Статья 14. Государственная политика в области библиотечного дела

Данная статья рассматривает общие вопросы, а также основополагающие и руководящие начала государственной политики в области управления библиотечным делом в Российской Федерации.

В статье рассматривается сам феномен государственной библиотечной политики как общественного явления и правовой категории.

При написании данной статьи использовались общенаучные методы, такие как метод сбора, анализа и обобщения нормативно-правовых актов и иной информации, системно-структурный, а также другие методы.

Ключевые слова: библиотека, библиотечное дело, библиотечные учреждения, государственная политика в области управления библиотечным делом, принципы государственной политики в области управления библиотечным делом.

Сфера культуры это одна из самых сложных сфер для правового регулирования. Там, где закон неизбежно сопрягается с миром нравственных ценностей и творческой воли, зачастую возникают коллизии, которые трудно, а порой и невозможно выстроить в действующее правовое поле.

Современное российское государство и общество вырабатывают политику благоприятного развития гуманитарной сферы жизни и создают возможности для роста культурной составляющей. В рамках данной политики традиционными стали мероприятия, посвященные актуальным вопросам развития не только культурной деятельности, но и ее составляющих, в том числе библиотечного дела.

Книги всегда были составной частью культурного наследия человечества, они отражают историю эпох и быт народов, служат людям в качестве инструмента познания мира, доносят до читателей результаты сложных мыслительных процессов их авторов, а некоторые из книг представляют собой бесценные экземпляры — объекты культурного наследия и достояния стран мира [2, с. 29].

Однако, сама по себе «книга» это название, привычное лишь ее читателю, профессиональные хранители книг называют их документами. Учреждения же, действующие в целях хранения и общественного использования таких документов, называются библиотеками и представляют собой учреждения, имеющие возможность предоставлять во временное пользование громадное количество книг.

Государство рассматривает библиотеки как социальный институт, поддерживающий и пропагандирующий идеи демократии, продвигающий государственные реформы, активно влияющий на процессы науки, экономики, образования, культуры и социального развития.

Услуги, предоставляемые гражданам России библиотеками, являются одним из факторов поддержки государственной социально-экономической политики, способствуют образованию и культурному развитию своих граждан, а также обеспечивают выход России в общемировое информационное пространство.

Библиотеки прочно вошли в информационную стадию развития, что соответствует российским реалиям.

Эффективное государственное управление в области библиотечного дела является важной составной частью современной государственной социально-экономической политики России.

Однако, при этом, сам феномен государственной библиотечной политики как общественного явления и правовой категории остаётся малоизученным.

Для лучшего уяснения данного феномена обратимся к анализу таких сущностных категорий, как «библиотека» и «библиотечное дело».

Федеральный закон «О библиотечном деле» [6] в статье 1 определяет библиотеку как «информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам».

По утверждению Линник В. В.

указанное в законодательстве определение библиотеки, совмещающее в себе одновременно научную и юридическую выверенность, получившее в результате принятия закона правовой статус, можно считать максимально объективным, отражающим представление о библиотеке всего общества на данном конкретном отрезке его исторического развития. Именно на таком понимании библиотек и их задач должна базироваться государственная библиотечная политика [5, с. 112].

  • В статье 1 закона «О библиотечном деле» также закрепляется понятие «библиотечное дело»: «отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечной информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек».
  • На библиотечное дело оказывают влияние различие в формах и методах государственного регулирования в сфере культуры, а также наличие различных моделей механизма правового регулирования общественных отношений в данной сфере.
  • Государственная политика в сфере библиотечного дела является составной частью государственной культурной политики, в связи с этим представляется важным понять основные тенденции в её развитии.

Так, В. В. Антонов считает что «государственная библиотечная политика — это совокупность целей, принципов и правовых норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по обеспечению, сохранности и развитию библиотек, а также сама деятельность государства в данной области» [1, с. 2].

По мнению исследователя А. Н. Ванеева государственная библиотечная политика представляет собой совокупность мер, направленных на обеспечение конституционного права граждан на поиск, получение и распространение информации.

Её главной целью является реализация прав граждан на библиотечное обслуживание [3, с. 3].

Несмотря на некоторое сужение сферы библиотечной деятельности, которую данный автор целиком определяет через понятие «информация», само определение представляется наиболее конструктивным, так как в нём заключена концептуальная триада: государство — гражданин — право.

Следует подчеркнуть, что государственная политика и государственное управление неотделимы друг от друга и взаимосвязаны между собой. По своему масштабу воздействия политика государства охватывает все сферы жизни общества, в том числе библиотечное дело. Здесь также проявляется двойственный характер государственного управления.

С одной стороны, государственное управление библиотечным делом имеет социально-политическую сущность, наполняется политическим содержанием, а с другой — носит организационный характер, практическую направленность.

По существу государственное управление библиотечным делом есть практическое претворение в жизнь политики государства в этой области.

С учётом вышеуказанного, можно предложить следующее определение государственной библиотечной политики: государственная библиотечная политика — это совокупность целей, принципов, направлений, форм и методов, которыми руководствуется государство в обеспечении права граждан на библиотечное обслуживание.

Особенности управленческой деятельности государства наиболее очевидны при рассмотрении тех принципов, на которых эта деятельность строится. Вопрос о принципах государственной политики в управлении библиотечным делом имеет как теоретическое, так и практическое значение.

В частности, теоретическое значение связано с выявлением сущности, социальной роли и классификации принципов, а практическое — с разработкой механизма их реализации.

И в том, и в другом случае речь идёт о фундаментальных основах государственной политики и практики государственного регулирования вообще, и в области библиотечного дела, в частности.

Необходимо отметить, что определение сущности и содержания принципов — проблема сложная. Принцип это, прежде всего, научная категория, поскольку устанавливается в результате аналитической работы по выявлению сущностных явлений и связей в области библиотечного дела, в то же время принцип управления есть категория субъективная, ибо формируется людьми.

Принципы должны отражать качественные особенности библиотечного дела как объекта государственного регулирования, воссоздавать структуру закономерностей его развития в обществе.

Весь смысл государственного регулирования состоит в обязательном учёте выявленных закономерностей, в обеспечении различных необходимых условий (организационных, материальных и других) для наиболее полного проявления их в общественной практике.

К числу таких закономерностей необходимо отнести следующие:

  1. а) непосредственная связь библиотечного дела с политической ориентацией государства;
  2. б) органичная связь библиотечного дела с другими видами культуры, информатизацией, образованием;
  3. в) существенная связь с воспитанием личности;
  4. г) необходимая связь с производственной наукой и практикой.
  5. Данные закономерности, в конечном счете, выступают теми объективными критериями, которые выражают фундаментальные основы функционирования системы управления библиотечным делом.
  6. Изучение деятельности государственных органов по регулированию организации и деятельности библиотек, а также научные дискуссии по этой проблеме позволяет определить систему действующих принципов.

Принципдемократизации, который означает развитие демократических начал в управлении библиотечным делом, расширение гласности, учет общественного мнения, повышение роли профессиональных добровольных общественных объединений, периодическая отчётность руководителей библиотек о своей работе, участие в управлении общественных организаций, а также открытость и доступность фондов, изучение интересов пользователей библиотек в целях их наиболее полного удовлетворения их интересов. Демократизация основ государственной библиотечной политики активно способствует обеспечению соответствия библиотечного обслуживания интересам и запросам населения.

Принцип политического подхода в управлении библиотечным деломвыражается в том, чтобы при управлении были обеспечены требования Конституции РФ [4] о создании условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, сосредоточенных в фондах библиотек, а также основные положения закона РФ «О библиотечном деле» о том, что библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие, которое невозможно осуществить без применения политического подхода.

Читайте также:  Статья 3. права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

Принцип общедоступности библиотек вытекает из социальной природы Российской Федерации. По своей сути, библиотека является достоянием всего общества и в связи с этим должна быть доступна каждому российскому гражданину. На основании данного принципа осуществляются равные возможности для всех слоев населения.

Принцип государственной координации делового партнёрства заключается в том, что различные ведомства, имеющие сеть библиотек или библиотечные учреждения должны координировать свою деятельность, а также выстраивать совместную работу в интересах лучшего использования библиотечных ресурсов и максимального удовлетворения запросов пользователей на книгу и информацию. Вся работа по созданию кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных сетей должна осуществляться на принципах делового партнёрства, объединения усилий библиотек для достижения основной цели — обеспечения всеобщей доступности информации и культурных ценностей, духовного развития людей, их образовательной и научной деятельности.

Анализ социально-политической сущности и содержания принципов государственной политики в управлении библиотечным делом является неотъемлемым компонентом изучения государственно-правовых проблем библиотечного дела в России [7, с. 114].

Принципы государственной политики в области управления библиотечным делом находят свое объективное выражение в правовой форме, в связи с чем приобретают юридический характер и выступают в качестве официальных ориентиров для соответствующих субъектов управленческих правоотношений в этой отрасли.

Принципы, как и цели государственного регулирования, должны быть закреплены в законодательных актах государства. Только в этом случае они переходят из области научных понятий в плоскость их практической реализации.

Особенно это важно для формирования правовой базы системы библиотечного дела, где принципы государственной политики выступают в виде исходных установок для правового регулирования отношений в этой области.

Другим важным свойством принципов государственной политики в области управления библиотечным делом является то, что они придают стабильность организационной структуре и системе управления данной отраслью.

Это имеет особое значение в современный период, когда уже сложились все государственные институты в России и созданы благоприятные предпосылки для стабилизации системы управления библиотечным делом и её функционирования в современных условиях рыночных отношений.

Наконец, следует обратить внимание на воспитательное воздействие принципов государственной политики в области библиотечного дела, на должностных лиц системы управления им, работников библиотек, читателей.

Следуя предписаниям правовых норм, руководствуясь требованиями правил поведения, указанные лица, таким образом, уясняют смысл этих требований и предписаний и соответственно усваивают заложенные в законодательстве принципы государственной политики в области управления библиотечным делом до уровня их личных убеждений.

В связи с этим возрастает значение правового воспитания субъектов библиотечных управленческих правоотношений.

  • Таким образом, необходимо отметить, что современная государственная политика в области управления библиотечным делом в Российской Федерации представляет собой совокупность целей, принципов, направлений, форм и методов, которыми руководствуется государство в обеспечении конституционного права граждан на библиотечное обслуживание.
  • Принципы как основополагающие, руководящие начала государственной политики в области управления библиотечным делом выражают наиболее существенные стороны структуры и функционирования системы управления данной социальной отраслью и выступают в качестве официальных ориентиров в практике правового регулирования.
  • Литература:
  1. Антонов В. В. Основы государственной библиотечной политики в Российской Федерации. СПб., 1994.
  2. Быстрова О. А. Сущность и содержание государственного управления и регулирования в сфере культуры // Культура: управление, экономика, право. 2016. № 1. С. 29–33.
  3. Ванеев А. И. Основные положения государственной (федеральной) библиотечной политики. M., 1994.

Обязанности государства в области библиотечного дела

  • В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.
  • Государство выступает гарантом прав и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
  • Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики.
  • Правительство РФ разрабатывает в установленном порядке федеральные программы развития библиотечного дела.
  • Федеральные органы государственной власти обеспечивают:
  • 1) контроль за соблюдением особого режима хранения и использования национального библиотечного фонда;
  • 2) создание и финансирование национальных и других федеральных библиотек, управление этими библиотеками;
  • 3) определение принципов федеральной политики в области подготовки и переподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда;
  • 4) создание и финансовое обеспечение федеральных государственных образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы и дополнительные профессиональные программы в области подготовки библиотечных кадров, а также управление этими образовательными организациями;
  • 5) содействие научным исследованиям и методическому обеспечению в области библиотечного дела, а также их финансирование;
  • 6) установление государственных библиотечных стандартов и нормативов, организацию системы информационного обеспечения библиотечного дела;
  • 7) организацию государственного статистического учета библиотек.

Организация взаимодействия библиотек. Для более полного удовлетворения потребностей пользователей библиотек в информации, рационального использования фондов библиотек государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. С этой целью органы государственной власти финансируют деятельность государственных библиотек, в том числе выполняющих функции центральных, по созданию условий для взаимоиспользования их ресурсов (межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, автоматизированных баз данных, депозитариев).

Органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления муниципального района и местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки.

Центральная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога, оказывать методическую помощь библиотекам.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих, и др.).

Центральные библиотеки могут учреждаться также министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.

В целях обеспечения рационального использования государственных информационных ресурсов библиотеки взаимодействуют с органами научно-технической информации, архивами, другими предприятиями, учреждениями, организациями, которые имеют информационные банки данных разных уровней.

Государственная библиотечная политика:

  • Общие понятия
  • Любая политика проявляется в целях, которые она преследует, деятельности, которая способствует достижению этих целей, задачах, которые для этого надо решить, выбранных приоритетах и используемых средств.
  • Природу, характер, смысл, эффективность, достоинства и недостатки той или иной политики можно глубоко постичь только при наличии ясного понимания сущности самого предмета на который она направлена.

Из всего огромного множества определений библиотеки, говоря о государственной библиотечной политике выделяется то которое было выработано в ходе многолетней работе над федеральным законом «О библиотечном деле».

Федеральный закон РФ «О библиотечной деле принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 года определяет библиотеку как: «Информационное, культурное, образовательное учреждение располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющих их во временное пользование физическим и юридическим лицам».

Всего лишь десятью годами ранее, в 1984 году, в российском (советском) обществе доминировало другое, во многом отличное от нынешнего, понимание библиотеки.

Именно тогда, в 1984 году, Президиум Верховного Совета СССР утвердил «Положение о библиотечном деле в СССР», имевшее как «идеологические, культурно-просветительские и научно-информационные учреждения», призванные «обеспечить наибольшее полное и эффективное использование своих фондов в целях дальнейшего экономического, социально-политического и духовного прогресса советского общества, воспитания граждан в духе норм и принципов развитого социализма2.

Такое определение библиотеки было выработано в результате государственной, идеологической, культурной и информационной политики, проводившейся в СССР в течение более 60 лет.

Читайте также:  Статья 14.1. льготы, предоставляемые физическим и юридическим лицам при передаче в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии

Перемены в стране к началу 1990-х годов свели эту политику на «нет» и создали условие для возникновения другой, новой государственной библиотечной политики, соответствующей началу становления новых реалий страны с победившей демократией, открытой миру, ориентированной на создание правового общества с рыночной экономикой и гражданскими свободами.

Одно только сравнение двух документов – «Положение о библиотечном деле в СССР» и Федерального закона РФ «О библиотечном деле» — наглядно демонстрируют разительность различий общественно-политических и культурных контекстов, в которых они принимались и соответственно основ и целей государственной библиотечной политики – тогдашней и нынешней.

Анализируя эти законодательные акты, которые официально формируют различные социальные функции библиотек и являются основой для формирования и реализации государственной библиотечной политики, можно сделать следующие выводы.

В обоих случаях библиотечное дело трактуется как комплексная социально-культурная система, выполняющая целый ряд социальных функций, из которых и в 1984, и в 1994 году выделены три. В 1984 году – идеологическая, культурно-просветительская и научно-информационная.

В 1994 году информационная, культурная и образовательная. То есть библиотеки должны быть обязательно прежде всего объектом государственной политики в области информации (исключая все ее аспекты), культуры и образования.

Но в законе о библиотечном деле очерчены лишь базовые принципы государственной политики в области библиотечного дела, такие как:

— создание условий для всеобщей доступной информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками

— государственная поддержка развития библиотечного дела

— невмешательство в профессиональную деятельность библиотек.

В «Положении о библиотечном деле в СССР» была прописана Государственная межведомственная библиотечная комиссия (ГМБК), действующая при министерстве культуры СССР.

На ее возлагались и рассмотрения основных направлений развития библиотечного дела, определение принципов размещения библиотек в стране, а также решения иных вопросов и ее решения являлись «обязательными для всех министерств, ведомств и организаций, имеющих в своем ведении библиотеки».

  1. Сейчас в России нет законодательно определительного центрального органа, наподобие ГМБК, решения которого в вопросах библиотечного дела были бы для всех обязательными.
  2. В «Положении о Министерстве культуры РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1997 определены основные задачи МК РФ. Непосредственное отношение к библиотечному делу имеют некоторые из них такие как:
  3. — Осуществление государственной политики в сфере культуры
  4. — Определение целей и приоритетов в развитии библиотечного дела
  5. — Управление деятельностью подведомственных библиотек (РГБ; РНБ; ГИБЛ; ГПИБ; ГОПБ; ГРЮБ; РГДБ; РГБС).

Но осуществление Министерства культуры РФ государственной культурно политики во всей ее полноте невозможно хотя бы уже потому, что важные сферы культуры тоже как книгоиздание, кино, цирк, СМИ и т.д. находятся в компетенции других ведомств. И действенных рычагов на них Министерство культуры РФ не имеет. Точно также обстоит дело и в отношении библиотек других ведомств.

  • В положении о МКРФ сказано, что в соответствии с возложенными на него задачами, министерство выполняет самые различные функции. Из них:
  • 1) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам отнесенным к компетенции министерства;
  • 2) обеспечивает государственный учет, сохранение, реставрацию, пополнение, использование и популяризацию государственных, музейных и библиотечных фондов, создание и внедрение современных систем безопасности и информатизации государственных музеев и библиотек в РФ
  • 3) осуществление межведомственную координацию в области библиотечного дела в том числе создание кооперативных библиотечных систем и информационных библиотечных сетей
  • 4) реализует порядок использования и осуществляет государственный контроль а обеспечением сохранности и использования фондов подведомств библиотек, обеспечивает в установленном порядке управление фондами рукописей, рукописных материалов и памятников печати государственных библиотек.
  • В Положении о МКРФ есть статья 10 которая отвечает на вопрос: какие же полномочия зоны МК Правительством РФ для осуществления функций межведомственных комиссий?
  • Статья 10 «Для рассмотрения и выработки рекомендаций по наиболее важным вопросам, относящимся к компетенции МК РФ при Министерстве могут образовываться на общественных началах советы по культуре и искусству и другие совещательные органы, действующие на основании положений, утвержденных министерством культуры РФ.
  • Таким образом, сегодня прав директивного воздействия на политику других ведомств в отношении их подведомственных библиотек не имеют ни Министерство культуры ни создаваемые при нем на общественных началах разнообразные совещательные органы.
  • Особенность новой правовой ситуации состоит в том, что взаимодействие библиотек и взаимодействие ведомств на библиотечном поле перестало быть их вмененной обязанностью и является их добровольным неотъемлемым правом, которым они могут добровольно воспользоваться, тогда когда у них возникнет необходимость и желание взаимодействовать – как для наиболее эффективного содействия конкретных проблем, так и для выработки общей философии библиотечного дела.

Разумеется при такой децентрализации структура управления библиотечным делом процесс добровольной выработки совместных решений требует несравненно большой, чем прежде, деликатности и профессионализма.

В этом контексте вопрос о том, кто является главным ведомством, отвечающим за формирование и реализацию государственной культурной политики, определение целей и приоритетов развития библиотечного дела, имеет 2 ответа. Формально – Министерство культуры РФ.

На неформальном уровне, в реальной жизни, лидерство в библиотечной политики будет признаваться за теми, кто демонстрируя наивысший профессионализм, наибольшие творческие амбиции и активность, будет вносить наибольший вклад в разработку основополагающих программ, предоставляющих всеобщий интерес и всеобщую всероссийскую значимость.

Закономерно, что всю большую роль в осуществлении многополюсной государственной библиотечной политики играют крупные федеральные библиотеки различных ведомств. А не сами ведомства. В Законе РФ «О библиотечном деле», определены не одна «главная библиотека страны», а две имеющие равный статус и равные права национальные библиотеки. – РГБ и РНБ.

Среди многих обязанностей этих библиотек законодательно закреплено и их участие «в разработке и реализации федеральной политики в области библиотечного дела». Аналогичные записи в уставах других семи федеральных библиотек.

Подведомственных Министерству культуры, внесло само министерство, нацеливая их на то, чтобы быть и не только объектами, но и субъектами библиотечной политики.

С юридической точки зрения, государственная библиотечная политика всецело, в полном объеме распространяется исключительно на библиотеки федерального ведения. Особенно это касается нормативных актов, издаваемых федеральными органами власти.

Для Региональных и муниципальных библиотек, не говоря уже о библиотеках, являющихся структурными подразделениями нефедеральных учреждений, эти акты носят не обязательный, а рекомендательный характер.

Содержащиеся в них нормы могут уточняться и корректироваться с учетом местной специфики по усмотрению учредителей этих библиотек, а могут и вообще не приниматься во внимание.

Это означает, что общегосударственного характера эти документы не носят, если только они не имеют статуса федерального закона, или же в федеральном законе специально не определено, что данные вопросы целиком относятся к компетенции Правительства России.

Воздействие на библиотеки тех или иных социальных групп и органов власти в разные моменты времени имеет неодинаковую силу.

Так, например, в начале 1990-х годов решающим в силе фактором воздействия на библиотеки оказалась совсем не государственная политика в области библиотек, а общая политика федерального правительства.

