Статья 11.1. Пограничная деятельность

Источник: Журнал «Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение»

Физические и юридические лица обязаны соблюдать режим государственной границы, в том числе правила ведения на государственной границе и вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности.

Это следует из Закона РФ от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».

Какими сложностями представленное требование оборачивается для лиц, оказывающих услуги общепита через кафе, расположенное в пограничной зоне?

О требованиях

Необходимость соблюдения требований законодательства о государственной границе возникает в том случае, если деятельность по оказанию услуг общепита осуществляется в пограничной зоне. Согласно ст.

16 Закона РФ №4730-1 пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к государственной границе на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах.

В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.

На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

Пределы пограничной зоны могут изменяться. Поэтому предприятие общепита может столкнуться с тем, что изначально кафе располагалось вне пограничной зоны, а затем попало в нее.

В силу требований ст. 18 Закона РФ №4730-1 хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий осуществляются в пограничной зоне на основании разрешения или с уведомлением пограничных органов. Разрешение нужно в том случае, если деятельность ведется:

  • в пограничной зоне, установленной шириной менее 5 км;
  • в пределах пятикилометровой полосы местности, если пограничная зона установлена шириной от пяти и более километров, на островах или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности.

Для осуществления деятельности в остальной части пограничной зоны, установленной за пределами пятикилометровой полосы местности (если пограничная зона определена шириной от пяти и более километров), разрешение не нужно. Но в этом случае о своих действиях пограничные органы необходимо известить.

Разрешение или уведомление включает определение места, времени проведения, количества участников, лица, ответственного за проведение работ, мероприятий. Для регулярных работ, мероприятий могут устанавливаться постоянные места их проведения.

В целях реализации ст. 16 Закона РФ №4730-1 Приказом ФСБ РФ от 15.10.2012 №515 утверждены Правила пограничного режима.

Как получить разрешение?

Для получения разрешения в пограничный орган подается заявление по форме, приведенной в приложении 7 к Административному регламенту

Пограничная служба России — телефоны, горячая линия, официальный сайт

Статья 11.1. Пограничная деятельность

Направлениями пограничной деятельности являются:

  • защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

(Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля, 27 июля 2006 г., 5, 24 июля, 4 декабря 2007 г., 25 декабря 2008 г.))

Статья 3. Защита и охрана Государственной границы

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

  • Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
  • Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
  • Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности (далее — пограничные органы), в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Задачи охраны водных биоресурсов и государственный контроль в этой сфере были возложены на пограничные органы Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 1998 г.

№ 90 «О реализации Указа Президента РФ от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере».

С 2003 года задача защиты и охраны экономических и иных законных интересов государства во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации поставлена перед ФСБ России, составной частью которой являются пограничные органы. Деятельность пограничных органов в указанной сфере регламентирована ведомственными нормативными правовыми актами:

  • приказом ФСБ России от 11 января 2009 г. № 1 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в этой сфере»;
  • приказом ФСБ России от 26 сентября 2005 г. № 569 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов».

Охрана морских биологических ресурсов и обеспечение государственного контроля в этой сфере является одной из приоритетных задач в деятельности Пограничной службы ФСБ России. Пограничная служба ФСБ России осуществляет государственный контроль:

  • за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере охраны водных биологических ресурсов;
  • за соблюдением пользователями условий лицензий (разрешений) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также других документов, на основании которых возникает право пользования водными биологическими ресурсами;
  • за выполнением международных договоров в сфере охраны водных биологических ресурсов.

Пограничная служба ФСБ России осуществляет охрану запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации и за её пределами.

Читайте также:  Статья 42. ликвидация кооператива

Пограничная служба ФСБ России выполняет функции по обеспечению охраны биологических ресурсов во внутренних морских водах, Каспийском и Азовском морях до определения их правового статуса.

Деятельность Пограничной службы ФСБ России по охране водных биологических ресурсов и государственному контролю в этой сфере осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г.

, 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 20 апреля, 15 июня, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 4 декабря 2007 г.

, 14 июля, 3, 25, 30 декабря 2008 г.)

