Статья 3. принципы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза – ряд мероприятий, направленных на определение степени защиты экологии от окружающего воздействия в результате хозяйственной деятельности. Проверка осуществляется документально и практически. Цель – подтверждение, что предприятие или любой другой хозяйствующий субъект не несет угрозу экологической безопасности. По результатам проверки присваивается сертификат.

Проверка производится по запросу от общества или государства – этим определяются виды экологической экспертизы. Инициатор несет финансовые издержки, относящиеся к процедуре подтверждения соответствия. Для предприятий, работающих с опасными для природы и человека материалами, прохождение проверки обязательно.

Нормативное регулирование

Нормативно-правовой акт, определяющий понятие экологической экспертизы, – федеральный закон № 174-ФЗ. Документ включает порядок проверки, нормы, действующие права, обязанности сторон, виды, принципы. Нормативный акт соответствует гражданским правам в сфере защиты окружающей среды, закрепленным статьей 42 Конституции РФ.

В нормативных документах описаны положения, связанные с проведением экспертизы:

  • права госорганов;
  • порядок проведения исследования;
  • права граждан;
  • документооборот;
  • финансирование;
  • ответственность сторон;
  • решение спорных ситуаций;
  • участие России в международных договорах и связанные с этим обязательства.

Орган, отвечающий за воплощение государственной политики в области экологической безопасности, – Росприроднадзор.

Основные принципы и цели

В федеральном законе выделены принципы, которые участники экологической сертификации должны учитывать при проведении проверки:

  • каждая деятельность должна рассматриваться в качестве потенциально опасной для экологии;
  • эксплуатация объекта начинается с момента получения заключения;
  • деятельность оценивается комплексно;
  • должны учитываться показатели, влияющие на безопасность окружающей среды;
  • обеспечивается полнота, достоверность обрабатываемой информации;
  • соблюдается независимость специалистов экспертной организации;
  • заключения должны быть обоснованы, независимы, законны;
  • гарантируется гласность результатов, учет общественного мнения;
  • вовлеченные стороны отвечают за достижение целей аудита.

Соблюдение принципов означает, что работа проводится независимыми специалистами, которые должны беспристрастно оценить безопасность объекта или хозяйственных операций для экологии.

Виды в России

Выделяются два вида экологических экспертиз в России, различающиеся инициаторами запроса на проверку:

  • государственная;
  • общественная.

В первом случае исследуемые объекты или деятельность проверяются на соответствие государственным требованиям.

Во втором случае проверка имеет рекомендательные результаты, используемые общественными объединениями для инициирования действий в области защиты окружающей среды.

Экологическая сертификация обязательна по требованиям госорганов, если деятельность предприятия или объекта входит утвержденный список.

Контроль объектов вне утвержденного списка осуществляется по общественному запросу. Общественные проверки проводятся в целях разных организаций, на основании чего существует деление:

  • ведомственные;
  • научные;
  • коммерческие.

Государственная

В роли инициатора такой проверки выступает государство. Проведение государственной экологической экспертизы – требование нормативно-правовых документов.

Организация и проведение связанных действий производится Росприроднадзором, в состав которого входит штат экспертов в сфере экологии.

За счет государственного надзора подтверждается и контролируется рациональное использование природных ресурсов страны, охраняется окружающая среда.

Общественная

Основываясь на запросах граждан, публичных организаций, местных администраций, проводятся общественные аудиты. Исключение для проведения проверки составляют объекты, представляющие тайну:

  • государственную;
  • коммерческую;
  • иную, которая охраняется законодательно.

Федеральный закон № 174-ФЗ распространяется на общественную экспертизу. Документом определены права, которыми наделены граждане, общественные организации в сфере экологической экспертизы:

  • инициирование экспертной проверки;
  • информированность о выводах и промежуточных итогах.

Ответственность за результаты общественной проверки не отличается от государственной.

Ведомственная

Один из видов экологической экспертизы – ведомственная.

Инициаторами проведения выступают министерства, профильные ведомства, использующие результаты для анализа деятельности подведомственных предприятий в области экологической защиты.

Выводы применяются для улучшения экологических показателей при последующей государственной сертификации. Результаты двух видов контроля не должны противоречить или исключать друг друга.

Научная

Один из видов экспертизы, который не регламентируется законодательно, – научная. В роли инициаторов выступают научные, образовательные учреждения, проводящие проверку в следующих целях:

  • сверка данных;
  • изучение событий.

Обстоятельства для проверки возникают в лабораторных или естественных условиях.

Коммерческая

Социально ответственные компании, внедрившие политику в сфере защиты окружающей среды, заказывают аудит собственных процессов на соответствие экологическим требованиям. Коммерческая экологическая экспертиза проводится по инициативе и в интересах заказчика. Такая проверка не регулируется законодательством, процесс полностью управляется участниками аудита.

Сроки проведения

Начало экологической экспертизы возможно только после оплаты со стороны заказчика, предоставления документации, требуемой для проверки.

Видом и объектом проверки определяется допустимый срок с момента оплаты, после которого необходимо начинать процедуру. По закону проверка запускается в течение 3-15 дней с момента оплаты и получения документов. Срок проведения – не более двух месяцев.

При отсутствии противоречия с нормативными актами возможно продление на один месяц по инициативе заказчика.

Объекты государственной экспертизы

Со стороны государства процесс экологических аудитов регламентирован нормативно-правовыми актами, где определены объекты, подвергаемые сертификации. Порядок и список зависят от уровня, присвоенного объекту:

  • федеральный;
  • региональный.

Федеральный уровень

Объектам государственной важности присваивается федеральный уровень. Экспертиза на федеральном уровне проводится экспертами Росприроднадзора, объектами или видами деятельности выступают:

  • строительство;
  • выпуск новых видов техники;
  • работа на охраняемых природных объектах;
  • деятельность на Байкале;
  • работа с отходами.

При изменении условий, действовавших при получении сертификата, объект или деятельность подвергаются повторной экспертизе. Изменения, после которых необходимо повторение процедуры: обновление документации, истечение срока действия сертификата, доработка по результатам предыдущей проверки.

Региональный уровень

Региональный уровень различается с федеральным списком, по которому проводится экспертиза. Перечень не включает объекты федерального масштаба (деятельность на Байкале, например), работу с отходами всех классов. Местные органы власти, имеющие право осуществлять экологическую экспертизу, оценивают объекты или деятельность регионального значения.

Объекты и заказчики

Среди объектов добровольной экспертизы выделяются те, с которыми жители сталкиваются регулярно. К таким объектам относятся:

  • недвижимость;
  • транспорт;
  • рабочие места.

Заказчики общественного экологического аудита: граждане, общественные или эксплуатирующие организации.

Важная функция аудита – подтверждение, что окружающая среда не несет опасности для человека, природы. Результаты служат гарантом безопасности объекта для человека и окружающей среды. Например, при строительстве домов из низкокачественных материалов существует риск развития радиационного фона, бактериологических инфекций.

Организации, ответственные за проведение проверки

Росприроднадзором учреждены бюджетные организации, в состав которых входят экспертные советы и комиссии, осуществляющие государственную экологическую экспертизу.

Каждый эксперт обязан иметь профильное образование, сертификат, подтверждающий квалификацию. Те же требования предъявляются организациям, проводящим общественную проверку.

Отличие – они учреждены частными лицами и, как правило, выполняют работы на коммерческом основании.

Каждая экспертная организация обязана сохранять независимость, непредвзятость при составлении заключения.

Анализируемые показатели и методы проверки

Исследование объектов или отдельных видов деятельности по требованиям безопасности в области экологии включает ряд показателей. По свойствам показатели делятся на 3 группы:

  • физические;
  • химические;
  • биологические.

Статья 3. Принципы экологической экспертизы
Статья 3. Принципы экологической экспертизы

В качестве методов исследования используются инструменты, лабораторные опыты, изучение документации, интервьюирование сотрудников, групповое обсуждение. Статья 3. Принципы экологической экспертизы

Порядок проведения

Порядок проведения общественной экспертизы для заказчиков:

  • заключение договора с экспертной организацией, оплата, предоставление документации;
  • исследование;
  • получение заключения и сертификата о соответствии.

Государственная экспертиза отличается тем, что после получения необходимых материалов оценивается их полнота, а затем формируется комиссия. В рамках комиссии готовится групповое заключение, а также выводы каждого из экспертов. На основании этого выпускается сводное заключение.

Пример заключения

Принципы проведения экологической экспертизы — ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ

Статья 3. Принципы экологической экспертизы

Любой вид хозяйственной деятельности и условия его реализации требуют согласования с рядом органов государственного контроля, в том числе и экологическими инстанциями. Так, обязательным этапом проектных и подготовительных работ к разработке и запуску хозяйственных объектов становится оценка их влияния на изменения природной среды. Результаты исследований подаются в органы государственного эконадзора и подлежат экологической экспертизе.

Экологическая экспертиза — комплекс мероприятий, позволяющих установить соответствие проектной документации по запуску хозяйственного объекта всем требованиям экологического законодательства, экостандартам и нормам, техническим регламентам, с целью предупреждения негативного влияния планируемой хозяйственной деятельности на природную среду. Экологическая экспертиза может быть инициирована несколькими субъектами:

  • уполномоченными государственными органами (отраслевые и межотраслевые комиссии) – государственная экоэкспертиза;
  • социально активными гражданами, общественными организациями и объединениями – общественная экоэкспертиза;
  • организациями, специализирующимися на вопросах оценки и охраны природной среды на платной основе – коммерческая экоэкспертиза.
Читайте также:  Статья 28. государственная историко-культурная экспертиза

Оценка воздействия будущей хозяйственной деятельности на экологию зоны освоения вне зависимости от субъекта инициации проводится в соответствии с положениями Закона РФ «Об экологической экспертизе». В этом нормативно-правовом акте определены объекты, цели, принципы, ответственные органы власти и порядок проведения экологической экспертизы.

Принципы реализации экоэкспертизы

Для обеспечения законности и достоверности результатов экологической экспертизы проведение этого комплекса мероприятий должно базироваться на таких принципах:

  • любой вид хозяйственной деятельности потенциально опасен для экологии – презумпция экоопасности;
  • экоэкспертиза в обязательном порядке проводится до утверждения хозпроекта УК реализации – принцип обязательности;
  • всесторонняя оценка (социальные, экологические, демографические и другие последствия) влияния хозяйственного объекта на экологию в ближайшей и отдаленной перспективе – принцип комплексности;
  • документы, которые подлежат экоекспертизе, должны содержать только правдивые данные – принцип достоверности;
  • проводить оценку влияния на ООС должны только независимые должностные лица, имеющие такие полномочия – принцип независимости эко экспертов;
  • экологическая экспертиза проводится строго в соответствии с положениями нормативно-правовых актов в сфере защиты и охраны природной среды – принцип законности;
  • оценки и расчеты по влиянию на экологию должны осуществляется специальным формулам с применением специализированного программного обеспечения – принцип научности;
  • в процессе реализации экологической экспертизы должны принимать участие общественные организации, а ее результаты становятся общедоступной информацией – принцип гласности;
  • все участники экоэкспертизы подлежат наказанию за халатность, ложную информацию или предвзятую оценку в соответствии с положениями уголовного, административного и гражданско-правового кодексов – принцип ответственности.

Соблюдение этих принципов обеспечивает два основных момента. С одной стороны эксперты получают всю необходимую информацию для проведения качественной, и достоверной экологической экспертизы, а с другой – предприниматели уверены в ее законности и достоверности окончательного вердикта госорганов.

Цели и объекты проведения экологической экспертизы

Основная цель реализации экологической экспертизы – предупреждение негативного влияния хозяйственных объектов на экологию. Для этого в процессе проведения экологической экспертизы профессионалы определяют:

  • соответствует ли планируемая к запуску хоздеятельность всем нормативно-правовым актам и стандартам в области природопользования и ООС;
  • насколько полно и всесторонне проведена оценка влияния будущего хозобъекта на экологию и социум;
  • обоснованность запуска рассматриваемого объекта с точки зрения экологической безопасности;
  • полноту и достаточность предложенных мероприятий по сохранению природного потенциала и профилактике негативного влияния на ООС.

В зависимости от уровня реализации (федеральный, региональный, местный) объектами экологической экспертизы становятся:

  • экономическое и техническое обоснование строительства, модернизации, реконструкции, ликвидации хозяйственных объектов, основных фондов, объектов капитального строительства;
  • проекты планов развития и освоения территорий, использования водных, воздушных, лесных и других видов ресурсов, создания свободных экономических зон с особыми условиями природопользования;
  • документация, содержащая обоснование экотребований к новым аппаратам, технологиям, веществам, биологическим агентам, материалам, которые влияют на показатели состояния экологии;
  • документация, которая обосновывает законность выдачи экологических сертификатов и лицензий;
  • проекты развития отраслей национальной экономики (промышленность, сельское хозяйство, рекреационный бизнес, транспорт, связь и т.д.), производительных сил, урбанизованных территорий (населенных пунктов) и т.д.;
  • проекты инвестиционных программ предпринимательской деятельности, которая оказывает влияние на природную среду, на межгосударственном и национальном уровне;
  • договоры и соглашения, содержащие условия природопользования, на международном, национальном, региональном уровнях.

Мы привели лишь небольшой перечень возможных объектов экоэкспертизы. Законодательством РФ же определено, что экспертизе с точки зрения экологической обоснованности подлежат абсолютно все проектные документы и материалы по объектам и мероприятиям, которые планируются к запуску на территории страны.

В результате проведения экологической экспертизы заказчик получает положительное или отрицательное заключение (зависит от представленных обоснований и оценок), которое направляется с сопроводительным листом ответственным должностным лицом.

Отправка экспертного заключения осуществляется в течение 5 суток с момента его утверждения, а сам процесс проведения экоэкспертизы может занять до 3 месяцев. В случае отрицательных результатов экологической экспертизы заказчик имеет право повторно подать документы после устранения всех замечаний, несоответствий, внесения дополнительной информации и т.д.

Также основанием для повторного проведения экологической экспертизы может стать решение суда.

Компания «Экобезопасность» оказывает услуги в сфере подготовки и подачи документации на экологическую экспертизу. Наши специалисты сопровождают клиентов до получения положительного экспертного заключения, дают рекомендации и советы, взаимодействуют с представителями органов государственного надзора.

Более подробную информацию о наших услугах Вы можете получить на бесплатной индивидуальной консультации, позвонив по указанному на сайте номеру телефона.

Статья 3. Принципы экологической экспертизы

Понятие и принципы экологической экспертизы

О проекте  /  экологические право  /  экологическое право — краткие лекции  /  понятие и принципы экологической экспертизы

Считается, что это наиболее эффективный институт, который позволяет наиболее адекватно выявлять особенности осуществления хозяйственной деятельности и её влияния на ОС.

ФЗ «Об экологической экспертизе»

Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.03.2008 по организации и проведению государственной экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Соответствие требуется не столько для самой деятельности, сколько для проверки документации.

Документы должны соответствовать в первую очередь ТР. Это происходит в связи с тем, что ТР могут быть утверждены и нормой, содержащейся в международном договоре. Исходя из этой возможности, законодатель выдвигает ТР на первое место.

Виды экологической экспертизы:

  1. Государственная
  2. Общественная.

Институт ЭЭ появился в 1991 г. Изначально ЭЭ вынуждено рассматривалась не как предварительная мера, а как контрольная. Так было примерно до 2005 г. Начиная с этой даты ЭЭ начала рассматриваться как исключительно предварительная мера.

Принципы проведения экологической экспертизы

  • Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; реализуется хуже всего
  • Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; интересным образом перекликается с принципом конфиденциальности
  • Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; на практике реализуется очень плохо
  • Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; реализуется хорошо только при проведении общественной ЭЭ, при государственной почти не реализуется

Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. УК не предусматривает, предусматривает ответственность КоАП.

Интересное:

Понятие, виды и принципы экологической экспертизы

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Экологическое право » Понятие, виды и принципы экологической экспертизы

Экологическая функция государства заключается в обеспечении безопасности природной среды.

В процессе исполнения данной функции государственные органы применяют в своей деятельности различные способы и методы. К ним относится и экологическая экспертиза, как превентивная мера, позволяющая избежать нанесения значительного ущерба экологии.

В настоящей статье рассмотрены понятие, виды и принципы экологической экспертизы.

Содержание

Понятие экологической экспертизы дается в ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ.

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Цель проведения экспертизы прописана в данной норме и заключается в предотвращении негативного воздействия вышеуказанной деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза, как вид государственного контроля, позволяет установить следующие моменты:

  • имеются ли противоречия между намечаемой деятельностью и действующим экологическим законодательством;
  • соответствует ли деятельность всем требованиям нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды и гарантируется ли безопасность;
  • оценено ли всесторонне воздействие планируемой деятельности на природу и население;
  • допустимо ли реализовывать деятельность, которая является объектом исследования;
  • насколько полно предусмотрены меры для предотвращения нанесения вреда окружающей среде.
Читайте также:  Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации

Таким образом, основное значение экспертизы заключается в получении ответа на вопрос: возможно ли реализовать проект с учетом безопасности и его соответствия экологическому законодательству.

Организуем экологическую экспертизу с привлечением лучших экспертов

Помощь специалистов с 20 летним опытом!

Виды экологической экспертизы

Выделяют следующие виды экологической экспертизы:

  • — федеральная;
  • — региональная;
  • общественная;
  • ведомственная;
  • научная;
  • коммерческая.
  • Ведомственная экологическая экспертиза может быть инициирована ведомством, если в дальнейшем потребуется представить документацию для экспертизы государственного уровня.
  • Научная – назначается отдельными учеными, учреждениями научного профиля или вузами и носит информационный характер.
  • Коммерческая – проводится по инициативе организации или учреждения с целью получения предварительных выводов о безопасности намечаемой деятельности. 

Принципы проведения экологической экспертизы

Для получения наиболее полных, обоснованных и точных выводов участники экологической экспертизы  при проведении исследования должны руководствоваться следующими принципами:

  • 1. Принцип презумпции потенциальной опасности для экологии намечаемой деятельности означает, что эксперты должны исходить из того, что данная деятельность может нанести вред окружающей природной среде. В связи с этим, экспертам предстоит выявить всевозможные виды потенциального вредного воздействия и установить его масштабы. Исходя из полученных данных, они должны предложить меры по охране природной среды от выявленного вредного воздействия, а также рекомендовать способы рационального использования природных ресурсов.
  • 2. Принцип обязательного проведения экологической экспертизы до начала деятельности по реализации объекта, если в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» данный объект подлежит государственной экологической экспертизе. Принцип предварительности экспертизы решению о реализации её объекта означает, что заказчик до проведения исследования не имеет права принимать решение об осуществлении планируемой деятельности и заниматься такой деятельностью. Специально уполномоченные органы в отношении объектов, перечисленных в законе, обязаны организовывать и проводить экологические экспертизы. Отказ заказчику в проведении экспертизы такого объекта является незаконным.
  • 3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду проверяемой деятельности и последствий означает обязанность экспертов изучить всесторонне виды и масштабы предполагаемого воздействия на окружающую среду. Хотя принцип распространяется как на государственную, так и общественную экологическую экспертизу, но, в первую очередь, данное требование адресовано органам и комиссиям первой.
  • 4. Принцип достоверности и полноты информации, предоставляемых экспертам, адресован заказчику и обязывает его представить на экспертизу не искаженную и не вызывающую сомнений информацию, соответствующую требованиям законодательства, учитывая все особенности объекта,  в объеме, достаточном для того, чтобы выполнить требования закона об охране окружающей среды. Полной считается информация об объекте, которой может и должен обладать заказчик, планирующий осуществление данной деятельности, с учетом соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. Также при предъявлении требования о полноте предоставления информации необходимо учитывать действующее законодательство ( Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»; Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»). Эксперт государственной экологической экспертизы обязан обеспечить конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу. Достоверность и полнота информации – важнейший элемент проведения данной процедуры, поэтому, если данный принцип не соблюден, экспертиза не проводится.
  • 5. Принцип независимости экспертов при осуществлении своих полномочий закрепляет противоправность вмешательства в работу эксперта, которую он выполняет в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на проведение экологической экспертизы либо указанием экспертной комиссии, руководителем группы. Выводы эксперта не могут быть продиктованы кем-либо или навязаны ему, он свободен в своих оценках.
  • 6. Принцип научной обоснованности и объективности заключений экологической экспертизы. Принцип научной обоснованности означает, что изложенные в заключении выводы экспертов должны быть научно аргументированными, то есть соответствовать законодательству в области охраны окружающей среды, содержать собственные научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых. Принцип объективности заключения экспертизы предполагает беспристрастную и непредвзятую оценку объекта, представленного на экспертизу.
  • 7. Принцип законности – базовый принцип проведения экологической экспертизы. Так как именно соблюдение данного принципа обеспечивает юридическую силу заключения данного исследования. Заказчик, занимаясь планированием и проектированием будущей деятельности, обязан соблюсти все требования действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В дальнейшем, эксперты, проводящие экспертизу, при соответствии планируемой деятельности законодательству, принимают положительное решение о реализации проекта. В случае, когда выявлены нарушения экологических требований, они должны быть отображены в заключении, с четким разъяснением, в чем именно проявилось несоответствие. Государственный орган, принимающий решение по конкретному объекту экспертизы, обязан опираться на мнение экспертов. В такой ситуации уполномоченный государственный орган не вправе дать разрешение на реализацию объекта, так как не имеет законного основания и может быть оспорено в суде. Положительное решение в подобном случае свидетельствует о том, что не реализуется конституционное право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
  • 8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Принцип гласности устанавливает обязанность субъектов экологической экспертизы выполнять требования законодательства об информировании заинтересованных сторон о проводимой процедуре, участии общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Несоблюдение данного принципа является правонарушением и, соответственно, основанием для привлечения виновных лиц к ответственности. Сущность гласности проявляется в информировании граждан, общественных организаций, государственных органов и населения в целом по организации экологической экспертизы. Информация должна быть направлена на удовлетворение потребностей общества – защита права на благоприятную окружающую среду, принятие решения о проведении экспертизы, сообщение о результатах.
  • 9. Принцип ответственности за процесс проведения экспертизы и её качество направлен на всех участников экспертизы. Он гарантирует, что участники государственной экологической экспертизы понесут предусмотренную законодательством РФ ответственность в случае несоблюдения ими принципов и порядка проведения экспертизы.

Данные принципы экологической экспертизы гарантируют, что эксперты будут обеспечены информацией в достаточном объеме, чтобы обнаружить все возможные виды вредного влияния намечаемой деятельности, либо, наоборот, будут установлены признаки безопасности подобной деятельности для окружающей среды. Поэтому соблюдение перечисленных принципов всеми участниками экологической экспертизы имеет основополагающее значение.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Правовые основы экологической экспертизы

В отечественном экологическом законодательстве занимает наиболее место и обладает высшей юридической силой в случае противоречий со всеми иными законодательными актами Конституция РФ.

Экологическим содержанием наполнена статья 42, рассматривающая право человека на благоприятную окружающую среду, доступ к достоверной информации о ее состоянии, а также право граждан на возмещение ущерба, причиненного состоянию их здоровья или имуществу при экологических правонарушениях.

Вопросы регуляции отношений между субъектами в сфере охраны окружающей среды определяются также статьями 9, 17, 36, 58, 67, 72 Конституции.

Замечание 1

Анализ источников экологического права, в частности, факт высшей силы конституции, показывает, что главной задачей экологического права общество считает поддержание юридическими механизмами гигиенически благоприятной для человека абиотической среды, а вовсе не сохранение природы ради нее самой. Экологические проступки также понимаются как нарушение благоприятности среды для человека.

Основной юридический документ в сфере российского экологического законодательства – это Федеральный закон «Об охране окружающей среды», (2002).

Этот закон в числе прочего содержит особую главу VI, посвященную оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе, а также главу VII, где рассматриваются требования в плане охраны окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной или иной деятельности.

Читайте также:  Статья 11. Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации

В них подробно рассматриваются цели и задачи оценки антропогенного воздействия на окружающую среду, а также цели и задачи проведения экологической экспертизы.

Кроме указанных глав, полностью посвященных экологической экспертизе и оценке воздействия человека на окружающую среду, в данном законе для них имеют значение материалы еще из нескольких глав и статей.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе»

Данный юридический документ подробно регулирует отношения субъектов в области экологической экспертизы, представляя, таким образом, целевой закон.

К Федеральному закону «Об экологической экспертизе» существует специальный комментарий, где очень подробно рассматриваются все детали этой процедуры.

  • В первой главе закона (статья 1) впервые приводится определение экологической экспертизы в целом (а не только государственной), подробным образом раскрываются принципы (статья 3) и приводится классификация экологической экспертизы с выделением основных ее видов (статья 4).
  • В главе II определяются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления при осуществлении экологической экспертизы (статьи 5-9), здесь также указано, каким образом полномочия, права и обязанности субъектов экологической экспертизы распределяются между федеральным и региональным уровнями (статьи 7-8).
  • В главе III данного закона рассматриваются вопросы государственной экологической экспертизы, конкретизируются ее объекты федерального уровня (статья 11) и уровня субъектов Федерации (статья 12), приводится общий порядок осуществления государственной экологической экспертизы (статья 14), определяется статус и описываются обязанности экспертных комиссий, ее экспертов и председателя (статьи 15- 17), указываются различия юридической силы заключений непосредственно экспертной комиссии и в целом государственной экологической экспертизы (статья 18).
  • Законом определяется также регламент и условия проведения, объекты, порядок, правила, статус заключения и т.д. общественной экологической экспертизы (статьи 20-25), а также права граждан и общественных организаций в данной предметной области (статья 19).
  • В главе V данного закона закрепляются права и обязанности (статьи 26-27) заказчиков документации для экологической экспертизы.
  • Глава VI определяет порядок финансирования государственной и общественной экологической экспертизы, возможные виды нарушений законодательства РФ в области экологической экспертизы и виды ответственности за данные нарушения, распределяя их на уголовную, административную, материальную и гражданско-правовую ответственность.

3.Принципы экологической экспертизы. Статья 3. Принципы экологической экспертизы

  1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКООЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. Понятие экологической экспертизы. Закон Российской Федерации Об экологической экспертизе определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

    При этом в действующем российском законодательстве существует определение понятия государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ), содержащееся в ст.

    35 и 36 Закона Об охране окружающей природной среды «государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду». Комментарий к данному закону определяет экологическую экспертизу как организационно- правовую форму предупредительного контроля и … самостоятельный вид управленческой деятельности, а эколого-правовой словарь, прилагаемый к Комментарию, добавляет к определению «… предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ … решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)». Понятие оценки воздействия на окружающую среду.

  2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.

    Нормативно-правовую и инструктивно-методическую основу экологической экспертизы составляют Закон РФ “Об экологической экспертизе” и положения разработанные Министерством природных ресурсов Российской Федерации:
    – “Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы” (утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698 (СЗ РФ, 1996, № 40 ст.

    4648);
    – “Регламент проведения государственной экологической экспертизы” (утвержденный Приказом Госкомэкологии России от 17 июня 1997 г. № 280).
    Нормативно-методическая основа геоэкологического проектирования РФ определяется следующими документами:
    – Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности” (утвержденной Приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г.

    № 539);
    – “Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской федерации” (утверждено приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г. № 222 (Российские вести, 1994 г., 8 декабря)
    – Разделом 8 “Инженерно-экологические изыскания” в СниП 11-02-96, разработанными Министерством строительства Российской федерации (Минстрой России), М., 1997.

  • Экологическая
    экспертиза основывается на принципах:
  • презумпции
    потенциальной экологической опасности
    любой намечаемой хозяйственной и иной
    деятельности;
  • обязательности
    проведения государственной экологической
    экспертизы до принятия решений о
    реализации объекта экологической
    экспертизы;
  • комплексности
    оценки воздействия на окружающую среду
    хозяйственной и иной деятельности и
    его последствий;
  • обязательности
    учета требований экологической
    безопасности при проведении экологической
    экспертизы;
  • достоверности
    и полноты информации, представляемой
    на экологическую экспертизу;
  • независимости
    экспертов экологической экспертизы
    при осуществлении ими своих полномочий
    в области экологической экспертизы;
  • научной
    обоснованности, объективности и
    законности заключений экологической
    экспертизы;
  • гласности,
    участия общественных организаций
    (объединений), учета общественного
    мнения;
  • ответственности
    участников экологической экспертизы
    и заинтересованных лиц за организацию,
    проведение, качество экологической
    экспертизы.

4.ПОЛНОМОЧИЯ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
.

  1. 1.
    К
    полномочиям органов местного самоуправления
    городских округов и муниципальных
    районов в области экологической
    экспертизы на соответствующей территории
    относятся:
  2. делегирование
    экспертов для участия в качестве
    наблюдателей в заседаниях экспертных
    комиссий государственной экологической
    экспертизы объектов экологической
    экспертизы в случае реализации этих
    объектов на соответствующей территории
    и в случае возможного воздействия на
    окружающую среду хозяйственной и иной
    деятельности, намечаемой другой
    административно — территориальной
    единицей;
  3. принятие
    и реализация в пределах своих полномочий
    решений по вопросам экологической
    экспертизы на основании результатов
    общественных обсуждений, опросов,
    референдумов, заявлений общественных
    экологических организаций (объединений)
    и движений, информации об объектах
    экологической экспертизы;
  4. организация
    общественных обсуждений, проведение
    опросов, референдумов среди населения
    о намечаемой хозяйственной и иной
    деятельности, которая подлежит
    экологической экспертизе;
  5. организация
    по требованию населения общественных
    экологических экспертиз;
  6. информирование
    специально уполномоченных государственных
    органов в области экологической
    экспертизы о намечаемой хозяйственной
    и иной деятельности на территории
    соответствующего муниципального
    образования;
  7. информирование
    органов прокуратуры, федеральных органов
    исполнительной власти в области охраны
    окружающей среды и органов государственной
    власти субъектов Российской Федерации
    о начале реализации объекта экологической
    экспертизы без положительного заключения
    государственной экологической экспертизы;
  8. осуществление
    в соответствии с законодательством
    Российской Федерации иных полномочий
    в данной области.
  9.  2.
    Органы
    местного самоуправления городских
    округов и муниципальных районов имеют
    право:
  10. получать
    от соответствующих государственных
    органов необходимую информацию об
    объектах экологической экспертизы,
    реализация которых может оказывать
    воздействие на окружающую среду в
    пределах территории соответствующего
    муниципального образования, и о
    результатах проведения государственной
    экологической экспертизы и общественной
    экологической экспертизы;
  11. направлять
    в письменной форме федеральным органам
    исполнительной власти в области
    экологической экспертизы аргументированные
    предложения по экологическим аспектам
    реализации намечаемой хозяйственной
    и иной деятельности.

1.
Президент
Российской Федерации обеспечивает
согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной
власти в области экологической экспертизы.

 2.
Федеральное Собрание Российской
Федерации обеспечивает соответствие
законодательных актов Российской
Федерации законодательству Российской
Федерации об экологической экспертизе.

  •  3.
    Правительство
    Российской Федерации в области
    экологической экспертизы:
  • утверждает
    порядок проведения государственной
    экологической экспертизы;
  • контролирует
    исполнение законодательства Российской
    Федерации об экологической экспертизе
    федеральными органами государственной
    власти;
  • осуществляет
    меры по обеспечению соблюдения законов,
    а также по обеспечению прав граждан и
    юридических лиц в области экологической
    экспертизы;
  • ежегодно
    отчитывается о своей деятельности в
    области экологической экспертизы перед
    Президентом Российской Федерации;
  • определяет
    федеральный орган исполнительной власти
    в области экологической экспертизы,
    его функции и полномочия.

 4.
Органы судебной власти Российской
Федерации осуществляют свои полномочия
в области экологической экспертизы в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию