Статья 17. обеспечение инвалидов жильем

Инвалиды, получившие группу с ранних лет, являются незащищенной категорией граждан. Им необходимы особые условия проживания, включая собственное комфортное жилье. Законопроект о социальной защите лиц с инвалидностью предусматривает, что у ребенка-инвалида должна быть своя квартира.

Обратите внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с нашим юристом внизу экрана или позвонить по телефону Москва; Санкт-Петербург. Бесплатный звонок для всей России.

Как получить квартиру ребенку инвалиду?

В России действует государственная программа, согласно ей ребенок с инвалидностью – претендент на бесплатную жилплощадь. Проекты разрабатывает правительство России. Они направлены на повышение качества жизни определенной категории населения.

Семья должна поставить ребенка на учет, чтобы получить на него жилплощадь. Требования к претендентам одной очереди одинаковые.

Для лиц, появившихся на свет до и после 01 января 2005 года, льготы немного отличаются. Существует несколько видов очередей: их главное различие в сроках регистрации.

До установленной даты дети-инвалиды получают материальную помощь: за нее приобретается дом. За финансирование отвечает специальный фонд. Лица, ставшие на учет после 2005 года, улучшают условия проживания другим способом – им предлагается жилплощадь по соглашению социального найма.

Субсидия на покупку дома ребенку-инвалиду выдается с учетом:

  • периода постановки на учет;
  • номера в общем порядке;
  • права на приоритетную очередь.

Приоритетность получают лица с ограниченными возможностями и тяжелыми хроническими болезнями. Если у ребенка диагностировано психологическое заболевание или злокачественная опухоль, он передвинется в очереди вверх. Другие болезни, имеющие хроническую форму и ускоряющие выдачу льготы: тяжелый абсцесс легкого, усложненные кожные заболевания, туберкулез.

Вне очереди получает жилище больной ребенок, если жилые помещения, где он находился, признаны непригодными для жизни, они не подлежат ремонту. Документы на получение субсидии на квадратные метры для ребенка-инвалида подает законный представитель.

Условия получения жилья инвалидом из первой очереди (до 01.01.2005)

Главное условие выделения инвалиду детства жилплощади – фактор нуждаемости в улучшении условий проживания. Первая очередь:

  1. Семейство проживает в небольшой квартире. На каждое прописанное лицо приходится меньше площади, чем предусмотрено законодательством.
  2. Помещение, где живет инвалид детства, не соответствует техническим, санитарным и прочим требованиям.
  3. В доме, где проживает несовершеннолетний, пребывает еще несколько семейств.
  4. Членом семейства является лицо, имеющее хронические болезни тяжелой формы.
  5. Ребенок-инвалид не имеет своей комнаты и ему приходится находиться в одном помещении с чужими людьми.

Выделение жилплощади инвалиду детства первой очереди необходимо, когда семейство живет в общежитии или подписало договор поднайма у сторонних лиц.

Условия для выделения жилья по договору социального найма (очередь после 01.01. 2005 г.)

57 статья ЖК предусматривает распределение жилья по соглашению соцнайма инвалидам, ставшим на учет после 2005 года. Законодательство устанавливает порядок выделения домов, имеющих определенную площадь, особенности и условия проживания.

На социальный наем жилья имеют право:

  • дети-сироты, не имеющие родительского попечения;
  • россияне с затяжными болезнями, не поддающимися полному лечению;
  • граждане, живущие в помещениях с аварийными условиями.

После того, как ребенок выйдет из интерната или над ним будет прекращена опека, он получит собственную жилплощадь.

Варианты льгот

В постановлении четко оговариваются условия предоставления определенных преференций:

  • Проживание в помещении, общая площадь которого в пересчете на число квадратных метров для каждого родственника менее обязательных социальных норм.
  • Обязательным нормам не соответствуют в месте проживания лица с инвалидностью технические характеристики рассматриваемого помещения.
  • Лицо вынуждено передвигаться в инвалидной коляске, а квартира располагается выше 2 этажа. Это правило действует в домах, имеющих несколько этажей.
  • Инвалид с родственниками проживают на территории общих неизолированных комнат с соседями, не являющимися родственниками.
  • На жилой площади одновременно проживает другой больной, имеющий официально диагностированное хроническое заболевание, препятствующее возможности находиться с ним в одном помещении.
  • Граждане, проживающие в коммунальной квартире. Аналогично рассматривается общежитие. Но в этом случае действует ряд ограничений.

