Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Жилищные споры » Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений

Перед современным законодательством стоит непростая задача полноценного регулирования всех жилищных отношений.

Содержание

Перед современным законодательством стоит непростая задача полноценного регулирования всех без исключения жилищных отношений. Для этого привлекаются нормы нескольких отраслей права, в особенности гражданского. Но их основой сегодня является жилищное законодательство, в частности Жилищный кодекс РФ.

Что же подразумевают правовые отношения в этой сфере? Законодатель дает простой ответ на этот вопрос, исходя из которого, можно утверждать, что это отношения, обязательные для удовлетворения тех или иных жилищных потребностей всех граждан. В эти важные потребности входит обеспечение граждан необходимым жильем, пользование любым жилым помещением, а, кроме того, управление различными фондами.

Функции разных органов закон немного разграничивает.

Например, определять те правовые основания, на которых некоторым гражданам предоставляется специализированное жилье, вправе устанавливать исключительно федеральные органы.

А вот сам порядок передачи этого жилья могут определять субъекты РФ. Какие же конкретно полномочия в такой важной сфере, как жилищные отношения, имеют органы государственной власти субъектов Российской Федерации?

Полномочия субъектов Федерации в регулировании жилищных отношений

В целом, правовое регулирование всех без исключения жилищных отношений определяет все функции органов государственной власти в этой области.

К примеру, органы местного самоуправления к органам власти как таковым, согласно Конституции РФ, не относятся. И занимаются только теми вопросами, которые имеют местное значение.

Вместе с тем, их могут наделять государственными функциями в соответствии с законом.

Все полномочия органов государственной власти заключаются в законодательных, правоприменительных и контролирующих функциях. Поэтому они проявляются в частности в административных отношениях. Если брать во внимание жилищные отношения, то инициатива субъектов РФ недопустима.

Принятый на уровне субъектов РФ любой нормативный акт не может иметь больше правового основания и юридической силы, чем Жилищный кодекс РФ.

То же самое говорит и Конституция, согласно которой любое изменение, в том числе, если оно касается жилищных отношений, осуществляется исключительно на федеральном уровне.

Поэтому любой нормативный акт, принятый на этом уровне, обязательно должен соответствовать действующим федеральным нормативным актам.

Исходя из этого, предусматриваются исключительные особенности правового регулирования всех существующих отношений в жилищной сфере.

Помимо этого, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в отличие от тех же функций и обязанностей других органов, считаются более открытыми.

Нормотворческие функции органов государственной власти субъекта РФ в жилищной сфере

Большинство законодательных функций, которые обязаны выполнять органы государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирует Министерство регионального развития РФ. В его компетенции решать проблемы, связанные с правилами учета жилья и пользованиями ими, а также правилами перевода таких помещений в нежилые и т. д.

Самые важные законодательные полномочия имеет Правительство РФ, которое решает следующие вопросы:

  • принятие стандартного договора найма;
  • порядок платежей за пользование жильем и всеми услугами;
  • порядок предоставления жилья, находящегося в жилищных фондах субъектов РФ;
  • установление процедуры для определения общей суммы дохода семьи и их имущества, на которой платится налог, если необходимо признать семью малообеспеченной и предоставить им по договору найма соответствующее жилье.

В связи с этим органы государственной власти вправе самостоятельно устанавливать стоимость пользования жильем, а также его ремонта.

Поэтому они в порядке, предварительно установленным соответствующим органом, определяют норму потребления указанных коммунальных услуг. Также они вправе утверждать необходимый размер платы за оказанные услуги.

В их обязанность входит и определение необходимых условий и процедуры назначения некоторым категориям граждан компенсаций за счет государственного бюджета.

По сути, специализированный жилищный фонд – это количество тех жилых помещений, которые были предназначены для некоторых категорий незащищенных слоев населения.

Ими являются жилые помещения для временного и постоянного поселения, которые могут использоваться как служебное жилье, а помимо этого жилые помещения разных фондов и т. д.

Субъекты РФ обязаны осуществлять в этой сфере такие полномочия, как определение процедуры передачи его гражданам.

Жилье по специальному договору найма, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, переходит в пользование только незащищенным слоям населения.

К функциям субъектов РФ относится исключительно установление того правового порядка, который направлен на определение семьи как малоимущей, а, значит, нуждающейся.

А определяют все подробности семейного дохода и имеющегося имущества уже местные органы самоуправления.

Правоприменительные функции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений

Кроме имеющихся законодательных функций у органов государственной власти субъектов РФ существуют также различные правоприменительные полномочия. Они заключаются в признании жилых помещений неподходящими для проживания в них и в постоянном контроле всех фондов.

Согласно законам Российской Федерации эти полномочия могут расцениваться как передача им права самостоятельно выяснять все вопросы и нюансы, непосредственно касающиеся фондов.

Другими словами, в компетенции всех субъектов РФ находится возможность определять органы, ответственные за полный учет жилищного фонда и т. д.

Государство в этом случае вправе заниматься лишь установлением законной процедуры ведения такого учета.

Все необходимые полномочия субъектов РФ регламентируются большим количеством разнообразных нормативных актов.

К примеру, в Москве органы власти выполняют данную функцию с помощью соответствующего закона. Этот важный нормативный акт создан, чтобы устанавливать требования к внедрению в столице системы контроля за состоянием помещений.

Основания и саму процедуру признания жилых домов негодными для использования по назначению устанавливает Правительство РФ. В итоге, полномочия всех субъектов Российской Федерации в этой сфере заключаются в создании комиссий, необходимых для рассмотрения вопросов, связанных с признанием помещений неподходящими для того, чтобы в них проживали люди.

Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в жилищной сфере

Правовое регулирование жилищных отношений субъектами Российской Федерации не ограничивается только рядом законодательных или правоприменительных полномочий.

Для полноценного осуществления процесса правового регулирования этих отношений необходим контроль деятельности тех органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющих государственный надзор.

Он возлагается на специальные жилищные инспекции.

Предусмотрены также и другие полномочия всех органов власти субъектов Российской Федерации. В их непосредственные обязанности входит осуществление такой деятельности, как предоставление жилья по специальному договору найма и определение необходимой площади жилья, а также внесение его в перечень соответствующих фондов.

Также на этом уровне происходит определение финансово незащищенных граждан, а также лиц, имеющих право на служебное жилье.

Кроме порядка законного установления всех категорий лиц, которым полагается государственная помощь с жильем, полномочия субъектов Российской Федерации заключаются также в определении необходимых для получения жилья условий.

Список функций органов государственной власти всех субъектов Российской Федерации, указанный в Жилищном кодексе РФ, нельзя назвать полным. Не стоит забывать, что современная жилищная политика России несколько изменилась. Было сделано достаточно много для формирования существенной нормативной базы, способной полностью обеспечить правовое регулирование жилищных отношений.

Читайте также:  Статья 10. Высший орган управления благотворительной организацией

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ Федеральный закон № 131-ФЗ определяет в весьма общем виде: абз. 4 ч. 1 ст.

6 относит к полномочиям субъектов РФ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Из других статей Федерального закона № 131-ФЗ можно выделить конкретные полномочия, осуществляемые субъектами РФ в области местного самоуправления. Наиболее важными из них являются следующие.

Принятие и изменение законов субъектов РФ о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением. На федеральном уровне согласно принятой доктрине следует регулировать только общие принципы организации местного самоуправления.

Весь основной объем нормативного регулирования местного самоуправления должен быть сосредоточен на уровне субъектов РФ, хотя Федеральный закон № 131-ФЗ четко определяет пределы возможностей субъектов РФ по регулированию местного самоуправления: законодательные акты принимаются только по вопросам, прямо названным в данном Федеральном законе. В субъектах РФ в развитие этого положения были приняты как комплексные законы о местном самоуправлении, организации местного самоуправления, принципах местного самоуправления, гак и специальные – о границах и территориях муниципальных образований, муниципальной службе и др.