Официальный сайт

Официальный сайт Пограничной службы ФСБ России — ps.fsb.ru

Горячая линия

Для того, чтобы связаться с горячей линией Пограничной службы ФСБ России, воспользуйтесь бесплатными номерами телефонов доверия:

  • 8 (495) 224-2222 (круглосуточно)
  • 8 (495) 914-43-69 (круглосуточно)

Электронный адрес: fsb@fsb.ru

Телефон доверия ФСБ России:

Пограничная служба ФСБ России

Пограничные войска – государственная организация, предназначенная для охраны внешних территорий России на суше и воде. Основные обязанности – обеспечение правил содержания государственной границы.

Краткая история

Пограничная служба является структурным подразделением Федеральной службы безопасности в Российской Федерации. Основная цель — охранять и оберегать российскую границу. Чертой обороны являются земельные, водные и биологические ресурсы исключительной экономической зоны.

Пограничная служба не относится к Вооруженным силам. Органы отвечают за выполнение индивидуальных задач защиты. Еще во времена Российской империи за службу отвечал отдел таможенных сборов.

Отдельный отдел Пограничной службы рационализировал охрану территорий. После Октябрьской революции декретом СНК РСФСР была сформирована Пограничная охрана российской границы. Так же было сформировано Основное отделение охраны за территориями РФ. На данный момент в базовый отдел охраны перешли офицеры управления отдельного корпуса пограничной стражи России.

Властные структуры как пограничные войска были отменены в России в начале двухтысячных годов.

В то же время Департамент, координирующий деятельность пограничников начал переход от интегрированной системы организации подразделений прибрежных военных органов, которые служат в соответствии с договором.

В конце 2008 года региональные органы переключились на систему компонентов военно-промышленной службы на контактной основе.

Что такое пограничная служба ФСБ?

Пограничная деятельность подразумевает защиту, охрану Государственной границы России. Служба ФСБ создана для недопущения противоправного изменения государственной границы. Соблюдать правила обязаны физические и юридические лица. Органы обязаны защищать экономические и законные интересы РФ.

Согласно закону РФ, регулирующего охрану российской территории, служба ФСБ должна защищать и охранять границы в пределах своих полномочий путем дипломатических, экономических, оборонных мер.

В данной деятельности участвуют компании и граждане. Меры защиты принимаются со статусом Госграницы, определяемыми международными договорами РФ.

Законодательство сотрудничает со странами в сфере защиты границы на базе общепризнанных принципов, норм международного права и договора.

Защита границы обеспечивает жизненно важные интересы общества, личности и государства. Производится защита пограничной зоны, российской части озер, вод, водных объектов, санаторно-курортных частей. Охрана государственной границы является составной частью защиты границы России, входящей в приграничные территории.

Какова структура погранслужбы?

Пограничная служба России является единой централизованной системой органов управления. В состав входит служба пограничного контроля Федеральной службы безопасности РФ.

Что входит в структуру?

  • Раздел пограничной и прибрежной охраны.
  • Регулирование контроля за государственными территориями.
  • Оперативно-координационное администрирование.
  • Региональные сопредельные службы. В их состав входят оперативные отделы, караул государственной границы, служба пограничного контроля;
  • Управления ФСБ РФ по субъектам. В них входят центры охраны границы, отделы мобильных действий и оперативные подразделения, практики дознания и административной практики.
  • Прибрежные филиалы и ряды контроля за территориями России.
  • Части прибрежной охраны.
  • Судна, катера, патрульные корабли для защиты границы.
  • Госиздательство «Границы» ФСБ России.

Кроме этого пограничными органами в зависимости от территориального расположения переданы ратные формирования авиации. Что входит в состав авиации?

  • Персональный тяжелый транспортный авиаполк;
  • Совокупные авиаэскадрильи;
  • Летные группы.

Формирование авиации структурно не входит в пограничную службу, но в подчинении органов авиация состоит.

Так же существуют соответствующие военные заведения пограничного профиля:

  • Ратные просветительские учреждения;
  • Академия для пограничников ФСБ РФ;
  • Университет береговой охраны ФБ России;
  • Военные образовательные учреждения среднего профессионального образования.

Органы управления и что в них входит?

Органы управления образованы в период с 1997 до 2000 годов.

