Статья 4. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями

Актуальность привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственными соглашениям, средств ЕБРР, МБРР, российских коммерческих банков и инвестиционных структур. Кроме того, зарубежные инвестиции – не только дополнительный источник финансирования отечественных предприятий, но и способ задействования новых производственных технологий и алгоритмов современного менеджмента. В этом отношении наибольший интерес представляют прямые инвестиции; размещение на российской территории иностранных и совместных предприятий во многих случаях позволяет не только создавать дополнительные рабочие места, но и повышать квалификацию занятых на них отечественных специалистов. Таким образом, иностранные инвестиции необходимы национальной экономике, поскольку они несут не только экономическую, но и социальную полезность, а также выступают в качестве неотъемлемого фактора процесса интернационализации мировой экономики в целом. А Россия является частью мировой экономики тоже.

Однако следует учитывать тот факт, что во многом мы еще не созрели для эффективного использования иностранных инвестиций: наблюдается приток иностранного капитала только в те отрасли, где иностранный инвестор может получить максимальную прибыль в короткие сроки, то есть речь в основном идет об экспортно-ориентированных отраслях.

Тогда как приток иностранных инвестиций в отрасли, которые действительно в нем нуждаются значительно ниже или отсутствует вообще. Таким образом, существует реальная угроза превращения страны в сырьевой доминион. Также немаловажная проблема – защита интересов национального производителя, который может быть просто вытесненным с рынка иностранными конкурентами.

Кроме того, необходимо помнить и о защите от проникновения иностранного капитала в некоторые стратегически важные отрасли, а также в некоторые наиболее уязвимые отрасли и сферы деятельности (банковский сектор, страховой сектор, сельское хозяйство и т.д.).

В связи с этим, чтобы получить от иностранных инвестиций пользу, а не вред, встает необходимость проведения четко спланированной эффективной инвестиционной экономической политики государством.

  • Поэтому основная цель данной работы – разработка основных мер и системы мероприятий инвестиционной экономической политики государства, направленных на стимулирование иностранных инвестиций в Россию и повышения эффективности их использования.
  • Объектом исследования данной работы являются иностранные инвестиции в Россию.
  • Задачи, поставленные в данной работе, сводятся к следующим:
  • – дать определение иностранным инвестициям;
  • – определить роль и место иностранных инвестиций в экономике России;
  • – рассмотреть нормативно-правовую базу регулирования иностранных инвестиций.
  • – сформулировать основные направления инвестиционной политики государства.

1.1. Понятие об иностранных инвестициях

С экономической точки зрения, иностранные инвестиции – вложение капитала иностранного происхождения, т.е. их вкладывают в производство (в широком смысле слова) физические и юридические лица, являющиеся иностранными по отношению к стране, где эти инвестиции осуществляются.

Юридическое определение иностранных инвестиций содержится в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ».

Согласно данному закону, иностранные инвестиции – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте РФ в соответствии с федеральными законами), в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции имеют несколько иную классификацию, чем отечественные. Согласно методике Госкомстата России, они подразделяются на прямые, портфельные и прочие.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов | Студент-Сервис

В настоящее время правовой режим иностранных инвестиций как предусмотренный нормами
международного и национального права порядок осуществления иностранными лицами инвестиционной деятельности на территории принимающего государства определяется в международных договорах и инвестиционном законодательстве с использованием различных наименований: “режим наибольшего благоприятствования”; “национальный режим”; “режим, который не менее благоприятный, чем национальный”; “справедливый и равный режим”; “минимальный международный стандарт” и др. Рассмотрим их более подробно.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что он должен быть не менее благоприятный, чем к иностранным инвесторам любой третьей страны. Другими
словами, иностранные лица пользуются теми же правами, которые предоставлены инвесторам любого другого иностранного государства.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Соглашения между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 6 апреля 1989 г.

каждая из Договаривающихся Сторон на своей территории предоставляет инвесторам другой Договаривающейся Стороны в отношении управления, содержания, пользования, владения или распоряжения их капиталовложениями режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется инвесторам любого третьего государства.

