Статья 29. члены семьи, имеющие право на пенсию

Жилищно-коммунальная сфера по-прежнему остается одной из наиболее проблемных областей российской экономики. Наиболее остро проблемы жилищно-коммунального хозяйства ощущаются при пересечении с социальной сферой.

Основной точкой такого пересечения является предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных различными нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровня власти.

К таким мерам в жилищно-коммунальной сфере относятся льготы и преференции по оплате жилищных и коммунальных услуг, субсидии на приобретение жилья и иные меры, предоставляемые за счет бюджетных средств.

Важной проблемой применения мер социальной поддержки является определение круга лиц, в отношение которых может быть применена соответствующая мера, что обусловлено, прежде всего, отсутствием систематизированной и согласованной нормативной базы. На практике указанная проблема выражается в сложности отнесения конкретного лица или группы лиц к той или иной категории льготников и определения объема государственной поддержки в их отношении.

Решение проблемы осложняется недостаточной нормативно-правовой определенностью некоторых категорий лиц, в отношение которых может быть применена соответствующая мера социальной поддержки. В частности это замечание относится к членам семьи собственника или нанимателя жилого помещения, обладающим правом на соответствующие меры социальной поддержки в жилищно-коммунальной сфере.

Признание лиц в качестве членов семьи нанимателя или собственника жилого помещения, определение права членов семьи на получение соответствующей льготы или выплаты, порядок признания лица в качестве члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения – вопросы которые часто возникают на практике и нерешенность которых, с одной стороны, отражается на эффективности системы социального обеспечения, а, с другой стороны, создает потенциальную возможность нарушения прав и законных интересов лиц, в отношении которых действуют меры социальной поддержки.

При решении проблемы признания лица в качестве члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения в первую очередь следует руководствоваться положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В соответствии со статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Требования к составу членов семьи нанимателя жилого помещения закреплены в статье 69 ЖК РФ и в целом идентичны требованиям, установленным в отношении членов семьи собственников жилых помещений, хотя и имеют некоторые существенные особенности. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся:

  • проживающие совместно с нанимателем его супруг, дети и родители данного нанимателя;
  • другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, которые вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство;
  • в исключительных случаях иные лица признанные членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Таким образом, особенностями требований в отношении членов семьи нанимателя жилого помещения являются, во-первых, необходимость ведения общего с нанимателем хозяйства в случае признания в качестве членов семьи других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, во-вторых, обязательный судебный порядок признания в качестве членов семьи иных лиц.

  • Кроме того, важной особенностью статуса члена семьи нанимателя жилого помещения является требование, закрепленное частью 3 статьи 69 ЖК РФ, в соответствии с которым члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в обязательном порядке должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
  • Данные требования предусмотрены законодателем в целях обеспечения прав нанимателя и членов его семьи при приватизации жилого помещения или получении субсидий на приобретение жилья и направлены на избежание возможных споров со стороны третьих лиц в процессе оформления права собственности на жилое помещение.
  • Указанные законодательные установления нуждаются в более детальном рассмотрении.

Итак, ЖК РФ предусматривает несколько категорий лиц, которые могут быть признаны в качестве членов семьи собственника или нанимателя жилого помещения. К первой категории относятся супруг, родители и дети собственника или нанимателя жилого помещения.

Данная категория лиц соответствует положениям семейного законодательства об определении состава семьи. Так, в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации под членами семьи понимаются супруги, родители и дети.

Супругом собственника или нанимателя жилого помещения в соответствии со статьей 10 Семейного кодекса следует считать лицо, состоящее в браке с собственником (нанимателем), и брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния.

Следует также отметить, что в соответствии с действующим законодательством к родителям и детям приравниваются соответственно усыновители и усыновленные.

Условием признания супруга, детей и родителей (усыновителей и усыновленных) в качестве членов семьи собственника или нанимателя жилого помещения является их совместное проживание. При этом не требуется установления факта ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Факт совместного проживания лиц может быть подтвержден справками органов власти и учреждений, свидетельскими показаниями.

Особенности статуса членов семей военнослужащих, получивших заболевание при прохождении военной службы

Настоящий материал появился как результат рассмотрения обращения, поступившего в наше учреждение от матери военнослужащего, проходившего службу по призыву и умершего после увольнения со службы в результате заболевания, полученного при прохождении военной службы, возможно, связанного с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС.

Проанализировав предоставленные документы и информацию, нормативные правовые акты и судебную практику, мы пришли к выводу о том, что на данный момент в целом отсутствуют правовые основания для получения мер социальной поддержки родителями военнослужащих, получивших заболевание (инвалидность) или умерших в результате участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС или в иных аналогичных ситуациях, за исключением отдельных случаев.

Ранее нами был подготовлен и размещен материал, касающийся подразделений особого риска. В нем поднимались похожие вопросы.

В целях правового информирования в настоящей статье мы обобщили некоторые выводы и нормы права о том, кому и в каких случаях предоставляются меры социальной поддержки (в части поддержки членов семей таких военнослужащих).

Ни ранее, ни сейчас не существовало единого закона или иного нормативного правового акта, регулирующего все вопросы предоставления мер социальной поддержки. В связи с этим мы описываем меры социальной поддержки исходя из основных нормативных правовых актов.

Практически для всех правовых актов в этой сфере характерно разделение таких понятий, как «заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы» и «заболевание, полученное в период исполнения военной службы».

К первому понятию относят только те заболевания (инвалидность), которые, по мнению военно-врачебной комиссии (медико-социальной экспертизы), связаны с боевыми действиями или выполнением непосредственно воинских обязанностей.

Как следует из анализа различных правовых актов и правоприменительной практики, привлечение военнослужащих к выполнению спасательных операций и иных обязанностей, напрямую не относящихся к воинским, не позволяет отнести полученные в результате этого заболевания к первой группе заболеваний.

В то же время именно с первым понятием (и близким к нему по смыслу понятием «военная травма») законодатель связывает предоставление основных мер социальной поддержки.

1. Основные меры поддержки военнослужащих и членов их семей предусмотрены статьей 24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В частности, указанной статьей предусмотрено, что члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Об условиях пенсионного обеспечения указано далее в пункте 2 настоящей консультации.

Также статьей 21 указанного Федерального закона о статусе военнослужащих предусмотрены меры поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

За членами семей военнослужащих, потерявшими кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, сохраняется право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно.

Читайте также:  Глава III. Особенности использования природных лечебных ресурсов

Родителям, супругам и несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставляется преимущественное право на социальное обслуживание и медицинское обеспечение. Аналогичные меры поддержки для членов семей военнослужащих, получивших заболевание в период военной службы, законом не предусмотрены.

1.1. Такой подход касается не только умерших военнослужащих.

Судебная практика показывает, что получение лицом в период военной службы заболевания, послужившего основанием для установления ему группы инвалидности, не дает права на получение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частью 13 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее – Закона № 306-ФЗ).

Как указывают суды, поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам частью 13 статьи 3 Закона № 306-ФЗ, распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите Родины, ведения боевых действий и т.п., то есть при наличии формулировки инвалидности «военная травма», то на граждан, инвалидность которых обусловлена заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, данные льготы не распространяются.

Состав членов семьи, имеющих право на пенсию, их нетрудоспособность и иждивенство

Традиционным для российского пенсионного законодательства является наличие достаточно широкого круга лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. Во многих странах пенсией обеспечиваются обычно только дети и переживший супруг.

В нашей стране в состав членов семьи, имеющих право на пенсию, входят:

  • 1) лица, находящиеся в брачных отношениях (супруг, супруга);
  • 2) кровные родственники (родители, дети, внуки, братья и сестры, дед и бабушка);
  • 3) некровные родственники (усыновители, усыновленные);
  • 4) свойственники (пасынок, падчерица, мачеха, отчим).

Важно отметить, что братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей. Подобная норма существует и для дедушек и бабушек, которые имеют право на пенсию лишь при отсутствии лиц, обязанных содержать их по закону.

Отчим и мачеха имеют право на пенсию, если они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Однако по закону о государственном пенсионном обеспечении мачеха и отчим не отнесены к числу лиц, имеющих право на пенсию.

  • Для того чтобы получить пенсию по случаю потери кормильца, член семьи должен относиться к одной из названных категорий, быть нетрудоспособным и находиться на иждивении кормильца.
  • Нетрудоспособность — это такое состояние организма человека или стечение жизненных обстоятельств, при котором он не может трудиться (фактически или предположительно).
  • Основаниями для признания членов семьи нетрудоспособными являются:
  • 1) возраст до 18 лет (дети, братья, сестры, внуки)1;
  • 2) учеба по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (до достижения возраста 23 лет);
  • 3) достижение мужчинами 60 лет, женщинами 55 лет (отец, мать, супруг, бабушка, дедушка);
  • 4) достижение родителями погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и контракту, а также сотрудников правоохранительных органов, возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин;
  • 5) достижение возраста 55 и 50 лет (соответственно, мужчины и женщины) супругами военнослужащих, проходивших службу по контракту, и сотрудников правоохранительных органов, умерших вследствие военной травмы;
  • 6) инвалидность одной из трех групп (дети старше 18 лет, если стали инвалидами до этого возраста; отец; мать; супруг; бабушка, дедушка);
  • 7) уход за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не состоящие в трудовых (служебных) отношениях;
  • 8) уход за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, супругами военнослужащих, проходивших службу по контракту, и сотрудников правоохранительных органов, независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают (служат) они или нет;
  • 9) отсутствие лиц, которые по закону обязаны их содержать (дед и бабушка, братья и сестры);
  • 10) супруги граждан из числа космонавтов или кандидатов в космонавты, погибших при исполнении служебных обязанностей, связанных с подготовкой или выполнением космического полета, независимо от возраста и трудоспособности.

Иждивение (иждивенство) членов семьи — это такие отношения между людьми, при которых один из них находится на полном содержании другого либо получает от него помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств. Однако если лицо уже достигло возраста 18 лет[1] либо ребенок объявлен полностью дееспособным в соответствии с законодательством Российской Федерации, факт иждивения требует доказательства.

В качестве доказательства территориальный орган ПФР рассматривает справки о составе семьи, о доходах всех членов семьи, справки жилищных органов или органов местного самоуправления о совместном проживании, квитанции о почтовых денежных переводах и др.

В спорных случаях факт иждивения может устанавливаться судом.

Независимо от факта иждивенства пенсия устанавливается:

  • 1) одному из родителей, другому члену семьи, занятому уходом за детьми, братьями и сестрами или внуками умершего, не достигшими возраста 14 лет;
  • 2) нетрудоспособным родителям и супругу военнослужащих по контракту и сотрудников правоохранительных органов, умерших вследствие военной травмы;
  • 3) нетрудоспособным родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву;
  • 4) нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию.

Какие родственники могут получать две пенсии

Родственники некоторых категорий лиц имеют право на получение двух пенсий. Такая возможность предоставлена законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». О том, кто из членов семьи пенсионера может получать две пенсии, и какие это пенсии, мы расскажем в статье.

Обращаем внимание на то, что в статье затрагиваются вопросы, связанные только с получением двух пенсий членами семьи (родственниками) погибшего (умершего) гражданина или гражданина, ставшего инвалидом.

О том,какие пенсионеры могут получать две пенсии одновременно, можно ознакомиться в другой статье.

Члены семьи каких граждан имеют право на две пенсии

Законом о государственном пенсионном обеспечении в РФ определены лица, которые кроме пенсии, установленной именно для них по пенсионному законодательству России, имеют право на вторую пенсию.

Здесь важно отметить, что право на вторую пенсию у этих лиц (членов семьи) возникает вследствие особых обстоятельств, связанных либо со смертью гражданина, членами семьи которого они являются, либо с потерей здоровья гражданина, членами семьи которого они являются.

К таким лицам, имеющим право на две пенсии, относятся:

  • родители военнослужащих, проходивших службу по призыву, погибших во время прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы;
  • вдовы военнослужащих, погибших во время прохождения службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак;
  • нетрудоспособные члены семьи чернобыльцев (граждан, получивших лучевую болезнь, граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы, граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы);
  • члены семей погибших (умерших) космонавтов, не достигшие 18 лет (23 лет в случае обучения по очной форме), родители погибших (умерших) космонавтов после достижения возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), супруг космонавта независимо от возраста и трудоспособности.
Читайте также:  Глава vii. оспаривание решения третейского суда (статьи 40 - 43)

Какие две пенсии могут получать родственники гражданина

Законом о государственном пенсионном обеспечении в РФ определены пенсии, которые назначаются родственникам (членам семьи) некоторых категорий граждан. Напомним, что условием назначения пенсий родственникам гражданина является смерть самого гражданина, либо получение им инвалидности.

В приведенной ниже таблице указаны виды пенсий, которые могут одновременно получать родственники (члены семей) погибших (умерших) граждан или граждан, ставших инвалидами.

Родственники (члены семьи) гражданина Виды пенсий
Государственная пенсия по потере кормильца Социальная пенсия Страховая пенсия по старости Пенсия за выслугу лет
1 родители военнослужащих + +         или                  или        +
2 вдовы военнослужащих +      +         или                  или        +
3 нетрудоспособные члены семьи чернобыльцев +            +         или           
 4 члены семей космонавтародители космонавтасупруг космонавта + +
+ +
+ +

Как мы видим, одной из двух пенсий, назначаемых родственникам (членам семьи) погибших граждан или граждан, ставших инвалидами, всегда является государственная пенсия по случаю потери кормильца.

Второй пенсией является либо социальная пенсия, либо страховая пенсия по старости, либо пенсия за выслугу лет.

Вид этой второй назначаемой пенсии либо прямо предусмотрен законом, либо определяется исходя из обстоятельств.

Доплата военным пенсионерам за нетрудоспособных членов семьи

Военные пенсионеры, получающие пенсию за выслугу лет в соответствии с законом № 4468-1 от 12.02.1993 г., имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за нетрудоспособных членов семьи, которых они обеспечивают.

В этой статье расскажем о том, в каких случаях назначается доплата за иждивенцев к военной пенсии и в каком размере.

Члены семьи, за которых полагается доплата к пенсии

В пункте «б» статьи 17 закона № 4468-1 указано, что доплата к пенсии за выслугу лет полагается за членов семьи, перечисленных в пунктах «а», «б» и «г» части 3 ст. 29, а также в статьях 31, 33 и 34. Это следующие члены семьи пенсионера:

  • Дети, в том числе приемные, внуки, братья и сестры младше 18 лет.
  • Они же, но старше 18 лет, если стали инвалидами до совершеннолетия (то есть инвалиды с детства).
  • Они же, но обучающиеся в учебных учреждениях по очной форме и младше 23 лет.

Здесь нужно отметить, что доплата к пенсии назначается, если у братьев, сестер и внуков нет трудоспособных родителей.

Далее:

  • Мать, отец, супруг (супруга) пенсионера, если они достигли возраста 60 лет (мужчины) или 55 лет (женщины). Либо если являются инвалидами.
  • Бабушка и дедушка (при отсутствии лиц, которые по закону должны их содержать).

Надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают страховую или социальную пенсию.

Размер доплаты к военной пенсии

За каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более трех военному пенсионеру доплачивают 32% от величины расчетного размера пенсии, предусмотренного в части 1 статьи 46.

РРП — это размер социальной пенсии по старости. В 2020 году это 5606,17 руб.

  • То есть за одного иждивенца в 2020 году доплачивают 1793,97 руб.
  • За двух иждивенцев доплата составляет 64 % от РРП, то есть в 2020 году 3587,95 руб.
  • За трех и более — 100%, то есть в 2020 году 5606,17 руб.

При этом по закону величина РРП ежегодно индексируется с 1 апреля. В результате чего пересчитывается и величина доплаты за нетрудоспособных членов семьи.

И еще одно условие

По закону доплата за иждивенцев полагается только неработающим военным пенсионерам. Для трудоустроенных или получающих доходы от предпринимательской деятельности такая надбавка не выплачивается.

Подписывайтесь на канал Социалка РФ — будет много полезной информации.

О регулировании назначения пенсии муниципальным служащим российской федерации

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Данная норма согласуется с двухуровневой системой законотворчества в Российской Федерации. Государственная служба  субъектов Российской Федерации и муниципальная служба находится в совместном ведении субъектов и федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальный служащий имеет право на пенсию за выслугу лет.

Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ  условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 11 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В развитие этого положения в статье 23 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему гарантировано пенсионное обеспечение за выслугу лет, а в статье 24 предусмотрено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения и размер пении за выслугу лет муниципальным служащим следует регулировать муниципальными правовыми актами.

При этом необходимо учитывать, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности (см. Закон Калужской области от 03.12.2007 № 382-ОЗ «О муниципальной службе в Калужской области»). В указанной норме речь идет не о совокупной пенсии, то есть трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет, а о размере пенсии за выслугу.

Необходимо различать два вида пенсии, по старости и по выслуге лет (доплата к страховой пенсии) муниципального служащего. В свою очередь пенсия за выслугу лет является дополнительным пенсионным обеспечением.

Таким образом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать и изменять условия и порядок пенсионного обеспечения за счет собственных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (пенсия за выслугу лет, доплата к трудовой пенсии и другие).

  • Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года №643-О-О) пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) — при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) — являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
  • По мнению Комитета, такую же правую позицию следует применять в отношении компетенции органов местного самоуправления по определению порядка установления и изменения пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств местных бюджетов, в отношении муниципальных служащих, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
  • Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» не ввел новых обязательств в части предоставления пенсий отдельным категориям граждан, а изменил условия ее назначения и получения путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Читайте также:  Статья 37. Помощники сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы

 Как и ранее, право на получение пенсии за выслугу лет есть у всех муниципальных служащих, увеличен стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (с 15 лет до 20 лет). На данный момент действуют переходные положения.

Условия назначения пенсии за выслугу лет, установленные федеральным законодательством, не могут быть изменены.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации).

Изменения в правилах перехода на пенсию умершего супруга в России в 2021 году

Традиционно в нашем обществе мужчины зарабатывают больше, чем женщины. Сейчас, в эпоху глобализации, это неравенство медленно, но устраняется, поскольку представительницы «слабого пола» практически не имеют ограничений по выбору профессии и построению карьеры.

В то же время женщины старшего поколения не имели подобных возможностей. И даже с выходом на пенсию они все равно во многом финансово зависят от мужа, поскольку размер его материального обеспечения по старости оказывается намного большим, чем у жены.

В этой связи иногда смерть супруга означает не только личностное горе от потери близкого человека, но и серьезное ухудшение материального положения, поскольку оказывается так, что прожить на свою небольшую пенсию оставшаяся одна женщина попросту не может.

Данная ситуация является довольно распространенной, поэтому у многих женщин возникает вопрос относительно того, можно ли перейти на пенсию мужа в случае смерти последнего. Ответ на него содержится в этой статье далее.

В каких случаях супруга получать пенсию умершего мужа

Оформление данного вида пенсионного обеспечения не происходит автоматически. Для этого у супруги должны быть определенные основания.

Их следует рассмотреть подробнее.

  1. Доказанный факт нетрудоспособности. Для получения данного вида пенсии, супруга должна сама иметь статус пенсионерки, который присвоен ей по возрасту либо по инвалидности. Если женщина имеет иные источники доходов, кроме пенсии, то в переходе на пенсию мужа ей будет отказано.
  1. Отказ от собственной пенсии. Получать одновременно свою пенсию и выплаты по утрате кормильца супруга умершего не сможет. Ей в обязательном порядке необходимо выбрать, какой вид пенсионного обеспечения она будет получать в дальнейшем.
  1. Нахождение на иждивении у супруга. Следует отметить, что рассчитывать на данный вид обеспечения могут только супруги, которые находились в официально зарегистрированном в органах ЗАГС браке. При этом имеет также значение факт материального обеспечения мужем своей жены.

Можно ли отказаться от денег?

Супруга наследодателя не обязана становится его правопреемницей. Если женщина не собирается получать пенсионные накопления умершего мужа, ей нужно написать заявление об отказе в ПФР или НПФ. Бланк этого заявления является приложением №3 к правительственным постановлениям №710 и №711. Заполняется оно по тем же правилам, что и заявление на выплату накоплений покойного.

В случае отказа вдовы от накоплений мужа причитающаяся ей доля выплат будет пропорционально распределена между другими правопреемниками. Таким образом женщина может отказаться от своей доли средств, например, в пользу детей покойного или других его родственников.

Как рассчитать сумму, которую может получать вдова

Понятие «переход на пенсию мужа» является в корне неверным еще и в этом плане, что под ним ошибочно понимается то, что вдова сможет получать выплаты ее супруга в полном объеме. На самом деле это не так. Выплаты, положенные вдове, будут меньше, чем получал ее умерший муж.

Следует отметить, что размер выплат супруге будет зависеть от многих факторов, как то:

  • размер заработной платы мужа и его страховой стаж, так как именно от этих факторов и зависит размер пенсионного обеспечения;
  • количество иждивенцев, кроме жены;
  • относился ли супруг к числу военнослужащих или иных лиц, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение.

На практике переход на пенсию мужа может быть оправдан только в том случае, если пенсия покойного супруга была действительно велика. Если же размер его пенсионного обеспечения не сильно отличался от выплат, положенных супруге, то может получиться так, что пенсия после перехода будет даже меньше.

Таким образом, расчет суммы, на которую сможет претендовать вдова, во многом зависит от индивидуальных факторов. В этой связи за дополнительными разъяснениями рекомендуется обращаться к сотрудникам государственного пенсионного фонда.

Отдельно следует отметить возможность получения накопительной пенсии мужа супругой. Это возможно лишь в том случае, если гражданин участвовал в ее формировании, однако умер до того момента, как достиг пенсионного возраста.

В этом случае пенсионные накопления становятся частью наследственной массы. Если не имеется завещания, то в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ претендовать на них смогут наследники первой очереди, в числе которых, кроме супруги, еще дети и родители наследодателя, между которыми они будет поделены в равных долях.

Как перейти на пенсию умершего супруга пенсионера

Как было сказано ранее, соответствующая выплата не назначается женщине автоматически, лишь по факту смерти супруга. Для переоформления ей следует обратиться в соответствующие государственные органы с предоставлением пакета документов, подтверждающих ее право.

Сбор документов

Мнение эксперта

Козлов Андрей Кириллович

Адвокат с 10-летним опытом. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Перед тем, как обращаться с заявлением за назначением соответствующей пенсии, вдова должна собрать необходимые бумаги, среди которых:

  • паспорт или иной документ, идентифицирующий личность заявителя;
  • свидетельство, подтверждающее факт смерти супруга либо соответствующее судебное решение;
  • свидетельство о заключении брака;
  • документ, подтверждающий, что женщина является пенсионеркой;
  • ИНН;
  • СНИЛС (при наличии);
  • трудовая книжка умершего кормильца.

Кроме этого, в зависимости от обстоятельств, могут потребоваться и иные документы, как то: военный билет, свидетельства о рождении детей, справка о составе семьи и так далее.

Куда обращаться

За назначением обеспечения гражданке необходимо обращаться в пенсионный фонд по месту жительства. Кроме этого, существует возможность подачи документов через многофункциональные центры, что намного удобнее для заявителей.

Если умерший супруг был военным пенсионером или получал пенсию по линии ведомства, где проходил службу, приравненную к армейской, то за назначением обеспечения его жене нужно обращаться в соответствующие органы.

Следует отметить, что за назначением пенсии по факту смерти кормильца необходимо обратиться в течение 6 мес. после этой даты.

Если у супруги есть дополнительные льготы, то сохраняются ли они

При переходе на пенсию мужа, а, корректнее говоря, при оформлении выплат по потере кормильца супруга должна отказаться от предыдущей формы своего материального обеспечения.

К примеру, если она получала выплаты по инвалидности, то в дальнейшем рассчитывать на них она не может. Однако за ней в полном объеме сохраняются иные льготы нематериального характера, которые положены ей как лицу с ограниченными возможностями здоровья.

Переход на пенсию мужа не всегда является оправданным, поскольку, по сути, под ним следует понимать оформление выплат по потере кормильца. Однако если у умершего супруга был достойный размер обеспечения, то данный шаг позволит улучшить материальное положение вдовы.

Ссылка на основную публикацию