Статья 10. Допуск к квалификационному экзамену

Квалификационная комиссия — это коллегиальный орган, созданный работодателем для оценки профессиональных компетенций сотрудника, приобретенных в процессе работы или дополнительного обучения. Ее цель — присвоение очередного разряда экзаменуемому.

Когда и кем создается

Создается по письменному запросу для приема экзаменов для повышения разряда у сотрудников некоторых рабочих профессий. Отличается от аттестационной, которая создается для проверки соответствия занимаемой должности, и от конкурсной, которая присваивает классные чины государственным служащим.

Существует еще и квалификационная комиссия в адвокатской палате для приема экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката и для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Но она функционирует по другим нормам, подробно описанным в ст. 33 гл. 4 Федерального закона № 63-ФЗ от 31.05.2002.

Коллегиальный орган для присвоения разряда работникам создается руководителем предприятия на основании заявления рабочего и представления руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника участка и др.). Утверждается приказом о квалификационной комиссии на предприятии.

Статья 10. Допуск к квалификационному экзамену

Небольшие организации для присвоения разряда работникам нередко обращаются в учебные заведения соответствующего профиля. Существуют и центры независимой оценки квалификации (ЦОК). Их деятельность четко регламентирована Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» № 238-ФЗ от 03.07.2016.

На какой срок создается

Срок функционирования коллегиального органа прописывается в локальных нормативных актах. Обычно квалификационная комиссия создается на срок подготовки и проведения экзаменов либо на иной срок с указанием интервала дат приема заявлений претендентов.

Возможно создание и постоянно действующего коллегиального органа. Краткосрочное действие составляет несколько дней, т. к. сдача теоретической части и пробные работы для одного претендента обычно по своей продолжительности не превышают одной смены рабочего.

Кто входит в состав

В состав включается группа компетентных и представительных лиц из числа персонала. Из них выбираются председатель и его заместитель. Созданная тарифно-квалификационная комиссия на предприятии может включать:

  • начальников цеха или участка и других руководителей; технологов;
  • высококвалифицированных рабочих;
  • представителей службы технического контроля;
  • сотрудников отдела производственного обучения;
  • работников отдела кадров;
  • специалистов отдела оплаты труда и др.

Кроме специалистов, в состав квалификационной комиссии входят представитель профсоюзной организации работников и секретарь, который ведет всю документацию.

Требования к членам комиссии

Лица, принимающие экзамен, официально наделены полномочиями оценки уровня квалификации работников и присвоения им очередного разряда.

Основные требования к квалификационной комиссии аналогичны типовым требованиям к ЦОК, утвержденным Решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям от 20.05.

2015. Экзаменаторы должны знать и уметь применять:

  • локальные нормативные акты по оценке и присвоению разрядов на предприятии;
  • основные положения теории и практики вида (видов) профессиональной деятельности в рамках области деятельности;
  • требования профессиональных стандартов и требования к разряду, предъявляемые ТКС к соответствующим рабочим по профессии в металлургии, строительстве и т. д.

Обязанности комиссии

Обязанности и функции квалификационной комиссии утверждены в соответствующем локальном Положении. Она проводит первоначальную проверку теоретических знаний, которые прописаны ЕТКС в разделах «Характеристика работ» и «Должен знать» того разряда, на который претендует работник.

Во время практической части экзамена рабочий выполняет пробные работы, которые соответствуют уровню объявленной квалификации и соответствуют требованиям ЕТКС, профстандарта и должностной инструкции. Они указаны в разделах «Примеры работ» или «Характеристика работ», и демонстрируют знания в пределах требований профессиональных характеристик и учебных программ.

В качестве пробных работ выбирают те, которые характерны для данного предприятия, соответствуют определенным параметрам, уровню заявленной квалификации, нормам выработки, принятым на предприятии. Полный порядок работы квалификационной комиссии при рассмотрении кандидата прописан в локальном Положении предприятия.

Порядок работы

Созданная на предприятии квалификационная комиссия осуществляет следующие функции:

1. Рассмотрение документов, представленных работниками, желающими повысить квалификацию, и принятие решения о допуске либо недопуске к экзамену.

2. Подготовка экзамена в соответствии с ЕТКС.

3. Прием теоретической части экзамена.

4. Прием практической части экзамена.

Сертификация и аккредитация в 2020 году, новый Приказ Минздрава № 327н: мифы и ответы на вопросы

Статья 10. Допуск к квалификационному экзамену

14 апреля был утвержден Приказ Минздрава России от 14.04.2020 № 327н, который буквально «поставил на уши» все профессиональное медицинское сообщество. В представлении он явно не нуждается – о нем уже много было сказано и еще больше написано. Однако, несмотря на все разъяснения юристов, вопросов по Приказу остается предостаточно. Особенно у ординаторов, которые заканчивают обучение в 2020 году, которых данный нормативный правовой акт напугал больше всех. Поэтому мы также решили дать свой комментарий и немного прояснить ситуацию. В частности, что чёрт на самом деле не так страшен, как его малюют.

