Статья 3. правовая основа деятельности уголовно-исполнительной системы

Правительство РФ опубликовало Распоряжение № 1138-р об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы России на период до 2030 г., которую планируется реализовать в два этапа.

В документе подведены итоги деятельности уголовно-исполнительной системы в период с 2010 по 2020 г.

Среди них, в частности, следующие улучшения: в срок отбывания наказания в виде лишения свободы зачтено время содержания под стражей до вступления в законную силу приговора суда; осужденным предоставлено право самостоятельно обращаться в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания; установлен порядок предоставления и проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, с их представителями в Европейском Суде; увеличен размер денежных средств, разрешенных к ежемесячному расходованию осужденным на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, и пр.

В качестве вызовов, стоящих перед УИС, помимо прочего, упомянуты усиление мер, направленных на недопущение распространения экстремизма в ее учреждениях, развитие сети исправительных центров, обеспечивающих исполнение наказаний в виде принудительных работ, совершенствование системы оценки эффективности деятельности системы.

В концепции перечислен ряд основных ориентиров развития УИС до 2030 г. В частности, предполагается создание учреждения объединенного типа в одном регионе или на межрегиональной основе, в рамках которого планируется сосредоточить исправительные учреждения и СИЗО в едином центре.

При этом планируется модернизировать и унифицировать имеющиеся технологии в сфере обеспечения режима и развития производственного сектора, а также предусмотреть клиентоцентричный подход к созданию условий для содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, предоставления свиданий с их родственниками, осуществления деятельности адвокатов и общественных организаций, включая оборудование помещений для предоставления свиданий, а также для осуществления деятельности судов, органов прокуратуры РФ, следователей, включая оборудование помещений для осуществления их деятельности.

Для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, а также создания надлежащих условий содержания в СИЗО предложено расширить перечни дополнительных платных услуг и предметов, которые заключенные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, а также приобретать по безналичному расчету. Кроме того, планируется улучшить системы мер поощрения и взыскания; расширить перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей; улучшить порядок оказания медицинской помощи; создать лицам, содержащимся под стражей, условия для занятия спортом вне камер.

В свою очередь, создание и развитие в России эффективной системы пробации предусматривают закрепление до 2024 г.

института пробации на законодательном уровне, определение его функций, перечня задач и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления; возложение соответствующих полномочий на уголовно-исполнительные инспекции в части оказания помощи в вопросах занятости, обеспечения жильем, психологической и правовой помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания условно-досрочно. На втором этапе (до 2030 г.) запланировано оказание содействия лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в занятости и бытовом устройстве. В исправительных центрах и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, к 2024 г. ожидается кратное увеличение размещения осужденных к принудительным работам, к 2030 г. – в полном объеме.

В целях расширения практики привлечения к труду соответствующей категории осужденных предполагаются участие бизнес-сообщества в их трудоустройстве на предприятиях, в том числе при строительстве крупных объектов, а также привлечение к работам по очистке территории Арктической зоны РФ от загрязнения (отходов производства и потребления).

Адвокат АБ «А2К» Дмитрий Хомич полагает, что концепция характеризуется системным подходом к достаточно четко обозначенным проблемам и вызовам. «Впрочем, так выглядит любая Концепция, над которой работали профессионалы, знакомые с проблематикой. Поэтому важно то, какова будет ее реализация», – отметил он.

По словам эксперта, сейчас колоссальной проблемой является явный недостаток мест для встречи с подзащитным, находящимся под стражей. «Очереди адвокатов в СИЗО – это всем хорошо известная проблема, которая существует уже не один год.

Сами по себе помещения для встреч являют пример условий, в которых практически невозможно работать, вести качественную подготовку позиции защиты.

Также я считаю, что Концепции не хватает важной составляющей, а именно понимания, что уголовное наказание – это не только наложение определенных ограничений, в том числе и свободы, но и попытка предложить человеку сформировать иное представление о шкале ценностей, результатом которой стало его привлечение к уголовной ответственности. Возможность переосмысления отношений с окружающим миром является важнейшим условием для исправления человека, для его последующей социализации», – убежден Дмитрий Хомич.

