Введите запрос для поиска
ГлавнаяНовости банковФинансы 19 Апреля 2018
В 2017 году Банк России получил 162 обращения, касающихся деятельности кредитных кооперативов в Красноярском крае. Большая часть из них содержала жалобы-вопросы о возврате личных сбережений, переданных в КПК. Однако некоторые обращения содержали просьбы к регулятору дать совет, как поступить в той или иной финансовой ситуации.
О том, как грамотно выстраивать общение с КПК и какие изменения произошли в регулировании КПК, порталу «Финансист» рассказал Алексей Чирков, начальник управления регулирования Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.
— Алексей Владимирович, в чем принципиальные отличия КПК от других финансовых институтов?
— Во-первых, КПК – это один из двух видов некоммерческой финансовой организации, цель деятельности которых не в том, чтобы заработать максимальную прибыль, а в том, чтобы удовлетворить финансовые потребности своих пайщиков.
Вторая особенность состоит в том, что кредитный кооператив может работать – оказывать свои услуги – давать деньги взаймы и принимать сбережения исключительно от своих членов.
Если, например, какой-то человек увидел кооператив и решил получить там заём, то предварительно необходимо стать членом кооператива, ознакомиться со всеми документами и спецификой кооператива, после чего уже можно пользоваться его услугами.
Третья очень важная особенность состоит в том, что вступление в кооператив – это не просто формальность, из этого вытекает 2 важных последствия: 1.
Обязанность участвовать в управлении кредитным кооперативом, не реже, чем один раз в год посещать общее собрание всех пайщиков (общее собрание — это высший орган управления КПК, на котором принимаются решения по всем ключевым вопросам. Каждый пайщик имеет один голос независимо от суммы сбережений или займа). 2.
Обязанность нести субсидиарную ответственность.
Это значит, что если по итогам года кредитный кооператив получил убыток, то общее собрание этого кооператива вправе принять решение о том, что каждый член кредитного кооператива должен внести определенную сумму для покрытия этого убытка в пределах невнесенной части дополнительного взноса. Отмечу, что реализация субсидиарной ответственности – это коллективное решение пайщиков, принимаемое в ситуации, когда они понимают и сумму, и целесообразность такого шага.
Это ответственность, которую каждый, кто хочет вступить в кооператив, должен понимать, с другой стороны – это инструмент, который обеспечивает высокий уровень финансовой устойчивости кооператива.
Когда пайщики сами довносят определенную сумму денег, кооператив становится финансово устойчивым, ему не нужны какие-то внешние ресурсы для продолжения работы.
— Могут ли финансовые взаимоотношения с кооперативом быть более выгодными, чем с классическими кредитными организациями – банками или другими представителями микрофинансирования?
— Кредитный кооператив может оказывать два вида услуг – это выдача займов и прием личных сбережений. По предельным процентам по займам есть ограничение, и механизм его един для всех кредиторов. По каждому виду займов, в зависимости от кредитора, срока и наличия обеспечения, определяется среднерыночное значение полной стоимости кредита или займа (ПСК).
И в следующем квартале это значение в конкретном договоре не может более чем на одну треть превышать среднерыночное. То есть, если условно у нас в прошлом квартале по займам без обеспечения на срок от 60 до 90 дней было среднерыночное значение ПСК 30%, то в следующем квартале по таким займам максимум может быть 40 %.
Поэтому если говорить о выгодности тех или иных предложений, то можно порекомендовать зайти на сайт Центрального Банка, на главной странице внизу есть все эти данные, начиная с 2015 года по всем финансовым организациям. Там можно сравнить ПСК для разных видов займов у разных кредиторов .
И если проанализировать информацию, можно увидеть, что отдельные категории займов в кредитных кооперативах могут быть более выгодными, чем в других финансовых организациях.
Еще один момент, который важно учитывать, – это территориальная доступность финансовых услуг.
Есть небольшие населенные пункты, где КПК являются не только единственными легальными источниками заемных средств, но и вообще единственными организациями, оказывающими финансовые услуги. В таких небольших или отдаленных поселениях кооперативы выполняют важную роль обеспечения финансовой доступности.
Если говорить про сбережения, то максимальная процентная ставка в КПК в настоящее время также ограничена.
Ограничение закреплено в базовом стандарте, по любым сбережениям, которые принимает кредитный кооператив, ставка не может превышать 1,8 ключевой ставки Банка России.
Таким образом, максимальная ставка на сегодняшний день составляет 13,05% годовых. Из этой цифры видно, что сбережения в потребительском кооперативе могут быть более выгодными, чем вклады в кредитной организации.
Но важно учитывать, что за этой финансовой выгодой стоят определенные риски. Первый из них состоит в том, что средства, переданные по договору личных сбережений в кооператив, не страхуются Агентством по страхованию вкладов.
Соответственно в случае, если кооператив становится неплатежеспособным, есть риск утраты этих денежных средств или неполучения их в полном объеме.
Опять же это все зависит от конкретной ситуации, от того, как сработал механизм субсидиарной ответственности.
Но в целом важно понимать, что 100% гарантии возврата сбережений нет.