Режим наибольшего благоприятствования имеет ряд исключений. К примеру, согласно пункту 3 статьи 3 Договора СССР и Федеративной Республики Германии о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений от 13 июня 1989 г.

и пункту 3 статьи 3 Соглашения между Правительством СССР и Правительством Французской Республики о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений от 4 июля 1989 г.

он не распространяется на льготы и преимущества, которые государство предоставляет:

  • 1) в связи с участием в таможенном или экономическом союзе, зоне свободной торговли или общем рынке либо в подобном многостороннем соглашении;
  • 2) на основании соглашения об избежании двойного налогообложения или других договоренностей по налоговым вопросам;
  • 3) в связи с предоставлением субсидий и государственных заказов.

Не совсем ясно, относятся ли к таким исключениям юрисдикционные вопросы, в частности,
касающиеся согласия государства рассматривать спор с иностранным инвестором в МЦУИС, которое может содержаться в международных договорах, заключаемых с отдельными государствами. Международная арбитражная практика расходится по этому вопросу.

В этой связи, во избежание неопределенности в регулировании инвестиционных отношений, осложненных иностранным элементом, государствам при заключении международных договоров представляется необходимым исключать в обязательном порядке правила о юрисдикции МЦУИС и иные процессуальные вопросы из-под действия режима наибольшего благоприятствования.

К примеру, в деле Vladimir Berschader and v. the Russian Federation арбитраж Торговой палаты г. Стокгольма пришел к выводу, что режим наибольшего благоприятствования не распространяется на юрисдикционные вопросы, тогда как в деле RoslnvestCo UK Ltd. v.

the Russian Federation он посчитал себя компетентным рассматривать инвестиционный спор на основании режима наибольшего благоприятствования, который позволяет применить к спору положения международного договора Российской Федерации с другим иностранным государством,  а именно – статью 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 4 ноября 1993 г., предоставляющей инвестору право обратиться в арбитраж Торговой палаты г. Стокгольма.

В деле v. Kingdom of Spain (ICSID Case N ARB/97/7)  арбитраж МЦУИС заключил, что истец – аргентинский инвестор при осуществлении инвестиционной деятельности в Испании вправе воспользоваться положениями о более благоприятной юрисдикции, предусмотренной в
международном договоре между Испанией и Чили.

Тем не менее в арбитражном решении было отмечено, что если в самом международном договоре прямо предусмотрены специальные правила, которые не установлены или иным образом регулируют отношения в договоре с третьим государством, то следует применять положения первого международного договора, а не договора с третьим государством. Другими словами, режим наибольшего благоприятствования здесь применяться не будет.

Читайте также:  Статья 13. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг

Национальный режим может быть определен через формальное равенство в режимах между
национальными и иностранными лицами. Любое ограничение в правах иностранного лица по общему правилу следует рассматривать как противоречащее принципу национального режима.

Национальный режим является одним из основополагающих положений права ВТО (пункты 1 – 5
статьи III Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30 октября 1947 г.). По

общему правилу он не допускает каких-либо иных по сравнению с отечественными лицами ограничений, в том числе количественного характера, в отношении импорта товаров, происходящих с территории любого другого государства – члена ВТО.

Исключение составляют требования, касающиеся государственных закупок и субсидий внутренним производителям (пункт 8 статьи III ГАТТ).

Требования к инвестиционной деятельности иностранных лиц, противоречащие положениям статьи III (национальный режим) и статьи XI (запрет количественных ограничений) ГАТТ, установлены в Соглашении по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) от 15 апреля 1994 г.

  1. К ним, в частности, относятся такие, которые требуют закупок или использования предприятием товаров отечественного происхождения или из любого отечественного источника, независимо от того, определяются ли конкретные товары, их объем или стоимость, или доли от объема или стоимости его местного производства, либо чтобы закупки ли использование предприятием импортируемых товаров ограничивались количествами, связанными с объемом или стоимостью экспортируемых им местных товаров.
  2. В Российской Федерации иностранным инвесторам по общему правилу также предоставляется
    национальный режим. Часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации прямо устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской
  3. Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Подобная норма содержится в статье 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Однако она предусматривает, что исключения из национального режима устанавливаются федеральным законом. Другой Федеральный закон – Федеральный закон от 9 июля 1999 г.