Он добавил, что нередко в места лишения свободы попадают профессионалы, обладающие значительным опытом и познаниями в довольно редких областях деятельности человека.

«В настоящее время отсутствует механизм, при котором талантливый, опытный и умелый специалист мог бы в полной мере не только реализовать свой потенциал, но и принести значительную пользу обществу, способствовать возмещению причиненного ущерба.

Было бы очень хорошо, если бы авторы Концепции задумались над возможностью максимально полного использования человеческого потенциала с учетом всех непростых объективных условий в рамках исполнения уголовного наказания», – полагает адвокат.

Юрист, общественный помощник уполномоченного по правам человека Пермского края Сергей Трутнев полагает, что документ иллюстрирует благие мечты представителей ФСИН России: «Управляемость, масштабность, доходность – вот три основных принципа, заложенных в Концепцию».

По словам эксперта, «красной нитью» через весь документ проходит следующая идея: «работающие осужденные – это очень хорошо». «По всей видимости, авторам Концепции весьма хочется заполучить дешевый труд, который при этом крайне неэффективен по своей природе.

Обратите внимание: заключенных планируется привлекать к работе в Арктике – их труд собираются оценивался по льготным условиям. Лично мне эта идея напоминает построение ГУЛАГа в современных условиях, непонятно, куда приведет эта новелла. Возможно, в связи с этим появится специальная статья в УИК РФ, которая подорвет нынешнюю систему.

Труд осужденного – это все же не трудовые отношения. Работа на Севере по сию пору не приносила осужденным никаких специальных льгот», – подчеркнул Сергей Трутнев.

Законодательная и нормативно — правовая база, регулирующая деятельность органов уголовно-исполнительной системы как казенных учреждений

Законодательная и нормативно — правовая база, регулирующая деятельность органов уголовно-исполнительной системы как казенных учреждений

Казакова Е.В.

ФГБОУ «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»

[email protected]

Уголовно — исполнительная система (УИС) является  составной частью правоохранительных органов России, представляющая  собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и реализующих иные меры уголовно-правового характера. Эта система является многофункциональной.

Она не только исполняет наказания в виде лишения свободы, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, оперативно-розыскную деятельность, реализует социальную работу с осужденными и контроль за их поведением.

Функционирование любого социального института регулируется определенными нормами: правовыми, моральными, а также уже сформированными традициями и т.п.

В силу особенностей порядка исполнения наказания, которое всегда связано с ограничениями, данный признак УИС как социального института приобретает особое значение.

Выражается это в том, что данная сфера регламентируется различными правовыми актами.

Законодательными актами регулируются все виды деятельности, выполняемые в учреждениях и органах УИС: создания документов, их обработка, хранение и использование, требования к оформлению различных видов документов, требования к приданию документам юридической силы, требования к созданию, хранению и защите информации, а так же основные понятия и процессы в сфере информатизации и другие.

Самым важным нормативно — правовым актом в деятельности учреждений и органов УИС является Конституция Российской Федераци

(принята 12 декабря 1993 года). Конституция является основным законом государства, в ней закрепляются исходные принципы государства, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Сфера конституционного регулирования весьма широка. Конституция касается различных сторон жизни гражданского общества.

В ней определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляется многоукладность экономики страны и содержится положение о том, что Российская Федерация — социальное государство, заложены принципы политического многообразия, многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. [1]

ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации». Органы УИС в соответствии с ФКЗ № 2-ФКЗ применяет в своей деятельности печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 24. порядок рассмотрения запросов

Гербовые печати применяются в учреждениях и органах УИС для удостоверения подлинности документов или соответствия копий документов подлинникам.

