Статья 34. Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними

Согласно ст. 34 Закона подозреваемые и обвиняемые находятся в ме­стах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территории этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудни­ков. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и ви­деотехника.

Подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, дак­тилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются, подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки -досмотру.

Деньги, обнаруженные у заключенных, зачисляются на их лицевые счета, а ценные бумаги и вещи передаются на хранение.

Запре­щенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у подозревае­мых и обвиняемых, передаются на хранение либо уничтожаются по мо­тивированному постановлению начальника, о чем составляется соответ­ствующий акт.

Уголовно-исполнительное право

Статья 34. Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними

  • Не подвергаются досмотру вещи и одежда лиц, в производстве которых находятся уголовные дела подозреваемых и обвиняемых и которые обла­дают правом контроля и надзора за местами содержания под стражей.
  • В местах содержания под стражей в целях выявления, предупрежде­ния, пресечения и раскрытия преступлений проводятся оперативно-ро­зыскные мероприятия.
  • Меры поощрения и взыскания

В системе мер, направленных на формирование позитивного поведе­ния лиц, содержащихся под стражей, важное место принадлежит дис­циплинарной практике, которая стимулирует соблюдение ими требова­ний режима и правил поведения. В соответствии со ст. 37 Закона за при­мерное выполнение обязанностей, соблюдение установленного порядка к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры поощрения:

  1. — досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
  2. — денежная премия за лучшие показатели в работе;
  3. — демонстрация дополнительного фильма, разрешение на дополни­ тельное посещение помещения для спортивных занятий, а также другие формы проведения досуга для несовершеннолетних подозреваемых и
  4. обвиняемых.
  5. Поощрения применяются начальниками мест содержания под стра­жей или их заместителями.
  6. Согласно ст. 38 Закона за невыполнение установленных обязаннос­тей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться следующие меры взыскания:
  7. — выговор;
  8. — водворение в карцер или одиночную камеру на гауптвахте на срок до 15 суток, а несовершеннолетних — на срок до 7 суток.

В соответствии со ст. 39 Закона взыскания налагаются начальником или его заместителем. До наложения взыскания берется письменное объяснение у заключенного. Лицам, не имеющим возможности дать пись­менное объяснение, оказывается содействие со стороны администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствую­щий акт.

Глава 16. Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых…

Статья 34. Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними

  • — притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых;
  • — нападение на сотрудников;
  • — неповиновение законным требованиям сотрудников, иных лиц либо их оскорбление;
  1. — неоднократное нарушение правил изоляции;
  2. — хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ;
  3. — хранение, изготовление других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению;
  4. — участие в азартных играх;
  5. — мелкое хулиганство.
  6. В карцер могут водворяться лица, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания.

Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника СИЗО и заключения медицинского работника о возмож­ности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере. Замес­титель начальника СИЗО не может применить данную меру взыскания. Содержание в карцере — одиночное.

Начальник СИЗО имеет право отсрочить исполнение взыскания в виде водворения в карцер, сократить срок содержания либо досрочно освободить из него с учетом медицинских показаний или по иным осно­ваниям. Если подозреваемый или обвиняемый в период отсрочки не со­вершит нового нарушения, он может быть освобожден от взыскания.

К подозреваемым и обвиняемым допускается применение физичес­кой силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия по основаниям, предусмотренным ст. 43-47 Закона и другими федераль­ными законами.

  • В заключение остановимся на основаниях освобождения подозрева­емых и обвиняемых из-под стражи. Статья 49 Закона называет четыре таких основания:
  • — судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном зако­ ном;
  • — постановление следователя, органа дознания или прокурора;
  • — постановление начальника места содержания под стражей или про­ курора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах со­ держания под стражей, об освобождении подозреваемого или обвиняе­ мого в связи с истечением установленного законом срока содержания
  • Под стражей.
  • Уголовно-исполнительное право

Статья 34. Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними

  1. — вследствие отмены меры пресечения в связи с прекращением: ловногодела;
  2. — изменения меры пресечения;
  3. — истечения предусмотренного законом срока содержания под стра­ жей в качестве меры пресечения;
  4. — амнистии.

Новым основанием освобождения из-под стражи является постанов­ление начальника места содержания под стражей.