В структуре на данный момент есть арктическое РУ ФПС РФ, Западное, Северо- Кавказское, Юго- Восточное, Забайкальское, Дальневосточное, Восточное, Тихоокеанское региональное управление пограничной службы.

Данные аппараты управления интегрированы и переименованы РПУ ФСБ России. В июле 2004 ПС перешла от линейного принципа к региональной объективности.

Кто руководит пограничными войсками?

Основным федеральным органом исполнительной власти по охране границы России является ФСБ. Сейчас она возглавляет единую систему, состоящую из войск и органов для обороны России.

Федеральная служба безопасности подчиняется Президенту РФ в отношении вопросов, определенных Конституции России. В главные задачи службы безопасности РФ входит:

  • Руководство пограничных войск и подразделений;
  • Караул государственной границы;
  • Стража на основе двухсторонних договоров;
  • Организация удостоверения лиц;
  • Строй транспортировки средств, товаров, животных через границу.

Наиболее значимые приоритеты пограничных органов РФ:

  • Борьба с разведкой;
  • Создание с помощью сил и средств ведомств и министерств РФ;
  • Усовершенствование систем по освещению обстановки в экономической зоне, внутренних водах, в территориальных краях;
  • Борьба с подрывной деятельностью иностранных спецслужб и компаний, государств, незаконной деятельность преступных организаций;
  • Формирование масштабной укомплектованной армии пограничных войск;
  • Создание централизованной системы управления войсками;
  • Труд по повышению качеств контроля за территориями РФ;
  • Работа в соответствии с международными нормами и стандартами;
  • Ведение деятельности по развитию в сфере сотрудничества с пограничными войсками государств;
  • Охрана внешних границ и экономических зон.

Кто осуществляет руководство ПС РФ?

ФСБ руководствуется следующими нормативными документами:

  • Конституционными законами;
  • Федеральными предписаниями;
  • Наказами;
  • Директивами;
  • Распоряжением Правительства РФ;
  • Международными договорами;
  • Инструкциями.

О российских пограничниках за пределами страны

На данный момент еще стоит вопрос об участии пограничных войск в охране границ со странами СНГ. Преступность во внешних рубежах СНГ препятствует всем государствам, которые находятся в содружестве Российской Федерации. Используются усилия всех государств, а также производится обеспечение надежной охраны государственной границы.

Особое внимание в этом плане отводится таджикско-афганской границе и ее пресечению. На сегодняшний момент охрана государственной границы РФ ужесточена. Это усложняет российскую пограничную политику. Только на новых правилах досмотра власти пока не могут гарантировать полную безопасность РФ.

На данный момент внедрился сбор биометрических данных.

Основные принципы деятельности

Работа Федеральной службы безопасности базируется на следующих принципах:

  • Правомерность;
  • Централизации управления ФСБ;
  • Уважения суверенитета;
  • Гуманность;
  • Почет прав и свобод;
  • Незыблемость границ;
  • Мирного разрешения проблем;
  • Взаимовыгодного сотрудничества с органами иностранных государств.

Федеральная служба безопасности для выполнения задач возлагается на структурные подразделения, территориальные органы безопасности. Служба безопасности действует совместно с академией криптографии РФ. Служба безопасности является юридическим лицом.

Полномочия

Для того чтобы осуществлять деятельность в пропускных пунктах через Государственную границу РФ, власти наделяют органы по защите границ определенными компетенцией и полномочиями.

Компетенция обозначает юридические пределы самостоятельности органа, устанавливаемые государством.

Анализ нормативного закрепления и организационной- правовой эффективности компетенции имеет важное значения для совершенствования работы пограничных органов.

В соответствии с Указом Президента установлены следующие полномочия:

  • Учреждение в борьбе с терроризмом;
  • Создание плана борьбы с вредительской деятельностью;
  • Организация в пределах полномочия разведывательной деятельности;
  • Организация в пределах полномочий во взаимодействии с органами внешней разведки.
  • Формирование производства по делу об административных правонарушениях;
  • Осуществление мер и организация защиты согласно федеральному законодательству.

Пограничная служба определена структурными подразделениями службы безопасности России. Нормативными актами определены органы исполнительной власти. Они осуществляют свое действие в рамках обеспечения безопасности РФ.

