Данная статья рассматривает общие вопросы, а также основополагающие и руководящие начала государственной политики в области управления библиотечным делом в Российской Федерации.
В статье рассматривается сам феномен государственной библиотечной политики как общественного явления и правовой категории.
При написании данной статьи использовались общенаучные методы, такие как метод сбора, анализа и обобщения нормативно-правовых актов и иной информации, системно-структурный, а также другие методы.
Ключевые слова: библиотека, библиотечное дело, библиотечные учреждения, государственная политика в области управления библиотечным делом, принципы государственной политики в области управления библиотечным делом.
Сфера культуры это одна из самых сложных сфер для правового регулирования. Там, где закон неизбежно сопрягается с миром нравственных ценностей и творческой воли, зачастую возникают коллизии, которые трудно, а порой и невозможно выстроить в действующее правовое поле.
Современное российское государство и общество вырабатывают политику благоприятного развития гуманитарной сферы жизни и создают возможности для роста культурной составляющей. В рамках данной политики традиционными стали мероприятия, посвященные актуальным вопросам развития не только культурной деятельности, но и ее составляющих, в том числе библиотечного дела.
Книги всегда были составной частью культурного наследия человечества, они отражают историю эпох и быт народов, служат людям в качестве инструмента познания мира, доносят до читателей результаты сложных мыслительных процессов их авторов, а некоторые из книг представляют собой бесценные экземпляры — объекты культурного наследия и достояния стран мира [2, с. 29].
Однако, сама по себе «книга» это название, привычное лишь ее читателю, профессиональные хранители книг называют их документами. Учреждения же, действующие в целях хранения и общественного использования таких документов, называются библиотеками и представляют собой учреждения, имеющие возможность предоставлять во временное пользование громадное количество книг.
Государство рассматривает библиотеки как социальный институт, поддерживающий и пропагандирующий идеи демократии, продвигающий государственные реформы, активно влияющий на процессы науки, экономики, образования, культуры и социального развития.
Услуги, предоставляемые гражданам России библиотеками, являются одним из факторов поддержки государственной социально-экономической политики, способствуют образованию и культурному развитию своих граждан, а также обеспечивают выход России в общемировое информационное пространство.
Библиотеки прочно вошли в информационную стадию развития, что соответствует российским реалиям.
Эффективное государственное управление в области библиотечного дела является важной составной частью современной государственной социально-экономической политики России.
Однако, при этом, сам феномен государственной библиотечной политики как общественного явления и правовой категории остаётся малоизученным.
Для лучшего уяснения данного феномена обратимся к анализу таких сущностных категорий, как «библиотека» и «библиотечное дело».
Федеральный закон «О библиотечном деле» [6] в статье 1 определяет библиотеку как «информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам».
По утверждению Линник В. В.
указанное в законодательстве определение библиотеки, совмещающее в себе одновременно научную и юридическую выверенность, получившее в результате принятия закона правовой статус, можно считать максимально объективным, отражающим представление о библиотеке всего общества на данном конкретном отрезке его исторического развития. Именно на таком понимании библиотек и их задач должна базироваться государственная библиотечная политика [5, с. 112].
- В статье 1 закона «О библиотечном деле» также закрепляется понятие «библиотечное дело»: «отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечной информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек».
- На библиотечное дело оказывают влияние различие в формах и методах государственного регулирования в сфере культуры, а также наличие различных моделей механизма правового регулирования общественных отношений в данной сфере.
- Государственная политика в сфере библиотечного дела является составной частью государственной культурной политики, в связи с этим представляется важным понять основные тенденции в её развитии.
Так, В. В. Антонов считает что «государственная библиотечная политика — это совокупность целей, принципов и правовых норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по обеспечению, сохранности и развитию библиотек, а также сама деятельность государства в данной области» [1, с. 2].
По мнению исследователя А. Н. Ванеева государственная библиотечная политика представляет собой совокупность мер, направленных на обеспечение конституционного права граждан на поиск, получение и распространение информации.
Её главной целью является реализация прав граждан на библиотечное обслуживание [3, с. 3].
Несмотря на некоторое сужение сферы библиотечной деятельности, которую данный автор целиком определяет через понятие «информация», само определение представляется наиболее конструктивным, так как в нём заключена концептуальная триада: государство — гражданин — право.
