Статья 18. Право на обжалование решения, действия (бездействия) государственного органа или его должностного лица

   Не всегда граждане согласны с решением, которое было официально принято органами государственной власти.

   Наши юристы расскажут как составить жалобу, провести обжалование решений органов государственной власти. От вас требуется лишь записаться на консультацию.  

Статья 18. Право на обжалование решения, действия (бездействия) государственного органа или его должностного лица

Порядок обжалования решений государственных органов

   Решения государственных органов всегда выдаются в письменной форме. Если по закону, ваши права оказались нарушенными, обязательно требуйте обжалования решений государственных органов в официальном порядке. Только в суде нарушенные права граждан могут быть восстановлены. Правильный порядок обжалования решений государственных органов включает несколько этапов.

Статья 18. Право на обжалование решения, действия (бездействия) государственного органа или его должностного лица   А если все этапы были без положительного итога, то не забывайте про право обжалования решения суда, что с нами можно выполнить в срок и профессионально.

  1. Подача официально оформленного заявления в суд по месту своего регионального присутствия государственного органа, чьи решения обжалуются. Рекомендую обращаться в судебную инстанцию незамедлительно после произошедшего инцидента нарушения Ваших гражданских прав.
  2. В заявлении для обжалования решений государственных органов в суде необходимо подробно прописать конкретные основания того, почему решение госоргана должно быть признано незаконным. На подачу документа Вам отводится всего три месяца с момента нарушения прав государственными органами власти. Рекомендую не откладывать написание и подачу документа.
  3. Не отчаивайтесь, если трехмесячный срок уже вышел, а вы не успели обратиться в суд с заявлением. Он может быть восстановлен при наличии уважительной причины.
  4. Следующий этап в порядке обжалования решений государственных органов предусматривает назначение даты и времени поведения судебного заседания. На место вызываются заявитель и представитель государственного органа власти, нарушившего права гражданина. В случае нарушения процесса или поведения со стороны состава суда — жалоба на судью исправит ситуацию.
  5. Завершающий этап – это вынесение решения по рассматриваемому делу. Оно принимается не позднее чем через десять дней после подачи заявления в судебную инстанцию.

Основания для обжалования решения государственного органа

   Законодательством РФ предусмотрены четкие основания для оспаривания решения государственного органа вне зависимости является лицо физическим или юридическим лицом, исходя из анализа законов можно выделить следующие основания:

  1. Решением государственного органа нарушены или оспорены права и законные интересы лица, данное основания наиболее распространенное в российской правоприменительной практике;
  2. Созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов;
  3. На физических и юридических лиц неправомерно возложены дополнительные обязанности;
  4. Данные основания являются основными, но при этом перечень не является исчерпывающим.

Содержание жалобы на решение должностного лица или органа

   Следует учесть, что при решении вопроса по обжалованию необходимо учесть, что в направляемой жалобе в обязательном порядке необходимо отразить:

  • как и какие права нарушаются государственным органом;
  • какие обязанности неправомерно возложены на лицо, в ряде случаев, в частности для судебного порядка без данного обязательного указания — жалоба будет оставлена в этом случае без движения;
  • рекомендуем приложить обжалуемое решение государственного органа;
  • приложите доказательства, что решение касается именно Вас или доверенность, в случае, когда вы являетесь представителем лица, права которого нарушаются.

Срок обжалования решений государственных органов

  •    Срок обжалования решения государственного органа установлен в зависимости от выбора способа обжалования административного или судебного.
  •    Для обжалования решения в суде необходимо знать, что по общему правилу срок для направления заявления о признании решения незаконным установлен в 3 месяца, при этом следует учесть, что в ряде случаев срок является сокращенным, ввиду чего для наиболее эффективного обжалования необходимо как можно раньше обратиться в опытному адвокату для решения Вашей проблемы.
  •    Для обжалования в вышестоящий орган по общему правилу установлен срок только для рассмотрения данной жалобы, в течении тридцати дней вышестоящее должностное лицо должно принять решение по существу обращения.

   Однако, для административного срока обжалования не стоит затягивать со сроками, для реализации последующего обжалования данного решения в суд, ввиду чего необходимо обратиться с административной жалобой желательно в течении месяца после принятия решения. Зачастую данные способы являются альтернативными, то есть заявитель сам решает, куда направить жалобу, однако в ряде случаев, в частности для обжалования решений налоговых органов предусмотрен четкий порядок обжалования, вначале в вышестоящий орган, а только затем в суд.

Адвокат по обжалованию решений госоргана в Екатеринбурге

   Чтобы избежать произвола и добиться справедливости, следует выполнить обжалование решений государственных органов, если это необходимо. На данную процедуру имеет право любой гражданин, который выражает несогласие с деятельностью представителей государственной власти.

Нарушение законных прав и свобод ведет к необходимости обжалования решений государственных органов в суде. Другие пути разрешения проблем не приведут к положительным результатам.

Чтобы реализовать свое право, вы должны обратиться в районный или городской суд по месту своего жительства.

   Наш адвокат поможет вам не пропустить сроки, составить жалобу на решение государственного органа профессионально. Кроме того, представительство ваших интересов со стороны юриста обеспечит полноту защиты и соблюдения интересов.

  1. Читайте еще о работе нашего адвоката:
  2. С нами жалоба в Европейский суд в срок
  3. Узнайте, как обжаловать предписание по ссылке

Статья 18. Право на обжалование решения, действия (бездействия) государственного органа или его должностного лица

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Жалоба на бездействие: как написать и направить

26 февраля 2020 в 21:05

Статья 18. Право на обжалование решения, действия (бездействия) государственного органа или его должностного лица

Жалоба (в том числе, жалоба на бездействие государственных органов и их представителей) является разновидностью обращений, которые могут направляться любыми физическими или юридическими лицами в государственные органы (или органы местного самоуправления), должностным лицам соответствующих органов.

В статье мы расскажем про:

Статья 18. Право на обжалование решения, действия (бездействия) государственного органа или его должностного лица

Общий порядок рассмотрения обращений граждан определен в Законе «О порядке рассмотрения обращений граждан». Указанный акт определяет алгоритм подачи и рассмотрения так называемых общих обращений (в том числе жалоб) физлиц и организаций.

Общий порядок подачи жалоб

Жалобы на бездействие могут подаваться лично, направляться по почте или в электронном виде.

В жалобе обязательно должны быть указаны сведения об адресате (наименование органа, Ф.И.О. должностного лица), об отправителе (Ф.И.О. или наименование организации, адрес для направления ответа), суть жалоба, подпись. К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие ваши доводы. Обратите внимание, анонимные жалобы не рассматриваются.

По Закону о порядке рассмотрения обращений граждан в течение 3 дней жалоба регистрируется, а в течение 30 дней после регистрации она рассматривается по сути.

Указанная процедура касается только общих жалоб. Для отдельных их видов (так называемых специальных жалоб) законодательством установлены особенности процедуры их подачи и рассмотрения. Остановимся на некоторых из них.

Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя

Жалоба на бездействие сотрудника ФССП должна быть подана в течение 10 дней с момента, когда был установлен факт бездействия или когда вы узнали или должны были узнать, что пристав бездействует.

К примеру, 10 февраля 2020 г. вы подали через канцелярию Службы судебных приставов заявление о возбуждении исполнительного производства с приложением исполнительного листа и иных требуемых документов. 25 февраля 2020 г. вам стало известно, что исполнительное производство так и не было возбуждено.

Установленные ст. 30 Закона об исполнительном производстве сроки для передачи заявления приставу (3 дня) и для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства (3 дня) истекли. Следовательно, в течение 10 дней, начиная с 25 февраля, может быть подана жалоба.

Если срок пропущен, то в жалобе заявите ходатайство о его восстановлении (ходатайство о восстановлении также может подаваться в виде самостоятельного документа, но обязательно вместе с жалобой). Если причины пропуска срока подачи жалобы будут признаны уважительными, то вышестоящий пристав восстановит его и жалоба будет принята к рассмотрению.

Во внимание также принимается значительность просрочки: чем меньше просрочка, тем больше шансов на восстановление срока.

Жалоба подается старшему судебному приставу (начальнику отдела УФССП России, в котором служит пристав, допустивший неправомерное бездействие) в письменной или электронной форме.

Статья 18. Право на обжалование решения, действия (бездействия) государственного органа или его должностного лица

В жалобе нужно отразить следующие основные моменты:

  • ваши данные (Ф.И.О физлица, наименование организации, адрес проживания (местонахождения);
  • данные пристава, чье бездействие обжалуется, основания обжалования (то есть опишите, какие действия пристав должен был совершить и не совершил, в какой срок, а также когда вы узнали о его незаконном бездействии),
  • ваши требования (требование о признании допущенного бездействия незаконным и об обязании пристава предпринять меры для устранения совершенных нарушений).

