Статья 15. ответственность за нарушение законодательства российской федерации о военно-техническом сотрудничестве

  УФК по Свердловской области    (МО МВД России «Красноуфимский»)
(наименование получателя платежа)
6 6 1 9 3 3 6 8 4 1 1 8 1 5 1 1
(ИНН получателя платежа)                          (номер счета получателя платежа)
КПП    661901001  
 в  Уральское ГУ Банка России                                            БИК 4 6 5 7 7 1
г. Екатеринбург  (наименование банка  получателя платежа)     
1 8 8 1 1 6 9 1 6 1 4
1
                                                                        ( наименование платежа)
Ф.И.О. плательщика____________________          ИНН плательщика
Сумма платежа           руб.         коп.         Сумма платы  8 руб. 00 коп.
С условиями приема указанной в платежном документе суммы, в т.ч. с суммой взимаемой платы “ _____ ”    _________________    201___   г.       Подпись плательщика ______________________
УФК по Свердловской области   (МО МВД России «Красноуфимский»)
(наименование получателя платежа)
6 6 1 9 3 3 6 8 4 1 1 8 1 5 1 1
(ИНН получателя платежа)                          (номер счета получателя платежа)
КПП    661901001  
   в Уральское ГУ Банка России                                           БИК 4 6 5 7 7 1
г. Екатеринбург    (наименование банка  получателя платежа)     
1 8 8 1 1 6 9 1 6 1 4

ОКТМО 65747000                                                            КБК  

                                        ( наименование платежа)
Ф.И.О. плательщика   _____________________         ИНН плательщика
Адрес плательщика  г.  ________________________ ул. ________________________
Сумма платежа           руб.        00   коп.         Сумма платы за услуги_____ руб. ___ коп.
Итого  ___200 руб. __00 коп.                          “ _____ ”  __________________ 201___ г.
С условиями приема указанной в платежном документе суммы, в т.ч. с суммой взимаемой платы за услуги банка, ознакомлен и согласен           Подпись плательщика ______________________

Военный прокурор разъясняет. Нормы, касающиеся ответственности военнослужащих за нарушение правил дорожного движения

  •  В. Наумейко, военный прокурор Иркутского гарнизона, полковник юстиции

Федеральный закон от 31.12.2014 № 528-ФЗ1, вступивший в силу с 1 июля 2015 г.

, внёс изменения в нормы Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) об ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. В частности, в указанном кодексе появилась статья 264.

1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию», положения которой в равной мере распространяются на военнослужащих.

  • Данная норма устанавливает уголовную ответственность за управление механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения и ранее подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного этой статьёй либо частями 2, 4 и 6 статьи 264 УК РФ.
  • Стоит отметить, что правила вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины определены Правилами дорожного движения, Наставлением по автомобильной службе, руководствами или инструкциями по эксплуатации различных видов боевых и специальных машин.
  • Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершённого ими правонарушения.
  • За нарушение ПДД военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста.

Под управлением транспортным средством в смысле статьи 264.1 УК РФ понимается непосредственное выполнение лицом функций водителя во время движения транспорта.

Преступление окончено уже в тот момент, когда субъект, будучи в состоянии опьянения, привёл в движение какой-либо транспорт.

Продолжительность управления не имеет значения для квалификации данных действий как состава оконченного преступления.

Факт опьянения определяется наличием этилового спирта или наркотических средств либо психотропных веществ в организме. Невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования также расценивается как факт опьянения.

Рассматриваемое деяние наказывается штрафом в размере от двухсот до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В качестве дополнительного наказания виновный может быть лишён судом права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Кроме того, в соответствии с требованиями пункта «г» части 1 статьи 104.1 УК РФ, транспорт, которым управлял виновный, может быть конфискован как средство совершения преступления.

Разъяснения: Административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)

  • Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях обеспечения безопасности граждан предусмотрена обязанность руководителей организаций принимать меры к антитеррористической защищенности объектов (территорий), препятствующие совершению террористического акта.
  • Требования антитеррористической защищенности конкретных объектов (территорий) утверждаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения руководителями организаций и ведомств.
  • Федеральным законом от 16 декабря 2019 года № 441-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Так, глава 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) дополнена статьей 20.