Следует подчеркнуть, что государственная политика и государственное управление неотделимы друг от друга и взаимосвязаны между собой. По своему масштабу воздействия политика государства охватывает все сферы жизни общества, в том числе библиотечное дело. Здесь также проявляется двойственный характер государственного управления.
С одной стороны, государственное управление библиотечным делом имеет социально-политическую сущность, наполняется политическим содержанием, а с другой — носит организационный характер, практическую направленность.
По существу государственное управление библиотечным делом есть практическое претворение в жизнь политики государства в этой области.
С учётом вышеуказанного, можно предложить следующее определение государственной библиотечной политики: государственная библиотечная политика — это совокупность целей, принципов, направлений, форм и методов, которыми руководствуется государство в обеспечении права граждан на библиотечное обслуживание.
Особенности управленческой деятельности государства наиболее очевидны при рассмотрении тех принципов, на которых эта деятельность строится. Вопрос о принципах государственной политики в управлении библиотечным делом имеет как теоретическое, так и практическое значение.
В частности, теоретическое значение связано с выявлением сущности, социальной роли и классификации принципов, а практическое — с разработкой механизма их реализации.
И в том, и в другом случае речь идёт о фундаментальных основах государственной политики и практики государственного регулирования вообще, и в области библиотечного дела, в частности.
Необходимо отметить, что определение сущности и содержания принципов — проблема сложная. Принцип это, прежде всего, научная категория, поскольку устанавливается в результате аналитической работы по выявлению сущностных явлений и связей в области библиотечного дела, в то же время принцип управления есть категория субъективная, ибо формируется людьми.
Принципы должны отражать качественные особенности библиотечного дела как объекта государственного регулирования, воссоздавать структуру закономерностей его развития в обществе.
Весь смысл государственного регулирования состоит в обязательном учёте выявленных закономерностей, в обеспечении различных необходимых условий (организационных, материальных и других) для наиболее полного проявления их в общественной практике.
К числу таких закономерностей необходимо отнести следующие:
- а) непосредственная связь библиотечного дела с политической ориентацией государства;
- б) органичная связь библиотечного дела с другими видами культуры, информатизацией, образованием;
- в) существенная связь с воспитанием личности;
- г) необходимая связь с производственной наукой и практикой.
- Данные закономерности, в конечном счете, выступают теми объективными критериями, которые выражают фундаментальные основы функционирования системы управления библиотечным делом.
- Изучение деятельности государственных органов по регулированию организации и деятельности библиотек, а также научные дискуссии по этой проблеме позволяет определить систему действующих принципов.
Принципдемократизации, который означает развитие демократических начал в управлении библиотечным делом, расширение гласности, учет общественного мнения, повышение роли профессиональных добровольных общественных объединений, периодическая отчётность руководителей библиотек о своей работе, участие в управлении общественных организаций, а также открытость и доступность фондов, изучение интересов пользователей библиотек в целях их наиболее полного удовлетворения их интересов. Демократизация основ государственной библиотечной политики активно способствует обеспечению соответствия библиотечного обслуживания интересам и запросам населения.
Принцип политического подхода в управлении библиотечным деломвыражается в том, чтобы при управлении были обеспечены требования Конституции РФ [4] о создании условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, сосредоточенных в фондах библиотек, а также основные положения закона РФ «О библиотечном деле» о том, что библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие, которое невозможно осуществить без применения политического подхода.
Принцип общедоступности библиотек вытекает из социальной природы Российской Федерации. По своей сути, библиотека является достоянием всего общества и в связи с этим должна быть доступна каждому российскому гражданину. На основании данного принципа осуществляются равные возможности для всех слоев населения.
Принцип государственной координации делового партнёрства заключается в том, что различные ведомства, имеющие сеть библиотек или библиотечные учреждения должны координировать свою деятельность, а также выстраивать совместную работу в интересах лучшего использования библиотечных ресурсов и максимального удовлетворения запросов пользователей на книгу и информацию. Вся работа по созданию кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных сетей должна осуществляться на принципах делового партнёрства, объединения усилий библиотек для достижения основной цели — обеспечения всеобщей доступности информации и культурных ценностей, духовного развития людей, их образовательной и научной деятельности.
Анализ социально-политической сущности и содержания принципов государственной политики в управлении библиотечным делом является неотъемлемым компонентом изучения государственно-правовых проблем библиотечного дела в России [7, с. 114].
Принципы государственной политики в области управления библиотечным делом находят свое объективное выражение в правовой форме, в связи с чем приобретают юридический характер и выступают в качестве официальных ориентиров для соответствующих субъектов управленческих правоотношений в этой отрасли.
Принципы, как и цели государственного регулирования, должны быть закреплены в законодательных актах государства. Только в этом случае они переходят из области научных понятий в плоскость их практической реализации.
Особенно это важно для формирования правовой базы системы библиотечного дела, где принципы государственной политики выступают в виде исходных установок для правового регулирования отношений в этой области.
Другим важным свойством принципов государственной политики в области управления библиотечным делом является то, что они придают стабильность организационной структуре и системе управления данной отраслью.
Это имеет особое значение в современный период, когда уже сложились все государственные институты в России и созданы благоприятные предпосылки для стабилизации системы управления библиотечным делом и её функционирования в современных условиях рыночных отношений.
Наконец, следует обратить внимание на воспитательное воздействие принципов государственной политики в области библиотечного дела, на должностных лиц системы управления им, работников библиотек, читателей.
Следуя предписаниям правовых норм, руководствуясь требованиями правил поведения, указанные лица, таким образом, уясняют смысл этих требований и предписаний и соответственно усваивают заложенные в законодательстве принципы государственной политики в области управления библиотечным делом до уровня их личных убеждений.
В связи с этим возрастает значение правового воспитания субъектов библиотечных управленческих правоотношений.
- Таким образом, необходимо отметить, что современная государственная политика в области управления библиотечным делом в Российской Федерации представляет собой совокупность целей, принципов, направлений, форм и методов, которыми руководствуется государство в обеспечении конституционного права граждан на библиотечное обслуживание.
- Принципы как основополагающие, руководящие начала государственной политики в области управления библиотечным делом выражают наиболее существенные стороны структуры и функционирования системы управления данной социальной отраслью и выступают в качестве официальных ориентиров в практике правового регулирования.
- Литература:
- Антонов В. В. Основы государственной библиотечной политики в Российской Федерации. СПб., 1994.
- Быстрова О. А. Сущность и содержание государственного управления и регулирования в сфере культуры // Культура: управление, экономика, право. 2016. № 1. С. 29–33.
- Ванеев А. И. Основные положения государственной (федеральной) библиотечной политики. M., 1994.
Обязанности государства в области библиотечного дела
- В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.
- Государство выступает гарантом прав и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
- Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики.
- Правительство РФ разрабатывает в установленном порядке федеральные программы развития библиотечного дела.
- Федеральные органы государственной власти обеспечивают:
- 1) контроль за соблюдением особого режима хранения и использования национального библиотечного фонда;
- 2) создание и финансирование национальных и других федеральных библиотек, управление этими библиотеками;
- 3) определение принципов федеральной политики в области подготовки и переподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда;
- 4) создание и финансовое обеспечение федеральных государственных образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы и дополнительные профессиональные программы в области подготовки библиотечных кадров, а также управление этими образовательными организациями;
- 5) содействие научным исследованиям и методическому обеспечению в области библиотечного дела, а также их финансирование;
- 6) установление государственных библиотечных стандартов и нормативов, организацию системы информационного обеспечения библиотечного дела;
- 7) организацию государственного статистического учета библиотек.
Организация взаимодействия библиотек. Для более полного удовлетворения потребностей пользователей библиотек в информации, рационального использования фондов библиотек государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. С этой целью органы государственной власти финансируют деятельность государственных библиотек, в том числе выполняющих функции центральных, по созданию условий для взаимоиспользования их ресурсов (межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, автоматизированных баз данных, депозитариев).
Органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления муниципального района и местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки.
Центральная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога, оказывать методическую помощь библиотекам.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих, и др.).
Центральные библиотеки могут учреждаться также министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.
В целях обеспечения рационального использования государственных информационных ресурсов библиотеки взаимодействуют с органами научно-технической информации, архивами, другими предприятиями, учреждениями, организациями, которые имеют информационные банки данных разных уровней.