Органы исполнительной власти являются носителями государственных и властных полномочий. Органы имеют право применять меры административного принуждения.

Предупредительные меры применяются в целях предупреждения нарушений и причинения ущерба личности, обществу и государству.

В связи с этим органы, осуществляющие защиту, оборону границы РФ могут применять меры:

  • Не пропускать через границу вне зависимости от наличия документов;
  • Производить досмотр ТС, грузов и товаров;
  • Вносить в государственные органы, объединения, учреждения представления об устранении причин и условий по совершенствованию в борьбе с правонарушениями.
Читайте также:  Глава XVII. Рассмотрение дел о проверке конституционности проектов законов и неподписанных или необнародованных законов

Знаки различия пограничников

Знаки различия пограничников

Военная форма пограничника включает в себя обмундирование, снаряжение, знаки различия. Обмундирование в Союзе было схоже с формой у европейцев.

Власти приняли решение исключить синие брюки в одежде для защитников России. Костюмы стали единого цвета.

Для сотрудников пошита фирменная рубашка с галстуком. Пограничники должны носить открытый однобортный костюм. Для офицерского состава пошита одежда цвета аквамарин. В цельном образе присутствуют дополнительные аксессуары.

На погонах должны быть буква ПС. Атрибут солдата — защитника границы – это зеленый берет и фуражка.

Какая военная техника и вооружение у пограничников?

На вооружении службы безопасности РФ имеются более совершенные средства вооружения и технического обеспечения для охраны государственной границы. Все три патрульных судна предназначаются для борьбы с терроризмом и пиратством, охраны морской границы и контроля за рыболовством. Среди прирубежных кораблей существует сторожевой корабль «Безупречный». Второе используемое судно ПСКР-99.

Пограничная служба располагает собственной авиацией, которая насчитывает пятьдесят патрульных и транспортных самолетов.

Авиации

Одна из новинок авиации – легкий многоцелевой вертолет Ка 26Т. Он отличается точностью висения, отличной управляемость, энерговооруженностью, максимальной безопасностью. Винтокрылая машина абсолютно неприхотлива в управлении. Улучшенные технические характеристики вертолета — это экологичность, безопасность, экономичность.

Беспилотные летательные аппараты ПВ

Для развития современной военной авиации были разработаны беспилотные летательные аппараты. Это направление на данный момент является одним из самых перспективных.

Беспилотники уже привели к изменению стратегии ведения боевых действий. Аппараты выполняют множество задач. Сегодня БПЛА используются не только во время военных действий, но и на гражданке.

Они применяются для патрулирования, геодезических изысканий, мониторинга объектов.Некоторые из современных летательных аппаратов уже обладают высокой степенью автономности. В ближайшее время дроны получат возможность получать и уничтожать автономно.

Плюсы беспилотных летательных аппаратов:

  • Снижение наибольших характеристик по сравнению с летательными аппаратами;
  • Беспилотные аппараты могут проводить разведку, а также передать информацию;
  • Нет ограничений для применения в боевых условиях;
  • Аппараты обладают высокой боеготовностью и мобильностью.

Бронетехника и артиллерия

Самоходные артиллерийские орудия предназначены для поражения живой силы противника. В этом году более 450 техники поступило в подразделения войск РФ.

В рамках выполнения оборонного заказа компании оборонно-промышленного комплекса передают Минобороне РФ современные образцы, которые успешно зарекомендовали себя при эксплуатации в различных климатических зонах.

В подразделении будут поставлены модернизированные танки, например:

  • Т 72 Б3М, Т90 М, БМП 3;
  • Бэтээр 82А, 82 АМ.

Что входит в категорию бронетехники?

  • Бронетрактора РФ;
  • Бронеавтомобили;
  • Бронетранспортеры;
  • Бронированные ремонтно-эвакуационные ТС РФ;

Какие военные транспортные средства, снегоходы, квадроциклы используют пограничники РФ?

Не так давно пограничники РФ обратили внимание на квадроциклы и снегоходы. Военная техника несколько раз фигурировала на различных выставках. Несколько квадроциклов использовались в ходе совместных учений. Квадроциклы представляют интерес для вооруженных сил.

Для использования предлагаются два вида квадроцикла, оснащаемые вооружением и специальным оборудованием. Две новейшие разработки проходят испытания и проверяются в рамках учений. Первый предполагаемый квадроцикл – машина Тульчанка. Так же квадроцикл Леопард, имеющий сварную трубчатую раму, на которой монтируются основные агрегаты.

Береговой охрана

Органы Береговой охраны являются составной частью единой системы пограничных органов ФСБ.

В сфере деятельности пограничных органов Береговая охрана – это морское направлении. В стадии формирования три управления Береговой охраны.

Пограничные органы формируются исходя из направлений, где находится основная морская черта.

Органы Береговой охраны не отделяются от пограничной службы, это их составная часть.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Пограничная деятельность и информационная безопасность

Статья 11.1 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» определяет два основных направления пограничной. деятельности:

  • 1) защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы РФ, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
  • 2) защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории (территориальных вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации) запасов анадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб.

Статья 3 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» разделяет защиту и охрану государственной границы.

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством РФ.

Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в Законе как пограничные меры.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории запасов анадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб является важнейшим направлением пограничной деятельности. Так, борьба с экологическими преступлениями и правонарушениями при защите законных интересов Российской Федерации в пограничной сфере является важным элементом обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В соответствии с п. 31 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в качестве стратегического национального приоритета выделена экология живых систем и рациональное природопользование.

К основным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в соответствии с подп. «ж» п.

24 Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года (утверждены Указом Президента РФ от 20 июля 2017 г. № 327) отнесено увеличение масштабов браконьерства.

Анализ вышеуказанных документов показал развитие положений базового документа стратегического планирования, определяющего национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, в обоснование важности роли и места сил и средств органов федеральной службы безопасности в военной составляющей морского потенциала Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» в рамках реализаций направлений пограничной деятельности определены пределы компетенции органов федеральной службы безопасности. Данные пределы авторами отнесены к пограничной сфере.

Под пограничной сферой понимаются общественные отношения по защите и охране экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с международными договорами РФ и (или) законодательством РФ.

Так, например, в пределах пограничной сферы на должностных лиц пограничных органов возлагается расследование экологических преступлений. Пунктом «г» ст.

12 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» к полномочиям органов федеральной службы безопасности Российской Федерации относятся обязанности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности.

В соответствии с подп. 3 п. 3 ст.

Читайте также:  Статья 17. Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы

151 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации к подследственности дознавателей пограничных органов федеральной службы безопасности относятся экологические преступления, предусмотренные ст.

256 Уголовного кодекса Российской Федерации в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами Федеральной службы безопасности.

Статьей 11.2. Федерального закона «О федеральной службе безопасности» определено, что обеспечение информационной безопасности — деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

  • 1) при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
  • 2) при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих передачу шифрованной информации, в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений.

Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется:

  • 1) на информацию, свободно распространяемую;
  • 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  • 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
  • 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
  • Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  • Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
  • Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.
  • Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
  • Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
  • Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.
  • Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

Статья 15.3 Закона определяет порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона.

В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор РФ или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, незамедлительно:

  • 1) направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети «Интернет», сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать такую информацию;
  • 2) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация;
  • 3) направляет провайдеру хостинга или иному лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, а также указателей страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;
  • 4) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному лицу в соответствующей информационной системе.
  1. После получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация.
  2. В течение суток с момента получения от провайдера хостинга или иного лица уведомления о необходимости удалить распространяемую с нарушением закона информацию владелец информационного ресурса обязан удалить такую информацию.
  3. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга или иное лицо обязаны ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу незамедлительно по истечении суток с момента получения уведомления.

В случае, если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Такое уведомление может быть направлено также в электронном виде.

  • После получения уведомления и проверки его достоверности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обязан незамедлительно уведомить по системе взаимодействия оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о возобновлении доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет».
  • После получения уведомления оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет».
  • В случае, если доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», был ограничен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи возобновление доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», осуществляется данным органом после получения уведомления и проверки его достоверности.
  • Предусмотренный порядок не применяется в случае обнаружения недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, на информационном ресурсе.
Ссылка на основную публикацию