Поскольку статья объемная и касается различных категорий медицинских работников – от выпускников до действующих врачей-специалистов, мы сделали содержание по разделам, которым вы можете воспользоваться ниже:

1. Обзор основных положений Приказа № 327н

Итак, Приказом № 327н до 1 января 2021 года установлено следующее:

  • Объявлен мораторий на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста;
  • Срок действия сертификатов специалиста, которые истекли в период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, продлен на 12 месяцев;
  • Некоторые категории лиц могут быть допущены к работе врачами-специалистами без получения сертификата или свидетельства об аккредитации специалиста. Особо отметим, что это в том числе касается и тех, кто в этом году закончит ординатуру. Данные специалисты также смогут работать врачами-специалистами, а не врачами-стажерами вопреки распространенному мнению. Подробное юридическое обоснование данной позиции будет изложено далее.
  • Лица, которые обучаются в ординатуре по одной из специальностей, входящих в группу «Клиническая медицина», смогут трудоустроиться на должность врача-стажера под руководством врача-специалиста при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов). Особо отметим, что это касается только обучАЮщихся, а не обучИВшихся в ординатуре.
  • Лица, которые обучаются на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей, входящих в группу «Клиническая медицина», смогут трудоустроиться на должность среднего медицинского персонала под руководством старшей медицинской сестры при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).
  • Лица, которые имеют высшее медицинское образование, полученное в России, и которые не работали по своей специальности более 5 лет, смогут устроиться на должность врача-стажера под руководством врача специалиста при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).
  • Лица, которые имеют среднее медицинское образование, полученное в России, и которые не работали по своей специальности более 5 лет, смогут устроиться на должность среднего медицинского персонала под руководством старшей медицинской сестры при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).

Однако часть из вышеуказанных нововведений вызывает вопросы, а часть, как мы уже указали, нуждается в подробном юридическом обосновании. Поэтому ниже разберем некоторые положения Приказа отдельно.

2. Что значит мораторий на выдачу сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста?

Начнем с того, что пунктом 2 Приказа № 327н до 1 января 2021 года установлен мораторий на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста (в том числе лицами, прошедшими аккредитацию специалиста до вступления в силу данного приказа). По этому поводу существует две противоположные точки зрения:

  1. До 2021 года установлен запрет на получение сертификатов и свидетельств. То есть, выдавать их в течение всего 2020 года нельзя.
  2. Слово «мораторий» необходимо трактовать как «право на отсрочку получения сертификата или свидетельства об аккредитации». Сторонники этой теории утверждают, что якобы «физическим лицам предоставлено право воспользоваться отсрочкой в необходимости получения сертификатов специалистов до 01.01.2021 г. При этом никаких ограничений по прохождению обучения, при желании, а равно по выдаче сертификатов образовательными учреждениями не установлено». В частности, данная позиция была выражена адвокатом Морозом Дмитрием Витальевичем на сайте «Провизор 24». Аналогичной позиции придерживаются некоторые образовательные организации.

Какая же точка зрения верная?

Прекращение статуса адвоката с последующими ограничениями

29 марта 2021 г. на сайте ФПА опубликованы поправки в Кодекс профессиональной этики адвокатов, которые планируются рассмотреть на всероссийском съезде адвокатов уже 15.04.21.

Проект был предварительно одобрен советом ФПА. 

Одна из наиболее обсуждаемых поправок – изменение пункта 7 статьи 18 Кодекса: «В случае если статус адвоката за нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящего Кодекса прекращается повторно, указанный срок должен составлять от пяти до семи лет». 

Проектируемая норма дополняет действующую редакцию: «В решении Совета о прекращении статуса адвоката за нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящего Кодекса устанавливается срок, по истечении которого указанное лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката. Указанный срок может составлять от одного года до пяти лет».

Введение пяти-семилетнего срока прекращения, по всей видимости, является реакций разработчиков на предложение министра юстиции «лишать статуса нужно минимум на 5 лет». 

Предложенные поправки несколько мягче, так как предлагают применять такую санкцию лишь при повторном лишении статуса. Вместе с тем, соотношение, как поправок, так и действующих положений, предусматривающих возможность при принятии решения о прекращении статуса установление срока допуска к экзамену, вызывают сомнение в возможности существования такой нормы. 

Прекращение статуса, в силу статьи 17 федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (далее «закон об адвокатуре», «профильный закон», «профессиональный закон»), может быть санкцией за ряд нарушений, включая этические нормы и закон об адвокатуре.