Государственная библиотечная политика:
- Общие понятия
- Любая политика проявляется в целях, которые она преследует, деятельности, которая способствует достижению этих целей, задачах, которые для этого надо решить, выбранных приоритетах и используемых средств.
- Природу, характер, смысл, эффективность, достоинства и недостатки той или иной политики можно глубоко постичь только при наличии ясного понимания сущности самого предмета на который она направлена.
Из всего огромного множества определений библиотеки, говоря о государственной библиотечной политике выделяется то которое было выработано в ходе многолетней работе над федеральным законом «О библиотечном деле».
Федеральный закон РФ «О библиотечной деле принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 года определяет библиотеку как: «Информационное, культурное, образовательное учреждение располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющих их во временное пользование физическим и юридическим лицам».
Всего лишь десятью годами ранее, в 1984 году, в российском (советском) обществе доминировало другое, во многом отличное от нынешнего, понимание библиотеки.
Именно тогда, в 1984 году, Президиум Верховного Совета СССР утвердил «Положение о библиотечном деле в СССР», имевшее как «идеологические, культурно-просветительские и научно-информационные учреждения», призванные «обеспечить наибольшее полное и эффективное использование своих фондов в целях дальнейшего экономического, социально-политического и духовного прогресса советского общества, воспитания граждан в духе норм и принципов развитого социализма2.
Такое определение библиотеки было выработано в результате государственной, идеологической, культурной и информационной политики, проводившейся в СССР в течение более 60 лет.
Перемены в стране к началу 1990-х годов свели эту политику на «нет» и создали условие для возникновения другой, новой государственной библиотечной политики, соответствующей началу становления новых реалий страны с победившей демократией, открытой миру, ориентированной на создание правового общества с рыночной экономикой и гражданскими свободами.
Одно только сравнение двух документов – «Положение о библиотечном деле в СССР» и Федерального закона РФ «О библиотечном деле» — наглядно демонстрируют разительность различий общественно-политических и культурных контекстов, в которых они принимались и соответственно основ и целей государственной библиотечной политики – тогдашней и нынешней.
Анализируя эти законодательные акты, которые официально формируют различные социальные функции библиотек и являются основой для формирования и реализации государственной библиотечной политики, можно сделать следующие выводы.
В обоих случаях библиотечное дело трактуется как комплексная социально-культурная система, выполняющая целый ряд социальных функций, из которых и в 1984, и в 1994 году выделены три. В 1984 году – идеологическая, культурно-просветительская и научно-информационная.
В 1994 году информационная, культурная и образовательная. То есть библиотеки должны быть обязательно прежде всего объектом государственной политики в области информации (исключая все ее аспекты), культуры и образования.
Но в законе о библиотечном деле очерчены лишь базовые принципы государственной политики в области библиотечного дела, такие как:
— создание условий для всеобщей доступной информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками
— государственная поддержка развития библиотечного дела
— невмешательство в профессиональную деятельность библиотек.
В «Положении о библиотечном деле в СССР» была прописана Государственная межведомственная библиотечная комиссия (ГМБК), действующая при министерстве культуры СССР.
На ее возлагались и рассмотрения основных направлений развития библиотечного дела, определение принципов размещения библиотек в стране, а также решения иных вопросов и ее решения являлись «обязательными для всех министерств, ведомств и организаций, имеющих в своем ведении библиотеки».
- Сейчас в России нет законодательно определительного центрального органа, наподобие ГМБК, решения которого в вопросах библиотечного дела были бы для всех обязательными.
- В «Положении о Министерстве культуры РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1997 определены основные задачи МК РФ. Непосредственное отношение к библиотечному делу имеют некоторые из них такие как:
- — Осуществление государственной политики в сфере культуры
- — Определение целей и приоритетов в развитии библиотечного дела
- — Управление деятельностью подведомственных библиотек (РГБ; РНБ; ГИБЛ; ГПИБ; ГОПБ; ГРЮБ; РГДБ; РГБС).
Но осуществление Министерства культуры РФ государственной культурно политики во всей ее полноте невозможно хотя бы уже потому, что важные сферы культуры тоже как книгоиздание, кино, цирк, СМИ и т.д. находятся в компетенции других ведомств. И действенных рычагов на них Министерство культуры РФ не имеет. Точно также обстоит дело и в отношении библиотек других ведомств.
- В положении о МКРФ сказано, что в соответствии с возложенными на него задачами, министерство выполняет самые различные функции. Из них:
- 1) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам отнесенным к компетенции министерства;
- 2) обеспечивает государственный учет, сохранение, реставрацию, пополнение, использование и популяризацию государственных, музейных и библиотечных фондов, создание и внедрение современных систем безопасности и информатизации государственных музеев и библиотек в РФ
- 3) осуществление межведомственную координацию в области библиотечного дела в том числе создание кооперативных библиотечных систем и информационных библиотечных сетей
- 4) реализует порядок использования и осуществляет государственный контроль а обеспечением сохранности и использования фондов подведомств библиотек, обеспечивает в установленном порядке управление фондами рукописей, рукописных материалов и памятников печати государственных библиотек.
- В Положении о МКРФ есть статья 10 которая отвечает на вопрос: какие же полномочия зоны МК Правительством РФ для осуществления функций межведомственных комиссий?
- Статья 10 «Для рассмотрения и выработки рекомендаций по наиболее важным вопросам, относящимся к компетенции МК РФ при Министерстве могут образовываться на общественных началах советы по культуре и искусству и другие совещательные органы, действующие на основании положений, утвержденных министерством культуры РФ.
- Таким образом, сегодня прав директивного воздействия на политику других ведомств в отношении их подведомственных библиотек не имеют ни Министерство культуры ни создаваемые при нем на общественных началах разнообразные совещательные органы.
- Особенность новой правовой ситуации состоит в том, что взаимодействие библиотек и взаимодействие ведомств на библиотечном поле перестало быть их вмененной обязанностью и является их добровольным неотъемлемым правом, которым они могут добровольно воспользоваться, тогда когда у них возникнет необходимость и желание взаимодействовать – как для наиболее эффективного содействия конкретных проблем, так и для выработки общей философии библиотечного дела.
Разумеется при такой децентрализации структура управления библиотечным делом процесс добровольной выработки совместных решений требует несравненно большой, чем прежде, деликатности и профессионализма.
В этом контексте вопрос о том, кто является главным ведомством, отвечающим за формирование и реализацию государственной культурной политики, определение целей и приоритетов развития библиотечного дела, имеет 2 ответа. Формально – Министерство культуры РФ.
На неформальном уровне, в реальной жизни, лидерство в библиотечной политики будет признаваться за теми, кто демонстрируя наивысший профессионализм, наибольшие творческие амбиции и активность, будет вносить наибольший вклад в разработку основополагающих программ, предоставляющих всеобщий интерес и всеобщую всероссийскую значимость.
Закономерно, что всю большую роль в осуществлении многополюсной государственной библиотечной политики играют крупные федеральные библиотеки различных ведомств. А не сами ведомства. В Законе РФ «О библиотечном деле», определены не одна «главная библиотека страны», а две имеющие равный статус и равные права национальные библиотеки. – РГБ и РНБ.
Среди многих обязанностей этих библиотек законодательно закреплено и их участие «в разработке и реализации федеральной политики в области библиотечного дела». Аналогичные записи в уставах других семи федеральных библиотек.
Подведомственных Министерству культуры, внесло само министерство, нацеливая их на то, чтобы быть и не только объектами, но и субъектами библиотечной политики.
С юридической точки зрения, государственная библиотечная политика всецело, в полном объеме распространяется исключительно на библиотеки федерального ведения. Особенно это касается нормативных актов, издаваемых федеральными органами власти.
Для Региональных и муниципальных библиотек, не говоря уже о библиотеках, являющихся структурными подразделениями нефедеральных учреждений, эти акты носят не обязательный, а рекомендательный характер.
Содержащиеся в них нормы могут уточняться и корректироваться с учетом местной специфики по усмотрению учредителей этих библиотек, а могут и вообще не приниматься во внимание.
Это означает, что общегосударственного характера эти документы не носят, если только они не имеют статуса федерального закона, или же в федеральном законе специально не определено, что данные вопросы целиком относятся к компетенции Правительства России.
Воздействие на библиотеки тех или иных социальных групп и органов власти в разные моменты времени имеет неодинаковую силу.
Так, например, в начале 1990-х годов решающим в силе фактором воздействия на библиотеки оказалась совсем не государственная политика в области библиотек, а общая политика федерального правительства.
Следствием этих действий федеральное правительство стало то, что уровень материального состояния подавляющего большинства библиотек существенно снизился.
Сказалось отсутствие навыка у новых властей и в центре, и на местах финансировать библиотеки должным образом, руководствуясь не устаревшими нормативами, а пониманием важности библиотек для общественного развития и удовлетворения общественных потребностей в знаниях и информации.
Резко снизилась зарплата работников библиотек, что повело к оттоку квалифицированных кадров, падению престижа библиотечной профессии, сократились объемы комплектования библиотечных фондов, усилился их моральный и физический износ, множество библиотек вообще закрылось.
Вместе с тем экономические и политические формы дали мощный толчок к переосмыслению миссии библиотек в обществе, открыли возможность изучения, распространения и внедрения в практику работы российских библиотек лучшего мирового опыта.
Возникновение и развитие рынка компьютерной техники и телекоммуникационных услуг открыли путь к масштабной компьютеризации библиотек, наращиванию их информационного потенциала, повышению их социальной привлекательности.
Недостаток средств привел к необходимости максимально эффективно их расходования, развитию маркетинговых подходов, культуры бюджетного проектирования, повышению квалификации и ответственности и т.д.
Таким образом, объективно наиболее мощное и решающее воздействие на библиотеки оказала не государственная библиотечная политика, а общая политика органов государственной власти.
Воздействие государства и общества на библиотеки в 1-й половине 90-х годов не было осознанным тщательно и специально спланированным, но при этом гораздо более результативнее чем влияние собственно государственной библиотечной политики, которую в это время проводили министерство культуры РФ, другие федеральные ведомства., а также органы государственной власти субъектов федерации по отношению к библиотекам, находящимся в их ведении и которая имела абсолютно охранительный для библиотек характер.
Государственная политика и законодательство в области библиотечного дела. Обзор за сентябрь 2013
- На сайте Российской библиотечной ассоциации опубликован текущий обзор государственной политики и законодательства в области библиотечного дела (за сентябрь 2013)
- ДОПОЛНЕНИЕ ЗА ИЮЛЬ 2013
- Федеральный закон от 2 июля 2013 г № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в РФ» (извлечения)
- Статья 23
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ «О библиотечном деле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 23, ст. 2774; N 52, ст. 6446) следующие изменения:
- 1) абзац второй статьи 1 изложить в следующей редакции:
- «библиотека — информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам;»;
- 2) в подпункте 3 пункта 2 статьи 4 слово «учреждений» заменить словом «организаций»;
- 3) в пункте 2 статьи 7 слова «, законодательством об охране государственной тайны» заменить словами «или локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне»;
- 4) в пункте 4 статьи 8 слово «учреждений» заменить словом «организаций»;
- 5) статью 13 дополнить подпунктом 111 следующего содержания:
- «111) осуществлять информационную, культурную, просветительскую, научную, образовательную деятельность в соответствии с законодательством, со своим уставом или с локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки;»;
- 6) подпункт 4 пункта 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:
- «4) создание и финансовое обеспечение федеральных государственных образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы и дополнительные профессиональные программы в области подготовки библиотечных кадров, а также управление этими образовательными организациями;».
Источник: http://www.rg.ru/2013/07/10/obr-dok.html
ПРЕЗИДЕНТ РФ
20 сентября 2013 годаПрезидент РФ В.В.Путин провёл рабочую встречу с Министром культуры РФ В.РМединским. Обсуждались, в частности, возможности повышения зарплат работников сферы культуры. В.Р.
Мединский заявил, что «если за вторую половину прошлого года Федерация достаточно сильно подняла зарплаты, примерно на 30 процентов, – в регионах практически роста не было, весь год дал менее 7 [процентов], – то только за первую половину этого года в федеральных учреждениях заплата выросла ещё на 25 процентов, а в региональных – на 27. Этот совокупный рост дал нам следующие цифры. На сегодня средняя зарплата в федеральных учреждениях культуры превысила 33 тысячи рублей, в региональных и муниципальных учреждениях приближается к 16 тысячам. Мы на этом останавливаться не будем, я думаю, что до конца года постараемся ещё немного приподнять, тем более впереди премиальные, подведение итогов года. Хотим в 2014 год, Год культуры, уже войти с зарплатой – для Федерации это должны быть нестыдные зарплаты, и регионы подтянутся достаточно серьёзно. В Российской государственной библиотеке, в которой всегда, исторически заплаты библиотекарей были ниже, чем в районных библиотеках Москвы, за эти полгода повысили зарплату почти на 45 процентов. Она там уже 37 тысяч, и, я уверен, ещё немножко поднимется.»
Источник:http://www.kremlin.ru/news/19248
Указ Президента РФ от 06.07.2013 № 608 «О Награждении государственными наградами РФ» (извлечения)
За заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу присвоить почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ»
Нижник Татьяне Анатольевне–директору издательства Российской национальной библиотеки, город Санкт-Петербург
Источник: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?3578151
Государственная политика в области библиотечного дела
Основой
гос. политики в области библиотечного
дела является обеспечение реализации
права граждан на библиотечное, инф. и
справочно-библиографическое обслуживание.
-
Для
этой цели гос-во поддерживает библиотечное
дело и его развитие путем: -
1)
гарантированного финансирования гос.
библиотек; -
2)
разработки и обеспечения целевого
финансирования гос. программ развития
библиотечного дела; -
3)
создания и обеспечения деятельности
сети библиотек в соответствии с основными
принципами организации библиотечного
дела и деятельности библиотек; -
4)
содействия развитию гос. и частных
библиотек независимо от специализации
и масштабу их деятельности; -
5)
обеспечения подготовки кадров для
библиотечного дела, содействия их
переподготовке и повышению квалификации;
6)
создания условий для международного
сотрудничества библиотек (ст. 5 З-на РБ
“О библиотечном деле”).
Инф.
органы выступают гарантами прав
пользователей библиотек, не вмешиваются
в профессиональную деятельность
библиотек, за исключением случаев, когда
такая деятельность ведет к пропаганде
войны, насилия и жестокости, расовой,
национальной, религиозной, классовой
и иной вражды или нетерпимости, а также
порнографии.
Государственное
регулирование и управление библиотечным
делом осуществляется гос.и органами в
соответствии с их компетенцией.
Республиканские
органы государственного управления,
местные исполнительные и распорядительные
органы, кот.
имеют в своем подчинении
библиотеки, проводят государственную
политику в сфере библиотечного дела,
определяют систему управления сетью
подчиненных им библиотек, обеспечивают
гарантированное финансирование
комплектования, сохранность фондов
библиотек и реализацию прав граждан на
библиотечное, инф. и справочно-библиографическое
обслуживание.
-
Общее
управление библиотечным делом осуществляет
Министерство культуры РБ, основными
ф-циями которого в области библиотечного
дела являются: -
1)
участие в формировании и проведении
единой гос. политики в сфере библиотечного
дела; -
2)
разработка и реализация гос. программ
развития библиотечного дела; -
3)
разработка научно обоснованных нормативов
материального и финансового обеспечения
гос. библиотек и библиотечного обслуживания
населения;
4)
обеспечение регистрации и контроля за
исполнением специального режима охраны
и использования библиотечных фондов,
кот. отн.ся к историко-культурным
ценностям РБ;
5)
участие в методическом и научном
обеспечении библиотечного дела;
6)
обеспечение разработки нормативных
прав. актов в сфере библиотечного дела,
в том числе гос. стандартов РБ;
7)
организация государственного
статистического учета гос. и частных
библиотек.
Министерство
культуры может осуществлять и иные
ф-ции в сфере библиотечного дела в
соответствии с законодательством РБ.
Для
наиболее полного удовлетворения
потребностей пользователей библиотек,
рационального использования библиотечных
фондов гос-во стимулирует взаимодействие
библиотек разных видов.
В
этих целях инф. органы или инф. юридические
лица в соответствие со своей компетенцией
целенаправленно финансируют деятельность
гос. библиотек по созданию условий для
взаимного использования их ресурсов
на основе международных и гос.
стандартов
предоставления информации и обмена ею,
создания корпоративных сетей
(межбиблиотечного абонемента, сводных
каталогов, депозитариев).
В частности
в рамках СНГ 11 марта 2005 года решением
Экономического совета СНГ было утверждено
Положение о системе межбиблиотечного
абонемента и доставки документов
государств – участников СНГ.