Обеспечение соответствия законов субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и законам Российской Федерации. Это полномочие закрепляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Если на федеральном уровне основным механизмом, обеспечивающим соответствие законов субъектов РФ Конституции РФ, является Конституционный Суд РФ, то на уровне субъекта РФ такими органами являются, во-первых, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, во-вторых, суды общей юрисдикции – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Кроме того, и это в-третьих, важная роль в этом механизме принадлежит законодательному (представительному) органу субъекта РФ, поскольку объявление той или иной нормы закона противоречащей Конституции РФ еще нс влечет се автоматического изъятия из закона. Приведение законов в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством осуществляется законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ.

Передача объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность. Это полномочие также принадлежит органам государственной власти субъектов РФ. Сам порядок передачи при этом регулируется федеральным законодательством.

Регулирование отношений между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.

Субъекты РФ вправе осуществлять такое регулирование, хотя основные отношения урегулированы основополагающим для бюджетной сферы федеральным актом – БК РФ.

Однако межбюджетные отношения по-прежнему остаются актуальной проблемой в субъектах РФ, прежде всего в их взаимоотношениях с местными бюджетами. Ряд субъектов РФ приняли законы о межбюджетных отношениях.

Обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Это полномочие призвано обеспечить соответствие доходов местного бюджета его расходам.

На основе определения минимально необходимых расходов местного бюджета органы государственной власти субъекта РФ обязаны обеспечить муниципальному образованию достаточное количество финансовых ресурсов для покрытия этих расходов.

Защита прав граждан на осуществление местного самоуправления. Права граждан на осуществление местного самоуправления устанавливаются на уровне закона субъекта РФ.

Обеспечиваются данные права посредством нормативного закрепления форм реализации данного права, обеспечения формирования и деятельности органов местного самоуправления.

Эффективным механизмом защиты прав граждан на осуществление местного самоуправления на уровне субъекта РФ может стать конституционный (уставный) суд субъекта РФ, если гражданину предоставляется возможность подачи в него жалобы на нарушение прав, закрепленных в конституции (уставе) субъекта РФ.

Компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, – важное полномочие субъектов РФ в области местного самоуправления.

Если органы местного самоуправления наделяются законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями, их выполнение должно обеспечиваться одновременной передачей материальных и финансовых ресурсов.

Если органы государственной власти субъекта РФ принимают решения, влекущие затраты из местного бюджета, эти расходы также подлежат обязательной компенсации.

Принятие и изменение законов субъектов РФ об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления, – отдельный вопрос.

В соответствии с Конституцией РФ административное право отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Следовательно, субъекты РФ вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы административного права и в том числе административной ответственности. Во многих субъектах РФ такие акты имеются.

Вообще, субъекты РФ осуществляют регулирование своими законами многих особенностей организации местного самоуправления, в том числе с учетом исторических и иных местных традиций. Для реализации этой задачи в субъектах РФ принят целый комплекс законов: действуют законы о местном самоуправлении, местном референдуме и др.

Важно подчеркнуть, что правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления, как и правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления, может осуществляться субъектами РФ только в случаях, специально оговоренных в Федеральном законе № 131-ФЗ.

Законотворческие полномочия субъектов РФ. Нормотворчество местного самоуправления и его органов

Ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г.

N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливает основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с которыми законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

    1. принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;
    2. осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Предметы ведения субъекта Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (статья 72 Конституции):

    • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
    • защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
    • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
    • разграничение государственной собственности;
    • природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
    • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
    • координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
    • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
    • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
    • административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
    • кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
    • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
    • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
    • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Читайте также:  Глава III. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов округов

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Законом субъекта Российской Федерации:

    • утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении;
    • устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления (в пределах полномочий, определенных федеральным законом);
    • утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
    •  устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
    • утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении;
    • устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями);
    • утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;
    • устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;
    • устанавливаются порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
    • устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;
    • устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
    • регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

Нормотворчество местного самоуправления и его органов

Согласно ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают (издают) нормативно-правовые акты:

    1. по вопросам своего ведения;
    2. по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими законами.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, то вопрос о соответствии разрешается судом. До вступления в силу решения суда принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Характерные черты местных нормативно-правовых актов:

    1. это корпоративные нормы, так как инициатором их принятия выступает население муниципального образования или соответствующий муниципальный орган;
    2. обладают признаками общеобязательности и гарантированности со стороны государства, т.е. свойствами правовых норм.

      В связи с этим акты, содержащие такие правовые нормы, приобретают характер нормативно-правовых;

    3. правотворческая деятельность органов местного самоуправления и населения муниципального образования является предварительно санкционированной;
    4. местное нормотворчество состоит в принятии норм регулятивного воздействия, как правило, муниципальные органы не могут устанавливать меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных норм. Задача гарантировать исполнение муниципальных правовых норм возложена на органы государственной власти и управления.

Муниципальное нормотворчество имеет три основные функции:

    • восполнение пробелов в законодательстве;
    • обновление нормативно-правового материала;
    • упорядочение действующих нормативно-правовых актов путем инкорпорации, кодификации.

Статья 73 Конституции России

Текст Ст. 73 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Комментарий к Ст. 73 Конституции Российской Федерации

Чтобы определить полномочия каждого отдельного субъекта Российской Федерации, следует обратиться к содержанию ст. 73 Конституции РФ. В ней четко указывается, что вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты (см. ст. 71 и ч. 1 ст. 72) обладают всей полнотой государственной власти.

Эта констатация имеет принципиальное значение. Она означает, что в сферу ведения субъекта Федерации входит все то, что не отнесено к ведению Федерации, а также к полномочиям Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Комментируемая статья определяет предметы ведения, принадлежащие исключительно субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

В федеративном государстве субъект федерации обладает конституционно закрепленной самостоятельностью в законодательной и исполнительной сферах, в формировании своих органов государственной власти. В России ее субъекты обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Предмет ведения субъекта Федерации — сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией к компетенции органов государственной власти субъектов РФ. Предметы ведения субъектов в Конституции прямо не перечислены.

Однако определение сфер их исключительного ведения системно связано со ст. 71 и ст. 72, ч. 2 и 3 ст. 11, ч. 4 и 5 ст. 66, ч. 3 ст. 67, ч. 2 ст. 68, ч. 4 и 5 ст. 76, ч. 1-3 ст. 77, ч. 5 ст. 125, ч. 3 ст. 129 и ст. 136 Конституции, которые определяют общие начала федеративного устройства, закрепляют положения о статусе субъектов РФ и порядке его изменения.

  • Обновленная в 2020 году Конституция РФ не устанавливает закрытый перечень предметов ведения субъектов РФ, а предоставляет субъектам возможность в соответствии с основами конституционного строя и верховенством федерального законодательства самостоятельно закреплять предметы своего исключительного ведения.
  • Как показывает анализ конституций и уставов субъектов РФ, к их ведению, как правило, относятся:
  • а) принятие и изменение конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта, контроль за их соблюдением;
  • б) установление системы органов государственной власти субъекта и ее формирование;
  • в) административно-территориальное устройство субъекта;
  • г) принятие и исполнение бюджета субъекта;
  • д) государственная собственность субъекта;
  • е) регулирование социально-экономического развития субъекта;
  • ж) установление местных налогов и сборов;
  • з) заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта;
  • и) делегирование осуществления части полномочий федеральным органам государственной власти;
  • к) обеспечение деятельности органов местного самоуправления;
  • л) представительство в федеральных органах государственной власти;
  • м) государственная служба в органах государственной власти субъекта;
  • н) государственные награды и почетные звания субъекта;
  • о) научные и культурные связи с зарубежными странами, а также другие вопросы исходя из национальных, географических, экономических и других особенностей субъектов.

На основании ч. 4 и 6 ст. 76 Конституции вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, изданным по предметам ведения субъекта, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76).

Следовательно, федеральные органы государственной власти не вправе осуществлять правовое регулирование вопросов, не относящихся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов.