Федеральный законодатель предусмотрел последствия для адвоката, чей статус был прекращен – не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Кроме того, он(а) не вправе быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя при прекращении статуса по специальным основаниям. Иных последствий закон не содержит. 

  • Приобретение статуса адвоката и допуск к квалификационному экзамену регулируется статьями 9 и 10 профессионального закона. 
  • Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе (пункт 5 статьи 10). 
  • Кроме статьи 9, временное ограничение для допуска к квалификационному экзамену содержится в пункте 3 статьи 11, предусматривающей, что претендент, не сдавший квалификационного экзамена, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена, установленной настоящим Федеральным законом, не ранее чем через год.
  • Ни статья 9, ни статья 10 не содержит такого основания в допуске, как решение совета о прекращении статуса адвоката, устанавливающего срок, по истечении которого указанное лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката.
Читайте также:  Статья 17.1. экспертиза отчета

Кроме того, после прекращения статуса адвоката на гражданина не распространяются ни нормы Кодекса профессиональной этики адвоката, ни решения совета региональной адвокатской палаты. В этой связи возлагать ограничения на допуск к квалификационному экзамену на лицо, не являющееся адвокатом, совет не может. 

 Изложенное согласуется с положениями профессионального закона (пункт 3 статьи 4), устанавливающего пределы  действия КПЭА. 

 Является очевидным, что возможности корпоративного регулирования не безграничны. Для принятия решений необходимы предусмотренные законом полномочия.

Преодоление пределов локального нормотворчества позволяют заинтересованным лицам ставить вопрос о ничтожности решения (подпункт 3 статьи 181.5 ГК РФ).

В этой связи, целесообразным является рассмотрение вопроса об исключении из пункта 7 статьи 18 Кодекса положений, устанавливающих временное ограничение на допуск к квалификационному экзамену в случае прекращения статуса, а не установление новых аналогичных норм.   

Вопросы – ответы по лицензированию — Лицензирование и лицензионный контроль — Главная — Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Официальный сайт

Вопрос 1. В случае неявки претендента на сдачу квалификационного экзамена по уважительной причине (например, болезнь) возможно ли перенести срок сдачи? Либо необходимо повторно направлять заявление о допуске к сдаче квалификационного экзамена?

Ответ. Согласно п. 12 Порядка проведения квалификационного экзамена, утвержденного приказом Минстроя России от 28.10.

2014 № 659/пр, не прошедшие регистрацию на квалификационный экзамен претенденты вносятся секретарем лицензионной комиссии в регистрационном списке присутствующих на квалификационном экзамене как не явившиеся.

Такому претенденту необходимо повторно направить заявление о допуске к сдаче квалификационного экзамена в адрес лицензионной комиссии, на основании которого лицензионная комиссия снова назначает срок для сдачи квалификационного экзамена.

Вопрос: 2. К заявлению о допуске к квалификационному экзамену должны быть приложены какие-либо дополнительные документы?

Ответ. Согласно п. 5 Порядка проведения квалификационного экзамена, утвержденного приказом Минстроя России от 28.10.

2014 № 659/пр, в целях регистрации для сдачи квалификационного экзамена претендент направляет в лицензионную комиссию заявление о допуске к квалификационному экзамену, в котором сообщает о себе следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, электронный адрес, по которому может быть направлено электронное уведомление о регистрации претендента.

Заявление претендента должно содержать согласие претендента на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку его персональных данных в соответствии со ст.

9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», а именно совершение действий, предусмотренных пунктом 3 части первой статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Бланк заявления о допуске к квалификационному экзамену размещен на официальном сайте Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (скачать) в рубрике «Лицензирование».

Таким образом, к заявлению о допуске к квалификационному экзамену дополнительных документов прикладывать не требуется.

Вопрос 3. Заявление о допуске к квалификационному экзамену подается лично претендентом?

Согласно п. 6 Порядка проведения квалификационного экзамена, утвержденного приказом Минстроя России от 28.10.2014 № 659/пр, заявление о допуске к квалификационному экзамену подается претендентом непосредственно в лицензионную комиссию. Данным приказом не установлены требования о личной подаче заявления претендентом.

Таким образом, заявление о допуске к квалификационному экзамену может быть подано как лично претендентом, так и его любым представителем. Также заявление может быть направлено почтовым отправлением по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101, каб. 238.

Вопрос 4. Квалификационный экзамен сдает только руководитель?

Ответ. Согласно ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из лицензионных требований является наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата.

Должностным лицом лицензиата является руководитель организации и другие работники организации, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в данной организации, а также руководитель организации, осуществляющей полномочия единоличного исполнительного органа другой организации.

