Подраздел 1. Краткая характеристика уровней системы образования

  • Система образования в Российской Федерации
  • Подраздел 1. Краткая характеристика уровней системы образования
  • Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», система образования включает в себя 2 основных вида – общее и профессиональное образование, которые в свою очередь делятся на следующие уровни:
  • Общее образование состоит из четырех уровней:
  • Дошкольное образование реализуется лицензированными учреждениями для детей до 6 — 7 лет, то есть, прежде чем они официально пойдут в школу.
  • Начальное общее образование для детей в возрасте от 7 до 10 лет включает 1-4 классы.
  • Основное общее (неполное среднее) образование для детей в возрасте от 11 до 15 лет занимает 5 лет и включает 5-9 классы.
  • Среднее общее (полное среднее) образование учащиеся получают в старших классах средней школы в течение 2 лет обучения – 10-11 классы – и завершают его в возрасте 17-18 лет.
  • Содержание обучения каждого уровня общего образования определяется соответствующими образовательными программами, которые разрабатываются самостоятельно образовательными организациями на основе федеральных государственных стандартов и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Программа среднего общего образования является обязательной и считается освоенной после завершения обучения в 11-ти классах и прохождения каждым учеником государственной итоговой аттестации. Аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и математике (обязательные экзамены), а также по дополнительным предметам из установленного законодательством перечня (от 1 и более) по выбору выпускника. Результаты сдачи принимаются в качестве вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ. Выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, получают аттестат о среднем общем образовании, причем для получения аттестата достаточно сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике. Это дает обладателю право продолжения обучения на уровне среднего профессионального образования. Доступ к высшему образованию предоставляется по результатам ЕГЭ с экзаменами по выбору – количество и предметы определяются поступающим в зависимости от требований ВУЗа по выбранному направлению.

  1. Профессиональное образование включает 5 уровней:
  2. Среднее профессиональное образование может быть получено по двум типам программ:
  3. — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
  4. — программы подготовки специалистов среднего звена.
  5. Выпускники средних профессиональных образовательных организаций после окончания обучения получают диплом о среднем профессиональном образовании.
  6. После завершения образовательной программы первого типа выпускникам предоставляется доступ на рынок труда, а также право на продолжение обучения по программам второго типа и высшего образования (при условии получения среднего общего образования).

Образовательные организации, реализующие программы второго типа, могут быть как самостоятельными образовательными организациями, так и структурными подразделениями ВУЗа. Как правило, в этом случае программы хорошо скоординированы с программами университетов по соответствующим направлениям.

В настоящее время в России существует многоступенчатая система высшего образования, как подвида профессионального образования, состоящая из следующих уровней:

Высшее образование – бакалавриат (240 зачетных единиц). Степень бакалавра присуждается после прохождения 4-х летней программы обучения. Программы бакалавриата разработаны по различным направлениям.

Степень бакалавра обеспечивает прикладное образование, поскольку обладатель получает достаточный объем профессиональных знаний, навыков и умений для трудоустройства на должности, требующие наличия высшего образования (без уточнения уровня). Вместе с тем, наличие степени бакалавра является условием для допуска к программам магистратуры.

Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. После успешного прохождения аттестации выдается диплом бакалавра.

Высшее образование – специалитет (300-360 зачетных единиц). Квалификация специалиста в России является наследием прежней одноступенчатой системы высшего образования и по своей сути соответствует степени магистра.

Обладатели получают возможность профессиональной деятельности, требующей более высокого уровня высшего образования, чем бакалавриат.

А также им предоставляется доступ к программам магистратуры по направлениям, отличным от уже полученных по специалитету, и к программам подготовки кадров высшей квалификации (последипломного образования). Срок обучения для получения квалификации специалиста составляет не менее 5-ти лет.

Государственная итоговая аттестация для получения квалификации специалиста включает в себя защиту проекта или дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. Получение квалификации специалиста подтверждается дипломом специалиста. Уровень высшего образования — специалитет равнозначен уровню высшего образования — магистратура.

Высшее образование – магистратура (120 зачетных единиц) представляет собой двухлетний курс обучения, ориентированный большей частью на исследовательскую деятельность (до 50% учебной нагрузки студента) по сравнению с программами специалитета.

Но, прежде всего, магистратура – это углубленное обучение аналитической и профессионально-практической деятельности в конкретной области, включая освоение элементов научной и педагогической работы.

