Статья 11.1. Совет по сохранению культурного наследия и развитию международного обмена культурными ценностями

Приветствие участникам и гостям Совета от имени Мэра Москвы Сергея Собянина зачитал глава ДВМС Сергей Черёмин. «Это большое событие в сфере сохранения памятников архитектуры, которое впервые проводится в дистанционном формате.

Пандемия коронавируса – серьезная проблема для всего мира, но даже она не может воспрепятствовать общению специалистов, занимающихся очень важным, благородным и красивым делом.

Правительство Москвы высоко оценивает и поддерживает работу ЮНЕСКО и ИКОМОС по сбережению исторического наследия», — говорится в послании.

«Сегодня российская столица является одним из мировых лидеров в области реставрации творений минувших эпох. За последние десять лет в нашем городе отреставрировано полторы тысячи объектов культурного наследия.

Число памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось в пять раз.

А общественное пространство Москвы вновь украсили шедевры архитектуры, которые вызывают гордость москвичей и притягивают многочисленных туристов», — отмечается в приветствии.

Сергей Черёмин выразил уверенность, что форум станет отличной онлайн-площадкой для обмена мнениями и опытом, послужит развитию международного сотрудничества в области сохранения культурного наследия, и пожелал участникам Совета здоровья, плодотворного общения и новых совместных проектов.

В рамках видеоконференции участникам продемонстрировали фильм об итогах реставрационных работ на московских исторических объектах: восстановление фонтана «Дружбы народов» и открытие некоторых павильонов ВДНХ, возвращение исторического облика Миусского трамвайного депо и ряд других.

Статья 11.1. Совет по сохранению культурного наследия и развитию международного обмена культурными ценностями

Участники конференции также поделились опытом работы в период эпидемиологических ограничений. По мнению главного архитектора Вестминстерского дворца Адама Ватробски, перерыв в потоке туристов пошел на пользу микроклимату здания. «Снижение антропогенной нагрузки позвонило нам скорректировать действия по восстановлению исторического облика», — подчеркнул он.

Эхсан Мохаммадхусейни, археолог, ведущий эксперт Департамента внешних связей Муниципалитета Тегерана, отметил, что есть и отрицательный фактор в ограничениях на посещение туристов.

«Из-за ограничений и нехватки туристов страдают исторические музеи, площадки, памятники, так как значимая часть финансирования на восстановление и поддержку исторических памятников обеспечивается за счет туризма», — пояснил он.

Также в программе экспертного совета запланированы онлайн-посещения ВДНХ, Северного речного вокзала, ГЭС-2, комплекса «Дом Наркомфин», а также Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26» («КАДР 26»).

Организаторы мероприятия — Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы и Департамент культурного наследия столицы.

Работа Совета продлится до 25 сентября. Онлайн-трансляции и записи доступны на сайте мероприятия.

Роль международных организаций в охране культурных ценностей

Статья 11.1. Совет по сохранению культурного наследия и развитию международного обмена культурными ценностями

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее известные международные организации, в деятельность которых входит охрана всемирного культурного наследия. Анализируется роль каждой международной организации в вопросах охраны ценностей культуры, а также международно-правовых документов в данной сфере.

Ключевые слова: памятники культуры, международная охрана, ЮНЕСКО, Генеральная Ассамблея ООН.

В наш век высоких технологий древние памятники культуры, к сожалению, подвергаются самым различным опасностям, что обуславливает необходимость сотрудничества между государствами в области международной охраны культурных ценностей.

Что де подразумевается под термином «международная охрана культурных ценностей»? Данное обозначение применяется весьма условно – здесь можно говорить о существующей на сегодняшний день совокупности международно-правовых норм, которыми регламентируется сотрудничество между странами в вопросах сохранения и использования этих ценностей.

Неутешительна и статистика преступлений в сфере культурных ценностей: так, во второй половине 20-го столетия наряду с контрабандой наркотических средств самым распространенным преступлением стали хищения и сбыт произведений искусства.

Например, в 1975 году зафиксировано 33 840 случаев краж шедевров мирового искусства, что на 7600 больше, чем в предыдущем, причем свыше 50 процентов всех хищений пришлось на Западную Европу.

[5] И на данный момент наблюдается стремительный рост преступлений, связанных с незаконным вывозом из развивающихся стран ценных археологических находок и других предметов древности.

Особенно рассматриваемая нами проблема затрагивает внимание такой крупнейшей международной организации, как ООН. Так, Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций  были приняты специальные резолюции по проблемным вопросам сохранения культурных ценностей.