Порядком проведения квалификационного экзамена, утвержденного приказом Минстроя России от 28.10.2014 № 659/пр, ограничений по количеству лиц, имеющих право сдавать квалификационный экзамена, не установлено.

Вопрос 5: С какого времени планируется начало сдачи квалификационного экзамена? Влияет ли дата подачи заявления?

Ответ: с момента подачи заявления о допуске к сдаче квалификационного экзамена претендент в течение пятнадцати рабочих дней уведомляется лицензионной комиссией о дате, времени и месте сдачи квалификационного экзамена.

Первый экзамен состоится 16.12.2014. Очередность прохождения процедуры квалификационного экзамена предопределяется датой и последовательностью подачи заявления.

Иными словами, поступательно назначаются даты прохождения квалификационного экзамена.

С данной информацией (о дате проведения экзамена) Вы будете уведомлены как посредством почтового электронного сообщения, так и сможете посмотреть ее на официальном сайте Управления в рубрике «Лицензирование».

Вопрос 6: Если физическое лицо совмещает должность руководителя в нескольких юридических лицах — управляющих компаниях, это физическое лицо обязано получать аттестат для каждого юридического лица или достаточно только одного?

Ответ: квалификационный аттестат выдается конкретному физическому лицу. Получение квалификационного аттестата для отдельных юридических лиц не требуется.

Соответственно лицо, сдавшее квалификационный экзамен и получившее соответствующий аттестат, может занимать должность в двух и более управляющих организациях, при этом получение квалификационного аттестата для каждого юридического лица не требуется, т.к. квалификационный аттестат выдается конкретному физическому лицу без привязки к юридическому лицу.

  • Вопрос 7: В случае увольнения физического лица из одной управляющей компании, и трудоустройства в другую управляющую компанию, должен ли он получать новый квалификационный аттестат?
  • Ответ: квалификационный аттестат выдается сроком на пять лет конкретному физическому лицу, при увольнении из одной управляющей компании в другую повторной сдачи квалификационного экзамена для получения аттестата не требуется.
  • Вопрос 8: Как внести изменения в реестр лицензий Свердловской области?

Ответ: Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий Свердловской области установлены статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.

2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее – приказ № 938/пр). С 20.12.

2020 в приказ № 938/пр внесены изменения, о которых Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – Департамент) размещал информационное сообщение.

Изменения в реестр лицензий Свердловской области вносятся на основании:

  • заявления на внесение изменений в реестр лицензий Свердловской области (рекомендуемую форму которого Вы можете скачать здесь);
  • уведомления о начале / прекращении управления многоквартирным домом (рекомендуемую форму которого Вы можете скачать здесь).

Указанные заявления и уведомления подаются в Департамент одним из следующих способов:

  • преимущественно посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства путем формирования в адрес Департамента обращения с темой «Внесение изменений в реестр лицензий Свердловской области» или «Уведомление о начале / прекращении управления многоквартирным домом». К обращению прилагаются скан-образ заявления / уведомления и прилагаемые к нему документы;
  • нарочно.

Департамент рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней со дня его регистрации в Департаменте. По результатам рассмотрения заявления / уведомления принимается одно из следующих решений:

  1. о внесении изменений в реестр;

  2. об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;

  3. о приостановлении рассмотрения заявления.

  1. Исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов и приостановления рассмотрения заявления регламентирован приказом № 938/пр и расширительному толкованию не подлежит.
  2. О любом решении заявитель уведомляется Департаментом в день принятия решения с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
  3. При принятии решения о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области Департамент вносит изменения в реестр лицензий Свердловской области в следующем порядке:

а) в случаях, определенных частями 4, 13, 14, 17 статьи 161, частями 3.1, 5 — 5.

4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, — со следующего дня после дня принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного открытым конкурсом по отбору управляющей организации, договором управления многоквартирным домом с застройщиком, решением органа местного самоуправления;

  • б) в случае принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления многоквартирным домом и иных случаях, не указанных выше, — с первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного договором управления многоквартирным домом, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решением общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
  • После устранения лицензиатом нарушений условий, установленных подпунктами «а», «г» пункта 5 приказа № 938/пр, послуживших основаниями отказа во внесении изменений, повторное обращение лицензиата с заявлением о внесении изменений в реестр осуществляется в общем порядке.
  • В случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок рассмотрения заявления / уведомления продлевается не более чем на 30 рабочих дней.
  • С актуальной информацией о поданных в адрес Департамента заявлениях о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области и принятых Департаментом решениях Вы можете ознакомиться на сайте Департамента в разделе «Лицензирование и лицензионный контроль», обратившись к Реестру заявлений о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области на соответствующую дату.
  • Вопрос 9: Где можно ознакомиться с перечнем вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене?