35, частью 1 которой предусматривает ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Частью 2 статьи 20.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение аналогичных действий в отношении объектов (территорий) религиозных организаций, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В случае нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также воспрепятствования деятельности лиц, уполномоченных на их выполнение или обеспечение (при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния), предусматривается штраф: для граждан — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет; для юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

За аналогичные правонарушения в отношении объектов (территорий) религиозных организаций размер штрафа составит: для граждан — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Законом предусмотрено, что положения части 2 статьи 20.35 КоАП РФ вступают в силу с 1 мая 2020 года.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных названной статьёй, относятся к подведомственности судей (часть 1 статьи 23.1 Кодекса).

Правом составлять протоколы об указанных административных правонарушениях наделяются в пределах своих полномочий должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов, а также должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации (пункты 1, 56, 103 части 2 статьи 28.3 Кодекса).

Версия для печати

Административная ответственность военнослужащих

Особенности административной ответственности военнослужащих, прежде всего, определяются ст. 2.5 КоАП РФ, а также вытекают из положений ряда иных статей того же Кодекса. Кроме того, вопросы административной ответственности военнослужащих в определенной степени также регулируются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

Наиболее существенные отличия ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения состоят в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

Административные правонарушения военнослужащих

  • посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);
  • нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);
  • нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
  • правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
  • нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);
  • административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12)
  • административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));
  • административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
  • невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);
  • некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 -18.4);
  • нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).
Читайте также:  Статья 15. экспертная комиссия государственной экологической экспертизы

На основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г.

№ 203-ФЗ), в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В указанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г.

№203-ФЗ), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

Согласно ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ, к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

С 1 января 2007г. с принятием Федерального закона «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных наказаний.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации, применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС РФ (ч. 4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).

Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение 

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

  • В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.
  • Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.
  • Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Мбу «школа №1»

Конституция Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом и имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в установленных федеральным законом случаях (статья 59).В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.03.1998 ? 53-ФЗ ?О воинской обязанности и военной службе? воинская обязанность (за исключением периода мобилизации, периода военного положения и военного времени) предусматривает:

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Одной из форм реализации конституционной обязанности по защите Отечества является прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25.07.2002 ? 113-ФЗ ?Об альтернативной гражданской службе?.

В вопросах организации исполнения воинской обязанности ключевую роль играют военные комиссариаты и их структурные подразделения.

Согласно статье 7 Федерального закона? О воинской обязанности и военной службе? В случаях неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных этим Законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата являются:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Обязательным условием признания указанных причин уважительными является их документальное подтверждение.Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает административную и уголовную ответственность за нарушения закона о воинской обязанности и военной службе.Статья 21.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

На основании этой статьи неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленное время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от ста до пятисот рублей.Такие же меры административного наказания предусмотрены за уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии (статья 21.6 КоАП РФ), а также за умышленную порчу или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или указанного удостоверения, повлекшее их утрату (статья 21.7 КоАП РФ).Дела об административных правонарушениях указанных видов рассматривают от имени военных комиссариатов военные комиссары, начальники отделов военных комиссариатов и начальники отделений отделов военных комиссариатов.Уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы предусмотрена статьей 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.Частью первой этой статьи установлено, что уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.К ответственности за уклонение от призыва на военную службу привлекаются граждане мужского пола, достигшие возраста 18 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу.После достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности.Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствования, на заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы, путем выезда с постоянного места жительства с нарушением правил снятия и постановки на воинский учет и другими способами.По части 1 статьи 328 УК РФ квалифицируется самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу.Как уклонение от призыва на военную службу квалифицируются также действия по получению призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения, подлога документов или иного обмана.Уклонение от призыва на военную службу (часть 1 статьи 328 УК РФ) отграничивается от неисполнения обязанностей по воинскому учету (статья 21.5 КоАП РФ) по цели, которую преследует лицо, нарушающее закон о воинской обязанности и военной службе.

Надзор за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе, надзор за процессуальной деятельностью уполномоченных органов при расследовании фактов уклонения от призыва на военную службу, уголовное преследование за такие преступления являются приоритетными направлениями в деятельности органов прокуратуры.

Читайте также:  Мировое соглашение при банкротстве - советы юриста

Законодательство РФ об ответственности за правонарушение, связанные с нарушением военнослужащими уставных правил взаимоотношений

ПЛАН

  • проведения общественно-государственной подготовки с личным составом   
  • ТЕМА: «Законодательство РФ об ответственности за правонарушение, связанные с нарушением военнослужащими уставных правил взаимоотношений».
  • ДАТА: _______
  • МЕСТО: расположение
  • ХОД ЗАНЯТИЯ:

Сплоченность воинских коллективов, создание в них атмосферы войскового товарищества, поддержание уставных взаимоотношений — необходимое условие обеспечения постоянной боевой готовности и боеспособности личного состава, залог успешного выполнения повседневных задач обучения и воспитания военнослужащих. Воинские уставы детально регулируют порядок взаимоотношений военнослужащих как на службе, так и вне службы. Основные требования этого порядка закреплены в Уставе внутренней службы и Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими наносят ущерб воинскому правопорядку, здоровью, чести и достоинству военнослужащих, интересам обеспечения постоянной готовности войск и сил флота.

По своему характеру они являются воинскими правонарушениями.

Наиболее опасные из этих правонарушений, сопряженные с насилием, унижением чести и достоинства военнослужащих, признаются преступлениями против военной службы и предусмотрены в ст. 335 УК РФ.

Объектом рассматриваемого преступления является закрепленный в воинских уставах порядок взаимоотношений военнослужащих, не состоящих в отношениях подчиненности, а также личность военнослужащих — потерпевших, их здоровье, честь и личное достоинство.

Посягательство на порядок уставных взаимоотношений осуществляется путем непосредственного противоправного воздействия на одного или нескольких военнослужащих—участников отношений, поэтому преступлением причиняется ущерб как порядку уставных взаимоотношений между военнослужащими, так и личности потерпевших.

Более того, степень общественной опасности совершенного преступления во многом зависит от ущерба, нанесенного личности потерпевшего.

С объективной стороны под нарушением уставных правил взаимоотношений понимаются различные виды насилия одних военнослужащих над другими, унижение их чести ц достоинства, издевательства над ними, совершаемые в целях обеспечения себе облегченных условий службы, привилегированного положения в коллективе, подчинения своей воле сослуживцев, а равно из других, в том числе хулиганских, побуждений. Нарушения уставных взаимоотношений конкретно могут проявляться в принуждении потерпевших совершать действия, унижающие их личное достоинство, делать личные услуги старослужащим, выполнять за них те или иные обязанности военной службы, сексуальных извращениях и иных формах издевательств. Они могут быть связаны с изъятием у молодых воинов предметов обмундирования, продуктов питания, иных материальных ценностей. Все эти действия, как правило, сопровождаются применением насилия или угрозой его применения. Насилие может состоять в нанесении побоев, причинении различной тяжести вреда здоровью, иных насильственных действиях, связанных с причинением физической боли потерпевшему либо ограничением его свободы. Понятием насилия охватывается также угроза применения различных видов физического насилия.

Рассматриваемое преступление, как и любое воинское преступление, направлено против установленного порядка прохождения военной службы, воинских отношений. По ст.

335 УК подлежат квалификации, во-первых, указанные насильственные и другие действия, когда они совершены в связи с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы, например, на почве недовольства его добросовестным отношением к службе.

Во-вторых, совершение указанных действий не только в связи с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы, но и из иных, в том числе хулиганских, побуждений, если при этом хотя бы один из военнослужащих (потерпевший или виновный) исполнял обязанности военной службы, а точнее, находился при исполнении этих обязанностей.

Как отмечалось выше, понятие исполнения обязанностей военной службы определено в ст. 36 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

В-третьих, совершение деяния не в связи и не при исполнении обязанностей военной службы, но при условии сопровождения его проявлением явного неуважения к воинскому коллективу, грубым нарушением внутреннего распорядка в подразделении, нормального отдыха или досуга личного состава, стремлением отдельных военнослужащих более раннего призыва утвердить свое «превосходство» над молодыми воинами.

В указанных альтернативных ситуациях действия виновных нарушают закрепленный в уставах порядок взаимоотношений между военнослужащими и содержат признаки воинских преступлений. Они могут быть совершены в расположении воинской части и. вне ее пределов, в служебное время или во время отдыха, проведения культурно-массовых мероприятий, при нахождении в командировке, лечебном учреждении и т. п.

Практика показывает, что нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими иногда совершаются по мотивам национальной или расовой вражды или розни, сопровождаются унижением национальных чувств военнослужащих.

Однако не всякое насилие одного военнослужащего над другим образует воинское преступление. В период прохождения военной службы военнослужащие вступают не только в военно-служебные отношения, регулируемые и охраняемые нормами военного законодательства.