Другая, не менее значимая резолюция получила название «Сохранение и дальнейшее развитие культурных ценностей», и содержала в себе призыв к правительствам всех стран уделить внимание тому, чтобы принимать меры по сохранению и реставрации мест особого исторического значения, также государства-члены обязаны соблюдать и с уважением относиться к национальному законодательству по охране художественного наследия.[2]Но самой основной организацией международного и межправительственного масштаба, которая уделяет особое внимание вопросам международного сотрудничества в области культуры и науки, является ЮНЕСКО, в состав которой входит более 140 стран.Охрана культурных ценностей осуществляется ЮНЕСКО довольно во многих направлениях, среди которых наиболее важным представляется законотворческая деятельность: ЮНЕСКО разрабатывает и принимает различные конвенции и рекомендации в данной сфере, выступает инициатором проведения международных кампаний по охране выдающихся памятников на территории всего мира.В 1970 году в Венеции прошла конференция среди правительств разных государств по вопросам охраны культурных ценностей, которая была организована ЮНЕСКО. Данная конференция прошла довольно плодотворно, так как были приняты многие важные резолюции, например, резолюция об охране культурных ценностей во время вооруженного конфликта. Но также были затронуты и другие, не менее важные проблемы: например, стремительное развитие туризма.Другая резолюция, посвященная этому же вопросу, имела целью рекомендовать для государств, входящих в состав  ЮНЕСКО, принятие надлежащих и эффективных законодательных мер, с целью сохранить отдельные архитектурные памятники, а также группы зданий.

Все это позволяет сделать вывод о том, что на подобных сессиях и конференциях все более значимое место отводится актуальным проблемам охраны культурных ценностей, которые являются предметом пристального внимания всего прогрессивного человечества.

Но стоит отметить, что вышеназванные проблемы лежат не только в поле внимания ЮНЕСКО, а также и являются предметом рассмотрения различных международных неправительственных организаций, которые тесно сотрудничают с ЮНЕСКО. Одной из таких организаций является Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест.

Состав организации представлен различными административными органами, научными учреждениями, а архитекторами, специалистами в области истории искусства, археологами более чем из 60 стран мира.Сама организация был учреждена в июле 1965 года в Польше.

На данный момент организация создала национальные комитеты в 58 государствах, плюс еще и международные специализированные комитеты, задачей оного из которых является решение проблемных вопросов законодательства об охране памятников.

В своей деятельности организация руководствуется Венецианской хартией – положением о консервации и реставрации памятников, принятым в 1964 г. [3]Среди других международных неправительственных организаций широко известен также Международный совет музеев (ИКОМ), созданный в ноябре 1946 года, однако начавший свою деятельность лишь в мае 1947 года.

В состав данной организации входит почти 6 тысяч членов, являющихся представителями 109 государств.[7] Своей целью организация объявила укрепление сотрудничества между государствами среди музейных учреждений, координирование их деятельности и деятельности других учреждений науки и культуры.

Данная организация способствует возникновению взаимопонимания между разными народами, путем распространения культуры.И, пожалуй, стоит отметить также и такие неправительственные организации, как Международный союз архитекторов (МСА) и Международный союз официальных туристических организаций (МСОТО).

[6] Их деятельностью является охрана исторических памятников. В состав МСА входят представители 58 стран, а его национальные секции осуществляют сотрудничество с национальными комиссиями ЮНЕСКО в различных странах по вопросам охраны и реставрации памятников.Основание МСОТО пришлось на 1927 год, с последующей реорганизацией спустя двадцать лет.

В его состав входит более 100 туристических организаций из разных стран. Деятельность организации связана с изучением различных аспектов международного туризма. Также МСОТО сотрудничает с ЮНЕСКО по вопросам разработки программ так называемого культурного туризма.

[8]Таким образом, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день в мире существует множество крупнейших организаций, занимающихся вопросам охраны культурного наследия. И, что немаловажно, свой весомый вклад в прошлом столетии внесла и наша страна, будучи еще СССР.

На данный момент Россия также продолжает сотрудничать и укреплять международные и межправительственные отношения в вопросах охраны культурных ценностей с другими государствами, входящими в состав ЮНЕСКО.

Однако, не стоит забывать, что проблемы, существующие сейчас, наиболее остры и актуальны: это высокий пик развития туристического бизнеса (особенно в экзотических странах с низким уровнем жизни населения, в которых туризм является главной экономической составляющей), что приводит к постепенному уничтожению памятников истории и архитектуры; также пока еще нерешенной остается проблема хищения исторических ценностей, невозможность возвращения некоторых ценностей на их историческое место из другой страны. Все вышеперечисленное требует неустанного контроля, а также постоянного совершенствования и обновления нормативной международной базы, внедрения более совершенных технологий, и, что немаловажно – совместные усилия государств  и правительств.