Ответ: Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.10.2014 № 789/пр.».

Вопрос 10: Кто должен получить квалификационный аттестат? Какое количество лиц организации имеет право обращения с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена?

Ответ: В соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из лицензионных требований является наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата.

При этом должностным лицом лицензиата является – руководитель организации и другие работники организации, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в данной организации, а также руководитель организации, осуществляющей полномочия единоличного исполнительного органа другой организации.

Порядок проведения квалификационного экзамена для получения квалификационного аттестата утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.10.

2014 № 659/пр. Указанным нормативным правовым актом каких-либо ограничений, касающихся количества лиц, имеющих право обратиться с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена, не установлено.

В случае, если функции единоличного исполнительного органа юридического лица (управляющей организации) выполняет другое юридическое лицо, то квалификационный аттестат должен получить руководитель юридического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа.

Начинать подготовку к квалификационному экзамену лучше еще до сдачи документов в палату

В настоящее время широко обсуждается введение с 2023 г. адвокатской монополии (см. проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, разработанный Минюстом России), в преддверии которой как никогда актуальным является вопрос о получении статуса адвоката.

Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощиАдвокаты и юристы о новом проекте Концепции и путях реализации заложенных в ней положений

Вопросы, связанные со сдачей квалификационного экзамена, детально урегулированы Положением, утвержденным Советом Федеральной палаты адвокатов РФ 25 апреля 2003 г. (в редакции от 17 апреля 2019 г.).

Ответы на дополнительные вопросы без проблем можно найти либо на сайте адвокатской палаты, где претендент будет сдавать экзамен, либо связавшись по телефону с уполномоченным сотрудником данной палаты.

Поделюсь своим практическим опытом подготовки и сдачи квалификационного экзамена, который, надеюсь, будет полезен юристам, претендующим на получение адвокатского статуса.

Я сдавала экзамен год назад в АП г. Москвы.

Читайте также:  Статья 19. Использование языков в нотариальном делопроизводстве

Порядок его сдачи во всех палатах в целом единообразен, но в каждой палате могут быть свои незначительные особенности – например, расширенный список предоставляемых документов (так, АП Ленинградской области просит претендентов представить рукописную автобиографию, АП Смоленской области – письменное согласие руководителя адвокатского образования на прием претендента в члены адвокатского образования, АП Чеченской Республики – подписку на «АГ»), включение в устный экзамен практических задач (как в палатах Московской и Тульской областей), возможность использования «бумажных» кодексов (например, АП Смоленской области рекомендует принести на экзамен свои кодексы) и др.

Сбор документов для допуска к экзамену

Для успешного планирования целесообразно заранее ознакомиться с требованиями, предъявляемыми адвокатской палатой, и собрать полный пакет документов.

При этом необходимо учесть, что изготовление справки об отсутствии непогашенной или неснятой судимости по регламенту МВД России может занять до 30 дней. В моем случае потребовались три недели – справку я заказывала и получала через Единый портал госуслуг (электронной копии справки достаточно).

Кроме того, претенденты, переехавшие на постоянное место жительства в другой субъект Федерации (или планирующие переезд в срок менее года до подачи заявления на присвоение статуса адвоката), для сдачи экзамена по новому месту жительства с 1 мая 2019 г.

должны согласовывать место сдачи экзамена с Советом ФПА, предварительно представив копии документов о действительном изменении места постоянного жительства. Согласование может также занять до 30 дней.

Данная мера была принята в связи с массовой проблемой фиктивной миграции претендентов для сдачи экзамена в «удобном» регионе.

После подачи всех документов квалификационная комиссия палаты проверяет их на соответствие установленным требованиям и сообщает о допуске претендента к экзамену и его дате. Мне перезвонили через 10 дней и предложили согласовать дату компьютерного тестирования. Аналогичные условия действовали и при прохождении устного собеседования.

Отмечу, что АП г. Москвы гибко относится к возможности переноса сроков экзамена, и при необходимости можно выбрать иную подходящую дату, главное – уложиться в предельный срок, установленный Законом об адвокатуре (не позднее трех месяцев с даты подачи заявления).

Ко дню прохождения компьютерного тестирования также нужно принести квитанцию (выдадут в адвокатской палате), подтверждающую оплату целевого взноса на организацию и проведение экзамена. Сумма взноса определяется каждой палатой самостоятельно, в Москве она составляет 10 тыс. руб.

Подготовка и сдача теста

Исходя из моего опыта, опыта коллег и комментариев квалификационной комиссии АП г. Москвы, по итогам 2018 г. в среднем успешно сдают адвокатский экзамен около 50% претендентов, при этом абсолютное большинство тех, кто не сдал, сталкивается с затруднениями при устном собеседовании.

