Статья 27. Применение оружия

Статья 27. Применение оружия

Статья 23 закона «О полиции» указывает на случаи, в которых допускается применение полицейскими огнестрельного оружия, а также вводит ограничения на его использование.

Производство выстрелов на поражение не допускается в местах скопления людей, в отношении женщин, несовершеннолетних граждан и инвалидов.

Содержание этой статьи:

Вопросам применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов посвящена 23 статья закона «О полиции».

Он вступил в силу 1 марта 2011 года. В статье 23 перечисляются случаи, когда полицейский вправе использовать оружие, и когда ему запрещается это делать.

Дополнительная информация содержится в статье 19, которая будет обсуждаться ниже. Итак, поехали – рассмотрим структуру и содержание.

Статья 27. Применение оружия

23 статья закона «О полиции» содержит перечень ситуаций, в который сотрудник правоохранительных органов может прибегнуть к огнестрельному оружию.

Вначале рассмотрим, что включается в каждую из ее частей.

  1. Часть первая показывает, в каких случаях допускается производство выстрела.
  2. Часть вторая разъясняет, что следует понимать под вооруженным нападением.
  3. Часть третья включает еще несколько ситуаций, в которых возможно использование оружия. По сути, продолжает первую.
  4. В части четвертой показано, в каких случаях полицейскому дается право производить выстрел на поражение.
  5. Часть пятая включает список граждан, к которым применение огнестрельного оружия запрещено.
  6. Часть шестая запрещает стрелять в местах большого скопления людей.

Согласно статье 19 того же закона «О полиции», полицейский должен уведомить о намерении прибегнуть к использованию оружия и предоставить достаточно времени для выполнения требований.

Пренебрегать этим порядком можно только в случае, когда опасности подвергается жизнь или здоровье какого-либо лица или самого сотрудника полиции (к которым можно обращаться и в случае правонарушения со стороны врачей).

back to menu ↑

Части 1 и 3 23 статьи закона «О полиции» показывают, в каких случаях полицейские могут произвести выстрел. Перечислим основные.

  1. При задержании лица, обнаруженного во время совершения преступления, связанного с нанесением тяжкого вреда жизни и здоровью, когда задержать его другим способом невозможно.
  2. При посягательстве на жизнь и здоровье самого полицейского либо иного лица.
  3. Во время освобождения заложников.
  4. При предотвращении завладения боеприпасами либо специализированной техникой, предназначенной для сотрудников полиции.
  5. При защите государственных либо общественных объектов и граждан в случае вооруженной, либо групповой атаки.
  6. При задержании лица, отказывающегося сдавать какие-либо представляющие опасность вещества и устройства или оказывающего вооруженное сопротивление.
  7. При предотвращении побега подозреваемых или осужденных, заключенных под стражу, или насильственного освобождения вышеупомянутых лиц.

Важно: перечисленные выше ситуации позволяют производить выстрел вне зависимости от того, работает сотрудник один или в составе группы.

Дополнительная информация содержится в части 3 23 статьи закона «О полиции».

Среди других обстоятельств, дающих право на использование оружия, перечислены повреждение транспортного средства с целью остановить управляющего им гражданина, отказывающегося подчиниться требованиям полицейских, а также обезвреживание животного, представляющего угрозу жизни.

Статья 27. Применение оружия

Другой пункт затрагивает применение огнестрельного оружия для разрушения замков и подобных устройств, если проникновение обусловлено применением статьи 15 закона «О полиции».

Также допускается производство предупредительного выстрела, призыва на помощь или тревожного сигнала по направлению вверх либо в сторону, позволяющую сделать безопасный выстрел.

back to menu ↑

  • 23 статья закона «О полиции» (куда обращаются в случае вымогательства или кражи), часть 2 дает пояснения касательно того, что можно считать вооруженным нападением.
  • Она разъясняет, когда применимы положения части 1.
  • Таким образом, вооруженным сопротивление или нападение считается в случае использования:
  • любого из видов оружия;
  • устройств, которые визуально не отличаются от оружия и обладают схожей конструкцией;
  • веществ и приспособлений, которые могут представлять серьезную угрозу жизни или здоровью.

