Статья 14. Ратификация международных договоров Российской Федерации

Ратификация – это операция, при помощи которой документ или иная важная бумага, будет иметь силу с юридической стороны.


Данную возможность имеют определенные государственные органы. До процесса ратификации документация обычно не защищена юридически, а также не является обязательным для лиц, заключивших данных договор.

Процедура ратификации международных договоров

Выражаясь простыми словами, процесс ратификации заключается в придании документу юридической защищенности по всем вопросам, касающимся возможных рисковых ситуаций, а также это полное перенятие страной принятых договорных условий.

Согласно конвенции, касающейся правовых обязанностей международных договоренностей (она была принята в Вене), страны не должны при подписании такого договора и до начала процесса ратификации принимать определенные операции, которые смогут убрать из договора явные предметы и цели. Также эти действия не должны быть направлены на устранение специфических задач, заданных для решения и принятия данных целей.

Ратификация всегда регистрируется специальной государственной бумагой, которая носит название ратификационная грамота.

Участники договора передают друг другу личные ратификационные грамоты или же при численности сторон более двух человек данные грамоты передаются в руки специализированной организации, деятельность которой направлена на сохранность текстов и документации – депозитарию. Такой организацией может выступать и один из участников договора.

Депозитарий описывается в качестве исполнительного лица на первых страницах принимаемого документа. В нем заинтересованы государства, которые хотят вступить в договорные отношения, выразить собственное мнение по мировым вопросам, а также выдвинуть пути решения.

В большинстве случаев процесс ратификации приводится в действие, чтобы принятые на международном уровне договоры, конституции, законы и их корректировки обладали юридической силой и защищенностью.

Для принятых законов данная операция согласуется с субъектами внутри страны или участниками союза суверенных государств.

Помимо одной из сторон договора, в качестве депозитария может выступать любая страна.

Например, договор, который принят для запрета проведения ядерных экспериментов в небе, в водах и космическом пространстве в 1963 году, находится на сохранении у Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, а также Англии. Депозитарием в иных договоренностях может быть Организация Объединенных Наций.

Относительно к договорам, которые заключается между разными странами, ратификация служит определенным методом для обязательного согласования государственного аппарата страны с принятым документом, основываясь на утвержденные правила его подписания, а также правил принятия.

Любой человек или организация заинтересован в том, чтобы более детально узнать обо всех правилах и подводных камнях такого понятия, как ратификация, чтобы в будущем использовать ее в собственных интересах.

Данное понятие определяет своеобразную подчиненность суверенных стран от мировых стран-лидеров.

Ратификация международных договоренностей согласовывается высшими органами, которые предстают в виде парламентов или государственного аппарата.

Иными словами ратификация – это народное согласие на то, чтобы их государство содействовало в принятии тех или иных вопросах международного характера.

Стороны ратификации

Сторонами ратификации могут выступать неопределенное количество государств. Таким образом, документальная информация и соответствующие ее изменения должны содержаться у всех депозитариев. Если данное правило не будет выполняться, то рабочий процесс будет выполняемым.

В обязанности депозитария входит предоставлять сохранность первоначально разработанного документа, а также всех бумаг, которые идут как дополнение (заверенные копии, иностранные переводы и т.д.). Данный участник процесса обязан оповещать обо всех изменениях в производственных процессах на данный промежуток времени.

Все участники договора получают соответствующую информацию о вновь присоединенных государствах, сказанных недовольствам или предложенных решениях. Данная деятельность имеет постоянный и непрерывный характер.

Ответственное лицо занимается учетом всех подобных поступлений и распространяет их по всем участникам договора.

Помимо всего вышеперечисленного, в обязанности депозитария входит регистрирование пакта в представительных органах ООН.

Участники данной договоренности постоянно находятся в контакте друг с другом, а ратификация является заключительной позицией при ее заключении. Перед ней проводятся переговоры, обсуждаются основные вопросы, проводится анализ мировой ситуации, экспертные оценки и т.д.

Затем выдвигаются условия для сторон, на которых будет заключаться договор, и проходит время для того, чтобы стороны приняли решение и согласовали предложенные условия.

После этого собираются совещания, проводится разбор возникших недочетов, выявление приоритетных направленностей, оценка финансового состояния.

Государство-участник может внести собственные поправки в том случае, когда предложенные пункты в договоре не соответствуют заинтересованностям или же противоречат политической направленности.