При прохождении компьютерного тестирования претендентам предлагается за час ответить на 70 вопросов, которые определяются методом случайной выборки из 324 вопросов, утвержденных ФПА РФ в мае 2019 г.

, размещенных на ее сайте и применяющихся с 1 сентября 2019 г.

Для успешной сдачи необходимо правильно ответить не менее чем на 50 вопросов, при этом правильных ответов может быть несколько и нужно отметить все, иначе ответ засчитывается как неправильный.

Каждому претенденту предоставляется отдельный компьютер, к которому выдаются логин и пароль. Вопросы и их последовательность у каждого претендента различаются, поэтому заглядывать в монитор соседа бессмысленно. Также исключена возможность пользования смартфоном для проверки правильности ответа.

Большинство вопросов посвящены положениям Закона об адвокатуре, КПЭА, а также стандартам и разъяснениям ФПА РФ по конкретным вопросам адвокатской деятельности.

При этом попадаются достаточно узкие и «экзотические» вопросы, например: «Профессиональное объединение адвокатов какого из перечисленных государств не является участником Хартии основополагающих принципов адвокатской деятельности?» или «В Постановлении ЕСПЧ от 12.02.

2015 «Дело “Юдицкая и другие (Yuditskaya and Others) против Российской Федерации”» (жалоба № 5678/06) указано: «В связи с этим Европейский Суд напоминает, что в делах, касающихся адвокатов, посягательство на профессиональную тайну адвоката может иметь последствия для ˂…˃ и, соответственно, для прав, гарантированных статьей 6 Конвенции» (вставьте пропущенную фразу)».

В связи с этим рекомендую внимательно ознакомиться с вопросами, найти и запомнить правильные ответы на них до прохождения тестирования.

Также в Интернете можно найти платные тренажеры (стоимость незначительная), имитирующие компьютерное тестирование в адвокатской палате.

Я пользовалась таким тренажером – на мой взгляд, он полезен, помогает хорошо подготовиться и впоследствии успешно пройти реальное тестирование. В то же время на сайте ФПА РФ с недавнего времени размещен бесплатный тренажер для подготовки к тестированию.

Дело в том, что все другие тренажеры, встречающиеся в Сети, не имеют отношения к ФПА РФ и, по отзывам пользователей, не всегда правильно ориентируют претендентов.

Результаты компьютерного тестирования становятся известны сразу после прохождения теста. Претенденты, успешно сдавшие первую часть экзамена, допускаются ко второму этапу – устному собеседованию. В моей группе все 12 претендентов успешно прошли эту часть испытания.

Подготовка и прохождение собеседования

Устное собеседование было назначено спустя три недели после тестирования. В общей сложности я готовилась к нему около двух месяцев (еще до подачи документов в палату) в комфортном режиме, а с момента назначения даты собеседования – интенсивно.

В ходе собеседования претенденту предлагается выбрать билет, включающий четыре вопроса из перечня, утвержденного ФПА РФ в январе 2016 г. и применяющегося с 1 сентября того же года.

При этом вопросы в билете для устного собеседования могут быть дополнены по усмотрению адвокатских палат субъектов РФ задачами по решению правовых ситуаций и заданиями по составлению юридических документов.

В экзаменационных билетах АП г. Москвы таких задач нет.

К сожалению, АП г. Москвы не размещает для свободного ознакомления билеты с конкретными вопросами, в то время как, например, АП Московской области это сделала, чем, несомненно, облегчила претендентам подготовку.

Относительно подготовки к устному собеседованию хотелось бы отметить следующее.

Материал очень объемный, охватывает множество отраслей права. Поэтому в идеале желательно начать готовиться к нему заблаговременно – до сдачи документов в адвокатскую палату, чтобы равномерно распределить нагрузку и качественно подготовиться по всем вопросам собеседования.

Когда я готовилась к сдаче экзамена, то решила упростить себе задачу и найти единый подходящий источник для подготовки. Я пыталась использовать соответствующие книжные сборники ответов (купила несколько вариантов), а также подборки ответов с интернет-сайтов (в том числе платные).

Однако, на мой взгляд, у каждого источника были свои существенные минусы: много «воды», устаревшая информация либо тема вообще не раскрыта. В итоге по окончании подготовки на моем столе громоздилась гора учебников, кодексов, схематических пособий и распечаток материалов из правовых баз.

При подготовке особое внимание стоит уделить вопросам по адвокатуре – в состав квалификационной комиссии входят 7 адвокатов, в том числе президент палаты (его заместитель), которые знакомы с теоретическими и практическими аспектами адвокатуры в деталях и проявляют особую щепетильность при проверке знаний в соответствующей области.