В процессе взаимного общения, на почве осуществления имущественных, брачно-семейных отношений, реализации других личных прав и свобод между ними могут возникать сугубо личные отношения.

Эти отношения в конкретных случаях могут сопровождаться общественно опасным нарушением общегражданских прав и свобод участвующих в них военнослужащих, в том числе и с применением насилия.

Поскольку подобные правонарушения не посягают на воинский правопорядок, борьба с ними должна вестись с применением соответствующих норм общеуголовного законодательства о преступлениях против личности, против собственности, хулиганстве и др.

Так, не образует воинского преступления насилие одного военнослужащего над другим, совершенное, например, по личным мотивам, когда военнослужащие находились в увольнении, на семейном торжестве, в кругу знакомых вне пределов воинской части и т. п. В зависимости от конкретных обстоятельств такое насилие может быть признано преступлением против здоровья или хулиганством.

В большинстве случаев насилие одного военнослужащего над другим, совершенное в расположении воинской части (на месте проведения занятий, различных мероприятий по распорядку дня и т. п.), будет признаваться нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

Однако в отдельных конкретных случаях такое насилие может не содержать признаков воинского преступления. Если, к примеру, два солдата, уединившись в помещении для хранения личных вещей, выясняют свои личные отношения и в процессе этого один другому наносит побои или причиняет вред здоровью из ревности, мести и т. п.

, то содеянное не может быть квалифицировано по ст. 335 УК.

В соответствии со ст. 36 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий не все время нахождения на территории воинской части считается исполняющим обязанности военной службы (находящимся при исполнении этих обязанностей), а только в течение установленного распорядком дня служебного времени. В ст.

11 Закона РФ «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, ежедневно предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов личного времени.

Читайте также:  Статья 32.10. особенности совершения сделок с акциями (долями) страховой организации

Поэтому не всякое насилие одного военнослужащего над другим в расположении воинской части может быть признано совершенным во время исполнения обязанностей военной службы и на этом основании признаваться нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается умышленно, с прямым умыслом.

Виновный сознает, что своими действиями, связанными с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженными с насилием, в отношении военнослужащего, равного с ним по службе и воинскому званию либо старшего или младшего по воинскому званию, нарушает закрепленный в воинских уставах порядок взаимоотношений между военнослужащими и желает этого. Отношение виновного к последствиям деяния, указанным в п. «д» ч. 2 и ч. 3 ст. 335, возможно в виде не только умысла, но и неосторожности. Мотивы совершения преступления могут быть разными. Виновный может действовать на почве недовольства отношением потерпевшего к выполнению обязанностей военной службы, из личной неприязни к потерпевшему, из желания подчеркнуть свое мнимое превосходство над солдатами более позднего призыва на военную службу, других низменных, в том числе хулиганских, побуждений. В отдельных случаях преступление может быть совершено военнослужащим более раннего срока призыва в отношении своего сослуживца на почве недовольства тем, что последний не участвует в притеснениях солдат более поздних сроков призыва.

Субъектами преступления, предусмотренного ст. 335, могут быть военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту.

Это солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, а также лица офицерского состава Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации, которые не состоят в отношениях подчиненности с потерпевшими, т. е.

не являются их начальниками или подчиненными по службе и по воинскому званию. Они могут быть равными с потерпевшими по служебному положению и воинскому званию, старшими или младшими по воинскому званию.

На общих основаниях субъектами данного преступления могут быть граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов Действие ст. 335 УК распространяется также на военных строителей военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны, других министерств и ведомств Российской Федерации.

По ч. 1 ст.

335 подлежат квалификации нарушения уставных правил взаимоотношений, связанные с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим, с угрозой применения любого насилия к нему, а также сопряженные с физическим насилием в виде причинения легкого вреда здоровью, нанесения побоев либо иными насильственными действиями, связанными с причинением физической боли потерпевшему или ограничением его свободы.

Наказание—содержание в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет или лишение свободы на срок до трех лет.

В качестве квалифицирующих обстоятельств в ч. 2 ст.

335 предусмотрены совершение деяния: а) неоднократно, б) в отношении двух или более лиц; в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; г) с применением оружия; д) с причинением средней тяжести вреда здоровью. Преступление, квалифицирующееся по ч. 2 гг. 335, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

В соответствии со ст. 16 УК неоднократным считается совершение нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими в отношения подчиненности, два или более раза, если за ранее совершенное преступление лицо не было освобождено от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное преступление не была снята или погашена.

Преступление в отношении двух или более лиц может быть совершено одновременно или в разное время. Нарушение уставных правил взаимоотношений, совершенное в отношении одного и того же лица в разное время, не дает основания для квалификации преступления по п.

«б» ст 335 О совершении преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой говорилось при анализе квалифицирующих признаков неисполнения приказа (ст.

332), а о понятиях оружия и его применения—при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 333

Следует, однако, иметь в виду, что рассматриваемое преступление относится к числу воинских преступлений со специальным субъектом, его исполнителями могут быть лишь военнослужащие, не состоящие с потерпевшим в отношениях подчиненности.

Поэтому в тех случаях, когда в совершении преступления вместе с военнослужащими, не состоящими с потерпевшим в отношениях подчиненности, участвует начальник или подчиненный последнего, действия исполнителя подлежат квалификации по ст. 335, а действия начальника или подчиненного потерпевшего—по ст. 33 и ст. 335 УК.

В подобных случаях преступление не может считаться совершенным группой лиц или группой лиц по предварительному сговору, так как начальник и подчиненный не могут быть ни его исполнителями, ни соисполнителями, они могут выступать лишь в качестве подстрекателей или пособников.

Вместе с тем при определенных условиях действия начальника, не принявшего мер к прекращению насилия над его подчиненным и тем самым грубо нарушившего свои должностные обязанности, наряду с соучастием в преступлении, предусмотренном ст. 335, могут содержать признаки должностного преступления (ст. ст. 285, 286, 293 УК).

А когда подчиненный, выступая соучастником преступления, предусмотренного ст. 335, совершенного в отношении его начальника, одновременно применяет насилие к начальнику из мести за его конкретные действия по службе, содеянное следует дополнительно квалифицировать по ст. 334 УК.

Средней тяжести вред здоровью потерпевшего при нарушении уставных правил взаимоотношений может быть причинен как умышленно, так и по неосторожности, причинение такого вреда не требует дополнительной квалификации содеянного по статьям УК о преступлениях против здоровья.

Тяжкими последствиями нарушения уставных правил взаимоотношений военнослужащих (ч. 3 ст. 335) должны быть признаны: причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, убийство и причинение смерти по неосторожности, а также самоубийство потерпевшего либо покушение на него.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в некоторых случаях (например, в карауле, на боевом дежурстве) может привести не только к человеческим жертвам, но и к срыву выполнения боевой задачи, выводу из строя боевой техники и другим тяжким последствиям. Эти последствия также могут служить основанием для квалификации преступления по ч. 3 ст. 335 УК.

Преступление, квалифицируемое ч. 3 ст. 335, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Тяжкие последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью либо смерти по неосторожности, а также самоубийства потерпевшего или покушения на него охватываются ч. 3 ст. 335, дополнительной квалификации по статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья не требуют.

Если нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими были сопряжены с убийством или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего при отягчающих обстоятельствах, указанных в чч. 3 и 4 ст. 111 УК, то они должны быть квалифицированы кроме ч. 3 ст.

335 по соответствующим статьям гл. 16 Уголовного кодекса.

Не всякое убийство одним военнослужащим другого, не состоящего в отношениях подчиненности с виновным, является результатом, последствием нарушения уставных правил взаимоотношений между ними.

Даже в расположении воинской части могут быть совершены различные преступления против личности из хулиганских или иных личных побуждений, которые одновременно не сопровождаются нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

В подобных случаях нет оснований для квалификации совершенных преступлений по ст. 335, они должны быть квалифицированы по соответствующим статьям гл. 16 У К.

Как уже отмечалось, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими могут сопровождаться изъятием у потерпевших продуктов питания, предметов обмундирования и других материальных ценностей. Если при этом у потерпевшего изымаются предметы, являющиеся его личной собственностью, то действия виновного наряду со ст.

335 подлежат квалификации по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против собственности (например, грабеж, вымогательство—ст. ст. 161, 163 УК РФ).

Отобрание с применением насилия или под угрозой его применения отдельных предметов продовольственного пайка или предметов обмундирования, выдаваемых военнослужащему, как один из способов нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими охватывается ст. 335

УК.

(3

Ссылка на основную публикацию