Поправка регистрируется в специальном документе, который должен быть предоставлен каждому участнику.

Участники договоренности должны дать комментарии по данной поправке и уже принимается коллективное решение по внесению ее в договор или же внести собственные коррективы.

Но бывает так, что одна страна-участник внесла свою поправку по определенному вопросу, а другая категорически против ее внесения.

Эта страна предлагает личное решение по данному вопросу, которое подразумевает некие нарушения при исполнении заключаемой договоренности.

Получается, что у одной из сторон будет привилегия при введении договора в полную силу. К сожалению, в мировой политике данная ситуация встречается крайне часто.

Ратифицированный участник договоренности имеет право аргументировать, что он останется активным в принятом деле. Получается, что данная страна будет выполнять все пункты соглашения в индивидуальном плане. Или же из соглашения убирается принятая поправка. Решение принимается, основываясь на перспективах и выгодах участников договора.

Многие мировые государства имеют больше привилегий – это общепринятый факт. Но существуют такие предметы, суверенность которых невозможно определить или выстроить. К примеру, нельзя никаким образом выстроить безопасность государства на 100%. При наличии любого вида, количества оружия или нано технологий существует как минимум 1% терроризма, войны или гражданской войны.

Для того, чтобы избежать подобной неразберихи есть определенное соглашение: страны должны издавать собственные законы, опираясь на международные стандарты.

При вступлении в ООН, государства проходят соответствующие мероприятия, куда входит ратификация по правилам международного законодательства.

Государство соглашается принимать и выполнять условия общепринятых законодательных норм, а также согласно вступить в отношения с соседними странами.

Как и во многих вопросах, тут также присутствуют острые вопросы и недочеты. Например, одной из стран может не понравиться факт запрета для изготовления и реализации собственных ядерных боеприпасов.

Они выражают собственное недовольство или же будут искать пути обхода принятой договоренности.

Иные стороны договора могут быть против изготовления промышленных товаров, которые негативно влияют на окружающую среду.

Несмотря на несвязность и некую неопределенность при составлении пунктов договора, каждая страна-участник является приоритетной в том или ином вопросе.

Ратификация подразумевает собой долгосрочный процесс, где присутствуют постоянные и нескончаемые переговоры с мировыми странами по актуальным вопросам.

Заключенные на ее основе договоренности предоставляют странам определенные права, но и ограничивают круг обязанностей, которые все должны выполнять.

За процессом исполнения следят органы государственной власти и их подчиненные системы, которые хорошо знают правовую структуру страны.

Ратификация международных соглашений – это деятельность, при которой существующие законы страны дополняются законами из договора. При осуществлении данного процесса все страны-участницы должны вести рабочую деятельность, согласно договору, и не имеют права отказываться от принятых пунктов договора.

Ваш репост и оценка статьи:

Ратификация международных договоров

Ратификация международных договоров — это процесс придания юридической силы международному договору. Договор должен быть утвержден соответствующими органами власти государства. Такой договор до процедуры ратификации не имеет юридической силы.

В России ратификация международных договоров в большинстве случаев производится президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

При ратификации подписывается два акта: международная ратификационная грамота и внутригосударственный нормативный акт.

Ратификация международных договоров осуществляется высшими органами государства, поэтому она — самая важная форма согласия принять обязательства по международному договору.

Согласно Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» Президент Российской Федерации подписывает ратификационную грамоту. Затем документ подписывается и скрепляется печатью министром иностранных дел. Обмен ратификационными грамотами и их хранение производится Министерством иностранных дел России.

Один из самых главных видов деятельности Комитета — подготовка к ратификации международных договоров. Любое международное соглашение должно пройти процедуру ратификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комитет по международным делам и правовое управление Госдумы предварительно проводят правовую и лингвистическую проверку договоров. Заключения по итогам анализа представляются на заседаниях Комитета. Обсуждается соответствие данных договоров законодательству и национальным интересам России.

После этого документ рассматривается на пленарном заседании Госдумы РФ.

Решение Правительства Российской Федерации об одобрении и о внесении на ратификацию международных договоров принимается в виде постановления.

Постановление о ратификации международного договора содержит текст международного договора, подтверждение необходимости его ратификации, подтверждение соответствия договора законодательству РФ и оценку финансовых, экономических, правовых и других последствий и рисков после ратификации договора.

Читайте также:  Статья 6. законодательные гарантии прав ребенка в российской федерации

На сайте Комитета представлены тексты основополагающих документов и международных договоров Российской Федерации.

Ратификация и прекращение, приостановление действия международных договоров

Ратификация международных договоров — это утверждение положений вновь заключенных международных договоров высшей законодательной государственной властью в соответствии с процедурой, установленной Конституцией РФ.

Происхождение термина «ратификация» латинское, от ratum facere — юридически действительный, имеющий законную силу, или же от ratum habere (ducere, facere) — утвердить, одобрить. В договорном праве многих государств используют аналогичные наименования[1].

Сущность процедуры ратификации заключается в том, что высшая государственная власть утверждает договор, заключенный и подписанный официально уполномоченным на то лицом, с соблюдением всех установленных юридических формальностей.

Необходимость ратификации сегодня не связывается, как в историческом прошлом, с нарушением, превышением или злоупотреблением представителями, подписавшими договор, данных им полномочий, равно как и с отсутствием у них такого рода полномочий.

Тем не менее, согласно установившейся международной практике, государство не обязано ратифицировать договор, заключенный его представителями, и имеет право не ратифицировать документ, без каких-либо объяснений причин такого решения.

Денонсация (от фр. йёпопсег — «расторгать») — должным образом оформленный отказ государства от заключенного им международного договора.

Денонсация отличается от иных способов расторжения тем, что право на денонсацию должно быть предусмотрено в самом договоре. Несоблюдение этого порядка является основанием для оспаривания действительности денонсации. Денонсация — не нарушение договора, а, напротив, правомерный способ его прекращения.

  • К иным правомерным способам прекращения двусторонних договоров относится аннулирование.
  • Аннулирование — односторонний отказ государства от заключенного им международного договора, совершаемый без соблюдения условий договора.
  • Правомерность такого акта должна базироваться на фундаментальных основаниях (например, существенное нарушение договора другой стороной).

Вопросы ратификации государственных соглашений международного характера традиционно являлись предметом конституционно-правового регулирования. Так, подобные базовые нормы содержались как в советских (1918, 1925, 1937, 1978 гг.

), гак и Российской Конституции 1993 г. Дальнейшее, более конкретное и детализированное правовое регулирование процедуры ратификации международных соглашений осуществлялось в иных актах высших органов государственной власти.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) содержит следующую основополагающую норму: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», основанный на Конституции РФ и нормах права международных договоров, считающихся общепризнанными и получивших свое воплощение в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., гласит, что: «Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм».

Процедура ратификации межгосударственных соглашений является частью специальной компетенции высшего законодательного (представительного) органа государственной власти России.

Более того, федеральные законы, посвященные ратификации или же денонсации международных соглашений, являются частью перечня актов, в обязательном порядке рассматриваемых верхней палатой российского парламента (п. «г» ст. 106 Конституции РФ). В соответствии с этой конституционной нормой в ст.

14 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что ратификация подобных соглашений осуществляется в форме федерального закона. Определен также перечень подлежащих обязательной ратификации международных договоров Российской Федерации:

  • — влекущих изменение действующих или принятие новых законов, а также устанавливающих иные правила;
  • — предмет которых составляют основные права и свободы человека и гражданина;
  • — о территориальном разграничении России с другими государствами, а также о границах исключительной экономической зоны и континентального шельфа;
  • — по вопросам, затрагивающим обороноспособность страны, разоружения или международного контроля над вооружениями, обеспечения мира и безопасности, а также мирные договоры;
  • — об участии России в объединениях межгосударственного характера, если такие договоры предусматривают передачу им реализации определенной части государственных полномочий или устанавливают для нашего государства юридическую обязательность решений органов управления таких организаций;
  • — при заключении которых стороны договорились о последующей ратификации.
  1. Международный договор вносится Президентом РФ или Правительством РФ в Государственную Думу вместе с проектом закона о его ратификации, пояснительной запиской, иными сопроводительными документами и необходимыми материалами.
  2. Рассмотрение предложений о ратификации осуществляется Государственной Думой в соответствии с Регламентом.
  3. Совет Государственной Думы в зависимости от предметного содержания, принятого на рассмотрение межгосударственного соглашения, утверждает ответственный комитет по подготовке договора к ратификации и передает ему на заключение договор со всеми сопровождающими его документами и материалами. Одновременно и договор, и проект закона о его ратификации направляется в профильный комитет по международным делам или же
  4. в зависимости от содержания договора и сторон, его подписавших, в Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками[2].
  5. В результате обсуждения полученных материалов, принимая во внимание поступившие предложения и рекомендации, ответственный комитет представляет в Государственную Думу собственное заключение и проект ратификационного закона, а комитеты по международным делам и но делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками — свои заключения.
  6. Помимо этого, в обязательном порядке должны быть представлены рекомендации других комитетов, в том случае, если они включают в себя предложения о необходимости воздержаться от ратификации или же сопроводить се определенными оговорками.
  7. На заседании нижней палаты Федерального Собрания РФ с докладом выступает полномочный представитель Президента РФ, а также представители комитетов, принявших участие в процедуре подготовки международного договора к его ратификации.

Статья 106 Конституции Российской Федерации

  • Последняя редакция Статьи 106 Конституции РФ гласит:
  • Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
  • а) федерального бюджета;
  • б) федеральных налогов и сборов;
  • в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
  • е) войны и мира.

Комментарий к Ст. 106 КРФ

Смысл комментируемой статьи заключается в том, что одобрение Советом Федерации перечисленных категорий федеральных законов может иметь место только в выраженной форме. Молчаливое одобрение здесь не допускается.

Более того, без выраженного согласия Совета Федерации соответствующий федеральный закон не может считаться принятым Федеральным Собранием. И еще: учитывая особую процедуру принятия федеральных конституционных законов и законов РФ о поправках к Конституции РФ, урегулированную в ст.

108 и 136 Конституции, следует заключить, что в комментируемой статье речь идет только об обычных федеральных законах.

Кроме того, из приведенного перечня категорий федеральных законов можно сделать недвусмысленный вывод о том, что указанные в перечне общественные отношения входят в законодательную компетенцию Федерального Собрания, а следовательно, должны в принципе регулироваться федеральным законом.

Все перечисленные в комментируемой статье категории федеральных законов непосредственно затрагивают интересы субъектов РФ, хотя и относятся к исключительному федеральному ведению (см. комм. к ст. 71).

В связи с применением комментируемой статьи возник вопрос: распространяется ли на указанные в ней категории федеральных законов 14-дневный срок, установленный в ч. 4 ст. 105 Конституции (см. комм. к ней) для одобрения Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой? Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 марта 1995 г.

N 1-П по делу о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции Российской Федерации (СЗ РФ. 1995. N 13. Ст. 1207) указал в п. 1 и 2 резолютивной части, что в этот срок Совет Федерации должен начать рассмотрение поступившего из Государственной Думы федерального закона, подпадающего под действие ст.

106 Конституции, и может продолжить его на следующем заседании до вынесения решения об одобрении или отклонении этого федерального закона. Конституционный Суд особо отметил в п. 3 резолютивной части, что это его толкование не распространяется на те федеральные законы, которые по решению Совета Федерации подлежат его обязательному рассмотрению, но не перечислены в ст.

106 Конституции; для них, следовательно, действует обычный порядок, урегулированный в ч. 4 ст. 105 Конституции.

Регламент Совета Федерации урегулировал некоторые особенности законодательного процесса при прохождении через палату перечисленных в комментируемой статье категорий федеральных законов. Так, если федеральный закон, подлежащий в соответствии со ст.

106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поступил в палату менее чем за пять рабочих дней до ее очередного заседания, то он принимается к рассмотрению, но не рассматривается на этом заседании палаты.

Он может быть рассмотрен по решению Председателя Совета Федерации или Совета палаты на очередном ее заседании.

Началом рассмотрения в Совете Федерации такого федерального закона считается включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации соответствующего распоряжения.

Читайте также:  Статья 58. Исковая давность по возмещению убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

  • Cтраница 1
  • Ратификация международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ Р Р¤ РІ соответствии СЃ Конституцией Р Р¤ производится РІ форме федерального закона.  [1]
  • Предложение Рѕ ратификации международного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° или проект федерального закона, предусмотренные настоящей статьей, РјРѕРіСѓС‚ быть внесены РІ Государственную Думу после принятия Советом Федерации соответствующего постановления.  [2]
  • Р’ соответствии СЃ Конституцией РЎРЎРЎР  ратификация международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ РЎРЎРЎР  производится Президиумом Верховного Совета РЎРЎРЎР .  [3]
  • Решение Президиума Верховного Совета РЎРЎРЎР  Рѕ ратификации международного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЎРЎРЎР  принимается РІ форме указа.  [4]
  • Р РђРўР�Р¤Р�РљРђР¦Р�РћРќРќРђРЇ ГРАМОТА — документ, подтверждающий ратификацию международного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° правомочным органом государства.  [5]

Р РђРўР�Р¤Р�РљРђР¦Р�РћРќРќРђРЇ ГРАМОТА — документ, подтверждающий ратификацию международного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°. Обычно подписывается главой государства ( правительства) Рё скрепляется РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ министра иностранных дел. РџСЂРё заключении двустороннего РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° нередко производится обмен Р .Рі. между его участниками.  [6]

Обмен ратификационными грамотами С† сдача грамот Рѕ ратификации международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ РЎРЎРЎР  РЅР° хранение депозитариям производятся Министерством иностранных дел РЎРЎРЎР  либо РЅРѕ ею поручению дипломатическим представительство.  [7]

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона.

Согласно статье 106 Конституции РФ, Государственная Дума принимает федеральные законы о ратификации международных договоров.

Затем закон рассматривается в Совете Федерации и одобряется им. Федеральный закон подписывается Президентом РФ и только после этого вступает в силу.

Закон о ратификации договора подлежит опубликованию. Решения о ратификации вносятся Президентом или Правительством, в зависимости от того, кем были приняты решения о подписании.

Предложение Рѕ ратификации международного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° должно содержать заверенную РєРѕРїРёСЋ официального текста международного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° законодательству Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° также оценку возможных финансово-экономических Рё иных последствий ратификации.  [8]

Р РѕСЃСЃРёРё; подписывает ( после принятия законов Государственной РґСѓРјРѕР№ Рѕ ратификации международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ) ратификационные грамоты; принимает верительные Рё отзывные грамоты аккредитуемых РїСЂРё нем дипломатических представителей РґСЂСѓРіРёС… государств. После консультаций СЃ соответствующими комитетами или РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏРјРё палат Федерального собрания назначает Рё отзывает дипломатических представителей Р РѕСЃСЃРёРё РІ иностранных государствах Рё международ — ных организациях.  [9]

Закон позволяет Государственной Думе активно влиять РЅР° СЃСЂРѕРєРё Рё приоритеты ратификации международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ, Рё благодаря этому-РЅР° внешнеполитические решения.  [10]

Р’ СЃРІРѕСЋ очередь, Совет РЎРѕСЋР·Р°, отражающий общенародные интересы, потребности всех классов Рё социальных РіСЂСѓРїРї, РјРѕРі Р±С‹ сосредоточиться РЅР° разработке крупных социально-экономических программ Рё планов, вопросах политики РІ области цен Рё налогообложения, трудовых отношений, защиты прав граждан, укрепления обороноспособности страны, ратификации международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ Рё РґСЂСѓРіРёС… вопросах.  [11]

Международные РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹, решения Рѕ подписании которых были приняты Президентом Р Р¤, вносятся РІ Государственную Думу Президентом Р Р¤, Р° РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹, решения Рѕ подписании которых были приняты Правительством, — Правительством Р Р¤. Предложения РѕР± одобрении Рё Рѕ внесении РЅР° ратификацию международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ представляются Президенту Правительством Р Р¤, Р° РІ Правительство — РњР�Р” Р Р¤ самостоятельно либо совместно СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё федеральными органами исполнительной власти, если РґРѕРіРѕРІРѕСЂ касается РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, входящих РІ РёС… компетенцию. Решения Правительства РѕР± одобрении Рё Рѕ внесении РЅР° ратификацию международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ, Р° также РѕР± одобрении Рё представлении Президенту для внесения РЅР° ратификацию международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ принимаются РІ форме постановления.  [12]

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона.

Согласно статье 106 Конституции РФ, Государственная Дума принимает федеральные законы о ратификации международных договоров.

Затем закон рассматривается в Совете Федерации и одобряется им. Федеральный закон подписывается Президентом РФ и только после этого вступает в силу.

Закон о ратификации договора подлежит опубликованию. Решения о ратификации вносятся Президентом или Правительством, в зависимости от того, кем были приняты решения о подписании.

Предложение Рѕ ратификации международного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° должно содержать заверенную РєРѕРїРёСЋ официального текста международного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° законодательству Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° также оценку возможных финансово-экономических Рё иных последствий ратификации.  [13]

Международные РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹, решения Рѕ подписании которых были приняты Президентом Р Р¤, вносятся РІ Государственную Думу Президентом Р Р¤, Р° РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹, решения Рѕ подписании которых были приняты Правительством, — Правительством Р Р¤. Предложения РѕР± одобрении Рё Рѕ внесении РЅР° ратификацию международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ представляются Президенту Правительством Р Р¤, Р° РІ Правительство — РњР�Р” Р Р¤ самостоятельно либо совместно СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё федеральными органами исполнительной власти, если РґРѕРіРѕРІРѕСЂ касается РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, входящих РІ РёС… компетенцию. Решения Правительства РѕР± одобрении Рё Рѕ внесении РЅР° ратификацию международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ, Р° также РѕР± одобрении Рё представлении Президенту для внесения РЅР° ратификацию международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ принимаются РІ форме постановления.  [14]

Международные РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹, решения Рѕ подписании которых были приняты Президентом Р Р¤, вносятся РІ Государственную Думу Президентом Р Р¤, Р° РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹, решения Рѕ подписании которых были приняты Правительством, — Правительством Р Р¤. Предложения РѕР± одобрении Рё Рѕ внесении РЅР° ратификацию международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ представляются Президенту Правительством Р Р¤, Р° РІ Правительство — РњР�Р” Р Р¤ самостоятельно либо совместно СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё федеральными органами исполнительной власти, если РґРѕРіРѕРІРѕСЂ касается РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, входящих РІ РёС… компетенцию. Решения Правительства РѕР± одобрении Рё Рѕ внесении РЅР° ратификацию международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ, Р° также РѕР± одобрении Рё представлении Президенту для внесения РЅР° ратификацию международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ принимаются РІ форме постановления.  [15]

Страницы:      1    2

Практика ратификации международных договоров в мире и Российской Федерации

При подписании многостороннего договора подписи уполномоченных ставятся одна под другой в порядке русского, английского или иного алфавита (выбор алфавита делают сами участники). Альтернат является своеобразным выражением принципа суверенного равенства государств.

Международный договор может подписываться одновременно в одном месте всеми государствами, которые приняли участие в переговорах, но может быть открыт для подписания до определенного срока в разное время и даже в разных местах.

Так, например, в соответствии со своей принципиальной линией на уменьшение угрозы ядерной войны Советский Союз в мае 1978  года подписал дополнительный протокол II к Договору о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке. Форма разновременного подписания многосторонних договоров становится преобладающей в современной договорной практике.

Многосторонние договоры все чаще в своих заключительных статьях предусматривают их открытие для подписания в течение определенного срока.

2.2. Ратификация международных договоров

По статистике, примерно две трети договоров, как правило, проходят стадию ратификации. Этим определяется важность института ратификации для международного права.

В условиях современной правовой государственности ратификация представляет собой одну из составных частей механизма сдержек и противовесов – у исполнительной власти сосредоточились полномочия на заключение международных договоров, в то время как законодательная власть получила право контроля за деятельностью исполнительной власти, включая контроль за заключением международных договоров. Поэтому институт ратификации стал рассматриваться как мера контроля законодательной власти за властью исполнительной.

Ратификация международного договора – это окончательное его утверждение высшим органом государства (обычно его главой). Она воплощается в двух различных актах: международном (ратификационной грамоте) и внутригосударственном нормативном акте (законе, указе и т.п.), которые соответствуют двум функциям ратификации: международной и внутригосударственной.

Ратификация не является обязательной подстадией заключения международного договора. В Комиссии международного права положение ст.12 первоначального проекта статей о праве договоров, где говорится, что «в принципе международный договор нуждается в ратификации», встретило серьезную критику большинства и не вошло в окончательный проект.

Не получило оно поддержки, как мы видели, и на Венской конференции по праву договоров. Тем не менее, в тех случаях, когда международный договор подлежит ратификации, эта подстадия является очень важной в процессе его заключения.

Так как ратификация делается высшими органами государства, она является наиболее авторитетной формой выражения его согласия на обязательность международного договора.

  • В соответствии со ст.14 Венской конвенции «Согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если:
  • — договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;
  • — иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации;
  • — представитель государства подписал договор под условием ратификации;
  • — намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров24.
Читайте также:  Статья 31. ответственность за нарушение законодательства российской федерации в области охраны атмосферного воздуха

Необходимость сохранения института ратификации определяется не только юридическими, но и политическими соображениями.

Ратификация дает возможность еще раз в более спокойной обстановке обдумать содержание международного договора, проконтролировать действия своих уполномоченных, а также подготовить общественное мнение. Иногда дополнительный анализ подписанного договора приводит к отказу государства от его ратификации.

Отказ от ратификации не считается нарушением международного права. Так, СССР не ратифицировал Лозаннскую конвенцию 1923  года о режиме черноморских проливов ввиду ее несоответствия интересам СССР.

Современная международно-правовая теория в принципе склоняется к признанию права каждого государства на отказ от ратификации заключённого её представителями международного договора. Это нашло свое отражение в ст.7 Гаванской конвенции от 20. 02. 1928 г.

, которая гласит: «Отказ ратифицировать договор или формулировка оговорки являются проявлением государственного суверенитета и, как таковые, составляют осуществление права, которое не нарушает ни международных норм, ни этикета.

В случае отказа таковой сообщается другим договаривающимся сторонами».

В литературе, однако, высказываются соображения о том, что отказ от ратификации в каждом конкретном случае должен иметь какие-то причины. Ф.Мартенс, например, считал, что отказ от ратификации допустим и даже необходим, когда:

  1. — представители, участвовавшие в переговорах, превысили свои полномочия;
  2. — парламент не дал согласия на заключение договора;
  3. — существенно изменились обстоятельства;
  4. — подписание трактата было результатом насилия25.

Однако, несмотря на встречающуюся необоснованность отказа от ратификации международных договоров, принцип факультативности принятия договоров верховным органом является непреложным правилом современного международного права. Таким же правилом следует считать недопустимость взятия обратно ратификационной грамоты, так как совершение подобных действий подрывает принцип pacta sunt servanda.

Очевидно, что необоснованные отказы в ратификации не содействуют развитию международного сотрудничества.

Так, например, с момента принятия Конституции США и до 1946 года было отказано в ратификации более чем 100 договорам, а в отношении других 57 она была отложена на неопределенное время.

Более 50 лет США не ратифицировали Женевский протокол 1925 года о запрещении применения химического и бактериологического оружия.

В августе 1977 года сенат США отказался дать согласие на ратификацию Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятой ООН еще в 1948 году. В 1963 году сенат помешал ратификации конвенции 1952 года о политических правах женщин, конвенции МОТ 1957 года об упразднении принудительного труда. За время своего членства в МОТ США ратифицировали только 7 из 149 принятых этой организацией конвенций.

Что касается обязанности государства ратифицировать международный договор, то в настоящее время немногим более половины международных договоров вступают в силу по их подписании, остальные вступают в силу с момента их ратификации или обмена ратификационными грамотами.

Это находит свое подтверждение в международно-правовой теории, которая отрицает обязательный характер ратификации для каждого договора. Оппенгейм, например, пишет, что международный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами.

Из этого общего правила может быть два исключения:

— ратификация становится необходимой, когда лица, уполномоченные на заключение договора, превысили свои полномочия;

— ратификация осуществляется также тогда, когда глава государства сохраняет за собой право принять или отвергнуть заключенный международный договор.

Ратификацию как международно-правовой акт нужно отличать от одобрения международного договора парламентом, правительством и т.д.

как акта внутригосударственного права, хотя они и взаимно связаны — без парламентского одобрения глава государства зачастую не имеет права совершить акт ратификации, а если он все же его совершает вопреки конституции, то может встать вопрос о действительности такой ратификации и международного договора в целом.

В различных государствах процедура ратификации и парламентского одобрения не одинакова. Различен и перечень договоров, которые нуждаются для их ратификации в одобрении парламента. Международное право не устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации и одобрению.

  • В большинстве государств в парламентском одобрении нуждаются:
  • — договоры, требующие изменения законов государства (Австрия, Бирма, Греция, Дания, Италия, Норвегия, Таиланд, Финляндия, Франция, ФРГ и др.);
  • — мирные договоры (Гаити, Иордания, Финляндия, Франция и др.);
  • — договоры о принятии финансовых обязательств (Бельгия, Бирма, Гватемала, Греция, Иордания, Ирландия, Италия, Ливан, Нидерланды, Франция и др.);
  • — торговые договоры (Бельгия, Греция, Иордания, Ливан, Франция и др.);

— договоры цессии государственной территории или ее изменения (Дания, Иордания, Исландия, Италия, Таиланд, Франция и др.) и т.п.;

В литературе по международному праву встречаются утверждения, что ратификация не может быть условной. В практике государств встречаются два вида условной ратификации:

— ратификация, данная под отлагательным условием, что она вступит в силу после ратификации договора рядом других государств. Некоторые конвенции о труде ратифицированы рядом государств под таким условием: конвенция 1927 года об импортных и экспортных ограничениях и запретах, конвенция 1931 года об унификации дорожных знаков (в последней это прямо предусматривалось в ст.10);

— ратификация под отменительным условием — более редкая форма условной ратификации. Примером может служить ратификация США Договора об ограничении и сокращении морских вооружений от 22 апреля 1930 г.

В ратификационной грамоте США говорилось, что они ратифицируют договор «на условиях, изложенных в решениях сената», а именно при условии, что в нем нет никаких секретных дел, документов или соглашений, которые могли бы изменить содержание договора.

Если в первом случае вступление в действие ратификации приостанавливается до наступления отлагательного условия, то в последнем случае оно прекращается.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с практикой ООН государства могут не признавать участником данного договора государство, которое ратифицировало его под условием ратификации договора другими государствами. В то же время можно считать, что современное международное право не запрещает практики условной ратификации, хотя таких случаев немного. В практике РФ случаев условной ратификации до сих пор не было.

От условной ратификации нужно отличать ратификацию с оговоркой  и частичную ратификацию. Возможность последней вытекает из ст.17 Венской конвенции о праве международных договоров в случае, «если это допускается договором или если с этим согласны другие договаривающиеся государства»26.

Ратификация международного договора вызывает важные юридические последствия. Они могут быть разделены на две группы: международно-правовые и внутригосударственные. В международно-правовом плане ратификация:

  1. — закрепляет наиболее авторитетно согласие государства на обязательность для него ратифицированного им международного договора;
  2. — если международный договор не вступил в силу (например, вследствие отсутствия предусмотренного в нем числа ратификаций других государств), то ратификация возлагает на государство, которое ратифицировало договор, обязанность воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели;
  3. — вводит договор в силу, если данная ратификация образует число ратификаций, которое необходимо по условиям договора для вступления его в силу;

— если договор уже вступил в силу (или вступает вследствие данной ратификации), то с момента ратификации государство становится полноправным участником договора и для него становятся обязательными постановления договора, если только не предусмотрено иное, например, что он становится обязательным через определенный срок после обмена или сдачи ратификационных грамот на хранение или что он вступит в силу временно до ратификации. В этом последнем случае ратификация будет иметь обратную силу.

Заключение

Таким образом, международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

Договор может вступать в силу с даты подписания, либо предусматривать дополнительные внутригосударственные процедуры (ратификация и т.п.). Во втором случае он вступает в силу после обмена документами о выполнении таких процедур.

Многосторонний договор, как правило, вступает в силу после сдачи на хранение депозитарию (министерству иностранных дел определенного в договоре государства либо секретариату соответствующей международной организации) документов о выполнении внутригосударственных процедур определенным числом государств.

Впоследствии он вступает в силу для каждого следующего государства после сдачи им таких документов.

Международные договоры являются одним из важнейших источников международного права. Вопросы, связанные с международными договорами, составляют самостоятельную отрасль международного права –  право международных договоров.

Основным источником норм этой отрасли является Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года. Конвенция, однако, относится только к договорам между государствами и только к заключенным в письменной форме.

Под заключением международного договора понимаются все действия договаривающихся сторон, начиная от переговоров и кончая вступлением договора в силу.

Заключение международного договора начинается с договорной инициативы, т.е. предложения одного государства или группы государств заключить определенный договор с одновременным предоставлением проекта текста договора.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]