Гербовые печати изготавливаются в строго ограниченном количестве и исключительно в служебных целях. [2]

Основу составляет  Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ): Часть первая, в котором закреплены правовые основы деятельности юридических лиц и взаимоотношения юридических и физических лиц. . [3]

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ). Государственное регулирование вопросов в органах уголовно — исполнительной системы, связанных с хранением документов, нашло частичное отражение в Уголовном кодексе Российской Федерации, который предусматривает ответственность за утрату, контрабанду, повреждение и похищение документов, содержащих государственную тайну. . [4]

Уголовно-исполнительный кодекс (УИК РФ) содержит основные положения уголовно-исполнительного законодательства, нормы об исполнении конкретных наказаний.

В основе уголовно-исполнительного законодательства заложен ряд принципов — это законность, гуманизм, демократизм, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием. . [5]

Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (КоАП) регламентирует вопросы, связанные с защитой прав и интересов граждан, физических и юридических лиц от административных правонарушений. Административные взыскания за несоблюдение правил использования, комплектования, учета и хранения архивных документов в органах уголовно — исполнительной системы определяются в ст. 13.20 Кодекса. . [6]

ФЗ «Об электронной подписи» разработан с целью обеспечение правовых условий использования электронной подписи в электронных документах.

Закон установил ряд понятий, относящихся к электронной подписи, таких как, электронный документ, открытый и закрытый ключ, электронная подпись, сертификат, пользователь сертификата  ключа  подписи, подтверждение подлинности, информационная система  общего  пользования, а так же порядок использования. [7]

  • ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» «…регулирует отношения, возникающие при:
  • 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • 2) применении информационных технологий;
  • 3) обеспечении защиты информации». [8]
  • Особенности работы по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в учреждениях и органах УИС регламентируются ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». [9]

ФЗ «О персональных данных» регулирует  отношения, связанные с обработкой персональных данных граждан РФ, осуществляемой органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и физическими лицами. Целью закона является защита прав и свобод человека при обработке его персональных данных. [10]

Закон « О государственной тайне». Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» ­применительно к любым существующим правоотношениям [11]

ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Документы, образующиеся в процессе деятельности учреждений и органов УИС, входят в состав Архивного фонда Российской Федерации и находятся в учреждениях и органах  на временном и депозитарном хранении до их передачи на  постоянное хранение в Государственные архивы субъектов Российской Федерации. [12]

Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» регламентирует деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, которые в свою очередь составляют единую уголовно-исполнительную систему. [13]

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил делопроизводства в федеральных органах исполнения наказаний» и  Приказом Федерального архивного агентства «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» устанавливается единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

Приказ ФСИН “Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы”.

Инструкция определяет единые требования к подготовке, обработке, хранению и использованию образующихся в деятельности документов, правила документирования и порядок документооборота. Инструкция разработана на основе правовых актов и ГОСТ Р 6.30 2003 «Унифицированные системы документации.

Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». При этом Инструкция имеет ряд отличительных особенностей с ГОСТ Р 6.30 2003. [14]

Список использованных источников:

Глава 1 Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций

  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
  • ПСКОВСКИЙ ФИЛИАЛ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ
  • КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
  • ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
  • Тема: «Современное состояние и перспективы использования достижений криминалистики в уголовно-исполнительных инспекциях»(на примере ФКУ УИИ УФСИН России по Пензенской области)

Выполнил:младший лейтенант вн. сл. Мишустин А.А.

Научный руководитель: профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор Гельдибаев М.Х.

  1. _____
  2. (решение о допуске к защите)
  3. Дата защиты «__»________2014 г. Оценка__________________________
  4. Подписи членов ГАК:
  5. _
  6. (подпись, фамилия, инициалы)
  7. _
  8. (подпись, фамилия, инициалы)
  9. _
  10. (подпись, фамилия, инициалы)
  11. _
  12. (подпись, фамилия, инициалы)
  13. ПСКОВ
  14. СОДЕРЖАНИЕ
  15. Введение…………………………………………………………………….3
  16. Глава 1 Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций

1.1. Правовое регулирование организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций ……………………………………………………8

1.2. Отдельные направления повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций ……………………………………….17

