Статья 20. обеспечение занятости инвалидов

Условия труда инвалидов —- это совокупность факторов, оказывающих влияние на состояние работника с ограничениями по здоровью в процессе его трудовой деятельности. Работодатель в силу действующего законодательства обязан организовать производственный процесс так, чтобы не нанести вреда персоналу. В связи с этим трудоустройство людей с ограниченными возможностями имеет свои особенности.

Трудоустройство работника с инвалидностью

Инвалиды с 3 группой (самая легкая) обычно не испытывают значительных проблем с трудоустройством, так как ограничения их способности к труду незначительны. А вот можно ли по ТК принимать на работу с вредными условиями инвалида 2 группы, определить не так просто.

Формально ТК РФ такого запрета не содержит, а значит, руководствоваться необходимо индивидуальной программой реабилитации (ИПР) сотрудника и санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09, исключающими работу лиц с ограниченными возможностями в условиях повышенного влияния вредных и опасных производственных факторов.

Что касается первой группы, то она традиционно считалась нерабочей, в последнее время такие ограничения частично сняты, но первую группу присваивают все же людям, не способным к труду.

Однако если индивидуальная программа реабилитации подразумевает возможность работать, а работодатель готов создать необходимые условия, трудоустраивать их не возбраняется.

Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов

На каких должностях работают инвалиды

Если труд работнику не противопоказан, то его принимают на работу на любую должность, которая подходит по квалификации и состоянию здоровья. К примеру, персонал, имеющий ограниченные возможности здоровья, трудоустраивают на должности, для которых определены оптимальные условия труда 1 класса, и примеры профессий людей — инвалидов 2 группы в этом случае выглядят следующим образом:

  • комплектовщики;
  • вахтеры;
  • гардеробщики;
  • массажисты;
  • бухгалтеры;
  • операторы call-центра;
  • интернет-маркетологи;
  • SMM-менеджеры;
  • копирайтеры;
  • программисты и т.д.

Для крупных компаний с числом работников от 100 человек установлена обязательная квота на трудоустройство сотрудников с ограниченными возможностями. Их количество в штате компании должно составлять от 2 до 4% персонала. Из численности для расчета исключаются «вредники», так как, хотя работа инвалидов во вредных условиях труда по ТК РФ не регламентирована, ее запрещают санитарные правила.

Какие документы нужны при трудоустройстве

При приеме на работу такого сотрудника закон позволяет требовать от него только те документы, которые предусмотрены статьей 65 ТК РФ:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • СНИЛС.

Этот список работодатель вправе дополнить другими документами, обусловленными характером будущей работы, например, справкой об отсутствии судимости, которая необходима педагогам.

Требовать же документы о состоянии здоровья не допускается, если работа не связана с вредными или опасными производственными факторами или если должность не поименована в приложении № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

При наличии ограничений работник по собственной инициативе может предъявить работодателю документы, подтверждающие его статус инвалида, к ним относятся:

  • справка об инвалидности с указанием присвоенной группы. По действующему порядку 1 группа инвалидности присваивается на два года, 2 и 3 — на один год. Таким образом, справка имеет определенный срок действия: после его окончания работник предъявляет новый документ или теряет льготы и компенсации, обусловленные его статусом;
  • индивидуальная программа реабилитации (ИПР). В ней прописываются ограничения и требования к условиям труда для этого специалиста, разрешенные для него параметры работы и т.д.

Работодателю необходимо изучить ИПР соискателя и определиться, сможет ли он предоставить необходимые условия или нет.

Пример

На должность специалиста по кадрам устраивается гражданка Иванова А.

, у которой в справке об инвалидности написано, что нужна работа в помещении, где отсутствуют вредные производственные факторы, позволяющее отнести рабочее место к третьему классу опасности.

Работа по этой должности не предполагает нахождение на улице, условия труда на рабочем месте оптимальные, что отражено в карте СОУТ, следовательно, Иванову А. мы принимаем на работу.

Если организация не имеет возможности организовать специальные рабочие места или не готова нести затраты по дооборудованию имеющихся, кандидату отказывают в трудоустройстве.

К этому вопросу стоит подойти серьезно, особенно если соискатель пришел с направлением из службы занятости или обратился через аналогичный портал. Необходимо развернуто обосновать свою позицию и указать причину отказа.

В противном случае работодателя обвинят в дискриминации людей с инвалидностью и привлекут к административной ответственности.

Особенности оформления взаимоотношений с работником, получившим инвалидность в период работы

Многих заболевших или получивших увечья сотрудников интересует вопрос: при какой группе инвалидности сохраняется рабочее место, а при какой нет. Ответ дать не всегда просто. Для этого необходимо внимательно изучить ИПР работника и карту специальной оценки условий труда рабочего места, на котором предполагается труд инвалида.

Когда работник признается полностью нетрудоспособным, вопросов обычно не возникает — его увольняют по пункту 5 статьи 83 ТК РФ. Но проблемы возникают с «вредниками», получившими инвалидность, особенно 3 группы. Зачастую они согласны продолжать работу даже себе во вред.

В таком случае работодателю, чтобы разобраться, может ли инвалид работать во вредных условиях труда с его согласия, следует обратиться к санитарным правилам СП 2.2.9.2510-09. В соответствии с ними привлекать таких работников к «вредной» работе нельзя.

Их необходимо перевести в оптимальные или допустимые условия труда, либо при отсутствии таковых вакансий или отказе работника уволить по основаниям пункта 8 статьи 77 ТК РФ.

Пример

В организации работает сварщик Семенов К., получивший инвалидность 3 группы. В карте СОУТ рабочего места сварщика определен класс 3.2 — вредные условия труда. В соответствии со статьей 209 ТК РФ и СП 2.2.9.2510-09 работодатель обязан создавать работникам-инвалидам допустимые условия труда.

Таким образом, ответ на вопрос, может ли инвалид 3 группы работать во вредных условиях труда, звучит отрицательно — не может. Такого работника необходимо немедленно, с даты получения документов об инвалидности, отстранить от работы, а в дальнейшем перевести на безопасное место либо уволить.

Аналогично придется поступить, если у организации нет возможности соблюсти требования ИПР работника.

Если же ИПР позволяет трудиться, условия труда не являются вредными, а работодатель готов дооборудовать рабочее место или предложить другое подходящее по здоровью, с работником заключается дополнительное соглашение, в котором фиксируются все новые условия.

Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов

Все условия прописываются в ИПР, и организация обязана выполнить эти требования. Важнейший вопрос, который необходимо решить при приеме на работу сотрудника с ограничениями по здоровью — разрешенный для него график работы. В ТК РФ оговорены ограничения по труду работающим инвалидам, которые зависят от имеющейся группы инвалидности:

  • для инвалидов I и II групп максимальная продолжительность рабочей недели составляет не более 35 часов — таким работникам устанавливается стандартный размер оклада для их должностной позиции, то есть такой же, как и здоровым работникам, которые трудятся 40 часов в неделю;
  • для инвалидов III группы стандартная рабочая неделя составляет обычные 40 часов, но если по состоянию здоровья ему устанавливается сокращенная рабочая неделя, например, 35 часов или меньше, то оплата его труда производится пропорционально объему отработанного им времени.

Эти общие ограничения применяются в случае, если сотрудник при трудоустройстве предъявил только справку, подтверждающую имеющуюся у него группу инвалидности.

Если же он принес индивидуальную программу реабилитации, то приведенные ограничения подлежат корректировке в соответствии с ИПР конкретного работника.

В ней четко указывается максимальное количество часов работы в неделю, допустимое для данного сотрудника.

Кроме сокращенного рабочего времени работодатель обязан предоставить работнику, имеющему ограничения по здоровью, другие компенсации, предусмотренные ТК РФ. Наиболее важные из них перечислены в таблице.

Льгота Характер предоставляемой льготы
Удлиненная продолжительность оплачиваемого отпуска Общая длительность ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 30 календарных дней. Ее увеличивают в соответствии с ИПР или по согласованию между работодателем и работником. Конкретная продолжительность отпуска прописывается в трудовом договоре
Предоставление неоплачиваемого отпуска по заявлению работника По заявлению сотрудника работодатель обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в течение рабочего года. Такой отпуск не подлежит переносу на следующий год, если он не использовался в текущем периоде
Ограничения на привлечение к сверхурочной работе Сотрудника привлекают к сверхурочной работе только тогда, когда он изъявил письменное согласие на такую деятельность, и она не запрещена ему в соответствии с его ИПР
Особая продолжительность оплачиваемого периода временной нетрудоспособности Продолжительность длительности одного больничного листа ограничивается 4 месяцами. Максимальная общая длительность пребывания на больничном в течение года составляет 5 месяцев. При заболевании туберкулезом эти ограничения не действуют, больничный оплачивается полностью до восстановления трудоспособности или пересмотра имеющейся группы инвалидности

В дополнение к перечисленным льготам работник с инвалидностью имеет право на получение налогового вычета в размере 500 рублей ежемесячно. Для некоторых категорий работников-инвалидов, например, так называемых чернобыльцев, эта сумма увеличивается до 3000 рублей в месяц.

В случае проверок действия инспектора по охране труда при наличии в штате учреждения среди работников инвалида с третьей группы инвалидности, не говоря уж о второй или первой, сводятся к проверке документов.

Информацию о предоставляемых сотруднику льготах, продолжительности рабочей смены, продолжительности отпусков и прочее целесообразно отразить в трудовом договоре, чтобы избежать лишних вопросов.

Если набор льгот меняется, например, в связи с пересмотром присвоенной группы инвалидности, то это необходимо указать в дополнительном соглашении.

Проведение специальной оценки условий труда на местах работников с инвалидностью

Когда создаются выделенные рабочие места для инвалидов, спецоценка их проводится в соответствии с положениями федерального закона № 426-ФЗ. Особенно внимательно необходимо отнестись к оценке результатов этой процедуры.

В частности, убедиться, что условия работы, в которых трудится такой специалист, соответствуют его индивидуальной программе реабилитации и требованиям Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09, которые определяют допустимые условия работы для данной группы сотрудников.

Согласно разделу 4 этого нормативного документа запрещается привлечение работников к труду, если условия на их рабочих местах не укладываются в установленные гигиенические нормативы и оказывают выраженное негативное влияние на состояние их здоровья.

Когда работать нельзя

Не допускается организация работы инвалидов на местах, характеризующихся повышенным влиянием следующих вредных и опасных факторов:

  • физические факторы, включая шум, повышенную температуру воздуха, вибрацию и т.д.;
  • химические факторы, в том числе загазованность воздуха в рабочем помещении, присутствие вредных химических веществ в рабочей зоне и проч.;
  • биологические факторы, включая патогенную флору и микроорганизмы, контактирующие с организмом работника;
  • нервные и психические нагрузки, включая высокую степень монотонности труда, значительные эмоциональные перегрузки и др.
Читайте также:  Статья 27. Помощник адвоката

Если проведена специальная оценка условий труда инвалидов и места сотрудников, имеющих ограничения по здоровью, признаны оптимальными или допустимыми, они продолжат работу в прежних условиях.

В этом случае информация об установленном классе условий их труда вносится в трудовой договор.

Кроме того, работодатель подает в территориальное подразделение Государственной инспекции труда декларацию, подтверждающую соответствие условий труда на данном месте действующим нормативам.

Сколько платить на травматизм

На основании результатов специальной оценки и с учетом наличия подтвержденной группы инвалидности определяется размер страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Фонд социального страхования на травматизм. Для сотрудников этой категории они будут составлять 60% от установленного для данной организации тарифа. Для остальных страховых взносов, уплачиваемых в ФСС и ПФ РФ в 2021 году, их размер составляет:

  • в ПФР – 22% — тариф действует до достижения предельной величины дохода, которая составляет 1150 тыс. рублей (после того, как выплаты сотруднику превысили эту сумму, тариф взносов в ПФР сокращается до 10%);
  • в ФСС – 2,9% — после достижения предельной величины дохода, установленной на уровне 865 тыс. руб., взносы не начисляются;
  • в ФОМС – 5,1% — для этой категории взносов предельная величина дохода не определена: они уплачиваются с любых размеров сумм, выплаченных работникам.

Таким образом, трудоустройство инвалидов, которое является обязанностью всех крупных работодателей, налагает на организацию дополнительные условия в части организации их труда. Этому вопросу необходимо уделить особое внимание, так как они наиболее тщательно контролируются специалистами Трудовой инспекции.

Узнайте стоимость проведения спецоценки условий труда в компании АТТЭК

Работа в России Общероссийская база вакансий и резюме

  1. Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов

    Основная часть мер государственной поддержки, на которую могут рассчитывать инвалиды в Российской Федерации, осуществляется Пенсионным фондом России, который предоставляет несколько видов пенсий по случаю инвалидности, а также несколько видов социальных выплат инвалидам.

    Самой распространенной пенсией ПФР для инвалидов сегодня является страховая пенсия по инвалидности. Этот вид пенсии назначается любому гражданину, признанному инвалидом, если у него есть хотя бы один день страхового стажа. Для ее получения необходимо обратиться в отделение Пенсионного Фонда России.

    Если же человек с инвалидностью никогда не работал и не имеет страхового стажа, Пенсионный фонд выплачивает ему социальную пенсию по инвалидности.

  2. Главным видом социальной поддержки инвалидов и одновременно одной из самых массовых выплат Пенсионного фонда является ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Наряду с инвалидами она выплачивается и другим гражданам, пользующимся федеральными льготами.

    Размеры ЕДВ для различных категорий граждан различаются

  3. Получающим ЕДВ инвалидам также предоставляется набор социальных услуг, включающий в себя:

    • лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам, медицинские изделия по рецептам, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов;
    • путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний;
    • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

    Граждане, имеющие 1 группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях для сопровождающего их лица второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

    Размер НСУ с 1 февраля 2016 года — 995 рублей 23 копейки в месяц

    Как получить набор социальных услуг

  4. Выплаты Пенсионного фонда предусмотрены не только для граждан с инвалидностью, но и для тех, кто ухаживает за ними.

    Для неработающих трудоспособных граждан, ухаживающих за инвалидами I группы, такая выплата сегодня составляет 1 200 рублей в месяц.

    Тем, кто осуществляет уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы, размер выплаты может в разных случаях составлять 1 200 или 5 500 рублей.

    Как оформить компенсационную/ежемесячную выплату по уходу за нетрудоспособным гражданином, ребенком-инвалидом или инвалидом с детства 1 группы

  5. В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

    • установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
    • резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
    • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
    • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
    • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

    Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

  6. Статистика по трудоустройству инвалидов

Люди с ограниченными возможностями: условия труда

Людей с ограниченными возможностями в России чаще всего называют инвалидами, это устоявшийся термин, который употребляется и в нормативных законодательных актах. Одним из способов реабилитации инвалидов является их трудоустройство.

Государство предоставляет работодателям определенные льготы в отношении работников-инвалидов, такие как, например, пониженные тарифы страховых взносов с выплат в пользу этой категории работников. При этом к условиям труда инвалидов предъявляются определенные требования.

Каковы основные правовые положения, регулирующие трудовые отношения инвалидов? На какие моменты надо обратить особое внимание работодателям, у которых трудятся люди с ограниченными возможностями?

Правовое регулирование труда инвалидов

Правовое регулирование труда инвалидов осуществляется, главным образом, в соответствии с нормами ТК РФ и Федерального закона от 24.11.1995 №181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181‑ФЗ).

Согласно ст.

1 Федерального закона №181‑ФЗ инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации – данные документы подтверждают наличие у лица инвалидности, в том числе для работодателя.

Государство призвано осуществлять социальную защиту инвалидов, которая представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Реабилитация инвалидов

Реабилитация инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

  • Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
  • – восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
  • – профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
  • – социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
  • – физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
  • Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
  • Обеспечение занятости инвалидов
  • Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
  • – установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • – резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • – стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • – создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • – создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • – организации обучения инвалидов новым профессиям.

Что касается установления квоты для приема на работу инвалидов, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов (ст.

21 Федерального закона №181‑ФЗ).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов представляют собой рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

  1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо-устройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
  2. – создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
  3. – создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
  4. – предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
  5. Обратите внимание:

Статья 5.42. КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Так, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

На «упрощенцев» нормы о квотировании рабочих мест для инвалидов не распространяются, так как согласно пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не могут применять УСНО организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек.

Что касается возможности применения данного специального налогового режима, хотелось бы отметить, что ограничение по доле участия других организаций в 25% не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25% (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Таким образом, организации, учрежденные общественными организациями инвалидов, при выполнении указанных условий могут применять УСНО в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.

К сведению:

Если сотрудник стал инвалидом, уже будучи принятым на работу, работодатель обязан перевести его на работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением.

Отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему согласно медицинскому заключению, выданному в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы являются в силу п. 8 ст. 77 ТК РФ основанием для расторжения трудового договора.

Условия труда инвалидов

Независимо от наличия обязанности по выполнению квот в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе «упрощенцев», трудятся люди с ограниченными возможностями. Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Обратите внимание:

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время (ст. 96 ТК РФ).

Привлечение к сверхурочной работе инвалидов возможно также только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

При этом инвалиды должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы (ст. 99 ТК РФ). Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

При этом они должны быть также под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Кроме того, в соответствии со ст.

128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. При этом работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы работающим инвалидам – до 60 календарных дней в году.

https://www.youtube.com/watch?v=rzJ7ETmrx78\u0026t=213s

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (ст. 23 Федерального закона №181‑ФЗ).

  • Таким образом, действующее трудовое законодательство и Федеральный закон №181‑ФЗ устанавливают инвалидам ряд льгот в отношении исполнения трудовых обязанностей.
  • Охрана труда инвалидов
  • Обязанности работодателя по организации охраны труда инвалидов

Охрана труда инвалидов осуществляется на основании Санитарных правил СП 2.2.9.2510‑09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов»

Законодательство, регулирующее трудоустройство лиц с ОВЗ

Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизни. Она позволяет экономически обеспечить себя, реализовать свои профессиональные и личные качества и, что особенно важно, приобщиться к социальным ценностям.

В Конституции Российской Федерации говорится, что каждый человек имеет право трудиться не зависимо от его возраста и возможностей здоровья. И если у большинства граждан есть все шансы успешно найти работу, которой они хотят заниматься, то у людей с ограниченными возможностями здоровья, таких шансов гораздо меньше.

Однако существует ряд законодательных актов, которые устанавливают права лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Законодательство, регулирующее трудоустройство лиц с ограниченными возможностями:

В законодательстве РФ существует ряд законодательных актов, которые устанавливают права лиц с ОВЗ

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющий право на трудовую адаптацию и профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями; содержит специальную норму, посвященную обеспечению занятости инвалидов.

Кодекс об административных правонарушениях РФ статья 5.42, предусматривает ответственность работодателей за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ в принятии инвалидов на работу с наложением административного штрафа.

Статьи Трудового кодекса РФ закрепляют следующие льготы и возможности:

  • Статья 92 ТК РФ: работники-инвалиды I и II групп имеют право на сокращенную рабочую неделю, она не может быть более 35 часов в неделю;
  • Статья 94 ТК РФ: продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов определяется в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами;
  • Статья 96 ТК РФ: инвалиды в соответствии с медицинским заключением могут привлекаться к работе в ночное время с их письменного согласия. Работодатель обязан ознакомить работника-инвалида с правом на отказ от работы в ночное время;
  • Статья 99 ТК РФ: привлечение к сверхурочной работе инвалидов допускается с их письменного согласия и при условии, что это не запрещается медицинским заключением. Под роспись они должны быть ознакомлены с их правом на отказ от сверхурочных работ;
  • Статья 113 ТК РФ: привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья.

Нормативно-правовые акты Тверской области, касающихся трудоустройства инвалидов

Закон Тверской области от 17 сентября 1997 года № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите», закрепляющий минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Постановление Правительства Тверской области от 07 апреля 2005 года №130-па «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на предприятиях, учреждениях, организациях Тверской области».

Главное управление по труду и занятости населения Тверской области

Государственная программа Тверской области «Содействие занятости населения Тверской области» на 2017 – 2022 годы»:

  • разработан комплекс мер, направленных на эффективность реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов.
  • Основные направления:
    • помощь инвалидам в поиске подходящей работы в соответствии с трудовыми рекомендациями;
    • оказание комплекса реабилитационных услуг (информирование и консультирование в сфере рынка труда, профориентация, психологическая поддержка, социальная адаптация, обучение и содействие в трудоустройстве, трудоустройство на общественных работах, содействие самозанятости и развитию предпринимательства);
    • квотирование рабочих мест, которое осуществляется в соответствии с областным законодательством;
    • взаимодействие с работодателями по вопросам оборудования специальных рабочих мест.

Квотируемое рабочее место для инвалидов

В нашей стране государством предусмотрены дополнительные гарантии для категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. В частности, созданы специальные рабочие места для инвалидов.

Работодатели, у которых численность персонала составляет 100 и более сотрудников, должны принимать на работу инвалидов в обязательном порядке

Квотируемые рабочие места для инвалидов представляют собой минимальное число должностей для лиц, которые особо нуждаются в соц. защите и испытывают сложности с профессиональной занятостью.

Их устанавливают в процентах от среднесписочного количества сотрудников предприятий, учреждений либо организаций.

Таким образом, руководитель должен зачислить в штат определенное число граждан с ограниченными возможностями.

Если раньше к руководителю могли применять санкции исключительно за отказ в приеме на работу инвалидов в пределах квоты, то сейчас законодательство было ужесточено: наряду с этой ответственностью, появилась и другая.

В соответствии с новыми нормами наказание предусмотрено и за неисполнение обязанности по выделению либо созданию должностей для инвалидов согласно установленной квоте.

Кроме этого, значительно увеличен размер штрафа, причем не только для нанимателей, но и для службы занятости.

Работодатель и возможные способы трудоустроить по квоте инвалидов

В марте текущего года Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»» утверждена новая программа обеспечения конституционной нормы равных прав на труд каждого гражданина.

 Вступление в силу государственной программы актуализирует действующее законодательство и инициирует множество проверок соответствующих органов, в том числе с использованием непривычных для большинства работодателей способов проверок — мониторинг и проверка без участия субъекта проверок. Учитывая, что все государственные программы прямо или косвенно реализуются силами работодателей, в настоящей статье мы рассмотрим возможные способы организации рабочих мест для определенного квотой количества граждан, у которых частично утеряна работоспособность и установлена инвалидность.

Правовое регулирование квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Обязанности работодателя по обеспечению инвалидов рабочими местами регламентируются законодательными актами различного уровня регулирования, а именно: федеральным, региональным и местным законодательством.

Федеральное законодательство определяет предоставление инвалидам гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий (ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  • установления квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;
  • создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организации обучения инвалидов новым профессиям.

Данная правовая норма содержит прямое указание на определение органами государственной власти именно субъектов Российской Федерации порядка проведения специальных мероприятий обеспечения трудовой занятости.

Для реализации данной нормы Закон Санкт-Петербурга от 27.05.

2003 N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» статьей 1 устанавливает обязанность работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, квотировать для приема на работу инвалидов (далее по тексту — квота) рабочие места в размере 2,5% среднесписочной численности работников, выделяя работодателей — общественные объединения инвалидов и образованные ими организации — освобождая их от соблюдения данной квоты.

Точное определение квоты дает Определение Верховного Суда РФ от 11.05.

2011 N 92-Г11-1: «квота — минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории».

Продолжая изучение Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге», можно убедиться (ст.

 1-1), что «работодатели соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах», а значит, в отдельном нормативном локальном акте следует определить как данный работодатель квотирует рабочие места, осуществляет резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, принимает участие в программах создания дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; самостоятельно создает инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов, организует обучение инвалидов новым профессиям. Отсутствие нормативного локального акта, описывающего исполнение работодателем требований федерального, регионального законодательства, может повлечь возбуждение об административном правонарушении со всеми последствиями.

Практическое исполнение требований по квотированию рабочих мест для инвалидов

Понимая особенности различных видов экономической деятельности, наличие фактического дефицита рабочей силы, необходимость реализации конституционных прав инвалидов и возникающие в связи с этим сложности, законодатель помимо фактической организации соответствующих рабочих мест предлагает работодателю правые способы реализации в Санкт-Петербурге установленных законодательством требований:

  1. «заключение договоров с частными агентствами занятости, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала), о направлении временно работников частных агентств занятости из числа инвалидов в организации, выступающие в качестве принимающей стороны;
  2. заключение соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации;
  3. создание совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями».

→ Возможность предоставления частным агентством занятости труда работников, в частности инвалидов, предусмотрена статьей 18.1 Закона РФ от 19.04.

1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пунктом 2 определяющей отдельный вид договора о предоставлении труда работников (персонала) как договор, «по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем». Существенным ограничением реализации данной нормы предоставления труда является прямой запрет Трудового кодекса Российской Федерации на заемный труд, т.е. «труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника» (ст. 56.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N  197-ФЗ). Данный запрет однозначно определяет условия, при которых нельзя привлекать к трудовой деятельности инвалидов, но и определяет условия (глава 53.1 ТК РФ), когда два юридических лица могут заключить договор по предоставлению труда работников (персонала), направив временно работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников, для выполнения работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем указанных физического лица или юридического лица.

При временном направлении работников к другому работодателю для выполнения вмененной работнику трудовой функции следует учитывать и иные нормы Трудового кодекса Российской Федерации, такие как статья 67 ТК РФ, которая определяет момент заключения трудового договора: «работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя», — обязывая работодателя в этом случае оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, и статья 166 ТК РФ, признающая «служебной командировкой — поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы». Приведенные нормы ТК РФ обязывают стороны договора по предоставлению труда работников (персонала) не только отразить предмет договора, но и до заключения юридическими лицами договора гражданско-правого характера о временном направлении работников к другому работодателю (далее по тексту — договор ГПХ), внести соответствующие сведения:

  • в текст трудового договора с временно направляемым работником условия выполнения вменяемой ему трудовой функции, детализировав, что данный трудовой договор заключается для временного предоставления труда данного работника иным работодателям, что, соответственно, не является основанием для заключения трудового договора с юридическим лицом, в пользу которого данная трудовая функция выполняется, к тому же временное предоставление труда работника не является его командированием;
  • в должностные инструкции как временно направляемых работников, так и работников, курирующих их труд, однозначно определив полномочия, ответственность каждого, исключив возможность переквалификации договора ГПХ в фактические трудовые отношения;
  • в правила внутреннего трудового распорядка и иные нормативные локальные акты каждой из сторон договора ГПХ, отдельно и однозначно определив условия выполнения договора ГПХ как способ реализации заявленного каждым юридическим лицом вида экономической деятельности,
  • в документы по обеспечению безопасных условий и охраны труда, убедившись, что работник, которому установлена инвалидность, осуществляет труд в условиях, определенных индивидуальной программой реабилитации (абилитации), с предоставлением данной категории граждан всех законодательно предписанных компенсаций и гарантий.

→ Способ организации рабочих мест путем заключения соглашения об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места другой организацией подразумевает заключение между юридическими лицами договора аренды квотируемого рабочего места, что по аналогии с рассмотренным выше способом трудоустройства инвалидов, подразумевает заключение договора гражданско-правого характера об аренде рабочего места с включением в текст данного договора всех требований к данному рабочему месту, отражением в документах трудовых отношений условий выполнения работником вменяемой трудовой функции, регулированием локальными нормативными актами особенностей труда инвалида на арендованном рабочем месте, с обеспечением безопасных условий и охраны труда на рабочем месте, что в совокупности подтверждается и бухгалтерскими документами.

→ Способ создания совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями подразумевает условия взаимодействия юридических лиц на условиях общей собственности имущества, в данном случае определенного рабочего места.

Согласно статье 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.

1994 N 51-ФЗ, «имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)», а значит, работодатели вправе организовать рабочее место по любому (долевая собственность или совместное владение) удобному им способу. При организации совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями следует учитывать, что данное рабочее место создается для трудоустройства определенного физического лица, а значит, организация труда нескольких человек на данном рабочем месте может осуществляться только в режиме неполного рабочего времени или в режиме сменной работы, ибо в один момент времени на одном рабочем месте может трудиться только один работник, что следует из комплексного применения статей  21, 57, 81, 142, 209 Трудового кодекса Российской Федерации. Организация труда на данном рабочем месте также подразумевает отражение специфики выполнения трудовой функции инвалидом как в индивидуальных документах трудовых отношений, так и в нормативных локальных актах работодателя, аналогичных рассмотренным выше с обеспечением безопасных условий и охраны труда каждому работающему.

 Несмотря на наличие нескольких способов реализации требований законодательства к созданию квотированных рабочих мест для инвалидов, работодатель в основном пользуется только одним – организует рабочее место для инвалида на своем предприятии, что зачастую создает значительные ограничения для трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью, т.к. данное место, как правило, организуется под конкретного человека в офисных помещениях или подразумевает низкоквалифицированный труд. Современные технологии, актуальная правовая база позволяют работодателю превентивным порядком продумать возможные способы организации труда работников для обеспечения максимально возможного труда инвалидов различных клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических способностей выполнения трудовых функций, тем самым не только выполняя ужесточающиеся требования законодательства, но и обеспечивая себя человеческим ресурсом, способным к длительному и благодарному труду.

Ссылка на основную публикацию