Это важно знать: Налог на подаренное недвижимое имущество

Нормативы при выделении жилья

Норматив ЖК определяет, полагается ли субсидия конкретному ребенку с инвалидностью. Законодательством напрямую не оговаривается минимальная площадь жилья. Программа регулируется местными властями.

Москва предлагает на ребенка-инвалида и каждого члена семейства меньше 18 квадратных метров жилплощади.

pixabay.com

В Государственную думу РФ внесен законопроект № 745126-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данным законопроектом предлагается внести изменения в законодательство, что позволило бы принимать инвалидов на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий без учета и имущественного положения.

В пояснительной записке к законопроекту указывается на то, что настоящее время для постановки инвалидов и семей с детьми-инвалидами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, они должны быть признаны малоимущими гражданами.

Однако из-за того, что они получают пенсии по инвалидности, а члены их семей тоже имеют определенные доходы, зачастую признать инвалида нуждающимся в жилом помещении проблематично, хотя человек может жить в очень плохих жилищных условиях.

«Инвалид может жить в очень плохих жилищных условиях, а уровень обеспеченности общей площади жилого помещения на одного человека будет гораздо ниже предусмотренной нормы, установленной органом местного самоуправления.

Это касается и инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.

Даже в этих случаях инвалид должен быть в обязательном порядке признан малоимущим», – отмечается в пояснительной записке к документу.

Инструкция:

Жилье для инвалидов и детей-инвалидов: как получить и при каких условиях

Авторы законопроекта указывают на то, что для постановки на учет других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (участники и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной и др.

) достаточно только оснований для признания их нуждающимися, указанных в статье 51 Жилищного кодекса РФ. Данные категории граждан ставятся органами местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий без учета их имущественного положения.

А вот по инвалидам такая норма отсутствует.

«Предлагается внести в статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» изменение, которое позволило бы принимать инвалидов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий без учета имущественного положения, – говорится в пояснительной записке к документу, – предлагаемое изменение в законодательство направлено на восстановление социальной справедливости по отношению к инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, которые оказались ущемлены в объеме мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

Ранее мы сообщали, что Конституционный суд России принял постановление, согласно которому семьи с детьми-инвалидами, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут претендовать на внеочередное получение жилья в полном составе. В подобных случаях местные власти обычно принимают решение о переселении в новую квартиру только ребенка-инвалида и одного из родителей.

Мы также писали о том, что в рамках исследования доступности услуг для людей с инвалидностью DisQuestion эксперты рынка недвижимости рассказали, как недоступные подъезды сделать доступными, почему застройщики должны соблюдать принципы универсального дизайна в новых домах и как это влияет на стоимость квартир.

Приоритетное право на выделение нормированной жилой площади

Если у одного из членов семьи серьезная болезнь, тогда инвалида детства переселяют в другое жилье. Список болезней, влияющих на решение властей: кишечный и уретральный свищ, поражение эпидермиса с отмиранием тканей, гангрена, эпилепсия.

Дополнительно учитываются болезни: пиодермия гангренозная, проблемы с психикой, онкозаболевание, активная стадия туберкулеза. По соглашению соцнайма выделяется квартира. Она должна быть больше, чем в 2 раза должна от минимального норматива, но не ниже фиксированной границы.

Жилье для инвалидов второй группы, льготы на получение квартиры

Согласно ему существует 3 группы инвалидности, которые присваиваются в зависимости от тяжести заболевания или отклонения. В данной статье речь пойдет о второй из них.Присуждена какая—либо группа может быть только при выполнении условий:

  1. у человека дефект, травма или болезнь, приведшая к нарушениям в работе организма;
  2. имеются ограничения нормальной жизнедеятельности.
  3. требуется социальная защита и реабилитация;

Это важно знать: Что такое общая проектная площадь квартиры

Присваивают вторую группу по результатам специальной медико—социальной экспертизы.Получить направление на нее можно:

  1. в пенсионном фонде,
  2. у своего лечащего врача.
  3. органе соцзащиты,

В случае отказа в выдаче направления, человек имеет право сам обратиться в бюро, занимающееся подтверждением инвалидности.При диагностировании следующих заболеваний возможно установление второй группы:

  1. дыхательная
  2. заболевания психики человека;

Как получить:

Первым делом осуществляется постановка инвалида на учет. После основной процедуры определяется очередь получения жилья. Представитель ребенка собирает ряд документов, чтобы воспользоваться субсидией, упрощающей жизнь несовершеннолетнего. Льгота положена инвалидам детства и предоставляется после сбора всех необходимых бланков, справок.

Сбор документации для льготы

Необходимые документы: письменное заявление, удостоверение личности, справка, подтверждающая наличие инвалидности.

Обязательна выписка из домовой книги, бумага из Росреестра, если уже есть квадратные метры. Дополнительно нужна документация, подтверждающая степень родства.

Местные власти разрабатывают методы принятия россиян в очередь. Дополнительные справки понадобится предоставить по требованию органов местного самоуправления. Если инвалидность не подтверждается документами, ее представители ребенка вправе обжаловать в суде.

Куда подавать документы на льготу

Документы подаются в органы местного самоуправления. Пакет документации подается законным представителем ребенка-льготника. Любое официальное доверенное лицо имеет право составить заявление на получение жилья инвалиду детства. Для ускорения процесса получения льготы понадобится доверенность, заверенная нотариусом.

Что следует делать инвалиду, чтобы получить жилье

Любая цель может быть достигнута, если стремиться к ней и на пути достижения последовательно совершать ряд действий в определенной последовательности.

Читайте также:  Статья 51. Рассылка материалов. Оповещение о заседании

Шаг первый на пути получения социального жилья является регистрация инвалида в Федеральном реестре инвалидов (ст. 5.1 ФЗ 181).

  • Для этого необходимо подать в отделение ПФР по месту жительства или регистрации инвалида, следующие документы и предоставить данные:
  • 1) Фамилия, имя, отчество (при его наличии);
  • 4) Место рождения;
  • 5) Сведения о гражданстве;
  • 6) Данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность);
  • 7) Данные свидетельства о рождении (для детей-инвалидов, не достигших возраста 14 лет);
  • Адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания);
  • 9) Страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
  • 10) Сведения об образовании: наименование и год окончания образовательной организации (учедного заведения), полученные специальность и квалификация (при наличии);
  • 11) Место работы и занимаемая должность (при наличии)
  • 12) Сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнидеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты);
  • 13) Сведения о законном представителе (при наличии);
  • 14) Сведения об индивидуальных программах реабилитации и о программах реабилитции инвалидов, инвалидность которых наступила вследствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации инвалидов, об услугах и о результатах выполнения этих программ;
  • 15) Сведения о предоставленных путевках на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
  • 16) Размер и период предоставления установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, перечень которых для включения в федеральный реестр инвалидов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
  • 17) Периоды трдовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, в том числе периоды трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и иные периоды, засчитываемые в страховой стаж;
  • 18) Иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Шаг второй . Подать заявление в местный орган самоуправления о постановке на учет с целью получения жилой площади по социальной программе обеспечения инвалидов жильем.

Это важно знать: Бесхозяйный объект недвижимого имущества

Подать заявление может инвалид лично. В случае, если инвалидность препятствует этому, подать заявление за него может опекун (попечитель) или лицо, уполномоченное представлять интересы инвалида на основании нотариальной доверенности.

Для этого необходимо предоставить следующие документы:

  • Ксерокопии паспортов членов семьи;
  • Ксерокопия свидетельства о рождении детей;
  • Ксерокопии свидетельства о браке или о его расторжении;
  • Справка Ф № 3 (из Управляющей компании или ЖЕУ);
  • Справка о предыдущем месте проживания, если текущая прописка была поставлена после 1992 года;
  • Если кто-то из жильцов имеет или имел жилье, предоставить копию правоустанавливающего документа;
  • Справка с места работы;
  • Документа, которые дают право для постановки на квартирный учет;
  • Бланк заявления по Ф №1 (о принятии на квартирный учет)

Шаг третий.

В случае ухудшения состояния здоровья или приобретения новых заболеваний своевременно извещать об этом должностное лицо местного органа самоуправления ответственное за ведение реестра очередников-инвалидов. Делать это необходимо для того, чтобы некоторые категории, перечисленные в упоминавшемся Постановлении № 817, имели право на предоставление дополнительной жилой площади.

Таковыми являются инвалиды, страдающие:

  1. Активной формой туберкулеза всех органов и систем.
  2. Психическим заболеванием, требующимобязательного диспансерного наблюдения.
  3. Трахеостомой, каловым, мочевым и влагалищным свищами, пожизненной нефростомой, стомой мочевого пузыря, не корригируемым хирургически недержанием мочи, противоестественным анусом, пороками развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания.
  4. Множественным поражением кожи с обильным отделяемым.
  5. Проказой.
  6. ВИЧ-инфекцией у детей.
  7. Отсутствием нижних конечностей или заболеванием опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок.
  8. Органическим заболеванием центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижных конечностей, требующие принения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов.
  9. Состоянием после трансплантации внутренних органов и костного мозга.
  10. Тяжелым органическим поражением почек, осложненным почечной недостаточностью II-III степени.

Кс разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан

1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ.

Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний.

Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов

Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г. К. признана недееспособной, а в 2012 г. ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.

С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов.

Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч.

1 ст. 51 Жилищного кодекса перечне.

КС разъяснил право на получение жилого помещения семьями, имеющими ребенка-инвалидаКонституционный Суд отметил, что жилье предоставляется именно ребенку, но для проживания в нем с членом семьи

После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, Г.

обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей.

Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается. В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.

Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства

В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства.

По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч. 2 ст.

57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).

Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст.

51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций.

При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.

«Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то, по общему правилу, другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище.

Читайте также:  Статья 11. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство

Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном», – отмечено в постановлении КС РФ.

В исключительных ситуациях, если предоставление жилья с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно (в частности, в связи с отсутствием помещений подходящего размера) и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подопечному нельзя отказать в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой нормы только в силу того, что его опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жильем по договору социального найма вне очереди. «Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений ст. 58 ЖК РФ. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ч. 2 данной статьи)», – подчеркнул Суд.

Таким образом, отметил КС, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства.

Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе.

При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.

«Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход», – отмечено в постановлении Суда. Таким образом, КС РФ счел, что спорный пункт соответствует Конституции, и распорядился пересмотреть судебные акты по делу граждан Г. и К.

Эксперты оценили выводы КС

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что жилищное законодательство с принятием ЖК РФ в 2005 г. значительно сократило количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий.

«Сейчас подлежат улучшению во внеочередном порядке жилищные условия исключительно граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных законодательством.

При этом, согласно законодательству, подлежат улучшению жилищные условия только самого гражданина, имеющего хроническое заболевание, и исключается улучшение жилищных условий во внеочередном порядке членам его семьи, также состоящим на жилищном учете», – пояснила она.

По словам эксперта, на практике очень часто и остро встает вопрос о нарушении прав людей, имеющих заболевание, поскольку по факту улучшают жилищные условия исключительно им, и они вынуждены проживать без членов семьи.

«В настоящее время мы также представляем интересы лица, имеющего заболевание, позволяющее лицу вне очереди улучшить жилищные условия. Местные органы улучшают ему одному жилищные условия, хотя члены его семьи также состоят на жилищном учете. При этом нашего доверителя переселяют от членов его семьи на значительное расстояние.

Наша позиция сводится к тому, что доверителю в связи с заболеванием необходим посторонний уход», – рассказала Анна Минушкина.

По ее мнению, постановление КС РФ является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности.

«Исходя их указанного смысла, при улучшении жилищных условий гражданам, имеющим заболевание, предусмотренное перечнем, подлежат также улучшению и жилищные условия опекуну указанного лица, который также состоит на жилищном учете, а при наличии нескольких лиц, осуществляющих уход за недееспособным лицом, необходимо улучшать жилищные условия одновременно также и членам семьи», – резюмировала эксперт.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.

«С одной стороны, КС указал, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом обеспечения отдельного проживания в таком помещении как его самого, так и его опекуна для того, чтобы опекун мог надлежащим образом обеспечивать уход и должное содействие в удовлетворении особых потребностей подопечного. При этом Суд делает оговорку о том, что такая возможность может быть предоставлена тогда, когда опекун и подопечный состоят в близких родственных отношениях в соответствии с семейным законодательством. С другой стороны, он говорит, что площадь жилого помещения, предоставляемого во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не должна превышать норму предоставления более чем в два раза», – отметил эксперт.

Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд сделал важный вывод о том, что предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения для отдельного проживания без учета площади для проживания с ним опекуна, являющегося близким родственником и членом семьи, является нарушением прав самого подопечного и препятствует исполнению опекунами обязанностей, возложенных на них законом. «Однако Суд также указал, что внеочередное предоставление лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания с ним членов его семьи (включая опекуна), должно осуществляться, исходя из обстоятельств конкретного дела и при наличии у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади. Последнее обстоятельство на практике может лишить все выводы КС РФ правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде», – подчеркнул юрист.

Обеспечение жильем инвалидов — КС Цитадель

Вопрос о приобретении собственного жилого помещения в наше время особенно актуален. Трудоспособное население еще как-то способно обеспечить себя квартирой или домом, но как быть гражданину с ограниченными возможностями? Как же все таки законодательно закреплено обеспечение жильем инвалидов?

Для получения ответа на вышеуказанный вопрос необходимо обратится к Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статьей 17 названного закона предусмотрено разделение инвалидов на две категории:

  1. Инвалиды и семьи, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года
  2. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года.

Основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются общими для обеих категорий:

  • обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органом местного самоуправления или федеральными законами, указами Президента РФ, региональными законами, закрепляющими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан.
  • проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
  • проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
  • проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
  • проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
  • проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
  • Отличие первой категории от второй заключается в том, что предоставление инвалидам и семьям, имеющие детей-инвалидов вставших на учет до 1 января 2005 года мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
  • Вышесказанное означает, что субъектом РФ издаётся закон регламентирующий форму и порядок предоставления гражданам социальной поддержки по обеспечению жильем за счет субвенции федерального бюджета.
  • В Амурской области 18 января 2007 года был принят Закон № 284-ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области».
  • Согласно вышеназванного закона, социальная поддержка по обеспечению жильем инвалиды и семьи, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Амурской области.
  • Получить и использовать социальную поддержку по обеспечению жильем можно только один раз.
  • Социальная поддержка по обеспечению жильем оказывается гражданам на основании их заявлений в порядке очередности указания граждан в сводных списках.
  • Относительной второй категории инвалидов и семьей, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, которые встали на учет после 1 января 2005 года, порядок обеспечения жилым помещением определяется жилищным законодательством Российской Федерации.
  • Жилищным кодексом предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
  • Вне очереди жилое помещения по договорам социального найма может быть предоставлено только:
  1. Гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
  2. Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Читайте также:  Статья 54. день обращения за назначением пенсии

Таким образам, в законе не предусмотрено право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов на внеочередное получение жилого помещения, только в общем порядке.

Перечень хронических заболеваний регламентируется Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Согласно которому, к тяжелым формам хронического заболевания относят:

  1. Активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза
  2. Злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями
  3. Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями
  4. Эпилепсия с частыми припадками
  5. Гангрена конечностей
  6. Гангрена и некроз легкого
  7. Абсцесс легкого
  8. Пиодермия гангренозная
  9. Множественные поражения кожи с обильным отделяемым
  10. Кишечный свищ
  11. Уретральный свищ

Также, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено предоставление инвалидам жилого помещения по договору социального найма с общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний.

Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь утвержден постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817. Согласно которому, к таким заболеваниям относятся:

  1. Активные формы туберкулеза всех органов и систем.
  2. Психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.
  3. Трахеостома, каловые, мочевые и влагалищные свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря, не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания.
  4. Множественные поражения кожи с обильным отделяемым.
  5. Проказа.
  6. ВИЧ-инфекция у детей.
  7. Отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок.
  8. Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов.
  9. Состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга.
  10. Тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II-III степени.

Обеспечение жильем инвалидов

Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) гарантирует инвалидам социальную защиту и социальную поддержку.

Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов – это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено право инвалидов и семей с детьми-инвалидами, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилыми помещениями.

При этом инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления жилых помещений устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

 На территории Пермского края меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на жилищный учет до 1 января 2005 г.

, предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 2 марта 2007 № 21-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».

 Данным нормативным правовым актом Пермского края предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, инвалидам боевых действий, а также военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на жилищный учет до 1 января 2005 г., предоставляются жилищные сертификаты. Жилищный сертификат — это именной документ, подтверждающий право на получение из средств бюджета Пермского края субсидии (единовременной денежной выплаты), которая может быть использована на приобретение (строительство) жилого помещения. Жилищный сертификат не является ценной бумагой, выдается один раз и не подлежит купле-продаже или передаче другому лицу. Размер субсидии (единовременной денежной выплаты) определяется исходя из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на гражданина, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. 

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь утвержден приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 г. № 991н. Необходимо отметить, что  гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987н. Документом, подтверждающим наличие у гражданина заболевания, поименованного в названных перечнях, является соответствующая справка медицинского учреждения. Данный документ подлежит представлению в орган местного самоуправления, в котором гражданин состоит на жилищном учете.

Следует иметь в виду, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам (часть 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма жилищного законодательства распространяется на всех граждан, не зависимо от наличия (отсутствия) у него статуса инвалида.

 К малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Отдельно следует отметить специфику решения в Российской Федерации вопроса внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающего тяжелой формой хронического заболевания.

 Конституционный Суд Российской Федерации в январе 2018 года рассмотрел дело о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2018 г.

№ 4-П пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу: предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним; само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Подготовлено ведущим юрисконсультом ГКУ «Государственное юридическое бюро Пермского края» Русаковой Еленой Сергеевной

Ссылка на основную публикацию