Статья 32. отстранение от замещаемой должности гражданской службы

Отстранение от замещаемой должности — временное недопущение гражданского служащего к выполнению им своих должностных обязанностей по основаниям, перечисленным в ст. 32 Закона о госслужбе.

Так, представитель нанимателя обязан не допускать гражданского служащего к исполнению должностных обязанностей, а если он уже приступил к ним, то отстранить его от их исполнения в следующих случаях:

1) при появлении гражданского служащего на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Факт нетрезвого состояния гражданского служащего либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтвержден как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, например свидетельскими показаниями.

Свидетельские показания должны быть оформлены актом, составленным с участием представителя профсоюза, если гражданский служащий, отстраненный от выполнения должностных обязанностей, является его членом;

2) если гражданский служащий не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда).

Обязанность гражданских служащих проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения должностных обязанностей, инструктаж по охране труда и проверку знания требований охраны труда закреплена в ст. 214 Трудового кодекса РФ. Эта норма применяется к гражданским служащим в силу ст.

73 Закона о госслужбе, поскольку отношения, связанные с охраной труда на гражданской службе, специально законодательством о государственной службе не урегулированы;

3) при привлечении гражданского служащего в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ. Согласно ст.

114 УПК РФ временное отстранение от должности должностного лица в случае привлечения его в качестве обвиняемого осуществляется на основании постановления судьи, вынесенного по ходатайству, возбужденному с согласия прокурора дознавателем, следователем.

В случаях, перечисленных в части 1 статьи 32 Закона о госслужбе, отстранение гражданского служащего от замещаемой должности является обязанностью представителя нанимателя.

Однако, в отличие от Трудового кодекса РФ, обязанность отстранять гражданских служащих, не прошедших обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, Закон о госслужбе ставит в зависимость от наличия или отсутствия в этом вины самого гражданского служащего. Такой вывод вытекает из содержания ч.

3 статьи 32, согласно которой представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности (недопущения к исполнению должностных обязанностей) по вине гражданского служащего. Вину гражданского служащего в этом случае должен доказать представитель нанимателя.

Перечень оснований отстранения гражданского служащего от выполнения им своих должностных обязанностей, предусмотренный в ч. 1 статьи 32, не является исчерпывающим. Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов.

Поскольку отстранение от замещаемой должности — это временное недопущение гражданского служащего к выполнению им своих должностных обязанностей, отстранение от должности допускается только на период до устранения причин, послуживших основанием для отстранения.

Так, если гражданский служащий появился на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, то он должен быть отстранен от службы только на тот день, в который находился в указанном состоянии.

Статья 32. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы

Неправомерным в связи с этим будет являться отстранение такого служащего от исполнения должностных обязанностей в последующие дни, например до окончательного решения вопроса о применении к нему меры дисциплинарного взыскания. Исключение из этого правила могут составлять случаи, когда в отношении гражданского служащего в соответствии со ст. 59 Закона о госслужбе проводится служебная проверка.

Если гражданский служащий отстранен от исполнения должностных обязанностей в связи с тем, что не прошел проверку знаний и навыков в области охраны труда, то после прохождения такой проверки при положительных ее результатах он должен быть незамедлительно допущен к выполнению своих обязанностей.

Гражданские служащие, отстраненные от должности на основании постановления судьи, должны быть допущены к исполнению должностных обязанностей после отмены в установленном порядке предусмотренных в нем требований об отстранении.

Гражданскому служащему, отстраненному от замещаемой должности гражданской службы (не допущенному к исполнению должностных обязанностей) на законных основаниях, в период отстранения денежное содержание не начисляется. Исключение составляют случаи, предусмотренные федеральными законами.

В частности, денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности сохраняется за гражданским служащим, отстраненным от замещаемой должности гражданской службы (не допущенным к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов.

Денежное содержание по замещаемой должности на все время отстранения его от должности сохраняется за гражданским служащим, в отношении которого проводится служебная проверка.

Отстранение от работы: специфика и возможные ошибки

Вопросы отстранения от работы интересуют работодателя, как правило, внезапно и по поводу конкретной, уже возникшей ситуации. В связи с неглубоким изучением данного вопроса ввиду его нетипичности и редкости вероятность совершения ошибок при применении данного действия очень велика. Обсудим основные моменты процедуры отстранения во избежание возможных ошибок и споров.