Нужно как можно убедительнее описать, в чем выразилось бездействие пристава и как это нарушило ваши права. К жалобе приложите все документы, подтверждающие изложенные в ней основания (например, заявление о возбуждении исполнительного производства с отметкой канцелярии о получении).

Обжалование действий/бездействий судебного пристава в суде

  • Кроме досудебного (административного) порядка обжалования, описанного выше, вы можете обжаловать бездействие пристава через судебные органы.
  • Обращаем внимание, что применительно к обжалованию решений, действий (бездействия) судебных приставов досудебный порядок не является обязательном, то есть при желании можно идти сразу в суд.
  • Каждый из порядков имеет свои плюсы и минусы.
  • Досудебный порядок является более оперативным и менее затратным (не нужно платить госпошлину), но в рамках судебного порядка спор рассматривается независимым арбитром – судом, госорган или должностное лицо, бездействие которого обжалуется, такая же сторона по делу как и вы.
  • Если бездействие обжалуется физлицом, то обращаться нужно в суды общей юрисдикции (районный суд) в соответствии с порядком, установленным КАС РФ.
  • Если бездействие обжалуется ИП или юрлицом, жалоба подается в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.
Читайте также:  Статья 26. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Что делать, если судебный пристав причинил ущерб своими действиями или бездействиями? Читайте в статье!

Как составить и направить жалобу на следователя?

В случае бездействия сотрудника полиции

Алгоритм составления жалобы на бездействие сотрудников полиции в целом аналогичен рассмотренному выше.

Особенности жалобы на бездействие сотрудника полиции

  1. При составлении такой жалобы обратите внимание на следующие особенности.
  2. Органы полиции имеют достаточно сложную структуру, поэтому может возникнуть сложность при определении адресата жалобы.

  3. Жалоба рассматривается подразделением территориального органа МВД России, в котором проходит службу сотрудник, допустивший незаконное бездействие, либо вышестоящим должностным лицом соответствующего подразделения, если обжалуется бездействие руководителя подразделения.

  4. К примеру, если жалоба подается на бездействие сотрудника Госавтоинспекции, то адресуйте жалобу командирам соответствующих строевых подразделений ДПС, начальникам соответствующих подразделений на районном уровне.

Если обжалуется бездействие участковых уполномоченных, обращайтесь в соответствующие территориальные органы МВД России на районном уровне. Досудебный порядок не является обязательным, можно обращаться непосредственно в суд.

Жалобу нужно успеть подать в течение 3 месяцев с момента, когда вы узнали о нарушении ваших прав неправомерным бездействием.

К примеру, вы обратились в территориальное подразделение полиции с заявлением и необходимым пакетом документов для замены паспорта гражданина РФ. В установленный срок новый паспорт выдан не был (при обращении по месту жительства этот срок составляет 10 дней). Трехмесячный срок для обжалования бездействия начинает течь с первого дня просрочки выдачи паспорта.

Что делать, если пришла повестка в полицию?

В случае бездействия налоговых органов

В отличие от ранее рассмотренных порядков обжалования, алгоритм обжалования бездействия налогового органа имеет существенную особенность: досудебный порядок является обязательным.

То есть прежде чем идти в суд, обязательно нужно обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. При этом жалоба подается через инспекцию, чье бездействие обжалуется.

  • Срок обжалования равен одному году со дня, когда истек срок на действие, которое налоговая не исполнила.
  • Жалоба составляется в произвольной форме, но с учетом обязательных структурных частей, выделенных выше (адресат и отправитель, основания жалобы, суть требований с приложением подтверждающих документов).
  • Письмо из налоговой: что делать?

Несмотря на то, что законодательством не установлены обязательные формы жалоб на бездействие гос.органов и их должностных лиц, рекомендуем приводить в жалобе ссылки на нормы законодательства в целях обоснования вашей позиции.

Кстати, Вы можете скачать бланк соответствующей жалобы в нашем разделе «Документы»

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов, наделенных полномочиями

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определен в главе 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21 -ФЗ.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

  • В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
  •  В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
  • Органы государственной власти, Уполномоченный по нравам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту нрав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ.

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.

2015 № 21-ФЗ, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

 Если Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их нрав, свобод и законных интересов.

  1. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
  2. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
  3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины: пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по данной или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ.

  • Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
  • Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
  • Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  • Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:
Читайте также:  Статья 10. состав федеральной комиссии

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5, 8 и 9 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином;

  1. 2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными   полномочиями   и   принявшие   оспариваемое   решение   либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
  2. 3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
  3. 4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
  4. 5)   иные  известные данные  в  отношении  оспариваемых  решения, действия    (бездействия).     В     случае    оспаривания     решения,     действия (бездействия)   судебного   пристава-исполнителя   в   числе   таких   данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
  5. 6)     сведения     о     правах,     свободах     и     законных     интересах административного    истца,     которые,     по    его     мнению,     нарушаются оспариваемыми решением, действием, (бездействием), а в случае подачи заявления     прокурором     или     указанными      в     статье     40     Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами • — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
  6. 7)   нормативные  правовые акты и  их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
  7. 8)   сведения  о  невозможности   приложения   к   административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи    220   Кодекса   административного   судопроизводства    Российской Федерации и соответствующие ходатайства;
  8. 9)   сведения   о   том,   подавалась   ли   в   вышестоящий   в   порядке подчиненности орган  или  вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба     по     тому     же     предмету,     который     указан     в     подаваемом административном   исковом   заявлении.   Если   такая   жалоба   подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
  9. 10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора; а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Прокурор разъясняет порядок обжалования решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего

Вопрос: Может ли гражданин обжаловать решение, действие (бездействие) государственного органа власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если он считает, что его права и свободы нарушены?

Ответ: Да, конечно. В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации он вправе обратиться за защитой нарушенных прав и свобод в суд или вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Вопрос: Гражданин решил оспорить решение, действие (бездействие) непосредственно в суд. Вправе ли он подать заявление в суд?

Ответ: Бесспорно. В соответствии с частью 2 статьи 254 кодекса он вправе обратиться в суд с заявлением по месту жительства или по месту нахождения государственного органа власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. При этом должны быть соблюдены правила подсудности, прописанные в статьях 24-27 кодекса.

Вопрос: Гражданину отказали в выезде из Российской Федерации, мотивируя принятое решение тем, он осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну. Может ли он обратиться в суд за защитой нарушенных прав?

Ответ: Безусловно. Гражданин имеет право на судебную защиту, если он считает, что по отношению к нему допущен чиновничий произвол.

В этом случае важно помнить, что дела этой категории в соответствии со статьей 26 кодекса рассматривают по первой инстанции соответствующий верховный суд республики, краевой (областной), суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

Вопрос: Какое решение, действие (или бездействие) может быть оспорено гражданином в порядке, предусмотренном статьей 254 кодекса?

Ответ: Любоеколлегиальное и единоличное решение, действие (или бездействие), в результате которого нарушены 1).права и свободы гражданина; 2).на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности; 3). созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Вопрос: Объединение граждан (юридическое лицо) не согласилось с решением государственного служащего и обратилось в суд с заявлением. Правомерно ли поступило объединение (юридическое лицо)?

Ответ: Согласно правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 22.04.

2004 №213-О, рассмотрение заявления общественного объединения (юридического лица) об оспаривании решения, действия (или бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего входит в компетенцию суда, следовательно, объединение (юридическое лицо) правомерно обратилось в суд за защитой.

Вопрос: Определены ли федеральным законодателем сроки оспариванияколлегиального и единоличного решения, действия (или бездействия), государственного органа власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего?

Ответ: Согласно статье 256 кодекса гражданин обращается в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно нарушении его прав и свобод.

Вопрос: Гражданин пропустил трехмесячный срок подачи заявления в суд. Является ли это обстоятельство основанием для отказа в принятии заявления судом?

Ответ: Подобный отказ нельзя признать правомерным. Суд выясняет причины пропуска и они, бесспорно, могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Вопрос: Может ли суд восстановить процессуальный срок?

Ответ: Такое право предоставлено суду. Суд принимает решение о восстановлении процессуального срока на основании заявления гражданина, где изложены причины пропуска, которые, по мнению суда, являются уважительными.

Одновременно гражданин должен подать заявление на решение, действие (или бездействие) государственного органа власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Суд, восстановив срок, рассматривает основное заявление гражданина по существу.

Вопрос: Как долго придется ждать гражданину, пока суд рассмотрит его заявление и примет законное решение?

Ответ: В соответствии со статьей 257 кодекса суд рассматривает заявление в течение десяти дней, а в Верховный суд Российской Федерации- в течение двух месяцев. При рассмотрении заявления участвуют гражданин, представитель органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

  • Вопрос: Может ли действие оспариваемого решения приостановлено судом?
  • Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 254 кодекса суд вправе принять такое решение.
  • Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры
Читайте также:  Статья 1. назначение федеральной фельдъегерской связи

Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

  • Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению
  • Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд
  • Статья 220. Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
  • Статья 221. Лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
  • Статья 222. Рассмотрение судом вопроса о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
  • Статья 223. Меры предварительной защиты по административному иску о признании незаконными решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
  • Статья 224. Объединение в одно производство административных дел об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
  • Статья 225. Прекращение производства по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
  • Статья 226. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
  • Статья 227. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

Статья 227.1. Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении

Статья 228. Обжалование судебного акта по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

Судебная практика и законодательство — КАС РФ. Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

«Обобщение судебной практики по административным делам об оспаривании решений государственных экзаменационных и конфликтных комиссий субъектов Российской Федерации при проведении в 2016 году государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2017)

Данная категория дел рассматривалась судами по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ); при разрешении указанных административных дел суды руководствовались положениями Закона об образовании, а также Порядком.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц

Гражданин, организация, орган власти, в отношении которых подготовлены документы в ходе или по результатам проверки (далее — заинтересованное лицо), вправе обжаловать решение и действие (бездействие) должностного лица органа ГПН, принятое или осуществленное по результатам проверки, в орган ГПН, выдавший распоряжение о проведении проверки, вышестоящему должностному лицу, органу ГПН.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования является решение или действие (бездействие) должностного лица органа ГПН, принятое или осуществленное по результатам проверки.

Обжалование осуществляется в течение пятнадцати дней с момента принятия решений и (или) осуществления действий (бездействия) должностным лицом органа ГПН по результатам проверки.

На период срока, установленного для рассмотрения жалобы, вступление в силу обжалуемых документов и их действие не приостанавливается.

В случае пропуска срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен руководителем органа ГПН, в котором рассматривается жалоба, о чем делается отметка на поступившей жалобе в виде соответствующей резолюции (либо ходатайство отклоняется соответствующей резолюцией). Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования уведомляется заинтересованное лицо в ответе на жалобу.

  • Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования решения или действия (бездействия) должностного лица органа ГПН является поступление в орган ГПН жалобы заинтересованного лица, изложенной в письменной или электронной форме, о его несогласии с решением и действием (бездействием) должностного лица органа ГПН, принятым или осуществленным по результатам проверки.
  • Заинтересованное лицо имеет право на получение информации о документах, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
  • Жалоба заинтересованного лица может быть направлена:
  • руководителю органа ГПН, выдавшего распоряжение о проведении проверки, на решение или действие (бездействие) его подчиненных;
  • руководителю вышестоящего органа ГПН на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа ГПН.
  • Жалоба, поступившая в орган ГПН, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления.
  • Жалоба рассматривается органом ГПН, должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
  • По результатам рассмотрения жалобы на решение или действие (бездействие), принятое или осуществленное в ходе проверки, должностное лицо органа ГПН, рассматривавшего жалобу:
  • признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица правомерными;
  • признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений.
  • Не допускается сокращение обжалуемых в предписании об устранении нарушений или по устранению несоответствия сроков устранения и (или) иное ухудшение положения лица, направившего жалобу, или лица, в отношении которого было принято обжалуемое решение, предпринято обжалуемое действие (бездействие) должностного лица.
  • Заинтересованное лицо, направляющее жалобу на действия (бездействие) и решения должностных лиц органа ГПН, в обязательном порядке указывает в своей жалобе:
  • наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
  • фамилию, инициалы должностного лица органа ГПН, которому подается жалоба;
  • свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии);
  • почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • суть жалобы.
  • Ставит личную подпись и указывает дату.
  • В случае необходимости в подтверждение своих доводов заинтересованное лицо может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.
  • В случае, если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

В случае, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заинтересованному лицу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

При получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц органа ГПН, а также членов их семей, орган ГПН вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заинтересованному лицу, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если в жалобе заинтересованного лица содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, начальник (заместитель начальника) органа ГПН или уполномоченное должностное лицо органа ГПН вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заинтересованным лицом по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган ГПН. О данном решении уведомляется заинтересованное лицо, направившее жалобу.

  1. Органы ГПН и должностные лица органов ГПН:
  2. обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости — с участием заинтересованного лица, направившего жалобу, или его законного представителя;
  3. вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
  4. по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица, дают письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.
  5. Ответ на жалобу подписывается начальником (заместителем начальника) органа ГПН или уполномоченным на то должностным лицом органа ГПН и направляется по почтовому адресу, указанному в жалобе.
  6. Обжалование решений по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка на основную публикацию