1.3. Информатизация деятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе ……………………………………………….26

Глава 2 Возможности использования криминалистики в деятельности уголовно-исполнительных инспекциях

2.1. Роль и значение экспертно-криминалистических учетов и учетов Информационно-аналитических центров в деятельности уголовно-исполнительных инспекций …………………………………………………33

2.2. Новые виды криминалистических учетов и их возможности использования в уголовно-исполнительных инспекциях …………………45

2.3.Пути интеграции криминалистических учетов в деятельность уголовно-исполнительных инспекций ……………………………………….51

Заключение…………………………………………………….…………59

Список литературы………………………………………….…………62

Введение

Актуальность темы исследования. Уголовно-исполнительная политика как один из важнейших элементов политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет стратегические цели и ближайшие перспективы исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера.

В последнее десятилетие в России она претерпела значительные изменения, приобрела ряд особенностей, одна из которых заключается в поиске и правовом закреплении системы наказаний и мер без изоляции от общества, механизма их реализации с тем, чтобы они стали реальной альтернативой лишению свободы.

По мнению Н.А.

Стручкова, «суть соответствующих мер состоит не только и не столько в том, чтобы покарать преступника, сколько в том, чтобы исправить его, вернуть обществу полезным членом, предупредить совершение новых преступлений… во время отбывания наказания преступник должен быть приспособлен, приучен к жизни среди честных людей». Задача по предупреждению преступлений стоит в том числе и перед наукой криминалистикой, достижения которой нередко используются для достижения поставленных задач в уголовно-исполнительной системе.

С момента принятия Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации многое уже сделано в сфере применения альтернативных наказаний: введены новые правовые институты (обязательные работы, ограничение свободы), усовершенствована система учреждений и органов, исполняющих наказания и меры правового характера без изоляции от общества (созданы межрайонные уголовно-исполнительные инспекции, уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России), несколько повышен престиж службы в ней, заложена основа материально-технической базы.

Численность осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях (кроме воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов), в декабре 2013 г. уменьшилась на 8,58 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 639 626 человек.

В этот же период в УИС функционировало 2459 подразделений уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), в том числе 80 федеральных казенных учреждений. На конец 2013 года на учете УИИ состояло 474 775 осужденных, из них 176 746 – ранее были судимы, 172 141 – не заняты трудом или учебой.

Каждый пятый совершил повторно тяжкое и особо тяжких преступление, значительная доля преступлений связана с незаконным оборотом наркотиков. Это позволяет утверждать о достаточно сложном криминогенном составе осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества.

Об этом также свидетельствует то, что в отношении 26 486 осужденных было возбуждено уголовное дело за совершение повторного преступления после постановки на учет. Вместе с тем одна из основных задач УИИ – предупреждение повторных преступлений подучетных лиц.

Читайте также:  Статья 25. Осуществление надзора и контроля

Именно по уровню повторных преступлений, а также количеству отклонений от отбывания наказания судят об эффективности деятельности УИИ в целом.

Предупреждение преступлений и иных правонарушений осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества; укрепление законности при исполнении этих наказаний; внедрение в деятельность УИИ системы электронного мониторинга подконтрольных лиц; модернизация системы учета и контроля за осужденными – приоритетные направления деятельности УИИ.

Задача по предупреждению преступлений стоит, в том числе и перед наукой криминалистикой, достижения которой нередко используются для решения поставленных задач в уголовно-исполнительной системе.

Чем более широко будут использоваться достижения криминалистики для решения поставленных задач перед уголовно-исполнительной системой по предупреждению совершения преступлений и иных правонарушений осужденными к наказаниям, не связанным к лишению свободы, тем более эффективно будут реализовываться приоритетные направления деятельности УИИ в сфере предупреждения преступлений.

Степень научной разработанности темы исследования.

Современное состояние криминалистики в деятельности уголовно-исполнительных инспекций характеризуется, с одной стороны, недостаточной научной разработанностью, а с другой – реальной значимостью для практики предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.

Это нашло свое отражение в трудах таких авторов, как: Р. С. Белкин, Я. М. Бельсон, Ф. Бреслер, А. И. Винберг, И. А. Возгрин, И. И. Карпец, И. М. Лузгин, С. М. Потапов, К. С. Родионов, П. С. Семеновский, Н. В. Терзиев, Б. М. Шавер, Н. П. Яблоков, И. Н. Якимов и др.

  • Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, связанных с организацией деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на их учете.
  • В качестве предмета исследования выступают правовые и организационные аспекты использования в деятельности УИИ ФСИН России по исполнению наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции осужденного от общества достижений криминалистики, теоретические, организационные и правовые основы деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на их учете.
  • Цель исследования – разработка и обоснование научно-теоретических и прикладных положений и рекомендаций по повышению эффективности деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на их учете на основе использования достижений криминалистики.
  • Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
  • – сформулированы основные понятия, относящиеся к организации деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на их учете;
  • – рассмотрены объект и субъект деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на их учете;
  • –– раскрыто организационно-правовое обеспечение деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на их учете;
  • – предложены научно обоснованные меры по совершенствованию деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на их учете;
  • – раскрыта роль и значение экспертно-криминалистических учетов и учетов Информационно-аналитических центров в деятельности уголовно-исполнительных инспекций
  • – рассмотрены новые виды криминалистических учетов и их возможности использования в уголовно-исполнительных инспекциях.
  • – освещены пути интеграции криминалистических учетов в деятельность уголовно-исполнительных инспекций.

Нормативная база исследования. Автор основывается на нормах Конституции Российской Федерации, федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных актов, имеющих отношение к теме выпускной квалификационной работы, а также положениях международных правовых актов.

В процессе написания выпускной квалификационной работы автор опирался на научные концептуальные взгляды, идеи и подходы, содержащиеся в трудах: Т. В. Аверьяновой, Ф. Г. Аминева, Р. С. Белкина, А. Ф. Волынского, Н. Г. Гасымова, Е. И. Девикова, И. С.

Дубровина, В. А. Жбанкова, Е. П. Ищенко, И. И. Карпеца, В. Я. Колдина, К. С. Корниенко, С. П. Митричева, В. С. Овчинского, И. И. Порубова, И. В. Путовой, К. С. Родионова, Е. Р. Россинской, В. И. Самарина, Р. А. Усманова, Н. П. Яблокова, И. Н. Якимова, С. А.

Ялышева и др.

Эмпирическая основа исследования обусловлена не только его методикой, но и эмпирической базой, включающей в себя теоретический и практический материал, собранный автором за время прохождения преддипломной практики в уголовно-исполнительной инспекции Пензенской области.

Структура выпускной квалификационной работы.Дипломная работасостоит из введения, двух глав в шести параграфах, выводов, списка использованной литературы.

Глава 1 Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Правовые основы деятельности ФСИН России по противодействию организованной преступности в УИС

В статье приводится анализ правовых основ деятельности ФСИН России по противодействию организованной преступности в УИС, раскрывается ее современное организационно-правовое состояние.

Решение задач по противодействию проявлениям организованной преступности в местах лишения свободы неразрывно связано с необходимостью глубокой перестройки правоохранительного механизма, с созданием целостной, эффективной и гибкой системы управления, обеспечением прочного и стабильного правопорядка в системе ФСИН России [6; 7; 8; 9].

В этой связи реформирование уголовно-исполнительной системы является не просто решением задач организационного характера направленных на совершенствование ее деятельности.

На наш взгляд, реформирование уголовно-исполнительной системы России обусловлено, прежде всего, необходимостью адекватного реагирования этого государственного органа, как на криминальную ситуацию, так и на другие социальные процессы, происходящие в нашем обществе [10].

При этом всегда следует помнить о том, что сущность правоохранительной деятельности, объективные и субъективные факторы ее актуализации (внешнего проявления, форм и методов осуществления) могут быть поняты и описаны в системе научного знания только в рамках социальной реальности, с которой связаны право и правоохранительная деятельность как специфические формы социальной человеческой активности [1].

Современное организационно-правовое состояние ФСИН России характеризуется следующим образом.

Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, правомочным осуществлять правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции но контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания [11].

Организационная структура Федеральной службы исполнения наказаний закреплена в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Термин «федеральный орган уголовно-исполнительной системы» законодательно установлен ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 I.

№ 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и синонимичен термину «центральный аппарат ФСИН России» нормативно установленному Положением о Федеральной службе исполнения наказаний: Утв.

Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13 октября 2004 г. № 1314. Указом президента РФ от 31 октября 2009 г.

№ 1229 утвержден перечень должностей высшего начальствующего состава в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий. Во исполнение этого указа, а также приказа Минюста России от 6 ноября 2009 г. № 385 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 октября 2009 г. № 1229 ФСИН России издан приказ от 6 ноября 2009 г. № 440 «Об организационных вопросах Федеральной службы исполнения наказаний».

Читайте также:  Статья 2. Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе

Организационные основы деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы закреплены в приказах ФСИН России от 4 апреля 2005 г. № 233 «Об организационно-штатных вопросах по территориальным органам ФСИН России».

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 89 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29 октября 2003 г. № 650).

Организационные основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций определены Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729, утверждающим Положение об уголовно-исполнительных инспекциях.

На основании ведомственных нормативных правовых актов центральный аппарат ФСИН России осуществляет непосредственное руководство восемью следственными изоляторами и иными подразделениями ФСИН России, закрепленными в Перечне учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, от 28 сентября 2007 г. № 536.

Все органы и учреждения ФСИН России функционируют в определенной социально-экономической системе, являются ее элементами и подчинены общим закономерностям развития этой системы.

Система ФСИН России характеризуется следующими положениями: наличием элементов (подсистем); субординационными и координационными связями элементов; целостностью, качественным своеобразием и относительной самостоятельностью.

Вместе с тем, она представляет собой сложную подсистему системы органов исполнительной власти.

При выполнении своих функций, в том числе по противодействию преступным проявлениям со стороны лидеров и активных участников группировок осужденных отрицательной направленности, система ФСИН России и все ее звенья (элементы) вступают в управленческие и иные отношения (внутрисистемные и внешние, т.е.

внесистемные) с различными государственными органами, общественными формированиями, коллективами и отдельными гражданами, в том числе осужденными к лишению свободы. Эти отношения могут быть отношениями власти-подчинения, т.е. вертикальными, сотрудничества и согласования – горизонтальными, а также могут носить характер противодействия, как, например, в случае совершения противоправных действий со стороны осужденных входящих в криминальную организацию.

Система ФСИН России построена на принципе федерализма с учетом национально-государственного и административно-территориального устройства, а также с учетом особенностей функций, характера и объема задач, возложенных на ее территориальные органы и учреждения.

Это связано с тем, что объектом ее управления является сфера исполнения наказаний.

В свою очередь объект управления обусловливает не только организационную форму системы ФСИН России, но и содержание ее деятельности, что находит свое выражение в существовании определенной системы органов и учреждений, осуществляющих управление в рассматриваемой сфере.

Система ФСИН России проявляет себя в двух аспектах: как управляющий субъект и как управляемый объект. Любые звенья ее являются одновременно управляющей и управляемой системой [2]. Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь исходит от субъекта управления в виде команд, управленческих решений.

Обратная связь поступает от объекта управления в виде информации о выполнении команд. В основе взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих субъектов управления лежит принцип сочетания централизации и децентрализации. Вышестоящие субъекты управления направляют и контролируют деятельность нижестоящих органов и учреждений.

Их решения носят для них обязательный характер. С другой стороны принцип сочетания централизации и децентрализации позволяет соединять единое централизованное руководство с инициативой и творческой активностью на местах, обусловливает ответственностью каждого за порученное дело.

Представление нижестоящим субъектам управления прав в решении определенных текущих вопросов в рамках представленных им полномочий способствует развитию инициативы. Однако это не снижает ответственности вышестоящих субъектов за деятельность подчиненных органов и учреждений. Деятельность всех органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, носит творческий организующий характер, содействует реализации задач государства, упрочению экономической безопасности и законности.

Система управления органов и учреждений, исполняющих наказания, обладает свойством иерархичности, которое проявляется при осуществлении любых управленческих воздействий.

Наиболее ярко это свойство заметно в отношениях между органами и учреждениями, исполняющими наказания, стоящими на различных ступенях иерархической лестницы, где органы и учреждения наделены различной компетенцией и более сложная вышестоящая система является субъектом управления по отношению к мене сложной нижестоящей.

Иерархичность системы характеризует отношения субординации по вертикали и координации действий по горизонтали, базирующихся на распределении задач и функций органов и учреждений, исполняющих наказания.

Объединяет, направляет и координирует деятельность нижестоящих органов и учреждений федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний — ФСИН России.

В тоже время иерархичность системы управления органами и учреждениями исполнения наказаний находит свое выражение в принципе единоначалия, необходимость существования которого обусловливается сложностью и спецификой решаемых органами и учреждениями исполняющими наказания задач, а также условий, в которых они функционируют (повышенная ответственность в принятии конкретных решений, динамика складывающейся обстановки, требующая высокой мобильности и максимальной управляемости, и т.д.) [5]. Эффективной реализации этого принципа призвана способствовать строгая субординированность структурных элементов в органах и учреждениях исполняющих наказания. Исходя из вышеизложенного, мы можем сказать, что действующая система ФСИН России — это единая, целостная, иерархично расположенная, динамично развивающаяся совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимодействующих органов и учреждений исполнения уголовных наказаний, объединенных общими целями и задачами, закрепленная юридически в законодательных и иных нормативно-правовых актах.

Правовые основы и особенности прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации



В статье дана характеристика основных нормативных правовых актов регламентирующих правоотношения связанные с поступлением и прохождением службы в органах уголовно-исполнительной системы России.

Кроме того, статья раскрывает особенности процедуры поступления и прохождения службы, раскрываются такие категории как правовое положение (статус) сотрудника уголовно-исполнительной системы, права и обязанности, а также требования, ограничения и ответственность сотрудника при прохождении службы.

Ключевые слова: федеральная государственная служба, служба в органах уголовно-исполнительной системы, сотрудник, правовое положение (статус) сотрудника.

Административно-правовые нормы регулируют отношения практически во всех сферах жизни общества.

Динамика развития этих отношений неизбежно приводит к модернизации механизма административно-правового регулирования определенных сфер общественных отношений, заставляет государство оперативно реагировать на изменения, происходящие в экономике, социальной, политической, культурной сферах.

Не остаются без внимания власти обеспечение в сфере исполнения уголовных наказаний и обеспечение достойной социальной жизни сотрудников органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС).

Служба в органах УИС является федеральной государственной службой, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах УИС России, а также на должностях, которые не относятся к должностям органов УИС [2].

Рассматриваемая служба имеет определенную специфику по сравнению с государственной гражданской и военной службами. Особенности службы в органах УИС обусловлены теми задачами и функциями, которые стоят перед Федеральной службой исполнения наказаний России (далее — ФСИН России).

Различные аспекты служебных отношений в сфере исполнения наказаний регламентируются достаточно большим количеством нормативных правовых актов.

Отношения, связанные с государственной службой в органах УИС, регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и ФСИН России принятыми в пределах полномочий и нормативными правовыми актами других федеральных органов исполнительной власти, а также международными договорами Российской Федерации.

Отправные начала организации и функционирования трудовой деятельности в целом и федеральной государственной службы в том числе, заложены в Конституции Российской Федерации [1].

Концептуально-правовую основу государственной службы, в том числе службы в органах УИС, составляют положения Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяет правовые и организационные основы системы государственной службы в Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию