Статья 48. государственный контроль (надзор) за исполнением настоящего федерального закона

  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
    И МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Принят
    Государственной Думой
  • 22 июля 2020 года
  • Одобрен
    Советом Федерации
  • 24 июля 2020 года

Раздел I. Основные положения
Глава 1.

Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 3. Нормативно-правовое регулирование государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 4.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного контроля (надзора)
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области муниципального контроля
Глава 2.

Принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 7. Законность и обоснованность
Статья 8. Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований
Статья 9. Соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц
Статья 10. Охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц
Статья 11.

Недопустимость злоупотребления правом
Статья 12. Соблюдение охраняемой законом тайны
Статья 13. Открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 14. Оперативность при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Глава 3.

Предмет и объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 15. Предмет государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Статья 16. Объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Раздел II. Организация государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Глава 4. Информационное обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 17. Информационные системы государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 18.

Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 19. Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий
Статья 20. Межведомственное взаимодействие при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 21.

Документы, составляемые и используемые при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Информирование при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Глава 5.

Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 22. Основы системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Статья 23.

Категории риска причинения вреда (ущерба) и индикаторы риска нарушения обязательных требований
Статья 24. Порядок отнесения объектов государственного контроля (надзора), муниципального контроля к категориям риска и выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований

Статья 25. Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий

Раздел III. Участники отношений государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Глава 6. Контрольные (надзорные) органы. Должностные лица контрольных (надзорных) органов
Статья 26. Контрольные (надзорные) органы
Статья 27. Должностные лица контрольных (надзорных) органов
Статья 28. Квалификационные требования для замещения должности инспектора
Статья 29.

Права и обязанности инспектора
Статья 30. Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов
Глава 7. Контролируемые лица. Иные участники государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 31. Контролируемые лица
Статья 32. Свидетель
Статья 33. Эксперт. Экспертная организация
Статья 34. Специалист
Статья 35.

Возмещение расходов свидетелю, специалисту, эксперту, экспертной организации
Глава 8. Гарантии и защита прав контролируемых лиц
Статья 36. Права контролируемых лиц
Статья 37. Ограничения и запреты, связанные с исполнением полномочий инспектора
Статья 38.

Право на возмещение вреда (ущерба), причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Глава 9. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц
Статья 39.

Право на обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 40. Досудебный порядок подачи жалобы
Статья 41. Форма и содержание жалобы
Статья 42. Отказ в рассмотрении жалобы

Статья 43. Порядок рассмотрения жалобы

Раздел IV. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, независимая оценка соблюдения обязательных требований
Глава 10. Профилактические мероприятия
Статья 44. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Статья 45. Виды профилактических мероприятий
Статья 46. Информирование
Статья 47.

Обобщение правоприменительной практики
Статья 48. Меры стимулирования добросовестности
Статья 49. Объявление предостережения
Статья 50. Консультирование
Статья 51. Самообследование
Статья 52. Профилактический визит
Статья 53. Проверочные листы
Глава 11. Независимая оценка соблюдения обязательных требований
Статья 54.

Признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований

Статья 55. Членство в саморегулируемой организации

Раздел V. Осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Глава 12. Контрольные (надзорные) мероприятия
Статья 56. Виды контрольных (надзорных) мероприятий
Статья 57. Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий
Статья 58.

Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Статья 59. Особенности рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Статья 60.

Принятие решения по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Статья 61. Организация проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий
Статья 62. Поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации
Статья 63.

Требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия
Статья 64. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия
Глава 13. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий
Статья 65. Общие требования к проведению контрольных (надзорных) мероприятий
Статья 66.

Организация проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий
Статья 67. Контрольная закупка
Статья 68. Мониторинговая закупка
Статья 69. Выборочный контроль
Статья 70. Инспекционный визит
Статья 71. Рейдовый осмотр
Статья 72. Документарная проверка
Статья 73. Выездная проверка
Статья 74.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности)
Статья 75. Выездное обследование
Глава 14. Контрольные (надзорные) действия
Статья 76. Осмотр
Статья 77. Досмотр
Статья 78. Опрос
Статья 79. Получение письменных объяснений
Статья 80. Истребование документов
Статья 81. Отбор проб (образцов)
Статья 82.

Инструментальное обследование
Статья 83. Испытание
Статья 84. Экспертиза
Статья 85. Эксперимент
Глава 15. Сроки
Статья 86. Исчисление сроков
Глава 16. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
Статья 87. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия
Статья 88.

Ознакомление с результатами контрольного (надзорного) мероприятия
Статья 89. Возражения в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия
Статья 90. Решения, принимаемые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий
Статья 91. Недействительность результатов контрольного (надзорного) мероприятия
Глава 17.

Исполнение решений контрольных (надзорных) органов
Статья 92. Органы, осуществляющие контроль за исполнением решений контрольных (надзорных) органов
Статья 93. Отсрочка исполнения решения
Статья 94. Разрешение вопросов, связанных с исполнением решения
Статья 95. Окончание исполнения решения
Глава 18. Специальные режимы государственного контроля (надзора)
Статья 96. Мониторинг

Статья 97. Постоянный государственный контроль (надзор)

Раздел VI. Заключительные положения
Глава 19. Заключительные положения

  1. Статья 98. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
  2. По состоянию на момент публикации статьи документ не вступил в силу.

СКАЧАТЬ проект Федерального закона №248 Статья 48. Государственный контроль (надзор) за исполнением настоящего Федерального закона

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПРИКАЗ от 17 февраля 2021 года […]

Статья 48. Государственный контроль (надзор) за исполнением настоящего Федерального закона

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в […]

Статья 48. Государственный контроль (надзор) за исполнением настоящего Федерального закона

Постановление от 28 января 2021 года N2 главного санитарного врача российской Федерации «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 […]

Приняты законы об обязательных требованиях и государственном контроле

Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 31 июля 2020 г.

Читайте также:  Статья 91. Условия совершения исполнительной надписи

№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Документы разработаны Минэкономразвития России во исполнение Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины».

Законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» определяются правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, аккредитации и иных разрешений, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Федеральным законом устанавливается, что понимается под обязательными требованиями, определяются цели и основные принципы установления обязательных требований, общие условия установления обязательных требований, полномочия по установлению обязательных требований, порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.

Также Федеральным законом устанавливается, что Правительство Российской Федерации до 1 января 2021 г.

обеспечивает признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмену нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Вместо нормативных правовых актов, прекращающих свое действие, должно быть обеспечено принятие нормативных правовых актов, соответствующих новым принципам установления обязательных требований.

Закон вступит в силу с 1 ноября 2020 г. за исключением некоторых положений, для которых установлены более поздние сроки.

Закон о госконтроле, который также называют контрольно-надзорным кодексом, закрепляет систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, устанавливает гарантии прав контролируемых лиц, а также вводит новые институты и инструменты, позволяющие снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты.  

Одно из главных положений правового акта – создание полноценной системы анализа и учета рисков. В настоящее время риск-ориентированный подход применяется в 34 видах контроля. После вступления в силу закона о контроле он будет распространяться более чем на 200 видов федерального государственного контроля.

По видам контроля, где применяется плановый контроль, будут установлены критерии и категории риска, а плановые надзорные мероприятия будут проводиться с периодичностью, установленной для каждой из данных категорий.

Например, для объектов высокого и значительного риска плановый контроль будет осуществляться не чаще одного раза в два года, а объекты, отнесенные к категории низкого риска, освобождаются от планового контроля.

Также плановые контрольные мероприятия не будут проводиться по тем видам контроля, где критерии и категории риска не установлены. Утверждаемые индикаторы риска нарушения обязательных требований станут одним из оснований для проведения внепланового контроля.

Виды контроля (надзора), в свою очередь, будут закреплены в специальном электронном реестре, который будет запущен к 2022 г. Отсутствие вида контроля в реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.  

Новшеством закона является и наличие развернутой системы контрольных мероприятий. Помимо этого, законом расширяется линейка профилактических инструментов.

К использующимся в настоящее время информированию, обобщению правоприменительной практики добавляются такие меры, как стимулирование добросовестности, профилактический визит, консультирование и многое другое.

Также законом вводится институт независимой оценки соблюдения обязательных требований. Такая оценка может проводиться аккредитованными органами инспекции. Еще одним новым институтом системы контроля станет механизм досудебного обжалования.

Его особенности – процесс «без бумаги», а также сокращенные сроки рассмотрения и реагирования на жалобы. Единой точкой входа для подачи жалоб станет новый цифровой сервис Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Федеральным законом расширяются гарантии для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Закон вступит в силу с 1 июля 2021 г. за исключением положений, для которых установлены иные сроки.

О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле

В 2019 году органами прокуратуры области продолжена работа на одном из приоритетных направлений – в сфере защиты прав субъектов предпринимательства. В рамках указанной надзорной деятельности принимались организационные и практические меры, направленные на снижение административного давления на предпринимателей, в том числе со стороны контрольно-надзорных органов.

В результате проведенной работы административная нагрузка на бизнес в прошедшем году снизилась почти на четверть. От органов контроля поступило 671 заявление о проведении внеплановых проверок, что на  20% меньше, чем в 2018 году (785 заявлений). При этом в каждом четвертом случае прокуратура отказала в согласовании внеплановых надзорных мероприятий.

В 2019 году прокуроры провели более 1,2 тыс. проверок органов контроля различного уровня, где выявили свыше 700 нарушений. Для их устранения внесено более 300 представлений, 258 лиц привлечены к дисциплинарной и 40 – к административной ответственности.

Серьезное внимание уделено вопросам соответствия нормативной базы, определяющей основы взаимоотношений органов власти и бизнеса, федеральному законодательству. В рассматриваемой сфере прокурорами опротестовано свыше 780 незаконных правовых актов.

  • Наиболее часто противоречили закону положения административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
  • К примеру, по результатам рассмотрения двух протестов прокуратуры области министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области приведены в соответствие с требованиями закона административные регламенты, устанавливающие процедуры осуществления регионального государственного ветеринарного надзора и государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
  • Кроме того, по инициативе прокуратуры области региональное министерство экономического развития, промышленной политики и торговли по аналогичным основаниям внесло необходимые коррективы в административный регламент осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также в регламент осуществления регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Оренбургской области.
  • Помимо этого, выявлены неединичные нарушения при формировании и утверждении муниципальной нормативной правовой базы.

Например, прокуратурой г. Новотроицка принесен протест на постановление администрации муниципального образования «город Новотроицк» «Об утверждении административного регламента проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда».

Поводом для опротестования нормативного правового акта послужило отсутствие в нем требований к срокам и периодичности плановых проверок по данному виду муниципального контроля, а также включение незаконного основания для проведения внеплановой проверки. Протест прокуратуры удовлетворен, нормативный правовой акт приведен в соответствие с требованиями закона.

Важным шагом к повышению уровня защищенности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорной деятельности стало создание федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок».

Указанная система позволяет прокурорам предупреждать незаконные проверки хозяйствующих субъектов еще на стадии их планирования.

Так, принятые меры на стадии формирования сводного плана проверок позволили сократить его почти на четверть – исключено более тысячи проверок хозяйствующих субъектов из пяти тысяч, предложенных контролерами.

В итоге количество плановых проверок в текущем году немногим превысит четыре тысячи.

Использование реестра также способствует обеспечению упреждающего, профилактического характера прокурорского надзора на стадии осуществления мероприятий по контролю.

На прокуроров возложена обязанность мониторинга содержащихся в нем сведений, что позволяет выявлять и пресекать факты невнесения в него информации, необходимой для обеспечения гласности контрольной деятельности.

Так, по инициативе прокуроров в 2019 году к административной ответственности за ненадлежащее ведение реестра привлечено 11контролеров, по представлениям прокуроров дисциплинарную ответственность понесли более  30 должностных лиц.

Читайте также:  Статья 3. правовая основа деятельности уголовно-исполнительной системы

Так, по постановлениям прокуратуры области 2 государственных инспектора Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ за  неразмещение в Едином реестре проверок сведений о проверках в отношении двух индивидуальных предпринимателей. Помимо них, по представлению прокуратуры к дисциплинарной ответственности привлечены еще 5 должностных лиц ведомства.

По аналогичным основаниям прокуратура области потребовала устранения нарушений законодательства от руководителя ГУ МЧС России по Оренбургской области. Поводом для принятия мер прокурорского реагирования послужили факты невнесения и несвоевременного размещения органом контроля в реестре сведений о проверках в отношении 28 хозяйствующих субъектов.

Сорочинской межрайонной прокуратурой выявлен факт совершения заместителем начальника Юго-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ, который внес в реестр неполные сведения о проверках в отношении трех субъектов предпринимательства. По постановлению прокуратуры виновному должностному лицу назначено наказание в виде предупреждения.

Также прокуроры пресекали в действиях контролеров нарушения порядка                   и сроков направления в органы прокуратуры копий актов проверок.

Так, в октябре 2019 судом по инициативе прокуратуры области к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ привлечены 2 должностных лица Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области.

В течение года прокуроры также применяли средства надзора для обеспечения эффективной реализации полномочий органами муниципального контроля.

Так, прокуратура Октябрьского района отреагировала на бездействие со стороны администраций муниципальных образований сельских поселений, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального земельного, жилищного контроля,  а также контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых.

Несмотря на распространенность нарушений в сфере жилищного и земельного законодательства, местные контролеры на протяжении длительного времени проверки не планировали и не проводили. После прокурорского вмешательства приняты меры к исправлению ситуации, 15 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Еще одним критерием оценки прокурорами деятельности контролирующих органов стала работа, направленная на профилактику нарушений.

Так, прокуратурой Шарлыкского района выявлен факт непринятия администрацией муниципального образования «Шарлыкский сельсовет» профилактических мер в сфере муниципальной контрольной деятельности.

Иными словами, не утверждена программа профилактики нарушений на 2018 и 2019 годы. Аналогичные нарушения в деятельности органов муниципального контроля выявили прокуратуры Матвеевского и Сакмарского районов.

По представлениям прокуроров приняты меры к устранению нарушений законодательства.

В 2020 году работа, нацеленная на защиту бизнеса от чрезмерного и необоснованного давления со стороны контролирующих и надзорных органов, будет продолжена.

Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры

С 1 июля 2021 года вступает в силу федеральный закон, направленный на совершенствование законодательства в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в рф

  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
  • Основные положения:
  • Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.
  • Федеральным законом устанавливаются:
  • полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля; полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного контроля (надзора); полномочия органов местного самоуправления в области муниципального контроля;
  • принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • предмет и объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • правовые и организационные основы информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • правовые основы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • правовые основы организации и деятельности контрольных (надзорных) органов, должностных лиц контрольных (надзорных) органов, включая виды контрольных (надзорных) мероприятий, основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, требования к проведению контрольных (надзорных) мероприятий и к контрольным (надзорным) действиям;
  • гарантии реализации и защиты прав контролируемых лиц;
  • комплекс профилактических мероприятий;
  • правовые основы применения независимой оценки соблюдения обязательных требований;
  • правовые основы исполнения решений контрольных (надзорных) органов;
  • специальные режимы государственного контроля (надзора): мониторинг, постоянный государственный контроль (надзор).
  1. Понятие государственного контроля (надзора), муниципального контроля
  2. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Федеральном законе понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, по устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до нарушений.
  3. Предмет правового регулирования
  4. Предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:
  • соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;
  • соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах;
  • соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;

С учетом предмета правового регулирования определены исключения из сферы его применения.

Документом предусматривается, что:

  • в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерацией и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и полномочий субъектов Российской Федерации осуществляется федеральный государственный контроль (надзор);
  • в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по предметам ведения субъектов Российской Федерации — региональный государственный контроль (надзор);
  • в рамках полномочий по решению вопросов местного значения — муниципальный контроль.
  • Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами.
  • Система нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля
  • Федеральный закон определяет систему нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Для деятельности контрольно-надзорных органов всех уровней будет создана обширная нормативно-правовая база.

При этом порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля будет устанавливаться на подзаконном уровне различными положениями.

Такой порядок может существенно различаться как по субъектам Российской Федерации, так и по муниципальным образованиям внутри одного региона.

  1. Использование информационных технологий при проведении контроля
  2. Федеральным законом предусмотрено широкое использование информационных технологий при проведении контроля.
  3. В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются:
  • единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
  • информационная система досудебного обжалования;
  • реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
  • информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Правила формирования и ведения указанных реестров утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается.

  • Система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба)
  • Важной основой осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля является применение системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба), исходя из которого выбираются профилактические мероприятия и контрольные (надзорные) мероприятия, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
  • Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) объекты контроля относятся к одной из шести категорий риска:
  • чрезвычайно высокий риск;
  • высокий риск;
  • значительный риск;
  • средний риск;
  • умеренный риск;
  • низкий риск.

Профилактические мероприятия

Федеральный закон содержит широкий набор профилактических мероприятий, которые направлены на внедрение системы комплексной профилактики нарушения обязательных требований и стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • меры стимулирования добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • самообследование;
  • профилактический визит.
  1. Проведение профилактического мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, возможно только с согласия контролируемого лица.
  2. Контрольные (надзорные) мероприятия
  3. Федеральным законом предусматриваются следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.
  • Основания для проведения контрольных (надзорных мероприятий)
  • Федеральным законом устанавливается закрытый перечень оснований для проведения контрольных (надзорных мероприятий) в целях ограничения возможности осуществления злоупотреблений при проведении государственного контроля (надзора).
  • В соответствии с положениями Федерального закона контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся на плановой и внеплановой основе.
  • Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением указанных в Федеральном законе случаев, может быть:
  • наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
  • наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  • поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
  • требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
  1. При этом в целях обеспечения законности контрольных (надзорных) мероприятий закрепляется механизм участия органов прокуратуры в согласовании их проведения.
  2. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
  3. Периодичность проверок
  4. Периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска.
  5. При этом должно быть учтено, что:
  • в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, устанавливается максимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного, но не более двух контрольных (надзорных) мероприятий в год;
  • для категории высокого или значительного риска — средняя частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года;
  • для категории среднего и умеренного риска — минимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года.
Читайте также:  Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся для объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска.

Положения с более поздними сроками вступления в силу

  • До 31 декабря 2023 года информирование контролируемых лиц, а также подготовка документов в рамках муниципального контроля может осуществляться на бумажных носителях.
  • Федеральным законом предусмотрено введение обязательного досудебного обжалования действий (бездействий) контрольных (надзорных) органов и их должностных лиц, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности. Данное положение вступает в силу с 1 января 2023 года.
  • С 1 января 2022 года Правительство Российской Федерации ежегодно направляет в Совет Федерации и в Государственную Думу сводный доклад о государственном и муниципальном контроле

Публикация: документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 июля 2020 г.

Действие: с 1 июля 2021 г. (за исключением отдельных положений).

Государственный контроль (надзор)

  • Одной из важнейших составляющих административной реформы и, в том числе реформы технического регулирования, является создание новой системы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обязательных требований в области обеспечения единства измерений.
  • В организационную структуру системы контрольно-надзорных органов Федерального агентства входят семь межрегиональных территориальных управлений (МТУ)
  • Основными задачами в области государственного контроля (надзора) Федерального агентства, определенными в положении об Агентстве, являются:
  • осуществление контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти;
  • осуществление государственного метрологического надзора;
  • сбор и обработка информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирования приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов.
  1. В целях повышения эффективности и совершенствования организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на защиту потребительского рынка от опасной продукции и обеспечение единства измерений, Федеральным агентством ежегодно формируется план надзорной деятельности.
  2. Контрольно-надзорные мероприятия обеспечиваются путем проведения плановых и внеплановых проверок, основанием для которых служит анализ состояния дел с безопасностью продукции на потребительском рынке и обеспечением потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных результатов измерений.
  3. Государственный надзор проводится не чаще, чем один раз в три года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов и технических регламентов осуществляется с применением инструментальных методов контроля, т.е. проведением испытаний отобранных образцов продукции в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).

  • В случае выявления нарушений установленных обязательных требований должностными лицами органов государственного надзора Федерального агентства к проверяемому субъекту хозяйственной деятельности и (или) должностному лицу применяются правовые меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
  • На основе результатов государственного надзора Федеральное агентство проводит мониторинг состояния дел, связанных с безопасностью продукции и обеспечением единства измерений, готовит и представляет обобщенные материалы в установленной сфере деятельности в Минпромторг России, федеральным органам исполнительной власти, представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и администрации субъектов Российской Федерации.
  • Приложение к 698 (pdf , 0.86 Мб)
  • Приказ № 689 (pdf , 0.06 Мб)
  • Как читать паспорт качества топлива (pdf , 1.03 Мб)
  • Инфографика: «Государственный контроль и надзор за соблюдением требований Технических регламентов» (pdf , 0.12 Мб)
  • Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (docx , 0.00 Мб)

Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельности которых присвоены категории риска. (xlsx , 2.15 Мб)

Изменения в перечне юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельности которых присвоены категории риска. (xlsx , 0.57 Мб)

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за 2018 год. (docx , 0.04 Мб)  

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за 2019 год (docx , 0.04 Мб)

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за 2020 год (docx , 0.03 Мб)

В рамках консолидации совместных усилий, направленных на борьбу с выпуском в обращение и обращением на рынке не соответствующей установленным требованиям продукции, а также построения взаимного сотрудничества и партнерства Росстандартом выстраивается взаимодействие с отраслевыми объединениями, ассоциациями, союзами. В настоящее время заключены соглашения с:

  • Ассоциация «Электрокабель»;
  • Союз производителей цемента «Союзцемент»;
  • Алюминиевая Ассоциация;

В рамках заключенных соглашений стороны будут осуществлять обмен информацией о выпуске в обращение и обращении на рынке несоответствующей обязательным требованиям продукции, проведение совместных совещаний, конференций, круглых столов и других мероприятий.

Последнее обновление: 25.05.2021 17:14

Ссылка на основную публикацию