Однако субъект Федерации, обладая всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения, вправе в случае согласия органов государственной власти РФ делегировать конкретные предметы собственного ведения в совместное ведение с Российской Федерацией на основании договора о разграничении предметов ведения и полномочий.

Конституция содержит и другие гарантии самостоятельного осуществления субъектами РФ «всей полноты» государственной власти по предметам их ведения. Например, конституционно установлено, что государственную власть в субъектах Федерации осуществляют самостоятельно образуемые ими органы государственной власти (п. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77 Конституции).

Субъекты РФ в обязательном порядке представлены в Совете Федерации (ч. 2 ст. 95). В обязательном порядке требуется согласие субъектов РФ при осуществлении таких процедур, как:

  • взаимное делегирование полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти (ч. 2 и 3 ст. 78);
  • изменение границ между субъектами Федерации (п. 3 ст. 67);
  • изменение статуса субъекта Федерации (ч. 5 ст. 66).

Кроме того, субъекты Федерации обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104), включая внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции (ст. 134); они вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд (ст. 125) и участвовать в одобрении (неодобрении) поправок к гл. 3-8 Конституции (ст. 136).

Приоритет нормативного правового акта субъекта РФ, изданного по вопросам его собственного правового регулирования (ч. 4 и 6 ст. 76), а также самостоятельное установление субъектом своей системы органов государственной власти (ч. 1 ст. 77) не могут рассматриваться субъектом Федерации в качестве его суверенных прав и суверенных полномочий со всеми вытекающими последствиями.

В частности, нормативный правовой акт субъекта РФ, изданный в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции не может свидетельствовать о суверенном характере прав субъекта Федерации по изданию таких актов, поскольку он является юридической формой осуществления полномочий, предусмотренных ст. 73, которые в силу Конституции не могут рассматриваться как суверенные.

Кроме того, необходимо учесть, что в соответствии с ч. 1 ст. 120 Конституции суды подчиняются только Конституции и федеральному закону. Этим положением не отрицается возможность применения судами конституций (уставов) и других законов субъектов РФ, что вытекает из ч. 2 ст. 120 и прямо предусмотрено ст. 3 Закона о судебной системе РФ.

Однако такое применение допустимо лишь при условии, что нормативные правовые акты субъекта Федерации не противоречат Конституции.

Положение о полноте законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, которой они обладают в порядке комментируемой статьи, следует рассматривать в системном единстве не только с положениями ч. 2 и 5 ст.

76, согласно которым по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, последние не могут им противоречить.

Содержащееся в Конституции решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом.

По смыслу преамбулы, ст. 3-5, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 65, ст. 66 и п. «б» ст. 71 Конституции в их взаимосвязи, субъекты Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях (уставах) они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.

Иногда возникает вопрос, почему в Конституции не приведен перечень предметов ведения исключительно субъекта Федерации, подобно тому, как это сделано в отношении предметов исключительного ведения Федерации.

Ответ в достаточной мере прост.

Объем и разнообразие деятельности субъектов Федерации настолько велики и разнообразны, что перечислить все, чем они обязаны заниматься и за что они ответственны, практически невозможно.

Более того, приведение такого списка не только не нужно, но и вредно, поскольку субъекты Федерации оказались бы в ряде случаев вынужденными ограничивать круг вопросов, которыми им нужно заниматься.

Конституция Российской Федерации не перечисляет полномочия субъектов Федерации. Она лишь определяет предметы ведения РФ и дает Федерации право определять свои полномочия по предметам совместного ведения России и ее субъектов, оставляя за субъектами право реализовать свои полномочия в сфере совместного ведения.

Это позволяет с необходимой для практической деятельности всех государственных органов — федеральных и субъектов Федерации — точностью определять пределы полномочий субъектов Российской Федерации, что, конечно, не исключает возможности возникновения споров по вопросам определения предметов ведения Федерации и ее субъектов.

В принципе, эти споры должны разрешаться при помощи согласительных процедур, наличие которых предусмотрено в ст. 85 Конституции. В случае же недостижения согласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Надо добавить, что в соответствии с п. 3 ст. 125 Конституции споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вправе решать и Конституционный Суд Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию