Согласно ст. 34 Закона подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территории этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.
Подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются, подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки -досмотру.
Деньги, обнаруженные у заключенных, зачисляются на их лицевые счета, а ценные бумаги и вещи передаются на хранение.
Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у подозреваемых и обвиняемых, передаются на хранение либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника, о чем составляется соответствующий акт.
Уголовно-исполнительное право
- Не подвергаются досмотру вещи и одежда лиц, в производстве которых находятся уголовные дела подозреваемых и обвиняемых и которые обладают правом контроля и надзора за местами содержания под стражей.
- В местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия.
- Меры поощрения и взыскания
В системе мер, направленных на формирование позитивного поведения лиц, содержащихся под стражей, важное место принадлежит дисциплинарной практике, которая стимулирует соблюдение ими требований режима и правил поведения. В соответствии со ст. 37 Закона за примерное выполнение обязанностей, соблюдение установленного порядка к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры поощрения:
- — досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
- — денежная премия за лучшие показатели в работе;
- — демонстрация дополнительного фильма, разрешение на дополни тельное посещение помещения для спортивных занятий, а также другие формы проведения досуга для несовершеннолетних подозреваемых и
- обвиняемых.
- Поощрения применяются начальниками мест содержания под стражей или их заместителями.
- Согласно ст. 38 Закона за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться следующие меры взыскания:
- — выговор;
- — водворение в карцер или одиночную камеру на гауптвахте на срок до 15 суток, а несовершеннолетних — на срок до 7 суток.
В соответствии со ст. 39 Закона взыскания налагаются начальником или его заместителем. До наложения взыскания берется письменное объяснение у заключенного. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие со стороны администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт.
Глава 16. Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых…
- — притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых;
- — нападение на сотрудников;
- — неповиновение законным требованиям сотрудников, иных лиц либо их оскорбление;
- — неоднократное нарушение правил изоляции;
- — хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ;
- — хранение, изготовление других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению;
- — участие в азартных играх;
- — мелкое хулиганство.
- В карцер могут водворяться лица, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания.
Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника СИЗО и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере. Заместитель начальника СИЗО не может применить данную меру взыскания. Содержание в карцере — одиночное.
Начальник СИЗО имеет право отсрочить исполнение взыскания в виде водворения в карцер, сократить срок содержания либо досрочно освободить из него с учетом медицинских показаний или по иным основаниям. Если подозреваемый или обвиняемый в период отсрочки не совершит нового нарушения, он может быть освобожден от взыскания.
К подозреваемым и обвиняемым допускается применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия по основаниям, предусмотренным ст. 43-47 Закона и другими федеральными законами.
- В заключение остановимся на основаниях освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи. Статья 49 Закона называет четыре таких основания:
- — судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном зако ном;
- — постановление следователя, органа дознания или прокурора;
- — постановление начальника места содержания под стражей или про курора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах со держания под стражей, об освобождении подозреваемого или обвиняе мого в связи с истечением установленного законом срока содержания
- Под стражей.
- Уголовно-исполнительное право
- — вследствие отмены меры пресечения в связи с прекращением: ловногодела;
- — изменения меры пресечения;
- — истечения предусмотренного законом срока содержания под стра жей в качестве меры пресечения;
- — амнистии.
Новым основанием освобождения из-под стражи является постановление начальника места содержания под стражей.
Последний обязан не позднее, чем за 24 часа до истечения срока содержания под стражей, как правило, письменно уведомить об этом лицо, в производстве которого находится дело, а также прокурора.
Если по истечении данного срока решение об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо о продлении срока содержания его под стражей не поступило, начальник следственного изолятора незамедлительно освобождает его своим постанов лением (ч. 3 ст. 50 Закона).
1 См.: Данъшина Л. И. Правовые и организационные вопросы исполнен» предварительного заключения под стражу: Автореф. дис…. канд. юрид. наук. М.,
1980. С. 8.
2 См.: Советское исправительно-трудовое право. Особенная часть. Рязань, 1987. С. 25.
3 Подробнее см.: Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 3. С. 9-13.
4 См.: Там же.
Глава 17
Административная деятельность полиции
Одним из видов административной деятельности в совершении преступлений ОВД является охрана, содержание под стражей и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений являются изоляторы временного содержания (ИВС), ОВД территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, управлений МВД России на транспорте.
Решение о их создании, реорганизации и ликвидации принимаются министрами внутренних дел по республикам, начальниками главных управлений (управлений) МВД России по иным субъектам Российской Федерации, начальниками управлений МВД России на транспорте.
Изоляторы временного содержания входят в структуру полиции.
Заключение под стражу — это наиболее строгая мера пресечения. Применение ее имеет под собой дополнительные гарантии соблюдения прав граждан и дополнительные условия се применения. Лицо, взятое под стражу, физически изолируется от общества и содержится под охраной.
Значение применения предварительного заключения под стражу определяется, прежде всего, тем, что оно является наиболее эффективной мерой пресечения с точки зрения возможности достижения их цели.
По общему правилу арест возможен по делам, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.
Только в исключительных случаях лицо подвергается заключению под стражу, если ему грозит менее суровое наказание — до года лишения свободы включительно, исправительные работы, штраф и др. По делам о тяжких преступлениях, указанных в ч. 2. ст.
96 УПК РФ (в их число входят и государственные преступления), заключение под стражу может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. Лицо, подвергнувшееся аресту, имеет право на обжалование и судебную проверку законности и обоснованности содержания его под стражей.
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Статья 22 Конституции Российской Федерации закрепляет за каждым гражданином право на свободу и личную неприкосновенность. Заключение под стражу и содержание под ней допускается только по судебному решению.
До вынесения судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Это правило нашло отражение в ст. 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 95 УПК РФ регламентирует общий порядок и условия содержания подозреваемых под стражей.
Режим содержания под стражей подозреваемых, их права и обязанности, а также правила внутреннего распорядка мест временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений определены в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103- ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с Федеральным законом «О полиции» на полицию возлагаются обязанность: содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в ИВС ОВД подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.
В соответствии с действующим законодательством ИВС ОВД подозреваемых и обвиняемых отнесены к местам содержания под стражей и предназначены для временного содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ст. 46 УПК РФ подозреваемым является лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления либо в отношении которого применена мера пресечения до предъявления обвинения в связи с возбуждением в отношении пего уголовного дела.
Обвиняемый — это лицо, в отношении которого: (1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого: (2) вынесен обвинительный акт (ст. 47 УПК РФ).
- В ИВС ОВД содержатся: (1) подозреваемые; (2) обвиняемые; (3) осужденные, в отношении которых вынесенный приговор не вступил в законную силу, и осужденные, доставленные из органов и учреждений исполнения уголовных наказаний в связи с расследованием или рассмотрением судом дел о преступлениях, совершенных этими или другими лицами.
- В порядке исключения в ИВС могут содержаться лица, подвергнутые административному аресту по постановлению судьи, но только при отсутствии в данной местности специального приемника.
- Основаниями для приема и содержания лиц в ИВС являются:
- для подозреваемых в совершении преступления — протокол задержания в соответствии со ст. 91 УПК РФ, составленный следователем или лицом, производящим дознание;
- для подозреваемых и обвиняемых — постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ);
- для осужденных к лишению свободы — приговор суда о назначении лишения свободы (при невозможности доставить осужденного в следственный изолятор); постановление суда об этапировании;
- для административно арестованных, помещаемых в ИВС в порядке исключения, при отсутствии в данной местности специального приемника — копия постановления судьи с печатью суда о применении административного наказания в виде административного ареста.
Прием подозреваемых и обвиняемых, поступивших в ИВС, производится круглосуточно дежурным ИВС или оперативным дежурным по ОВД, который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в ИВС, проводит опрос данного лица и сверяет его ответы со сведениями, указанными в процессуальном документе, послужившем основанием для задержания или взятия под стражу этого липа, а также с документами, удостоверяющими его личность (при наличии).
Все лица, помещаемые в изолятор, подвергаются личному обыску (административно арестованные — досмотру) в присутствии понятых того же пола, а находящиеся при них вещи — досмотру.
По окончании обыска (досмотра) и досмотра вещей составляется протокол, который подписывается сотрудником, их производившим, понятыми и обыскиваемым.
Отказ обвиняемых и подозреваемых от подписи и заявленные при этом претензии отражаются в данном протоколе.
У принятых в ИВС лиц остаются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в количестве и ассортименте, определенных Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
При наличии у принимаемого лица телесных повреждений составляется акт об их наличии, который подписывается дежурным ИВС, должностным лицом, доставившим задержанного, обвиняемого, и самим доставленным, которому вручается копия этого акта.
Режим содержания в ИВС.
Режим содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС обеспечивается соблюдением установленных Правил внутреннего распорядка, осуществлением пропускного режима, содержанием подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с осуществлением постоянного надзора за ними, в том числе с использованием средств видеонаблюдения, запрещением бесконвойного передвижения подозреваемых и обвиняемых по территории, системой проверок, а также проведением их личного обыска и досмотра находящихся при них вещей.
Водворяемый в камеру ИВС должен быть ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка, которые устанавливают порядок:
- приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;
- проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования и досмотра вещей;
- изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
- приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым писем, посылок, передач;
- направления подозреваемым и обвиняемым предложений, заявлений и жалоб;
- подъема, утренней проверки, завтрака, прогулок;
- предоставления свиданий с защитником и родственниками.
Требование режима содержания в ИВС предполагает также раздельное размещение по камерам: (а) мужчин и женщин; (б) несовершеннолетних и взрослых; в исключительных случаях, с согласия прокурора, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за нетяжкие преступления, совместно с несовершеннолетними; (в) лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности, и лиц, содержащихся в местах лишения свободы; (г) подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; (д) подозреваемых и обвиняемых по одному уголовному делу.
Отдельно от других лиц должны содержаться:
- подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений: против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества;
- подозреваемые и обвиняемые в совершении бандитизма, терроризма, разбоя, грабежа при отягчающих обстоятельствах, умышленного убийства, захвата заложников, изнасилования, вымогательства;
- подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений;
- осужденные к смертной казни:
- иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий;
- лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, военнослужащих внутренних войск;
- подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность;
- больные (инфекционные и иные).
Запрет на бесконвойное передвижение означает, что камеры ИВС всегда должны быть надежно заперты и находиться под охраной, а с наступлением темноты и до полного рассвета — освещаться.
При ежедневном обходе камер представители администрации ИВС принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде.
Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной и письменной форме, записываются в соответствующий журнал регистрации, ведущийся в канцелярии территориальных органов МВД России или ИВС, и докладываются лицу, ответственному за их разрешение.
Если предложения, заявления и жалобы содержат вопросы, которые адресат решать неправомочен или некомпетентен, подозреваемым и обвиняемым даются соответствующие разъяснения. Если автор настаивает на их отправке адресату, они направляются по назначению.
Предложения, заявления и жалобы, адресованные в прокуратуру, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за ИВС, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете. Жалобы на действия и решения суда, лица, производящего дознание, следователя или прокурора направляются в порядке, предусмотренном УПК РФ, не позднее трех дней с момента их подачи.
Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией ИВС и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.
По желанию подозреваемого, обвиняемого выполнять в помещении или на территории ИВС работы на возмездной или безвозмездной основе, если для этого имеется соответствующая потребность и условия, администрация ИВС может предоставить ему эту возможность.
При этом обеспечивается выполнение установленных требований изоляции и правил раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых, установленных федеральным законом, а также норм гражданского и трудового законодательств, правил техники безопасности при производстве работ, норм санитарии и гигиены.
Подозреваемые и обвиняемые не допускаются к работе, связанной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспортных средств и множительной аппаратуры.
Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние — не менее двух часов, а водворенные в карцер — один час.
Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств.
Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается.
Администрация ИВС обеспечивает судьям, прокурорам, следователям, лицам, производящим дознание, а также адвокатам и иным лицам, участвующим в следственных или судебных действиях, беспрепятственное посещение ИВС в рабочее время и доставку подозреваемых или обвиняемых по вызовам уполномоченных на то лиц. Право вызова подозреваемых или обвиняемых предоставляется также прокурорам, осуществляющим надзор за расследованием данного уголовного дела, вышестоящим прокурорам и должностным лицам, контролирующим проведение дознания или расследования данного дела.
По письменному указанию следователя, лица, производящего дознание, прокурора или суда (судьи) для проведения следственных действий, амбулаторных судебно-психиатрических и других исследований на территории ИВС его администрация обязана:
- предоставить помещение;
- доставить подозреваемого или обвиняемого и обеспечить его охрану;
- обеспечить в установленном порядке допуск в ИВС лиц, привлекаемых для участия в следственных действиях;
- присутствовать при производстве обыска, выемки, наложения ареста на имущество подозреваемого или обвиняемого, хранящееся в ИВС или находящееся в его личном пользовании.
Подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком. Они должны быть одеты по сезону, иметь опрятный внешний вид.
Основания освобождения. Основаниями освобождения подозреваемых и обвиняемых из ИВС являются:
- судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- постановление следователя, органа дознания или прокурора об освобождении подозреваемого, об отмене (изменении) меры пресечения;
- постановление начальника ИВС об освобождении подозреваемого в связи с истечением установленного законом срока содержания под стражей.
Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник ИВС уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
Надзор за исполнением законов администрациями мест содержания заключенных под стражу
Предмет и пределы надзора.
Правильное определение предмета и пределов за исполнением законов в следственных изоляторах (СИЗО) имеет принципиальное значение, поскольку позволяет сконцентрировать усилия прокурора на тех аспектах функционирования СИЗО, которые наиболее уязвимы с позиции обеспечения прав заключенных под стражу и осужденных. Пределы надзора определяются с учетом: а) круга нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых должен осуществлять прокурор; б) поднадзорных объектов; в) полномочий прокурора.
Статьей 32 Закона о прокуратуре к предмету надзора в рассматриваемой сфере отнесены: законность нахождения лиц в местах предварительного заключения; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу.
Законность нахождения в местах предварительного заключения предусматривает наличие предписанных действующим законодательством правовых и фактических оснований приема и содержания лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо подсудимого на охраняемой территории места содержания под стражей по судебному решению, вынесенному в порядке ст. 108 УПК.
Наряду с перечисленными категориями в СИЗО также могут содержаться: а) лица, правовой статус которых определяется законодательством других стран и в соответствии со ст.
466 УПК имеется решение судебного органа иностранного государства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу; б) осужденные со вступившими в законную силу приговорами, оставленные по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 74, ст. 77, ст. 77.
1 УИК, или поступившие в следственный изолятор по основаниям, предусмотренным ст. 77.1 УИК.
Соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу, — это подчинение их поведения требованиям правовых норм, которыми эти права и обязанности установлены.
Для сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС), включая СИЗО, соблюдение прав лиц, заключенных под стражу, и обеспечение выполнения ими установленных законом требований является служебной обязанностью.
Права и обязанности лиц, заключенных под стражу, и сотрудников органов и учреждений УИС регулируются:
— международными правовыми актами, в том числе Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
, Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, Европейскими пенитенциарными правилами и др.
Нельзя недооценивать также решения Европейского Суда по правам человека по конкретным делам, в которых интерпретируются положения, закрепленные в указанных правовых актах;