N 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” в пункте 1 статьи 4 определяет, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Национальный режим, так же как и режим наибольшего благоприятствования, всегда имеет ряд
исключений. Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” проводит различие между двумя изъятиями в национальном режиме для иностранных инвесторов: ограничительного и стимулирующего характера.

При этом изъятия ограничительного характера могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а изъятия стимулирующего характера – в виде льгот для иностранных инвесторов в интересах социально-экономического развития Российской Федерации.

Ряд международных договоров устанавливает (иногда одновременно с национальным режимом и
режимом наибольшего благоприятствования) справедливый режим иностранным инвесторам и их капиталовложениям.

К примеру, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 4 ноября 1993 г.

каждое государство обязуется предоставить на своей территории капиталовложениям, осуществленным инвесторами другой страны – участника Соглашения, справедливый и равноправный режим, который будет не
менее благоприятным, чем режим, предоставляемый им капиталовложениям собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них является более благоприятным.

Как видно, в данном случае он определяется через национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Применение категории “справедливый режим” можно встретить и в многосторонних международных договорах, в частности, в Договоре к Энергетической хартии 1994 г.,
Протоколе о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций – приложении N 16 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., Соглашении АСЕАН о поощрении и защите инвестиций от 15 декабря 1987 г.

  • В литературе обычно выделяют несколько элементов справедливого режима:
  • 1) обязанность принимающего государства осуществлять защиту иностранных инвесторов;
  • 2) должный процесс, включающий право на правосудие и недопустимость совершения произвольных действий со стороны государства;

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

  1. 3) прозрачность;
  2. 4) добросовестность, которая может включать в себя прозрачность и недопустимость совершения
    произвольных действий;
  3. 5) элементы автономной справедливости.

Примерами нарушения справедливого режима при буквальном толковании могут быть: обманные действия, недобросовестное поведение принимающего государства или его
ответные преднамеренные дискриминационные действия, лишение собственности, приводящее к неосновательному обогащению государства, и т.д.

В деле Medioambientales Tecmed, S.A. v.

United Mexican States (ICSID Case N ARB(AF)/00/2) арбитраж МЦУИС при определении справедливого режима посчитал необходимым исходить из принципа добросовестности (good faith principle), согласно которому инвестор ожидает от государства совершения, в частности: а) действий, которые не сопровождаются произвольной отменой ранее принятых решений или разрешений; б) действий по правовому урегулированию деятельности инвестора, которые не направлены на лишение собственности без компенсации.

  • Привилегированный режим предполагает установление определенных преимуществ (льгот) для иностранных инвесторов.
  • С экономической точки зрения, введение государством стимулирующих мер обосновывается тем, что они позволяют не только снизить издержки производства, но и свести к минимуму разного рода некоммерческие риски и тем самым повлиять на принятие иностранными физическими и юридическими лицами решения об инвестировании.
  • В то же время Всемирный банк и другие международные организации выступают против предоставления льгот иностранным инвесторам, полагая, что стабильное политическое и экономическое положение страны со сформировавшейся устойчивой налоговой системой является гораздо более предпочтительной для инвесторов, чем предоставление для них тех или иных льгот.
  • Ряд ученых, прежде всего из развитых стран, настаивают на применении так называемого минимального международного стандарта к иностранным лицам, тогда как в отечественной науке можно встретить критические суждения на этот счет.

О существовании норм международного права, устанавливающих подобный стандарт, вытекающий из общих принципов права, в свое время писали D. Anzilotti, E.M. Borchard, P.C. Jessup, P. Juillard, L. Oppenheim, A.H. Roth, G. Scelle, A. Verdross и др.

  1. Если обратиться к судебной и  арбитражной практике, то она обычно указывает на следующие случаи, когда концепция международного минимального стандарта должна применяться:
  2. 1) осуществление правосудия (при отказе иностранным гражданам в правосудии);
  3. 2) режим для иностранных граждан при их аресте;
  4. 3) обеспечение полной защиты и безопасности собственности;
  5. 4) реализация права государства на высылку иностранных граждан.
  6. В деле Alex Genin and others v. Republic of Estonia (ICSID Case N ARB/99/2) арбитраж
    МЦУИС определил минимальный стандарт как справедливый и недискриминационный
    режим, который обособлен от внутреннего права государства, хотя само точное содержание
  7. этого режима, по мнению арбитража, не совсем является ясным.
  8. При этом любая процессуальная неурегулированность приравнивается к недобросовестности, намеренному небрежному отношению государства к своей обязанности обеспечить минимальные международные стандарты для иностранных лиц.
Читайте также:  Статья 27. Применение оружия

Как видно, рассмотренные выше формы (справедливый и равный режим, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, минимальный международный стандарт и др.

) в определенной мере пересекаются и по своему содержанию сводятся либо к национальному режиму (если государство готово уравнять иностранных граждан в правовом положении со своими гражданами и юридическими лицами), либо специальному (ограничительному или привилегированному) режиму, устанавливающему отдельные (особые) правила для  иностранных лиц.

Что касается режима наибольшего благоприятствования, то он всегда является промежуточным и в конечном счете сводится либо к национальному, либо к специальному.

Более того, его применение дает основание для использования любого международного договора о поощрении и взаимной защите капиталовложений с третьим государством, а значит, и других норм, предусмотренных таким международным договором. Все это не способствует единообразию и должной однозначности и стабильности в правовом регулировании инвестиционных отношений.

  • Если режим как особый порядок приобретения и реализации иностранным лицом своих прав и
    обязанностей может быть только одним, то становится непонятно, почему должны быть установлены сразу несколько режимов.
  • Представляется, что наиболее адекватным из них является национальный режим, способный обеспечить создание необходимой правовой основы для инвестиционной деятельности иностранных лиц путем применения национального права принимающего государства, что соответствует большинству принятых международных обязательств Российской Федерации.
  • В то же время такой режим может и должен содержать изъятия стимулирующего и ограничительного характера, которые следует прямо предусмотреть в заключаемых международных договорах и национальном законодательстве.
  • В качестве таковых могут выступать сами международно-правовые гарантии, предоставляемые для иностранных, а не национальных инвесторов, а также требования национального законодательства по допуску иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельности.
  • Именно их закрепление, по нашему мнению, обеспечит более полное, последовательное и согласованное предоставление национального режима в международном и национальном праве и создаст необходимую корреляцию их положений между собой.
  • Таким образом, несмотря на использование в международных договорах и национальном праве
    различных формулировок, правовой режим инвестиций для иностранных инвесторов как предусмотренный нормами права порядок осуществления инвестиционной деятельности, с нашей точки зрения, должен быть одним и представлять собой национальный режим с изъятиями стимулирующего и ограничительного характера в виде дополнительно становленных
  • международно-правовых гарантий и требований национального законодательства по допуску иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельности.

При этом первые из них следует предоставлять в отношении капиталовложений – инвестиций, вкладываемых в основной капитал в соответствии с национальным законодательством с учетом приоритетов, определяемых принимающим государством, и, соответственно, вносящих вклад в развитие экономики страны. В свою очередь, вторые могут быть приняты при условии их соответствия международным договорам, включая право ВТО и ЕАЭС.

Правовой режим иностранных инвестиций — Лекции на тему – Международное частное право

Иностранные инвестиции это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли.

Одно из оснований, по которому можно провести классификацию инвестиций, — имущественный или неимущественный их характер.

Под неимущественными инвестициями следует понимать права на изобретения, промышленные образцу, топологии интегральных схем; а также специфические технологические сведения (ноу-хау), секреты производства, конфиденциальную коммерческую информацию, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, т. е.

все, что входит в понятие интеллектуальной собственности. Все остальные категории инвестиций относятся к имущественным инвестициям. Их характерным признаком является материальное выражение: финансы, материальные ценности.

Другим основанием классификации инвестиций можно считать участие или неучастие инвестора в управлении объектом инвестирования. По этому основанию инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные) инвестиции.

Прямые инвестиции осуществляются в виде создания совместных предприятий и предприятий, при такой форме инвестирования иностранные инвесторы «прямо и непосредственно» участвуют в управлении предприятием (компанией).

Косвенные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении предприятием (компанией), а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги, т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия в денежной форме.

В зависимости   от   источника   финансирования иностранные   инвестиции   можно   разделить   на   государственные,которые осуществляются в виде кредитов и займов, предоставляемых  государствами и международными организациями (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.

), и частные, осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами.  Объектом правового регулирования международного частного права являются правовые отношения,  возникающие в связи с частным иностранным инвестированием.

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: 1) международно-правовой формирующийся путем заключения международных договоров и 2) внутригосударственный, основу которого составляет национальное законодательство принимающего государства.

Международные договоры об иностранных инвестициях можно разделить на три группы: многосторонние международные договоры, основной целью которых является защита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне (например, Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.

; Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.

); региональные международные договоры (например, соглашения стран СНГ) и двусторонние соглашения (здесь можно говорить как о соглашениях между государствами по вопросам защиты иностранных инвестиций, устранению двойного налогообложения, так и соглашениях между государствами и международными организациями—  МБРР,  ЕБРР,  ЕС).

На сегодняшний день наиболее действенным механизмом защиты иностранных инвестиций является страхование. В сентябре 1985 г.

в Сеуле была подписана Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (далее — Агентство) (вступила в силу 12 апреля 1988 г.).

Основная идея Конвенции — предоставить иностранным инвесторам финансовые гарантии от некоммерских рисков путем страхования инвестиций.

В зависимости от того, какие некоммерческие риски покрываются Агентством, можно выделить следующие виды страхования, упомянутые  в  Конвенции.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

1.  Перевод валюты. Этот вид страхования защищает инвестора от убытков, связанных с невозможностью инвестора конвертировать денежные средства в местной валюте (доходы, выплаченная сумма долга, проценты по долгу капитал и другие платежи) для вывоза их из страны. При этом, однако, следует учитывать, что данный вид страхования не покрывает девальвацию местной валюты.

2.  Экспроприация или аналогичные меры.

Этот вид страхования защищает инвестора от «любых законодательных или административных действий  или  бездействий,   исходящих  от  принимающего правительства,  в результате которых  владелец гарантии лишается  права собственности  на  свои  капиталовложения,   контроля над  ними  или  существенного дохода  от такого  капиталовложения». Под эти действия не подпадают решения судебных органов, а также общеприменительные органы недискриминационногого  характера (меры, связанные с налогообложением, соблюдением природоохранного и трудового законодательства, меры по поддержанию общественного порядка и т.д.).

3.  Война и гражданские беспорядки. Данный вид страхования защищает инвестора от повреждения, разрушения или исчезновения основных фондов в результате войны или гражданских беспорядков. Приведенное положение по общему правилу не должно касаться террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий.

Читайте также:  Статья 7. личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица

4.  Нарушение условий договора (контракта). Данный вид страхования гарантирует инвестору защиту от потерь, связанных с нарушением условий или разрывом контракта со стороны правительства принимающего государства.

Компенсация предоставляется только в случаях, когда: 1) не существует органа, к которому инвестор мог бы обратиться с иском по договору (контракту) против правительства принимающего государства; 2) обращении к такому органу препятствует неразумная задержка, как она определена в договоре о гарантии; 3) после вынесения окончательного решения в свою пользу иностранный инвестор не может добиться его осуществления. При наличии любого из трех условий Агентство выплачивает компенсацию.

Примером региональных соглашении в области иностранного инвестирования является Соглашение стран СНГ «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» от 24 декабря 1993 г.

