуры ГУП путем слияния, поглощения, выделения либо разделения;
– установление налоговых льгот, особых порядков налогообложения и т.п.;
– иные управленческие воздействия на деятельность ГУП, имеющие экономический характер.
При этом система управления государственным или муниципальным унитарным предприятием отличается от управления иными коммерческими организациями. Управляются такие предприятия одним человеком – директором.
Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган. Основная функция директора предприятия состоит в организации выполнения решений, идущих от собственника имущества унитарного предприятия.
Директор отчитывается перед собственником имущества предприятия, в порядке и в сроки, им определенные.
Если в федеральной или муниципальной собственности имеется имущество, то на его базе образовываются муниципальные казенные предприятия. Они считаются унитарными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на праве оперативного управления с учредительным документом в виде устава.
Собственник-учредитель обладает правом ликвидировать имущество, которое не используется, считается лишним или его применяют не по назначению.
Только собственник дает согласие пользоваться любым имуществом муниципальному казенному предприятию. Название предприятия в обязательном порядке должно содержать слово «казенный».
Кроме того, унитарные предприятия ведут бухгалтерский учет и отчетность, включая учетную политику, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о целевом использовании полученных средств, пояснительную записку. Унитарные предприятия являются плательщиками налога на имущество, транспортного налога, НДС, налога на доходы физических лиц (НДФЛ), водного налога, налога на прибыль, земельного налога, акцизов.
Учет уставного фонда унитарного предприятия
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности государству (Российской Федерации), субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Формирование уставного фонда унитарных предприятий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Устав унитарного предприятия утверждается уполномоченными государственными органами РФ, государственными органами субъекта РФ или органами местного самоуправления.
- Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, и его размер определяется в рублях.
- Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату его государственной регистрации.
- Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату его государственной регистрации.
- Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
- Имущество, передаваемое унитарным предприятиям, принадлежит им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
- Для учета операций по формированию уставного фонда унитарного предприятия также, применяется субсчет 75–1 к счету 75 «Расчеты с учредителями», который применительно к унитарным предприятиям именуется как субсчет 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».
- На этом субсчете унитарные предприятия учитывают расчеты с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
- Регистрация уставного фонда унитарного предприятия отражается по кредиту счета 80 «Уставный капитал» и дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».
- Учетные записи по субсчету 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу» производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью:
-
№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспондирующие счета Дебет Кредит 1 Определено имущество, причитающееся унитарному предприятию от государственного(муниципального) органа в соответствии с учредительными документами 75-1 80 2 Отражена стоимость объекта основных средств, полученного унитарным предприятиемот государственного (муниципального) органа Далее: принят к учету объект основных средств, полученный от государственного(муниципального) органа 08-4 01 75-1 08-4 3 То же, при получении объекта нематериальных активов 08-5 04 75-1 08-5 4 Отражена стоимость оборудования к установке, полученного унитарным предприятиемот государственного (муниципального) органа 07 75-1 5 То же, при получении сырья и материалов 10 75-1 6 То же, при получении животных на выращивании и откорме 11 75-1 7 То же, при получении товаров 41 75-1 8 То же, при получении денежных средств в кассу, на расчетный или валютный счет 50, 51, 52 75-1
Если передача имущества (например, объекта основных средств) в хозяйственное ведение (оперативное управление) осуществляется сверх суммы уставного фонда унитарного предприятия, определенного учредительными документами, то такая операция отражается в бухгалтерском учете следующими проводками (приведенные проводки применяются в том случае, когда уставный фонд унитарного предприятия не был увеличен в установленном законодательством порядке):
№ п/п | Содержание хозяйственных операций | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | ||
1 | Отражена стоимость объекта основных средств, подлежащая получению унитарным предприятием сверх суммы уставного фонда, определенного учредительными документами | 75-1 | 84 |
2 | Отражена стоимость объекта основных средств, полученного унитарным предприятием сверх суммы установленного уставного фонда | 08-4 | 75-1 |
3 | Принят к учету объект основных средств, полученный от государственного (муниципального) органа сверх суммы установленного уставного фонда | 01 | 08-4 |
- По решению государственного (муниципального) органа уставный фонд унитарного предприятия может быть увеличен или уменьшен.
- Увеличение уставного фонда унитарного предприятия осуществляется в установленном законодательством порядке на основании решения государственного (муниципального) органа.
- Увеличение уставного фонда допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному унитарному предприятию недвижимого и иного имущества.
- Увеличение уставного фонда унитарного предприятия может быть произведено за счет дополнительной передачи ему имущества или за счет доходов, полученных им в результате своей деятельности.
- Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.
- В то же время размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.
- Увеличение уставного фонда предприятия за счет дополнительной передачи ему имущества отражается в учете по кредиту счета 80 «Уставный капитал» и дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».
Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия осуществляется в установленном законодательством порядке на основании решения государственного (муниципального) органа.
Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия может быть произведено за счет изъятия имущества. Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия производится органом, принявшим решение об его создании.
Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия за счет изъятия государственным (муниципальным) органом имущества отражается в учете по дебету счета 80 «Уставный капитал» и кредиту субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».
Непосредственное изъятие имущества у унитарного предприятия отражается по дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу» и кредиту счетов учета денежных средств и имущества.
№ п/п | Содержание хозяйственных операций | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | ||
1 | Уменьшен уставный фонд унитарного предприятия на сумму денежных средств и/или имущества, изъятого государственным (муниципальным) органом | 80 | 75-1 |
2 | Отражено изъятие объекта основных средств государственным (муниципальным) органом | 75-1 | 01 |
3 | То же, при изъятии объекта нематериальных активов | 75-1 | 04 |
4 | То же, при изъятии оборудования к установке | 75-1 | 07 |
5 | То же, при изъятии сырья и материалов | 75-1 | 10 |
6 | То же, при изъятии животных на выращивании или откорме | 75-1 | 11 |
7 | То же, при изъятии товаров | 75-1 | 41 |
8 | То же, при изъятии денежных средств | 75-1 | 50, 51, 52 |
- Изъятие имущества, полученного сверх суммы установленного уставного фонда унитарного предприятия, отражается в бухгалтерском учете в обычном порядке с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».
- Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше указанного выше минимального размера уставного фонда.
- Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного (муниципального) предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов.
- Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного (муниципального) предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.
- Стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.
- В заключение отметим, что в пассиве баланса по разделу «Капитал и резервы» (строка 410 «Уставный капитал») показывается в соответствии с учредительными документами величина уставного (складочного) капитала организации, а по государственным и муниципальным унитарным предприятиям — величина их уставного фонда (сальдо счета 80).
- В этом же разделе после строки 410 по статье «Собственные акции, выкупленные у акционеров» показываются фактические затраты организации по выкупу собственных акций и долей (сальдо счета 81).