Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст.

6 федерального закона  об оперативно-розыскной деятельности включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий, проведение ко­торых имеет зачастую значительную временную протяженность, от несколь­ких часов до нескольких месяцев и лет.

Кроме того, для обеспечения наступательности в борьбе с преступностью от оперативных работников тре­буется наряду с быстрым реагированием на различные криминальные ситуа­ции соответствующая организационная подготовка специальных сил и средств.

Для принятия оперативным работником решения о про­изводстве оперативно-розыскных мероприятий должны быть поводы и основания.

Поводами могут являться поступившие к оперативному сотруднику источники сведений о признаках про­тивоправного деяния (события, процесса, явления), которые входят в сферу оперативно-розыскных отношений. Поводы могут выступать в письменной форме (оперативно-служебные документы, поручения следователя и др.) и устной в случаях необходимости быстрого реагирования на развитие крими­ногенной ситуации.

Основание – это содержащиеся в поводах фактические данные о непос­редственных признаках общественной опасности и противоправности деяния, требующие оперативного реагирования. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий можно разделить на фактические и юридические (формальные).

Фактические основания – это объективные непосредственные причины проведения оперативно-розыскных мероприятий, представленные в виде фактической информации о при­знаках конкретных противоправных деяний или указаний законодателя.

По характеру причины различают следующие фактические основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (федеральный закон  об оперативно-розыскной деятельности):

· необходимость решения задачи предупреждения совершения преступ­ления и поиска латентных преступлений (ст. 1, 2); наличие данных о совершении преступления (ч. 1 ст. 7);

· наличие фактических данных о безвестном отсутствии лица (п. 4 ч. 1 ст. 7);

· необходимость соблюдения административно-правовых режимов (ст. 5, ч. 1 и 2 ст. 7);

· необходимость исполнения международного договора России (п. 6 ч. 1 ст. 7).

Юридические основания – это предусмотренные оперативно-розыскным законодательством или иным нормативным актом и поступившие к оператив­ному работнику источники фактической информации (как правило, документально оформленные), которые должны содержать сведения о фактическом основании для проведения оперативно-розыскных мероприятий. К их числу относятся:

· наличие возбужденного уголовного дела (ч. 1 ст. 7);

· поручение следователя, органа дознания, указания прокурора или определе­ния суда по уголовным делам, находящимся в их производстве (ч. 3 ст. 7).

Рассмотрим более подробно каждое, из обозначенных в ст. 7 федерального закона  об оперативно-розыскной деятельности оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Наиболее значимым основанием для начала проведения оперативно-розыскных мероприятий является наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту.

При этом не имеет значение, кем возбуждено уголовное дело (органом дознания, в том числе субъектом об оперативно-розыскной деятельности, следователем или судом) и в чьем производстве оно находится.

В соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ после направления уголовного дела прокурору орган дознания может проводить по нему неотложные следствен­ные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

В случае если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан прини­мать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

При отсутствии отдельного поручения следователя оператив­ный работник вправе самостоятельно принимать решение о производстве необходимых оперативно-розыскных мероприятий.

О ходе и результатах своей деятельности в этом случае оперативный работник уведомляет следователя по своей инициативе.

Актив­ность оперативного работника не должна сковываться отсутствием докумен­та, подписанного следователем, и всецело зависеть от его квалификации и от его знаний о возможностях негласных методов раскрытия пре­ступлений.

К числу оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий относятся следующие сведения, полученные преимущественно оперативно-розыскным путем:

1) сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершен­ного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

Они могут быть получены путем анализа и оценки опера­тивной обстановки, изучения образа жизни подозреваемого, его связей с кри­миногенной средой и др.

Под подготавливаемым, совершаемым или совершенным противоправном деянием следует понимать совершение пре­ступления на различных стадиях: неоконченного (приготовление и покушение) и оконченного (ст. 29, 30 УК РФ);

сведения о признаках противоправного деяния.

Они могут содержаться в пись­мах, заявлениях граждан, сообщениях должностных лиц предприятий, учрежде­ний, организаций, средствах массовой информации, а также конфиденциальных сообщениях.

Это, как правило, первоначальные сведения о признаках пре­ступления, которые еще не содержат достаточных оснований для возбуждения уголовного дела и нуждаются в проверке оперативно-розыскным путем. Принятие решения по ним, как пра

1) вило, сопровождается дефицитом време­ни, противоречивостью и ограниченностью информации;

2) сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государствен­ной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Подоб­ные события могут протекать независимо от воли людей (например, землетрясения, наводнения, радиоактивные выбросы и т.п.). Вместе с тем под действием за­конодательство предусматривает общественно опасное, активное поведение человека;

3) сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания. Они могут содержаться в материа­лах, оформляемых следователем при объявлении лица, подлежащего при­влечению к уголовной ответственности, в розыск, ориентировках ОВД, розыскных заданиях, а также конфиденциальной информации. К скрывшимся лицам относятся:

  • — обвиняемые, не находившиеся под стражей и нарушившие меру пре­сечения;
  • — обвиняемые, совершившие побег из-под стражи на предварительном следствии;
  • — осужденные, совершившие побег при конвоировании;
  • — осужденные, совершившие побег из мест лишения свободы.

4) сведения о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознан­ных трупов. Они могут содержаться в заявлениях и сообщениях граждан, должно­стных лиц и других источниках.

К числу оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, относятся поручение следова­теля, органа дознания, указание прокурора или определение суда по делам, находящимся в их производстве. При этом поручение может даваться следо­вателем в письменной форме (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ) оперативно-розыскному органу любого ведомства (МВД, ФСБ, налоговой полиции и др.).

В письменном поручении следователя четко формулируются вопросы, подлежащие выяснению, и излагается информация, необходимая для выполнения этого поручения. Срок выполнения поручения не должен превышать 10 суток.

При невозможности его выполнения за этот период следователь и руководитель соответствующего подразделения определяют срок с учетом обстоятельств дела.

При даче поручения следователь вправе сообщить известные ему данные, которые могут способствовать его выполнению, но он не правомочен давать указания об использовании для этой цели определенных сил, средств и методов, так как это относится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов.

После направления уголовного дела прокурору орган дознания может проводить по нему оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя, уведомляя последнего об их результатах.

Прокурор на основании п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ также уполномочен давать указания органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Однако подобные указания не должны касаться места и времени проведения негласных мероприятий, а также сил и средств, задействованных при их осу­ществлении. Все эти вопросы решаются самостоятельно руководителем опе­ративного подразделения.

Обязательным для исполнения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, явля­ется также определение суда о розыске скрывшегося подсудимого, вынесен­ного на основании ч.

Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

3 ст. 253 УПК РФ.

Результаты выполнения оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по поручению следователя, ука­занию прокурора или по решению суда, как правило, оформляются рапортом оперативного работника, содержащим сведения, имеющие значение для рас­крытия, расследования преступления или вынесения приговора по делу в суде.

К числу оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий относятся также  запросы других российских органов (п. 4 ч. 1 ст. 7 федерального закона  об оперативно-розыскной деятельности), международных правоохрани­тельных организаций и правоохранительных органов иностранных госу­дарств в соответствии с международными договорами России (п. 6 ч. 1 ст.

7 федерального закона  об оперативно-розыскной деятельности). Запрос представляет собой официальный оперативно-служеб­ный документ, направляемый другому органу, который может располагать фактической информацией, имеющей значение для решения задач ОРД.

К другим правоохранительным органам, осуществляющим ОРД, относятся: ФСБ, ФПС, ФТС, органы внешней разведки, оперативные подразделения Минюста, ФСО и др.

Наиболее известной международной организацией является Междуна­родная организация уголовной полиции (Интерпол). В нее входят 177 госу­дарств, в том числе и Россия (с 1990 г.).

Штаб-квартира Интерпола расположена в г. Лионе (Франция). Кроме того, в 1991 г. создан Европол (орган Европейского Совета для борьбы с незаконным оборотом наркотиков).

Однако конвенция о Европоле находится еще на стадии ратификации.

Между Россией и Республикой Беларусь на основании Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств – участников СНГ существуют упрощенные взаимоотношения оперативных подразделений.

Следующим основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий является постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц (п. 5 ч.1 ст. 7 федерального закона  об оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с федеральным законом  «О государственной защите судей, должнос­тных лиц правоохранительных и контролирующих органов» 1995 г. защите под­лежат:

  1. 1) судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, присяж­ные заседатели;
  2. 2) прокуроры;
  3. 3) следователи;
  4. 4) лица, производящие дознание;
  5. 5) лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
  6. 6) сотрудники ОВД, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приго­воров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным де­лам, постановлений органов расследования и прокуроров;
  7. — сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
  8. — военнослужащие внутренних войск МВД РФ, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооружен­ных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;
  9. 7) сотрудники органов контрразведки;
  10. 8) сотрудники федеральных органов налоговой полиции;
  11. 9) судебные исполнители;
  12. 10) работники контрольных органов Президента РФ и глав администра­ций субъектов РФ, осуществляющих контроль за исполнением зако­нов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;
  13. 11) сотрудники федеральных органов государственной охраны;
  14. работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лес­ной охраны, органов санэпидемнадзо
  15. 1) ра, контрольно-ревизионных под­разделений Минфина РФ и финансовых органов субъектов РФ, счетной палаты РФ;
  16. 2) близкие лиц, перечисленных в пунктах 1 – 12.
  17. Чаще всего в адрес практических работников, осуществляющих предва­рительное расследование, высказывались следующие угрозы: физической расправы (83 %); убийством (33 %); насилия над близкими (17 %); разглашение сведений, порочащих честь и достоинство (12 %); уничтожение имущества (12 %).
  18. Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц являются:
  19. · заявление должностного лица, в отношении которого имеется угроза посягательства на его жизнь, здоровье, имущество в связи с его слу­жебной деятельностью;
  20. · обращение к председателю суда или руководителю правоохранитель­ного органа о наличии реальной угрозы безопасности указанного лица;
  21. · получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной ин­формации о наличии угрозы в отношении должностных лиц правоохра­нительных и контролирующих органов.
Читайте также:  Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне

Перечисленные лица ставится в известность о проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях обеспечения их безопасности.

При этом допускается проведение ме­роприятий, ограничивающих конституционные права этих лиц без судебного решения при наличии их письменного согласия.

Порядок проведения мер за­щиты и осуществления при этом оперативно-розыскных мероприятий устанавливается ведомственными нор­мативными актами.

Законом определен круг органов, на которых возлагается применение мер безопасности. Ими являются ОВД, контрразведка, налоговая полиции, в кото­рых создаются специальные подразделения. В настоящее время в ОВД эта функция возлагается на управление собственной безопасности.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий также впра­ве собирать данные, необходимые для принятия следующих решений:

1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

Направленность и объем проверочных мероприятий, проводимых оперативно-розыскным органом, зависит от степени секретности сведений, к которым допускается оформляемое лицо.

В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий выявляются основания, препятствующие допуску лица к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (ст. 22 закона РФ «О государственной тайне»);

2) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей, а также для окружающей среды.

К подобным объектам относятся организации и предприятия (государственные, частные, военные и гражданские), связанные с производством, обращением, хранением и утилизацией радиционно опасных материалов или компонентов ядерного оружия, оборотом химических, бактериологических веществ и их отходов и др.;

о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления, и об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Поскольку оперативно-розыскная деятельность осуществляют только уполномоченные законом лица, а сведения, полученные в ходе её осуществления, являются закрытыми, то оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться в отношении сотрудников, принимаемых на работу в оперативные подразделения, кандидатов на учебу в вузы МВД, ФСБ, которые в соответствии со своими функциональны­ми обязанностями будут иметь допуск к секретным документам. Существенное

1) значение имеют оперативно-розыскные данные при при­влечении конкретных лиц к конфиденциальному сотрудничеству. Они позво­ляют получить необходимую информацию о лице, установить мотивы его сотрудничества, возможности в сфере борьбы с преступностью и др.;

2) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятель­ность. В соответствии с действующим законодательством частная детектив­ная и охранная деятельность в России является лицензионной. Выдача лицензии производится лицензионно-разрешительными подразделениями ОВД. В соответствии со ст. 6 закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» 1992 г.

органы внутренних дел вправе устанавливать дос­товерность изложенных в представленных документах сведений, чтобы при­нять решение о выдаче лицензии. Сбор сведений в ходе оперативно-розыскных мероприятий производится в целях установления основа­ний, препятствующих выдаче лицензий (психического заболевания, наркома­нии, наличия судимостей за умышленные преступления и др.).

При наличии перечисленных оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативный работник с учетом опыта, наличия необходимых сил, средств и времени при­нимает решение о целесообразности конкретных действий. Вместе с тем не­которые оперативно-розыскные мероприятия могут существенно нарушать конституционные права граждан, поэтому требуется соблюдение определенных условий их проведения.

Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий закреплены в статье 7 Закона «Об ОРД». В первой части данной статьи перечислено шесть оснований для проведения любых оперативно-розыскных мероприятий.

Первым в этом перечне названо наличие возбужденного уголовного дела. Для проведения оперативно-розыскных мероприятий по данному основанию не имеет значения кем (органом дознания или следователем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится.

По возбужденным уголовным делам, находящимся в производстве следователя оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться как по его поручению, так и без такового (ст.157 УПК РФ).

Если уголовное дело возбуждено по факту неочевидного преступления, то оперативные аппараты, являясь одновременно органом дознания обязаны в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства принять необходимые оперативно-розыскные меры для установления преступника.

В таких случаях даже отсутствие поручения следователя по находящемуся в его производстве нераскрытому делу не должно сковывать инициативы и активности оперативных работников, результатах проводимых оперативно-розыскных мероприятий по возбужденному уголовному делу оперативные подразделения должны уведомлять следователя.

Вторым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является получение оперативным аппаратом органа внутренних дел сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. К этому же основанию закон относит получение сведений о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, а также о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления могут содержаться в заявлениях, письмах и выступлениях граждан, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, средствах массовой информации, а также конфиденциальных сообщениях. Это, как правило, первоначальные сведения о признаках преступления, которые нуждаются в проверке с помощью оперативно-розыскных мероприятий.

Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия или уклоняющихся от уголовного наказания, могут содержаться в ориентировках органов внутренних дел, розыскных заданиях, постановлениях о розыске обвиняемого, оперативно-справочных учетах, а также в конфиденциальной информации.

Третьим основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является поручение следователя, органа дознания, указание прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Согласно уголовно-процессуальному законодательству такие поручения, указания и определения должны даваться в письменном виде.

Указания прокурора о проведении ОРМ в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть даны по любым делам находящимся в производстве у него либо у следователя прокуратуры. Если уголовное дело находится в производстве у следователя ОВД, прокурор обязан дать указание следователю, который может конкретизировать его в своем поручении органу, осуществляющему ОРД.

Поручения и указания органам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия, не должны содержать предписаний о проведении конкретных ОРМ, их месте, времени и тактике. Все эти вопросы оперативные работники решают самостоятельно. Выполнение таких поручений согласно статье 14 закона «Об ОРД» — обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Четвертым основанием для проведения ОРМ являются запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Такие запросы должны быть оформлены в письменном виде, подписаны руководителем органа внутренних дел соответствующего уровня. В запросе следует перечислить конкретные оперативно-розыскные мероприятия, которые надлежит провести.

Если оперативно-розыскное мероприятие требует вынесения постановления соответствующего должностного лица или судебного решения, то все необходимые документы должны направляться вместе с запросом.

Пятым основанием для проведения ОРМ являются постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В ее соответствии с федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г.

на органы внутренних дел возлагается осуществление мер безопасности судей, народных и присяжных заседателей, прокуроров, следователей, должностных лиц контролирующих органов.

  • Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица являются:
  • — заявление должностного лица, в отношении которого имеется угроза посягательства на его жизнь, здоровье или имущество в связи с его служебной деятельностью;
  • — обращение председателя суда либо руководителя соответствующе правоохранительного органа;
  • — получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной информации о наличии угрозы в отношении должностного лица.

Фактическим основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы.

Органы внутренних дел, получив заявление (обращение, информацию) о наличии угрозы безопасности должностного лица, обязаны в течение трех суток принять решение о применении мер безопасности, либо об отказе в применении, а в случаях не терпящих отлагательства — применить их незамедлительно.

В случае принятия решения о применении мер безопасности выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления, которое следует рассматривать как юридическое основание для применения оперативно-розыскных меро­приятий.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях обес­печения безопасности защищаемого, его обязаны ставить в известность о проводимых мероприятиях. Проведение оперативно-розыскных меро­приятий, ограничивающих конституционные права защищаемых лиц, допускается без судебного решения, при наличии их письменного согласия.

Шестым основанием для проведения оперативно-розыскного мероприятия являются запросы международных правоохра­нительных организаций и правоохранительных органов зарубежных стран в соответствии с международными договорами Российской Феде­рации. По запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств могут, как прави­ло, проводиться только те оперативно-розыскные мероприятия, которые не требуют судебного решения.

  1. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных меро­приятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну пе­реписки, телефонных переговоров, а также на неприкосновенность жили­ща, следует в порядке, предусмотренном статьей 9 закона «Об ОРД», получить решение судьи по месту проведения мероприятия.
  2. В части 2 статьи 7 закона «Об ОРД» определены основания для осуществления отдельных оперативно-розыскных мероприятий в целях сбора сведений, необходимых для принятия решения:
  3. 1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
  4. 2) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
  5. 3) о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
  6. 4) об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ.
  7. 5) по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  8. 6) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
Читайте также:  Статья 18.1. Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала)

Сбор данных, необходимых для принятия решений, перечисленных в п.п. 1-3 этой нормы закона, осуществляется, подразделениями ФСБ РФ.

Органы внутренних дел вправе проводить отдельные оперативно-розыскные мероприятия для сбора необходимых сведений при установлении или поддержании с лицом конфиденциального сотрудничества.

Выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, которые проводят сбор необходимых сведений. В соответствии со статьей 6 закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г.

органы внутренних дел вправе устанавливать досто­верность изложенных в представленных документах сведений, чтобы принять решение о выдаче лицензий, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение.

Кроме того, можно про­верить его по учетам психиатрических и наркологических лечебных учреждений, оперативно-справочным учетам органов внутренних дел, устано­вить причины увольнения с прежнего места работы.

В целях сбора информации для принятия вышеперечисленных решений, не могут применяться оперативно-розыскные мероприятии, ограничивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища. В то же время дня обеспечения собственной безопасности оперативных аппаратов органон внутренних дел могут проводиться любые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные статьей 6 закона «Об ОРД».

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскные мероприятия на примере статей 6 и 7

Разберем основания проведения оперативно-розыскных мероприятий и его процесс на примере статьей 6 и 7.

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

  1. Опрос.
  2. Наведение справок.
  3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
  4. Проверочная закупка.
  5. Исследование предметов и документов.
  6. Наблюдение.
  7. Отождествление личности.
  8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  10. Прослушивание телефонных переговоров.
  11. Снятие информации с технических каналов связи.
  12. Оперативное внедрение.
  13. Контролируемая поставка.
  14. Оперативный эксперимент.
  • Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только Федеральным законом.
  • В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.
  • Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  • Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
  • Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
  • Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
  • Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.
  • Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

  1. Наличие возбужденного уголовного дела.
  2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
    • признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
    • событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
    • лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
    • лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
  3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
  4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
  5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

  1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
  2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
  3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
  4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
  5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Если вам нужна помощь по вашему делу — звоните нам, предварительная консультация и оценка перспективы вашего дела по телефону будут честными и бесплатными!

Оперативно-розыскная деятельность

Url

Дополнительная информация:

— п.2 ч.2 75 УПК  показания свидетеля, без источника — недопустимы

— показания свидетеля, не способного указать источник информации являются недопустимыми (п.2 ч.2 75).

— оперативники же ссылаются на ч.1 12 N 144-ФЗ, которая допускает сокрытие источников сведений.

— но в пп.1 п.2 ч.1 7 N 144-ФЗ указано, что основаниями для проведения ОРМ являются сведения о признаках противоправного деяния.

  • — то есть, речь идет именно о конкретных сведениях.
  • — а сведения, это не слухи и предположения — а информация:
  • а) исходящая из конкретного источника.
  • б) проверяемая, то есть которую возможно проверить путем исследования (допроса) этого источника.
  • Оспаривание
  • — если доказательство основывается на оперативной информации, то надо «бить» (указывать в жалобе) по двум аспектам (указывать на них в жалобе):

Url

Дополнительная информация:

  1. п.9 Пленума № 55 результаты ОРМ допустимы только если они:
  2. п.9 Пленума № 55 проведены — для задач из 2 144-ФЗ
  3. п.9 Пленума № 55 проведены — при наличии оснований из 7 N 144-ФЗ
  4. п.9 Пленума № 55 проведены — с соблюдением условий из 8 N 144-ФЗ
  5. п.9 Пленума № 55 должен быть — соблюден порядок передачи
  6. п.9 Пленума № 55  должны быть закреплены — процессуальными действиями

а) оперативная информация — не проверена в судебном заседании (ссылайтесь на п.9 Пленума № 55, он устанавливает требования к использованию результатов ОРМ).

б) оперативная информация уже не может быть проверена (или это крайне затруднительно). То есть достоверность сведений уже невозможно проверить, и сомнения нереально устранить. Если же сомнения неустранимы, то они должны трактоваться только в пользу обвиняемого (ч.3 14 УПК).

  • Зависит от роли в доказательственной базе
  • — как неоднократно говорилось: при «выбивании» доказательства, дальнейшая судьба дела (возврат дела или смягчение приговора) зависит в первую очередь — от роли которую играет конкретное доказательство в доказательственной базе.
  • — то есть, признание одного из доказательств недопустимым приведет к возврату дела прокурору:
Читайте также:  Уголовное законодательство - советы юриста

а) при условии, что совокупность иных доказательств, оставшихся в уголовном деле — не может считаться достаточной (ч.1 88 УПК) для оставления приговора неизменным.

б) при условии, что кассационный суд не может сам устранить  нарушения. Кассация должна постараться сама устранить нарушения (п.19 Пленума № 19). Например, кассационный суд может оправдать осужденного по одному из эпизодов, без возврата дела прокурору.

Нарушения при оформлении

— на практике, в качестве зацепки может служить какое-либо нарушение при оформлении ОРД. Иллюстрация: Кассационное определение Девятого кассационного суда от 12.02.2020 N 77-45/2020. К отмене приговора привело отсутствие в деле постановления суда о разрешении прослушки.

Отсутствие сведений до проведения ОРМ

— а вот нарушения не связанные с неправильным оформлением использовать для защиты затруднительно.

— например: ст.7 N 144-ФЗ требует, чтобы до производства ОРМ были сведения о готовящемся преступлении.

— а если при обжаловании удастся доказать, что сведений о готовящемся преступлении не было, то приведет ли это к изменению приговора ?

— на практике, если  в результате такого безосновательного ОРМ были к примеру изъяты запрещенные предметы — то сам факт наличия этих предметов уже достаточен. Ну и что, что проверочная закупка была «наугад», результат ее — протокол изъятия, который уже является доказательством.

Провокация

Перспективной для обжалования в вышестоящих судах является ситуация, когда сотрудники полиции подталкивают лицо к совершению преступления, либо имея возможность пресечь его деятельность — специально ожидают совершения им новых эпизодов. Подробнее об этом можно прочитать здесь: Провокация к совершению преступления, недопустимость таких доказательств.

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

К оглавлению

Скачать или читать полный текст в формате PDF по ссылке — http://kalinovsky-k.narod.ru/b/chechetin_2012/Chechttin_2012.pdf

§ 3. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

Статья 7 Закона об ОРД, закрепляющая основания для проведения опера- тивно-розыскных мероприятий, оспаривалась в обращениях граждан в Конституционный Суд по различным основаниям. Так, в жалобе гражданки И.Г. Черновой была поставлена под сомнение конституционность положения пп. 1 п. 2 ч.

1 этой статьи, предусматривающего в качестве одного из оснований для проведения ОРМ получение оперативно-розыскными органами сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. По мнению заявительницы, данное положение позволяет проводить ОРМ по административным и иным правонарушениям, не являющимся уголовно наказуемыми деяниями, «по какому угодно поводу и в отношении какого угодно гражданина» и потому противоречит ст. 23, 24 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

По этому вопросу Конституционный Суд в Определении от 14 июля 1998 г. № 86-0 разъяснил, что под противоправным деянием Закон об ОРД подразумевает лишь уголовно наказуемое деяние, т.е. преступление. Если в ходе проведения ОРМ обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то в силу ст. 2 и ч. 4 ст. 10 Закона дело оперативного учета подлежит прекращению.

Эта правовая позиция получила свое подтверждение и развитие в Определении от 22 апреля 2005 г. № 198-0 по жалобе гражданина А.А. Верещагина, руководителя коммерческого предприятия, оспорившего конституционность ст.

7 Закона об ОРД, на основании которой сотрудники ОВД провели в помещении его предприятия контрольную закупку автозапчастей для установления факта продажи товаров без применения контрольно-кассовых машин.

В этом решении Конституционный Суд установил, что, согласно Закону об ОРД, органы, осуществляющие ОРД, могут проводить ОРМ на основании ставших им известными сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Когда же в ходе ОРД обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об ином виде правонарушения, то проведение ОРМ должно быть прекращено. Из законодательных норм, как подчеркнул Суд, также следует, что если отсутствие в деянии признаков преступления выявляется до начала указанной деятельности или это следует из сведений, поступивших в оперативно-розыскные органы, то проведение на основании таких сведений каких-либо ОРМ в соответствии с пп. 1 п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД не может быть начато.

В уже упоминавшейся жалобе гражданина А.Н. Чукова оспаривалась конституционность положений ст. 7 Закона об ОРД, на основании которых в ходе проверки оперативной информации о его причастности к совершению террористических актов он приглашался в ОВД для опроса, дактилоскопирования и фотографирования.

В Определении, вынесенном по результатам проверки этой жалобы, Конституционный Суд разъяснил, что часть 3 ст. 55 Конституции РФ допускает в конституционно значимых целях возможность соразмерного ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Ряд такого рода ограничений предусматривается Законом об ОРД, которым на органы, осуществляющие ОРД, возложена обязанность выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, а также выявлять и устанавливать лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В указанном решении также отмечалось, что в соответствии со ст.

7 Закона об ОРД оперативно-розыскные мероприятия, в том числе связанные с ограничениями конституционных прав граждан, в случае отсутствия достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, могут быть проведены на основании полученных соответствующими органами сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших. Наличие указанного основания для проведения ОРМ является обязательным и в случае проведения таких направленных на пресечение и раскрытие преступлений мероприятий, как опрос и сбор образцов для сравнительного исследования.

Целью данных ОРМ, как установил Конституционный Суд, является сбор юридически значимой информации, ее последующая проверка, сопоставление и оценка фактов, свойств или признаков двух или более объектов.

Эти ОРМ не предполагают сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица иначе как на основаниях, установленных Законом об ОРД для целей и задач осуществления ОРД, с обеспечением при их проведении соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Названные мероприятия и собственно следственные действия совершаются в различных правовых режимах и имеют самостоятельные правовые основы — соответственно Закон об ОРД и УПК РФ. Таким образом, опрос и сбор образцов для сравнительного исследования в ходе проведения указанных действий относятся к мерам проверочного характера, предполагают сбор информации о лицах, фактах, обстоятельствах, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

В жалобе гражданина A.JL Мазы, бывшего командира войсковой части, осужденного гарнизонным военным судом за покушение на дачу взятки должностному лицу, оспаривалась конституционность ст. 7 и 8 Закона об ОРД, которые, по его мнению, содержат неопределенность относительно оснований и порядка проведения оперативного эксперимента и допускают его произвольное применение.

Поводом для такого утверждения стало весьма пространное описание оснований для оперативного эксперимента в постановлении о проведении данного ОРМ, из которого следовало, что необходимость в его проведении основывалась на предположениях сотрудника ФСБ о возможном предложении ему взятки, анализе поведения заявителя, его жестикуляции и психологического состояния. По утверждению заявителя, постановление о проведении оперативного эксперимента было вынесено при отсутствии какой-либо объективной информации о его намерении дать взятку, а потому было безосновательным. В то же время из представленных им материалов следовало, что в ходе оперативного эксперимента он поместил в служебный кабинет, предоставленный исполняющему служебные обязанности сотруднику ФСБ, в отсутствие последнего, портфель с предназначавшимися тому денежными средствами в размере 1,5 млн руб. в качестве взятки за сокрытие в итоговом документе выявленных по результатам проверки нарушений. Непосредственно после этого заявитель был задержан сотрудниками ФСБ, и доказательством его вины в совершении преступления явилась, помимо изъятых денежных средств, аудиозапись переговоров, полученная в результате оперативного эксперимента.

Конституционный Суд своим Определением от 28 мая 2009 г.

№ 641-0-0 отказал в принятии к рассмотрению данной жалобы, поскольку заявителем, по существу, выражалось несогласие с обоснованностью проведенного в отношении его оперативного эксперимента; установление же соответствия требованиям закона действий должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, к компетенции Конституционного Суда не относится.

Обращает на себя внимание тот факт, что жалобы граждан на положения ст. 7 Закона об ОРД, как правило, связаны с формальным подходом к составлению постановлений о проведении тех или иных ОРМ.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что решения на проведение ОРМ должны быть в обязательном порядке мотивированными и основываться на конкретных сведениях, свидетельствующих о наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления.

Ссылка на основную публикацию