Повторим: применение вышеупомянутых средств позволяет отнести сопротивление или нападение к вооруженным.

В таких случаях пункты 5 и 6 части 1 23 статья закона «О полиции», допускает применение огнестрельного оружия полицейскими.

Статья 27. Применение оружия

Что считается групповым нападением, о котором говорится в статье 23? Таковым называют атаку с участием двух и более граждан.

При этом не имеет значения, был ли между ними сговор об осуществлении противоправных действий.

Если впоследствии участвующие в нападении будут признаны невменяемыми, оно все так же классифицируется как групповое.

back to menu ↑

  1. Но подождите – на применение огнестрельного оружия частями 5 и 6 наложены ограничения.
  2. Вначале оговаривается перечень лиц, в отношение которых запрещается производить выстрел на поражение.
  3. К этому перечню относятся:
  • женщины;
  • инвалиды, состояние которых явно выражено (все это распространяется как на инвалидов детства, так и на граждан, имеющих первую, вторую или третью группу);
  • граждане, не достигшие возраста 18 лет, если это известно полицейскому или данный факт очевиден.

По отношению к перечисленным здесь лицам запрещается производить выстрел.

https://www.youtube.com/watch?v=6RXl3gjc8eU

Исключение составляют те ситуации, когда ими совершается вооруженное сопротивление либо групповое нападение, которое угрожает жизни и здоровью находящихся поблизости людей либо самого полицейского.

Важно: от каждого полицейского требуется знание и соблюдение правил безопасности при работе со средствами поражения и боеприпасами.

Статья 6 вводит еще одно ограничение. Запрещается применение огнестрельного оружия при скоплении большого количества людей.

В такой ситуации в результате выстрела велика вероятность причинения вреда случайным гражданам.

back to menu ↑

Закон «О полиции» содержит и другие ограничения. Далее перечислены некоторые обязательства полицейского, которые закреплены статьей 19.

Итак, перед производством выстрела сотрудник обязан:

  1. Уведомить граждан, в отношении которых применяются меры, что он полицейский.
  2. Предупредить данных граждан о намерении выстрелить.
  3. Оставить им время и возможность для выполнения оглашенных требований.
  • Пренебрежение вышеупомянутыми предписаниями оправдано только в случаях, когда жизни или здоровью сотрудника полиции угрожает серьезная опасность.
  • Возможны ситуации, когда выяснится, что оружие было использовано не по назначению.
  • Если факт неправомерного применения будет доказан, оно вместе с боеприпасами должно быть сдано по предписанию уполномоченного сотрудника, который ранее разрешил его выдачу.

Статья 27. Применение оружия

Кратко подытожим вышеизложенное. 23 статья закона «О полиции» регламентирует применение огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов.

  1. Указаны случаи, когда это допускается и когда запрещено.
  2. Производство выстрелов на поражение не допускается в отношении женщин, инвалидов и несовершеннолетних граждан.
  3. Запрещено стрелять и в местах большого скопления людей, так как слишком велика вероятность, что пострадают случайные прохожие.
  4. Перед тем как применять оружие, сотрудник должен предупредить об этом лиц, в отношении которых готовится принять меры.

back to menu ↑

В гд внесён законопроект, усиливающий контроль за оборотом оружия

18 мая 2021 в 11:27

Статья 27. Применение оружия

Тревожащие общество и Правительство события вызывают закономерную реакцию — принятие попыток по предотвращению повторения подобных событий. Реакция на произошедшее в Казани — не исключение.

Семнадцатого мая в Государственную Думу был внесён законопроект, направленный на усиление госконтроля за оборотом оружия и ограничение доступа к оружию лиц, имеющих соответствующие медицинские противопоказания. В создании документа участвовали Депутаты Госдумы Сергей Неверов, Александр Хинштейн, Василий Пискарёв и Сенатор РФ Андрей Турчак.

Недостаточная эффективность механизмов и статистика

По подсчётам авторов законопроекта, по состоянию на 1 мая 2021 года в России имеют право на хранение, ношение и использование оружия более 3,6 миллиона граждан. Официально в гражданском обороте находится 6,3 миллиона единиц оружия.

При этом, считают политики, действующие механизмы контроля за состоянием здоровья владельцев оружия, а также лиц, претендующих на его получение, являются недостаточно эффективными и не позволяют своевременно и гарантированно выявить медицинские противопоказания к владению оружием.

Всё это создаёт условия для возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с применением оружия лицами, имеющими психические заболевания или склонными к употреблению наркотиков.

При каких заболеваниях запрещено владеть оружием?

Напомним, на данный момент, согласно перечню заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, разрешение не будет выдано при выявлении следующих отклонений:

  1. Органические расстройства, включая симптоматические, психические расстройства;
  2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
  3. Расстройства настроения (аффективные расстройства);
  4. Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства;
  5. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте;
  6. Умственная отсталость;
  7. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ;
  8. Ряд болезней глаза и его придаточного аппарата.
Читайте также:  Статья 16. Ответственность за нарушение Федерального закона

Что предлагает законопроект?

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «Об оружии» новым понятием — «медицинские противопоказания к владению оружием». Такой перечень будет устанавливаться Правительством.

https://www.youtube.com/watch?v=5IYfeP0UD9M

Также закон будет дополнен и новой статьёй 6.1 «Медицинские противопоказания к владению оружием, порядок их выявления», вводящей запрет на приобретение, хранение, ношение и использование оружия лицами, не прошедшими медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.

«Наличие таких противопоказаний устанавливается по результатам медицинского освидетельствования, которое может проводиться исключительно медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения, и должно включать в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также психологическое тестирование. При этом осмотр психиатром и наркологом должен проводиться строго по месту жительства (пребывания) гражданина», — подчёркивается в пояснительной записке. Такие меры необходимы для сокращения количества купленных справок.

Также исключить возможность фальсификации медицинской справки позволит система, согласно которой медицинское заключение выдаётся не на руки гражданину, а подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и передаётся в реестр документов. При этом доступом к реестру будет обладать Росгвардия, что снимает с гражданина обязанность по предоставлению медицинских документов в органы.

Ждут ли изменения владельцев оружия?

При обнаружении у владельца оружия заболевания, которое препятствует владению оружием, информация также передаётся в Реестр.

Росгвардия, получившая такую информацию, выдаёт предписании о необходимости прохождения дополнительного медицинского освидетельствования в течение месяца. На это время оружие, лицензия и разрешение изымаются.

Если владелец отказывается повторно проходить обследование, то право на владение оружием будет аннулировано.

  • Дополнительно законопроект устанавливает административную ответственность для граждан, не прошедших медицинское освидетельствование, за приобретение, хранение, ношение и использование оружия.
  • Видится, что предлагаемые меры позволят усилить механизмы государственного контроля за оборотом оружия, а также упрощают порядок взаимодействия органов власти и государственных организаций с гражданами путем цифровой трансформации предоставляемых услуг.
  • Читайте далее:
  • Сахар и автомобили: нас вновь ожидает рост цен?
  • Ученик-драчун или педагог: кто виноват в полученной в школе травме?
  • ВС РФ защитил право граждан на проведение митингов

Юридическая консультация 24/7

Сегодня нормативные правовые акты, регулирующие порядок применения оружия, являются неотъемлемой ча­стью национальных законодательств развитых государств.

В Российской Федерации единого правового акта, регламенти­рующего порядок применения огнестрельного оружия нет.

О применении оружия говорится в ряде российских законах и подзаконных нормативных правовых актах: в федеральных законах «О полиции», «О государственной границе Россий­ской Федерации», «О ведомственной охране», «О федеральной службе безопасности», «О войсках национальной гвардии Рос­сийской Федерации», «О федеральной фельдъегерской связи», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказа­ния в виде лишения свободы», «О государственной охране», «О судебных приставах», «О таможенном регулировании в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Феде­рации», «О следственном комитете Российской Федерации», «Об оружии», «О недрах», «О безопасности объектов топлив­но-энергетического комплекса», «О гидрометеорологической службе», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; в инструкции по организации учета, хранения и выдачи боевого ручного огнестрельного стрелко­вого оружия в органах прокуратуры Российской Федерации, в уставе военной полиции вооруженных сил Российской Фе­дерации, в Постановлении Правительства «Об утверждении порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации в подводной среде» и этот список далеко не исчерпан.

Порядок, запреты и условия применения огнестрельного оружия федеральными органами исполнительной власти, юридическими лицами с особыми уставными задачами, имеющими на вооружении боевое и служебное оружие: сравнительно-правовой анализ

В обществе регулярно вспыхивают дискуссии о степени допустимости применения огнестрельного оружия для за­щиты жизни, здоровья, имущества и законных прав граждан.

Одни призывают ужесточить действующее законодательство и разрешить применять оружие только в случаях угрожающих жизни и здоровью граждан, другие — наоборот, призывают увеличить «радиус возможностей» применения огнестрельно­го оружия, дабы обеспечить защиту своих конституционных прав в полном объеме.

Эти дискуссии являются отражением ситуации не только в стране, но и ситуации в мире, где также сформировались две полярные точки зрения на обсуждаемый вопрос.

Учитывая значительный общественный интерес, мы провели анализ правовых норм, регламентирующих приме­нение оружия, сотрудниками федеральными органами испол­нительной власти, должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц с особыми уставны­ми задачами, чтобы выяснить какую позицию занял россий­ский законодатель в данном вопросе.

В соответствии со ст.

5 федерального закона «Об оружии» боевое оружие стоит на вооружении следующих федераль­ных органов исполнительной власти: Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службы внеш­ней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Службы специальных объектов при Президенте РФ, Федерального агентства специального строительства, Феде­ральной службы войск национальной гвардии, Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы судеб­ных приставов, Федеральной таможенной службы, Генераль­ной прокуратуры Российской Федерации, Следственного ко­митета Российской Федерации.

В соответствии со ст.

4 федерального закона «Об оружии» служебное оружие предназначено для использования долж­ностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц с особыми уставными задачами, к которым относятся:

  • частные охранные организации;
  • организации ведомственной охраны;
  • стратегические предприятия, осуществляющие экс­плуатацию магистральных нефтепроводов и газопроводов;
  • банки, выполняющие особо значимые для государства функции;
  • Главный центр специальной связи федерального орга­на исполнительной власти;
  • организации, которые осуществляют функции охраны, контроля и регулирования использования объектов животно­го мира и среды их обитания;
  • организации специально уполномоченного федераль­ного органа исполнительной власти в области гидрометеоро­логии и смежных с ней областях, осуществляющих деятель­ность на труднодоступных станциях;
  • государственные учреждения, которые осуществляют государственный лесной контроль и надзор;
  • организации, проводящие полевые работы по регио­нальному геологическому изучению недр и геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, в районах Крайнего Севера и прирав­ненных к ним местностях, а также в иных малонаселенных и труднодоступных местностях.

Соответственно огнестрельное оружие вправе применять сотрудники федеральных органов исполнительной власти, должностные лица государственных органов и работники юридических лиц с особыми уставными задачами, которым оно выдается и которые наделены правом использовать его для пресечения противоправных деяний. Проанализировав указанные нормы, можно отметить, что при применении ог­нестрельного оружия всем сотрудникам необходимо:

  • предупредить о намерении применить оружие и предоставить время для выполнения требований, а в исклю­чительных случаях, когда промедление с применением огне­стрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо сотрудника или может по­влечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреж­дения;
  • стремиться в зависимости от характера и степени опас­ности преступления, степени опасности лиц, его совершив­ших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы лю­бой вред, причиняемый при этом, был минимальным;
  • обеспечить лицам, получившим телесные поврежде­ния в результате применения огнестрельного оружия, первую помощь;
  • доложить по подчиненности о каждом случае приме­нения огнестрельного оружия;
  • уведомить прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения огнестрельного оружия.

Во всех нормативных правовых актах, регулирующих применение оружия, имеют место нормы, устанавливающие запрет на его применение. Положения законов ограничива­ют применение огнестрельного оружия сотрудниками ис­черпывающим перечнем случаев.

Читайте также:  Статья 11. Приватизация в области авиации

Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отноше­нии женщин, лиц с явными признаками инвалидности и не­совершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев, когда перечисленные лица оказывают вооруженное или групповое сопротивление либо совершают вооруженное или групповое нападение, угрожающее жизни или здоровью граждан или сотрудника. Исключение состав­ляют сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации и сотрудники федеральной службы безопасности, которым разрешено применять оружие при значительном скоплении людей, в целях предотвращения (пресечения) тер­рористического акта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, поме­щения, сооружения органов государственной власти.

Основания применения оружия — это определенные ус­ловия, при возникновении которых, возникает право на при­менение сотрудником огнестрельного оружия.

В условиях применения оружия, перечисленных в законах, имеет место быть либо состояние необходимой обороны, либо крайней не­обходимости, либо ситуация задержания лица, совершившего преступление.

Случаи применения оружия напрямую зависят от специальных функций и задач, выполняемых тем или иным федеральным органом исполнительной власти, юридическим лицом с особыми уставными задачами.

Так, сотрудники Гене­ральной прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации имеют право применять оружие только при от­ражении нападения на них, либо при защите членов семьи и личного имущества от преступных посягательств и только в состоянии необходимой обороны или крайней необходимо­сти. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинять вред третьим лицам.

Все остальные сотрудники имеют право применять ору­жие в случаях: для защиты другого лица либо себя от пося­гательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; для пресечения попытки завладения оружием, специальными грузами, транспорт­ными средствами, средствами связи, боевой техникой и др.

; для отражения группового или вооруженного нападения на объекты, здания, помещения, сооружения, транспортные средства и иные объекты; для предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помо­щи.

Так же всем сотрудникам, за исключением судебных при­ставов и сотрудников органов федеральной фельдъегерской связи, разрешено применять оружие для остановки автомо­бильных и железнодорожных транспортных средств, водных и воздушных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью граждан или долж­ностных лиц или не подчиняются их неоднократным требова­ниям остановиться после предупредительных выстрелов; для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью граждан или сотрудников.

Сотрудники войск национальной гвардии, министер­ства внутренних дел, министерства обороны, сотрудники федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны, федеральной службы исполнения наказаний, име­ют право применять огнестрельное оружие так же в случа­ях: для освобождения заложников, пресечения террористи­ческих и иных преступных посягательств; для задержания лиц, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающихся скрыть­ся либо оказывающих вооруженное сопротивление; для пресечения побега из мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также для пресечения попытки насильственного освобож­дения указанных лиц.

Самым большим объемом полномочий по применению огнестрельного оружия обладают сотрудники войск нацио­нальной гвардии и сотрудники федеральной службы безопас­ности.

Им, помимо перечисленных выше случаев применения оружия, разрешено так же использовать оружие для раз­рушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные принадле­жащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения органи­заций независимо от форм собственности. Сотрудники войск национальной гвардии, министерства обороны имеют право применять оружие во всех случаях, когда разрешено приме­нение боевой и специальной техники, а также имеет право применять оружие без предупреждения при отражении на­падения с использованием оружия, боевой и специальной тех­ники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов.

Все нормы и положения о применении огнестрельного оружия сотрудниками, основаны на следующих руководящих принципах:

  • определения предупреждения, которое в определен­ных случаях подаются перед выстрелом из огнестрельного оружия;
  • запрещения применения огнестрельного оружия и бо­еприпасов, которые наносят чрезвычайно серьезные ранения или служат источником неоправданного риска;
  • отчетности во всех случаях, когда сотрудники применя­ют огнестрельное оружие при исполнении служебных обязан­ностей;
  • контроля хранения и выдачи огнестрельного оружия, включая процедуры, обеспечивающие подотчетность сотруд­ников за выданное им огнестрельное оружие и боеприпасы;
  • обеспечения применения огнестрельного оружия лишь в определенных обстоятельствах и таким образом, что­бы максимально уменьшить возможность причинения чрез­мерного ущерба;
  • определения обстоятельств, на основании которых со­трудники уполномочены иметь при себе огнестрельное ору­жие;
  • определения видов огнестрельного оружия и боепри­пасов, которые разрешены для использования сотрудниками.

Таким образом, мы видим, что законодатель довольно строго и четко определяет порядок применения оружия, дает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых запре­щено применять оружие и конкретно определяет условия и пределы применения оружия, которые обусловлены выпол­няемыми сотрудниками задачами и функциями. В заключе­нии хотелось бы отметить, что применение огнестрельного оружия сотрудниками, за которыми данное право закрепле­но нормативными правовыми актами, регламентируется не только специальными ведомственными законами, устанавли­вающими основания, порядок и условия применения оружия, но и нормами уголовного законодательства, закрепляющими обстоятельства, исключающие преступность данного деяния. Соблюдение всех условий имеет важное значение не только для достижения оптимального результата при пресечении преступных деяний, но и для правовой оценки действий со­трудников.

ГОРЯЧЕВА Наталья Юрьевнакандидат юридических наук, доцент кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России

Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" стр. 3

  • стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;
  • предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников ведомственной охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;
  • обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь;
  • доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
  • Соответствующие должностные лица органов ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
  • Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Применение физической силы

Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.

Статья 15. Применение специальных средств

  1. Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:
  2. 1) отражения нападения на охраняемые объекты;
  3. 2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;
  4. 3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;
  5. 4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;
  6. 5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;
  7. 6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.
  8. В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:
  9. резиновые палки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 части первой настоящей статьи;
  10. слезоточивый газ — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 4 части первой настоящей статьи;
  11. наручники — в случаях, предусмотренных пунктами 3 — 4 части первой настоящей статьи;
  12. средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;
  13. служебные собаки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части первой настоящей статьи.
  14. Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона.
  15. В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.
  16. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.
Читайте также:  Статья 32. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов

Статья 16. Применение огнестрельного оружия

  • Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:
  • 1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
  • 2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;
  • 3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;
  • 4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;
  • 5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
  • 6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.
  • Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:
  • оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;
  • совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона.

Попытки лица, задерживаемого работниками ведомственной охраны с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Глава V. Гарантии правовой и социальной защиты работников ведомственной охраны

Статья 18. Обязательность исполнения законных требований работников ведомственной охраны

Законные требования работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Неисполнение законных требований работников ведомственной охраны и действия, препятствующие исполнению ими должностных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Работники ведомственной охраны не несут ответственность за моральный, физический или имущественный вред, причиненный ими правонарушителю в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Обязательное страхование работников ведомственной охраны

Жизнь и здоровье работников ведомственной охраны подлежат обязательному личному страхованию за счет средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, и (или) за счет средств собственников охраняемых объектов.

В случае причинения вреда жизни или здоровью работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей причиненный вред подлежит возмещению в порядке и объеме, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Гарантии правовой и социальной защиты работников ведомственной охраны

На работников ведомственной охраны распространяются гарантии правовой и социальной защиты, а также им предоставляются льготы в объеме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти и организации могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты работникам ведомственной охраны.

Ответственность за неправомерное применение оружия самообороны

  • О каждом случае применения оружия владелец оружия обязан в течение 24 часов сообщить в ОВД по месту применения оружия.
  • Запрещается иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно‑развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятиях.
  • За неправомерное применение оружия самообороны законодательством РФ предполагается уголовная и административная ответственность.

В случае если при применении оружия владелец превысил меры необходимой самообороны, согласно статье 108 Уголовного Кодекса РФ (УК РФ) он может понести наказание в виде ограничения либо лишения свободы на срок до двух лет.Убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на тот же срок.

В случае если действия владельца оружия будут признаны умышленными, ему может грозить срок от восьми до двадцати лет (статья 105 УК РФ).

Если в результате неправомерного применения оружия самообороны был причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью, согласно статье 114 УК РФ, виновник может понести наказание в виде исправительных работ сроком до одного года, либо ограничения свободы на тот же срок.

Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, грозит владельцу травматики исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы тот же срок.

В случае если оружие самообороны было применено для умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого‑либо органа, прерывание беременности, психическое расстройство (статья 111 УК РФ) виновник инцидента наказывается лишением свободы на срок до восьми лет. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений или по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека (статья 112 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ) наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Согласно статье 20.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, стрельба из оружия в населенных пунктах и в других не отведенных для этого местах влечет наложение штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему.

Хулиганство — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ссылка на основную публикацию