Последний обязан не позднее, чем за 24 часа до истечения срока содержания под стражей, как правило, письменно уведомить об этом лицо, в производстве которого находится дело, а также прокурора.

Если по истечении данного срока решение об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо о про­длении срока содержания его под стражей не поступило, начальник след­ственного изолятора незамедлительно освобождает его своим постанов лением (ч. 3 ст. 50 Закона).

Статья 34. Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними 1 См.: Данъшина Л. И. Правовые и организационные вопросы исполнен» предварительного заключения под стражу: Автореф. дис…. канд. юрид. наук. М.,

1980. С. 8.

2 См.: Советское исправительно-трудовое право. Особенная часть. Рязань, 1987. С. 25.

3 Подробнее см.: Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 3. С. 9-13.

4 См.: Там же.

Глава 17

Административная деятельность полиции

Одним из видов административной деятельности в совершении преступлений ОВД является охрана, содержание под стражей и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Читайте также:  Статья 13. Ответственность кооператива и его членов по обязательствам кооператива

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений являются изоляторы временного содержания (ИВС), ОВД территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, управлений МВД России на транспорте.

Решение о их создании, реорганизации и ликвидации принимаются министрами внутренних дел по республикам, начальниками главных управлений (управлений) МВД России по иным субъектам Российской Федерации, начальниками управлений МВД России на транспорте.

Изоляторы временного содержания входят в структуру полиции.

Заключение под стражу — это наиболее строгая мера пресечения. Применение ее имеет под собой дополнительные гарантии соблюдения прав граждан и дополнительные условия се применения. Лицо, взятое под стражу, физически изолируется от общества и содержится под охраной.

Значение применения предварительного заключения под стражу определяется, прежде всего, тем, что оно является наиболее эффективной мерой пресечения с точки зрения возможности достижения их цели.

По общему правилу арест возможен по делам, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.

Только в исключительных случаях лицо подвергается заключению под стражу, если ему грозит менее суровое наказание — до года лишения свободы включительно, исправительные работы, штраф и др. По делам о тяжких преступлениях, указанных в ч. 2. ст.

96 УПК РФ (в их число входят и государственные преступления), заключение под стражу может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. Лицо, подвергнувшееся аресту, имеет право на обжалование и судебную проверку законности и обоснованности содержания его под стражей.

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Статья 22 Конституции Российской Федерации закрепляет за каждым гражданином право на свободу и личную неприкосновенность. Заключение под стражу и содержание под ней допускается только по судебному решению.

До вынесения судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Это правило нашло отражение в ст. 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 95 УПК РФ регламентирует общий порядок и условия содержания подозреваемых под стражей.

Режим содержания под стражей подозреваемых, их права и обязанности, а также правила внутреннего распорядка мест временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений определены в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103- ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» на полицию возлагаются обязанность: содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в ИВС ОВД подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.

В соответствии с действующим законодательством ИВС ОВД подозреваемых и обвиняемых отнесены к местам содержания под стражей и предназначены для временного содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ст. 46 УПК РФ подозреваемым является лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления либо в отношении которого применена мера пресечения до предъявления обвинения в связи с возбуждением в отношении пего уголовного дела.

Обвиняемый — это лицо, в отношении которого: (1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого: (2) вынесен обвинительный акт (ст. 47 УПК РФ).

  • В ИВС ОВД содержатся: (1) подозреваемые; (2) обвиняемые; (3) осужденные, в отношении которых вынесенный приговор не вступил в законную силу, и осужденные, доставленные из органов и учреждений исполнения уголовных наказаний в связи с расследованием или рассмотрением судом дел о преступлениях, совершенных этими или другими лицами.
  • В порядке исключения в ИВС могут содержаться лица, подвергнутые административному аресту по постановлению судьи, но только при отсутствии в данной местности специального приемника.
  • Основаниями для приема и содержания лиц в ИВС являются:
  1. для подозреваемых в совершении преступления — протокол задержания в соответствии со ст. 91 УПК РФ, составленный следователем или лицом, производящим дознание;
  2. для подозреваемых и обвиняемых — постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ);
  3. для осужденных к лишению свободы — приговор суда о назначении лишения свободы (при невозможности доставить осужденного в следственный изолятор); постановление суда об этапировании;
  4. для административно арестованных, помещаемых в ИВС в порядке исключения, при отсутствии в данной местности специального приемника — копия постановления судьи с печатью суда о применении административного наказания в виде административного ареста.
Читайте также:  Глава II. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования

Прием подозреваемых и обвиняемых, поступивших в ИВС, производится круглосуточно дежурным ИВС или оперативным дежурным по ОВД, который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в ИВС, проводит опрос данного лица и сверяет его ответы со сведениями, указанными в процессуальном документе, послужившем основанием для задержания или взятия под стражу этого липа, а также с документами, удостоверяющими его личность (при наличии).

Все лица, помещаемые в изолятор, подвергаются личному обыску (административно арестованные — досмотру) в присутствии понятых того же пола, а находящиеся при них вещи — досмотру.

По окончании обыска (досмотра) и досмотра вещей составляется протокол, который подписывается сотрудником, их производившим, понятыми и обыскиваемым.

Отказ обвиняемых и подозреваемых от подписи и заявленные при этом претензии отражаются в данном протоколе.

У принятых в ИВС лиц остаются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в количестве и ассортименте, определенных Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

При наличии у принимаемого лица телесных повреждений составляется акт об их наличии, который подписывается дежурным ИВС, должностным лицом, доставившим задержанного, обвиняемого, и самим доставленным, которому вручается копия этого акта.

Режим содержания в ИВС.

Режим содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС обеспечивается соблюдением установленных Правил внутреннего распорядка, осуществлением пропускного режима, содержанием подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с осуществлением постоянного надзора за ними, в том числе с использованием средств видеонаблюдения, запрещением бесконвойного передвижения подозреваемых и обвиняемых по территории, системой проверок, а также проведением их личного обыска и досмотра находящихся при них вещей.

Водворяемый в камеру ИВС должен быть ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка, которые устанавливают порядок:

  1. приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;
  2. проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования и досмотра вещей;
  3. изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
  4. приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым писем, посылок, передач;
  5. направления подозреваемым и обвиняемым предложений, заявлений и жалоб;
  6. подъема, утренней проверки, завтрака, прогулок;
  7. предоставления свиданий с защитником и родственниками.

Требование режима содержания в ИВС предполагает также раздельное размещение по камерам: (а) мужчин и женщин; (б) несовершеннолетних и взрослых; в исключительных случаях, с согласия прокурора, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за нетяжкие преступления, совместно с несовершеннолетними; (в) лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности, и лиц, содержащихся в местах лишения свободы; (г) подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; (д) подозреваемых и обвиняемых по одному уголовному делу.

Отдельно от других лиц должны содержаться:

  1. подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений: против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества;
  2. подозреваемые и обвиняемые в совершении бандитизма, терроризма, разбоя, грабежа при отягчающих обстоятельствах, умышленного убийства, захвата заложников, изнасилования, вымогательства;
  3. подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений;
  4. осужденные к смертной казни:
  5. иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий;
  6. лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, военнослужащих внутренних войск;
  7. подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность;
  8. больные (инфекционные и иные).

Запрет на бесконвойное передвижение означает, что камеры ИВС всегда должны быть надежно заперты и находиться под охраной, а с наступлением темноты и до полного рассвета — освещаться.

При ежедневном обходе камер представители администрации ИВС принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде.

Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной и письменной форме, записываются в соответствующий журнал регистрации, ведущийся в канцелярии территориальных органов МВД России или ИВС, и докладываются лицу, ответственному за их разрешение.

Если предложения, заявления и жалобы содержат вопросы, которые адресат решать неправомочен или некомпетентен, подозреваемым и обвиняемым даются соответствующие разъяснения. Если автор настаивает на их отправке адресату, они направляются по назначению.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в прокуратуру, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за ИВС, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете. Жалобы на действия и решения суда, лица, производящего дознание, следователя или прокурора направляются в порядке, предусмотренном УПК РФ, не позднее трех дней с момента их подачи.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией ИВС и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.

По желанию подозреваемого, обвиняемого выполнять в помещении или на территории ИВС работы на возмездной или безвозмездной основе, если для этого имеется соответствующая потребность и условия, администрация ИВС может предоставить ему эту возможность.

При этом обеспечивается выполнение установленных требований изоляции и правил раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых, установленных федеральным законом, а также норм гражданского и трудового законодательств, правил техники безопасности при производстве работ, норм санитарии и гигиены.

Подозреваемые и обвиняемые не допускаются к работе, связанной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспортных средств и множительной аппаратуры.

Читайте также:  Раздел XI. Международные договоры в области особо охраняемых природных территорий

Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние — не менее двух часов, а водворенные в карцер — один час.

Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств.

Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается.

Администрация ИВС обеспечивает судьям, прокурорам, следователям, лицам, производящим дознание, а также адвокатам и иным лицам, участвующим в следственных или судебных действиях, беспрепятственное посещение ИВС в рабочее время и доставку подозреваемых или обвиняемых по вызовам уполномоченных на то лиц. Право вызова подозреваемых или обвиняемых предоставляется также прокурорам, осуществляющим надзор за расследованием данного уголовного дела, вышестоящим прокурорам и должностным лицам, контролирующим проведение дознания или расследования данного дела.

По письменному указанию следователя, лица, производящего дознание, прокурора или суда (судьи) для проведения следственных действий, амбулаторных судебно-психиатрических и других исследований на территории ИВС его администрация обязана:

  1. предоставить помещение;
  2. доставить подозреваемого или обвиняемого и обеспечить его охрану;
  3. обеспечить в установленном порядке допуск в ИВС лиц, привлекаемых для участия в следственных действиях;
  4. присутствовать при производстве обыска, выемки, наложения ареста на имущество подозреваемого или обвиняемого, хранящееся в ИВС или находящееся в его личном пользовании.

Подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком. Они должны быть одеты по сезону, иметь опрятный внешний вид.

Основания освобождения. Основаниями освобождения подозреваемых и обвиняемых из ИВС являются:

  1. судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  2. постановление следователя, органа дознания или прокурора об освобождении подозреваемого, об отмене (изменении) меры пресечения;
  3. постановление начальника ИВС об освобождении подозреваемого в связи с истечением установленного законом срока содержания под стражей.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник ИВС уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Надзор за исполнением законов администрациями мест содержания заключенных под стражу

Предмет и пределы надзора.

Правильное определение предмета и пределов за исполнением законов в следственных изоляторах (СИЗО) имеет принципиальное значение, поскольку позволяет сконцентрировать усилия прокурора на тех аспектах функционирования СИЗО, которые наиболее уязвимы с позиции обеспечения прав заключенных под стражу и осужденных. Пределы надзора определяются с учетом: а) круга нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых должен осуществлять прокурор; б) поднадзорных объектов; в) полномочий прокурора.

Статьей 32 Закона о прокуратуре к предмету надзора в рассматриваемой сфере отнесены: законность нахождения лиц в местах предварительного заключения; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу.

Законность нахождения в местах предварительного заключения предусматривает наличие предписанных действующим законодательством правовых и фактических оснований приема и содержания лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо подсудимого на охраняемой территории места содержания под стражей по судебному решению, вынесенному в порядке ст. 108 УПК.

Наряду с перечисленными категориями в СИЗО также могут содержаться: а) лица, правовой статус которых определяется законодательством других стран и в соответствии со ст.

466 УПК имеется решение судебного органа иностранного государства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу; б) осужденные со вступившими в законную силу приговорами, оставленные по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 74, ст. 77, ст. 77.

1 УИК, или поступившие в следственный изолятор по основаниям, предусмотренным ст. 77.1 УИК.

Соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу, — это подчинение их поведения требованиям правовых норм, которыми эти права и обязанности установлены.

Для сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС), включая СИЗО, соблюдение прав лиц, заключенных под стражу, и обеспечение выполнения ими установленных законом требований является служебной обязанностью.

Права и обязанности лиц, заключенных под стражу, и сотрудников органов и учреждений УИС регулируются:

— международными правовыми актами, в том числе Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

, Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, Европейскими пенитенциарными правилами и др.

Нельзя недооценивать также решения Европейского Суда по правам человека по конкретным делам, в которых интерпретируются положения, закрепленные в указанных правовых актах;

Ссылка на основную публикацию