По моим наблюдениям, большинство экзаменационных билетов включали вопрос по адвокатуре, причем он был первым. Соответственно, претенденты, показавшие хорошие знания по данному вопросу, сразу располагали к себе комиссию и далее более уверенно, чем остальные, продолжали ответ.

Исходя из моего опыта и опыта коллег, добавлю, что в билетах обязательно попадаются вопросы и по уголовному праву (процессу), и по гражданскому. В связи с этим юристам, практикующим в уголовном праве (процессе), целесообразно сделать упор на изучении и повторении вопросов по гражданскому праву и процессу, и наоборот.

В любом случае я бы рекомендовала как минимум: подготовиться к ответу на все вопросы по тем отраслям права, которые вы не используете в своей практике и (или) забыли в связи с давностью изучения, а также хорошо выспаться накануне экзамена, чтобы использовать свои способности по максимуму. Добавлю, что атмосфера при прохождении собеседования доброжелательная, члены комиссии проверяют знания претендентов, не выходя за рамки темы вопроса, не «заваливают», а, напротив, помогают наводящими вопросами сориентироваться в ответе.

Для подготовки к ответу предоставляется время – первого из претендентов приглашают к ответу через 45 минут после начала подготовки, при отсутствии желающих комиссия по своему усмотрению определяет кандидатуру первого отвечающего. Кроме того, экзаменуемым предоставляются «бумажные» кодексы и законы в достаточном количестве.

До начала ответа комиссия предостерегает претендентов от чтения ответа «по бумажке» и просит каждого убрать листок, где написан ответ, и не смотреть в него. В случае заглядывания в листок комиссия относится к этому негативно и повторно просит его убрать.

По этой причине на экзамене бессмысленно подробно расписывать ответы по каждому из вопросов.

Также не стоит рассчитывать на использование смартфона – в ходе устного ответа без какой-либо письменной заготовки знания претендента либо отсутствие таковых станут очевидны.

Вместо этого целесообразно, на мой взгляд, сосредоточиться на плане выступления, при необходимости воспользоваться предоставленными кодексами и законами и вспомнить базовые положения по соответствующему вопросу, проговорить «про себя» ответы на наиболее сложные вопросы, а также обдумать возможные дополнительные вопросы со стороны комиссии и свои ответы на них. Отвечать необходимо четко, уверенно и последовательно – как выступая перед судом.

В большинстве случаев комиссия начинает с проверки базовых знаний претендента по каждому из вопросов, не особо углубляясь в детали, далее задает дополнительные вопросы – как правило, это бывает в случае неуверенности претендента или неправильности его ответов либо наоборот: если претендент сразу начинает детально излагать материал, комиссия спрашивает основные положения, чтобы ускорить ответ и перейти к следующему вопросу.

В моем случае устное собеседование группы из 12 человек длилось около трех часов (включая время на подведение итогов и их оглашение). Я отвечала порядка 15 минут; семеро претендентов, включая меня, прошли собеседование успешно.

Подводя итог, хочу пожелать всем претендентам успеха, а для его достижения рекомендую при подготовке использовать тайм-менеджмент и планировать все этапы, а также выделить достаточное время на повторение (изучение) материала.

Читайте также:  Статья 42. Истребование культурных ценностей из незаконного владения

Статья 10. допуск к квалификационному экзамену • Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ, Степашина Мария Сергеевна, 2800

Комментарий к статье 10

1. Лица, претендующие на получение статуса адвоката и отвечающие требованиям, предъявляемым к ним в соответствии со ст. 9 комментируемого Закона, обращаются в квалификационную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении статуса адвоката.

Квалификационные комиссии при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации проводят квалификационные экзамены с целью установления наличия у претендента необходимых профессиональных знаний. Подробно о квалификационной комиссии см. комментарий к ст. 33 настоящего Закона.

Согласно Положению о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката, утвержденного решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 25 апреля 2003 г.

, для сдачи квалификационного экзамена и приобретения статуса адвоката гражданин вправе обратиться в квалификационную комиссию того субъекта Российской Федерации, в котором он состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика единого социального налога.

2. В соответствии с п. 1.3 вышеназванного Положения лицо, претендующее на присвоение статуса адвоката, представляет в квалификационную комиссию следующие документы:

1) заявление о присвоении статуса адвоката. Соответствующий образец заявления о присвоении статуса адвоката утверждается решением Федеральной палаты адвокатов;

2) копию документа, удостоверяющего его личность.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828, основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом (ст. 10 вышеназванного Закона).

В свою очередь, согласно ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации документами, заменяющими паспорт гражданина, удостоверяющими личность гражданина, являются:

  • военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
  • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
  • справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
  • паспорт моряка (удостоверение личности моряка);
  • документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:

  1. паспорт;
  2. дипломатический паспорт;
  3. служебный паспорт;
  4. паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Так как статус адвоката присваивается не только гражданам Российской Федерации, то целесообразно также обратиться к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно ст.

10 данного Закона документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

  • Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:
  • документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства;
  • 3) анкету, содержащую биографические сведения.
  • Соответствующий образец такой анкеты утверждается решением Федеральной палаты адвокатов;
  • 4) копию трудовой книжки или иные документы, подтверждающие стаж работы по юридической специальности.

Подробнее о подтверждении трудового стажа см. п. 3 к ст. 9 данного Закона;

5) копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности.

Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливаются ступени высшего профессионального образования в соответствии с присваиваемой квалификацией бакалавра (срок обучения не менее четырех лет), дипломированного специалиста (срок обучения не менее пяти лет) и магистра (срок обучения не менее шести лет).

Согласно ст. 7 вышеназванного Закона лицам, закончившим обучение, выдаются документы о соответствующем образовании: диплом бакалавра; диплом специалиста с высшим профессиональным образованием; диплом магистра.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г.

N 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» получение ученой степени возможно в рамках послевузовского профессионального образования и может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

Согласно п. 3 ст. 27 Закона «Об образовании» гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.

  1. По окончании аспирантуры присваивается ученая степень кандидата наук и выдается соответствующий документ, подтверждающий наличие ученой степени.
  2. По окончании докторантуры присваивается ученая степень доктора наук и выдается соответствующий документ, подтверждающий наличие ученой степени.
  3. Данный перечень документов не является исчерпывающим и претенденту может быть предложено представить и другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Представленные претендентом копии документов должны быть удостоверены нотариусом либо заверены тем учреждением, которым они были выданы. В случае представления подлинников копии документов могут быть заверены в секретариате квалификационной комиссии.

  • 3. После приема документов секретариатом квалификационной комиссии согласно Положению о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката председатель квалификационной комиссии:
  • созывает заседания квалификационной комиссии;
  • организует проверку представленных претендентом документов;
  • назначает дату и время сдачи экзамена;
  • обеспечивает в соответствии с утвержденным Советом Федеральной палаты адвокатов перечнем вопросов, предлагаемых претендентам, составление экзаменационных билетов и письменных заданий, которые утверждаются соответствующей квалификационной комиссией;
  • подписывает протокол заседания квалификационной комиссии и другие документы, отражающие работу комиссии; организует обобщение результатов работы квалификационной комиссии и принимает меры по улучшению организации ее деятельности, о чем информирует соответствующую конференцию (собрание) адвокатов.

Решение о допуске к квалификационному экзамену принимается квалификационной комиссией в срок не более месяца, а при необходимости проведения проверки достоверности представленных претендентом сведений в трехмесячный срок со дня подачи заявления о допуске претендента к квалификационному экзамену.

Законом предусматривается право квалификационной комиссии обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждением достоверности указанных документов и сведений. Запросы направляются в государственные органы, учреждения и организации, выдавшие документы, а также в правоохранительные органы, медицинские учреждения.

Ответ на запрос должен быть предоставлен соответствующей организацией в течение месяца со дня получения такого запроса.

Претенденту, представившему выше указанные документы и отвечающему требованиям, предъявляемым ст. 9 настоящего Закона, не может быть отказано в допуске к сдаче экзамена.

  1. О времени и месте проведения экзамена претендент должен быть извещен не позднее чем за десять дней до экзамена.
  2. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято квалификационной комиссией также не позднее месяца, а при необходимости проведения проверки достоверности представленных претендентом сведений в трехмесячный срок со дня подачи заявления о допуске претендента к квалификационному экзамену, и только по основаниям, прямо указанным в Законе, а именно:
  3. 1) в случае сообщения претендентом о себе сведений, не соответствующих действительности, либо представления им ненадлежаще оформленных документов;
  4. 2) в случае отсутствия у претендента высшего юридического образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученой степени по юридической специальности;

3) в случае отсутствия у претендента двухлетнего стажа работы по юридической специальности на должностях, перечисленных в п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», и отсутствия сведений о прохождении им стажировки в адвокатском образовании сроком не менее одного года;

4) в случае признания претендента недееспособным или ограниченно дееспособным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

5) при наличии у претендента непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

В случае отказа в допуске к квалификационному экзамену лицу по его просьбе выдается выписка из протокола заседания комиссии с мотивированным решением комиссии, которое может быть обжаловано в суд.

Обжалование такого решения осуществляется в рамках гражданского судопроизводства путем подачи соответствующего искового заявления в суд общей юрисдикции по месту нахождения квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию