Статья 11. срок полномочий судьи

Статья 11. Срок полномочий судьи

30.12.2020  1

Ранее мы писали про виды дисциплинарных наказаний, налагаемых на судей за совершение того или иного проступка. Одним из них является досрочное прекращение полномочий. Но судья же может покинуть свой пост не только из-за совершённого преступления. В этой статье мы рассмотрим процесс отставки судьи, а также основания для отставки.

Начать стоит с того, что решение о прекращении полномочий судьи по той или иной причине принимается квалификационной коллегией судей в соответствии с положениями Закона. Рассмотрим основания, при наличии которых принимается решения о приостановлении полномочий судьи, прекращении полномочий и отставке судьи.

Приостановление полномочий судьи

  • Решение о приостановлении полномочий судьи принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
  • 1. Признание судьи безвестно отсутствующим;
  • 2. Привлечение судьи по уголовному делу в качестве обвиняемого;

3.

Участие судьи в выборах в качестве кандидата на пост Президента, депутата ГосДумы, главы муниципального образования, должностного лица местного самоуправления, а также в орган государственной власти субъекта или представительный орган муниципального образования.

Стоит отметить, что данная процедура всегда носит временный характер. Решение о прекращении приостановления полномочий также выносится квалификационной коллегией судей.

Прекращение полномочий судьи

Что касается прекращения полномочий судьи, то для данной ситуации необходимы следующие основания:

  1. письменное заявление судьи об отставке;

  2. неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

  3. письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

  4. достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

  5. прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

  6. нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

  7. занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

  8. избрание судьи Президентом Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;

  9. вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

  10. вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

  11. смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

  12. отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда;

  13. совершение судьей дисциплинарного проступка, за который решением квалификационной коллегии судей на судью наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

К слову, практически все из этих оснований можно рассмотреть как повод для досрочного прекращения полномочий. Исключением из перечня в таком случае является достижение судьёй предельного возраста пребывания в должности.

Отставка судьи

Теперь же поговорим о том, что касается отставки. Некоторые судьи, осознавшие, что им грозит досрочное лишение мантии, стремятся уйти в почётную отставку и сохранить все её блага. Не всем это удаётся. Что же может стать причиной для ухода в отставку, за какие блага так держатся судьи и почему может прекратиться отставка?

Отставка судьи — это почётный уход или почётное удаление судьи с должности. При этом за ним остаётся звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и, конечно, принадлежность к судейскому сообществу.

Каждый судья имеет полное право уйти в почётную отставку по собственному желанию — возраст не будет играть роли. Удалённый в отставку судья получает выходное пособие не менее шестикратного размера ежемесячной зарплаты по оставляемой должности.

Также экс-судье выплачивается компенсация на приобретение билетов общественного транспорта городского, пригородного, местного сообщения.

Согласно закону, «Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин — 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи».

Как известно, отставка судьи может быть и прекращена. При это все привилегии будут сведены к нулю.

  1. выявления после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий судьи, являющихся основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи;

  2. несоблюдения запретов и ограничений;

  3. существенного, виновного, несовместимого с высоким званием судьи нарушения положений Закона и (или) кодекса судейской этики, порочащего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти;

  4. занятия деятельностью, несовместимой со статусом судьи;

  5. вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;

  6. смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

  7. Отставка судьи прекращается также в случае повторного назначения (избрания) его на должность судьи, за исключением случая назначения (избрания) судьи, пребывающего в отставке, судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

Практика

На практике прекращение отставки судьи встречается не так часто, но примеры всё же обнаруживаются.

В ноябре 2020 года Верховный Суд РФ рассматривал заявление экс-судьи Александра Соколова, который просил отменить решение ККС Рязанской области, лишившей его звания судьи в отставке.

Квалифколлегия уже второй раз пыталась прекратить отставку Соколова, так как экс-судья занимался адвокатской деятельностью, будучи судьей в отставке.

По итогу Верховный Суд всё же оставил Соколова без статуса судьи в отставке.

Была прекращена отставка и экс-судьи Михаила Васильевича Гречки. На фоне основного конфликта квалифколлегия узнала, что судья предоставил недостоверные сведения о своих доходах, а также не составил декларацию о проданном им его же супруге автомобиле, чем нарушил судейскую этику и требования Закона о статусе судей.

«Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что такие действия Гречки М.В.

несовместимы с высоким званием судьи, порочат честь и достоинство судьи, умаляют авторитет судебной власти и в силу подпунктов 1, 3 пункта 6 статьи 15 Закона о статусе судей являются основанием для прекращения отставки судьи».

Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" в части уточнения срока полномочий мирового судьи"

Статья 1

Пункт 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.

1792; 1993, N 17, ст. 606; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399; 2001, N 51, ст. 4834; 2005, N 15, ст. 1278; 2009, N 29, ст. 3594; 2012, N 24, ст. 3083; 2020, N 50, ст.

8071) изложить в следующей редакции:

«3. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года.

При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий.

Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6270; 2005, N 15, ст. 1278; 2012, N 41, ст. 5529) следующие изменения:

  • 1) пункт 2 статьи 6 после слов «до истечения срока полномочий мирового судьи,» дополнить словами «до достижения мировым судьей предельного возраста пребывания в должности мирового судьи,»;
  • 2) статью 7 изложить в следующей редакции:
  • «Статья 7. Срок полномочий мирового судьи
Читайте также:  Раздел V. Прекращение и приостановление действия международных договоров российской федерации

1. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

2. При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.».

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

2. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона мировые судьи сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были назначены (избраны).

Президент Российской Федерации В. Путин

Стать мировым судьей бессрочно можно будет только со второго раза

9 марта прошел второе чтение законопроект № 657072-7, изменяющий сроки полномочий мировых судей. Изначально ВС РФ предлагал назначать их бессрочно сразу, но во втором чтении депутаты поддержали предложенные правительством поправки, согласно которым бессрочным будет только второе назначение судьи.

Верховный Суд предложил не ограничивать полномочия мировых судей определенным срокомПленум ВС подготовил законопроект, направленный на исключение из закона процедуры переназначения мировых судей, что должно обеспечить их беспристрастность

Верховный Суд внес законопроект в Госдуму в марте 2019 г. Как ранее сообщала «АГ», изначально предполагалось, что в п. 1 ст. 11 Закона о статусе судей появится упоминание о том, что полномочия любых судей не могут ограничиваться каким-либо сроком.

Аналогичные изменения должны были затронуть и ст. 7 Закона о мировых судьях.

В ней планировалось закрепить следующее правило: полномочия мирового судьи не ограничены определенным сроком, предельный возраст пребывания в должности мирового судьи – 70 лет.

Сейчас срок полномочий мировых судей каждый регион определяет самостоятельно. В ст. 7 Закона о мировых судьях сказано, что при первом назначении этот срок не может быть больше пяти лет, а при повторном – меньше пяти лет.

В пояснительной записке Верховный Суд указывал, что в системе общей юрисдикции определенным сроком ограничиваются полномочия только мировых судей. При этом, добавлял он, в 2017 г. Группа государств против коррупции (ГРЕКО) рекомендовала России повысить «стабильность срока пребывания в должности мировых судей».

Вячеслав Лебедев: Новые кассационные суды удовлетворяют больше жалобСоответствующую статистику председатель ВС озвучил на пленарном заседании Совета судей

В июне 2019 г. поправки прошли первое чтение, через полгода на пленарном заседании Совета судей председатель ВС Вячеслав Лебедев отмечал, что реализация этого законопроекта позволит укрепить гарантии независимости судей и обеспечить единство их правового статуса.

Однако ко второму чтению поправки существенно изменились. Теперь предполагается, что мировой судья в первый раз назначается на три года, а во второй раз – бессрочно.

Указание на тот же предельный возраст остается. Из таблицы поправок, рекомендованных «профильным» комитетом Госдумы к принятию, следует, что новые правила предложило Правительство РФ.

При этом в его официальном отзыве таких замечаний не было.

В законопроекте осталось правило о том, что после вступления изменений в силу действующие мировые судьи сохранят полномочия до истечения их срока.

По мнению советника ФПА Нвера Гаспаряна, первый трехлетний срок можно назвать испытательным: «Успешно пройдя его, мировой судья получит право осуществлять свои полномочия до достижения предельного возраста без переназначений. Чем меньше назначений на должность судьи, тем больше его независимость, а следовательно, тем выше качество осуществления правосудия».

Что «не дочитано» в постановлениях?О борьбе Верховного Суда с коррупционным порядком назначения и смены мировых судей

Адвокат АП Санкт-Петербурга Константин Ерофеев считает, что второй вариант законопроекта лучше, чем первый.

«Устанавливается баланс между интересами молодого специалиста, только что назначенного на должность мирового судьи, и интересами государства и общества (работа юриста высокой квалификации). Разумеется, молодой судья должен иметь определенные гарантии.

Если он увидит, что его могут уволить через небольшой срок, это внесет определенную нервозность и неуверенность в его работу. Кроме того, кандидаты на должность судьи проходят достаточно серьезные испытания и проверки.

Поэтому устанавливать им испытательный срок 1–3 месяца, как продавцам на рынке, нецелесообразно. Однако судебная ошибка, вызванная неопытностью судьи, может дорого обойтись участнику судебного процесса, даже поломать его судьбу», – пояснил свою позицию эксперт.

Однако, по его мнению, бессрочным должно быть не второе, а третье назначение. «Мировой судья должен дважды пройти процедуру переназначения, сначала на 3 года, а затем, например, на 5 лет. И только потом назначаться бессрочно.

Я думаю, что и в этом случае баланс интересов судьи и общества сохранится, ведь после второго срока судья становится несменяемым на многие годы и даже десятки лет», – указал Константин Ерофеев.

При этом самой большой проблемой он считает не назначение судей на ограниченный или неограниченный срок, а процедуру «снятия с должности»: «Я не вижу реального механизма влияния общества на “отзыв” судьи».

Федеральный судья в отставке, профессор факультета права НИУ ВШЭ и заслуженный юрист России Сергей Пашин напомнил: «Деятельность мировых судей, не упраздненная, а лишь “приостановленная” большевиками в 1917 г., была возобновлена в конце прошлого века для уменьшения нагрузки, выпавшей на долю федеральных судов».

Современные мировые судьи, по его словам, оказались «бледной копией царской мировой юстиции». «Прежний опыт почетных мировых судей, выбиравшихся населением из числа местных жителей, либеральные власти РФ игнорировали.

В итоге современная мировая юстиция употребляется как подножие пирамиды федеральных судов с верхушкой в Москве – мировые судьи прогибаются под бременем “конвейерного” правосудия и давлением свыше», – считает эксперт.

По его словам, в основу принятого во втором чтении законопроекта лег срок полномочий для районных судей, появившийся в 1990-е гг. «по настоянию тогдашнего руководства Минюста».

«Первое назначение – на определенный срок (районные судьи подвергались “искусу” 5 лет, потом этот период сократили до 3 лет), второе – бессрочно, пока не состарятся.

Сегодня неконституционный “испытательный срок” для районных судей больше не применяется», – рассказал Сергей Пашин.

Мировые судьи – большие труженики, и любое улучшение их положения можно приветствовать, подчеркнул эксперт. «Однако не следует забывать смысл учреждения мировой юстиции Судебными уставами 1864 г.

Правоведы тогда прекрасно понимали, что казенные “судебные места” должны быть уравновешены близкими к народу, знающими его нужды и страсти, не отрекшимися от принадлежности к гражданскому обществу мировыми судами», – добавил Сергей Пашин.

По его словам, тогда «мировую юстицию» не подгоняли под «имперскую», а наоборот, формировали из нее отдельную ветвь судебной власти: даже апелляция на приговоры мировых судей проходила не в окружном суде, а на съездах мировых судей.

«Принятый ныне законопроект предполагает дальнейшее утверждение имперских, унитарных начал в номинально федеративном государстве, наведение единообразия по “столичным” лекалам.

Стабильность положения мирового судьи нужно видеть не в запоздалом копировании статуса служителя федеральной Фемиды, а в опоре судьи на местное сообщество, в его авторитете среди граждан, которым он служит», – полагает Сергей Пашин.

Профессия: судья

Ровно половина участников судебных дел считают, что суд несправедлив и судьи выносят все решения по блату.