В соответствии с данным договором стороны берут на себя обязательства сотрудничать в области разработки и осуществления инвестиционной политики; принимать меры с целью сближения своего законодательства по вопросам инвестиционной деятельности и др. меры.

Соглашение распространяется не только на частное иностранное инвестирование,  но и на государственное.

Иностранным   инвесторам   Соглашение   гарантирует   выплату адекватной,  быстрой  и  эффективной  компенсации  в случае  национализации   (ст.   7);   беспрепятственный   перевод   в   государства-участники  прибыли,  полученной  от инвестиционной деятельности  (ст.

   8);   освобождение   от  взимания  таможенных   пошлин налогов на имущество, ввозимое из других государств в качестве вклада  в  уставный   капитал   предприятия   и   предназначенное для собственного материального производства (ст.

15); право пользования землей, включая ее аренду, и иными природными ресурсами (ст. 20).

В развитие Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 28 марта 1997 г. в рамках СНГ принимается Конвенция о защите прав инвестора, которая определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы.

В настоящее время на территории РФ действуют соглашения с иностранными государствами как заключенные СССР, так и Россией.

Соглашения обращают внимание на следующие моменты: усыновление режима для иностранных инвестиций; предоставление гарантий по защите интересов иностранных инвесторов; разрешение инвестиционных споров.

В соответствии с соглашениями капиталовложениям или доходам инвесторов каждой из сторон всегда предоставляется справедливый и равноправный режим в соответствии с принципами международного права — режим наибольшего благоприятствования. Система гарантий в целом сходна с теми, что предусмотрена в многосторонних конвенциях.

Действующие международные договоры создают единый механизм, направленный на защиту иностранных инвестиций, и исходят из некоторых единых принципов правового регулирования инвестиционных отношений.

Особенностью национального инвестиционного законодательства является, то что оно не применяет коллизионный способ регулирования и его нормы прямо регулируют отношения между иностранным  частным  инвестором  и  государством.

В принимающих государствах иностранным инвестициям может быть предоставлен национальный режим, режим наибольшего благоприятствования или привилегированный режим. При национальном режимеиностранные инвесторы осуществляют свою деятельность на тех же условиях, что и национальные инвесторы, за некоторым исключением.

При режиме наибольшего благоприятствованияиностранным инвесторам предоставляются равные условия осуществления инвестиционной деятельности без предоставления каких-либо преимуществ некоторым из них.

Привилегированный режим(режим преференций) заключается в предоставлении некоторых льгот при ввозе сырья и оборудования, освобождении от таможенных пошлин и налогов и т. д.

Принимающие  государства  могут проводить мероприятия по ограничению  иностранных  капиталовложений,   которые  сводятся к следующему:   1)  запрещение деятельности  иностранного инвестора в определенных отраслях экономики; 2) установление особого государственного контроля за допуском иностранного инвестора к разработке недр и естественных богатств; 3) обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранным инвестором предприятиях; 4) установление специального фискального режима; 5) определение концессионной политики.

Правовая база для иностранного инвестирования в Российской Федерации прежде всего представлена специальными законами: «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г. Кроме того, имеются отдельные отраслевые законы, а также указы Президента и постановления Правительства,

Закон об иностранных инвестициях от 14 июля 1999 г.

понимает под иностранными инвестициями вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации (ст. 2).

Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению, согласно ст.

4 Закона, не может быть менее благоприятен, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ, лишь за некоторым исключением.

Изъятия ограничивающего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ. При этом виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ.

Закон предусматривает целый комплекс мер, представляющих собой гарантии капиталовложениям иностранных инвесторов. Перечень этих мер значительно расширился по сравнению с 1991 г. когда был принят первый российский закон об иностранных инвестициях.

Среди них гарантии: правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ; использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ; перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями; защиты от неблагоприятного изменения законодательства РФ; обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с инвестиционной деятельностью; использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм; права на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции; права на приобретение ценных бумаг; участия в приватизации; предоставления права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст.  5—15).

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]