Статья 25. Осуществление надзора и контроля

Статья 25. Осуществление надзора и контроля

Административный надзор за осужденными после освобождения подразумевает наблюдение органами внутренних дел за лицом, освобожденным из мест лишения свободы. Такие меры необходимы для того, чтобы предотвратить осужденным повторное совершение преступление, а также защитить государственные и общественные интересы.

Статья 25. Осуществление надзора и контроля

В отношении кого может быть установлен административный надзор

На практике данная мера пресечения применяется по отношению к лицам, осужденным по определенным статьям.

Административный надзор назначается людям, совершившим:

  • Тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • Рецидив преступление, за которое лицо уже было осуждено ранее;
  • Умышленное преступление по отношению к несовершеннолетнему;
  • Два и более уголовных преступления одновременно;
  • Преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего;
  • Неоднократное нарушение порядка в местах лишения свободы в период отбывания наказания;
  • Два или более административных правонарушений при наличии непогашенной судимости.

Какие ограничения подразумевает административный надзор

Ограничения, применяемые к осужденному, определяются в индивидуальном порядке и зависят от тяжести совершенного преступления.

Основными мерами являются:

  1. Запрет на пребывание в определенных местах;
  2. Запрет на посещение мест, где проводятся массовые мероприятия;
  3. Запрет на выход из дома в определенное время суток (комендантский час);
  4. Запрет на выезд за пределы территории, установленной в судебном порядке;
  5. Обязательная явка осужденного в отделение правоохранительных органов по месту жительству так часто, как того потребует наказание (от 1 до 4 раз в месяц).

Сколько длится административный надзор

Сроки административного надзора могут варьироваться от 1 до 3 лет в зависимости от тяжести совершенного преступления и характеристики осужденного с места лишения свободы.

Однако в случае даже однократного административного нарушения приказ соответствующих органов может продлить срок надзора на 6 месяцев.

Согласно закону, данный период необходим для адаптации осужденного в обществе и предотвращения повторных правонарушений.

Если нарушение правопорядка повторится, срок административного надзора может быть продлен повторно, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости.

ВНИМАНИЕ !!! Многих граждан интересует вопрос, как снять административный надзор раньше положенного срока. Это решение может быть принято, если осужденный будет соблюдать все необходимые требования.

В ходе административного надзора представители органов внутренних дел собирают информацию насчет образа жизни и поведения человека.

Если не будет никаких нарушений и представители закона сочтут, что человек встал на путь исправления, надзор может быть снят.

Важные нюансы

Есть несколько ситуаций, при которых административный надзор может быть приостановлен.

К ним относится:

  • Объявление человека, находящегося под надзором, в государственный или международный розыск;
  • Признание осужденного без вести пропавшим;
  • Повторное заключение осужденного под стражу.

После того, как будет выявлено и устранено обстоятельство приостановки административного надзора, он будет продолжен.

Основания для прекращения надзора

Контроль со стороны правоохранительных органов по отношению к осужденному завершается в следующих случаях:

  • Если срок административного надзора истек;
  • Если с человека снята судимость;
  • Если осужденный направлен на повторное отбывание наказания в места лишения свободы;
  • Если у правоохранительных органов есть на руках оригинал или нотариально заверенная копия свидетельства о смерти осужденного;

ВАЖНО !!! В случае, если речь идет об административном надзоре за лицом, осужденным за педофилию и совершившим преступление сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему, административный надзор раньше установленного срока не может быть снят даже при добросовестном соблюдении всех ограничений.

Какими правами и обязанностями наделен осужденный под надзором

Осужденный имеет право:

  1. Один раз в течение установленного периода подать заявление в суд с просьбой о снятии административного надзора (не чаще 1 раза в полгода);
  2. Подать заявление на обжалование решение суда насчет установления административного надзора;
  3. Обратиться в правоохранительные органы по месту жительства с просьбой однократно покинуть место проживания, выехать за пределы установленной судом территории и т.д.;
  4. Подать жалобу на неправомерные действия представителей правоохранительных органов при выполнении административного надзора.

Поднадзорное лицо обязано являться в правоохранительные органы в назначенное время, строго соблюдать все установленные требования, уведомлять представителей закона о трудоустройстве или увольнении, не препятствовать представителям правоохранительных органов в осуществлении надзора.

Заключение

Вопрос об административном надзоре за заключенными имеет массу особенностей и нюансов.

Не так давно руководством правоохранительных органов РФ была обнародована презентация, где опубликовали все нюансы и ситуации, при которых осужденное лицо может однократно нарушить установленные порядки, не опасаясь наказания.

К ним относятся личные обстоятельства, болезнь или смерть близких родственников, необходимость срочного получения человеком медицинской помощи, стихийное бедствие или другие чрезвычайные ситуации.

ВАЖНО !!! Во избежание неприятностей и продления срока административного надзора следует избегать нарушений. Степень важности происшествия, из-за которого был совершен проступок, определяется представителями правоохранительных органов или суда субъективно.

Полномочия Роспотребнадзора в сфере здравоохранения: санитарно-эпидемиологический надзор

Статья 25. Осуществление надзора и контроля

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения нашей страны является одним из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие человека определяется совокупностью благоприятных и безопасных условий для его жизнедеятельности.

Его уровень в каждой отельной стране зависит от слаженной, высокоорганизованной, грамотной, своевременной и эффективной политики государства, проводимой им в направлении обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия своих граждан и обеспечения их качественными и безопасными для здоровья и жизни товарами и услугами.

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г.

№52-ФЗ (далее Закон № 52-ФЗ) определяет санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. К таким факторам среды обитания Закон относит:

  • биологические факторы – вирусные, бактериальные, паразитарные и иные;
  • химические и физические факторы – шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения,
  • социальные факторы – питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Нарушение любого из указанных факторов, несоответствие их законодательно установленным нормативам, влечет за собой угрозу здоровью и жизни людей.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия (имеющее общеизвестное сокращенное наименование Роспотребнадзор), пожалуй, самый значимый и важный государственный орган, который стоит на страже санитарно-эпидемиологического благополучия граждан нашей страны, а также обеспечивает с помощью мер государственного воздействия защиту прав граждан как потребителей тех или иных товаров и услуг (работ), включая услуги и товары медицинского и фармацевтического характера.

Согласно Положению «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», (далее — Положение о Роспотребнадзоре) утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г.

№ 322 Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены полномочия по разработке и реализации политики государства и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав граждан как потребителей товаров и услуг.

Помимо того, что для реализации своей цели Роспотребнадзор уполномочен разрабатывать санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, за данным органом также закреплены контрольно-надзорные функции в соответствующих направлениях.

Можно отметить, что Роспотребнадзор реализует большую часть полномочий в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, включая Минздрав, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Осуществляет Роспотребнадзор свои полномочия либо непосредственно, либо через свои территориальные органы.

Структура Роспотребнадзора состоит из Центрального аппарата и управлений Роспотребнадзора, которые расположены в каждом субъекте РФ соответственно.

Сам Центральный аппарат поделен на профильные управления в зависимости от направления выполняемых полномочий (например, Управление санитарного надзора, Управление организации контрольно-надзорной деятельности и оказания государственных услуг, Управление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и др.).

Более того, в федеральных округах РФ функционируют подведомственные Роспотребнадзору Центры гигиены и эпидемиологии, научные организации гигиенического и эпидемиологического профиля, противочумные учреждения. К подведомственности Роспотребнадзора также относятся санэпидслужбы ряда министерств и ведомств (санэпидслужбы МВД, ФСБ, ФСИН, Управления по делам Президента и др.).

Руководитель Роспотребнадзора имеет правовой статус Главного санитарного врача РФ, соответственно руководители территориальных органов Роспотребнадзора имеют статус главных санитарных врачей субъекта РФ, а руководители санэпидслужб министерств и ведомств являются главными санитарными врачами соответствующего министерства или ведомства. Главный государственный санитарный врач РФ координирует деятельность главных государственных санитарных врачей санэпидслужб министерств и ведомств, которые по своим функциональным обязанностям являются его заместителями.

Основные полномочия роспотребнадзора

Основные полномочия Росздравнадзора закреплены в пункте 5 Положения о Росздравнадзоре.