Государственный образовательный стандарт определяет только общие требования для образовательных программ магистратуры, не устанавливая требований относительно содержания образования.

ВУЗы имеют право самостоятельно принимать решения по содержанию магистерских программ в зависимости от специальности, а также самостоятельно устанавливают процедуру приема для заявителей (проведение экзаменов, интервью и т.д.). Доступ к программам магистратуры имеют обладатели степени бакалавра, а также квалификации специалиста.

Обладатели степеней высшего образования, желающие поступить в магистратуру на другую специальность, должны сдать дополнительные экзамены, которые отражают требования для прохождения выбранной магистерской программы. Государственная итоговая аттестация для получения степени магистра включает в себя защиту магистерской диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов, по результатам которых выдается диплом магистра.

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (последипломное образование) осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки.

Продолжительность обучения определяется соответствующей программой и составляет 3-4 года. Обучения завершается сдачей кандидатских экзаменов и подготовкой кандидатской диссертации. Обладатели получают соответствующий диплом.

Получение этого уровня образования не ведет автоматически к присвоению ученой степени кандидата наук, а лишь повышает уровень знаний, навыков и умений обладателя и дает возможность более глубокого и квалифицированного подхода к созданию научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.

Также освоение этого уровня высшего образования предоставляет возможность трудовой деятельности на должностях, для которых российским законодательством определены обязательные требования (преподаватель высшей школы, научный сотрудник и др.).

Ученые степени

Присвоение ученых степеней регулируется Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и другими подзаконными нормативными актами. Ученые степени не включены в систему образования, т.к.

являются результатом официального признания государством и обществом достижений обладателя в научной и исследовательской сферах деятельности.

Вместе с тем, условием получения ученой степени является наличие предыдущего высшего образования, поэтому они выступают логическим продолжением повышения уровня образованности обладателя и тесно связаны с образовательной системой России.

Традиционно в России существуют ученые степени двух уровней: кандидата наук и доктора наук. Ученая степень присваивается лицам, защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию). По результатам успешной защиты диссертации выдается диплом о присвоении ученой степени кандидата наук или доктора наук.

Для получения ученой степени кандидата наук обычно требуется прохождение обучения в течение 3-4 лет в аспирантуре (адъюнктуре и др.) после получения степени специалиста или магистра, подготовка диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени.

Однако получение ученой степени кандидата наук возможно без прохождения обучения в аспирантуре. Для этого обладатель высшего образования (специалитет или магистратура) может быть переведен на соответствующие научные должности и в течение не более 3 лет должен подготовить диссертацию.

После защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.

Ученая степень доктора наук присуждается после получения степени кандидата наук и может быть получена двумя способами, так же как ученая степень кандидата наук – при продолжении обучения в докторантуре сроком до 3 лет и подготовке докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени, или без прохождения обучения при условии трудоустройства на соответствующие научные должности для подготовки докторской диссертации в течение не более 2 лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук. 

Общая характеристика системы образования. Уровни образования

Любое общество, вне зависимости от характера устоявшихся в нем отношений, социально-политического строя или господствующей идеологии нуждается не только в воспроизводстве, но и в воспитании новых членов этого общества. Или, говоря иными словами, становлении нового поколения в качестве членов этого общества.

Эта функция всегда принадлежала общественному институту образования, который, в свою очередь, представлял собой целую систему, построенную в зависимости от многих социальных, географических, политических, мировоззренческих и иных составляющих. В данном аспекте исключением не является и Россия.

Читайте также:  Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства российской федерации об охране и использовании животного мира

Предметом нашей статьи является общая характеристика системы образования, которая существует в нашей стране.

Если говорить в целом, то структура системы образования в России во многом напоминает подобные системы в других государствах, в частности, странах Европы. Основная функция системы образования – предоставить доступ к нему всех категорий обучающихся сообразно с их потребностями, запросами и требованиями современности.

Основными компонентами системы образования являются его уровни, которые реализуются в соответствующих учреждениях образования. Для того, чтобы общая характеристика системы образования являлась развернутой и понятной читательской аудитории, рассмотрим каждый из этих уровней подробно.

Уровни образования

Существуют три уровня образования: дошкольное, среднее и профессиональное.

  • Дошкольное образование адресовано детям раннего и младшего возраста до 6-7 лет, т.е. до момента их поступления на обучение в среднюю школу. Данный уровень образования реализуется в детских садах, ясли-садах, развивающих центрах, прогимназиях. Помимо упомянутых организаций существуют и дополнительные возможности, к примеру, развития речи, слуха, обучения основам музыки и даже иностранных языков. Подобное обучение может быть как групповым, так и индивидуальным. Немалую роль в реализации раннего речевого развития на дошкольном этапе играют специалисты-логопеды, задача которых – раннее выявление и устранение дефектов развития речи. Примечательно, что понятие «детский сад» (или ДОУ – дошкольное образовательное учреждение) не предполагает лишь присмотра за детьми в отсутствие их родителей, но и осуществляет воспитательную деятельность в ее многообразии на том уровне, на котором она доступна в силу возрастных особенностей ребенка. Это и нравственное, и эстетическое, и экологическое, и трудовое воспитание. А в подготовительных группах ДОУ уже вводятся элементы учебного процесса: в данном случае можно говорить не только о воспитательной, но и об учебной деятельности, задача которой – подготовка ребенка к пребыванию в новом для него статусе – ученика средней школы.
  • Среднее образование по своему значению большинством из нас понимается как обучение в средней общеобразовательной школе. Во многом это действительно так: в процессе обучения в школе, ребенок приобретает навыки чтения, письма, грамотной речи, межличностного общения, а также овладевает основами различных наук, обогащая свой личный кругозор, что впоследствии помогает ученику и выпускнику школы в дальнейшем избрать интересный ему вид будущей профессиональной деятельности. Однако само понятие «средняя школа» — довольно многогранное: дело в том, что существуют много видов школ в зависимости от потребностей, психофизиологических особенностей и географического положения населенного пункта, в котором находится школа. Кроме того, обучение в школе само по себе предполагает три этапа:
  • Начальная школа (1-4 классы),
  • Основная школа (5-9 классы),
  • Средняя школа (9-11 классы).

Помимо очевидной разницы в программном наполнении учебного процесса, существует и разница в характере деятельности данной школы.

Так, школа, расположенная в сельской местности, может быть малокомплектной (где количество учеников в одном классе – несколько человек), либо государственной, муниципальной или негосударственной (частной), гимназией, лицеем (причем два последние вида школ имеют выраженную направленность в изучении ряда конкретных дисциплин, например, физико-математический лицей, и нередко создаются на базе профильных вузов, а выпускники таких школ впоследствии становятся студентами этих вузов).

Также существуют и школы эстетического воспитания, например, музыкальная и художественная школы, призванные развить имеющиеся у ребенка способности к творческой деятельности.

Еще один вид школ – это коррекционная школа, созданная для детей с различными ограниченными физическими возможностями (в частности, нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата или психической сферы). В зависимости от описанный особенностей состояния здоровья учеников коррекционные школы также подразделяются на типы.

И, наконец, существуют школы закрытого типа для детей с девиантным поведением, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания.

Такие школы могут быть подведомственны как территориальным органам образования, так и находиться в структуре воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых колоний (мест лишения свободы).

Однако в любом случае в такие школы ребенок может быть направлен в возрасте не младше 11 лет и только по решению суда в связи с совершенным им общественно опасным деянием.

Если же несовершеннолетний приговором суда признан виновным в совершении преступления и направлен для отбытия наказания в виде лишения свободы в воспитательно-трудовую колонию, то судебным решением к нему помимо лишения свободы как меры наказания могут быть применены принудительные меры воспитательного характера. Одна из них – обязательное обучение в школе при колонии и (или) в учреждении профессионально-технического образования по ее окончании.

  • Профессиональное образование, как это и следует из названия данного термина, предполагает овладение той или иной профессией. Это происходит также в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. К первым относятся колледжи, училища, профессиональные курсы, ко вторым – университеты, институты, академии. При этом профессиональное образование может быть как гражданским, так и военным. Во втором случае предполагается обучение военного специалиста с присвоением воинского звания и дальнейшее прохождение военной службы в офицерском составе. Сюда относятся, например, высшие военные училища, военные академии, военные институты, отраслевые академии и университеты силовых структур (МВД, Министерства обороны, МЧС, ФСИН и т.п.).

В свою очередь, высшее образование также имеет уровни, которые в нашей стране появились относительно недавно в связи с подписанием Болонской Конвенции: бакалавр, специалист и магистр.

Первая степень предполагает получение базовых знаний, достаточных для ведения профессиональной деятельности, формирование навыков и умений принимать решения, осуществлять анализ научной литературы, но чаще всего требуют усовершенствования, что отчетливо прослеживается в современных тенденциях развития рынка труда.

Вторая степень – специалиста – предполагает возможность полноценного осуществления практической трудовой деятельности в рамках избранной специальности (например, специалист по монтажу вычислительных систем). Третья же степень – магистр – во многом сочетает в себе черты практической и научной деятельности.

В частности, магистр должен обладать навыками научно-исследовательской работы, проводить научные исследования и интерпретировать их результаты, а на момент выпуска из магистратуры представить выпускную квалификационную работу – магистерскую диссертацию, и публично ее защитить на заседании кафедры, на базе которой она выполнялась.

Однако, наряду с тремя описанными, существует еще один, самый высокий уровень профессионального образования – это подготовка научных и научно-педагогических кадров, т.е. кандидатов наук.

Такая подготовка осуществляется в аспирантуре или адъюнктуре (если речь идет о военном образовании) после получения степени магистра или специалиста (по окончании вуза) и предполагает углубленное изучение избранной специальности под руководством более опытного ученого и педагога, философии и истории науки, иностранного языка и проведение полномасштабного научного исследования, которое обладает научной новизной для соответствующей области знаний и исследовательской ценностью. Такое исследование описывается в рамках диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, а его результаты публикуются в процессе обучения в аспирантуре в рецензируемых научных изданиях и заслушиваются в рамках проводимых научных конференций в формате докладов и тезисов.

До 2014 года в России существовала еще одна ступень образования в сфере подготовки научных кадров – докторов наук – докторантура, где обучавшийся должен в течение трех лет провести крупное исследование в избранной области науки и представить его результаты в виде диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Однако в настоящее время докторантура не является степенью образования и не предполагает обучения в привычном понимании слова. Докторантура – это вид научно-исследовательской работы, по результатам которой автору может быть присуждена ученая степень доктора наук. Авторами докторских диссертаций в настоящий момент могут являться только лица, ведущие научно-исследовательскую деятельность в признанной научно-исследовательской организации РАН или отраслевых академий, либо на базе вуза. Причем в последнем случае подобная деятельность часто совмещается с преподавательской работой.

В данной статье нами была представлена общая характеристика системы образования в России, однако эта система в масштабах педагогической науки – гораздо более глубокое и многогранное явление.

Структура системы, виды и уровни образования в Российской Федерации

Понятие системы образования и ее структуры

Основным законодательным актом в сфере образования в нашей стране является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – закон N 273-ФЗ).

В нем даны основные понятия, используемые в сфере образования, включая понятия собственно образования[1], воспитания[2], обучения[3] и образовательной деятельности, но отсутствуют определения системы образования и ее структуры.

Читайте также:  Глава II. Полномочия органов государственной власти российской федерации, органов государственной власти субъектов российской федерации, органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулеза в российской федерации

Между тем именно понятия системы, структуры, системного подхода и системного анализа составляют основу методологии управления образованием.

В традиционном понимании система (греч. systema – составленное из частей, соединенное) – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Структура (лат. structura – строение) – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами и механизмов их взаимодействия.

Важно понять, что системы функционируют как единое целое. Например, в систему образования входят как образовательные организации, так и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы (см.

ниже раздел «Что входит в систему образования»).

Понятно, что образовательные организации не могут функционировать без нормативно-правового обеспечения, включающего вышеуказанные федеральные государственные требования, образовательные стандарты и программы.

Системы обладают своими собственными системными свойствами, отличающимися от свойств ее составляющих – подсистем и отдельных элементов. Эти свойства известны как эмерджентные (от анг. слова emerge – возникать, появляться) или возникающие свойства.

Они «возникают», когда система работает. Другими словами, свойства системы не сводятся к сумме свойств ее элементов.

Система обладает особыми возникающими эмерджентными (системными) свойствами (характеристиками), которые не присущи отдельным ее компонентам.

Система образования относится к социальным системам. Под социальной системой понимается определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их установки, социальные институты[4], нормы, правила и связи.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение системы образования: «Система образования – это совокупность взаимосвязанных социальных институтов, норм, правил, связей и участников отношений в сфере образования».

К участникам отношений в сфере образования относятся обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность,[5] федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения (статья 2 закона N 273-ФЗ).

  • Что входит в систему образования
  • В соответствии со статьей 10 закона N 273-ФЗ система образования включает в себя:
  • 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
  • 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
  • 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
  • 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
  • Как видно, перечень основных составляющих системы российского образования, содержащийся в статье 10 закона N 273-ФЗ, полностью соответствует данному нами выше определению системы образования.
  • Виды и уровни образования
  • В соответствии с законом N 273-ФЗ образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
  • Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
  • Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
  • Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
  • Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (статья 2 закона N 273-ФЗ).

  1. Уровни общего образования
  2. Законом N 273-ФЗ установлены следующие уровни общего образования:
  3. 1) дошкольное образование;
  4. 2) начальное общее образование;
  5. 3) основное общее образование;
  6. 4) среднее общее образование.
  7. Уровни профессионального образования
  8. Законом N 273-ФЗ также установлены следующие уровни профессионального образования:
  9. 1) среднее профессиональное образование;
  10. 2) высшее образование – бакалавриат;
  11. 3) высшее образование – специалитет, магистратура;
  12. 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
  13. Виды (подвиды) дополнительного образования
  14. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
  15. В чем различие понятий «участников образовательных отношений» и «участников отношений в сфере образования»
  16. Участники образовательных отношений – это обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность образования (статья 2 закона N 273-ФЗ).
  17. Участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов российской федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения образования (статья 2 закона N 273-ФЗ).
  18. Как видно из приведенных определений, участники отношений в сфере образования – это более широкое понятие, включающее участников образовательных отношений плюс федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодателей и их объединения.
  19. ——————————————

Публикация актуальна на 15.11.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Управление образовательной организацией».

Код публикации: 19.07.

 

[1] Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (статья 2 закона N 273-ФЗ).

[2] Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (статья 2 закона N 273-ФЗ).

[3] Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (статья 2 закона N 273-ФЗ)

[4] Под социальным институтом понимают исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей (в нашем случае в сфере образования).

[5] Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, в соответствии со статьей 2 закона N 273-ФЗ выделены в отдельную группу – участников образовательных отношений. Участники образовательных отношений являются частью участников отношений в сфере образования (статья 2 закона N 273-ФЗ).

Другие статьи по теме

Статья по теме : "Характеристика уровней образования"

Характеристика уровней образования разных стран

Страны

  • Характеристика уровней образования
  • Дошкольное образование (виды дошкольных организаций, возраст детей, кем осуществляется финансирование)
  • Школьное образование (виды учебных заведений, сроки обучения, оценка знаний учащихся, сроки каникул, основные учебные предметы)
  • Профессиональное образование (виды учебных заведений, сроки обучения, оценка знаний учащихся, сроки каникул, основные учебные предметы, финансирование)
  • Англия
  • детские сады, детские центры, ясли, игровые группы для детей с родителями (playgroups),
  • 2 лет,
  • — Они могут быть государственными, частными или же состоять при какой-либо школе, практически все детские сады здесь частные и самостоятельно устанавливают цены за свои услуги и питание.

В Англии образование обязательно для всех граждан 5-16 лет. Обучение до 5 лет зависит от мнения родителей, а после 16 лет – самого ученика. Проходить обучение можно бесплатно в государственных учебных заведениях Англии или платно в частных школах (почти всегда это пансионы, где обучающиеся еще и живут во время учебы).

  • начальное образование или Elementary School – для детей 5-11 лет,
  • среднее образование в Англииили Secondary School – для учащихся 11-16 лет.
Читайте также:  Статья 2. основные принципы создания и функционирования кооператива

Пока ребенок обучается на начальной ступени, предметы выбираются родителями. Изучают дети английский язык, историю, математику, географию, искусство, музыку и некоторые другие дисциплины.

Среднее образование в Англии считается обязательным только до 16 лет, далее учащийся решает сам, прекращать ему учиться и начинать работать или продолжать обучение, чтобы учиться в университете.

Во всех школах занимаются подготовкой детей к получению общего свидетельства об образовании (GCSE) или свидетельства о профессиональной квалификации (GNVQ).

Обучение в школах Англии предусматривает 38-недельный учебный год. Триместры разделяются каникулами, 6 недель летом и по 2-3 недели на рождественские и пасхальные праздники. В середине каждого триместра также есть недельный перерыв. Обычно обучение в школах предусматривает ее посещение 5 дней в неделю.

В школе ученикам ставят две оценки.

Первая оценка — за знание, качество подготовки материала, правильность ответа. Оценка ставится буквой, от А до U. Есть также оценка A* — ее ставят в редких случаях, за выдающиеся достижения.

  • A* — Превосходная работа, показывает высокие способности и развитое воображение.
  • A — Отлично. Ученик хорошо понимает предмет и внимателен к деталям.
  • В — Хорошо. Работа выполнена на достойном уровне, в основном без ошибок.
  • C — Удовлетворительно. Немного не дотягивает до необходимого уровня знаний.
  • D — Неудовлетворительная работа. Много ошибок, неточностей. Ученик рискует не справиться с дисциплиной.
  • U — Чрезвычайно низкий результат. Ставится в редких случаях.

Вторую оценку ставят за усердие в учебе, цифрой: от 1 до 5. Для хороших оценок за усердие ученику следует вести себя на уроке активно: задавать вопросы, вступать в дискуссии, даже критиковать точку зрения учителя.

  • 1 — Ученик работает особенно упорно, проявляет интерес к учебе и выражает лидерскую позицию.
  • 2 — Очень хорошая работа на уроке. Ребенок в полной мере использует способности.
  • 3 — Удовлетворительно. Ученик отвечает требованиям, но на уроке ведет себя пассивно.
  • 4 — Ребенок не проявляет инициативы. Он делает работу, только если его попросят и ему помогут.
  • 5 — Очень плохо, ученик не проявляет интереса к учебе, не укладывается в сроки или не делает работу вовсе.
  • послешкольное образование или Further Education – для учащихся 16-18 лет,

Для продолжения обучения в колледже для получения высшего образования, обычного свидетельства GCSE недостаточно, а потому учащиеся проходят так называемое послешкольное обучение, чтобы сдать экзамен A-Level.

После успешной сдачи экзамена A-Level выпускники могут отправиться получать профессиональное или высшее образование. По сути, выпускные экзамены являются также вступительными.

-первой курс обучения длится 3-4 года, в сфере медицины – 6 лет.

начинают учиться с октября. Триместры обычно длятся около 8-10 недель. Летние каникулы начинаются всегда с 1 июня и длятся до 30 сентября.

— Как и в ВУЗах особое внимание уделяется курсу по тому основному предмету, который в будущем станет преподавать студент: английский язык и литература, математика, религия, домоводство и пр. ( до 25% учебного времени). Свыше 40% отводится на профессиональный курс, изучается в течение 1 года или 2 лет.

Как правило, профессиональный курс включает дисциплины общеакадемического профиля: английский язык, математика, география, история — всего до 8 дисциплин.

Четверть учебных часов отводится на педагогический курс, который состоит из таких дисциплин, как философия педагогики, психология, педагогическая социология, методика обучения, история педагогики, сравнительная педагогика, школьная гигиена, школоведение и др.

-В основном финансируется из государственных источников. Частные вложения не превышают 4% общих расходов на образование.

  1. -образование платно и для иностранцев, и для своих граждан.
  2. Фран-ция
  3. детские сады «материнские школы»:
  4. В садиках есть три возрастные группы.

— Первую (младшую) группу посещают детки от 2 до 4 лет. Там за ними только присматривают и обучают разным играм.

— Ребята со средней группы (4-5лет) уже учатся устно общаться, занимаются рисованием, лепкой и иными практическими навыками.

— А дети 5-6 лет посещают старшую группу. Там их уже готовят к предстоящей школе, письму, счету и чтению.

  • Французские ясли могут принимать детей с возраста 3-х месяцев.
  • Государственные учебные заведения — учеба бесплатна, как для местных жителей, так и для иностранных подданных.
  • — начальная школа (6-11 лет)
  • — старшая школа (14-16 лет)
  • Начальная школа — соответствует своему названию, обучение длится 5 лет; бесплатное.
  • Колледж — обычная средняя школа. Для всех детей — одна и та же программа и предметы изучения, включающий в себя 4 обучение;
  • Среднее образование установлено двумя блоками: 1 цикл обучения (коллеж) и 2 цикл обучения (лицей).

Среднее образование является обязательным и бесплатным. Срок обучения на этом этапе – 7 лет.

Государственное финансирование обязательного образования.

Система школьных оценок  –балльная:  самая плохая оценка «0», самая отличная  «20», при этом нередко можно встретить 

оценки вроде 16.5 или 7.75 баллов.

  1. Каникулы-
  2. -пять каникул в год: 1 неделя в конце октября на праздник Всех Святых, 2 недели в декабре-январе на Рождество, 2 недели в феврале, 2 недели в апреле на Пасху, и двухмесячные летние каникулы в июле и августе.
  3. основные учебные предметы: французский язык, арифметика, истории и географии Франции, физике, химии, биологии, литература, философия, ручной труд, античные языки: латынь и древнегреческий.

Лицей — высшая средняя школа (2-3 г. обучения).

  • Лицеи во Франции бывают нескольких видов:
  • — профессиональные (lycee professionnel)
  • — общеобразовательные (general)
  • — технологические (technologique) .
  • университеты и высшие школы.

Курс высшего образования состоит из трёх циклов: два основных, каждый из которых длится 2–3 года, и дополнительный (аспирантура).

1. Короткое высшее образование. Обучение длится два-три года, после которых выпускники получают DUT (Diplôme universitaire de technologie) или BTS (Brevet de technicien supérieur). Данный вид высшего образования готовит в основном специалистов в сфере промышленности или в сфере обслуживания.

2.Длительное высшее образование. Данный вид высшего образования даётся в университетах и высших школах.

  1. -20-балльная система, причём оценки в 20 и 19 баллов используются крайне редко.
  2. -5 каникул в год:1 неделя в конце октября на праздник Всех Святых, 2 недели в декабре-январе на Рождество, 2 недели в феврале, 2 недели в апреле на Пасху, и двухмесячные летние каникулы в июле и августе.
  3. -Финансирование государственное.
  4. Герма-ния
  5. Ясли, от 2-х месяцев до 3-х лет; платные, однако семьи с низким доходом имеют право на значительные скидки вплоть до бесплатного посещения яслей ребенком.
  6. детские сады, 3 -6 лет, не относятся к государственной системе образования.
  7. частная собственность, финансируются родителями.
  8. -обязательно 10-летнее образование, бесплатное. 
  9. -три ступени: начальное,
  10. среднее 1-й ступени и среднее 2-й ступени,
  11. — в 11-м и 12-м классах гимназии.

оценивание: шкала 6-ти балльная, и наивысшей оценкой является 1 (отлично). Остальные баллы: 2 – хорошо, 3 – достаточно неплохо, 4 – удовлетворительно, 5 – неудовлетворительно, но имеются начальные знания, 6 – неудовлетворительно.

каникулы, в каждой школе регламентируются правилами внутреннего распорядка. Периоды обучения в течение учебного года могут длиться от трех до пяти недель. Отдых между такими отрезками составляет не менее одной недели.

Самые длинные, как и везде, это летние каникулы, которые продолжаются порядка двух месяцев.

Учебные предметы: чтение, письмо и арифметике. Отдельные предметы — немецкий, математика, специализированные предметы, искусство, музыка, спорт, религия. Предметы (немецкий, драма, музыка, искусство и трудовое обучение) объединяются в общий курс.

Профессиональная школа низшего типабез отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течении 3 лет по 6 — 8 часов в неделю.

Программа обучения в этих школах узкопрофессиональна, учащиеся получают в основном знания, связанные с их специальностью. Профессиональная школа повышенного типавесьма разнообразна. Она включает множество «школ специальностей» — домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др.

со сроком обучения 1 — 4 года. Эти школы готовят квалифицированных работников главным образом для сферы обслуживания.

Имеется также небольшая сеть технических училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы или 10 классов гимназии.

Срок обучения в них 2 — 3 года, в течении которых готовятся специалисты средней квалификации (техники) и инженеры широкого профиля.

По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.

  • вузы, университеты.
  • -срок обучения с 4-до 10 лет, в зависимости от выбранной специальности вуза.
Ссылка на основную публикацию