Ольга Макеева

юрист, 25 лет прожила с судьей под одной крышей

Так думают те, кто проиграл. Победители тоже редко хвалят судей. Обычно они считают, что судьи получают огромную зарплату просто так и что разрешенное дело — заслуга не судьи, а адвокатов.

Я юрист, а моя мама — судья. Я знаю, что не каждому по силам выдержать нагрузку и ответственность, которая ложится на судей. В этой статье я расскажу, кто может стать судьей, за что судьи получают зарплату и привилегии и за какие фото в соцсетях судью могут лишить полномочий.

У судебной системы в России не лучшая репутация: много пишут о необъективности судей, их зависимости от руководства, взятках и других проблемах. Мы расскажем только о формальной стороне вопроса: кто такой судья по закону.

Говоря о недостатках судов, нужно понимать, что Россия большая и каждый день здесь работают тысячи судей, которые рассматривают десятки тысяч дел. На этом фоне обязательно найдутся те, кто ведет себя плохо.

Читайте также:  Статья 1. Столица Российской Федерации

И еще: судьи — это люди. Если ваш ребенок получает юридическое образование, он тоже может стать судьей. Если, например, он стал судьей и берет взятку, то он — преступник.

Не какой-то абстрактный судья, а конкретно ваш ребенок. Значит, так он воспитан.

И наоборот: если ваш ребенок стал судьей и не взял взятку, а вел дела аккуратно и по закону, то внезапно он стал одним из тех людей, которые делают свою работу хорошо, и им хочется гордиться.

У каждого продажного судьи есть мама и папа, которые его так воспитали.

Но отложим в сторону морально-воспитательный вопрос. Что говорит о судье закон?

Судья — это человек, которого государство наделило правом разрешать споры между компаниями, гражданами и представителями власти. Когда возникает конфликт и стороны не могут договориться, они могут задать вопросы суду: «Кто прав?» и «Что теперь делать?».

Судья работает на государственной должности, как, например, руководители фракций в Госдуме, федеральные министры и президент. Государственные должности созданы для исполнения функций государственных органов России. То есть судья — это представитель власти, он выносит приговоры и решения не от себя лично, а именем России.

Остальные дела рассматривают судьи федеральных судов. Иногда их еще называют федеральными судьями, но в законе такого понятия нет. К федеральным судам относятся арбитражные суды, суды общей юрисдикции и военные суды.

Решение любого суда можно обжаловать в вышестоящий суд. Высший орган судебной власти — Верховный суд РФ — последняя инстанция для пересмотра дел в России.

Еще есть Конституционный суд РФ. Он проверяет законы на соответствие Конституции РФ и может отменить любой закон, если он ей противоречит.

Чтобы стать судьей, нужно получить юридическое образование, отработать минимум пять лет по специальности, сдать квалификационный экзамен и пройти конкурс.

Для вышестоящих судов требования еще выше, и попасть в них сложнее. Например, чтобы стать судьей конституционного суда, нужно иметь безупречную репутацию, признанную высокую квалификацию в области права и не менее 15 лет опыта работы по юридической специальности. Почти у всех судей конституционного суда есть ученая степень, десятки опубликованных работ, учебников и монографий.

Согласно социологическому исследованию профессии судьи, большинство судей пришли в профессию из судебных, следственных органов и прокуратуры.

В мировых судах 70% судей — женщины. В судах уровня субъекта РФ мужчин и женщин почти поровну — 43% против 57%. В Верховном суде РФ женщин 32%, а в Конституционном суде РФ всего 18% — три женщины и тринадцать мужчин.

Многие недовольны, что в судьи берут только своих: из секретарей или помощников судей. Но так везде: в банк часто приходят работать из другого банка, а в магазин — из другого магазина. Только работая в суде, можно узнать внутреннюю кухню и понять, чего ждать. А руководство может проверить деловые качества будущего судьи.

Средняя зарплата секретаря суда — 15 тысяч рублей до вычета налогов. Пока однокурсники нормально зарабатывают в юридических фирмах, секретарь суда за копейки пишет протоколы и успокаивает недовольных представителей. На этом этапе многие желающие сдаются.

Требования к претенденту на должность судьи зависят от того, в каком суде он будет осуществлять свои полномочия. Но есть и общие условия.

Высшее юридическое образование. Это может быть как очная, так и заочная форма обучения, но уровень образования должен быть только «специалист» или «магистр». Диплома бакалавра недостаточно.

Опыт работы не менее 5 лет. Работать обязательно нужно в должности, которая требует высшего юридического образования. Можно быть преподавателем юридических дисциплин, юристом в консалтинговой фирме, адвокатом или нотариусом.

Дееспособность. Кандидат на должность судьи не может состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Желающие стать судьей проходят обязательное медицинское освидетельствование.

Гражданство РФ. Если гражданства нет или есть вид на жительство иностранного государства, судьей стать не получится.

Помимо основных требований кандидат должен собрать кучу документов и сдать экзамен.

Квалификационный экзамен. Экзамен на должность судьи похож на экзамен в вузе. Вместо преподавателя — комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Она состоит из опытных судей и правоведов региона. Как правило, экзамен проводится раз в месяц.

Сдают не все. Например, в 2017 году в Санкт-Петербурге не сдал каждый третий претендент. Для тех, кому не повезло, следующая попытка разрешается только через полгода.

Статистика сдачи экзамена на должность судьи в Санкт-Петербурге за 2017 год

Конкурс на должность. Кроме экзамена кандидату в судьи нужно пройти конкурс на должность. Причем результаты экзамена действительны три года со дня сдачи. Это значит, что если не пройти конкурс за три года, все нужно начинать заново.

Объявления о вакансиях публикуются на сайте конкретного суда, квалификационной коллегии и в СМИ. Как только появится подходящая вакансия, претендент должен подать в квалификационную коллегию судей своего региона заявление и необходимые документы.

Квалификационная коллегия судей проверяет информацию о каждом кандидате и решает, кого из претендентов рекомендовать на должность судьи. По каждому претенденту коллегия направляет запросы в государственные органы — МВД, службу судебных приставов, налоговую и ФСБ. Причем органы проверяют всех членов семьи претендента на должность.

Если все в порядке, кандидат получает заключение о даче рекомендации на должность судьи.

Утверждение Президентом РФ. Последнее слово за главой государства, если речь о федеральном судье. На этом этапе отклоняется еще 15—20% кандидатур. После окончательной проверки президент подписывает указ о назначении судьи на должность.

Мировых судей утверждает местное законодательное собрание.

После назначения судья приносит присягу и может начинать работать.

Государство предоставляет судьям достойную оплату труда, неприкосновенность и социальные гарантии. Эти преимущества не личная привилегия судей, а гарантия вынесения законных и справедливых судебных решений. А еще — плата за ту ответственность, которую они на себя берут.

Судья обязан лишить кого-то свободы, имущества, денег, общения с детьми, если этого требует закон. До 1996 года самым строгим наказанием за преступления была смертная казнь. То есть раньше судьи были вправе даже лишить кого-то жизни. Сейчас смертная казнь не назначается, хотя от этого ответственность судьи меньше не становится.

Неприкосновенность. Неприкосновенность — это защита судьи от задержания, обыска, привлечения к уголовной или административной ответственности.

Например, чтобы привлечь судью районного суда к уголовной ответственности, председатель Следственного комитета России должен запросить согласие квалификационной коллегии судей субъекта. В квалификационную коллегию входят представители президента, общественности и судов разных уровней. Только после согласия коллегии председатель следственного комитета может возбудить уголовное дело.

Материальное обеспечение. Государство оплачивает судьям и членам их семьи медицинский полис ДМС и санаторно-курортное лечение. Это выгодно даже тем, кто любит отдыхать за границей: если судья откажется от путевки в санаторий, в конце года ему выплатят компенсацию ее стоимости.

Судьям, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, государство предоставляет квартиру. Для этого специальная комиссия проверяет жилье судьи.

Если количество квадратных метров на судью и членов семьи меньше общей учетной нормы субъекта РФ, судью поставят в очередь и компенсируют расходы по найму жилья до предоставления квартиры.

Например, в Санкт-Петербурге на одного жильца в квартире должно приходиться не меньше 9 квадратных метров.

Размер пожизненного содержания меньше средней зарплаты судьи — 80% от дохода на соответствующей должности.

Мантия и молоток. Судейская мантия — символ судебной власти. Судья обязан носить мантию в течение всего рабочего дня. Еще судье полагается форма — обувь и блузка или рубашка. А вот специальный деревянный молоток, который всегда под рукой у судей в телевизоре, на самом деле в России не используется.

На первый взгляд действительно кажется, что работа судьи — это мечта каждого. Но помимо привилегий у судей много ограничений.

Судья имеет обязательства по отношению к государству и обществу. Все требования, которые применяются к действующим судьям, распространяются и на судей в отставке.

Нагрузка. Работа судьи подразумевает необходимость перерабатывать большой поток дел в ограниченный промежуток времени. В среднем каждый судья рассматривает 180 дел в месяц. Есть те, на кого приходится 10—20 дел в неделю, а у некоторых их больше 50. Обычно столько дел в неделю рассматривают судьи Москвы и Санкт-Петербурга.

50 дел в неделю означает, что каждый день судья выносит решения по десяти делам: 48 минут на одно дело при восьмичасовом рабочем дне. Но обычно дела затягиваются, кто-то опаздывает или нужно опросить свидетелей, поэтому задержки в суде — частое явление.

У судей официально ненормированный рабочий день. Но уйти с работы пораньше не получится — судья должен всегда быть на месте. А вот задержаться до позднего вечера или выйти в выходной — обычное дело.

Судья работает не один. В аппарат судьи входят два человека — секретарь и помощник. Секретарь направляет повестки, пишет протокол и говорит: «Прошу всех встать!» на судебном заседании. Помощник готовит проекты простых судебных документов. За тем, чтобы аппарат делал свою работу качественно и вовремя, следит судья, а в случае ошибок отвечает за них.

Судебный процесс. Все сроки, связанные с рассмотрением дела, установлены законом и контролируются председателем суда и вышестоящими судами. У каждого суда есть сайт, где можно отследить движение каждого дела и ознакомиться с результатами рассмотрения.

За этим следит помощник судьи. Если очередной этап дела не будет в срок зафиксирован на сайте, появится повод для жалоб. Но и без этого причин пожаловаться на судей много.

Если стороне показалось, что судья оказывает противнику больше внимания, это уже повод обвинить во взятках.

Любая отмена решения вышестоящим судом и нарушение сроков — это брак в работе, минус в премии и в репутации судьи. Каждую неделю на совещании судей подробно разбираются все отмены и изменения решений. Иногда вышестоящие инстанции отправляют дело на новое рассмотрение в тот же суд, и все нужно начинать сначала. В профессии судьи очень жесткие дедлайны и контроль качества.

  1. Судья — это государственная должность. Судья выносит приговоры и решения не от себя лично, а именем Российской Федерации.
  2. Чтобы стать судьей самого низшего звена, нужно получить высшее юридическое образование, проработать 5 лет по специальности, дождаться 25 лет, сдать экзамен, найти вакансию и пройти конкурс.
  3. Репутация судьи должна быть безупречной. Поэтому судьи должны следить за сказанным в личных разговорах и опубликованным в соцсетях и тщательно выбирать компанию для досуга. Судьи ограничены Кодексом судейской этики.
  4. Судьи очень много работают. В среднем каждый судья рассматривает 180 дел в месяц.
  5. У судей много привилегий, в том числе неприкосновенность, большая пенсия или ежемесячное пожизненное содержание. По закону всё это — гарантия правосудия.
Читайте также:  Глава iii.1. государственная кадастровая оценка

Внесены изменения в законодательство о судебной системе в соответствии с Конституцией

  • Проекты законов были внесены Президентом в целях реализации положений
    обновленной Конституции.
  • Официальный представитель Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил
    об изменениях, которые вносятся в законодательство о судебной системе Российской Федерации.
  • Вносятся изменения в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФКЗ «О военных судах Российской
    Федерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», а также изменения в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ «Об органах судейского
    сообщества в Российской Федерации» и Кодекс административного
    судопроизводства РФ.

Закрепляется
порядок прекращения Советом Федерации по представлению Президента полномочий отдельных категорий судей.

  1. Определяется порядок реализации новых полномочий Президента по внесению в Совет Федерации представлений
    о прекращении полномочий отдельных категорий судей в соответствии с пунктом «е3» статьи 83 и пунктом «л» части 1 статьи
    102 Конституции.
  2. Согласно конституционным положениям, по представлению Президента могут
    быть прекращены Советом Федерации полномочия судей «высших судов», включая их
    председателей и заместителей председателей – Конституционного Суда, Верховного
    Суда; кассационных и апелляционных судов, включая военные, арбитражные и Суда
    по интеллектуальным правам.
  3. Президент может инициировать данную процедуру в случае совершения судьей
    поступка, порочащего честь и достоинство
    судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих
    о невозможности осуществления судьей своих полномочий, которые
    предусмотрены федеральными конституционными законами.
  4. В законах закреплен перечень
    оснований, предоставляющих Президенту право инициировать процедуру
    прекращения полномочий судей. К таким основаниям, помимо совершения поступка,
    порочащего честь и достоинство судьи, также отнесены: 
  • несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленных
    Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии
    коррупции»;
  • прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства
    (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или
    иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории
    иностранного государства;
  • нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми
    запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ,
    владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
  • занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными конституционными законами.

Порядок внесения в Совет Федерации представления Президента о прекращении полномочий указанных категорий судей определяется Президентом.
Представление главы государства должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок со дня его получения.

При этом в отношении вышеуказанных категорий судей, а также в отношении
остальных категорий судей действующий
порядок прекращения полномочий судей сохраняется
(в том числе через соответствующую квалификационную коллегию судей). Стоит
обратить внимание, что в отношении судей Конституционного Суда особенности
прекращения полномочий предусмотрены ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Положения Закона
РФ «О статусе судей в Российской Федерации», регламентирующие предъявляемые требования
к судьям и к кандидатам на должность судьи, приводятся к единообразию в соответствии с Конституцией — в части запрета иметь иностранное гражданство (подданство), вид на жительство или иной
документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

В целях приведения
судебной системы РФ в соответствии со ст. 118 Конституции предлагается исключить положения о конституционных (уставных) судах субъектов
Российской Федерации из действующего законодательства.

Такие изменения вносятся в законы: «О судебной системе РФ», «О статусе
судей в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской
Федерации» и в Кодекс административного судопроизводства. Одновременно с этим устанавливается срок, не позднее которого
конституционные (уставные) суды субъектов РФ должны быть упразднены – 1 января 2023 года.

  • При этом судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ, прекратившим
    исполнение своих полномочий — как в соответствии с указанным изменениями, так и ранее — обеспечивается сохранение гарантий, включая материальное и социальное обеспечение, предусмотренных федеральным и региональным
    законодательством для таких судей в отставке.
  • Указывается, что в случае необходимости субъекты РФ вправе принять
    решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах
    государственной власти региона.
  • «Изменения
    направлены на реализацию новых положений Конституции и будут способствовать повышению
    эффективности судебной деятельности, обеспечению большей прозрачности
    осуществления судопроизводства, а также росту авторитета судебной власти», —
    сообщил Павел Крашенинников.

Сроки полномочий судей. Основания приостановления и прекращения полномочий судьи

Срок полномочий судьи. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, за исключением судей федеральных судов, назначенных на должность в первый раз сроком на три года. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда составляет 70 лет.

Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначенна ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избрании) мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, – со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока или в связи с достижением предельного возраста, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием данного судьи.

  • Приостановление полномочий судьи. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
  • 1) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  • 2) возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  • 3) участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;
  • 4) избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращения выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим, – его семье заработной платы или уменьшения ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижения уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.

  1. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.
  2. Прекращение полномочий судьи. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
  3. 1) письменное заявление судьи об отставке;
  4. 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
  5. 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
  6. 4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
  7. 5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  8. 6) прекращение гражданства Российской Федерации;
  9. 7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  10. 8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
  11. 9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
  12. 10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
  13. 11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
Ссылка на основную публикацию