Если вам декларируют, что вложение застраховано, всегда нужно уточнять, что имеется в виду. На практике, к сожалению, были случаи, когда страховали денежные средства на случай пожара в кредитном кооперативе, а не банкротства вследствие экономических причин.
В отличие от страхования банковских вкладов через АСВ у КПК единой страховки нет. Условия страхования определяются страховыми компаниями и кооперативами самостоятельно.
Можно порекомендовать гражданам просить либо договор страхования, либо поинтересоваться, в каких случаях страхование сработает и в каких объемах. Повторюсь, здесь может быть много нюансов.
Сейчас есть несколько механизмов обеспечения интересов пайщиков в случае неплатежеспособности кооператива. Первое – это выплаты из компенсационного фонда саморегулируемой организации (СРО). (Сейчас каждый кооператив в России обязан состоять в СРО и переводить туда отчисления, которые направляются в компенсационный фонд СРО).
На выплаты пайщикам кооператива, который обанкротился, может быть потрачено не более 5% такого компенсационного фонда. Второй механизм – это субсидиарная ответственность. Также может помочь страхование – но там, как я говорил, очень много нюансов.
В настоящий момент Банком России прорабатывается вопрос совершенствования системы защиты сбережений пайщиков.
— Как воспользоваться предложениями кредитного потребительского кооператива? Что прежде всего, надо знать?
— Воспользоваться предложениями кредитного кооператива могут только пайщики – члены кредитного кооператива. Если есть желание получить заем или передать сбережения кооперативу, то прежде всего, необходимо вступить в КПК, ознакомившись с уставом, размером членских взносов, поняв те особенности, о которых мы говорили ранее.
Также стоит проверить наличие кооператива в государственном реестре кредитных потребительских кооперативов, который размещен на официальном сайте Банка России. Это по сути подтверждение легальности его деятельности. Кроме того, стоит проверить членство в СРО – попросить свидетельство, которое это подтверждает.
Поскольку, если кооператив не является членом СРО, то он не вправе привлекать сбережения от своих пайщиков. Ну и естественно, общее правило – читать то, что подписываешь, это всегда актуально. Все нюансы, о которых мы говорили, отражены в документах.
Важно полностью их прочитать и разобраться как в финансовых, так и в нефинансовых обязательствах, связанных с членством в КПК.
— Какие изменения произошли в последнее время в плане защиты прав членов КПК? Какими документами они регламентируются?
— С 1 января этого года вступил в силу базовый стандарт защиты прав пайщиков КПК. Он размещен на официальном сайте Банка России, и с этой даты обязателен для всех кредитных кооперативов независимо от их членства в СРО.
Это достаточно масштабный документ, он разработан СРО с учетом обязательных требований к его содержанию, установленных соответствующим указанием Банка России.
Когда мы готовили это указание, мы, во-первых, анализировали жалобы от пайщиков, которые нам поступают, смотрели на проблемные аспекты во взаимодействии кооперативов и пайщиков, которые сейчас есть.
Во-вторых, конечно смотрели лучшую практику на рынке и оценивали международный опыт в той степени, в которой он может быть применим к российским потребительским кооперативам. В результате получился документ, в котором есть и технические требования к определенным процедурам, и содержательные вещи, направленные на защиту прав пайщиков.
Остановимся на наиболее значимых для пайщиков. Первое – это установление обязанности КПК отвечать на каждое поступившее обращение от пайщиков в течение 15 рабочих дней.
В этом смысле кооперативы стали вторыми из финансовых организаций России, у которых такая обязанность установлена, первыми были микрофинансовые организации.
Это важное нововведение, поскольку оно позволит пайщику обращаться не только в Банк России или государственные органы для решения своих вопросов, но и писать напрямую в кооператив, имея юридическую гарантию того, что кооператив ответит на такое обращение.
Второй важный момент – это требование по информированию и раскрытию информации. Сейчас в стандарте прямо прописано, какая информация должна доводиться до пайщиков при вступлении в кооператив, какая должна быть доступна в офисе.
Здесь прописаны те нюансы, о которых мы говорили – субсидиарная ответственность, данные по страхованию, по участию в органах управления. Например, стандартом установлены правила информирования пайщиков об особенностях страхования сбережений в КПК.
Раньше, к сожалению, в отдельных случаях мы видели, что некоторые недобросовестные кооперативы пытались замалчивать эти существенные особенности, желая получить какую-то сиюминутную выгоду, не думая о том, что впоследствии это может иметь негативный эффект.
С 1 января 2018 года это является прямым нарушением, потому что есть обязательный стандарт информирования.
Третий важный блок касается требований к работникам КПК, которые напрямую взаимодействуют с пайщиками. Тоже важный нюанс, поскольку до базового стандарта были требования к руководителю кооператива, к органам управления, к лицу, которое отвечает за соблюдение требований законодательства в области противодействия и легализации. Базовый стандарт дополнительно установил требования и к тем, с кем пайщик реально взаимодействует. Стандарт не содержит каких-то избыточных специализированный требований, но прописывает, какие именно аспекты кооператив должен определить в своем внутреннем документе: круг людей, который проходят обучение, перечень того, чему они должны быть обучены, регулярность такого обучения и так далее. Все это направлено на повышение квалификации работников кооперативов, взаимодействующих с пайщиками, и исключение ситуаций, которые могли быть, когда работник кооператива, не прошедший полноценного обучения, допускался к работе с людьми. Стандарт это прямо запрещает. Также в стандарте есть несколько рекомендательных требований, которые тоже важны для пайщиков, то есть сейчас они не носят обязательного характера – за их несоблюдение не будет санкций, но их соблюдение будет оцениваться, отражаться в акте. Такие требования в некотором смысле ориентир для кооперативов, куда им нужно двигаться и развиваться в своей деятельности. К таким рекомендательным нормам можно отнести требования о работе с лицами с ограниченными возможностями – обязательный допуск сурдопереводчика, рекомендации по оборудованию пандусов, увеличенный шрифт на сайте и иные – целый ряд требований, направленных на обеспечение доступности услуг кооперативов для лиц с ограниченными возможностями.
Еще одна рекомендация – перечень случаев, когда кооперативу рекомендуется рассмотреть возможность реструктуризации задолженности, то есть изменение условий погашения, частичное списание задолженности.
В стандарте приводится 11 жизненных ситуаций, в которых может оказаться пайщик. Если он в них оказался, кооператив обязан рассмотреть обращение и принять решение. Он не обязан прощать задолженность или уменьшать ее, но он обязан рассмотреть этот вопрос.
Это, наверное, ключевые вещи, направленные на защиту прав пайщиков в рамках стандарта. Есть и технические требования, например, есть требования к минимальному шрифту в договоре, ряд других вещей.
Естественно, базовый стандарт не отменяет общих требований, которые едины для всех финансовых организаций, в частности установленные законом о потребительском кредите и займе, законом о защите прав граждан при взыскании задолженности – они также действуют для КПК в полном объеме, но в дополнение есть еще и базовый стандарт.
— Если все же в процессе сотрудничества с кооперативом возникли проблемы, что следует делать?
Если у вас есть какое-то недопонимание во взаимоотношениях с кооперативом по финансовым условиям, по соблюдению договора, то первое – стоит обратиться в сам кредитный кооператив.
Как уже сказано ранее, у кооперативов сейчас есть юридическая обязанность отвечать на все обращения. На практике мы видим, что большинство КПК и до установления этой обязанности активно взаимодействовали с пайщиками.
На практике очень часто оперативнее всего получится решить вопрос при прямом взаимодействии между кооперативом и пайщиком.
Еще один вариант — когда при нарушении ваших прав кооператив отказывается от взаимодействия, вы можете отправить обращение в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России. Эта жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней.
Мы запросим позицию кредитного кооператива, необходимые документы, и уже на основании всего этого примем решение, если будет доказан факт административного правонарушения со стороны КПК в части прав пайщиков, за одно нарушение может быть вынесено предупреждение или административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Если имело место нарушение требований базового стандарта, то к ответственности привлекает и принимает меры СРО, членом которой является кооператив. Меры могут быть различными, начиная от предупреждения и штрафа и заканчивая исключением из СРО.
Также пайщик может обратиться с жалобой в саморегулируемую организацию. Естественно, в случае если этот спор гражданско-правовой, то есть кооператив и пайщик имеют разногласия по толкованию условий или исполнению заключенного между ними договора, то пайщик вправе обратиться в суд, для того, чтобы в судебном порядке обеспечить защиту своих прав.
Распределение жалоб в отношении КПК за 2017 год |
Полная средняя стоимость ипотечного кредита в России в мае выросла на 0,1 процентного пункта Управляющие компании ориентируются на новых инвесторов Граждане готовы безвозмездно финансировать вдохновляющие их крауд-проекты В МФО стало меньше заявок на ссуды без возврата Тотальный контроль трансграничных операций клиентов дорого обойдется банкам Банк России в июне снова повысит ключевую ставку ЦБ РФ в ближайшее время собирается разработать в рамках Системы быстрых платежей механизм возмещения бизнесу комиссий, который был ранее предложен президентом РФ Владимиром Путиным Власти подготовили поправки в законодательство, которые обяжут российские банки информировать финансовую разведку и ЦБ о запросах госорганов из «недружественных стран» Госдума приняла во втором чтении законопроект, обязывающий банки раскрывать в договоре банковского вклада информацию о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу Средние банковские ставки по розничным и корпоративным депозитам в рублях выросли в апреле 2021 года по сравнению с мартом
Кредитные потребительские кооперативы
В 2014 году произошли изменения в Налоговом кодексе. Интересует такой вопрос: какой вид налогообложения должен быть у кредитных потребительских кооперативов?
В соответствии с главой 26.2 НК РФ некоммерческие организации, в том числе кредитные потребительские кооперативы, вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения ограничений, установленных ст. 346.12 НК РФ.
Это подтверждает и Минфин РФ в письме от 15.03.2013 г. № 03-11-06/2/7978.
Кредитные потребительские кооперативы при применении общей системы налогообложения с 1 января 2014 года в целях налогообложения прибыли не имеют права на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу.
С 1 января 2014 года главой 25 НК РФ установлены особенности определения доходов и расходов кредитных потребительских кооперативов.
Особенности определения доходов установлены ст. 297.1 НК РФ.
К доходам налогоплательщиков — кредитных потребительских кооперативов относятся доходы, предусмотренные ст. 249 и 250 НК РФ и определяемые с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
- К доходам кредитных потребительских кооперативов в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, следующие доходы:
- 1) доходы в виде процентов по займам, предоставленным в соответствии с законодательством РФ;
- 2) доходы в виде сумм, полученных по возвращенным займам, убытки от списания которых ранее были учтены в составе расходов при определении налоговой базы;
3) доходы в виде сумм, полученных кредитными потребительскими кооперативами по возвращенным займам, списанным за счет созданных резервов, отчисления на создание которых ранее были учтены в составе расходов при определении налоговой базы в порядке, установленном ст. 297.3 НК РФ.
Не включаются в доходы кредитных потребительских кооперативов доходы в виде страховых выплат, полученных по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика, и страховых выплат, полученных по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), в пределах суммы непогашенной задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемой за счет указанных страховых выплат.
Особенности определения расходов установлены ст. 297.2 НК РФ.
Расходы налогоплательщиков — кредитных потребительских кооперативов, предусмотренные ст. 254–269 НК РФ и непосредственно связанные с предоставлением займов и иной приносящей доход деятельностью, предусмотренной законодательством о кредитной кооперации, учитываются для целей налогообложения с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В целях налогообложения указанные расходы признаются в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 25 НК РФ.
При этом расходы, осуществленные за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, при определении налоговой базы не учитываются.
Кредитные потребительские кооперативы вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных ст. 266 НК РФ, создавать резервы на возможные потери по займам в порядке, предусмотренном новой ст. 297.3 НК РФ.
Суммы отчислений в резервы на возможные потери по займам, сформированные в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.
- Суммы резервов на возможные потери по займам используются кредитными потребительскими кооперативами при списании с баланса безнадежной задолженности по займам в порядке, установленном ЦБ РФ.
- При принятии кредитным потребительским кооперативом решения о списании с баланса безнадежной задолженности по займам прекращается начисление процентов на данную задолженность, если начисление таких процентов не прекращено ранее в соответствии с договором.
- Суммы резервов на возможные потери по займам, отнесенные на расходы и не полностью использованные в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по займам, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период.
- При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.
- В случае, если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов в последнее число отчетного (налогового) периода.
- В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в последнее число отчетного (налогового) периода.
Доходы в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены ст. 297.3 НК РФ, включаются в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).
С 2014 года для налогоплательщиков — кредитных потребительских кооперативов не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со ст. 297.3 НК РФ предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.
С 1 января 2014 года кредитные потребительские кооперативы вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.
При этом для кредитных потребительских кооперативов сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от суммы доходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов.
Специфические особенности в организации бухгалтерского учёта сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов | Научно-практический журнал
Федотова Екатерина Алексеевна Бубнов Алексей Николаевич к.э.н., ассистент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ, г.Саратов, магистрант МЭБУ ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ» имени Н.И. Вавилова, г.
Саратов Fedotova Ekaterina Alekseevna Bubnov Alexey Nikolaevich Assistant of «Accounting, Analysis and Audit» chair of the Saratov state agrarian University named after Vavilov N.I. g.Saratov, The undergraduate of the Saratov state agrarian University named after Vavilov N.I.
Аннотация: В статье рассмотрено организационно-экономическое содержание деятельности кредитных кооперативов, характеризующее рядом специфических особенностей. Выявлено влияние специфики деятельности кооперативов на их учётное обеспечение.
Внесены предложения по совершенствованию учётного процесса в деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
Abstract: In article the organizational and economic content of activity of credit cooperatives characterizing by a number of specific features is considered.
Influence of specifics of activity of cooperatives on their registration providing is revealed. Suggestions for improvement of registration process in activity of agricultural credit consumer cooperatives are made.
Ключевые слова: бухгалтерский учёт, сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив, специфика деятельности, займы, документ
Keywords: accounting, agricultural credit consumer cooperative, specifics of activity, loans, document
Особое место в системе сельскохозяйственной потребительской кооперации занимает кредитная кооперация, которая специализируется на привлечении денежных средств и оказание кредитно-финансовых услуг в виде предоставления займов своим членам — малому и среднему агробизнесу, в целях развития их хозяйственной деятельности [4]. Порой сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК) предоставляют единственную возможность широким слоям сельского населения получить доступ к незначительным по размеру финансовым услугам на приемлемых условиях.
СКПК как равноправные участники на рынке финансовых услуг характеризуются наличием для них конкретных характеристик, которые обусловлены спецификой их деятельности, которая, прежде всего, заключается в том, что их деятельность имеет двойственную природу.
С одной стороны, кооперативы действуют на основе общекооперативных принципов деятельности, в рамках несовершенного кооперативного законодательства, а с другой стороны кооперативы это те микрофинансовые организации, которые функционируют на одном финансовом рынке вместе с коммерческими банками. привлекая денежные средства.
Действующая в нашей стране нормативно-правовая база, регулирующая порядок ведения бухгалтерского учёта в организациях различных форм собственности не отражает и не учитывает специфики деятельности СКПК [1].
Отдельной отраслевой инструкции или чётко разработанной и адаптированной методики ведения бухгалтерского учёта для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов на сегодняшний день не существует.