Следствием этих действий федеральное правительство стало то, что уровень материального состояния подавляющего большинства библиотек существенно снизился.

Сказалось отсутствие навыка у новых властей и в центре, и на местах финансировать библиотеки должным образом, руководствуясь не устаревшими нормативами, а пониманием важности библиотек для общественного развития и удовлетворения общественных потребностей в знаниях и информации.

Резко снизилась зарплата работников библиотек, что повело к оттоку квалифицированных кадров, падению престижа библиотечной профессии, сократились объемы комплектования библиотечных фондов, усилился их моральный и физический износ, множество библиотек вообще закрылось.

Вместе с тем экономические и политические формы дали мощный толчок к переосмыслению миссии библиотек в обществе, открыли возможность изучения, распространения и внедрения в практику работы российских библиотек лучшего мирового опыта.

Возникновение и развитие рынка компьютерной техники и телекоммуникационных услуг открыли путь к масштабной компьютеризации библиотек, наращиванию их информационного потенциала, повышению их социальной привлекательности.

Читайте также:  Статья 20. Формы адвокатских образований

Недостаток средств привел к необходимости максимально эффективно их расходования, развитию маркетинговых подходов, культуры бюджетного проектирования, повышению квалификации и ответственности и т.д.

Таким образом, объективно наиболее мощное и решающее воздействие на библиотеки оказала не государственная библиотечная политика, а общая политика органов государственной власти.

Воздействие государства и общества на библиотеки в 1-й половине 90-х годов не было осознанным тщательно и специально спланированным, но при этом гораздо более результативнее чем влияние собственно государственной библиотечной политики, которую в это время проводили министерство культуры РФ, другие федеральные ведомства., а также органы государственной власти субъектов федерации по отношению к библиотекам, находящимся в их ведении и которая имела абсолютно охранительный для библиотек характер.

Государственная политика и законодательство в области библиотечного дела. Обзор за сентябрь 2013

  • На сайте Российской библиотечной ассоциации опубликован текущий обзор государственной политики и законодательства в области библиотечного дела (за сентябрь 2013)  
  • ДОПОЛНЕНИЕ ЗА ИЮЛЬ 2013
  • Федеральный закон от 2 июля 2013 г № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в РФ» (извлечения)
  • Статья 23

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ «О библиотечном деле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 23, ст. 2774; N 52, ст. 6446) следующие изменения:

  1. 1) абзац второй статьи 1 изложить в следующей редакции:
  2. «библиотека — информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам;»;
  3. 2) в подпункте 3 пункта 2 статьи 4 слово «учреждений» заменить словом «организаций»;
  4. 3) в пункте 2 статьи 7 слова «, законодательством об охране государственной тайны» заменить словами «или локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне»;
  5. 4) в пункте 4 статьи 8 слово «учреждений» заменить словом «организаций»;
  6. 5) статью 13 дополнить подпунктом 111 следующего содержания:
  7. «111) осуществлять информационную, культурную, просветительскую, научную, образовательную деятельность в соответствии с законодательством, со своим уставом или с локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки;»;
  8. 6) подпункт 4 пункта 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:
  9. «4) создание и финансовое обеспечение федеральных государственных образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы и дополнительные профессиональные программы в области подготовки библиотечных кадров, а также управление этими образовательными организациями;».

Источник: https://rg.ru/2013/07/10/obr-dok.html

ПРЕЗИДЕНТ РФ

20 сентября 2013 годаПрезидент РФ В.В.Путин провёл рабочую встречу с Министром культуры РФ В.РМединским. Обсуждались, в частности, возможности повышения зарплат работников сферы культуры. В.Р.

Мединский заявил, что «если за вторую половину прошлого года Федерация достаточно сильно подняла зарплаты, примерно на 30 процентов, – в регионах практически роста не было, весь год дал менее 7 [процентов], – то только за первую половину этого года в федеральных учреждениях заплата выросла ещё на 25 процентов, а в региональных – на 27. Этот совокупный рост дал нам следующие цифры. На сегодня средняя зарплата в федеральных учреждениях культуры превысила 33 тысячи рублей, в региональных и муниципальных учреждениях приближается к 16 тысячам. Мы на этом останавливаться не будем, я думаю, что до конца года постараемся ещё немного приподнять, тем более впереди премиальные, подведение итогов года. Хотим в 2014 год, Год культуры, уже войти с зарплатой – для Федерации это должны быть нестыдные зарплаты, и регионы подтянутся достаточно серьёзно. В Российской государственной библиотеке,  в которой всегда, исторически заплаты библиотекарей были ниже, чем в районных библиотеках Москвы, за эти полгода повысили зарплату почти на 45 процентов. Она там уже 37 тысяч, и, я уверен, ещё немножко поднимется.»

Источник:https://kremlin.ru/news/19248

Указ Президента РФ от 06.07.2013 № 608 «О Награждении государственными наградами РФ» (извлечения)

За заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу присвоить почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ»

Нижник Татьяне Анатольевнедиректору издательства Российской национальной библиотеки, город Санкт-Петербург

Источник: https://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?3578151

Государственная политика в области библиотечного дела

Основой
гос. политики в области библиотечного
дела является обеспечение реализации
права граждан на библиотечное, инф. и
справочно-библиографическое обслуживание.

  • Для
    этой цели гос-во поддерживает библиотечное
    дело и его развитие путем:
  • 1)
    гарантированного финансирования гос.
    библиотек;
  • 2)
    разработки и обеспечения целевого
    финансирования гос. программ развития
    библиотечного дела;
  • 3)
    создания и обеспечения деятельности
    сети библиотек в соответствии с основными
    принципами организации библиотечного
    дела и деятельности библиотек;
  • 4)
    содействия развитию гос. и частных
    библиотек независимо от специализации
    и масштабу их деятельности;
  • 5)
    обеспечения подготовки кадров для
    библиотечного дела, содействия их
    переподготовке и повышению квалификации;

6)
создания условий для международного
сотрудничества библиотек (ст. 5 З-на РБ
“О библиотечном деле”).

Инф.
органы выступают гарантами прав
пользователей библиотек, не вмешиваются
в профессиональную деятельность
библиотек, за исключением случаев, когда
такая деятельность ведет к пропаганде
войны, насилия и жестокости, расовой,
национальной, религиозной, классовой
и иной вражды или нетерпимости, а также
порнографии.

Государственное
регулирование и управление библиотечным
делом осуществляется гос.и органами в
соответствии с их компетенцией.

Республиканские
органы государственного управления,
местные исполнительные и распорядительные
органы, кот.

имеют в своем подчинении
библиотеки, проводят государственную
политику в сфере библиотечного дела,
определяют систему управления сетью
подчиненных им библиотек, обеспечивают
гарантированное финансирование
комплектования, сохранность фондов
библиотек и реализацию прав граждан на
библиотечное, инф. и справочно-библиографическое
обслуживание.

  1. Общее
    управление библиотечным делом осуществляет
    Министерство культуры РБ, основными
    ф-циями которого в области библиотечного
    дела являются:
  2. 1)
    участие в формировании и проведении
    единой гос. политики в сфере библиотечного
    дела;
  3. 2)
    разработка и реализация гос. программ
    развития библиотечного дела;
  4. 3)
    разработка научно обоснованных нормативов
    материального и финансового обеспечения
    гос. библиотек и библиотечного обслуживания
    населения;

4)
обеспечение регистрации и контроля за
исполнением специального режима охраны
и использования библиотечных фондов,
кот. отн.ся к историко-культурным
ценностям РБ;

5)
участие в методическом и научном
обеспечении библиотечного дела;

6)
обеспечение разработки нормативных
прав. актов в сфере библиотечного дела,
в том числе гос. стандартов РБ;

7)
организация государственного
статистического учета гос. и частных
библиотек.

Министерство
культуры может осуществлять и иные
ф-ции в сфере библиотечного дела в
соответствии с законодательством РБ.

Для
наиболее полного удовлетворения
потребностей пользователей библиотек,
рационального использования библиотечных
фондов гос-во стимулирует взаимодействие
библиотек разных видов.

В
этих целях инф. органы или инф. юридические
лица в соответствие со своей компетенцией
целенаправленно финансируют деятельность
гос. библиотек по созданию условий для
взаимного использования их ресурсов
на основе международных и гос.

стандартов
предоставления информации и обмена ею,
создания корпоративных сетей
(межбиблиотечного абонемента, сводных
каталогов, депозитариев).

В частности
в рамках СНГ 11 марта 2005 года решением
Экономического совета СНГ было утверждено
Положение о системе межбиблиотечного
абонемента и доставки документов
государств – участников СНГ.

Ссылка на основную публикацию