Отстранение от работы – нетипичное действие, с которым работодатели сталкиваются не часто. Так что, к сожалению, ошибок в данной области допускается немало. Поэтому, чтобы не попасть впросак, давайте разберем основные из них. Тем более, что в ряде установленных законом случаев работодатель обязан отстранить сотрудника от работы.

В Трудовом кодексе РФ специального понятия «отстранение от работы» не установлено. Под отстранением от работы понимается принудительный запрет работнику выполнять свои должностные обязанности, инициированный работодателем или иным уполномоченным лицом.

Случаи отстранения

Работодатель обязан отстранить сотрудника от работы в случаях (ст. 76 ТК РФ):

  • появления его на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
  • если работник не прошел в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • выявления в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
  • приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права), если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья;
  • требования органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • а также на срок до четырех месяцев – в случае установления на основании медицинского заключения необходимости перевода работника при невозможности осуществления такого перевода. Данная обязанность возникает у работодателя независимо от причины такой невозможности перевода (собственный отказ работника от перевода либо отсутствие соответствующей работы у работодателя). Отстранение производится на весь указанный в медицинском заключении срок с сохранением места работы (должности) (ст. 73 ТК РФ).

Вопрос в тему

У нас в магазине произошло хищение (вернее, присвоение вверенного имущества). Работник, которого обвиняют в этом, – материально ответственное лицо. Идет предварительное следствие.

Руководитель, опасаясь и дальнейших преступных действий со стороны данного работника, дал кадровой службе указание отстранить его от работы.

Насколько я понимаю, мы не имеем на это права? Как же нам обезопасить себя от возможности повтора преступления? Работник не настаивает на увольнении, а работодатель не хочет его увольнять, пока не закончится предварительное следствие и не выяснятся все обстоятельства дела.

Да, вы не имеете права отстранять работника от работы. У работодателя установлена лишь обязанность отстранять его в случаях, предусмотренных ТК РФ. Хищение или присвоение вверенного имущества не включены в список оснований для отстранения (ст. 76 ТК РФ).

Единственное основание, подходящее к Вашей ситуации, – это отстранение работника по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Таким органом при производстве предварительного следствия является суд. Согласно ст.

114 УПК РФ следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. Однако такие действия целиком и полностью являются инициативой органов предварительного следствия, а не работодателя.

Читайте также:  Раздел II. Регулирование трудовых отношений. Оплата труда

Конечно, никто не запрещает работодателю походатайствовать перед следователем об этом. Но вот будет ли удовлетворено Ваше ходатайство – большой вопрос. В любом случае Вы можете ограничить доступ провинившегося работника к материальным ценностям, не доверяя ему их, и направить его действия на выполнение иных функций согласно его должностным обязанностям.

Например, на формирование ведомостей, архивных кассовых документов и т.д. И отстранения не происходит, и в то же время ценности временно не вверяются. Цель работодателем достигнута, и закон не нарушен.

Сроки отстранения

Период отстранения длится от момента выявления вышеуказанных обстоятельств и до их устранения (ст. 76 ТК РФ).

Если обстоятельства, в связи с которыми законодатель связывает возникновение у работодателя обязанности отстранить работника от работы, выявляются работодателем не сразу, а по прошествии времени, работодатель обязан отстранить работника сразу же по выявлении им данных обстоятельств.

Вопрос в тему

Работник, получивший медицинское заключение о необходимости перевода на легкий труд, скрывает это в связи с тем, что знает об отсутствии у работодателя возможности перевести его на другую работу.

Кроме того, имеется вероятность получения им более строгого медицинского заключения в будущем – о необходимости постоянного перевода на другую должность. Работодатель случайно узнал об этом, однако подтверждающих документов о состоянии здоровья работника у него нет.

Что должен предпринять работодатель? Обязан он или имеет право отстранить такого работника от работы?

Закон закрепил за работодателем лишь обязанность по отстранению от должности, не дав ему на это право. Поскольку у Вас не имеется никаких документов, удостоверяющих необходимость перевода работника на другую должность, Вы, как работодатель, отстранять работника не должны.

Отстраняя его от должности, Вы можете столкнуться с его сопротивлением, и в будущем, возможно, – со спором о признании отстранения незаконным и взыскания среднего заработка за весь период отстранения.

Однако в связи с наличием в законодательстве требований о регулярном медицинском осмотре большинства категорий работников работник уже в принудительном порядке планово может быть направлен Вами на медосмотр, результаты которого он не сможет скрывать.

При получении медицинского заключения по результатам планового осмотра смело отстраняйте работника, если перевести его на легкий труд у Вас не имеется возможности.

Вариант удлиненного срока отстранения. Согласно ст.

73 ТК РФ трудовой договор с руководителями организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), их заместителями и главными бухгалтерами, нуждающимися в соответствии с медицинским заключением во временном или в постоянном переводе на другую работу, при отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы прекращается в соответствии с п. 8 части первой ст. 77 ТК РФ. Однако работодатель вправе с письменного согласия указанных работников не прекращать с ними трудовой договор, а отстранить их от работы на срок, определяемый соглашением сторон. Таким образом, закон содержит единственный случай удлиненного (более четырех месяцев) периода отстранения.

К сведению

Период отстранения работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине от работы, включается в стаж работы, дающий право на ежегодные оплачиваемые отпуска (ст. 121 ТК РФ). В указанный стаж также включаются время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе.

Однако в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включается время отстранения работника от работы в случаях, предусмотренных ст. 76 ТК РФ (то есть в связи со всеми причинами, не зависящими от работодателя).

Оплата труда в период отстранения

Наиболее существенным для работника является вопрос оплаты времени отстранения. По общему правилу, закрепленному ст. 76 ТК РФ, в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Такие исключения установлены для следующих случаев:

  1. В соответствии со ст. 114 УПК РФ при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ в размере пяти минимальных размеров оплаты труда. По своему смыслу данные выплаты являются процессуальными издержками, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного производства.

К сведению

Статья 32. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы. Комментарий к Федеральному закону О государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Статья 32. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы
  • Комментируемая статья Федерального закона устанавливает случаи, при которых гражданский служащий подлежит отстранению от замещаемой должности гражданской службы с пояснением такого действия — гражданский служащий не допускается представителем нанимателя к исполнению должностных обязанностей.
  • При этом установлены два случая — представитель нанимателя обязан или вправе отстранить гражданского служащего от исполнения своих обязанностей.

Такое право представителя нанимателя установлено ч. 2 комментируемой статьи — в период урегулирования конфликта интересов, с сохранением гражданскому служащему денежного содержания.

Обязанность представителя нанимателя не допускать к исполнению должностных обязанностей гражданского служащего установлена в трех случаях:

1) появление гражданского служащего на службе в состоянии опьянения.

В настоящее время продолжает действовать Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденная заместителем министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14 (с изменениями от 12 августа 2003 г.);

2) гражданский служащий не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда).

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209);

3) гражданский служащий привлечен в качестве обвиняемого, в отношении него судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ.

Статья 114 УПК РФ регламентирует порядок временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого, которое осуществляется на основании постановления суда и отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость. При этом временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 части второй ст. 131 УПК РФ.

Отстранение от занимаемой должности гражданской службы

  • Отстранение от замещаемой должности – временное недопущение гражданского служащего к должностным обязанностям.
  • Основания, по которым гражданского служащего могут отстранить от замещаемой должности, перечислены в законе о государственной службе.
  • В соответствии с Законом представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданского служащего в следующих случаях:

• при появлении гражданского служащего на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Факт нетрезвого состояния гражданского служащего либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтвержден как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, например, свидетельскими.

Последние должны быть оформлены актом, составленным с участие представителя нанимателя профсоюза, если гражданский служащий, отстраненный от выполнения должностных обязанностей, является его членом;

• в случае, если гражданский служащий не прошел в установленном порядке обучения и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности.

Читайте также:  Статья 34. Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними

Обязанность гражданских служащих проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения должностных обязанностей, инструктаж по охране труда закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Эта норма применяется к гражданским служащим, поскольку отношения, связанные с охраной на гражданской службе, специально законодательством о государственной службе не урегулированы;

• при привлечении гражданского служащего в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Отстранение гражданского служащего от замещаемой должности является обязанностью представителя нанимателя.

Однако в отличие от Трудового кодекса РФ обязанность отстранять гражданских служащих, не прошедших обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, закон о государственной гражданской службе ставит в зависимости от наличия или отсутствия в этом вины самого гражданского служащего.

Таким образом, можно сделать вывод, что представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для таких мер по вине гражданского служащего.

Вину гражданского служащего в этом случае должен доказать представитель нанимателя.

Перечень оснований отстранения гражданского служащего от выполнения им своих должностных обязанностей не является исчерпывающим. Например, представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы либо не допускать к исполнению должностных обязанностей гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов.

Поскольку отстранение от замещаемой должности – это временное недопущение гражданского служащего к выполнению им своих должностных обязанностей, то такое отстранение допускается только на период до устранения причин, послуживших основанием для отстранения.

Так, если гражданский служащий появился на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, то он должен быть отстранен от службы только на тот день, в который находился в указанном состоянии.

Неправомерным в связи с этим будет отстранение служащего от исполнения должностных обязанностей в последующие дни, например, до окончательного решения вопроса о применении к нему дисциплинарного взыскания. Исключение могут составлять случаи, когда в отношении гражданского служащего проводится служебная проверка.

  1. Если гражданский служащий отстранен от исполнения должностных обязанностей в связи с тем, что не прошел проверку знаний и навыков в области охраны труда, то после прохождения такой проверки при положительных ее результатах он должен быть незамедлительно допущен к выполнению своих обязанностей.
  2. Гражданские служащие, отстраненные от должности на основании постановления судьи, должны быть допущены к исполнению должностных обязанностей после отмены в установленном порядке предусмотренных требований об отстранении.
  3. Гражданскому служащему, отстраненному от замещаемой должности гражданской службы на законных основаниях, в период отстранения денежное содержание не начисляется.

Исключение составляет случаи, предусмотренные федеральными законами. В частности, сохраняется денежное содержание в период урегулирования конфликтов интересов, также сохраняется денежное содержание гражданскому служащему на весь период, в отношении которого проводиться служебная проверка.

Основания и порядок приостановления служебного контракта и отстранения от замещаемой должности

Отстранение от замещаемой должности — временное недопущение гражданского служащего к должностным обязанностям.

Представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданского служащего исполнителя должностных обязанностей, а если тот уже приступил к исполнению должностных обязанностей, то отстранить его от их исполнения в следующих случаях:

1)при появлении гражданского служащего на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Факт нетрезвого состояния гражданского служащего либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтвержден как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, например, свидетельскими.

Последние должны быть оформлены актом, составленным с участием представителя профсоюза, если гражданский служащий, отстраненный от выполнения должностных обязанностей, является его членом;

2)в случае, если гражданский служащий не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда).

Обязанность гражданских служащих проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения должностных обязанностей, инструктаж по охране труда и проверку знания требований охраны труда закреплена в ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации. Эта норма Трудового кодекса Российской Федерации применяется к гражданским служащим в силу ст.

73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поскольку отношения, связанные с охраной труда на гражданской службе, специально законодательством о государственной службе не урегулированы;

3)при привлечении гражданского служащего в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Согласно ст.

114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, временное отстранение от должности должностного лица в случае привлечения его в качестве обвиняемого осуществляется на основании постановления судьи, вынесенного по ходатайству, возбужденному с согласия прокурора дознавателем, следователем.

Перечень оснований отстранения гражданского служащего от выполнения им своих должностных обязанностей, предусмотренный в ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не является исчерпывающим.

В соответствии с ч. 2 этой же статьи представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов.

Поскольку отстранение от замещаемой должности — это временное недопущение гражданского служащего к выполнению им своих должностных обязанностей, отстранение от должности в случаях, предусмотренных статьей, допускается только на период до устранения причин, послуживших основанием для отстранения.

Так, если гражданский служащий появился на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, то он должен быть отстранен от службы только на тот день, в который находился в указанном состоянии.

Неправомерным в связи с этим будет отстранение такого служащего от исполнения должностных обязанностей в последующие дни, например, до окончательного решения вопроса о применении к нему меры дисциплинарного взыскания.

Исключение из этого правила могут составлять случаи, когда в отношении гражданского служащего в соответствии со ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» проводится служебная проверка.

Если гражданский служащий отстранен от исполнения должностных обязанностей в связи с тем, что не прошел проверку знаний и навыков в области охраны труда, то после прохождения такой проверки при положительных ее результатах он должен быть незамедлительно допущен к выполнению своих обязанностей.

Гражданские служащие, отстраненные от должности на основании постановления судьи, должны быть допущены к исполнению должностных обязанностей после отмены в установленном порядке предусмотренных в нем требований об отстранении.

Гражданскому служащему, отстраненному от замещаемой должности гражданской службы (не допущенному к исполнению должностных обязанностей) на законных основаниях, в период отстранения денежное содержание не начисляется. Исключение составляют случаи, предусмотренные федеральными законами.

В частности, денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности сохраняется за гражданским служащим, отстраненным от замещаемой должности гражданской службы (не допущенным к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов (п. 2 ст.

32 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Денежное содержание по замещаемой должности на все время отстранения его от должности сохраняется за гражданским служащим, в отношении которого в соответствии со ст.

59 Федерального закона проводится служебная проверка.

  • а) призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • б) восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;
  • в) избранием или назначением гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
  • г) наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой(военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • д) в иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.
Читайте также:  Статья 20. обеспечение занятости инвалидов

Временное отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей

  • Отстранение от замещаемой должности – временное недопущение гражданского служащего к должностным обязанностям.
  • Основания, по которым гражданского служащего могут отстранить от замещаемой должности, перечислены в Законе о государственной службе.
  • В соответствии с Законом представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданского служащего в следующих случаях:

при появлении гражданского служащего на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Факт нетрезвого состояния гражданского служащего либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтвержден как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, например, свидетельскими.

  1. -·в случае если гражданский служащий не прошел в установленном порядке обучения и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности.
  2. при привлечении гражданского служащего в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно – процессуального законодательства Российской Федерации.
  3. Отстранение от замещаемой должности – это временное недопущение гражданского служащего к выполнению им своих должностных обязанностей, — отстранение допускается только на период до устранения причин, послуживших основанием для отстранения.

Неправомерным в связи с этим будет отстранение служащего от исполнения должностных обязанностей в последующие дни, например, до окончательного решения вопроса о применении к нему дисциплинарного взыскания. Исключениемогут составлять случаи, когда в отношении гражданского служащего проводится служебная проверка.

  • Основания и последствия прекращения служебного контракта.
  • Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:
  • 1) соглашение сторон служебного контракта
  • 2) истечение срока действия срочного служебного контракта
  • 3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего
  • 4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя
  • 5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
  • 6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы
  • 7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе и т.п.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон служебного контракта с одновременным освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы.

Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Отечественный опыт становления гражданской службы.

Формирование относительно самостоятельной административной (аппаратной) власти в России произошло достаточно давно. Оно восходит к XVI в., ко времени правления Ивана IV по прозвищу «Грозный» (1547—1584 гг.). К этому времени территория страны приобрела внушительные размеры, а население достигло порядка 10 млн человек.

Статья 76 ТК РФ. Отстранение от работы

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;
по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

(Часть дополнена с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 марта 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 353-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 76 ТК РФ

По смыслу комментируемой статьи отстранение от работы — это временное недопущение работника к выполнению им своих трудовых обязанностей. Отстранение от работы не влечет прекращения трудовых отношений.

При возникновении определенных обстоятельств работодатель обязан отстранить работника от работы (не допускать к работе). При этом у работодателя нет права выбора — отстранять работника от работы или не отстранять: он обязан это сделать.

Перечень оснований для отстранения от работы не является закрытым, возможны иные случаи, однако при условии, что они определены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Следовательно, работодатель не вправе самовольно отстранять работника от работы.

Работодатель обязан отстранить работника от работы при наступлении обстоятельств, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, а именно:

а) при появлении на работе в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения. Работник отстраняется от работы на весь день (или смену).

Факт опьянения должен быть удостоверен медицинским заключением либо иными доказательствами (например, свидетельскими показаниями).

Свидетельские показания оформляются актом, который подписывается составителями акта (в том числе представителями профсоюза);

б) если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний в области охраны труда. Обязанность работника проходить обучение и проверку знаний закреплена в ст. 214 ТК (см. коммент. к ней). Работник не допускается к работе вплоть до окончания обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда;

в) если работник не прошел в установленном порядке обязательный предварительный медицинский или периодический медицинский осмотр.

Такой осмотр проходят: несовершеннолетние; лица, принимаемые на работу с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, на работу, непосредственно связанную с движением транспорта (водители, машинисты, летно-подъемный состав авиатранспорта и т.д.). Они отстраняются от работы до прохождения ими медицинского осмотра (см. ст. 213 ТК и коммент. к ней).

Ссылка на основную публикацию