Большую часть полномочий условно можно поделить на полномочия контрольно-надзорного характера в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, а также полномочия в сфере защиты прав потребителей.

Также Роспотребнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением установленных законом санитарно-эпидемиологических норм в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания.

Среди наиболее значимых полномочий с токи зрения обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения можно выделить полномочие по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Данный вид государственного надзора регулируется Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 г. № 476.

Нормами указанного положения разграничены между разными органами исполнительной власти полномочия по организации и проведению данного вида надзора.

Об изменениях с 1 июля 2021 года Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

С 1 июля 2021 года вступит в силу       Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Исключение составят отдельные положения, для которых определены другие даты.

  • Новые нормы документа позволят продолжить реализацию механизма «регуляторной гильотины», снизив административное давление на бизнес.
  • Акцент с проверок предпринимателей смещается на профилактику и предупреждение нарушений.
  • Профилактика, а не наказание

Особое внимание будет обращено на стимулирование добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Определяется, что при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий.

  1. Законом закреплен широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы. К числу профилактических мероприятий отнесены:
  2. 1. Информирование
  3. Означает размещение на официальном сайте министерства, в сети «Интернет» следующей информации:
  4. 1) тексты нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих осуществление государственного, муниципального контроля;
  5. 2) сведения об изменениях, внесенных в вышеуказанные НПА;
  6. 3) перечень обязательных требований;
  7. 4) руководства по соблюдению обязательных требований.
  8. Здесь необходимо отметить, что министерством информирование осуществляется на постоянной основе как на странице органа исполнительной власти Приморского края в сети интернет, так и путем направлений информационных сообщений в личный кабинет лицензиатов.
  9. 2. Обобщение правоприменительной практики
  10. Это документ, который разрабатывается контрольно-надзорными органами и представляет собой анализ типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений. Данный документ также раннее разработан и размещен министерством на официальном сайте органов исполнительной власти Приморского края
  11. 3. Меры стимулирования добросовестности
  12. Под мерами стимулирования добросовестности подразумеваются мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц, если такие меры предусмотрены положением о виде контроля.
Читайте также:  Глава 3. Антидемпинговые меры

Порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля.

Здесь следует отметить, что типовые положения о видах контроля в будут разработаны на федеральном уровне после принятия проекта Закона спутника к 248-ФЗ, далее они будут доведены до регионов.

Поэтому пока вопрос по мерам стимулирования добросовестности остается открытым.

4. Объявление предостережения.

Законом определяется возможность объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях, о признаках возможных нарушений либо о непосредственных нарушениях обязательных требований.

Такая профилактическая мера, заменяющая проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, применяется лишь в отношении негрубых нарушений и дает контролируемому лицу возможность оперативно исправить их и избежать возможных неблагоприятных последствий (статья 49 Зкона).

5. Консультирование.

Должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование, то есть дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Вопрос о консультирования часто возникает в ходе осуществления лицензионного контроля в сфере продажи алкогольной продукции. Ранее такая функция как консультирование действующим законодательством не была предусмотрена.

6. Самообследование.

Самообследование будет осуществляться в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».

Подразумевается, что контролируемое лицо с помощью специального информационного продукта сможет самостоятельно определить уровень соблюдения обязательных требований.

В случае, если оценка будет высокой, подконтрольный субъект вправе нам сообщить о соблюдении обязательных требований.

7. Профилактический визит.

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования ВКС. В ходе профилактического визита инспектор информирует подконтрольный субъект об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности.

  • Контрольно-надзорные органы должны предложить провести профилактические визиты в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
  • Вместе с тем, согласно Закону контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита.
  • При проведении профилактического визита организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований.
  • Новое в проверках

Меняется и сам подход к проведению проверок. Так, в Законе детально прописана процедура их проведения, регламентируются надзорные мероприятия. Вводится разграничение видов контроля. К привычным форматам — выездной и документарной проверкам — добавляются новые формы контрольно-надзорных мероприятий.

В частности, появляется контрольная и мониторинговая закупки, инспекционный визит, рейдовый осмотр.

1. Контрольная и мониторинговая закупки.

  1. Срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановых контрольной или мониторинговой закупки не может превышать один рабочий день.
  2. После завершения контрольной закупки инспектор объявляет о проведении контрольной закупки, предъявляет служебное удостоверение, копию решения о проведении контрольной закупки.
  3. Мониторинговая закупка проводится в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу или исследования.

2. Инспекционный визит.

Контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом по месту его нахождения.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. Срок его проведения не может превышать один рабочий день.

  • В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
  • 1) осмотр;
  • 2) опрос;
  • 3) получение письменных объяснений;
  • 4) инструментальное обследование;
  • 5) истребование документов, которые должны находиться на месте осуществления деятельности контролируемого лица.
  • Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев:
  • — если основанием для его проведения являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, поручение Президента, требование прокурора.
  • То есть по сути это ограниченная во времени внеплановая проверка.

3. Рейдовый осмотр.

  1. Мероприятие, проводимое в целях оценки совершения действий неограниченного круга контролируемых лиц на определенной территории.
  2. Рейдовый осмотр может проводиться в форме межведомственного контрольного мероприятия.
  3. Рейдовый осмотр проводится в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
  4. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
  5. 1) осмотр;
  6. 2) досмотр;
  7. 3) опрос;
  8. 4) получение письменных объяснений;
  9. 5) истребование документов;
  10. 6) отбор проб (образцов); (может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки без отбора проб. Порядок возмещения лицу стоимости продукции, утраченной в ходе рейдового осмотра, устанавливается Правительством Российской Федерации)
  11. 7) инструментальное обследование;
  12. 8) испытание;
  13. 9) экспертиза;
  14. 10) эксперимент.
  15. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
  16. По результатам рейдового осмотра акт составляется только в отношении лица, допустившего нарушение, отдельный акт, содержащий информацию в отношении всех результатов контроля, не оформляется.
  17. Рейдовый осмотр, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением тех же случаев которые предусмотрены для   инспекционного визита.
  18. На сегодняшний день, проведение рейдовых осмотров предусмотрено 294 Федеральным законом лишь для сферы экологии — обследований особо охраняемых природных территорий и транспорта.
  19. Основания для проведения всех контрольных (надзорных) мероприятий одинаковые:
  20. 1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
  21. 2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  22. 3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
  23. 4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  24. 5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований — в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона;
  25. 6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
  26. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
  27. В Законе предусмотрена возможность осуществления контрольно-надзорных мероприятий на основании данных дистанционного мониторинга (статья 96).

Эти способы будут применяться в зависимости от ситуации. В некоторых случаях будет достаточно дистанционного автоматизированного контроля с использованием фото- и видеофиксации.

  • Кроме того, в Законе предусмотрено создание на федеральном уровне специальных информационных систем, которые аккумулируют все сведения о проверках.
  • К примеру, в срок до 01 января 2022 года будет введен в эксплуатацию единый реестр видов контроля, также планируется создание единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и информационной системы досудебного обжалования.
  • Обжалование результатов контрольного мероприятия.
  • Статьей 43 Закона прописан порядок досудебного рассмотрения жалобы.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности. Правила ведения такой системы утверждаются Правительством РФ. Уполномоченный орган будет определен в положении о виде контроля, после принятия проекта Закона-спутника к 248-ФЗ.

  1. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным органом в срок, установленный положением о виде контроля, но не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
  2. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
  3. 1) оставляет жалобу без удовлетворения;
  4. 2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
  5. 3) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными.
  6. Для реализации положений Федерального закона №248-ФЗ Министерством экономического развития Российской Федерации разработан проект «закона-спутника», который направлен на приведение отраслевого регулирования в соответствие положениям Федерального закона № 248-ФЗ, что позволит внедрить в жизнь новую модель государственного контроля (надзора).

Законопроектом предусмотрены поправки, затрагивающие более ста законов. В их числе: Закон о защите прав потребителей; Закон об алкогольном регулировании; Закон о рекламе; Закон о персональных данных; Закон об обращении лекарств; Закон об основах охраны здоровья граждан; Закон об аудиторской деятельности.

Основное содержание законопроекта составляют статьи, вносящие изменения в федеральные законы в части установления видов федерального, регионального и муниципального государственного контроля (надзора). Новыми редакциями статей для каждого вида контроля устанавливается его наименование с указанием отнесения к федеральному, региональному или муниципальному контролю, а по каждому виду – его предмет.

Кроме того, законопроект предусматривает поправки в Закон о лицензировании №99-ФЗ. В частности, в положении о лицензировании конкретного вида деятельности можно будет сократить срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии (статья 85).

Правила о переоформлении лицензий будут заменены нормами о внесении изменений в реестр лицензий. Причем проект предусматривает только электронную выписку из реестра. Также предусмотрены нормы о возможности частичного приостановления лицензии.

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (вступил в законную силу с 1 июля 2011 г.) предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы.

Главная его цель — предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается  надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Читайте также:  Статья 12.2. Требования к местам распространения лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, установки лотерейных терминалов

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве — на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

  • Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.     
  • Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.
  • Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.

Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения.

  1. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.
  2. При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.
  3. За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.

  • Санкцией этой статьи предусмотрено  наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.
  • Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
  • По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
  • Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Новый закон о надзоре и порядке проведения проверок организаций

3 августа 2020 Инфо для руководителей, специалистов

Новый закон о надзоре и порядке проведения проверок организаций

     31 июля 2020 года подписан Президентом РФ и официально опубликован Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

31 июля Закон официально опубликован.
 
Закон вступит в силу с 1 июля 2021 года (за исключением ряда положений).

 
         
     Закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

     
     Закон направлен на полное реформирование системы госнадзора, в том числе порядка проведения проверок; устанавливает приоритет проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), над проведением контрольных (надзорных) мероприятий.

 
     
     Закон тесно связан с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» , который начнет действовать с 1 ноября 2020 года.

 
     
     Среди прочего, Законом предусмотрена возможность независимой оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимой организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции.

При подтверждении соблюдения обязательных требований независимый орган инспекции выдает контролируемому лицу заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований. К заключению прилагается полный перечень обязательных требований, прошедших оценку, с указанием нормативных документов, устанавливающих данные требования.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся (если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля). 
     
     Закон не распространяется на целый перечень видов госнадзора (перечислены в Законе).

     
     
     Установлено, что положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года.

До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяются нормативные правовые акты о порядке организации и осуществления видов регионального государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, принятые в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
           
     Формирование единого реестра видов надзора осуществляется с 1 июля 2021 года. Ввод указанного реестра в эксплуатацию осуществляется до 1 января 2022 года.
          
     В 2021 году мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проводятся в соответствии с программами профилактики нарушений соответствующих требований на 2021 год. С 1 июля по 31 декабря 2021 года контрольные (надзорные) органы проводят профилактические мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
     
     Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок ЮЛ и ИП на 2021 год, утвержденными в соответствии с Законом N 294-ФЗ. 
      
     Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу нового Закона, осуществляются в соответствии с положениями НПА, действовавших на дату начала этих проверок.
 
     До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений могут осуществляться в том числе на бумажном носителе. 
     
     Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года.

НКПРОМ

НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92

  • 127410
  • Россия
  • Московская область
  • Москва

Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2

8 (495) 795-73-92

Профилактика нарушений обязательных требований при осуществлении государственного надзора (контроля)

«Профилактика нарушений обязательных требований при осуществлении государственного надзора (контроля)»

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Создание благоприятной среды жизнедеятельности жителям регионов составляет основу деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Эти конституционные принципы являются приоритетной основой в организации эффективного взаимодействия территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль.

Задача эффективного использования и охраны земельных ресурсов – одно из приоритетных направлений в развитии социально – экономического сектора Липецкой области для органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Реализации комплекса поставленных задач перед органами власти различного уровня по повышению эффективности использования имущественного потенциала Липецкой области в немалой степени призваны способствовать государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль, которые должны исключить использование земельных ресурсов не по целевому назначению, а также самовольное занятие земельных участков или их использование без оформления соответствующих документов, устанавливающих право на землю.

В свою очередь, государственный земельный надзор направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятым в земельном законодательстве правилам ее использования и охраны.

Целью государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами требований, гарантирующих сохранность земельного фонда страны в целом и его отдельных участков.

  • Осуществление мероприятий по государственному земельному надзору ориентирует собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земли на рациональное использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и условиями предоставления, на соблюдение требований, установленных действующим законодательством в области земельных правоотношений.
  • Целью профилактической работы является обеспечение прозрачности деятельности Управления Росреестра по Липецкой области при осуществлении государственного земельного надзора, что в свою очередь должно способствовать предупреждению нарушений субъектами надзора, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению требований законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, а также создать мотивацию к добросовестному поведению участников земельно-правовых отношений.
  • Руководство Управления Росреестра по Липецкой области убеждено, что необходимо уделять особое внимание на укрепление системы предупреждения нарушений обязательных требований действующего земельного законодательства, путем активизации профилактической деятельности, что непременным образом должно отразиться на повышении уровня правосознания и правовой культуры участников земельных отношений и в конечном итоге привести к искоренению правового нигилизма в данной сфере.

Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 года №1, установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

  1. — требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
  2. — требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
  3. — требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
  4. — требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
  5. — требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  6. — требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  7. — требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Читайте также:  Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного социального страхования

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Следует обратить внимание, что, согласно положениям пункта 1 статьи 74 Земельного Кодекса Российской Федерации, за земельные правонарушения лица, виновные в совершении данных правонарушений, несут не только административную, но и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Насколько же оправдано и целесообразно использовать земельные участки в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и нормативно-правовыми актами? Какая степень административной ответственности предусмотрена законодателем за часто совершаемые нарушения земельного законодательства?

Согласно статистическим данным отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Липецкой области типичными нарушениями, выявляемыми государственными инспекторами при осуществлении государственного земельного надзора, являются:

1. Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (9,5 % от выявленных нарушений).

Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

В соответствии со статьей 7.

1 КоАП РФ совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Использование земельного участка при отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих (удостоверяющих право) документов на землю (57,5% от выявленных нарушений).

Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Федеральный закон №218-ФЗ).

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2 ст. 1 Федерального закона №218-ФЗ).

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ (п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ).

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.

2005 года №11301/04 по делу № А40-42210/03-96-447 указано, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.

Согласно п. 1 ст. 74 Земельного кодекса РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Как следует из требований п. 7 ст.

71 Земельного кодекса РФ в случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из-за использования земельных участков в регионе без правоустанавливающих документов, часть землепользователей не охвачены земельным налогом и арендными платежами. Соблюдение требований земельного законодательства позволит увеличить поступление соответствующих доходов в местные бюджеты.

3. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с видом его разрешенного использования (1,9 % от выявленных нарушений).

Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

В соответствии с частью 1 статьи 8.

8 КоАП РФ совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом (19,4 % от выявленных нарушений).

В соответствии с частью 3 статьи 8.

8 КоАП РФ совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

5. Невыполнение в установленный срок предписаний государственных инспекторов по использованию и охране земель (7,0 % от выявленных нарушений).

В соответствии с частью 25 статьи 19.

5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 26 статьи 19.

5 КоАП РФ Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

6. Неуплата административного штрафа с установленный срок (4,8 % от выявленных нарушений).

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

  • Предусмотренные законодателем меры административной ответственности позволят повысить эффективность государственного земельного надзора, будут способствовать снижению числа нарушений земельного законодательства и развитию правовой культуры правообладателей земельных участков, а также лиц, не являющихся их собственниками.
  • Любителям нарушить закон придется хорошенько подумать, прежде чем использовать чужой земельный участок самовольно или же не соблюдать установленные виды разрешенного использования на отдельно взятых участках, учитывая большие размеры штрафов за указанные правонарушения.
  • Следует отметить, что наведение должного контроля в сфере земельных правоотношений, а, следовательно, и достижение основных задач поставленных перед органами власти возможно в случае построения более эффективного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также привлечение широкой общественности к осуществлению контроля за использованием земель.
  • Вместе с тем, эффективное управление земельными ресурсами должно базироваться на принципиально новых организационных подходах и методах регулирования земельных отношений, среди которых экономические регуляторы должны занимать достойное место, наряду с административными мерами.
  • Все эти мероприятия позволят активизировать работу в указанной сфере деятельности и повысить эффективность рационального управления земельным сектором Липецкой области.
Ссылка на основную публикацию