Список литературы

Читайте также:  Статья 42. Муниципальная служба

1.  Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (17-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, 16 ноября 1972 г.)2. Рекомендация о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ от 19 ноября 1968 года// http://docs.cntd.ru/document/9017569743. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия) от 31 мая 1964 года.4. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. — М., 2010. — С. 22-23.5. Талалаев, А. Н. Международное право и современность / А.Н. Талалаев. — М.: Наука, 2013. — 192 c.6. Музейное дело и охрана памятников. Музеефикация памятников архитектуры: теория и практика (80-е годы). — М.: Приор, 2007. — 700с.7. Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с.

8. Котляров И.И., Ходжабегова К..Л. Международное гуманитарное право. ЮНИТИ, Закон и право. М., 2013. С. 68.

Проблема сохранения и развития культурного наследия и культурного многообразия в международных нормативно-правовых актах ЮНЕСКО

Библиографическая ссылка на статью:
Бельская С.А. Проблема сохранения и развития культурного наследия и культурного многообразия в международных нормативно-правовых актах ЮНЕСКО // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/03/2526 (дата обращения: 31.05.2021).

В современном мире идея о необходимости поисков взаимопонимания между различными культурами противопоставляется возникшей в конце XX века теории «столкновения цивилизаций».

Актуальность данного вопроса для России обусловлена, прежде всего, тем, что в настоящее время она находится под влиянием процессов гуманизации и гуманитаризации.

В связи с чем, наблюдается возрождение гуманистических традиций в обществе,  ориентация  на человека,  его потребности и  развитие [1, с. 62].

Следует также отметить, что, сближению стран во многом поспособствовал и набравший к концу ХХ в. огромную скорость научно-технический прогресс, который послужил причиной появления компьютера и компьютерных технологий, значительно упростивших передачу информации [2, с. 68].

Будучи частью мирового сообщества, Россия активно участвует в мировых экономических процессах, расширяет международные контакты в сфере бизнеса, устанавливает партнерские взаимоотношения с различными странами [3, с. 113].

Все эти процессы, безусловно, способствуют, развитию толерантности и принятию культурных традиций, с одной стороны, и сближению в сфере культуры, налаживанию международных культурных контактов – с другой.

Международное сообщество признает, что разнообразие культур является движущей силой развития государства и одновременно условием полноценной интеллектуальной, эмоциональной, моральной и духовной жизни людей. Именно поэтому содействие культурному наследию и культурному разнообразию считается одним из важнейших приоритетов ЮНЕСКО в области культуры.

Так в Статье 1 Всеобщей Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001г.) говорится: «Будучи источником обменов, новаторства и творчества, культурное разнообразие так же необходимо для человечества, как биоразнообразие для живой природы.

В этом смысле оно является общим достоянием человечества и должно быть признано и закреплено в интересах нынешнего и будущих поколений»  [4].

Декларация является первым международным правовым документом, посвященным культурному разнообразию, возводящим разнообразие в ранг «общего достояния человечества» и определяющим его защиту как этическую прерогативу, неотделимую от человеческого достоинства.

Другим международным документом, затрагивающим проблемы своеобразия культур и культурного наследия, является Устав ЮНЕСКО [5].

В нем четко обозначены две основные задачи организации: «обеспечить государствам-членам сохранение своеобразия их культуры» и «способствовать свободному распространению идей словесным и изобразительным путем».

Решение данных глобальных задач возможно только при условии создания благоприятного международного климата, основанного на равенстве всех культур, уважении культурных прав, поощрении межкультурного диалога и защите культурного наследия.

Вопросы сохранения культурного наследия нашли свое отражение в  Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года [6].

В настоящее время ее участниками являются более 190 государств мира.

Каждое государство – сторона настоящей конвенции – обязуется обеспечивать выявление, охрану, сохранение и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории.

Культурное наследие следует рассматривать как «совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями» [7, c. 312].

В свою очередь, под культурными ценностями подразумеваются «не только отдельные объекты, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и.т.п.

, но и такие явления, как традиции и навыки в области искусства и образования, поведения, обычаев народов, культурных индивидуальностей» [8, c. 20].

Следующим законодательным актом и одновременно элементом Конвенции является Список всемирного наследия [9].

Причисление объектов к памятникам культуры, в свою очередь, основывается на их выдающейся ценности с точки зрения истории, искусства, эстетики, антропологии и этнологии, а их универсальность отождествляется с уникальностью и незаменимостью вне зависимости от принадлежности какому-либо народу [10, c. 22-23].

Большое значение для разрешения проблем культурного многообразия и культурного наследия имеет и провозглашенное в 1988 году под эгидой ООН и ЮНЕСКО Всемирное десятилетие развития культуры [11].

К основным его задачам можно отнести следующие: учет культурного аспекта развития, утверждение культурной самобытности, расширения участия в культурной жизни и содействие международному культурному сотрудничеству.

Следует отметить, что для помощи в раскрытии потенциала местных отраслей культуры на базе ЮНЕСКО был создан Глобальный Альянс.

Главной целью этого союза является поддержание культурного разнообразия путем содействия культурному сектору в производстве и распространении товаров и услуг.

Под культурными товарами в данном случае подразумеваются потребительские товары, передающие идеи, символы и представления об образе жизни, то есть книги, журналы, продукты мультимедиа, программное обеспечение, музыкальные записи, кино, народные промыслы, мода и другие.

Таким образом, сохранение и развитие культурного наследия и  культурного разнообразия выступает основной целью программы сектора культуры ЮНЕСКО.

Деятельность по достижению гармоничного сосуществования представителей различных культур реализуется в следующих основных областях: охрана всемирного наследия, защита движимого и нематериального наследия, поощрение межкультурного и межрелигиозного диалога, поддержка индустрии культуры и музейной деятельности.

Библиографический список
Количество просмотров публикации: Please wait

Основные международные документы по охране культурного наследия

В своей деятельности ЮНЕСКО и другие сотрудничающие с ней организации руководствуются принятыми документами: конвенциями и рекомендациями. Выполнение положений конвенций является обязательным, рекомендации же носят рекомендательный характер.

Конвенции

Главным документом, в котором изложены основные положения, цели и принципы международного сотрудничества по защите культурных ценностей, является Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В 1957 г. ее ратифицировал СССР. В настоящее время Конвенцию подписали около 120 стран.

Конвенция предусматривает меры по охране движимых и недвижимых объектов культуры как на собственной территории воюющей страны, так и на стороне противника. Объекты, находящиеся под защитой Конвенции, должны быть помечены специальным знаком.

Основное положение Конвенции, состоит в том, что во время проведения военных действий воюющие стороны не должны подвергать разрушению и разграблению культурные ценности. Вывоз культурных ценностей с оккупированной территории запрещен. Предусмотрен также и возврат (реституция) культурных ценностей, если они были перемещены на территорию другого государства.

В 1999 г. в Гаагскую Конвенцию было внесено дополнение, обязывающее обеспечить защиту культурных ценностей на случай войны также и в мирное время.

Конвенция 1972 г. «Об охране всемирного культурного наследия» (Париж, 1972 г.). В ней впервые дано определение и расширенное толкование культурного наследия. Принято решение о создании «Списка всемирного культурного наследия».

Культурное и природное наследие оценены как равнозначные. Провозглашено, что отношение человека к природе является одним из основных критериев оценки уровня культуры человека.

Сохранение культурного и природного наследия возможно только при объединении усилий всех народов и стран.

Конвенция «О защите архитектурного наследия Европы» (Гранада, 1985 г.). В ней определены основные общие принципы и политика защиты и охраны архитектурных памятников Европы. Дано определение архитектурного наследия. Основной целью документа является улучшение архитектурной среды в европейских городах для устойчивого развития экономики и создания комфортной социальной среды.

Европейская конвенция «О защите археологических памятников» (Лондон, 1969 г.) была принята с целью объединения усилий по охране памятников археологии от грабительских раскопок.

Она обязывает государства-участников: определять границы археологических памятников, охранять их, создавать заповедные зоны охраны, запрещать и предотвращать незаконные раскопки, обеспечивать контроль и сохранение полученных результатов археологических раскопок.

Европейская конвенция «О защите археологических памятников» (Валлета, 1992 г.) была пересмотрена в связи с растущей угрозой для археологических памятников, исходящей от строительной деятельности. Государства-участники обязаны одновременно с ратификацией Конвенции 1992 г. денонсировать ее предыдущую (1969 г.) редакцию.

Читайте также:  Статья 2. Правовая основа индивидуального (персонифицированного) учета

Конвенция «Об охране нематериального культурного наследия» (Париж, 2003 г.) принята в связи с усилением глобализации в культуре и угрозой разрушения и исчезновения нематериального культурного наследия.

Каждому государству предписывается принять необходимые меры для обеспечения охраны нематериального культурного наследия на своей территории, составить и регулярно обновлять перечень объектов (элементов) нематериального культурного наследия, создать органы по охране нематериального культурного наследия и научные учреждения по его изучению. Руководящему органу ЮНЕСКО — составить Репрезентативный список всемирного нематериального культурного наследия.

А также:

  • Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.);
  • Конвенция УНИДРУА «О похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях» (1995 г.);
  • Конвенция об охране подводного культурного наследия (2001 г).

Рекомендации:

Рекомендация, определяющая принципы международной регламентации археологических раскопок (Нью-Дели, 5 декабря 1956 г.).

Рекомендация предусматривает: во-первых, археологические ведомства в каждой стране должны быть только государственными; во-вторых, археологические ведомства должны финансироваться государством для ведения археологического надзора и мониторинга; в-третьих, право на проведение археологических раскопок должны иметь только квалифицированные специалисты; в-четвертых, предусмотрена регламентация торговли археологическими предметами и борьба с нелегальной торговлей.

А также:

  • О сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (1962 г.);
  • О сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1968 г.);
  • Об охране в национальном плане культурного и природного наследия (1972 г.);
  • Об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (1976 г.);
  • О международном обмене культурными ценностями (1976г.);
  • О сохранении и современной роли исторических ансамблей (1976 г.);
  • Об охране движимых культурных ценностей (28 ноября 1978 г.);
  • Об охране и сохранении движущихся изображений (27 октября 1980 г.);
  • Об охране и популяризации музеев, коллекций, их разнообразия и их роли в обществе (на английском языке; на русском языке: Приложение к документу 38 С/25 от 25 июля 2015 г.).

Декларации:

  • Декларация принципов международного культурного сотрудничества (1966 г.);
  • Всеобщая Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.);
  • Декларация ЮНЕСКО, касающаяся преднамеренного разрушения культурного наследия (2003 г.).

Документы Европейского союза:

  • Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета «О защите европейского архитектурного наследия» от 13 октября 1980 г.;
  • Решение Совета «О составлении плана действий Сообщества по охране культурного наследия» от 17 июня 1994 г.

В результате была создана нормативная база международных юридических документов, исполнение которых гарантировало бы сохранение и использование в научных, культурных и просветительских целях богатейшего исторического и культурного наследия многотысячелетней истории человечества.

Архив 12 номера 2016 года Сохранение культурного наследия: европейский опыт

Ассоциация европейских исторических зданий со штаб-квартирой в Брюсселе (European Historic Houses Association)1, отметившая в 2015 году свой 30-летний юбилей, на постоянной основе вместе со своими партнерами проводит дискуссии по вопросам совместной реализации проектов всемирно признанных организаций, являющихся эталонами в области сохранения культурного наследия («Европа Ностра»2, Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест3, Королевское общество исторических домов и садов Бельгии4, Фонд «Исторические дома Франции»5, Ассоциация исторических зданий Великобритании6, Общество по защите старинных зданий Великобритании7, Фонд по охране церковных памятников8, Европейская ассоциация археологов9, Организация европейских землевладельцев10). Одним из жизненно важных вопросов является построение эффективной модели управления историческими зданиями, находящимися в частной собственности* (*Ассоциация европейских исторических зданий ежегодно проводит конференции на тему «Образование, обучение и инновации в целях построения наилучшей модели управления историческими зданиями». К участию приглашаются международные эксперты в области сохранения культурного наследия, собственники памятников, имеющих историческую ценность, представители европейских институтов, президенты ассоциаций и фондов мирового уровня, деятельность которых связана с сохранением, реставрацией и спасением культурного наследия Европы. В частности, в октябре 2016 г. на мероприятие, состоявшееся в Брюсселе, были приглашены: президент Ассоциации европейских исторических зданий Рудольф де Луз-Корсварем; вице-президент Ассоциации Джеймс Харвей-Баферст; автор вышедшей в июле 2016 г. книги «Новаторские решения как сегодняшний шанс для Европы» Роберт Маделин; генеральный директор по вопросам образования и культуры Мартин Райхертс (Еврокомиссия); президент Ассоциации исторических зданий Великобритании Ричард Комптон; президент Ассоциации исторических зданий Дании, член консультативного комитета Министерства по сохранению национального наследия Дании Берта Иуэл; вице-президент Ассоциации усадеб Эстонии, член Комитета по культуре эстонского Рийгикогу (парламента)Имре Соар; президент Ассоциации исторических памятников Франции и основатель Фонда исторических памятников Жан де Ламберти; президент Конфедерации европейских строительных организаций Патрик Льебус, генеральный секретарь «Europa Nostra» Снежка Квадвлиг-Михайлович и др.).

В ассоциацию входят 18 ассоциированных членов из 16 стран Европы, представляющих 50 тыс. исторических зданий.

Ежегодно в рамках подготовки Генеральной ассамблеи, головного органа ассоциации, она проводит профильные конференции, участвует в реализации совместных проектов и программ своих партнеров в области определения историко-архитектурных комплексов и памятников садово-парковой архитектуры как части материального/нематериального культурного наследия, находящихся под угрозой исчезновения.

Эта деятельность осуществляется при поддержке Европейского инвестиционного банка и Банка развития Совета Европы. В частности, речь идет о программе «The 7 Most Endangered», реализуемой усилиями «Europa Nostra».

Программа («Семь памятников культуры, находящихся на грани исчезновения») стартовала в 2013 году, и в список 2013 года были включены всего лишь три памятника: монастырь XV века в городе Сетубал (Португалия); месторождение по добыче золота и серебра Рошия Монтана в Румынии (Rosia Montana), занесенное в предварительный список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, и римский амфитеатр I-II веков нашей эры в городе Дуррес (Албания).

В 2016 году список объектов культурного наследия «Европы Ностра», находящегося под угрозой исчезновения, состоял из следующих объектов: армянское село Анипемза с расположенным в нем шедевром древнехристианской архитектуры — храмом IV века Ереруйк в Ширакской области (Армения); возведенная в 1828-1840 годах морская тюрьма-крепость Патарей в Таллине (Эстония); построенный в середине 1930-х годах аэропорт Хельсинки-Мальми; разводной мост Кольбер-Бридж в Нормандии (Франция); комплекс историко-архитектурных памятников (особняки и церкви с фруктовыми садами) на острове Хиос, сочетающий византийский, генуэзский и местный архитектурные стили; женский монастырь Св. Антония конца XV века в Падуа (западная часть Испании); древний город Хасанкейф и его окрестности (юго-восточная часть Турции). В дополнение к этому списку было решено добавить территорию лагуны в Венеции. В этом контексте в недрах Ассоциации европейских исторических зданий совместно с Евростатом созрела идея о создании постоянной базы данных историко-культурных памятников, которая позволила бы определять степень их «изношенности» и факторы, ставящие их существование под угрозу.

Удручающая статистика по стремительной скорости «потерь» исторических памятников в Европе, находящихся в частной собственности, требует от ассоциации решительных мер.

Ее члены призывают европейские институты признать находящиеся в частной собственности и являющиеся семейной и родовой реликвией исторические памятники символом европейской идентичности и европейской истории, национальным достоянием всех граждан Европы.

Именно такой подход был отражен в принятых 20 мая 2014 года Советом ЕС «Заключениях о культурном наследии как о стратегическом ресурсе устойчивой Европы»11. 8 сентября 2015 года Европарламентом была принята резолюция «Интеграционный подход к культурному наследию Европы»12, способствовавшая возобновлению дебатов по сохранению памятников истории и культуры.

На передний план вышел вопрос о снижении налогового бремени в отношении исторических памятников. Ассоциация совместно со своими ассоциированными членами и партнерскими организациями в сфере сохранения памятников в январе 2016 года обратилась с памятной запиской в адрес председателя Еврокомиссии Ж.-К.Юнкера.

В ней содержалось предложение возвратиться к проекту Еврокомиссии (ЕК) 2008 года и включить пониженную ставку НДС при проведении консервационных и реставрационных работ в Приложение №3 Директивы ЕК 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года13, тем самым поощряя страны — члены ЕС к применению 5% ставки НДС при реставрации индивидуальных жилых домов.

В условиях коммерциализации частного сектора целью подобных мероприятий является выработка и продвижение на европейском уровне соответствующих мер по сохранению культурного наследия, в том числе зданий, находящихся в частной собственности и представляющих историческую ценность, и их защите от активного «выдавливания» на рынок продаж.

«Выживание исторических островков», имеющих статус частных владений, сопряжено с целым комплексом проблем.

Речь идет прежде всего о совершенствовании европейской системы налогообложения частной собственности (подоходный налог, налог на недвижимое имущество, налоги на богатство и наследство, налог на реализованный прирост капитала, НДС, регулирование налоговой ставки при проведении реставрационных работ).

Читайте также:  Статья 19. стажер нотариуса

Кроме того, в повестке дня стоят вопросы о правилах наследования и перехода частной собственности к новому владельцу (преференциальная ставка делается для близких родственников), о регистрации и страховании частных владений, энергопотреблении в зависимости от типа зданий, «открытости», то есть предоставлении свободного доступа туристов в частные владения по специальной договоренности с владельцами, о рисках публичного экспонирования частных владений, сохранности объектов религиозного культа в сельской местности.

Особый интерес представляет вопрос о регулировании ставки НДС при проведении ремонтных и реставрационных работ и техобслуживании исторических зданий* (*В среднем базовая ставка НДС колеблется от 8% (Швейцария) до 20-25%.) .

Власти применяют к их налогообложению дифференцированный подход.

В большинстве случаев обращают особое внимание на «возраст» памятника и время его последней реставрации, наличие в регистрационном списке исторически ценных объектов, подпадающих под охрану государства, а также на наличие соглашения с национальным министерством культуры.

Одним из важных критериев применения пониженной ставки НДС является предоставление владельцем памятника доступа туристам, сдача части его площади в аренду под квартиры или гостиницы, офисы, рестораны или кафе, типографии или книжные магазины, проведение выставок и других культурных мероприятий.

В настоящее время очень болезненным можно назвать вопрос об ограничении прав владельцев исторических зданий в связи с юридически обязывающими конвенционными механизмами, действующими в отношении стран-участниц14, а также отдельными законодательными актами национального уровня.

Остро воспринимается и проблема о так называемой диверсификации объектов культурного наследия в пользу их реновации с внедрением последних новинок информационно-коммуникационных технологий для их популяризации в обществе.

Привлечение молодежи к подготовке членами ассоциации различных мероприятий, проходящих на территории историко-культурных комплексов, расположенных в частных владениях, — одна из задач по популяризации культурного наследия15 (фестивали, ярмарки, конкурсы, средневековые турниры, балы, свадебные церемонии, съемки кинофильмов, концерты, конференции, лекции, выставки).

Европейская система проведения конкурсов в области сохранения культурного наследия Европы также позволяет пробуждать в обществе интерес к памятникам истории и искусства и поддерживать на высоком уровне престиж профессии реставратора. Как правило, конкурсы проводятся как для творческих коллективов, так и для отдельных мастеров, состязающихся в различных номинациях16. 

Учитывая то, что культурное наследие Европы приносит колоссальный доход туриндустрии Евросоюза (от 335 до 415 млрд. евро) и предоставляет от 9 до 15,2 млн.

рабочих мест, а 27% европейцев рассматривают культурное наследие в качестве ключевого фактора при планировании маршрутов своих путешествий, ассоциация активно лоббирует интересы собственников исторических зданий в европейских институтах.

В частности, на профильных площадках Евросоюза  — в Еврокомиссии и через программы «Эразмус Плюс» и «Геркулес»* (*Одна из задач проекта «Hercules», направленного на создание устойчивых перспектив развития европейского наследия в культурных ландшафтах, состоит в разработке стратегии по сохранению культурных ландшафтов и объектов садово-парковой архитектуры Европы и ее интеграции в региональную политику по развитию сельской местности). 

Частные владельцы памятников культуры вместе с реставраторами ставят амбициозные задачи  — выступить «единым голосом» в Евросоюзе и добиться «интернационализации» проблемы сохранения культурного наследия на международном уровне. Программная деятельность ЕС в преддверии 2018 года, объявленного Годом европейского культурного наследия, будет только этому способствовать.

 1Отчеты о деятельности Ассоциации европейских исторических зданий с 2010 по 2015 г. см.: http://www.europeanhistorichouses.eu/activities/activity-reports/

 2«Europa Nostra» — общеевропейская федерация ассоциаций по сохранению культурного и природного наследия Европы со штаб-квартирой в Гааге. Основана в 1963 г. Является наиболее авторитетной и признанной во всей Европе сетью организаций по сохранению культурного наследия. Ее деятельность охватывает 45 стран Европы. Подробнее см.: www.europanostra.org

 3ИКОМОС (ICOMOS) — Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест. Создан в 1965 г. в соответствии с Венецианской хартией 1964 г.

, принятой по итогам II Конгресса архитекторов и специалистов в области консервации исторических памятников. ИКОМОС насчитывает 9,5 тыс.

индивидуальных членов из 151 страны мира, 300 ассоциированных членов, 106 национальных комитетов и 28 международных ученых советов. Подробнее см.: http://icomos.org./en/

 4Королевское общество исторических домов и садов Бельгии // www.demeures-historique.be

 5Фонд «Исторические дома Франции» // www.demeure-historique.org

 6Ассоциация исторических зданий Великобритании, созданная в 1973 г., объединяет более 1600 исторических зданий. 24 млн. туристов ежегодно посещают объекты истории и культуры, входящие в ассоциацию. Подробнее см.: www.hha.org.uk.

 7Общество по защите старинных зданий (Великобритания) ведет свой отчет с 1877 г.

, когда Уильям Моррис, член Братства прерафаэлитов, при поддержке Джона Раскина провел торжественную церемонию открытия Общества, первым проектом которого стала международная акция по спасению собора Св. Марка в Венеции. Подробнее см.: Society for the protection of Ancient Buildings — UK // http://www.spab.org.uk/

 8Фонд по охране церковных памятников (The Churches Conservation Trust) был основан в Великобритании в 1969 г. и является уникальной площадкой по сотрудничеству церкви, государства и благотворительных фондов.

Его деятельность направлена на спасение церковных памятников Великобритании, находящихся на грани исчезновения. Проведение фондом консервационных и реставрационных работ осуществляется под наблюдением Комиссии по делам церковного имущества Англии (The Church Commissioners of the Church of England). Подробнее см.

: // Churches Conservation Trust (UK) // https://www.visitchurches.org.uk/what-we-do/about-us/our-history.html

 9Европейская ассоциация археологов, созданная в 1999 г., имеет консультативный статус в Совете Европы. Подробнее см.: The European Association of Archaeologists // https://www.e-a-a.org/

10Организация европейских землевладельцев, созданная в 1972 г., объединяет мелких и средних предпринимателей, фермеров, занятых в сельском хозяйстве, в том числе владельцев охотничьих угодий, рыболовецких ферм, винодельческих хозяйств, лесничеств, предприятий семейного типа по очистке сточных вод. Подробнее см.: European Landowners’ Organization // http://www.europeanlandowners.org/

11«Conclusions on cultural heritage as a strategic resource for a sustainable Europe» // http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/educ/142705.pdf

12European Parliament resolution of 8 September 2015 «Towards an integrated approach to cultural heritage for Europe» (2014/2149(INI)) // http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//NONSGML+TA+P8-TA-2015-0293+0+DOC+PDF+V0//EN

13Подробнее см.: Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax // http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2006:347:0001:0118:en:PDF (Annex III. List of supplies of goods and services to which the reduced rates referred to in article 98 may be applied. «(10) provision, construction, renovation and alteration of housing, as part of a social policy»). Директива ЕС о системе НДС. Приложение III. Перечень поставок товаров и предоставления услуг, упомянутых в статье 98, к которым могут применяться сниженные ставки. Пункт (10). «Обеспечение, строительство, восстановление, реконструкция, переделка зданий как часть социальной политики».

14Конвенция об охране архитектурного наследия Европы, или Гранадская конвенция Совета Европы 1985 г. (Convention for the Protection of the Architectural Heritage of Europe (ETS №121) // https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=090000168007a087 и Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО 1972 г. Применительно к Бельгии действующий фламандский закон о памятниках и объектах культурного наследия обязывает владельцев исторических зданий без выплаты им соответствующей денежной компенсации обеспечить в них доступ для туристов.

15В 2010 г. Ассоциация создала для реализации этой цели группу «Будущее поколение» («The Next Generation Group»), деятельность которой направлена на «демократизацию» культурного наследия и на его «приближение» к массовому потребителю.

16Речь идет о следующих европейских конкурсах в области сохранения культурного наследия: «The Best in Heritage Awards» (приз «Лучший в сохранении наследия» // www.thebestinheritage.

com); «The EU Prize for Cultural Heritage» («Приз Евросоюза по сохранению культурного наследия» учрежден Еврокомиссией и «Европой Нострой» в четырех номинациях: «Консервация»; «Исследование»; «Специализированные услуги»; «Образование, обучение и повышение информированности о культурном наследии» // www.europanostra.

org/heritage-awards); «The Heritage in Motion Awards» (приз «Наследие в движении» присваивается «Европой Нострой» и Европейской музейной академией в четырех номинациях: «Приложения для мобильных устройств»; «Веб-сайты и онлайновый контент»; «Игровые приставки и интерактивная деятельность»; «Фильм и видео» // www.heritageinmotion.

eu); «The European Awards for Architectural Heritage Intervention» («Европейский приз по защите архитектурного наследия» учрежден Государственной ассоциацией архитекторов Каталонии и Ассоциацией архитекторов по защите архитектурного наследия, проходит раз в два года // www.eu-architecturalheritage.

org); «The European Archaeological Heritage Prize» («Приз за сохранение европейского археологического наследия» учрежден Европейской ассоциацией археологов // www.e-a-a.org/prizes_awards.htm ); «The Historic Hotels of Europe» (Приз «Исторические отели Европы» // www.historichotelsofeurope.com/awards.

html); «The Keck Award» («Приз за продвижение в общественном мнении достижений в профессии реставратора» учрежден Международным институтом консервации предметов истории и искусства // www.iiconservation.org/about/awards/keck). 

Ссылка на основную публикацию