Статья 12.1. невостребованные земельные доли

Деятельность колхозов и совхозов была прекращена с изменением экономической системы. Бывшие члены таких организаций получили иные права: стали дольщиками и пайщиками.

По сути, теперь такие граждане оказались в условиях совместной собственности наделов, предназначенных для ведения сельского хозяйства.

Неиспользованные для своих целей земли сельхозназначения через три года могут попасть под категорию спорных и станут невостребованными земельными долями.

Особый статус земли, предназначенной для ведения такой деятельности, накладывает на владельцев некоторые ограничения. По сути, сельскохозяйственный надел всегда должен быть использован и только по целевому назначению. Однако ситуация более сложная, чем это может показаться на первый взгляд.

Правовое регулирование

Статья 12.1. Невостребованные земельные доли

Важное значение в правовом регулировании имеет статья 12.1 этого же ФЗ, устанавливающая порядок признания долей невостребованными, а также процедуру принятия подобных решений и их обжалования.

Данные участки имеют свои особенности, связанные с их эксплуатацией, а также регистрацией прав на них. Вопрос регулируется в статье 47 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О государственной регистрации недвижимости».

В остальном применяются общие нормы, в первую очередь, нормы Гражданского кодекса РФ и № 218-ФЗ, а также подзаконные акты, регулирующие узконаправленные моменты.

Понятие невостребованных земель

Статья 12.1. Невостребованные земельные доли

На данный момент законодатель определил, что доля не может быть признана такой, если зарегистрирована в соответствии с правилами ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Если же права не были перерегистрированы, то участок считается неиспользуемым, если не был передан в аренду или использован как-то иначе в трехлетний срок.

Попросту говоря, подобная доля — это такая часть общей собственности, которая фактически не используется по назначению. Учитывая особый характер и назначение таких участков (долей), законодатель предусматривает специальный порядок признания их невостребованными.

Когда участок может быть признан невостребованным

Перед тем, как признать земельный надел такой долей, нужно определить, соответствует ли он требованиям законодательства для определения соответствующего правового статуса. Основными критериями для начала такой процедуры служат следующие моменты:

  • участок не использовался по назначению и не был передан в аренду в срок от трёх лет и более, то есть фактически пустовал или использовался с нарушением законодательства;
  • владелец надела неизвестен, сведения о нём отсутствуют в регистрационных документах;
  • собственник умер и не оставил наследников ни по завещанию, ни по закону;
  • наследники не могут воспользоваться своим правом по какой-то причине;
  • наследники изначально имелись, но были отстранены от наследования.

Большая часть причин сводится к тому, что претенденты на использование земли попросту отсутствуют или информации о них нет.

Невостребованной долей признаётся лишь участок, который является частью сельскохозяйственных земель, которые ранее принадлежали колхозам или совхозам. Законодатель не распространяет подобных требований на наделы прочих категорий.

Например, если участок был переведён в единоличную собственность в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то собственник может вовсе не использовать его и не сдавать в аренду, это его прямое право.

Порядок признания участка невостребованной долей

Для признания земли невостребованной требуется правильное оформление, состоящее из нескольких последовательных действий.

Признание земли невостребованной реализуется по воле администрации муниципального образования, на территории которого надел располагается. Чаще всего это сельские поселения, но ситуация возможна и в городах.

Так, администрации нужно выполнить следующие мероприятия:

  • подготовить перечень наделов, которые могут быть признаны невостребованными. Осуществляется на основании имеющейся документации;
  • опубликовать их перечень в местных печатных изданиях и иных СМИ;
  • организовать общее собрание собственников, объявить о намерении признать определённые наделы невостребованными;
  • утвердить перечень таких земель. Если на собрании не удаётся достичь соглашения, оформляется постановление;
  • подготовить исковое заявление о признании права собственности за муниципальным образованием на невостребованный участок;
  • подать иск и принять участие в судебном разбирательстве;
  • получить заверенную копию решения, обратиться с ней в Росреестр и провести регистрацию надела на администрацию образования.

Цель процедуры — признание муниципального права собственности и последующее использование земли по её прямому назначению.

Что делать собственнику, когда земля включается в перечень невостребованных участков

Учитывая тот факт, что конечным результатом процедуры служит изъятие земли в пользу муниципалитета, ни одному собственнику не понравится, когда его надел включается в соответствующий список. Если это случилось, рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Ознакомиться с перечнем участков, которые могут быть признаны невостребованными долями. Стоит обратить внимание, есть ли в списке лица, которые являются арендодателями участков или предыдущими собственниками. Часто в администрации имеются устаревшие данные;
  2. Подготовить возражение, если участок, который находится в собственности или аренде, включен в перечень.
  3. Проконтролировать, был ли перечень изменён с учётом поданного возражения. Окончательный перечень формируется на общем собрании собственников. Возражение может быть подано не только заранее, но и на самом собрании. Об этом прямо говорит часть 6 статьи 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Если надел всё равно признаётся невостребованным, то следующий шаг – защита своих прав в судебном порядке. Суть в том, что администрация может потребовать передачи земли в свою собственность только через суд. Если возражение было подано, то лицо будет призвано в суд в качестве ответчика.

Если гражданин не вызывается в суд и не указывается в качестве ответчика, он может самостоятельно подать заявление о признании его участником процесса. Если решение уже было вынесено, а ранее сведений о его проведении не было, можно попытаться восстановить срок для обжалования и потребовать отмены судебного акта о признании земельной доли невостребованной и нового рассмотрения дела.

В ходе судебного разбирательства нужно будет обосновать суть своих претензий, а также доказать, что надел использовался по прямому назначению. В качестве доказательств принимаются любые документы, относящиеся к делу, а также свидетельские показания.

Вопрос требует внимательного подхода и подробного изучения. От каждого действия будет зависеть конечный результат, и если лицо предпримет неверные шаги, то может лишиться своих прав на надел.

Особенности правового статуса невостребованных земель

Главная особенность таких наделов заключается в том, что они могут быть признаны невостребованными только если относятся к определённой категории. Это всегда сельскохозяйственные участки, которые ранее использовались в колхозах и совхозах и после их упразднения были переданы гражданам.

Не всегда такие земли оформляются в соответствии с правилами регистрации недвижимости. Наделы, считаясь долевой собственностью, длительное время могут находиться в «подвешенном» состоянии. Это не лишает их собственников и арендаторов прав, но вызывает противоречия.

Новый закон о государственной регистрации позволяет внести чёткие данные в ЕГРН, после чего претензии муниципальных образований будут невозможны.

Невостребованная земля фактически считается ничейной. Муниципалитет принимает её в свою собственность для того, чтобы обеспечить её использование по прямому назначению.

Невостребованные земельные доли — это особая категория участков, которые ранее являлись частью колхозов или совхозов. Их владельцы либо неизвестны, либо не используют их в соответствии с прямым назначением сроком более трёх лет.

Это порождает возможные претензии со стороны муниципальных образований, которые направлены на обеспечение использования таких участков.

Собственники и арендаторы вправе защищать свои права через подачу возражения в администрацию или в судебном порядке.

Прочтите: Как снять арест с земельного участка

В госдуме инициируют передел земельных участков 8 млн россиян

Статья 12.1. Невостребованные земельные доли Moscow Live

В Государственную думу внесен законопроект, которым предлагается передать в муниципальную собственность значительную часть земельных участков, выделенных в 1990-е годы колхозникам при приватизации.

Инициатором поправок в закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения стала группа депутатов-единороссов. По словам парламентариев, в 1991 году было утверждено положение о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельхозпредприятий.

Земля и все имущество были переданы в частную собственность трудовым коллективам и поделены на доли. При этом предписывалось в течение трех месяцев ликвидировать колхозы и совхозы и на их базе создать фермерские хозяйства, акционерные общества, кооперативы.

Колхозы и совхозы лишались права пользоваться ранее закрепленными за ними на вечное пользование сельскохозяйственными землями, а каждый работник получил в собственность земельную долю.

При этом крестьянину выдавалась «Государственная расписка» – свидетельство о том, что он получает от государства бесплатно пай земли.

Свидетельство могли получить члены колхозов и рабочие совхозов, включая ранее работавших пенсионеров, а также сельские врачи, учителя, работники торговли и некоторые другие категории граждан.

Размер доли определялся простым делением земли на число получателей доли.

Свидетельство на земельную долю получили более 12 миллионов граждан, 82,7% от всей площади обрабатываемой земли перешло в собственность граждан. Однако процесс юридического оформления прав на землю до сих пор не завершен. Оформлено и поставлено на кадастровый учет всего около 20% сельскохозяйственных земель, лишь около 4 млн человек юридически оформили свои права на участки.

Все это, по словам парламентариев, является сейчас источником различного рода земельных махинаций, скупки и перепродажи земельных долей. «Спекуляция земельными участками приносит в одночасье миллиардные прибыли различного рода авантюристам», – указывают депутаты. Более 30 млн га ранее обрабатываемых земель уже заросли лесом.

Читайте также:  Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Решение о формировании земельных угодий и постановке на учет земельных участков, образованных из невостребованных долей, сейчас может быть принято только по решению судебных органов. При этом подготовка документов для этого в законодательстве прописана нечетко и требует больших финансовых ресурсов.

В связи с этим законопроектом предлагается уточнить порядок подготовки документов о признании земельных долей невостребованными и постановки таких земельных участков на кадастровый учет по решению общего собрания участников долевой собственности.

Собрание вправе утвердить список граждан, не востребовавших и не распорядившихся земельной долей, принять решение о межевании и формировании земельного участка из невостребованных долей, постановке его на кадастровый учет и о безвозмездной передаче участка органу местного самоуправления.

Списки граждан, земельные доли которых признаны невостребованными, предлагается публиковать в средствах массовой информации.

Устанавливается, что владелец земельных долей, включенных в перечень невостребованных, в течение 3 лет после вступления закона в силу сможет, подтвердив свои права на землю, получить в собственность участок в размере земельных долей или денежное возмещение из муниципального бюджета.

Предполагается, что принятие законопроекта позволит вернуть в оборот десятки миллионов гектаров сельскохозяйственных земель.

Порядок оформления невостребованных земельных долей в собственность органов местного самоуправления

Оформление земельных долей, которые могут быть отнесены к невостребованным, начинается с составления списка лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными в связи с тем, что собственники земельных долей ими не распорядились

Органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка обязаны составлять список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. В большей степени речь идет о земельных долях “не нашедших” своих наследников.

После опубликования списка невостребованных земельных долей, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников земельного участка, в границах которого определяются невостребованные земельные доли, для утверждения этого списка.

В случае если в течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, общим собранием собственников земельных долей не будет принято решение об утверждении списка, орган местного самоуправления утверждает этот список самостоятельно.

С момента утверждения, земельные доли, указанные в нем признаются невостребованными. После признания земельных долей невостребованными, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли, является основанием для государственной регистрации. И не забываем что в соответствии со ст.8 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации.

  • После государственной регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, орган местного самоуправления обязан в течение месяца опубликовать извещение о возможности приобретения в собственность земельных долей по цене 15% от кадастровой стоимости.
  • Извещение о возможности приобрести невостребованные земельные доли должно быть опубликовано в СМИ, определенных субъектом РФ как официальный источник информации и размещено на официальном сайте органа местного самоуправления в сети “Интернет”, а также на информационных щитах на территории муниципального образования по местоположению земельного участка.
  • Преимущественным правом покупки невостребованных земельных долей, перешедших в собственность органа местного самоуправления на основании решения суда, по цене 15% кадастровой собственности обладают организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности в течение 6 месяцев со дня возникновения у органа местного самоуправления права собственности на земельные доли.
  • Если в течение установленного срока договор купли-продажи земельных долей не будет заключен, орган местного самоуправления обязан в течение года выделить земельный участок в счет собственных земельных долей с соблюдением принципа минимальных размеров земельных участков.

Источник: http://www.to61.rosreestr.ru/news/oficial_public/4357481/

Поиск решений судов общей юрисдикции

  • дело №2(1)-1057/2020
  • 56RS0005-01-2020-001283-81
  • Р Е Ш Е Н И Е
  • Именем Российской Федерации
  • г.Абдулино 22 октября 2020 года

Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мурзаковой Н.П.,

при секретаре судебного заседания Берлиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю и признании права муниципальной собственности на земельную долю,

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области обратилась в суд с вышеназванным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.

В котором, просит суд, прекратить право общей долевой собственности на невостребованную земельную долю на территории Емантаевского территориального отдела, общей площадью … га Д.Н.а.

Признать право собственности муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области на невостребованную земельную долю на территории Емантаевского территориального отдела, общей площадью … га Д.Н.а.

В судебное заседание представитель истца – администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. В заявлении просит суд, дело разрешить с учетом действующего законодательства и представленных в суд документов. Исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

В отзыве на исковые требования указывает, что ТУ Росимущества в Оренбургской области не может быть в настоящем деле надлежащим ответчиком в том случае, если спорное имущество является выморочным на основании ст. 1151 ГК РФ. Представленные ТУ Росимущества в Оренбургской области материалы дела не содержат информации о том, что земельные доли являются выморочным имуществом.

В ходе судебного разбирательства должны быть установлены возможные наследники, в том числе фактически принявшие наследство после смерти граждан – собственников земельных долей, и привлечены в качестве надлежащих ответчиков. ТУ Росимущества в Оренбургской области считает себя ненадлежащим ответчиком, и просит суд в порядке ст.

41 ГПК РФ — исключить его из числа ответчиков, либо в удовлетворении заявленных требований к ТУ Росимущества в Оренбургской области отказать. Рассмотреть гражданское дело без участия представителя ТУ Росимущества в Оренбургской области.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

33-10439/2014 — Архив судебных решений

21 октября 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Проценко Е.П.,

судей Чуньковой Т.Ю., Хомутовой И.В.,

при секретаре П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Проценко Е.П. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Территориального управления Росимущества в Кемеровской области — К.Д.Ю., действующей на основании доверенности № …от …г. сроком действия на один год,

на решение Чебулинского районного суда Кемеровской области от 31 июля 2014 года

по иску Администрации Алчедатского сельского поселения Чебулинского муниципального района Кемеровской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю, признанную в установленном законом порядке невостребованной и принадлежащей умершей С.Н.И.,

УСТАНОВИЛА:

Администрация Алчедатского сельского поселения Чебулинского муниципального района обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю, принадлежащую С.Н.И… .года рождения, умершей.. .года, признанную в установленном законом порядке невостребованной. Просит признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Алчедатское сельское поселение Чебулинского района Кемеровской области на невостребованную земельную долю, площадью 10, 3 га, ранее принадлежавшую С.Н.И. в праве общей долевой собственности на земельный участок, из состава земель сельскохозяйственного назначения, в Чебулинском районе Кемеровской области, с кадастровым номером.. ..

Требования мотивированы тем, что распоряжением АдминистрацииЧебулинского района № 20-р от 20 января 1993 года « О регистрациипредприятий и выделении земельных участков» колхозу «Маяк Ильича» всоответствии с которым в долевую собственность граждан предоставлено 4711 га сельскохозяйственных угодий, из них 3188 га пашни. В соответствии с данным распоряжением С.Н.И. была выделена в долевую собственность земельная доля 10, 3 га из состава земель сельскохозяйственного назначения расположенная на землях колхоза «Маяк Ильича», Чебулинского района Кемеровской области с кадастровым номером.. ..

Сведений о действиях по настоящее время, как со стороны собственника, так и наследников в отношении указанной земельной доли, свидетельствующих о передачи её в аренду равно иных сведений о распоряжении ею иным образом, не имеется.

Читайте также:  Статья 9. Право собственности инвестора на произведенную продукцию

Земельная доля не используется по назначению более трех лет подряд, а значит, что указанная земельная доля ими не востребована.

В судебном заседании представитель истца М.Н.В., действующая на основании доверенности заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика — Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Кемеровской области в судебное заседание не явился.

Третье лицо, нотариус Чебулинского нотариального округа Б. Т.О., в судебное заседание не явилась.

Решением Чебулинского районного суда Кемеровской области от 31 июля 2014 года постановлено:

Исковые требования Администрации Алчедатского сельского поселения Чебулинского муниципального района удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Усманское сельское поселение Чебулинского района Кемеровской области на невостребованную земельную долю, площадью 10, 3 га, ранее принадлежавшую С.Н.И. в праве общей долевой собственности на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, в Чебулинском районе Кемеровской области, с кадастровым номером.. ..

Право собственности С.Н.И. на указанную земельную долю прекратить (л.д. 66-68).

В апелляционной жалобе представитель Территориального управления Росимущества в Кемеровской области — К.Д.Ю., просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.

Судом не выяснялись и не исследовались вопросы в отношении наследодателей; не выяснялось, была ли земельная доля внесена наследодателем в уставный капитал реорганизованной сельскохозяйственной организации.

В настоящее время применяется следующий порядок наследования на общих основаниях, установленных ГК РФ, в соответствии с которым свидетельство о праве государства на наследство (в том числе на выморочное имущество в виде земельных участков и акций (долей, паев)) в установленном порядке получают налоговые органы.

Учитывая, что принятие в установленном порядке выморочного имущества возложено, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432, на Росимущество, после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу (Территориальному управлению).

В реестре федерального имущества спорный объект недвижимого имущества не учитывается, т.к. Российская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке.

  • Иски о признании права собственности на имущество предъявляются к собственнику имущества, либо к лицу, которое владеет, распоряжается имуществом, либо незаконно его использует, то есть осуществляет правомочия в отношении данного имущества, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
  • В связи с тем, что Территориальное управление не являлось собственником данного имущества, исковые требования не подлежали удовлетворению.
  • Кроме того, в силу действующего законодательства, надлежащим ответчиком по делу может являться лицо, которое должно отвечать по иску, то есть лицо, не исполнившее обязательство, возникшее из договора, причинения вреда и иных оснований, указанных в законе.
  • Территориальное управление Росимущества в Кемеровской области прав и законных интересов истца не нарушало в связи, с чем не может быть ответчиком по заявленному требованию.
  • Кроме того, на момент обращения истца с иском и рассмотрения его в суде Территориальное управление Росимущества в Кемеровской области никакой обязанности не должно было исполнить в силу закона.

Считает, что судом при принятии решения, нарушены нормы процессуального права поскольку в судебное заседание не было привлечено лицо, которое подлежит привлечению в случае рассмотрения дел в отношении выморочного имущества -Федеральная налоговая инспекция РФ (л.д. 72-73).

На апелляционную жалобу главой Алчедатского сельского поселения — Л.Ю.А., принесены возражения, согласно которым, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 79-80).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ. Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено ст. 12 ГК РФ и осуществляется в исковом производстве.

Как следует из материалов дела и установлено судом, С.Н.И. …года рождения, умершая …года, проживала и была зарегистрирована в….

В соответствии с распоряжения Администрации Чебулинского района №20-р от 20 января 1993 года С.Н.И. приобрела право общей долевой собственности на земельную долю общей площадью 10, 3 га.

Согласно выписки из ЕГРП от …г. право собственности на земельную долю С.Н.И. не зарегистрировано, земельный участок не выделен, границы его не установлены, сведения о распоряжении земельным участком С.Н.И.

или её правопреемниками нет.

К нотариусу Чебулинского нотариального округа после смерти С.Н.И. с заявлением о выдаче свидетельства на наследство по земельной доли С.Н.И. никто не обращался.

Инструктаж → Государство вернёт себе земельные доли молчунов

В Госдуме РФ готовится к первому слушанию законопроект, который признает все земельные доли, которыми их хозяева по каким-то причинам не распорядились, невостребованными. Когда документ примут, своих паёв лишатся около 8 миллионов граждан (если, конечно, эти люди ещё живы).

Что такое земельная доля и чем она отличается от доли в земельном участке?

В 1991-1992 годах в России было принято несколько законов, которые утвердили порядок реорганизации колхозов и совхозов. Государственные предприятия должны были стать самостоятельными коммерческими организациями, а их имущество и земля подлежали приватизации.

Активы совхозов и колхозов передавались в собственность граждан, которые непосредственно трудились на этих предприятиях или каким-либо образом «содействовали развитию хозяйства» (речь о работниках социальной сферы: учителях, воспитателях и т. д.).

Этим гражданам выдавались на руки «Свидетельства» о том, что крестьянин получает от государства бесплатно в собственность «земельную долю», «земельный пай».

Владельцами земельных паёв, сказано в пояснительной записке к законопроекту, стали 12 миллионов граждан.

К 2002 году было приватизировано и перешло в собственность населения 112,7 миллиона гектаров обрабатываемой земли (82,7% процента от всей площади обрабатываемой хозяйствами земли).

В течение последующих двадцати с лишним лет граждане, наделённые паями, проводили юридическое оформление собственности на свои земельные доли и ставили участки на кадастровый учёт. (Селянам эта процедура также известна под названием «выделение земельного участка в счёт земельных долей»).

Однако так поступали далеко не все граждане, наделённые паями, объясняют авторы законопроекта.

«Поставлено на кадастровый учет всего около 20% сельскохозяйственных земель. Только 4 из 12 миллионов граждан, получивших земельные доли, юридически оформили свои права на земельную собственность», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По данным депутатов ГД, около 30 млн гектаров сельскохозяйственных до сих пор не оформлены, как полагается, и не поставлены на кадастровый учёт. Кадастровая карта страны пестрит белыми пятнами, а на деле угодья, которые в советское время были пашнями и пастбищами, заросли лесом, не обрабатывается.

Зачем забирать земельные доли у собственников?

Депутаты мотивирую свою идею тем, что земля не обрабатывается, а найти её собственника не представляется возможным. Граждане, которые получали свидетельства на паи, могли уехать в другой регион или умереть, не передав пай в наследство. То есть по сути земля является бесхозной, но государство не имеет законных рычагов, чтобы вовлечь её в оборот.

Колхоз наделил меня (моего родственника) землёй. Могут ли её забрать?

Если у вас на руках есть свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок в общедолевой собственности, если участок, о котором идёт речь, поставлен на кадастровый учёт и имеет кадастровый номер, если этот участок используется по назначению (вы сами его обрабатываете или передали кому-либо в аренду) можете вздохнуть с облегчением: никто на вашу собственность не посягнёт.

Другое дело, если у вас на руках имеется только старинное, не зарегистрированное в Росреестре свидетельство о получении пая (доли), размер пая выражен в балло-гектарах, а земельный массив, в котором предположительно находится ваша доля, не поставлен на кадастровый учёт, не имеет кадастрового номера. В этом случае земельная доля действительно отойдёт государству.

Как государство будет изымать невостребованные земельные доли?

Согласно законопроекту, схема вовлечения долей в оборот будет выглядеть так:

  1. Общее собрание участников долевой собственности выясняет, кто из граждан не оформил, как полагается, свои земельные доли. Эти доли считаются невостребованными.
  2. Список граждан публикуется в СМИ
  3. Орган местного самоуправления формирует из невостребованных долей земельные участки и ставит их на кадастровый учёт
  4. Образованные участки становятся собственностью органа местного самоуправления, который вправе продать эти участки или сдать в аренду.
Читайте также:  Статья 51. Рассылка материалов. Оповещение о заседании

А если у невостребованной доли всё-таки найдётся законный владелец?

Если он – гражданин РФ и постоянно живёт в России, то он может предоставить в орган местного самоуправления документы, подтверждающие право на земельную долю, и получить компенсацию:

  • либо земельный участок в размере земельных долей
  • либо денежное возмещение из муниципального бюджета при оценке земли по кадастровой стоимости.

Когда государство начнёт изымать земельные доли?

Согласно планам Государственной Думы, законопроект, который предложили депутаты Геннадий Кулик, Владимир Плотников, Айрат Хайруллин и другие, будет рассмотрен в весеннюю сессию Госдумы, то есть судьба документа определится в июле 2019 года.

Доля земельного участка и долевая собственность

Земельный участок может принадлежать как одному лицу, так и двум или более, что определяет возникновение права общей собственности.

Право общей собственности на земельный участок предполагает распределение комплекса прав и обязанностей в отношении данного участка между двумя и более лицами, являющимся его собственниками. Разновидностями общей собственности выступают долевая и совместная.

При долевой собственности доля каждого собственника четко определяется и фиксируется в соответствующем регистрационном документе. Если собственность является совместной, то доля отдельных лиц не определяется.

Однако при осуществлении каких-либо действий или операций с ним (раздел, продажа, оформление в аренду или собственность, предоставление части участка в аренду) или спорах неизбежно возникает необходимость выделения доли каждого собственника.

Доля земельного участка подразумевает возможность для собственника пользоваться, владеть и распоряжаться своей частью земельного участка по собственной воле и усмотрению, вне зависимости от наличия либо отсутствия согласия других собственников.

Понятие общей собственности на недвижимое имущество закреплено в ст. 244, п. 4 ГК РФ, где отмечается, что таковой является собственность двух или более лиц на имущество, которое невозможно разделить, не изменяя его назначение. Поскольку земля является особым ресурсом, обладающим свойством ограниченности, то право общей собственности на землю имеет определенную специфику.

Какие участки можно разделять на доли?

Земельные участки, согласно законодательству РФ, могут быть делимыми и неделимыми.

Делимыми признаются те участки, которые при их разделе не утрачивают свои существенные характеристики и могут продолжать использоваться по назначению.

Например, оставаться пригодными для застройки, ведения личного подсобного или сельского хозяйства, осуществления предпринимательской деятельности и т.п.

Делимые участки могут находиться в долевой или совместной собственности, причем совместная может быть преобразована в долевую путем выделения долей отдельных субъектов.

Неделимые участки не представляется возможным разделить на отдельные доли без причинения непоправимого вреда их рациональному использованию по назначению и потери их стоимости.

Если деление приведет к нарушению градостроительных регламентов, санитарных и противопожарных норм, природоохранных требований, или площадь вновь образованных участков меньше установленных местными органами власти норм для соответствующего вида целевого назначения, то он не подлежит делению.

Так, неделимым может быть участок, на котором расположен многоквартирный дом или сельскохозяйственное сооружение. Для них при наличии двух или более собственников применимо только право совместной собственности.

Порядок выделения земельной доли

Любой субъект долевой собственности может потребовать выделить его долю в общем земельном участке.

В первую очередь при этом следует удостовериться, что нет прямого запрета на выделение, что участок действительно является делимым и при его разделении либо выделении доли отдельных собственников не будут нарушены права третьих лиц.

Если участок неделим, то лицо, инициировавшее выделение доли, может получить ее компенсацию от остальных собственников в денежной форме.

Среди характеристик одного земельного участка, имеющего двух или более владельцев, различают реальные или идеальные доли. Реальная доля – это часть земли с установленными на местности границами.

Идеальная доля представляет собой просто указание дробной части, принадлежащей конкретному собственнику, по отношению к общей площади участка (1/2, 1/3, 1/4 и т.д.), и на местности не отображается.

Для выделения своей доли из состава делимого земельного участка сельскохозяйственного назначения созывается общее собрание всех участников, имеющих право долевой собственности. Расположение доли на местности нужно указать на плане и обозначить ее границы.

Если согласие остальных участников получено, то оно оформляется протоколом и служит основанием для последующих процедур по оформлению права собственности на данный земельный участок. В других случаях, если невозможно созвать собрание, следует оповестить всех без исключения остальных собственников в письменной форме и получить их согласие.

Если в течение месяца возражений не поступило, то расположение участка можно считать согласованным.

Если соглашение с другими собственниками о выделе доли достигнуть не удалось, то можно подать заявление в суд.

Далее при наличии согласия других собственников или положительного решения суда составляется проект раздела участка и проводится межевание. Для этого приглашается кадастровый инженер территориального органа Росреестра или частное лицо, имеющее лицензию.

Оформление земельной доли в собственность и ее регистрация

Для регистрации выделяемой доли следует перевести его в новый статус – как отдельного земельного участка.

На основании документа о межевании и правоустанавливающего документа на земельную долю участок ставится на кадастровый учет в территориальном органе Росреестра. Однако присвоение кадастрового номера еще не является достаточным для преобразования объекта в самостоятельное недвижимое имущество.

Права собственника вступают в силу только после того, как право на земельный участок зарегистрировано в регистрационной палате. По факту регистрации выдается соответствующее Свидетельство. Затем можно получить и кадастровый паспорт участка.

При выделе доли земельного участка происходит прекращение права общей собственности, поскольку в результате возникают два или более отдельных участка, имеющие разных собственников. Возможна и ситуация, когда свои доли одновременно оформляют несколько или даже все участники долевой собственности.

Особенности сделок с долями земельных участков

Процедуры купли-продажи доли земельного участка имеют такую особенность, как «преимущественные права покупки». Ими обладают все остальные собственники, имеющие доли в этом же земельном участке.

Это значит, что для оформления сделки о продаже своей доли стороннему лицу необходимо получить письменное согласие остальных дольщиков, заверенное нотариусом. А перед этим нужно обязательно предложить каждому из них приобрести продаваемый участок с указанием его окончательной цены.

При отказе от покупки всеми дольщиками эта цена не может быть изменена и для стороннего покупателя.

Если хотя бы один дольщик не был оповещен о продаже доли земли, не дал согласия, либо доля была продана стороннему лицу по более низкой цене, чем предлагаемая дольщикам, то сделка может быть опротестована другими собственниками участка в суде в течение 3-х месяцев с момента подписания и оформления.

Доли земельного участка могут сдаваться другим лицам в аренду, наследоваться или быть подаренными в соответствии с общими нормами законодательства РФ. Но при этом на владельцев или арендаторов земельных долей возлагается ряд дополнительных обязательств:

  • своевременная уплата арендной платы или земельного налога;
  • использование земли эффективно и в соответствии с ее целевым назначением;
  • недопущение экологического загрязнения земли или ухудшения ее природных свойств;
  • соблюдение прав и законных интересов других владельцев долей данного земельного участка или законных арендаторов;
  • ведение строительства на своем участке в соответствии с землеустроительными, градостроительными, противопожарными, санитарными и иными нормами, для арендатора – обязательное согласование действий по возведению построек с собственником и другими дольщиками.

Невостребованные земельные доли

Невостребованной земельной долей (для земель сельскохозяйственного назначения) считается доля:

  • права на которую не зарегистрированы в порядке, установленном законодательством, и гражданин-собственник не предоставил ее в аренду или не распорядился как-то иначе в течение 3-х и более лет подряд;
  • сведения о собственнике которой отсутствуют в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий;
  • умершего собственника при отсутствии наследников, заявивших права на наследство.

Орган местного самоуправления составляет список невостребованных земельных долей, публикует их в официальных территориальных СМИ и на своем сайте, а также предоставляет его общему собранию участников долевой собственности для утверждения. После утверждения списка собранием или по истечении 4-х месяцев орган местного самоуправления обращается в суд для признания им указанных участков невостребованными и затем переводит их в муниципальную собственность.

В течение месяца после решения суда орган местного самоуправления публикует извещение о возможности приобретения земельных долей в собственность по цене 15% от кадастровой стоимости.

Преимущественное право на их приобретение имеют дольщики этого же земельного участка.

Если за 6 месяцев покупатель не находится, участок оформляется в отдельный и продается уже на общих условиях, установленных для продажи земель, в том числе с использованием аукционов.

Ссылка на основную публикацию