В связи с этим многие факты их финансово-хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерском учете на общих основаниях, в соответствие с действующим законодательством по бухгалтерскому учёту и бухгалтерской отчётности коммерческих организаций.
А для учёта специфических операций в каждом кредитном кооперативе создаётся своя, индивидуальная система бухгалтерского учёта, свои способы формирования учётной информации, позволяющие отражать особенности таких операций в особом порядке [5].
Однако всё это приводит к разрозненности бухгалтерского учёта, к разночтениям в интерпретации миссии кредитной кооперации и к неравным условиям участия членов в том или ином кооперативе. Всё сказанное подтверждает необходимость унификации стандартов бухгалтерского учёта. Прежде всего, в данном направлении, как подтверждает практика деятельности кредитных кооперативов, требуется разработка методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учёта и отчётности применительно к специфике деятельности СКПК, которые позволят кооперативам, объединившимся в систему, сделать показатели учета и отчетности сопоставимыми и пригодными к анализу.
Сложившаяся ситуация приводит к необходимости исследования вопросов, связанных с определением влияния специфики заёмно-сберегательной деятельности СКПК на организацию и ведение бухгалтерского учёта.
В связи с этим целью нашего исследования является выявление особенностей в организации учётного процесса в кредитных кооперативах, обусловленных их спецификой деятельности и определение возможных трудностей связанных с их отражением.
Проведённые автором исследования функционирования кредитных кооперативов, изучение организационно-экономического содержания их деятельности характеризующее рядом особенностей, позволили выделить специфические особенности в организации бухгалтерского учёта в кредитных кооперативах как субъектах учётной работы.
Одна из первых особенностей ведения бухгалтерского учёта в кредитных кооперативах обусловлена функционированием в финансовой сфере посредством осуществлением основной уставной деятельности по оказанию финансовых услуг своим членам путём предоставления займов и сбережения денежных средств, что оказывает влияние на порядок отражения в учёте выданных займов членам и привлечённых займов от членов кооператива. Также ведение основной деятельности сопряжено с применением специфической первичной документации по учёту займов выданных членам и займов привлечённых от членов СКПК, которой на данный момент на законодательном уровне не разработано. В этой связи каждому кредитному кооперативу с целью учётного отражения выданных и привлечённых займов приходится самостоятельно разрабатывать и утверждать в качестве приложения к учётной политике по бухгалтерскому учёту необходимые формы первичных документов. Помимо паевого фонда кредитные кооперативы формируют неделимые фонды – фонд потребления, фонд накопления. Относительно порядка ведения бухгалтерского учёта средств данных фондов существует неопределённость, обусловленная отсутствием в действующем плане счетов отдельного счёта позволяющего адекватно отражать в учёте информацию о прочих фондах кооператива.
Вторая особенность деятельности кредитных кооперативов обуславливающих сложность в ведение бухгалтерского учета является необходимость формирования, использования фонда финансовой взаимопомощи, что требует отдельного порядка отражения в учёте этих операций.
В настоящее время организовать бухгалтерский учет фонда финансовой взаимопомощи невозможно по простой причине. Источники формирования фонда согласно действующему законодательству являются весьма разнообразными.
Действующий в настоящее время План счетов бухгалтерского учёта не приспособлен к обеспечению процессов кредитования с учётом специфики деятельности СКПК, поэтому аккумулировать всю информацию о фонде финансовой взаимопомощи на одном счете бухгалтерского учета не представляется возможным.
При этом информацию об использовании средств фонда можно найти только на счетах расчетов или на забалансовых счетах кооператива.
Другой аспект, связанный с влиянием на формирование учётной информации является подготовка данных о формировании капитала на паевой основе, в частности процессе формирования и использования паевого фонда, о паенакоплениях.
Паевой фонд кредитного кооператива формируется за счёт внесения обязательных и дополнительных паевых взносов членов кооператива и паевых взносов ассоциированных членов, что требует детального и раздельного учёта их наличия, движения и закрытия в разрезе субсчетов.
На момент регистрации кредитного кооператива членами должно быть внесено не менее 25% паевых взносов, оставшаяся часть вносится в сроки предусмотренные уставом кооператива.
В связи с этим в бухгалтерском учёте СКПК предусмотрено два варианта отражения размера паевого фонда в бухгалтерском балансе: либо сразу в полном объёме, либо по мере его формирования.
Также СКПК имеют право увеличить размер паевого фонда за счёт направления кооперативных выплат на приращение паёв членов кредитного кооператива.
Для начисления кооперативных выплат необходима работа по учету расчетов с каждым членом, начиная от периода вложения его паевого взноса в различные фонды кооператива до применения повышающих и понижающих коэффициентов к каждому члену при начислении кооперативных выплат. В случае большой численности членской базы кооператива возникают сложности, связанные с формированием информации о паях по каждому из членов. Изменение размера паевого фонда не является основанием внесения изменений в устав кооператива, при этом учётные записи по данной операции будут производиться только на основании протоколов общих собраний членов кооператива.
Некоммерческий и универсальный характер деятельности кредитных кооперативов сказывается на особенностях учёта их финансового результата. Финансовые результаты деятельности кредитных кооперативов делятся на две группы:
— результаты некоммерческой деятельности. Исходя из сущности природы некоммерческой деятельности кооператива, финансовый результат должен быть равен нулю. Однако практика показывает, что зачастую встречаются отступления от данного принципа. В связи с этим финансовый результат может приобретать два вида: остаток средств целевого финансирования или убыток от деятельности кооператива;
— результаты предпринимательской деятельности. Конечный финансовый результат в этом случае приобретает форму чистой прибыли либо чистого убытка.
Всё это приводит к необходимости ведения раздельного учёта финансовых результатов по видам деятельности с применением разных бухгалтерских счетов.
Кроме того исходя из вида деятельности возникает необходимость ведения раздельного учёта затрат в разрезе основной некоммерческой и неосновной коммерческой деятельности, осуществлять выбор способов построения бухгалтерского учёта, выбор и применение систем налогообложения.
Осуществление коммерческой и некоммерческой деятельности кооперативом требует от него правильного отражения характера деятельности в учётной политике, составления и реализации сметы доходов и расходов.
Предусмотренная законодательными актами возможность кредитных кооперативов сочетать основную некоммерческую деятельность с иными видами деятельности накладывает отпечаток на особенности ведения учёта применяемых основных средств по видам деятельности.
Так в частности по основным средствам, применяемым в некоммерческой деятельности износ начисляться не будет. По основным средствам, используемым в коммерческой деятельности, напротив амортизация начисляется.
В том случае, если основные средства кооператива одновременно используются в нескольких видах деятельности, амортизация будет начисляться пропорционально доли поступлений от вида деятельности.
Поскольку СКПК специализируются на предоставление займов аграрному сектору экономики, деятельность которых характеризуется длительным периодом оборота оборотных средств, зависимостью от природно-климатических факторов и изменчивостью цен на зерновом рынке страны, то это приводит к возникновению многочисленных рисков [5]. С целью обеспечения стабильного финансового состояния кредитные кооперативы формируют резервный фонд, ориентируясь на уровень невозврата займов. Резервный фонд создаётся в обязательном порядке за счёт отчислений от доходов и за счёт внесения членами кооператива дополнительных целевых взносов. Его размер должен составлять не менее 10% от паевого фонда кооператива. Для учётного отражения средств резервного фонда кредитного кооператива в плане счетов предусмотрен счёт 82 «Резервный капитал», который в силу специфики деятельности кредитной кооперации в рабочем плане счетов находит применение как «резервный фонд». Однако на наш взгляд снизить уровень риска в случае привлечения кредитными кооперативами средств от внешних источников финансирования, займов от членов и ассоциированных членов позволит формирование не только обязательного резервного фонда, но и резерва на покрытие потерь по займам.
Таким образом, специфика деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов накладывает особый отпечаток на особенности формирования учётной информации и построения учётного процесса в кооперативах, что в обязательном порядке должно быть учтено при совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере бухгалтерского учёта кооперативов и при формировании учётно-аналитической информации.
1. Актуальные проблемы организации и ведения учёта и отчётности в кредитных кооперативах / Кредитная кооперация Чувашии. – Режим доступа: http:www.creditcoop.ru (дата обращения 30.11.2015) 2. Багинский И.Н. Уровень регулирования должен соотносится с уровнем возможностей кооператива // Кредитная кооперация: сегодня, завтра, всегда. -2015. -№7. – С.12-15. 3.Белов Н.Г. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве / Н.Г. Белов, Л.И. Хоружий. – М.: Эксмо, 2010. – 608 с 4. Мавлиева Л.М. Некоторые особенности бухгалтерского и налогового учёта в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах / Л.М. Мавлиева // Налоговая политика и практика. – 2009. -№9/1. – с.27-30. 5.Федотова Е.А. Особенности деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их влияние на формирование учётно-аналитического обеспечения/ Е.А. Федотова // Прикладные экономические исследования.- 2014.- с.147-156.
190 ФЗ о кредитной кооперации с последними изменениями
Бесплатная консультация юриста по телефону:
В кредитные союзы объединяются зачастую мелкие предприниматели, занимающиеся торговлей небольшой продукции, а также офисные служащие и работники.
При помощи таких коопераций они могут удовлетворить собственные нужды при необходимости в небольших кредитах.
Каждая финансовая организация или объединения должны находиться под надзором государства, именно поэтому был принят Федеральный закон номер 190 о кредитных кооперациях.
Что представляет собой закон?
Федеральный закон о кредитной кооперации был принят Государственной Думой 3 июля 2009 года, а одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года. Последние изменения в него были внесены 3 июля 2016 года.
190 ФЗ о кредитной кооперации содержит 8 глав и 44 статьи.
Этот закон регулирует и регламентирует процессы создания, ведения, внутренних отношений и контроля над всеми видами и категориями кредитных потребительских кооперативов.
Краткое содержание Федерального закона номер 190 о кредитных кооперациях:
- Первая глава описывает общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, которую настоящий закон регулирует, также дан список терминов и понятий с их определениями, используемые в нем. Перечислены и описаны основы и нюансы создания таких коопераций, а также деятельности внутри коопераций. Дан список видов деятельности, которой имеют право заниматься члены описываемых союзов. Оформлены способы регулирования и контроля кооперативов, а также меры по их безопасности и финансовой устойчивости;
- Во второй главе описаны процессы создания, изменений, реорганизации и ликвидации кредитных коопераций. Подробно перечислен процесс создания союза, а также процесс регистрации и необходимые для этого документы. Оформлен устав, необходимый для регистрации и осуществления деятельности кредитного союза. Отдельно подробно описаны способы реорганизации и ликвидации;
- В главе третьей подробно описаны вступления членов в кооператив и их деятельность. Члены кредитных объединений называются пайщиками. В этой главе оформлены списки порядков приема пайщиков в союзы, а также запись каждого члена в специальный гос. реестр. Даны списки прав, обязанностей и полномочий пайщиков. Описаны способы и нюансы, которые нужно учесть, если член хочет выйти из кооператива;
- В главе номер четыре подробно описаны процессы контроля и управления над кооперативными кредитными объединениями. Даны списки с указанием полномочий органов, регулирующих описываемую область. Перечислены и описаны категории заинтересованных в этой сфере деятельности лиц. Описаны способы и нюансы собраний членов кооперативов, протоколы и отчетность. Перечислены и описаны разные категории таких собраний. Оформлена информация о правлении союза, членах правления и их полномочиях. Также оформлены сведения о специальном единоличном исполн. органе, полномочиях сотрудников этого органа и о его функциях. Перечислены полномочия и описаны функции ревизионного органа, осуществляющего контроль и ревизии. Оформлен комитет, занимающийся в кредитных кооперативах займами;
- В пятой г. предоставлена вся необходимая информация о деятельности с имуществом, принадлежащим союзу. Описаны источники, откуда может быть по закону поставлено имущество. Перечислена и описана ответственность членов кооператива за принадлежащее им имущество. Оформлена информация о лицах, отвечающих за распределение доходов и расходов, а также способы и процессы распределения. Описан бух. учет кредитного кооператива, его форма и нюансы написания. Оформлен архив, куда складываются все ненужные или необходимые для членов союза документы;
- В г. шесть описана деятельность членов кредитных потребительских кооперативов, если члены — это физ. лица. Перечислены особенности и нюансы привлечения средств в союз физическими лицами. Оформлена информация о ведении и составлении бух. учета физ. лицами в кредитных объединениях. Описана ответственность за полученное, имеющееся в наличии, либо списываемое имущество, если члены кооператива физические лица;
- В седьмой перечислены и описаны различные категории и виды кооперативов. Оформлена подробная информация о кооперациях второго уровня, о саморегулируемых объединениях, ассоциациях и союзах. Описана ответственность за полученное, имеющееся в наличии, либо списываемое имущество в саморегулируемых союзах. Отдельно описаны компенсационные фонды и система их выплат;
- В восьмой оформлены дополнительные требования и заключительные условия и положения настоящего Федерального закона.
Для создания кредитного кооператива используются положения, нормативы и акты Гражданского кодекса РФ, настоящего ФЗ, других Федеральных законов и положения и указы Центрального Банка России.
Последние поправки, внесенные в 190 ФЗ
Последние изменения в закон о КПК были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 292. Согласно этим изменениям большое количество статей было дополнено, полностью изменено или исключено из закона.
Большое количество изменений произошло в статье пять:
- Во 2 части статьи, в 1 и 4 пунктах были добавлены фразы, уточняющие, что функции Центрального Банка распространяются на саморегулируемые организации и объединения, только в финансовых и экономических сферах, осуществляющие меры и процессы кредитных союзов;
- Пункты 5 и 6 второй части этой статьи были полностью исключены из закона;
- Был изменен пункт 7 части 2, согласно которому ЦБ РФ контролирует и регулирует всю деятельность кредитных коопераций, а также следит за точным исполнением членами коопераций положений настоящего Федерального закона и других ФЗ;
- Во вторую часть были добавлены пункты 8.1 и 8.2, согласно которым Центральный Банк имеет право потребовать любую документацию или материалы у финансовых союзов, включая секретную или скрытую информацию. Также Банк России имеет право требовать и указывать кредитным объединениям, если это необходимо;
- В 3 части пятой статьи был изменен 4 пункт, согласно которому Центральный Банк России вправе проводить любые необходимые проверки для выявления нарушений закона, специальные сотрудники Банка могут требовать документацию для контроля за исполнением условий настоящего ФЗ;
- 5 пункт 3 части этой части был исключен из закона;
- В пункте 9 части 3 был изменен подпункт «г». Согласно ему ЦБ РФ вправе подать иск в суд для ликвидации кредитного кооператива, в случае, если внутри союза были выявлены нарушения ФЗ номер 223 о саморегулируемых организациях в сфере финансов;
- В пятую статью была добавлена 5 часть. В этой части написано, что все кред. объединения, в которых количество пайщиков превысило 3 тысячи человек, либо если союз достиг второго уровня, обязаны сообщать об изменениях адресов или местоположений офиса объединения. Предоставить обновленную информацию в Центральный Банк сотрудники обязаны в течение 10 дней, если это не было сделано, сотрудники будут нести ответственность за нарушения.
Изменения произошли в статье семь, части 4. В этой части написано, что учредители и создатели кредитного кооператива на первых собраниях принимают решения о вступлении в союз других членов, об утверждении устава, о принятии определенной документации и т. д. Все принятые решения и обсуждения протоколируются.
Изменения произошли в статье 18, в части 5.
В случаях, если количество членов кредитного союза превысило 200 человек и планируется провести собрание, уведомление о сборе должно быть вывешено и опубликовано не позднее, чем за 30 дней до мероприятия. Также обязательным условием является публичное выставление объявления о сборе членов кооператива в сети Интернет, по возможности на официальном сайте.
В статье 33, части 4 и в статье 28, части 3 произошли изменения, согласно которым были добавлены уточнения, что описывается имущество и бухгалтерский учет только саморегулируемых организаций, которые ведут деятельность в области финансов.
Полностью была изменена статья 35. В этой статье оформлено, что кредитные союзы (за исключением кооперативов второго уровня) обязательно становятся саморегулируемыми организациями. Установление соответствующего статуса происходит в течение 90 дней после определенных в законе событий.
Среди событий, после которых меняется статус организации на саморегулируемую:
- Получение соответствующего статуса некомм. организацией, когда в сфере финансов еще нет такого вида организаций на соответствующей территории РФ;
- При создании кредитной кооперации, если на территории уже существует объединяющая все союзы саморег. организация;
- Прекращение членства кооператива в саморег. организации.
Правоотношения, устанавливающиеся при становлении кооператива саморегулируемой организацией и при прекращении этого статуса, регулируются не только настоящим ФЗ, но и Федеральным законом номер 223 о саморег.
организациях в области финансов. Саморегулируемая объединяющая кооперативы организация контролирует и ведет надзор за деятельностью союзов, чтобы были выполнены все условия и требования законодательства РФ.
ЦБ РФ не контролирует саморег. объединения, в которых количество членов менее трех тысяч человек. Однако существуют исключения:
- Кредитный союз не относится к каким-либо саморег. организациям;
- В случае, если поступила информация о возможных нарушениях закона внутри кооператива или организации, проводится проверка и ведется контроль сотрудниками Центрального Банка России.
До того как кредитный кооператив вступает в саморег. организацию, его члены не могут вкладывать средства в деятельность союза, а также не могут привлекать других пайщиков и регистрировать их.
Перечислены функции и обязанности саморегулируемых организаций:
- Обязана применять меры и требования, оформленные в настоящем законе и в ФЗ 223 о саморег. организациях в области финансов. Меры и требования применяются не только к нарушителям, но ко всем членам кооперативов;
- Предоставляет отчеты и подробную информацию о деятельности входящих в объединение кооперативов Центральному Банку. ЦБ предоставляет форму и сроки когда должны быть предоставлены сведения;
- Предоставляет отчеты и подробную информацию о каждом члене органов регулирования кредитных коопераций, а также копии бухгалтерских учетов коопераций;
- Составляет, анализирует и консультирует кооперативы в области документации, помогает составлять устав, внутренние формы документов и т. д.;
- Обязана выкладывать в публичный и общий доступ определенную в законе информацию, в сети Интернет на официальном сайте или через СМИ;
- Организует повышение квалификации или обучение работников и членов кредитных союзов.
Согласно принятым изменениям, статьи 36, 37 и 38 утратили силу и были исключены из закона.
Изменения произошли в статье 39. В части 1 было включено уточнение, что закон распространяется только на саморегулируемые организации в области финансов.
Во 2 части была изъята фраза «и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях».
Изменилась и 3 часть, в ней написано, что для сохранения и ответственности за имущество, принадлежащее кооперативу, организации вправе требовать у членов союза обязательное страхование.
Каждая часть статьи 40 была изменена согласно последней редакции закона. В 1 части написано, что кооперация в собственном уставе обязана описать процедуру пополнения, процесс создания и размеры компенсационного фонда.
Каждый член выплачивает определенный в уставе взнос, который вкладывается в компенсационный фонд и составляет его размер. Во второй части установлены тарифы и денежные суммы взносов в фонд. Обязательным является ежегодное внесение в фонд 0,2% от среднегодового размера активов члена кооператива.
Однако взнос не должен превышать 5% от среднегодового актива.
В 3 части 40 статьи оформлена информация о том, что сотрудники саморегулируемой организации имеют право самостоятельно распределять доходы, если они не превышают 20 млн рублей. Возвратность, ликвидность и прибыльность определяются членами объединения в инвестиционной декларации, которая составляется совместно с уставом.
В 1, 4, 5, 8, 9 и 10 части уточняется, что закон распространяется только для саморег. организаций в области финансов и кредитования.
В 6 части написано, что размещение средств компенсационного фонда позволяет восполнять в будущем средства этого фонда, а также эти средства можно тратить на обеспечение нужд объединения.
В 7 части 40 статьи оформлена информация о компенсационных выплатах, которые выплачиваются членам кооператива. Такие выплаты осуществляются при нехватке имущества для исполнения пайщиком собственных обязанностей.
В 11 части написано, что после ликвидации саморегулируемой организации все средства, внесенные и хранящиеся в компенсационном фонде, равномерно распределяются между членами кредитных коопераций.
Распределение этих средств, согласно 12 части